страница 1 |
|
Похожие работы
|
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы учителя музыки - страница №1/1
![]() (из опыта работы учителя музыки Сахаровской сош Каплина А.А) Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?». Тема урока: «Героические страницы истории России в искусстве». Цели: подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что музыка, равно как и другие искусства, черпает свои образы и темы из жизни Задачи: - увлечь учащихся музыкой; через произведения искусства познакомить учащихся со страничкой истории нашей страны (Гражданская война); закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности; - воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, ее историческому прощлому; - развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение, творческое воображение; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей; певческий голос; эмоциональность; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; Тип урока: изучение нового материала. Музыкальный материал: 1. «Песня о маленьком трубаче» С.Никитина, С.Крылова. 2. Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана. 3. «Последний бой» Я.Френкель (из к/ф «Новые приключения неуловимых»). 4. «Погоня» Я.Френкеля, Р.Рождественского.
У: - Знакомая музыка звучала при входе в класс? Д: - Это «Песня о маленьком трубаче». У: - Как эта песня связана с историей нашей страны? Кому она посвящена? Д: - Она рассказывает о юных детях – героях Гражданской и Великой отечественной войны. У: - Назовите имена некоторых из них. (Ответы учащихся из домашних заготовок.) Молодцы. IV. Работа над песней. Выразительное исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина. (Песня разучивалась на предыдущем уроке.) У: - Какие чувства она у вас пробуждает? Д: - Гордость, волнение, печаль, скорбь (и пр.). У: - Можно ли поступок трубача назвать героическим? Объясните, пожалуйста, ответ. Д: - Да. Ценой своей жизни он спасает целый полк. У: - Вы хотели бы иметь такого друга? (Да.) Давайте исполним песню так, будто бы он, трубач, ваш общий друг. (Исполнение песни классом стоя.) У: - Спасибо. Можете садиться. (Учащиеся садятся.) У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства? (Да.) У: - Кто в момент исполнения увидел эту песню? (Дети поднимают руки.) V.Работа по теме урока. Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана (слушание и анализ песни) У: - Исполняя «Песню о маленьком трубаче» С.Никитина мы представляем в своем воображении подвиг и гибель юного бойца. Что вы увидите в своем воображении, слушая вот такую песню? (Звучит «Тачанка».) Д: - Конница мчится, степь, погоня (и пр.). У: - Что в музыке вам подсказало, что это конница? Д: - В оркестре слышен цокот копыт. У: - Были ли здесь еще какие – либо изобразительные детали? Д: - Да. Стрельба из пулемета. У: - Какой группой инструментов изображены цокот копыт и стрельба из пулемета? Д: - Ударными инструментами. У: - Что указало на то, что конница мчится? Д: - Быстрый темп, громкая динамика. У: - Какие чувства, желания появились у вас, в момент звучания песни? Д: - Радость, поднялось настроение, гордость за родину (и пр.); хочется присоединиться к коннице и в бой (и пр.). У: - Песня понравилась? (Да!) Это прозвучала песня «Тачанка» композитора К.Листова и поэта М.Рудермана (Слайд 2.) Почему и композитор, и поэт посвятили песню тачанке? (Ответы учащихся.). У - Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев-первоконников (Слайд 3.). Как же появилась песня «Тачанка»? (Слайд 4.). История создания песни Поэт М.Рудерман У: - В далеком 1936 году поэт Михаил Исаакович Рудерман (1905—1984) написал стихотворение о тачанке. У себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки — бойцы спешили на юг, добивать Деникина… Это были незабываемые впечатления детства. Композитор К.Листов У: - Стихотворение опубликовали в газете “Правда”. Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке «Песни Страны Советов». Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном. Он восемнадцатилетним пареньком добровольно пришел в Красную Армию, защищал родную Советскую власть. Боевую тачанку он знал не по картинам… Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания «Тачанки» (учитель зачитывает текст):
После К.Листов поступил в Саратовскую консерваторию. Окончив ее, он приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, ему сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень — героический боец революции, верный ей до последнего вздоха. Только в стихах он не мертвый, а бессмертный, живой… Композитор мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову, руководителю ансамбля, песня так понравилась, что он тут же сказал: «Будем петь ее не меньше пяти лет… Ее запоют все!» (Слайд 5.) 18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили «Тачанку» в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции. Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией кинохроники короткометражный фильм «Песня о тачанке» — один из первых опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Художник М Греков У: - Перед вами репродукция известной картины русского художника М.Грекова «Тачанка» (Слайд 5.) и ее автор - художник Митрофан Борисович Греков (1882—1934) (Слайд 7.). Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. Однажды художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина « Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников. Анализ картины «Тачанка» У: - Вернемся к картине. (Слайд 8.) Всмотритесь в неё. (Рабочая пауза.) Что изображено на картине? Д: - Изображена картина боя. Под палящим солнцем мчатся тачанки. Бойцы – красноармейцы стреляют из пулемета (и пр.). У: - Прислушайтесь к картине. (Рабочая пауза.) Можно ли ее назвать «звучащей» картиной? Объясните, пожалуйста, ответ. Д: - Картину можно назвать «звучащей». В ней слышатся крики бойцов, пальба из пулемета, ржанье лошадей (и пр.). Картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова. У: - Какие чувства, желания вызывает у вас картина? Д: - Волнение и гордость, желание участвовать в этом сражении (и пр.). Кажется, что кони только мелькнут перед глазами и скроются вдали.
У: - Вы сказали, что «картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова». В чем заключается это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую викторину. Будьте внимательны. (Слайд 8.) - Ощущаете ли вы в картине движение? (Да.) Есть ли движение в песне? (Да.) - Движение (темп) в картине быстрое или медленное? (Быстрое.) А в песне? (Быстрый темп.) - Ритм картины ровный или нет? (Не ровный.) Ритм песни? (Не ровный.) - Каково звучание (динамика) картины? (Громкая.) А динамика в песне? (Громкая.) У: - В чем заключается сходство песни и картины? Д: - Они похожи средствами выразительности. И в песне и на картине мы видим события Гражданской войны, бойцов, тачанки. Лошадей (и пр.). У: - Молодцы! Вы были очень внимательными.
Д: - Это же музыка к песне «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых»! У: - Что чувствовали во время слушания музыки? Д: - Тревожность, радость, хочется скакать на лошадях (и пр.). У: - Эту музыку можно увидеть? Д: - Да. Сразу же видишь погоню, конницу (и пр.). У: - Эта песня всем хорошо знакома. Давайте исполним ее. (Исполнение песни классом. Слайды 11 – 13.) У: - Молодцы! Анализ песен «Погоня» и «Тачанка». У: - Сравните песни «Тачанка» и «Погоня». Д: - Они похожи. Обе о Гражданской войне, о детях – героях. Вызывают одинаковое настроение и желание сражаться за родину. Обе в быстром темпе, стремительные, имеют неровный ритм, слышится бег лошади (и пр.). У: - Верно. VI. Подведём итоги У: - Назовите виды искусства, которые присутствовали сегодня на уроке. (Слайд 14.) Д: - Музыка, литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура), киноискусство. У: - Что их объединило сегодня на уроке? Д: - Их объединила история нашей страны – Гражданская война. У: - А зачем авторы этих произведений создали эти произведения? Д: - Для того, чтобы люди разных поколений знали об историческом прошлом нашей Родины, помнили и чтили память тех, кто сражался за Родину. У: - Спасибо за работу на уроке Дома подумайте над вопросом: «Можно ли героев песен, картины, скульптур, которые присутствовали сегодня на уроке, назвать богатырями?» (Слайд 15.) Выход из класса. (Звучит «Последний бой» из к/ф «Новые приключения неуловимых».) |
ещё >> |