Похожие работы
|
Перелётные птицы - страница №1/1
Тема: Перелётные птицы
Игра: «Скажи ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворовушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
|
Тема: Перелётные птицы
Игра: «Назови детёныша»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.
|
Тема: Овощи
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Огурец — огурчик — огурчики,
помидор — помидорчик — помидорчики,
картофель — картошечка — картошечки,
баклажан — баклажанчик — баклажанчики,
перец — перчик — перчики,
тыква - тыковка (тыквочка) — тыковки,
редис — редисочка — редисочки,
морковь — морковка — морковки,
свекла — свеколка — свеколки,
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,
репа — репка (репочка) — репки,
чеснок — чесночок — чесночки,
петрушка — петрушечка — петрушечки,
укроп — укропчик — укропчики,
капуста — капусточка — капусточки,
фасоль — фасолинка — фасолинки.
|
Тема: Овощи
Игра: «Один - много»
Цель: учить образовывать сущ. в именительном и родительном падежах
Помидор — помидоры — помидоров,
картофель — картофель — много картофеля (картошки),
баклажан — баклажаны — баклажанов,
перец — перцы — перцев,
кабачок — кабачки — кабачков,
тыква — тыквы — тыкв,
морковь — моркови — моркови,
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»),
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),
репа — репы — реп,
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),
петрушка — петрушка — много петрушки.
|
Тема: Фрукты
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон — лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
|
Тема: Дикие животные
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Белка — белочка,
обезьяна — обезьянка,
медведь — медведушка,
бегемот — бегемотик,
еж — ежик,
слон — слоник,
заяц — зайчик,
лев — левушка,
лось — лосик,
леопард — леопардик,
тюлень — тюленюшка,
морж — моржонок.
|
Тема: Дикие животные
Игра: «У кого – кто?»
Цель: Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (детям 5—-8 лет)
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у слонихи — слоненок, слонята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у моржихи — моржонок, моржата,
у тигрицы — тигренок, тигрята,
у тюленихи — тюлененок, тюленята,
у львицы — львенок, львята,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
|
Тема: Электроприборы
Игра: «Закончи предложение»
Цель: Согласование слов по типу управления «Закончи предложение»
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом но ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).
|
Тема: Тело человека
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Тело — тельце,
голова — головка, головушка,
рука — ручка, рученька,
нога — ножка, ноженька,
палец — пальчик,
глаз — глазик, глазок,
уши — ушки,
шея — шейка,
нос — носик,
рот — ротик, роток,
зуб — зубик, зубок,
губа — губка,
язык — язычок,
|
Тема: Почта
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Письмо — письмецо,
конверт — конвертик,
телеграмма — телеграммочка,
открытка — открыточка,
посылка — посылочка,
журнал — журнальчик,
адрес — адресок,
газета — газетка,
бандероль — бандеролька,
телефон — телефончик
|
Тема: Почта
Игра: «Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
(детям от 6 лет)
Почта — почты — много почт,
почтальон — почтальоны — почтальонов, оператор —- операторы — операторов, письмо — письма — писем,
перевод — переводы — переводов,
конверт — конверты — конвертов, телеграмма — телеграммы -— телеграмм, посылка — посылки — посылок,
адрес — адреса — адресов,
открытка — открытки — открыток,
газета — газеты — газет,
журнал — журналы — журналов, бандероль — бандероли — бандеролей, печать — печати — печатей,
телефонист — телефонисты — телефонистов,
телефон — телефоны — телефонов, извещение — извещения — извещений.
|
Тема: Профессии
Игра: «Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
Учитель — учителя — учителей,
врач — врачи — врачей,
продавец — продавцы — продавцов,
пекарь — пекари — пекарей,
фотограф — фотографы — фотографов,
портной — портные — портных,
доярка — доярки — доярок,
почтальон — почтальоны — почтальонов
|
Тема: Защитники
Игра: «Один - много»
Цель: учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах
Танкист — танкисты — танкистов,
летчик — летчики — летчиков,
моряк — моряки — моряков,
солдат — солдаты — много солдат,
воин — воины — воинов,
герой — герои — героев,
ракета — ракеты — ракет,
шашка — шашки — шашек,
пилотка — пилотки — пилоток,
лодка — лодки — лодок,
пехотинец — пехотинцы — пехотинцев,
десантник — десантники — десантников,
пограничник — пограничники — пограничников.
|
Тема: Защитники
Игра: «Посчитай»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
(детям от 5 лет)
Один солдат — два солдата — пять солдат,
один матрос — два матроса — пять матросов,
один пехотинец — два пехотинца — пять пехотинцев,
один летчик — два летчика — пять летчиков,
один парашютист — два парашютиста — пять парашютистов,
одна пушка — две пушки — пять пушек,
один пистолет — два пистолета — пять пистолетов,
одно ружье — два ружья -- пять ружей.
|
Игра: «Скажи наоборот»
(детям от 6 лет)
Встать — сесть,
войти — выйти,
поднять — опустить,
говорить — молчать,
быстро — медленно,
ложиться — вставать,
рано — поздно,
одеваться — раздеваться,
можно — нельзя,
смеяться — плакать,
трудно — легко,
залетать — вылетать,
много — мало,
закрывать — открывать,
высоко — низко,
польза — вред,
светло —' темно,
трусость — храбрость,
плохо — хорошо,
вдох — выдох;
зло — добро.
|
Тема: Транспорт
Игра: «Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
Автобус — автобусы — автобусов,
грузовик — грузовики — грузовиков,
поезд — поезда — поездов,
машина — машины — машин,
троллейбус — троллейбусы — троллейбусов,
лодка — лодки — лодок,
электричка — электрички — электричек,
колесо — колеса — колес,
самолет — самолеты — самолетов,
пилот — пилоты — пилотов,
корабль — корабли — кораблей,
телега — телеги — телег.
|
Тема: Комнатные растения
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Фиалка — фиалочка,
герань — геранька,
кактус — кактусик,
корешок — корешочек,
стебель — стебелек,
лист — листок (листик),
бутон — бутончик,
отросток — отросточек,
цветок — цветочек,
земля — землица,
вода — водичка (водица),
солнце — солнышко.
|
Тема: Комнатные растения
Игра: «Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,
фуксия — фуксии — фуксий,
кактус — кактусы — кактусов,
папоротник — папоротники — папоротников,
свет — много света,
корень — корни — корней,
стебель — стебли — стеблей,
лист — листья — листьев,
бутон — бутоны — бутонов,
лепесток — лепестки — лепестков,
цветок — цветки — цветков,
рассада — много рассады,
вода — воды — много воды (вод),
подоконник — подоконники — подоконников.
|
Тема: Деревья
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
|
Тема: Хлеб
Игра: «Назови какой, какая, какие?»»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Поле с рожью — ржаное,
... пшеницей — пшеничное,
... овсом — овсяное,
... ячменем — ячменное,
... кукурузой — кукурузное,
... гречихой — гречишное,
... просом — просяное;
масло из льна — льняное;
... подсолнечника — подсолнечное,
... кукурузы — кукурузное;
хлеб из ржи — ржаной,
... пшеницы — пшеничный;
|
Материал для запоминания «Весной» (детям 6— 8 лет)
Весенние месяцы — март, апрель и май. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.
Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах — укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.
Материал для запоминания «Расскажи о птице»
Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.
Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.
Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).
Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.
Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.
Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.
|