Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Урок 30. Пейзаж большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник» 1 78.63kb.
Урок по изобразительному искусству в 6 классе: «Жанр изобразительного... 1 122.29kb.
Урок «пейзаж большой мир. Природа и художник» 1 90.24kb.
Урока по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир» 1 67.11kb.
Пейзажи: история развития от Древнего Востока до средних веков 1 104.63kb.
Пушкин а с. Пейзаж в лирике а с. пушкина 1 45.4kb.
Пейзаж немецкого возрождения в контексте духовной жизни эпохи 1 18.22kb.
Работа по реализации поставленных задач и организация образовательного... 1 130.59kb.
Туве Марики Янссон 1 11.09kb.
Государство и безопасность, мир и война 29 8539.73kb.
Программное и учебно – методическое обеспечение плана по изобразительному... 1 70.25kb.
Экзаменационные (зачетные) вопросы по истории русской философии 1 53.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства - страница №1/1

Урок на тему «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства»
Дата: 11.04.2011 г.

Составитель: учитель ИЗО Хаматгалеев Э. Р.

Класс: 6.

Предмет: изобразительное искусство.


Цель – познакомиться с таким жанром изобразительного искусства, как пейзаж.
Оборудование: учебные пособия и таблицы, учебные рисунки; «Краткий словарь художественных терминов» под ред. Н. М. Сокольникова (сс. 56-57).
Изложение нового материала
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворённости, радости и др. Поэтому художник передаёт объёмную форму предметов обобщённо, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщённый эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», 1878, «Корабельная роща», 1898). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышащееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает своё отношение к природе, одухотворяет её, создаёт художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена, элементы пейзажа можно обнаружить ещё в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Художники обратились к изучению натуры, разработали систему валеров, световоздушную перспективу в XVI в. (П. Брейгель в Нидерландах) и особенно в XVII-XVIII вв. (П. Рубенс во Фландрии, Рембрандт, Я. Рейсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции). В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А. А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) завершились достижениями импрессионизма (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России), открывшими новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Крупные мастера конца XIX и XX вв. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван-Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа расширили и обогатили А. Рылов, К. Юон, Н. Рерих, А. Остроумова-Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский и др.

Особую линию развития получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае ещё в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шёлковых свитках, очень одухотворённы и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обострённой графичностью, выделением декоративных мотивов, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай).


Практическая работа
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями
Вопросы для самоконтроля:


  1. Охарактеризуйте жанр пейзажа.

  2. Где, кем и когда сформировался данный жанр изобразительного искусства?

  3. Перечислите известных вам зарубежных и российских пейзажистов.

  4. Что вы можете рассказать о развитии жанра пейзажа в искусстве Востока (Китай, Япония)?


Домашнее задание: выполнить (завершить) работу, начатую на уроке.




Тела расширяются от нагревания, а штаты — от сокращения. Цаль Меламед
ещё >>