Пенсионная реформа и регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Источники: федеральная 40 3670.45kb.
Перечень филиалов и представительств Негосударственных Пенсионных... 1 42.8kb.
Гвозденко Александра Николаевна директор по развитию нпф «Социальное... 1 68.83kb.
Директор Департамента внедрения и консалтинга 1 285.4kb.
Пенсионная сберегательная компания 1 46.99kb.
Пенсионная реформа в Германии 1 220.59kb.
Роик Валентин Дементьевич Доктор экономических наук, профессор 1 37.19kb.
Финансовые аспекты и социальные последствия структурного кризиса... 1 312.54kb.
Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука» с 1 января... 1 54.24kb.
Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука» с 1 января... 1 52.71kb.
Негосударственный музей 1 141.85kb.
Об обеспечении проведения единого государственного экзамена в Санкт-Петербурге... 1 36.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пенсионная реформа и регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов - страница №1/1


АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


================================================================================================================================================================================


Информационно-аналитические материалы
на тему «Пенсионная реформа и регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов»

Как установлено Федеральным законом от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», «негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) – особая организационно-правовая форма организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем».

В 2011 году были приняты федеральные законы, способствующие совершенствованию пенсионного законодательства, в том числе деятельности НПФ.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (вступает в силу с 1 июля 2012 года) определил несколько видов выплат пенсионных накоплений (единовременные, срочные, в виде выплат накопительной части трудовой пенсии по возрасту), которые будут осуществлять как Пенсионный фонд России, так и НПФ. Принятие этого Федерального закона было расценено Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов в качестве «знакового события», свидетельствующего, что, если государство определило порядок выплаты пенсионных накоплений, то представляется маловероятным решение отказаться от накопительного компонента пенсионной системы1.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года2 установил новую редакцию пункта 48 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой негосударственные пенсионные фонды не будут удерживать НДФЛ при выплате правопреемникам умершего застрахованного лица накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии. Этот Закон вводит справедливый порядок выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ3, что, в определенной мере, способствует повышению авторитета НПФ среди населения.


Возникновение и развитие системы НПФ в Российской Федерации
Российская система НПФ возникла около двадцати лет тому назад: первые НПФ были учреждены в 1992 году. За этот период НПФ пережили кризисы 1998 года и 2008-2009 годов. Система НПФ в целом успешно выдержала эти испытания и продолжает развиваться.

По состоянию на 1 октября 2011 года, Федеральной службой по финансовым рынкам учтено 428 негосударственных пенсионных фондов. Объем средств, аккумулированных НПФ, составил свыше 1 триллиона рублей, в том числе пенсионные резервы - 670,3 млрд. рублей и пенсионные накопления - 340,4 млрд. рублей4.

НПФ принимают участие в Программе государственного софинансирования пенсии5, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (число участников программы государственного софинансирования пенсии превысило, по данным на 17 февраля 2012 года, 7 миллионов человек)6.

Создание и функционирование первых в России НПФ регулировалась Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах»7. Указ устанавливал, что в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции предприятия, учреждения, организации, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать НПФ на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года №1077 в 1993-1994 годах было учреждено около 350 организаций, относящих себя к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, приступившая к лицензированию деятельности НПФ (упразднена в 2004 году).

В настоящее время деятельность НПФ контролируется Федеральной службой по финансовым рынкам.


Некоторые результаты деятельности системы НПФ
По мнению экспертов, на отечественном финансовом рынке НПФ, прежде всего корпоративные – один из достаточно надежных институтов.

Так, по объему пенсионных накоплений, находящихся в управлении НПФ, первые шесть мест, по данным на 30 сентября 2011 года, занимали корпоративные НПФ: 1) НПФ «Благосостояние» (осуществляет негосударственное пенсионное обеспечение работников крупнейшей транспортной компании России - ОАО «Российские железные дороги», доля на рынке обязательного пенсионного обеспечения – 15,32%); 2) НПФ «Лукойл-Гарант» (доля на рынке обязательного пенсионного обеспечения – 14,32%); 3) НПФ Норильский никель (доля на рынке обязательного пенсионного обеспечения – 7,72%); 4) НПФ электроэнергетики (доля на рынке обязательного пенсионного обеспечения – 5,91%); 5) НПФ ГАЗФОНД (доля на рынке обязательного пенсионного обеспечения – 5,91%); 6) НПФ Сбербанка (доля на рынке обязательного пенсионного обеспечения – 5,57%)8.

Будучи созданными крупными компаниями для обслуживания, в первую очередь, своих социальных обязательств, они располагают возможностью поддержки со стороны «материнских» структур. Даже в периоды кризисов, НПФ, особенно корпоративные, как правило, имеют возможность исполнять свои текущие обязательства перед клиентами, поскольку доля текущих обязательств НПФ несоизмеримо мала по сравнению с общими объемами пенсионных средств.

Так, по состоянию на 1 октября 2011 года, количество застрахованных в НПФ лиц составляет 11456,1 тыс. человек, количество участников НПФ – 6617,5 тыс. человек, а количество участников, получающих пенсию – только 1424,9 тыс. человек9 (то есть 21,5%, а аналогичное соотношение в системе Пенсионного фонда России составляет около 44%)10.

Следует отметить, что Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов оперирует более весомыми цифрами. По данным президента ассоциации К.С. Угрюмова, «в общей сложности более 15 млн., может быть, даже ближе к 16 млн. человек выбрали в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ. Это приблизительно 22–23% от общего количества застрахованных лиц, имеющих накопительную часть трудовой пенсии»11.
Проблема доходности пенсионных накоплений,
аккумулированных НПФ

В статье Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечается, что «нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства»12.

Решение этой задачи, по мнению В.В. Путина, «предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность».

Действительно, финансовый кризис 2008-2009 годов обесценил пенсионные накопления, причем не только в России, но и в зарубежных странах. В индустриально развитых странах для большинства крупных негосударственных пенсионных фондов финансовый кризис принес убыток, равный объему инвестиционных доходов за пять лет и около 25% стоимости их активов13.

Что касается России, то до кризиса, в 2006-2007 годах, доходность НПФ в среднем была выше уровня инфляции и значительно выше, нежели у государственной управляющей компании – Внешэкономбанка (далее -ВЭБ), которая распоряжается более 90% всех пенсионных накоплений и не смогла обеспечить их доходность даже на уровне инфляции14.

В период кризиса 2008-2009 годов пенсионные накопления, размещенные в ВЭБ, обесценились примерно на 15% (в 2008 году доходность пенсионных накоплений была отрицательной и составила минус 0,46%, в 2009 году - 9,52%15), а размещенные в НПФ обесценились, согласно экспертным оценкам, еще больше – на 25% их общей величины16.

В 2010 и 2011 годах доходность пенсионных накоплений, размещенных в ВЭБ, оставалась несколько ниже уровня инфляции. В 2010 году она составила 7,62% (уровень инфляции – 8,8%), в 2011 году – 5,47%17 (уровень инфляции 6,1%)18. Что касается НПФ, то, по оценке президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов К.С. Угрюмова, в 2011 году доходность пенсионных накоплений не превысит уровня инфляции19.

Существенными препятствиями для развития негосударственного пенсионного обеспечения являются: низкий уровень заработной платы, с которой работники могли бы добровольно отчислять взносы в негосударственные пенсионные фонды; недостаточно привлекательные для вкладчиков условия участия в НПФ; отсутствие у основной массы населения традиций и навыков самостоятельно заботиться об уровне своего будущего пенсионного обеспечения.

В статье Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечается, что, «когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости - дополнять их своими средствами»20.


Роль и место накопительного компонента и НПФ в разрабатываемой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России
до 2050 года

В 2012 году Минздравсоцразвития должно завершить подготовку Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года (далее - Стратегия)21.

Для разработки Стратегии в ноябре 2011 года решено создать совместную рабочую группа Минздравсоцразвития, Пенсионного фонда России и Международной организации труда (МОТ)22. Стратегия призвана заложить принципы и сформировать системный подход к развитию пенсионной системы в России. Цель Стратегии – создать современную, сбалансированную и понятную для граждан национальную пенсионную систему. В частности, она призвана решить проблемы тарифной политики, возраста выхода на пенсию, негосударственного пенсионного страхования, а также досрочных пенсий.

Окончательного решения, какой характер будет иметь намечаемая пенсионная реформа23, пока не принято, в настоящее время идет активное обсуждение различных вариантов.

В последнее время острые дискуссии касались будущего накопительного сегмента пенсионного страхования - останется ли накопление обязательным или перейдет в добровольный формат. Принципиально этот вопрос еще не решен.

Начало широкой дискуссии было связано с появлением на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 26 ноября 2010 года аналитического доклада «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса».

В аналитическом докладе существенное внимание было уделено мерам в области обязательного накопительного компонента пенсионной системы. Предлагалось несколько вариантов, в том числе переформатирование накопительного компонента пенсионной системы «из ныне существующего обязательного формата в добровольный формат, имманентно присущий гражданско-правовому институту пенсионных накоплений».

В ходе обсуждений на конференциях и «круглых столах», проведенных в 2010-2011 годах, на которых рассматривались результаты применения накопительных механизмов в контексте разработки долгосрочного развития пенсионной системы, высказывались две основные позиции.

Первая позиция заключалась в том, что целесообразно в той или иной форме перевести накопительную часть пенсии в формат добровольного пенсионного страхования. По мнению представителей Минздравсоцразвития и Пенсионного фонда России, пока нет условий для обязательного участия всех наемных работников в институте накопительных пенсий. Предлагалось перевести накопительную часть пенсии в формат добровольного пенсионного страхования и стимулировать, в первую очередь, участие в нем работников с высокой заработной платой.

Один из предлагаемых вариантов - вывести накопительный компонент из обязательного страхования, переведя его в добровольный формат. Это означало бы, что те 6% пенсионных взносов, которые сегодня в обязательном порядке отправляются на накопление (у тех, кто моложе 1967 года рождения), будут взиматься по-прежнему в обязательном порядке, но решать, куда их направить, будет сам гражданин в рамках гражданско-правовых отношений. Он сможет заключить договор с одним из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), или направить их в частную управляющую компанию, или оставить эти 6% в рамках формирования страховой пенсии, выплаты которой гарантируются государством24.

Вторая позиция заключалась в отстаивании необходимости сохранения и укрепления накопительной части пенсии в качестве важнейшего компонента пенсионной системы. По мнению представителей Министерства финансов, Минэкономразвития России, а также негосударственных пенсионных фондов, разумной альтернативы накопительной части пенсии нет. Для того, чтобы в перспективе накопительный компонент стал важной частью пенсионной системы, необходимо создать финансовые и правовые механизмы, гарантирующие сохранность накапливаемых средств, в частности, гарантийный фонд, позволяющий защитить пенсионные накопления от инфляции.

Согласно оценке сторонников такой позиции, в целях компенсации инфляционных потерь накопительной части пенсии необходимо изыскать возможность для ежегодного привлечения финансовых ресурсов в размере 50-70 млрд. рублей. Мнения о том, кто мог бы вносить эти средства, разделились, предлагались разные варианты финансирования: за счет пенсионеров, которые будут страховать свои пенсионные права; за счет НПФ; за счет средств федерального бюджета25.

Следует отметить, что мировая практика знает различные варианты роли накопительной части пенсии в рамках пенсионной системы. Не одинаков и объем средств, аккумулированных в частных пенсионных фондах – от более 70% ВВП в Великобритании и Нидерландах до менее 5% ВВП в Германии и Франции26.

Роль и значимость НПФ в будущей пенсионной системе России в значительной степени зависят от тех подходов, которые будут сформулированы в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года и воплотятся в соответствующих законодательных актах.

Двадцатилетний опыт деятельности НПФ в Российской Федерации свидетельствует о целесообразности ряда мер, призванных создать максимально привлекательные условия для частных вкладчиков и повышения надежности деятельности НПФ.

Предлагаются, в частности, такие шаги, как27:

освобождение пенсионных взносов работодателей, перечисляемых в пользу работников в НПФ, от налогообложения;

освобождение пенсионных взносов граждан в НПФ от подоходного налога;

унификация налогообложения НПФ и других субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;

ужесточение требований к деятельности НПФ и частных управляющих компаний, в том числе по достаточности собственного капитала, стандартам операционной деятельности;

введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ;

разделение счетов пенсионных накоплений, выделение счетов старших возрастных групп застрахованных (старше 55 лет), ресурсы которых подлежат размещению в наиболее надежные финансовые активы;

законодательное определение минимальной фиксированной доли субсидиарной ответственности государства при неблагоприятных финансовых результатах размещения капитализируемой части пенсионных накоплений в НПФ (и управляющих компаниях)28.



По мнению экспертов, целесообразно предусмотреть активное участие самоуправляемых организаций НПФ в разработке Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года.


1 К.С Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов: «Решение пожертвовать накопительной частью пенсий маловероятно» // Московские новости. 10.01.2012 г., http://www.pensiamarket.ru/AllNews.aspx?type=interview&id=1103

2 Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

3 Прежде, с 1 января 2010 года, суммы пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета и выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица, не облагались налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в соответствии с пунктом 48 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, но данное освобождение от уплаты НДФЛ не распространялось на пенсионные накопления, перечисляемые правопреемникам негосударственными пенсионными фондами (письма Минфина России от 31.03.2011 г. №03-04-06/10-65, от 13.05.2010 г. №03-04-06/6-96, от 07.05.2010 г. №03-04-06/1-91).

4 Основные показатели деятельности НПФ за 9 месяцев 2011 года: официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам, http://www.ffms.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

5 Чтобы получить средства государственного софинансирования, гражданину необходимо в течение года сделать взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в размере от 2 до 12 тысяч рублей. В этом случае государство удвоит взнос – внесет на «пенсионный» счет гражданина такую же сумму. Вступить в Программу государственного софинансирования пенсий можно до 1 октября 2013 года. Рассчитана она на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса. Особые условия для участия в Программе государственного софинансирования пенсии созданы для граждан, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за начислением ни одной из частей трудовой пенсии. Для них объем государственного софинансирования увеличивается в четыре раза, но не превышает 48 тысяч рублей в год. То есть, перечислив 12 тысяч рублей в год на накопительную часть пенсии, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свой индивидуальный пенсионный счет на 60 тысяч рублей в год. Пенсионные накопления основной части участников Программы государственного софинансирования пенсии находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании (в настоящее время – Внешэкономбанк).

6 Официальный сайт Пенсионного фонда России, http://www.pfrf.ru/financed_public_pension/

7 Документ утратил силу с 21 октября 2004 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2004 года №1320 «Об упразднении Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации».

8 http://npf.investfunds.ru/ratings/5/

9 Основные показатели деятельности НПФ за 9 месяцев 2011 года: официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам, http://www.ffms.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

10 П.А. Новгородов. Финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов: сегодня и завтра // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2011. №3. – С. 69.

11 К. Угрюмов: «Решение пожертвовать накопительной частью пенсий маловероятно» // Московские новости. 10.01.2012 г., http://www.pensiamarket.ru/AllNews.aspx?type=interview&id=1103

12 Газета «Комсомольская правда», 13 февраля 2012 года, http://kp.ru/daily/25833/2807793/

13 Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2011. №3. – С. 8.

14 В 2006 году доходность пенсионных накоплений в ВТБ составила 5,67%, в 2007 году – около 6% (уровень инфляции в 2006 году – 9%, в 2007 году – 11,9%).

15 Официальный сайт ВТБ, http://www.veb.ru/agent/pension/info/dht/; уровень инфляции в 2008 году – 13,3%, в 2009 году – 8,8%.

16 Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2011. №3. – С. 8.

17 Официальный сайт ВЭБ, http://www.veb.ru/agent/pension/info/dht/

18 Росстат: Инфляция в Российской Федерации за 2011 год составила 6,1%, http://www.rg.ru/2011/12/30/inflyaciya-anons.html

19 К. Угрюмов: «Решение пожертвовать накопительной частью пенсий маловероятно» // Московские новости. 10.01.2012 г., http://www.pensiamarket.ru/AllNews.aspx?type=interview&id=1103

20 Газета «Комсомольская правда», 13 февраля 2012 года, http://kp.ru/daily/25833/2807793/

21 О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года – Ю.В. Воронин, статс-секретарь - замминистра Минздравсоцразвития России в интервью «Российской газете» 1.11.2011 г. , http://www.minzdravsoc.ru/pensions/razvitie/128

22 http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/news/2011/1101_2.htm

23 Тот факт, что по пенсионной реформе «решение еще не принято», отмечался, в частности, в интервью Министра здравоохранения и социального развития России Т.А. Голиковой газете «Ведомости» 16.02.2012 года.

24 О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года – Ю.В. Воронин, статс-секретарь - замминистра Минздравсоцразвития России в интервью «Российской газете» 1.11.2011 г. , http://www.minzdravsoc.ru/pensions/razvitie/128

25 Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2011. №3. – С. 6.

26 Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2011. №3. – С. 16.

27 Всероссийский экономический журнал «ЭКО». 2011. №3. – С. 23.

28 например, лишение права для НПФ и управляющих компаний, не обеспечивающих уровень доходности в 4% годовых, участвовать в управлении средствами накопительного пенсионного страхования.

24.07.2014 13:17:34 Дата и время последнего изменения документа: 27.04.2012 16:12





Авторы пьес зачастую не играют никакой роли. Леонид Леонидов
ещё >>