Песня в самом человеке - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анастасия Новых. «Притча о самом счастливом и богатом человеке» из... 1 37.86kb.
Список условных сокращений для жанров песенного фольклора 7 1243.85kb.
Правдивая история о самом правдивом человеке в мире 1 38.59kb.
Эрвин Гааз Лариса Маслова 78 этюдовдляАлис ы 9 1091kb.
Эрвин Гааз Лариса Маслова 78 этюдовдляАлис ы 9 989.05kb.
Заключение 4 Литература 5 1 31.51kb.
2 курсу (1 пол. 19 века) и 3 курсу з/о 1 248.81kb.
Магистерской диссертации «Анализ насилия во французском экзистенциализме» 1 51.16kb.
Мариуш Вильк Волчий блокнот Волчья тропа 13 2116.61kb.
Зайдуллиной Лидии Ярисовны, учителя высшей категории Уфа 2010г. 1 107.65kb.
Колыбельная песня 1 33.81kb.
Елабужского муниципального района Республики Татарстан 1 156.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Песня в самом человеке - страница №1/1

Песня - в самом человеке

Алек­сандра Николаевна Пахмутова. Вот уже по века ее песни постоянные спутники в жизни русских людей. Причем спутники не одного, а нескольких поколений, начиная с тех, кто осваивал целину, кто строил в Сибири сверхмощные электростанции, кто покорял тайгу. Их поют люди, привыкшие шагать по земле походкой первооткрывателя и созидателя, чув­ствующие огромную ответственность за счастье и мир на нашей планете, люди, которые во имя этого счастья и мира отправляли и отправляют в межпланетные полеты космические корабли.

Яркие, мелодичные песни Александры Пахмутовой это летопись многих дней нашей страны.

«Нам песня строить и жить помогает...» эти слова как нельзя более относятся к творчеству лауреата Государственной премии СССР и премии имени Ленинского комсомола, народ­ной артистки СССР Александры Пахмутовой.

Сегодня мы узнаем о том, как пришла она в музыку, как не сразу нашла свой любимый жанр песню, и о том, как создавались ее произведения.

Как рождается песня?

— Из сердца, — просто отвечает Александра Николаевна, — она рож­дается из души, из глубины наших чувств, настроений, впечатлений, из нашего воображения. Мир наших чувств огромен, неисчерпаем. А сколько у каждого чувства оттенков, нюансов! Столько, наверное, может возникнуть и мелодий.

— «Мир представляется мне бесконе­чной симфонией...», — сказал когда-то известный литовский художник и компо­зитор Чюрленис, — продолжает Александра Пахмутова. — Это, на мой взгляд, очень точно и справедливо. Когда напишешь песню, кажется: все, «выло­жился» до конца. И когда начинаешь новую, боишься, что не сможешь!.. А бывает, песня сама придет, как приснится. Иногда кажется, что она уже была где-то в глубине, только трудно ее извлечь, освободить. Значит песня живет в самом человеке, а не в нотах и не в рояле...

Песня — в самом человеке... Пахмутова говорит это и о себе, и о других, о тех, кто пишет музыку и стихи, и о тех, кто берет эту песню, как путеводную звезду, в длинный, полный исканий и отк­рытий жизненный путь. И это прекрас­но...

Музыка вошла в жизнь Александры Пахмутовой с раннего детства. Тогда она и не помышляла, что станет композито­ром. В роду старого коммуниста рабо­чего Николая Андриановича Пахмутова музыкантов не было, но Николай Андрианович был большим любителем му­зыки, и маленькая Аля тоже очень рано обнаружила музыкальные способности. Уже- в пятилетнем возрасте сочинила она свою первую фортепианную пьесу «Пе­тухи поют», не раз участвовала в смотрах детского творчества. 22 июня 1941 года, в тот день, когда началась война, она должна была выступать на концерте в областном театре. Тогда ей было двенад­цать с половиной лет.

Семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. Занятия музыкой пришлось прервать: дома, конечно, не было рояля. Но в госпиталях хорошо знали прелест­ную белокурую девчушку с аккордеоном в руках; она часто пела раненым их люби­мые песни, исполняла и собственные сочинения, хотя песен сама еще не писа­ла.

В 1943 году Аля приехала в Москву, чтобы продолжить музыкальное образо­вание. Приемная комиссия Центральной музыкальной школы для одаренных детей при Московской консерватории зачислила девочку сразу в шестой класс и записала в своем решении: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом. Она отстает от своих сверстников по тех­нической подвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив».

Перспективы не замедлили сказаться. И не случайно в документальном кино­фильме «Юные музыканты», созданном в 1945 году, зрители увидели и услышали Алю Пахмутову, исполнявшую свое Скерцино из фортепианной Сонатины. А в 1948 году, с отличием окончив школу.

она стала студенткой композиторского отделения Московской консерватории по классу замечательного композитора Вис­сариона Яковлевича Шебалина. Среди многих ее интересных работ, созданных в консерваторские годы и в годы аспиран­туры, были и обработки русских народ­ных песен, и первая собственная песня «Походная-кавалерийская». Эта песня стала победительницей на консерватор­ском песенном конкурсе. Были созданы и крупные сочинения — Симфоническая сюита, Концерт для трубы с оркестром, кантата «Василий Теркин», в которых нельзя было не почувствовать, что яркая и индивидуальная песенность лежит в основе сильного композиторского дара молодого автора. Вскоре Пахмутова пишет симфонические увертюры «Юность» и «Тюрингия», лирические пес­ни, музыку к радиоспектаклям и к кино­фильмам «По ту сторону», «Семья Уль­яновых». А после появления песен «Гео­логи» и «Забота у нас простая» из фильма «По ту сторону», посвященного комсо­мольцам 20-х годов, сражавшихся за Советскую власть на Дальнем Востоке, имя Пахмутовой стало широко известно.

А сама она — беспокойная, увлечен­ная, требовательная к себе и к тем, кому она дарила песни, ездила по стране, по комсомольским стройкам, стремилась побывать там, где трудились самые сме­лые, самые дерзкие молодые ребята. И после каждой поездки возникали новые песни. Строители Братска, которым она посвятила знаменитый цикл «Таежные звезды», писали ей: «Наша стройка будет долго жить в Ваших песнях. А Ваши песни будут жить в гудении проводов и в шуме воды на плотине». Песни-зари­совки быта стройки, яркие портреты молодых строителей это и «ЛЭП-500», и «Марчук играет на гитаре», и «Девчонки танцуют на палубе», и «Письмо на Усть-Илим», да разве все перечислишь?!

Песни Александры Пахмутовой адре­сованы не только юношам и девушкам, пришедшим на комсомольские стройки

страны. Немало прекрасных песен, вокальных циклов и кантат посвящены и пионерам. Это —«Ленин в сердце у нас». «Красные следопыты», «Отрядные пес­ни», «Орлята учатся летать», «Гайдар шагает впереди», «Песня о Мальчише-Кибальчише», «Если отец герой», «Звез­допад», «Добрая сказка»...

«Главное, ребята, сердцем не ста­реть» — одна из лучших песен Пахмуто­вой, стала своеобразным девизом всего ее творчества. Хорошая песня всегда молода, но как не просто достигнуть этой истинной юности! У Пахмутовой, види­мо, есть особый дар: она всегда молода душой. Настоящий комсомольский ком­позитор, она никогда не останавливается на достигнутом. Для Александры Пахму­товой всегда, говоря словами одной из ее песен, «продолжается бой, и сердцу тре­вожно в груди...»

— Я пишу песни для молодежи, — рассказывает Александра Николаевна, — и счастлива, если они, подобно теплым личным письмам, находят адресатов. Встречи с комсомольцами светлы и отрадны для меня, обогащают новыми идеями, дают заряд жизненной энергии, прилив творческих сил. Мне близки непо­средственность и пылкость юности, соче­тающиеся с мужеством и романтической мечтой. Комсомол познакомил и подру­жил меня со многими выдающимися людьми нашего времени, и я, как поется в одной из моих песен, никогда не расста­нусь с комсомолом...

Действительно, герои «Песни о тре­вожной молодости» — первые комсо­мольцы нашей Родины; а думы и чаяния комсомольцев начала 60-х годов отра­жены в песнях «Хорошие девчата, завет­ные подруги» и «Старый клен». И разве не о сегодняшних ребятах сложены такие песни Пахмутовой, как «Геологи», «На­дежда», «Надо мечтать», «Мелодия»?! А «Яростный стройотряд», «Комсомоль­ский секретарь», «Робинзонада» Вот еще одно очень важное высказы­вание композитора: «Песня — это всегда немножко признание в любви: если вас что-то взволновало, если вам что-то очень понравилось, вам хочется поде­литься с людьми. Вспомните первые полеты в космос. Всем хотелось писать о них. Был естественный период общей влюбленности в этих реальных героев...» Александру Пахмутову и ее постоян­ного соавтора и друга, мужа, поэта Нико­лая Добронравова связывали теплые дру­жеские отношения с первооткрывателем космоса Юрием Гагариным. И когда Гагарина не стало, то Пахмутова и Доб­ронравов захотели рассказать о нем язы­ком музыки, поэзии; и даже не просто песни, а песенного цикла, чтобы отте­нить разные стороны характера, лично­сти этого замечательного человека, дать его объемный портрет в тесной взаимо­связи с эпохой. Так родился цикл «Соз­вездие Гагарина», отличающийся удиви­тельной глубиной, чуткостью, красотой, мужественной скорбью и вместе с тем высокой гордостью за таких людей, которые вырастают на нашей земле. Не случайно кто-то из журналистов очень

точно охарактеризовал этот цикл как оптимистическую трагедию. «Знаете, каким он парнем был...», «Как нас Юра в полет провожал...» — какие поразитель­ные песни, сколько в них чувства тепло­ты, благодарности и истинной боли поте­ри!..

Пахмутова-композитор остро чув­ствует романтику современности. Роман­тичны для нее и каждый день нашей жиз­ни, и неугасимая память о прошлом; романтичны люди, тайга, космос, море и даже хоккейный лед. Романтика в своих проявлениях неисчерпаема — нужно только уметь видеть, слышать, пропус­кать увиденное и услышанное через соб­ственное сердце, и тогда появятся и пес­ни, и чисто симфонические сочинения, и вокально-симфонические полотна, и музыка для кино или театральной сцены.

Есть у Пахмутовой несколько тем, с которыми, как с комсомолом, она не рас­стается никогда. Например, тема памяти о минувшей войне. Вспомним такие ее произведения, как «Песня-сказ о Мамае­вом кургане», «Смоленская дорога», «Бе­лоруссия», «Весна сорок пятого», «Неиз­вестный солдат», «Горячий снег», «Кто отзовется», «Совесть мира». Не менее важна для нее и другая тема, связанная с защитниками Родины. Она воплотилась в таких песнях, как «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты», «Усталая подлодка», «Небо голубое»... Или еще одна, спортивная тема. Почти двадцать лет назад Пахмутова впервые прикосну­лась к ней в своем творчестве, сочинив оркестровый марш «Динамо». А затем, искренне увлеченная спортом, она бывала на состязаниях, спартакиадах, Олимпийских играх, и, как всегда это у нее случается, — эмоциональные наб­людения, ощущения и впечатления выли­лись в песню. «Мяч и шайба», «Трус не играет в хоккей», «Альпийский огонек», «Герои спорта», «Марафон», «Песня о тренере»... В канун Олимпиады-80 Пах­мутова написала несколько произведе­ний (не только песни), которые сложились в яркий олимпийский цикл: здесь и позывные Олимпиады, «Торжественные фанфары на зажжение огня», и три пес­ни, образно раскрывающие девиз Олим­пиады «Быстрее, выше, сильнее!»: «Все быстрей», «Мне с детства снилась высо­та», «Богатейшая наша сила». Здесь и изумительно-трогательное прощание с олимпийским Мишкой («На трибунах становится тише»).

Мы упомянули о разных темах в твор­честве Александры Пахмутовой. Но, говоря шире, тема, которая ее постоянно волнует, одна. Она связана с мыслью о том, что человек должен жить в мире и должен быть достоин этого мира, прео­бразуя его к лучшему и помня о прошлом. Так из ее песен складывается огромное, живое, многоликое полотно Времени и Жизни мира. И не перестает изумлять и радовать редкостная щедрость таланта композитора, изобретательность в новых поворотах музыкального мышле­ния, совершенствования формы песни и добрая, завидная ненасытность исканий. Как говорил великий Модест Петрович Мусоргский: «Вперед, к новым берегам!». Вперед — значит в путь. И в этом пути Александру Пахмутову сопровождает постоянный образ, который она очень любит. Это — образ звезд. Поэтому и родились такие циклы, как «Таежные звезды» и «Созвездие Гагарина». Коне­чно же, образ звезд не случаен и в таких песнях, как «Нежность» («тебе дарят звезды свою нежность»), «Звездопад», «Звезда рыбака», «Звезды „Мехико"». Вот что говорит об этом сама Пахмутова: «Почувствовать ритмы строек, настрое­ние людей, черпать у них вдохновение жизни, творчества, своей человеческой силы. — это, мне кажется, сама песня! Звезды — это прежде всего люди, строи­тели наши; звезды — это и их прекрас­ные творения: электростанции, линии ЛЭП, дороги, города и поселки... Прав­да, и сами звезды в тайге необыкновен­ные, будто из другой галактики...»

И, вероятно, не случайно ученые-астрономы подарили Александре Пахму­товой... звезду. Официальный документ Академии наук СССР гласит: «Институт теоретической астрономии, возглавля­ющий в Советском Союзе работы по малым планетам, настоящим свидетель­ствует, что малая планета № 1889, отк­рытая советскими астрономами, полу­чила название в честь Александры Нико­лаевны Пахмутовой».

А сколько еще не открытых звезд не только на небе, но и на земле, рядом с нами, среди нас?! Мы ищем эти звезды в своих помыслах, мечтах, делах, поступ­ках, людях. И находить их нам помогает музыка композитора Пахмутовой. Ее мелодии знакомят нас друг с другом, объ­единяют, ведут по жизни. Ведь часто, как мы могли уже заметить, герои этих песен носят и конкретные имена, взятые из жизни.

— Мне очень везет на хороших людей, —любит повторять Пахмутова. — Что ни человек — то живая песня... Возможности песен поистине безгранич­ны: они звучат шире, чем любые другие виды музыкального искусства. Песня воздействует на людей, даже самых неис­кушенных в музыке. А следовательно, ответственность художника, работа­ющего в этом жанре, необычайно высо­ка. Песня должна нести большие идеи. нравственные идеалы, должна воспиты­вать человека.

...И снова дороги, снова встречи с теми, кто станет героями будущих песен Пахмутовой. А значит, и каждому из нас наверняка предстоят встречи с новыми прекрасными песнями этого компози­тора — в лучшем смысле слова роман­тика наших дней.


Забота у нас простая, Забота наша такая:

Жила бы страна родная — И нету других забот.

И снег, и ветер, И звезд ночной полет...

Меня мое сердце В тревожную даль зовет.

Удивительна и прекрасна судьба этой песни. Впервые прозвучавшая в кинофиль­ме «По ту сторону», посвященном героиче­ским делам комсомольцев 20-х годов, «Пес­ня о тревожной молодости» Александры Пахмутовой (стихи Л. Ошанина) сразу же после выхода фильма на экраны была под­хвачена всей страной. Она стала гимном комсомолии послевоенных лет, потому что любовь к Родине и мечта о подвиге, про­звучавшие в этой песне как-то по-особому искренно и убежденно, характерны для всех поколений молодежи нашей страны.

Творчество Александры Николаевны Пах­мутовой глубоко уважаемо среди музыкан­тов-профессионалов и пользуется огромной любовью многомиллионной аудитории лю­бителей музыки. Секрет замечательных творческих достижений композитора — в ее редкой музыкальной одаренности, неослабе­вающем интересе ко всему новому, неиз­веданному, прекрасному и поразительной целеустремленности и трудолюбии.

Александра Николаевна Пахмутова роди­лась в 1929 г. в семье рабочего Николая Андриановича Пахмутова, большого люби­теля музыки. Пятилетняя девочка могла часами подбирать на фортепьяно мелодии популярных песен, сочинять пьески. В по­селке Бекетовка, где жила семья Пахмуто­вых, не было музыкальной школы, и ма­ленькая Аля несколько раз в неделю езди­ла за 18 километров на поезде в г. Волго­град. Она с успехом выступала на различ­ных смотрах детской художественной са­модеятельности, стала победителем област­ной олимпиады молодых талантов. Во вре­мя войны семья эвакуировалась в Караган­ду. Рояля достать не удалось, и Аля в те­чение полутора лет занималась на аккор­деоне.

В 1943 г. тринадцатилетняя девочка при­езжает в Москву и держит экзамен в Центральную музыкальную школу-десяти­летку при Московской государственной кон­серватории. Приемная комиссия, прослушав ее, дает следующее заключение: «Александ­ра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Аля была принята в VI класс. Каждый день она приходила в школу в семь часов утра, чтобы два часа позани­маться до начала уроков. Ведь ей надо догонять своих товарищей по классу Евге­ния Малинина, Лазаря Бермана, Игоря Безродного, Нину Бейлину, Николая Ка­ретникова, Дмитрия Благого — на редкость талантливых юных музыкантов, ставших впоследствии лауреатами всесоюзных и международных конкурсов, заслуженными артистами республик, лауреатами государ­ственных премий. Школу Александра Пах­мутова окончила в 1948 г. как пианистка с отличием.

Сейчас мало кто помнит вышедший на экраны в 1945 г. документальный фильм «Юные музыканты». Там есть такой эпи­зод: белокурая девочка 15 лет играет свою пьесу-сонатину, ее внимательно слушает маститый музыкант. Это ученица VII клас­са Александра Пахмутова и профессор Московской государственной консерватории, замечательный советский композитор Вис­сарион Яковлевич Шебалин. В школе па­раллельно с учебой на фортепьянном от­делении Пахмутова занимается в кружке юных композиторов под руководством Шебалина. Уже тогда педагог и ученица утверждаются в ее композиторском при­звании. И в 1948 г. Пахмутова становит-ся студенткой Московской государственной консерватории по классу композиции. Пять лет учебы в консерватории (1948—1953 гг.) и три года занятий в аспирантуре запол­нены напряженной творческой работой. Студенткой III курса консерватории она едет в Поволжье, где записывает непосред­ственно от народных певцов русские песни. И вот творческий итог этой поездки: обработки двух русских народных песен для голоса с фортепьяно «На заре ты, зо-рюшка» и «На Иванушке чапан», миниатю­ры на русские народные темы для струнно­го квартета, «Русская сюита» для симфо­нического оркестра. Уже тогда В. Я. Шеба­лин писал о своей ученице: «Александра Пахмутова — талантливый музыкант... Со­чинения Али Пахмутовой радуют яркостью, свежестью, русским национальным колори­том. Она много и упорно работает, не боит­ся трудностей. И поэтому я верю в ее дальнейшие успехи».

Выдающийся советский композитор, лау­реат Ленинской премии Дмитрий Борисо­вич Кабалевский, оценивая творчество мо­лодых советских композиторов, сказал: «Александра Пахмутова... сочиняет во мно­гих жанрах и всегда умеет точно опреде­лить свои замыслы, найти точные средства для их воплощения. У нее хороший, свое­образный мелодический дар... Слушая, на­пример, ее песни, даже если мы не знаем их заглавий и не расслышали ни одного слова текста, мы по самой музыке всегда определим... их содержание, тему. А такая конкретность музыкальных образов — всегда проявление не только одаренности автора, но и его мастерства».

Высокое профессиональное мастерство Пахмутовой складывалось в напряженной творческой работе композитора в самых различных музыкальных жанрах. Это: кан­тата «Василий Теркин» (одна из первых студенческих работ), оркестровые увертюры «Юность» и «Тюрингия» (написанная под впечатлением поездки по ГДР), концерт для трубы с оркестром (не раз с большим успе­хом исполнявшийся за рубежом), увертю­ра «Русский праздник» для оркестра русских народных инструментов (одна из по­следних работ), музыка к радиоспектаклям, кинофильмам, театральным спектаклям, цир­ковым представлениям и песни.

Песня — любимый и ведущий жанр в творчестве Пахмутовой. Диапазон ее песен необычайно широк: от проникновенно-лири­ческих до шуточных, от глубоко драмати­ческих до маршевых. И вместе с тем пес­ни Пахмутовой не спутаешь с песнями других композиторов. Им свойственны осо­бая сердечность и задушевность тона и характерные для русской народной песни широкая распевность мелодики, лукавый юмор.

В 1953 г. «Походная кавалерийская пес­ня» композитора-студентки Александры Пахмутовой получила первую премию на внутриконсерваторском конкурсе, посвящен­ном Советской Армии. Но, как признается Александра Николаевна, серьезно, по-на­стоящему работать в песне она начала в середине 50-х годов: «Тогда возникло мощ­ное молодежное движение, которое полу­чило название «целинного». Люди бросали

удобства и ехали в степь, тайгу — начинать все на голом, необжитом месте. Этот по­рыв, эта героика захватили меня. Я чувст­вовала, что этим людям нужны свои пес­ни, которые были бы созвучны их порыву, романтике первопроходцев, романтике вдох­новенного труда. Тогда и появились пер­вые мои песни».

Да, именно тогда и появилась замеча­тельная «Песня о тревожной молодости», которая стала своеобразной музыкальной эмблемой творчества Пахмутовой, потому что ее песни — это музыкальная летопись героической истории советской молодежи послевоенных лет, потому что главный герой ее песен — это герой нашего времени,, умный, смелый, мужественный, идущий не­проторенными путями в жизни, всегда го­товый к подвигу. Как хорошо об этом ска­зано в песне Пахмутовой на стихи С. Гре­бенникова и Н. Добронравова «Надо меч­тать»:

Мысли пытливой нашей полет В завтрашний день нацелен...

Упорно стремиться вперед и вперед к высоко назначенной цели.

Мечтать! Надо мечтать Детям орлиного племени!

Есть воля и смелость у нас, чтобы стать

Героями нашего времени!

Александра Николаевна Пахмутова много ездит по стране. Ее слушали любители му­зыки Сибири и Поволжья, Прибалтики и Заполярья. Но композитор не ограничивает­ся только концертными выступлениями. «Цель всякой поездки композитора, поэта двояка,— пишет Пахмутова.— С одной сто­роны —выступления, во время которых слушатели знакомятся с творчеством гостей, с другой стороны — живое общение с людь­ми, поиски материала для будущих произ­ведений. И это, пожалуй, самое главное. Ведь встречи с новыми людьми, знакомство с новыми местами — это не просто новые сюжеты для песен. Нам поездки приносят гораздо больше. Они обогащают нас серьез­ными размышлениями о духовном облике современника, о его внутреннем мире, дают нам тот эмоциональный заряд жизнелюбия и оптимизма... который зачастую опреде­ляет «тональность» новых песен».

Особенно важную роль в ее творческой судьбе сыграли поездки в Сибирь, куда в начале 60-х годов она ездила вместе со своими друзьями поэтами С. Гребенниковым и Н. Добронравовым и певцами И. Кобзо­ном и В. Кохно. Пахмутова писала: «Еще до поездок в Сибирь я очень много читала о ней, отыскивала в газетах и журналах рассказы о новых городах и стройках, и для меня вопрос стоял так: если я не увижу их сама, я лишусь чего-то очень большого и важного в жизни. Глубоко убеждена, что художник должен ехать на новостройки Си­бири внутренне подготовленным, с подлин­ным желанием открыть для себя новое».

Талантливые поэты, соавторы многих замечательных песен композитора С. Гре­бенников и Н. Добронравов в своей инте­ресной книге «В Сибирь, за песнями» рассказали об этих поездках. О том, как плы­ли они на барже по Ангаре через пороги. О том, в каких условиях проходили их кон­церты. А выступали они и перед огромной аудиторией во Дворце спорта в Братске, и перед пятнадцатью слушателями в си­бирской деревне Закурдаево, и под паля­щими лучами солнца в накомарниках, и под дождем, когда стоящее на барже новенькое пианино «Кама» прикрывали брезентом, и в таежных поселках, удаленных на сот­ни километров от районных центров, где никогда не было пианино и аккомпаниро­вать певцам приходилось на аккордеоне (вот где пригодились занятия на аккордео­не в детстве). Но главное, они рассказали о том, каких они встретили замечательных людей, которые в неимоверно трудных усло­виях, в предельно сжатые сроки строят крупнейшие в мире гидроэлектростанции в Братске и на Усть-Илиме, «и в дождь, и в ветер» прокладывают в тайге на многие сотни и тысячи километров линии электри­ческих передач. И еще они рассказали о том, как создавались песни, в которых отразились их впечатления от увиденного в Сибири.

Вот они едут пароходом по Ангаре. Эта удивительная река-чудесница околдовала их так же, как и тех двух девчат, что само­забвенно танцевали на палубе под звуки баяна почти до самого рассвета. И в ту же ночь в каюте старого сибирского паро­хода были написаны стихи. А спустя не­сколько месяцев уже в Москве на эти сти­хи Александра Пахмутова сочинила песню «Девчонки танцуют на палубе»:

Чуть охрипший гудок парохода

Уплывает в таежную тьму...

Две девчонки танцуют, танцуют на

палубе,


Звезды с неба летят на корму... А река бежит, зовет куда-то... Плывут сибирские девчата Навстречу утренней заре По Ангаре, По Ангаре...

Удивительна страна ЛЭПИЯ, где трудят­ся строители линий электропередач. И в зной, и в жуткий мороз, когда темпе­ратура достигает 50° и официально можно не выходить на работу, люди работают на высоте, соединяя провода, а пальцы при­мерзают к металлу и кусочки кожи оста­ются на стальных опорах.

Седина в проводах от инея... ч ЛЭП-500 не простая линия,

И ведем мы ее с ребятами По таежным дебрям глухим...

Сквозь таежные зори мглистые Тянем к людям мы солнце чистое,

И встают зори над опорами Под моей озябшей рукой. ...

А в тайге горизонты синие, ЛЭП-500 не простая линия...

Но пускай тот, кто не был в ЛЭПИИ, Завидует нам!

Первопроходцами, первооткрывателями 82 многих районов Сибири являются геологи.

Они никогда не унывают. Их гимном ста­ла песня Пахмутовой «Геологи»:

А путь и далек и долог, И нельзя повернуть назад... Держись, геолог, Крепись, геолог, Ты — ветра и солнца брат!

В Сибири композитор и поэты подру­жились со многими замечательными людь­ми. Это комсорг строительства Братской ГЭС Иван Скрыпников, инженер-энергетик (в настоящее время начальник строитель­ства Зейской ГЭС на Дальнем Востоке), «старик-комсомолец» Алексей Шохин, бри­гадир одной из первых в стране бригад коммунистического труда Борис Гайнулин, сорвавшийся с отвесной скалы на каменную гряду, приговоренный к смерти, но побе­дивший смерть, талантливый инженер, пред­ложивший со своими товарищами удиви­тельный по смелости проект перекрытия Ангары, страстный любитель музыки, знаю­щий тысячи песен народов мира Алексей Марчук, главный диспетчер строительства Усть-Илимской ГЭС Фрэд Юсфин и мно­гие, многие другие. Они стали героями песен: «Товарищу комсоргу», «Звезды над тайгой», «Падунские пороги», «Марчук играет на гитаре». И всем сибирякам, в сердцах которых таится неисчерпаемый запас молодости, Пахмутова, Гребенников и Добронравов посвятили песню «Главное, ребята, сердцем не стареть»:

Главное, ребята, сердцем не стареть, Песню, что придумали, до конца допеть.

В дальний путь собрались мы. а в этот край таежный Только самолетом можно долететь.

В августе 1962 г. неистощимые на вы­думку комсомольцы Братска выдали Пах­мутовой не совсем обычный наряд на ра­боту:

Фамилия — Пахмутова Александра Николаевна

Призвание — композитор

Задание — написать песню о Братске, достойную наших ребят.

Александра Пахмутова перевыполнила наказ сибирских комсомольцев, создав пе­сенный цикл «Таежные звезды».

«Наша стройка будет долго жить в Ва­ших песнях, а Ваши песни будут жить в гудении проводов и в шуме воды на пло­тине» — так комсомол Братска ответил авторам «Таежных звезд».

Среди героев песен Пахмутовой мы встречаем летчиков, ракетчиков, моряков, пехотинцев, пограничников. Об их герои­ческой жизни мы узнаем из песен: «Обни­мая небо», «Мы учим летать самолеты», «Письмо пограничника», «Песня ракетчи­ков», «В море идут катера», «Верю тебе, капитан». Верная своему девизу —знать все о своих героях, Пахмутова летает с ними в самолетах, плавает на кораблях, бывает на полигонах. Делясь своими впе­чатлениями о встречах с моряками Красно­знаменного Северного флота, композитор пишет: «Мы уходили на подводных лодках на глубину многих десятков метров — мне рассказывали об удивительно сложных со­временных приборах. Но меня потрясали не эти приборы (я все равно многого не понимала), меня потрясали люди, которые управляют приборами, молодые ребята 18—20 лет, воспитанники комсомола. Для них это обычная, будничная работа. И все-таки о таких людях можно смело сказать, что они герои нашего времени».

О ком бы ни писала Пахмутова — о лет­чиках, моряках, пехотинцах, это прежде всего песни о людях. Поэтому многие ее песни на военную тему: «Усталая подлод­ка», «Если отец герой», «Нежность» — отли­чаются проникновенным лиризмом, задушев­ностью.

Большая дружба связывает Пахмутову с героями-космонавтами. Космическая тема воплощена в ее песнях «Заря космического века», «Слава впередсмотрящему», «Надо мечтать». Но особое место среди этих пе­сен занимает созданный в 1971 г. на стихи Н. Добронравова песенный цикл «Созвез­дие Гагарина», посвященный первому совет­скому космонавту, пионеру вселенной Юрию Алексеевичу Гагарину. Это пять песен, очень разных по настроению: задорный марш «За­певала звездных дорог», близкая протяж­ным русским народным песням, печальная «Смоленская дорога», героико-патетическая «Созвездие Гагарина», проникновенно-лири­ческая «Как нас Юра в полет провожал» и полная внутреннего драматизма, размаха и мощи, озорной русской удали «Знаете, каким он парнем был».

Среди друзей Александры Пахмутовой особое место занимают дети. Она часто вы­ступает перед ними с концертами, ведет обширную переписку со школьниками из многих городов страны. Октябрята, пионе­ры, комсомольцы пишут ей о самом сокро­венном, советуются. И, конечно, ребята очень любят посвященные им сочинения компо­зитора: сюиту «Красные следопыты» с пре­красными песнями «Гайдар шагает впере­ди» и «Замечательный вожатый», кантату «Ленин в сердце у нас», песни «Мальчиш-Кибальчиш» и «Звездопад». Песня «Орлята учатся летать», которую Пахмутова посвя­тила друзьям из пионерского лагеря «Орле­нок», стала гимном пионерии 60—70-х го­дов.

Прелестная песня для самых маленьких «Кто пасется на лугу?», написанная Алек­сандрой Николаевной на стихи строителя Братской ГЭС Ю. Черных, отмечена пре­мией на конкурсе песни для детей, орга­низованном Международной организацией радиовещания и телевидения. А в апре­ле 1972 г. на Всесоюзном конкурсе на луч­шую пионерскую песню, посвященном 50-летию Всесоюзной пионерской организа­ции имени В. И. Ленина, композитор А. Пахмутова и поэт Н. Добронравов по­лучили первую премию за отрядные песни: «Горнист», «Принимаем тебя в пионеры», «Турнир эрудитов», «Дикая собака Динго», «Дарите радость людям», «Мы тоже Со­ветская власть».

Александра Пахмутова — автор музыки ко многим кинофильмам: «Семья Ульяно­вых», <По ту сторону», «Девчата», «Яблоко раздора», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе». Многие чудес­ные песни Пахмутовой впервые прозвуча­ли с экрана, как например «Хорошие дев­чата» и «Старый клен» из кинофильма «Девчата» и «Зачем меня окликнул ты?» из кинокартины «Жили-были старик со ста­рухой».

Гражданственность и глубина чувств во многих песнях Пахмутовой выражены так сильно, лирическое обаяние их так велико, что, появившись однажды как самостоя­тельные музыкальные произведения, они за­тем как бы заново рождаются в кинофиль­мах, театральных спектаклях, цирковых представлениях.

«Нежность». Одна из прекраснейших песен о любви, верности, ожидании. В 1967 г. она завоевала первое место — приз ЦК ВЛКСМ на Международном фе­стивале молодежной песни в Сочи. А спустя несколько лет в кинофильме «Три тополя на Плющихе» песня «Нежность» рассказала нам о духовной красоте героини фильма.

«Куба — любовь моя» была написана Пахмутовой в 1962 г. в Братске. Спустя два года в цирковом представлении, по­священном героическому острову Свободы, она прозвучала как гимн Кубе.

«Песня о тревожной молодости». Соз­данная в 1957 г., она спустя восемь лет пришла народной песней о гражданской войне в фильм Г. Чухрая «Жили-были ста­рик со старухой».

Александра Пахмутова не только сочи­няет песни, но и пишет о песне, о проб­лемах песенного жанра. Как музыкальный критик, публицист она борется за хорошую песню. Вот что композитор говорит о роли песни в жизни современного человека: «Я люблю песню за то, что она приходит к людям в момент наивысшего духовного подъема. Когда я думаю о песне, я вспо­минаю борцов за великие идеи, которые за несколько секунд перед казнью, собрав по­следние силы, поют «Интернационал». Я вспоминаю погибших с песней на устах французских коммунистов, я вспоминаю песни пылающих джунглей. Песня — это оружие. Песня способна объединить людей, способна поднять на подвиг».

Один из героев популярного фильма «Доживем до понедельника» говорит: «Счастье — это когда тебя понимают». Ска­зано просто, кратко, но удивительно точно и емко.

Александра Николаевна Пахмутова — счастливый человек. Она любит жизнь, лю­дей, и в своих песнях она выражает эту любовь сильно и глубоко. «Для меня пес­ня,— говорит она,— это всегда признание в любви нашим героям».

Александру Николаевну Пахмутову и ее песни любят в нашей стране.

Пионерский отряд III А класса средней школы № 2 г. Черняховска носит имя Пахмутовой. Школьники-юннаты из Жигулевска на Волге вывели новый вид геор­гина и назвали цветок «Александра Пахму­това».

«Я горняк. Трудное у нас ремесло, не нам и в забое до песен. Мы вгрызаемся в толщу земли, добываем черное золото, а в сердце, если не на губах, хорошая пес­ня. Очень часто это песня Пахмутовой»,— говорит Герой Социалистического Труда шахтер К. Северинов.

«Удивительное дело — Ваша музыка в тайге, Вы и сами не подозреваете, сколько человеческих сердец Вам благодарны за эти зовущие звуки. Спасибо, спасибо за те ми­нуты, которые доставляла Ваша песня нам вдали от дома, в суровых горах, когда пять месяцев нет связи с любимыми, деть­ми. Ваша песня — как родник в пути, как голос друга, как огонек становья в ночной глуши» — так заканчивает письмо к Алек­сандре Николаевне Пахмутовой геолог Тимофей Семененко.

«Ваши песни вошли в жизнь моряков, стали нашими»,— пишут моряки Краснозна­менного Северного флота.

Герой Советского Союза, летчик-космо­навт Герман Титов в числе своих самых любимых песен называет комсомольские песни Пахмутовой.

В 1968 г. на Всесоюзном конкурсе на лучшую комсомольскую песню, посвящен­ном 50-летию ВЛКСМ, первой премией бы­ли отмечены песни композитора «Наша судьба» и «Прощание с Братском».

За выдающийся вклад в развитие совет­ской молодежной комсомольской песни Александре Пахмутовой первой из совет­ских композиторов была присуждена пре­мия Ленинского комсомола.

За заслуги в области советского музы­кального искусства композитору Александре Николаевне Пахмутовой присвоено почет­ное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Член правления Союза советских компо­зиторов, Комитета советских женщин, она награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Девизом жизни и творчества Александры Николаевны Пахмутовой являются слова из песни композитора Пахмутовой о тре­вожной молодости:

Не думай, что всё пропели, Что бури все отгремели,—

Готовься к великой цели,— А слава тебя найдет.

И снег, и ветер, И звезд ночной полет...

Меня мое сердце В тревожную даль зовет.

Песни каждого большого мастера неп­ременно отмечены тем, что, говоря слова­ми поэта, можно было бы назвать «лица не общим выраженьем». Эта та, подчас трудно определимая, но легко и безоши­бочно уловимая особенность, которая и определяет индивидуальность и неповто­римость настоящего таланта, позволяет угадать его почерк по нескольким тактам, по рисунку мелодии.

В полной мере относится это и к Александре Пахмутовой, песни которой вот уже несколько десятилетий одна за другой входят в нашу жизнь—входят и остаются с нами. О характерных приметах пахмутовских песен, о причинах их без ошибочной «узнаваемости» можно было бы говорить много. Но еще прежде, чем начинаешь осмысливать, анализировать эти черты, бросается в глаза одна чрезвы­чайно существенная особенность, отлича­ющая песни Пахмутовой: их многогран­ность, их всеохватность. Тут и граждан­ственные, эпические песни массового пла­на, и драматические песни-баллады, и лирические, почти интимные песни-исповеди... Произведения эти разнятся и по содержанию, и по музыкальным сред­ствам, и по настроению, наконец, казалось бы, даже по адресату. И в то же время песни Пахмутовой—самые разные — пользуются поистине всенародной попу­лярностью.

В чем здесь секрет? Ответ на этот вопрос не однозначен. Он состоит, если так можно выразиться, из нескольких «слагаемых», помноженных, однако, на главное—замечательно самобытный та­лант композитора, ее умение жить и чув­ствовать в унисон с современниками, от­кликаться сердцем и умом на то, что волнует людей. Именно тогда—и только тогда музыка становится истинным баро­метром эпохи, вписывается яркой строкой в ее художественную летопись, а не теряет­ся в уголках памяти отзвуком быстро преходящей моды.

Каковы же эти слагаемые, что дорого нам прежде всего в созвездии песен Пах­мутовой? Бесспорно, они привлекают своей широкой распевностью, неизменно основанной на глубоко русской, нацио­нальной интонационной основе и вместе с тем столь же глубоко современной. Не менее поразительно у Пахмутовой редкое сочетание строгой мужественности, порой даже суровой сдержанности с лирической теплотой, мягкостью, обаянием подлинной женственности. Но еще важнее, вероятно, что какой бы ни была ее песня—условно говоря, «массовой» или «интимной»—.она неизменно несет в себе очень серьезное, высокое общественное и человеческое со­держание. О героизме, о величии подвига, о единении людей, о любви высокой и чистой, о дружбе простых и сильных ду­хом, о долге и товариществе ее песни говорят не абстрактно, не декларативно, а подчас воспевая реальных героев наших дней — покорителей космоса, летчиков,

строителей-первопроходцев... Говорят для всех—и для каждого в отдельности. Но вместе с тем удивительное дело: и такие «конкретные» песни, образы которых по­черпнуты из повседневности, не становят­ся пресловутыми песнями «по профессии», но остаются песнями для всех. Происхо­дит это потому, что с чуткостью истинного художника Пахмутова в любом случае умеет проникнуть во внутренний мир чело­века, затронуть в нем самое сокровенное, самое волнующее, самое важное. А пото­му заставляет не только вслушиваться в ее прекрасные мелодии, но и подхваты­вать их.

Может показаться, что Пахмутова своего рода универсал, что в песенном жанре ей присуща некая всеядность в отличие от многих ее коллег, у которых легко прослушивается какая-то своя опре­деленная тема, во всяком случае, на длительных отрезках творческого пути. Однако так может показаться лишь на первый взгляд. На самом деле сила Пах­мутовой состоит именно в широте и много­образии восприятия в сущности одной главной темы. Только тема эта необычай­но многогранна, и имя этой теме—наша сегодняшняя действительность, наш сов­ременник.

Соответственно этому чрезвычайно многоцветна, изобретательна, но отнюдь не пестра стилистическая палитра компо­зитора. Вот лишь некоторые ее основные приметы: драматургическая стройность конструкции, лаконичность выражения и формы, полностью определяемая содер­жанием поэзии; естественность интонаци­онного строя, при всей «незапетости» ме­лодического лексикона; широкое исполь­зование приемов и оборотов бытовой му­зыки наших дней, а также творческое претворение элементов фольклора прош­лого и современности; гармоническая све­жесть и ритмическое разнообразие, вели­колепное мастерство и органичность орке­стровки, никогда не остающейся на уровне аккомпанемента, но превращающейся в важнейшее средство создания образа и атмосферы песни. Из всего этого и скла­дывается особый пахмутовский почерк, который так хорошо знаком слушателям не только в нашей стране, но и за рубежом.

Поэтическое слово занимает в твор­честве Пахмутовой несколько особое Ме­сто. Далеко не всегда готовый, уже име­ющийся и, так сказать, попавшийся на глаза текст становится для нее отправной точкой композиторской работы. Сотрудни­чая со многими поэтами, Пахмутова все же создала большинство своих песен в содружестве с С. Гребенниковым и Н. Добронравовым. Песни эти рождались во время или под впечатлением бесчис­ленных совместных поездок по стране. Сам процесс рождения стихов и музыки в таких случаях был вызван одними и теми же обстоятельствами и происходил однов­ременно. Вот почему в песнях, написанных Пахмутовой с этим поэтическим дуэтом или с одним Н. Добронравовым, мы нахо­дим такую редкую степень адекватности музыки и слова, их нерасторжимости, вза­имопроникновения. Единство устремлений и вдохновенного порыва композитора и поэта становится еще одним определя­ющим фактором художественной ценности песни как музыкально-поэтического целого.

О песнях Пахмутовой можно говорить очень много, ибо они составляют весомый

вклад в художественную летопись наших дней. Они давно завоевали всенародное признание, звучат в исполнении самых популярных артистов и самодеятельных певцов, издаются массовыми тиражами нот и грампластинок; автор этих песен удостоен многих высоких наград. Каждый год приносит нам знакомство с новыми талантливыми произведениями Алексан­дры Николаевны Пахмутовой, открывает новые грани ее неиссякаемого таланта.

Можно было бы в этой короткой заметке назвать прекрасные песни Алек­сандры Пахмутовой — циклы «Созвездье Гагарина» и «Таежные звезды», «Геоло­ги», «Молодеет вся планета», «Горячий снег», «Звезда рыбака», «И вновь продол­жается бой», «Не расстанусь с комсомо­лом», «Орлята учатся летать», «Старый клен», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Нежность», «Надежда», «Мело­дия», «Поклонимся великим тем годам», Олимпийские миниатюры... Нет, как ни продолжай этот список, он все равно будет неполным. К тому же время идет, а Александра Николаевна сама как-то заме­тила: «Мне всегда хочется написать пес­ню, несколько непохожую на те, которые были раньше». Чудесный талант, чудес­ный человек, добрый, отзывчивый, скром­ный.

В заключение—лирические строки поэта Роберта Рождественского: «Обычно эта женщина говорит тихо, а с песнями ее я много раз встречался за тысячи кило­метров от Москвы, за горами, морями и океанами: такой, оказывается, громкий у нее голос!



Ростиком эта женщина—всего ниче­го, но то, что она совершила, то, что сделала она в советской песне,— не каж­дому великану по плечу.

Вот и получается, что она—такая тихая и маленькая — всем слышна и всем видна. Абсолютно всем!..»




Существует лишь то, что можно измерить. Макс Планк
ещё >>