Первый раунд - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Первый раунд 1 64.08kb.
Всероссийская олимпиада школьников 1 86.65kb.
Где бьется сердце Франции справа или слева? Первый раунд десятых... 1 65.06kb.
Викторина по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс Первый... 1 61.49kb.
Древний Рим(5 класс) 1 44.89kb.
Хозяйственная деятельность 4 футбол 5 Коммерсантъ (Москва) 12. 1 108.34kb.
Классный час на тему "Легко ли быть первым?" 1 84.23kb.
Раунд фио участника 4 648.95kb.
Раунд фио участника Баллы 6 598.2kb.
Лист ответов. Раунд Простые задачи 1 12.28kb.
Руководство по подаче заявок 10 раунд 18 Процесс составления заявки 19 26 1805.37kb.
«Искусство» 8-9 класс 3 443.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Первый раунд - страница №1/1


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 2011-2012 учебный год

10 класс


ЗАДАНИЯ 10 КЛАСС
ПЕРВЫЙ РАУНД
1. Выберете пять верных утверждений. (Максимум 3 балла).
1. В денежном обращении Древней Руси в Х веке широко использовались арабские серебряные дирхемы.

2. Любечский съезд князей – важное событие, связанное с распадом Древнерусского государства.

3. «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе новгород-северского князя Игоря против печенегов.

4. Последний общерусский поход против Византии состоялся в середине XI века.

5. Аршин – одна из основных единиц измерения длины, использовавшихся на Руси в домонгольский период.

6. Новгородское вече избирало посадников, тысяцких, владык, архимандритов.

7. В сражении на реке Сити в 1238 г. погиб Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович.

8. Чингисхан не принял участия в походе на Русь, т. к. был занят в военных действиях в Китае.








2. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Всего допущено 5 ошибок. Подчеркните слово, ошибочно помещенное в тексте. Внизу под соответствующим номером напишите правильное слово. (по 1 балу за каждую исправленную ошибку. Максимум 5 баллов).

«Бурные события 1547 года обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников князь И. Шуйский впоследствии назвал Негласным комитетом. Во главе этого кружка служилой знати и придворных фактически встали дворянин из богатого, но незнатного рода Ю. Глинский и духовник царя протопоп Благовещенского собора Кремля Аввакум. Не являясь формально правительством, этот кружок в течение 25 лет управлял государством от имени царя».

1

2

3



4

5
3. Вычеркните из каждого ряда по одному лишнему имени (названию, термину). (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимум 3 балла).


А) Генералиссимусы Российской армии: А.Д. Меньшиков, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Антон-Ульрих Брауншвейгский, А.С. Шеин.

Б) Основные предметы Российского экспорта в XVIII веке: конопля, железо, хлеб, драгметаллы, лен.

В) Территории, включенные в состав Российской империи в XVIII веке: Эстония, Дагестан, Правобережная Украина, Крым, Литва.
4. Привести в соответствие современные названия народов Сибири и Дальнего Востока и устаревшие, использовавшиеся в XVIII – нач. ХХ вв. (4 балла за все правильные ответы, 3 балла при пяти правильных ответах, 2 балла – при четырех. Максимум 4 балла).


Ханты

Манси

Ненцы

Нивхи

Эвенки

Эвены


















1. Ламуты. 2. Остяки. 3. Гиляки. 4. Вогулы. 5. Тунгусы. 6. Самоеды.


5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы. (По 1 баллу за каждый правильный ответ А), Б), В); 2 балла за ответ Г). Максимум 5 баллов).
«После царя Ивана Васильевича осталися два сына, и един был царем, а другой с матерью отделен был… Ныне же у царя три сына: един приходит в возраст, а другие млады. И при своем животе похочет ли которого женить или отделать, также ежели случится по смерти его бытии всем живым, или еще вновь прибудут, а единого из них оберут царем, а иным таким же ли отделением житии, как сперва началось, или как об них вновь умыслят, и ежели бы им было в отделение, а от них бы размножились дети, а тем отделением прокормиться им было б скудно и мало… А даются в удел городы не государственные… а как бы то дано было, и тогда б они брату своему царю ни в чем не послушны были, а дети их от них разлучились и стали б жить своим государством и непослушенством или б похотели быть у которого иного державного государя в подданстве…».

(Григорий Котошихин о Московском государстве…).


А) Когда написано произведение, отрывок из которого приведен ниже? Кто являлся правителем России во время создания источника?

Б) О каких двух сыновьях царя Ивана Васильевича в источнике упоминается?

В) О каких трех сыновьях ныне правящего царя говорится в тексте? Назовите их имена.

Г) На основе источника кратко прокомментируйте особенности системы наследования царской власти и собственности в России в рассматриваемый период.


6. Советский народ понес огромные жертвы при освобождении народов Европы и Азии от германского фашизма и японского милитаризма во время Второй мировой войны. Приведите в соответствие размеры потерь Красной армии и страну, на территории которой погибли или были ранены советские солдаты при выполнении освободительной миссии (одна страна не имеет соответствия)

(по 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимум 5 баллов).
1. Китай. 2. Австрия. 3. Польша. 4. Дания. 5. Германия. 6. Болгария.


Страна

Безвозвратные потери (чел.)

Санитарные потери (чел.)

Всего (чел.)




600 212

1 416 032

2 016 244




26 006

68 179

94 185




9 272

20 630

29 902




997

11 773

12 750




101 961

262 861

364 822


7. Расшифруйте аббревиатуры. (1 балл за 3 правильно расшифрованные аббревиатуры, 2 балла – за 4, 3 балла – за 5. Максимум 3 балла).
ГКЧП

СЭВ


ГКО

РАПП


БАМ
8. Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы. (1 балл за ответ на вопрос А), 3 балла за ответ на вопрос Б). Максимум 4 балла).
«Секретарю Петропавловского окружкома...

Заготовки хлеба падают у Вас катастрофически. Все районы восточных областей СССР напрягают силы, а вы опять начинаете убийственно отставать. Вам остается заготовить 9 ½ миллионов, а осталось сроку 3 ½ месяца, а за февраль заготовлено 1426 тысяч. Это грозит форменным провалом. Терпеть дальше такое положение нет никакой возможности. Либо план будет выполнен полностью, либо Центр вынужден будет взять у вас из местных запасов хлеба. ЦК обязывает вас принять все законные меры обуздания кулацко-спекулянтских элементов и обеспечить во что бы то ни стало выполнение плана. На днях заедет к вам т. Каганович для проверки исполнения, которому и представьте отчет о заготовках. Сталин».


А) В каком году было отправлена данная телеграмма?

Б) Какие социально-экономические изменения произошли в нашей стране под влиянием описанных в документе событий?


9. Расположите в хронологической последовательности (начиная с самого раннего) мирные договоры, которые заключала после окончания военных конфликтов Россия. (Максимум 5 баллов).

1. Туркманчайский. 2. Ништадтский. 3. Кучюк-Кайнарджийский. 4. Рижский. 5. Столбовский.








10. Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы. (По 1 баллу за каждый правильный ответ на вопросы А), Б), В), 3 балла - вопрос Г). Максимум 6 баллов).
«Тяжелое время переживает ныне Святая Православная церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Гонение жесточайшее воздвигнуто на святую церковь Христову: благодатны таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному разграблению… чтимые верующими святые обители (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием…».
А) Кто автор данного послания?

Б) К какому времени относится его создание?

В) Реакцией на какой законодательный акт было его появление?

Г) Справедливы ли оценки, которые высказаны автором послания? Приведите аргументацию, которая подтверждает его правоту и доводы, которые его мнение оспаривают.


11. Найти соответствие между художественным фильмом, его режиссером, временем создания фильма. Вписать название фильма в таблицу. (По 1 баллу за каждый полностью правильный ответ. Максимум 5 баллов).
Название фильма: «Броненосец Потемкин», «Чапаев», «Кубанские казаки», «Война и мир», «Летят журавли».

Режиссер: С. Эйзенштейн, братья Г. и С. Васильевы, С. Бондарчук, М. Калатозов, И. Пырьев.

Время создания фильма: 1920-е гг., 1930-е гг., 1940-е гг., 1950-е гг., 1960-е гг.
1. 2. 426544_2735nothumb500
3. 4.

5.




Номер кадра

Название фильма

Режиссер

Время создания фильма

1










2










3










4










5











12. О каком населенном пункте Тобольского севера идет речь? Обоснуйте свой выбор. (по 1 баллу за правильно указанный населенный пункт, по 0,5 баллов за правильную аргументацию. Максимум – 6 баллов).
А) «З города посылают государевых служивых людей для государевых дел на Обдор; а ходу до Обдоры водяным путем вниз воды Обью рекою в стругах четыре дня» (из «Росписи Сибирским городам и острогам»).

Б) «Недостаток в учебных пособиях имеет казачья школа по случаю незначительности средств, получаемых на содержание этого заведения от Тобольского городового полка» (из отчета инспектора народных училищ за 1846 год).

В) «Большое село имеет около 200 дворов, училище, почтовую контору. Но все продукты, которые оно может предложить путешественникам, крайне однообразны; почти все они являются дарами природы в полном смысле этого слова: рыба разных пород, утки, молоко, грубый полубелый хлеб…» (из заметок журналиста, посетившего село в конце XIX века).

Г) «Построение Святого храма при впадении Ваха в Обь – явление весьма желательное… Место высокое, сухое и удобное для построек, а главным образом выгодно в том отношении, что будет центральным между приходами - Ваховским, Ларьякским и Нижне-Лумпокольским» (из рапорта благочинного епископу Тобольскому и Сибирскому, кон. XIX – нач. ХХ вв.).


13. Обведите на карте примерные районы расселения основных групп казачества в конце XIX – начале ХХ вв. на территории Европейской России и Урала. Обозначьте их номером (нумерация произвольная). В таблицу впишите названия. (По 0,5 балла за правильно указанное место расселения, и по 0.5 балла за правильно указанное название. Максимум 6 баллов).





Названия групп казачества

1




2




3




4




5




6






09

ВТОРОЙ РАУНД
Эссе. (Максимум 40 баллов).

Проблемы общего исторического прошлого России и стран ближнего Зарубежья являются предметом острых дискуссий. Актуальна проблема фальсификации истории в ущерб интересам нашей страны.

Прочтите отрывки из учебных пособий, выпущенных в странах ближнего Зарубежья. Выберите одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. В чем вы согласны, а в чем нет с авторами? Аргументируйте свою позицию. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее убедительными.
Критерии оценивания:

1) Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы, задач, которые ставит перед собой в работе участник). (5 баллов)

2) Продуманная структура работы, логичность и последовательность изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок. (5 баллов)

3) Грамотность использования исторических фактов и терминов. (10 баллов)

4) Эрудиция, умение вписать события в контекст отечественной и мировой истории. (10 баллов)

5) Четкость и доказательность основных положений работы. (10 баллов)


1. «Главный государственный, политический, религиозный и культурный центр Киевской Руси сформировался именно на территории современной Украины, а славянские племена, населяющие ее просторы, образовали политические союзы, составляли украинскую народность и были в то время ее государственно-образующей силой. Исторический центр украинской народности Киев стал объединительным началом и для других племен Русской земли. Это дало основание многим ученым считать Киевскую Русь, где ведущее положение принадлежало этнической общности – украинской народности, Украинским государством» («История Украины с древнейших времен до конца XVIII века: учебное пособие для 7-8 классов средней школы»).

2. «Завоевание Российской Империей ханств Средней Азии привело к упадку на данной территории, серьезному отставанию во многих сферах от развитых стран мира, попранию национальных ценностей. Колониальная политика в крае отличалась тем, что в интересах империи упор делался на содержании основной части местного населения в неграмотности и отсталости. Хлопкоперерабатывающая, горнорудная, маслобойная промышленность, железнодорожный транспорт и другие отрасли, созданные в годы колониальной зависимости, были направлены на обеспечение потребностей царской России... В результате, во второй половине XIX в. народы Туркестана были порабощены. Царское правительство завоевало край не только с политико-территориальной точки зрения, но и постаралось подчинить себе волю свободолюбивого и трудового народа. Проводимая царским правительством политика была направлена на установление в крае колониального деспотизма и уничтожение узбекской национальной государственности» («История Узбекистана: учебное пособие для 9 класса»).


3. «В марте 1917 г. в Украине развернулась национально-демократическая революция, возобновился процесс создания государства… Миллионы жителей Украины почувствовали пробуждение национального самосознания, подавляемого столетиями пребывания в составе Российской империи… Однако первая в ХХ веке попытка украинского народа создать собственное демократическое государство натолкнулась на огромные трудности… Скоординированные действия российских советских войск и местных большевиков поставили украинскую национально-демократическую революцию на грань поражения… После долгих столетий русификации они (украинцы) не могли осознать, что государственная независимость является необходимой предпосылкой решения нагроможденных столетиями социально-экономических и политических проблем» («Новейшая история Украины. Ч. 1 (1917-1945 гг.): Учебное пособие для 10-го класса средней школы»).
4. «22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Эту войну политическое руководство Советского Союза объявило отечественной войной. Отечественной война признавалась не только для русского народа, но и для всех завоеванных Советской Россией и насильственно объединенных в Советский Союз народов, в том числе и грузинского… Но другая часть грузинского народа прекрасно сознавала, что в данном случае Грузия является завоеванной и зависимой страной, что именно Россия лишила грузин государственной независимости и Грузия оказалось насильственно объединенной в Советский Союз. И теперь ей предстояло воевать в интересах завоевавшей ее Советской империи, жертвовать ради нее жизнью, отдавая навязанной ей войне свои интеллектуальные и материальные ресурсы… Германо-советская война (1941–1945) имела крайне тяжелые последствия для Грузии. С июня 1941 года на фронт было призвано 700 тысяч человек. Среди них сравнительно небольшое число составляли негрузины. Приблизительно половина призванных на фронт погибла. В период войны шла невиданных масштабов эксплуатация полезных ископаемых Грузии, в результате чего их запасы намного сократились» («История Грузии с древнейших времен до наших дней»).




Нет ничего бесполезнее сплетни, не стоящей того, чтобы ее повторять.
ещё >>