Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической партии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 31 6948.82kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 32 6989.08kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 34 7778.64kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 35 6154.21kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 36 6339.23kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 30 5220.53kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 24 5547.29kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 42 9846.2kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 27 6011.21kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 30 7592.71kb.
Центрального комитета коммунистической партии советского союза 68 12021.58kb.
Кафедра Информатики и информационной безопасности 1 50.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической партии - страница №31/32


У

Ульвиг (Houllevigue), Луи (1863—1944) — французский физик, с 1905 года — профессор университе­та в Марселе. Основные работы: «L'évolution des sciences», 1908 («Эволюция наук»); «La matière», 1913 («Материя») и другие. — 273.

Ульянов, В. И. см. Ленин, В. И.

Уорд (Ward), Джемс (1843—1925) — английский психолог, философ-идеалист и мистик; с 1897 года — профессор Кембриджского университета. В своих работах, особенно в книге «Naturalism and Agnosti­cism», 1889 («Натурализм и агностицизм»), пытался использовать открытия физики для борьбы против материализма и защиты религии. — 90, 178, 216—218, 290, 293—299, 302, 307, 310, 317, 362, 364, 366.

Φ

Фейербах (Feuerbach), Людвиг Андреас (1804—1872) — выдающийся немецкий философ-материалист и атеист. С 1828 года — приват-доцент Эрлангенского университета; в своей первой работе «Gedanken über Tod und Unsterblichkeit», 1830 («Мысли о смерти и бессмертии») выступил против догмата христи­анской религии о бессмертии души; книга была конфискована, Фейербах подвергся преследованиям и вскоре был уволен из университета. В 1836 году переехал в деревню Брукберг (Тюрингия), где прожил почти 25 лет. В первый период своей философской деятельности примыкал к левому крылу гегелевской школы, к концу 30-х годов отошел от идеализма; в работах «Zur Kritik der Hegeischen Philosophie», 1839 («К критике философии Гегеля») и «Das Wesen des Christentums», 1841 («Сущность христианства») по­рывает с гегельянством и переходит на материалистические позиции. В понимании общественных явле­ний Фейербах остался идеалистом. Провозглашенный им антропологический принцип в философии В. И. Ленин назвал «лишь неточным, слабым описанием материализма» (Сочинения, 4 изд., том 38, стр. 72). Фейербах не смог преодолеть созерцательный характер метафизического материализма и осоз­нать роль практики в процессе познания и общественного развития.

Фейербах был идеологом наиболее радикальных, демократических слоев немецкой буржуазии. Во время революции 1848 года признавал первостепенную важность политики, однако сам был далек от политической деятельности; после революции его влияние в Германии заметно упало. В последние годы жизни



504 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

интересовался социалистической литературой, читал «Капитал» Маркса и в 1870 году вступил в социал-демократическую партию Германии.

Всесторонний анализ философии Фейербаха дан в «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса, в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса и в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1—4, 7—544, а также Из­бранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 339—382). Ленинские конспекты двух произведений Фейербаха см. в «Философских тетрадях» (Сочинения, 4 изд., том 38, стр. 49—72, 375— 387). — 13, 42, 47, 81—82, 83, 84, 97—98, 100, 103, 104—105, 117, 118—120, 122, 132, 140, 144—145, 157—159, 163, 164, 167, 173, 181, 183, 209—210, 213, 215, 244, 248, 252—253, 256, 322, 350, 357—358, 360, 365, 366, 381.

Ферворн (Verworn), Макс (1863—1921) — немецкий физиолог и биолог, с 1895 года — профессор университета в Иене, затем в Гёттингене и в Бонне; издавал «Zeitschrift für allgemeine Physiologie» («Журнал Общей Физиологии»). Занимался, главным образом, вопросами общей физиологии, автор ряда монографических работ. Замечания В. И. Ленина о книге Ферворна «Die Biogenhypothese», 1903 («Био­генная гипотеза») см. в «Философских тетрадях» (Сочинения, 4 изд., том 38, стр. 329—330). По фило­софским взглядам Ферворн эклектик, был близок к махизму, защищал «кондиционализм». — 234.

Фехнер (Fechner), Густав Теодор (1801—1887) — немецкий естествоиспытатель и философ-идеалист, с 1834 года — профессор физики Лейпцигского университета. Работы Фехнера имели важное значение для экспериментальной психологии; наибольшей известностью пользуются его исследования по изуче­нию ощущений. В философии находился под влиянием Шеллинга, пытался примирить идеализм и рели­гию со стихийно-материалистическим характером своих научных открытий, рассматривал материю как «вместилище духа».

Основное произведение «Elemente der Psychophysik», 1860 («Элементы психофизики»). — 358.



Фихте (Fichte), Иммануил Герман (1796—1879) — немецкий философ-идеалист, сын Иоганна Готли-ба Фихте; с 1836 года — профессор философии в Бонне, с 1842 — в Тюбингене; с 1837 года редактиро­вал «Zeitschrift für Philosophie und spekulative Theologie» («Журнал Философии и Спекулятивной Теоло­гии»).

Основные работы: «Beiträge zur Charakteristik der neueren Philosophie», 1829 («К характеристике новой философии»); «System der Ethik», 1850—1853 («Система этики»); «Anthropologie», 1856 («Антрополо­гия») и другие. — 219220.



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 505

Фихте (Fichte), Иоганн Готлиб (1762—1814) — субъективный идеалист, представитель немецкой идеалистической философии конца XVIII — начала XIX века, выражавшей интересы немецкой буржуа­зии; с 1794 года — профессор Иенского, а затем Берлинского и Эрлангенского университетов. Исходя из философии Канта, одним из первых выступил с критикой кантианства «справа», отрицая объективное существование «вещей в себе». Свою идеалистическую систему, названную им «наукоучением», строил на основе выдвинутого Кантом понятия трансцендентального (не зависимого от опыта) единства само­сознания, объявил человеческое Я единственной реальностью, всемогущей творческой силой, совпа­дающей в конечном счете с самосознанием всего человечества. Согласно Фихте, Я — это не только ра­зум, но и воля, действие. Оно находится в процессе постоянного диалектического развития. Эмпириче­ское Я полагает не-Я, природу; и то и другое синтезируются в абсолютном Д которое К. Маркс характе­ризовал как «метафизически переряженный дух в его оторванности от природы» (К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Сочинения, 2 изд., т. 2, стр. 154).

Фихте сделал попытку показать процесс познания, его философия в идеалистической форме содержит догадку о значении практической деятельности человека. Общественно-политические взгляды Фихте выражали стремление немецкой буржуазии к капиталистическому преобразованию Германии, которое он связывал с ликвидацией сословных привилегий, отменой феодальных отношений и установлением гражданских свобод и т. п.

Основные работы Фихте: «Wissenscnaftslehre», 1794 («Наукоучение»); «Vorlesungen über die Bestimmung des Gelehrten», 1794 («О назначении ученого»); «Die Bestimmung des Menschen», 1800 («На­значение человека»); «Sonnenklarer Bericht an das größere publicum über das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie», 1801 («Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии») и другие. — 64— 65, 68, 74, 79, 143, 144, 147, 152—153, 156, 203, 204—205, 207, 219, 223, 224, 239, 315.

Фишер (Fischer), Куно (1824—1907) — немецкий буржуазный историк философии, гегельянец, про­фессор философии в Иене (с 1856), затем в Гейдельберге. Главное произведение, содержащее богатый фактический материал, многотомная «Geschichte der neueren Philosophie», 1854—1877 («История новой философии»), в которой излагаются философские системы Бэкона, Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и других философов. Однако, ограничиваясь изложением биографий и фило­софских взглядов мыслителей, Фишер не мог вскрыть социальные корни философии, общественно-исторические условия возникновения той или иной системы и их действительное значение. Характери­зуя, например, метод изложения Фишером философской системы Гегеля, В. И. Ленин писал, что он берет «более легкое — примеры vu, Энциклопедии, добавляя

506 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

пошлости..., но не указывая читателю на то, как искать ключа к трудным переходам, оттенкам, перели­вам, отливам гегелевских абстрактных понятий» (Сочинения, 4 изд., том 38, стр. 167). — 205.



Фогт (Vogt), Карл (1817—1895) — немецкий естествоиспытатель, один из главных представителей вульгарного материализма. Принимал участие в революции 1848—1849 годов в Германии, был депута­том франкфуртского Национального собрания, как мелкобуржуазный демократ принадлежал к его лево­му крылу. После поражения революции эмигрировал в Швейцарию. Автор ряда работ по зоологии, гео­логии и физиологии. Являясь сторонником вульгарного материализма, утверждал, что «мысль находится в почти таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам» («Физиологические пись­ма», Спб., 1867, стр. 298). Будучи ярым противником научного социализма, участвовал в преследованиях пролетарских революционеров, выступал с клеветническими заявлениями о деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс в памфлете «Господин Фогт» (1860) разоблачил Фогта как тайного платного агента Луи Бонапарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 14, стр. 395—691). — 4142, 252, 350.

Фолькман (Volkmann), Пауль (1856 — ок. 1938) — профессор теоретической физики в Кенигсберге (с 1894); в философии — эклектик, вел борьбу против материализма в защиту протестантской церкви; сто­ронник «фикционизма» Файхингера. Замечания В. И. Ленина на книгу Фолькмана «Erkenntnistheoretische Grandzüge der Naturwissenschaften», 1896 («Теория познания естественных наук») см. в «Философских тетрадях» (Сочинения, 4 изд., том 38, стр. 328). — 172.

Франк (Franck), Адольф (1809—1893) — французский философ-идеалист, составитель философского словаря, написанного им вместе с другими философами. В произведении «Le communisme jugé par l'histoire», 1849 («Коммунизм перед лицом истории») выступил против современных ему коммунистиче­ских учений. —132.

Франк (Frank), Филипп (род. в 1884 г.) — современный философ-неопозитивист и физик; в 1912— 1938 годах — профессор в Праге; в 1938 году эмигрировал в США. Автор ряда статей по философии, написал книги: «Das Ende der mechanistischen Physik», 1935 («Конец механистической физики»); «Between Physics and Philosophy», 1941 («Между физикой и философией»); «Philosophy of Science», 1957 («Философия науки»). —170—171.

Фрейзер (Fraser), Александр Кемпбел (1819—1914) — английский философ, профессор логики Эдин­бургского университета, сторонник Беркли и издатель его произведений, автор книги «Philosophy of Théisme», 1895—1897 («Философия теизма») и других работ. — 15, 2123, 24, 25.

Фридлендер, О. см. Эвальд, Оскар.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 507

X

Хеолъсон, О. Д. (1852—1934) — физик, с 1891 года — профессор Петербургского университета, по­четный член Академии наук (избран в 1920 году); значительный интерес представляют его работы в об­ласти электротехники — «Лекции по термодинамике» (1915) и «Курс физики» (1892—1915), который в течение долгого времени являлся пособием для высшей школы. В философии склонялся к идеализму. —



370.

Хиббен (Hibben), Джон Грир (1861—1933) — американский философ-идеалист, в 1897—1918 годах — профессор Принстонского университета, затем его президент. Важнейшие работы посвящены про­блемам логики. Основные произведения: «Inductive Logic», 1896 («Индуктивная логика»); «Hegel's Logic, an Essay in Interpretation», 1902 («Логика Гегеля, опыт истолкования»); «Deductive Logic», 1905 («Дедук­тивная логика») и другие. — 287288.

ц

Циген (Ziehen), Теодор (1862—1950) — немецкий философ-идеалист, физиолог и психиатр; с 1892 го­да — профессор психиатрии в Иене, затем — в Утрехте и Галле, с 1904 — в Берлине, с 1917 — профес­сор философии в Галле; сторонник эмпириокритицизма и имманентной философии.

Основные работы: «Psychophysiologische Erkenntnistheorie», 1898 («Психофизиологическая теория по­знания»); «Die Grundlagen der Psychologie», 1915 («Основы психологии»); «Vorlesungen über Ästhetik», 1923—1925 («Лекции по эстетике») и другие. — 233234, 242.



Чернов, В. М. (1876—1952) — один из лидеров и теоретиков партии эсеров. В 1902—1905 годах — редактор центрального органа эсеров — газеты «Революционная Россия». Выступал со статьями, на­правленными против марксизма, пытаясь доказать неприменимость теории Маркса к сельскому хозяйст­ву. В теоретических работах Чернова субъективный идеализм и эклектика сочетаются с ревизионизмом и утопическими идеями народников; он пытался противопоставить научному социализму реформистский буржуазный «конструктивный социализм». После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года — министр земледелия буржуазного Временного правительства, организатор жестоких ре­прессий против крестьян, захватывавших помещичьи земли. После Октябрьской социалистической рево­люции — один из организаторов антисоветских мятежей. В 1920 году эмигрировал; за границей продол­жал антисоветскую деятель-

508 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

ность. — 13, 97, 98, 99—101, 103—104, 111, 116, 130, 136, 139, 194, 200, 214, 221—222, 225, 333.



Чернышевский, Н. Г. (1828—1889) — великий русский революционный демократ, ученый, писатель, литературный критик, один из выдающихся предшественников русской социал-демократии. Чернышев­ский был идейным вдохновителем и вождем революционно-демократического движения 60-х годов в России. Будучи социалистом-утопистом, он считал возможным переход к социализму через крестьян­скую общину, но в то же время, как революционный демократ, «умел влиять на все политические собы­тия его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьян­ской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 17, стр. 97). Чернышевский выступал с гневным разоблачением крепостнического характера «кре­стьянской реформы» 1861 года, призывал крестьян к восстанию. В 1862 году он был арестован царским правительством и заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл около двух лет, а затем был приго­ворен к семи годам каторжных работ и к вечному поселению в Сибирь. Только на склоне лет Чернышев­ский был освобожден из ссылки. До конца своих дней он оставался страстным борцом против социаль­ного неравенства, против всех проявлений политического и экономического гнета.

Огромны заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии. Его философские взгляды были вершиной всей домарксовской материалистической философии. Материа­лизм Чернышевского носил революционный, действенный характер. Чернышевский резко критиковал различные идеалистические теории и стремился переработать диалектику Гегеля в материалистическом духе. В области политической экономии, эстетики, художественной критики, истории Чернышевский показал образцы диалектического подхода к изучению действительности. К. Маркс, изучавший произве­дения Чернышевского, очень высоко ценил их и называл Чернышевского великим русским ученым. Ле­нин писал о Чернышевском, что он «единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма... Но Чернышевский не сумел, вернее: не мог, — отмечал Ленин, — в силу отсталости русской жизни, под­няться до диалектического материализма Маркса и Энгельса» (настоящий том, стр. 384).

Перу Чернышевского принадлежит ряд блестящих произведений в области философии, политической экономии, истории, этики, эстетики. Его литературно-критические произведения оказали огромное влия­ние на развитие русской литературы и искусства. На романе Чернышевского «Что делать?» (1863) воспи­тывалось не одно поколение революционеров в России и за границей. — 381384.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 509

Ш

Швеглер (Schwegler), Альберт (1819—1857) — немецкий теолог, философ, филолог и историк, автор книги «Geschichte der Philosophie im Umriß», 1847 («Очерки истории философии»); перевел на немецкий язык «Метафизику» Аристотеля, редактировал журнал «Jahrbücher der Gegenwart» («Ежегодник Совре­менности»), выходивший с 1843 по 1848 год в Штутгарте и Тюбингене. — 132133.

Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм Иосиф (1775—1854) — представитель немецкой идеалисти­ческой философии конца XVIII — начала XIX века, профессор университетов в Иене (с 1798), Вюрцбур-ге (с 1803), Мюнхене (с 1806) и Берлине (с 1841). Вначале выступил как сторонник философии Фихте, затем создал объективно-идеалистическую «философию тождества», выдвинув идею абсолютного тож­дества бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта и рассматривая его как бессознательное состояние «мирового духа». Развитие природы изображалось Шеллингом как диалектический процесс саморазвития «мирового духа».

Шеллинг был виднейшим представителем натурфилософии, которая, несмотря на ее идеалистический характер, являлась наиболее ценным в его философской системе. В последний период своей деятельно­сти, став официальным идеологом королевской Пруссии, проповедовал религиозно-мистическую «фило­софию откровения», против которой выступил Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произ­ведений, 1956, стр. 386—465).

Основные работы: «Erster Entwurf eines Systems der Naturphilosophie», 1799 («Первый набросок сис­темы натурфилософии»); «System des transzendentalen Idealismus», 1800 («Система трансцендентального идеализма») и другие. — 357.

Шишкин, Н. И. (1840—1906) — математик и физик, член Московского психологического общества, сотрудник журнала «Вопросы Философии и Психологии». В статьях «О психофизических явлениях с точки зрения механической теории», «О детерминизме в связи с математической психологией» и «Про­странство Лобачевского» защищал идеи эмпириокритицизма в естествознании. — 317320.

Шмидт (Schmidt), Генрих (1874—1935) — немецкий биолог, ученик и последователь Эрнста Геккеля, директор его архива в Иене; принимал активное участие в борьбе Э. Геккеля против идеализма и клери­кализма; защищал его от нападок реакционных философов и теологов, написав с этой целью ряд работ: «Der Kampf um die «Welträtsel» und die Kritik», 1900 («Борьба из-за «Мировых загадок» и критика»); «Haeckels biogenetisches Grundgesetz und seine Gegner», 1902 («Основной биогенетический закон Геккеля и его противники»); «Monismus und Christentum», 1906 («Монизм и христианство») и другие. — 370.

510 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788—1860) — немецкий философ, субъективный идеалист, от­разивший настроения реакционных слоев немецкой буржуазии. По словам Ф. Энгельса философия Шо­пенгауэра состоит из отбросов старых философских систем, приноровленных к духовному уровню фили­стера (см. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 313). Внешний мир, по Шопенгауэру, — это мир представлений, явление сознания, порождаемое внутренней сущностью субъекта; он не доступен познанию. Шопенгауэр отрицал идею общественного прогресса, выступал против права народных масс бороться за улучшение условий своего существования. Основные положения своей философии сформулировал в 1813 году в докторской диссертации, а затем изложил в главном произведении — «Die Welt als Wille und Vorstellung», 1819 («Мир как воля и представление»).

Волюнтаризм и иррационализм философии Шопенгауэра широко использовались в эпоху империа­лизма реакционными буржуазными философами (Ф. Ницше, А. Бергсоном, У. Джемсом, Б. Кроче и др.), явились одним из источников идеологии германского фашизма. — 200, 239.



Штарке (Starcke), Карл Николай (1858—1926) — датский философ и социолог, профессор в Копенга­гене (с 1916); автор книги «Ludwig Feuerbach», 1885 («Людвиг Фейербах»), критическому разбору кото­рой посвящена работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». —

215.

Шуберт-Зольдерн (Schubert-Soldern), Рихард (1852—1935) — профессор философии в Лейпциге, представитель так называемой имманентной философии; принимал участие в издании немецкого реак­ционного «Zeitschrift für immanente Philosophie» («Журнала Имманентной Философии»).

Основные произведения: «Über Transcendenz des Objects und Subjects», 1882 («О трансцендентности объекта и субъекта»); «Grundlagen einer Erkenntnistheorie», 1884 («Основы теории познания»); «Das menschliche Glück und die soziale Frage», 1896 («Человеческое счастье и социальный вопрос») и другие.

66, 73, 187, 218—220, 223—224, 226—227, 243, 262, 344, 346, 366, 369.

Шулъце (Schulze), Готлиб Эрнст (1761—1833) — немецкий философ-идеалист, последователь Дави­да Юма, профессор в Гельмштедте, затем в Гёттингене. Шульце решительно отвергал кантовскую вещь в себе, рассматривая ее как уступку материализму, отрицал возможность объективного знания, ограничи­вал познание опытом, даппым в ощущениях, пытался возродить и модернизировать античный скепти­цизм. По имени выведенного в своем основном философском произведении древнегреческого философа-скептика Энезидема известен в истории философии как Шульце-Энезидем.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 511

Кроме книги, упоминаемой В. И. Лениным, написал «Grandriß der philosophischen Wissenschaften», 1788—1790 («Очерк философских наук»); «Kritik der theoretischen Philosophie», 1801 («Критика теорети­ческой философии») и другие работы. — 143144, 193, 203204, 205, 207.



Шуппе (Schuppe), Вильгельм (1836—1913) — немецкий философ, субъективный идеалист, глава так называемой имманентной школы, профессор Грейфсвальдского университета (с 1873). Согласно Шуппе, бытие тождественно сознанию, видами которого являются отдельные Я. Подобный взгляд Шуппе неиз­бежно приводил к солипсизму. Сотрудничал в немецком реакционном «Zeitschrift für immanente Philosophie» («Журнале Имманентной Философии»).

Основные произведения: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878 («Теоретико-познавательная логика»); «Die immanente Philosophie», 1897 («Имманентная философия»); «Der Solipsismus», 1898 («Солипсизм») и другие. — 6, 66, 69, 70, 75, 112, 187, 218—219, 220, 222—225, 226, 229, 233, 234, 239, 242, 255, 343— 344, 366, 376, 377.



Эвальд (Ewald), Оскар (псевдоним Фридлендера, О.) (род. в 1881 г.) — австрийский философ-неокантианец; с 1909 года — приват-доцент философии в Вене.

Основные произведения: «Richard Avenarius...», 1905 («Рихард Авенариус...»); «Kants Methodologie in ihren Grandzügen», 1906 («Основные черты методологии Канта»); «Die Wiedergeburt des Geistes», 1920 («Возрождение духа») и другие. — 56, 6970, 8990, 93.



Энгельс (Engels), Фридрих (1820—1895) — один из основоположников научного коммунизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса (см. статью В. И. Ленина «Фридрих Энгельс». Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 1—14). — 5—6, 9, 10, 13, 25—26, 34—35, 41—42, 47, 50, 56, 59,

62, 73, 81, 84, 85, 90, 97—100, 101—102, 103, 106—115, 117, 118, 122—123, 128, 129, 133, 134, 135—137, 138, 139, 140, 142, 144, 149, 150, 154, 159—161, 163, 164, 166, 167, 171, 172, 179, 181, 182, 183, 184, 190, 192, 193—194, 195—198, 205, 210, 211, 213, 214—215, 216—217, 237—238, 240, 244—245, 251, 252—256, 259, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 268, 276, 277, 279, 281, 285, 311, 315, 327, 328, 329, 333, 334, 335—336, 337, 338, 350, 351, 353, 354, 356—357, 358—360, 365, 366, 367, 379, 382, 384.

ю

Юм (Hume), Давид (1711—1776) — английский философ, субъективный идеалист, агностик; буржу­азный историк и экономист; в философии продолжил начатое Дж. Беркли развитие

512 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

в идеалистическом духе сенсуализма Дж. Локка. Признавая основой познания ощущения, считал задачей познания комбинирование (на основе привычки) элементарных ощущений и образующихся из них пред­ставлений. Отрицал материалистическое понимание причинности, признавал лишь временную последо­вательность явлений, считал вопрос о существовании внешнего мира неразрешимым. Взгляды Юма ока­зали значительное влияние на дальнейшее развитие идеалистической буржуазной философии.

Основные работы: «A Treatise on Human Nature», 1739—1740 («Трактат о человеческой природе»);. «An Enquiry concerning the Principles of Morals», 1751 («Исследования о принципах нравственности») и другие. — 5, 25, 26—28, 47, 60—61, 63, 98, 99, 100, 101, 102, 107, 113, 116, 128, 129, 138—139, 143, 144, 169, 163, 164, 167, 171, 172, 190, 193, 202, 205, 207, 210, 213, 214, 215, 216, 220, 221, 223, 230, 260, 314, 330, 358, 379.

Юшкевич, П. С. (1873—1945) — социал-демократ, меньшевик; в философии примыкал к позитивизму и прагматизму; в годы реакции выступил с ревизией марксистской философии, пытаясь заменить ее од­ной из разновидностей махизма — «эмпириосимволизмом». Автор статьи «Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма», вошедшей в ревизионистский сборник «Очерки по философии мар­ксизма», и книг: «Материализм и критический реализм» (1908), «Новые веяния» (1910), «Мировоззрение и мировоззрения» (1912). В 1917—1919 годах сотрудничал на Украине в меньшевистском журнале «Объединение» и других антибольшевистских изданиях; позднее от политической деятельности отошел, работал как переводчик философской литературы. — 6, 9—10, 13, 14, 22, 5758, 61, 66, 97, 153, 170, 171—172, 173, 179—180, 182, 205—206, 214, 215, 242, 264, 277, 278, 288, 290, 299, 309, 321, 351, 352, 367, 377.

513


ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА

НАД КНИГОЙ «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»



1908

Первая половина февраля.

Январь, 26 (февраль, 7).

Январь, 31 (февраль, 13).

Февраль, 11 (24).

Февраль, ранее 12 (26).

Ленин приступает к работе над книгой «Мате­риализм и эмпириокритицизм», вступает в действительные члены женевского Общества чтения (Société de Lecture), в библиотеке которого читает философскую литературу.

Ленин в письме А. М. Горькому сообщает, что он внимательно читает работы Богданова, Базарова, Лу­начарского и других махистов, убеждается в ошибочности их философских взглядов. «Я — за материализм, против «эмпирио-» и т. д.», — писал Ленин.

Ленин в письме А. М. Горькому оспаривает

его взгляды по вопросам философии; выступает в защиту

материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

Ленин участвует в совещании редакции газеты «Пролета­рий» в связи с заметкой в «Die Neue Zeit» о борьбе в РСДРП по вопросам философии. На совещании единогласно утвер­ждается написанный Лениным текст заявления от редакции «Пролетария», в котором подчеркивается, что философский спор фракционным не является и что всякая попытка пред­ставить разногласия по философии как фракционные оши­бочна в корне.

Ленин пишет родным в Петербург, просит разыскать и прислать свою философскую рукопись 1906 го­да, направленную против эмпириомонизма Богданова, ко­торую Ленин



514

ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ


Февраль, 12 (25).

Март, 11 (24).

Вторая половина марта не позднее 3 (16) апреля.

Не ранее марта не позднее 14 (27) октября,

Апрель, 3 (16).

Между 10 и 17 (23 и 30) апреля,

Апрель.

предполагал напечатать под заглавием «Заметки рядового марксиста о философии».

Ленин пишет А. М. Горькому о необходимости непримири­мой борьбы против махизма и русских махистов (Богданова и др.); излагает историю разногласий среди большевиков по вопросам философии, обострившихся в связи с выходом книги махистов «Очерки по философии марксизма».

Ленин в письме А. М. Горькому дает резко отрицательную оценку книги махистов «Очерки по философии марксизма», подчеркивает неизбежность борьбы с махистами по фило­софским вопросам.

Ленин пишет статью «Марксизм и ревизио­низм» для сборника «Карл Маркс (1818— 1883)». В примечании к статье Ленин говорит о своем намерении в ближайшем будущем выступить про­тив книги «Очерки по философии марксизма» в ряде статей или в особой брошюре.

Ленин читает книгу J. Dietzgen. «Kleinere philosophische Schriften. Eine Auswahl». Stutt­gart, Dietz, 1903 (И. Дицген. «Мелкие фило­софские работы. Избранное». Штутгарт, Дитц, 1903) и дела­ет на ней пометки. Эту книгу Ленин широко использует в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Ленин в письме А. М. Горькому сообщает о «формальном объявлении войны» махистам, имея в виду свою статью «Марксизм и ревизионизм».

Ленин в письме А. В. Луначарскому пишет, что у него ра­зошлись дороги с проповедниками «соединения научного социализма с религией» и со всеми махистами.

Ленин по приглашению А. М. Горького посещает его на о. Капри. Ленин заявляет А. Богданову, В. Базарову и А. В. Луначарскому о своем безусловном расхо­ждении с ними по вопросам философии.

Ленин читает статью Ф. Энгельса «Über historischen Materialismus» («Об историческом



ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ

515



Май.

Конец мая начало июня.

Не ранее мая. Июнь, 7 (20).

Июнь, 18 (июль, 1).

Июнь, 30 (июль, 13).

материализме»), напечатанную в журнале «Die Neue Zeit», Nr. 1, XI Jahrgang, 1. Band, 1892/93, и делает на ней пометки. Статью Энгельса Ленин использует в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Ленин работает в библиотеке Британского музея в Лондоне над философской и естественнонаучной литературой, кото­рая отсутствовала в женевских библиотеках. Эта литература была необходима для написания книги «Материализм и эм­пириокритицизм» .

Ленин пишет «Десять вопросов референту», которые посы­лает из Лондона в качестве тезисов для выступления И. Ф. Дубровинского (Иннокентия) на реферате А. Богданова «Приключения одной философской школы», состоявшемся в Женеве 15 (28) мая 1908 года.

Ленин по возвращении из Лондона в Жене­ву на заседании редакции «Пролетария» отклоняет вместе с И. Ф. Дубровинским проект резолюции А. Богданова, в ко­тором утверждалось, что проповедь эмпириокритицизма «не противоречит» интересам большевистской фракции, и предлагалось осудить выступление И. Ф. Дубровинского на реферате А. Богданова.

Ленин читает книгу Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма» (Спб., 1908) и делает на ней пометки.

Ленин в письме М. А. Ульяновой выражает сожаление в связи с отказом «московского философа-издателя» — П. Г. Дауге напечатать книгу «Материализм и эмпириокрити­цизм» и просит найти другого издателя.

Ленин в письме В. В. Воровскому в Одессу пишет об обострении разногласий с А. Богдановым и Г. А. Алексинским и о неизбежности разрыва с ними; спрашивает о возможности издания своей философской книги.

Ленин в письме М. И. Ульяновой сообщает о своей работе над книгой «Материализм и эмпириокрити­цизм» и просит прислать две книги Г. И. Челпанова: «Аве­нариус и его школа» и «Имманентная философия».

516

ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ


Август.

Сентябрь.

Октябрь, 14 (27).

Октябрь, 26 (ноябрь, 8).

Октябрь, 28 (ноябрь, 10).

Ноябрь, ранее 4 (17).

Ноябрь, 13 (26).

Ноябрь, 27 (декабрь, 10).

Ленин от имени редакции «Пролетария» требует от А. Бо­гданова открытого изложения в печати своих философских и политических взглядов.

Ленин пишет предисловие к книге «Материализм и эмпири­окритицизм».

Ленин дает рукопись своей книги для прочтения В. Ф. Го­рину (Галкину).

Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает об окончании работы над книгой «Материализм и эмпириок­ритицизм», просит дать надежный адрес для посылки руко­писи и при малейшей возможности заключить договор на издание книги.

Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой просит сообщить адрес для отправки рукописи книги «Ма­териализм и эмпириокритицизм»; соглашается в случае особой строгости цензуры заменить в книге слово «попов­щина» словом «фидеизм», пояснив в подстрочном примеча­нии его значение.

Ленин в письме меньшевику-махисту П. С. Юш­кевичу в Петербург отвергает предложение о сотрудничест­ве в предполагавшихся к изданию литературно-философских сборниках.

Ленин посылает в Подольск на имя В. А. Ле­вицкого рукопись книги «Материализм и эмпириокрити­цизм».

Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении ее письма от 9 (22) ноября, в котором говорилось о получении рукописи книги «Материализм и эмпириокри­тицизм»; предлагает в случае отсутствия другого издателя переслать рукопись В. Д. Бонч-Бруевичу в издательство «Жизнь и знание»; просит внести в конце «Введения» до­полнение в текст, где говорится о Н. Валентинове.

Ленин в телеграмме А. И. Ульяновой-Елиза­ровой соглашается принять условия москов-



ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ

517



Между 29 ноя­бря и 1 декабря (12 и 14 декабря),

Декабрь, б (19).

Декабрь, 11 (24).

Декабрь, 30 (12 января 1909 г.).

1908 год.

ского издательства «Звено» на издание книги «Материализм и эмпириокритицизм».

Ленин в письме М. А. Ульяновой просит А. И. Ульянову-Елизарову ускорить оформление договора с издательством «Звено» и настаивает на внесении в договор требования о немедленном издании книги «Материализм и эмпириокри­тицизм»; советует заключить договор на его имя, а не на имя Анны Ильиничны во избежание привлечения ее к от­ветственности по законам о печати.

Ленин и Н. К. Крупская переезжают из Же­невы в Париж, куда переносится издание газеты «Пролетарий».

Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой выражает со­гласие на смягчение тона по отношению к Базарову и Бо­гданову и возражает против смягчения выражений по отно­шению к Юшкевичу и Валентинову в книге «Материализм и эмпириокритицизм»; сообщает, что согласен на замену слов «поповщина», «примыслил боженьку» и др. лишь при ультимативном требовании издателя по цензурным сообра­жениям.

Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой просит при­сылать ему экземпляр неправленной корректуры, а затем и отпечатанные листы книги «Материализм и эмпириокрити­цизм», для того, чтобы иметь возможность внести важней­шие поправки, дает указание о шрифте для названий пара­графов и сообщает о посланных ранее двух письмах с до­бавлением о книге Э. Бехера и отдельными поправками к тексту.

Ленин в письме (на французском языке) директору Национальной библиотеки в Па­риже просит выдать карточку на право пользования биб­лиотекой.

Ленин читает книгу Ludwig Feuerbach. Sämtliche Werte. Zweiter Band. Leipzig, 1846 (Людвиг Фейербах. Собрание Сочинений. Второй том, Лейпциг, 1846) и делает на ней по­метки. Эту книгу Ленин использует в работе «Материализм и эмпириокритицизм».



518

ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ


Не ранее 1908 года.

Позднее 1908 года.

Ленин читает книгу В. Шулятикова «Оправда­ние капитализма в западноевропейской философии. От Де­карта до Э. Маха» (М., 1908), делает на ней пометки и в за­ключение дает оценку книге.

Ленин читает книгу A. Rey. «La philosophie

moderne». Paris, 1908 (A. Рей. «Современная философия».

Париж, 1908) и делает на ней пометки.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить. Сенека
ещё >>