Письменность и знания древних египтян - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Религия древних египтян Цели урока: Образовательные 1 135.15kb.
Вопросы для вступительных экзаменов в бюджетную заочную аспирантуру... 1 28.42kb.
Темы Вашего учебного проекта 1 59.26kb.
Урок 12. Религия Древнего Египта 1 85.5kb.
Как появилась письменность у древних славян 1 144.91kb.
«Религия древних египтян» 1 110.14kb.
Наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как 1 106.3kb.
Религия древних египтян. 5 класс (история) 1 77.13kb.
Сто великих пророков и вероучителей москва "вече" 2003 79 13566.87kb.
Экзаменационные билеты по мировой художественной культуре для проведения... 1 28.34kb.
Религия древних египтян 1 52.17kb.
О великий, могучий русский язык (интеллектуально познавательная игра) 1 47.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Письменность и знания древних египтян - страница №1/1

Открытый урок в 5 классе.

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Цели урока:

  1. сформировать представление учащихся с историей возникновения письменности, раскрыть особенности древнеегипетского письма;

  2. развивать умение работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы;

  3. воспитывать любознательность, интерес к историческому прошлому и уважительное отношение к умственному труду.


Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал (карточки), карта «Древний Египет», рабочий лист.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.(15 мин)

    1. 2 ученика (по желанию) работают у доски с терминами. Их работу оценивают и рецензируют 2 эксперта.

    2. 1 ученик (по желанию) работает на интерактивной доске. Задание -сопоставьте древнеегипетских богов, их изображения и явления природы. Работу оценивает и рецензирует эксперт.

    3. 2 ученика на местах (по желанию) работают с карточками. Задание решение хронологических задач.

    4. Устный опрос (индивидуальный опрос)

- Расскажите о первом чуде света- о пирамидах. (1 ученик)

-Покажите на карте, где находятся пирамиды? Как определить словами это место? Почему гробницы и пирамиды строили именно здесь? (1 ученик)

- Опишите египетский храм. (1 ученик)


    1. Устный опрос ( фронтальный опрос)

- Какие правила должны были соблюдать египетские мастера изображавшие богов, фараонов и вельмож?

II. Изучение нового материала. (25 мин)

1. Письменность древних египтян.

В Древнем Египте так же как и в Двуречье письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира, более 5 тыс лет назад., когда знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти.

Стены египетских храмов, гробниц, саркофаги, а также простые черепки битой посуды покрыты загадочными письменами. Древние греки, увидев эти письмена, сочли их священными, выполненными жрецами и назвали их ИЕРОГЛИФАМИ, что с древнегреческого переводится как «священная резьба».

Работа с термином (на доске новое слово – иероглиф – знаки для письма).

В египетском письме более 700 (750) иероглифов.

Первые иероглифы были рисунками, изображавшими все то, что египтяне хотели сказать.

Например, солнце изображали в виде диска, луну – полумесяц, воду – волнистые линии, человек – фигурка и т.д.

Вопрос: Удобно такое письмо?

(Ответы детей: - не надо учить правила; многие плохо рисуют и не смогут объяснить, что хотели; )

Вопрос: Все ли слова можно нарисовать? Что нарисовать нельзя?

(Имена)


Да, такое письмо не передавало звуков, и многие слова, имена нельзя было передать рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. Знаки стали обозначать не только слова, явления, но и звуки.

Особенность древнеегипетского письма состояла в том, что в нем не было иероглифов, обозначающих гласные звуки; гласные произносились, без них нет устной речи, но при письме они пропускались. Также одним иероглифом передавалось два и даже три согласных звука. Среди иероглифов были такие, которые не произносились при чтении, их пропускали, это знаки-определители, они служили подсказкой, и только с их помощью можно было правильно прочитать текст.

Долгое время египетское письмо хранило свои тайны.



Вопрос: Кто же смог разгадать это сложное письмо?

Учащиеся работают с текстом учебника (стр. 60)
«Тайна египетских иероглифов»

В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта, помог это сделать французский ученый Франсуа Шампольон.

Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было всего лишь 11 лет. Однажды он с отцом пошел в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта, Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: «Я прочту это, когда вырасту».

Всю свою жизнь Франсуа Шампольон стремился к этой цели. Он изучил много древних языков, познакомился с историей Древнего мира. В 1807 году, когда ему было только 17 лет, он сделал свой первый доклад о Древнем Египте в Академии наук города Гренобля. Через 15 лет он открыл метод прочтения древнеегипетских табличек с иероглифами.

Через 6 лет после своего открытия он приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы, чтобы открыть их тайну. Толпы местных жителей приходили посмотреть на иностранца, который «подарил» Египту его историю.

Вопрос: - Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
- Как вы думаете, трудно ли было ученому открыть тайну египетских иероглифов?

2. Египетские папирусы.

Учитель: В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма – папирус. Как его изготавливали, нам расскажет … (ФИ ученика приготовившего сообщение об изготовлении папируса)



2 ученика этим летом отдыхали с родителями в Египте, привезли папирус и выразили желание сделать сообщение об его изготовлении.

Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали –получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать как обычную бумагу. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубочки – свитки и так хранили.

Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе на уроке письма. Пользуясь знаками –иероглифами на стр. 60, а также своими, составьте предложения, а мы попробуем его прочитать.

1 ученик (по желанию выполняет задание на доске).


Вопрос: Как вы думаете, легко было овладеть грамотой в Древнем Египте?

(Ответы учеников)


3. Школа и научные знания.

Умеющий читать и писать казался в египтянам настоящим мудрецом.

Работа с учебником (стр. 61 п.3). Ответить на вопросы:

- Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)

-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)

-Чему учили в школах? (Читать и считать)

- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел. Определите с помощью таблицы, какое число записано на доске.(21012)

- Составьте свое число.

1 ученик (по желанию выполняет задание на доске).



Вопрос: Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся сейчас.? Чем удобнее?

(Ответы учеников)

Учитель обобщает: Написание больших чисел занимало в Египте много места, система счета была сложной. Тем не менее, египтяне знали все четыре математических действия и умели решать сложные задачи.

Задание: Рассмотрите рис. стр. 60 «письменные принадлежности». Попробуйте объяснить как ими пользовались.

(Ответы детей)

Учитель: Писцы носили с собой в футляре заостренную палочку (тростинку) для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями (для черной и красной краски). Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. (Отсюда выражение «красная строка» -новая строка с которой начинается текст.)

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил.

Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были врачи разных специальностей, особенно славились хирурги, которые делали сложные операции; окулисты и зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки, соли.


Работа с документом.

На стр. 61 есть исторический документ «Поучение писцов ученикам».

После выразительного чтения документа ученики отвечают на вопросы:

- Как учителя поддерживали порядок на занятиях?

- Что означало выражение «Ухо мальчика на его спине»?

- Чем была привлекательна должность писца?

- А в современное время важно быть грамотным? Почему?
3. Закрепление изученного на уроке.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из низ имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» - да.

Условия игры: Ученики слушают текст , который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками)и на каждое предложение поднимают сигнал. После 3 ошибок подряд игра останавливается.

Текст игры:

1 В египетском письме более 200 иероглифов. – (700)

2. Иероглифы – это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. – (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки – свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. – (писцов и жрецов)

8. В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. – (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +

Рефлексия :

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

-Понравился урок?

- Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Домашнее задание: § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу.



Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Приложение 1.



«Тайна египетских иероглифов»

В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта, помог это сделать французский ученый Франсуа Шампольон.

Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было всего лишь 11 лет. Однажды он с отцом пошел в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта, Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: «Я прочту это, когда вырасту».

Всю свою жизнь Франсуа Шампольон стремился к этой цели. Он изучил много древних языков, познакомился с историей Древнего мира. В 1807 году, когда ему было только 17 лет, он сделал свой первый доклад о Древнем Египте в Академии наук города Гренобля. Через 15 лет он открыл метод прочтения древнеегипетских табличек с иероглифами.

Через 6 лет после своего открытия он приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы, чтобы открыть их тайну. Толпы местных жителей приходили посмотреть на иностранца, который «подарил» Египту его историю.

Вопрос: - Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
- Как вы думаете, трудно ли было ученому открыть тайну египетских иероглифов?

Приложение 2


Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали –получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать как обычную бумагу. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубочки – свитки и так хранили.

Рабочий лист
Дата ______________________ ФИ ученика _____________________________________
1 Работа с терминами:

Иероглифы – это _______________________________________________________________

2. Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе на уроке письма. Пользуясь знаками –иероглифами на стр. 60, а также своими, составьте предложения, а мы попробуем его прочитать.

____________________________________________________________________________

3. Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел. Составьте свое число.


____________________________________________________________________________

Рабочий лист
Дата ______________________ ФИ ученика _____________________________________
1 Работа с терминами:

Иероглифы – это _______________________________________________________________

2. Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе на уроке письма. Пользуясь знаками –иероглифами на стр. 60, а также своими, составьте предложения, а мы попробуем его прочитать.

____________________________________________________________________________

3. Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел. Составьте свое число.


____________________________________________________________________________


Карточка № 3.

Задание:

Вставьте пропущенные даты. Сосчитайте и заполните пропуски.


- Единое государство в Египте образовалось в …. г до н.э., в ……. тысячелетии до н.э.
Это было около ……. веков назад.
- Тутмос III совершил свои походы в …. г до н.э., в ……. тысячелетии до н.э.

Это было около ……. веков назад


- Пирамида Хеопса построена в …. г до н.э., в ……. тысячелетии до н.э.

Это было около ……. веков назад.



Карточка № 4

Соотнесите имена богов и чему они покровительствовали:


  1. Амон-Ра А. Бог растительности, фараон в царстве мертвых

  2. Тот Б. Богиня правды

  3. Хапи В. Покровитель фараонов

  4. Осирис Г. Бог солнца

  5. Гор Д.Бог пустыни, зла, войны

  6. Анубис Е. Бог Нила

  7. Сет Ж. Бог в царстве мертвых

  8. Маат З. Бог мудрости, изобретатель письма



Карточка № 5

Соотнесите имена богов и явления природы, события которые они олицетворяют:


  1. Амон-Ра А. Смена времен года

  2. Тот Б. Звездное небо

  3. Хапи В. 50 дней дует ветер-суховей

  4. Осирис Г. Возникновение письменности

  5. Нут Д. Разливы Нила

  6. Анубис Е. Смена дня и ночи

  7. Сет Ж. Бальзамирование



Карточка № 6

Вставьте пропущенные слова и составьте пирамиду власти в Древнем Египте:
1. Фараон

2. ………


3. Чиновники

(писцы)


4. ………

5. ремесленники

и крестьяне

6. ………..








Брак — это гавань в бурю, но чаще — буря в гавани. Жан Пти-Сенн
ещё >>