Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципального района Мечетлинский район
Районный отдел образования
Внеклассное мероприятие
для 11 класса
«Умники и умницы»
На тему: «Пейзаж в русской живописи XIX века»
Составила и провела:
учитель I категории ИЗО и МХК
Кобякова Мария Петровна
2007-2008 уч. год
с. Н-Бобино
Тема: «Пейзаж в русской живописи XIX века».
Формы: игра повторение пройденного материала по курсу МХК «Русское искусство XIX века».
Цели:
-
закрепление и повторение полученных знаний формирования эстетического отношения к искусству;
-
умение аналитически и логически мыслить, передавать своё отношение к изображаемому и произведениям искусства;
-
выявление творческого потенциала учащихся.
Игра «Умники и умницы»
На доске вывешивается эпиграф: «С природой одною он жизнью дышал»
Е.А.Баратынский
Можно вывесить четверостишия: «Отдаёшься невольно во власть
Окружающей бодрой природы:
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняет ожившую грудь.
Жаждой дела душа закипела.
А.Н.Некрасов «Рыцарь на час»
Приветствие всех. Мы начинаем игру «Умники и умницы». Тема нашей сегодняшней игры «Пейзаж в русской живописи XIXвека». Все, кто будет участвовать, получают оценки по предмету МХК, в зависимости от количества ответов. Все кто сидит и не участвует это теоретики, они помогают агонистам и зарабатывают себе ордена, оценки. Участвуют одиннадцатый класс.
Объясняется условие игры.
Участвуют 3 агониста (агон – состязание), которые выходят на дорожки. Для того, чтобы выбрать дорожки участники должны выступить с домашним заданием, а высший ареопаг в лице ( того – то и того – то) распределят по местам. И участники выберут себе дорожки. Красная – самая быстрая на ней 2вопроса, но ошибаться нельзя, затем идёт жёлтая, уже 3 вопроса, можно ошибиться один раз и, наконец, зелёная самая длинная 4 вопроса, можно ошибаться 2 раза.
Всего будет 3 агона. Два между желающими выступить и третий –заключительный, это между выигравшими два агона и теоретиком набравшим большее количество орденов.
Я учитель ИЗО, МХК и технологии выступаю в роли помощника и двое ведущих, которые и будут вести игру.
Начинают ведущие. Они зачитывают стихотворения о природе и живописи.
Ведущий 1. Поэзия люби к родным просторам проникнуты полотна многих художников XIX в. В работавших в жанре пейзажа.
Опять она, родная сторона,
С её зеленым благодатным летом.
И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Удивительные красоты природы всегда служили источником вдохновения для наших художников.
В Русскую культуру XIX в входит новый образ России могучей, но одновременно стонущей и страдающей.
Ведущий 2. (Читает стихотворение Александра Блока «Россия»)
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои
Твои мне песни ветровые
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну, что же? одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Начинаем игру «Умники и умницы» на тему «Пейзаж в русской живописи XIX века».
Вопросы
-
Вспомните историю создания Товарищества передвижных выставок, всё начиналось с «бунта четырнадцати», когда группа выпускников Академии художеств отказались писать дипломную работу и создали свою Артель художников (по типу коммуны), которая затем переросла в Товарищество передвижных выставок. Внимание вопрос! В чём причина их ухода из Академии и кто стоял во главе Артели художников? (Иван Николаевич Крамской. Художникам отказали писать дипломные работы на свои темы, а предложили темы из скандинавской мифологии)
-
Назовите самого молодого художника, передвижника, который за 2-3 года достиг такого уровня совершенства в живописи, которого многие именитые художники достигали в течении десятилетий. (Фёдор Александрович Васильев)
-
Демонстрируются 2 – 3 картины. Назовите художника, который очень любил контрасты света и тени и так умело передавал мерцание лучей солнца. (Архип Куинджи)
Василий Григорьевич Перов
-
За какую картину В.Г.Перову Академия художеств присудила Большую Золотую медаль, которая давала возможность на заграничную поездку. («Проповедь в селе»)
-
Эта картина являет собой пример глубочайшей скорби человеческих чувств. Хотя это типичная сцена из жизни русского народа, которую Василий Перов наблюдал в окрестностях Москвы. Назовите эту картину.
-
Какими средствами В.Г.Перов добивался сильного эмоционального состояния своих полотен? Как говорил Н.А.Некрасов о его картинах «Надрывалось сердце с печали». (при помощи пейзажа)
-
Эта картина считается самым лучшим произведением В.Г.Перова, как в колористическом, живописном плане, так и в композиционном построении. Назовите пожалуйста эту картину. («Последний кабак у заставы»)
-
назовите художника, который 3 лучших своих произведения написал Франции. В картинах он передаёт тяжёлое и суровое время, показывая саму суть России. (В.Г.Перов «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Проводы покойника»)
Алексей Кондратьевич Саврасов
-
Иван Николаевич Крамской сказал об этой картине, следующее: «На всех картинах есть деревья, вода, воздух, а душа есть только в…». Внимание вопрос: о какой картине идёт речь? («Грачи прилетели»)
-
Назовите любимого ученика А.К.Саврасова, которому уже в училище он пророчил славу и считал одним из лучших своих учеников. (И.И.Левитан)
-
Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, какая церковь изображена на картине «Грачи прилетели»? (Церковь Вознесения)
-
Демонстрируется картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Что было добавлено в реалистичный пейзаж этой картины художником и почему, что именно хотел добиться этим художник? (Дали, дальний план и длинный, дощатый забор. Чтобы показать открытость композиции.)
Иван Иванович Шишкин
-
За какую картину И.И.Шишкин получил первую премию на выставке Общества поощрения художников. («Сосновый бор.Мачтовый лес вВятской губернии-1872)
-
Какую картину И.Шишкин написал не один, а совместно с художником Константином Савитским. Что изобразил К.Савитский? («Утро в сосновом лесу» Савитский изобразил медведицу и трёх медвежат)1889
-
В какой картине Шишкин намеренно делает ошибки, в чём они заключаются? («Рожь», он изобразил сосны) 1878
Василий Дмитриевич Поленов
-
В 1878 году В.Д.Поленом представил на выставку картину, за которую долго извинялся перед И.Н.Крамским, что написал сущую безделицу и не сумел к сроку сделать что-нибудь значительное. Внимание вопрос, что это за картина? («Московский дворик»)
Иван Константинович Айвазовский
-
Выдающийся, великий русский художник моренист, он создал множество великолепных полотен и многие писал по памяти, мог написать картину за 2 часа. Скажите пожалуйста, а какими талантами он обладал ещё, что он сделал для Эрмитажа. (Он был не только живописцем, но и архитектором, музыкантом, поэтом и археологом. Эрмитаж, до сих пор, гордится его находками в Крыму - античными драгоценностями.)
-
Назовите картину И.Айвазовского, где одну половину занимает небо, другую - вода. Именно в этой картине художник показал поэтическую тоску и одиночество души. («Чёрное море»)
-
Назовите автора картины и раскройте в чём смысл картины. («Над вечным покоем» И.Левитан – суть картины - встреча трёх стихий: воды, земли и воздуха, а также, что всё вечно, но не человеческая жизнь)
-
Что может быть общего между живописью И.Шишкина и Ф.Васильева. В манере письма, точности рисунка, скрупулезности передачи формы и конечно же великой любви к природе, это были своего рода учёные натуралисты)
В конце мероприятия были подведены итоги. Дети показали свои знания. Каждый ответ был выстроен логически правильно. На многие вопросы можно отвечать не просто фактами из жизни мастеров, а зная их произведение, логически дойти до правильного ответа.