Патриотическая тематика краеведческих библиографических пособий областных библиотек Беларуси - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о результатах реализации программных мероприятий 6 793.71kb.
Электронные информационные ресурсы библиотек беларуси – эффективное... 1 296.61kb.
Программа областных краеведческих чтений учащихся «Оружейный край»... 1 50.93kb.
Контрольные вопросы, тематика тестовых заданий и экзаменационных... 1 23.21kb.
Программа ІІІ форума библиотекарей Беларуси 5 822.44kb.
Музейно-мемориальный компонент библиотечной деятельности: актуальность... 1 75.23kb.
От составителя 2 110 лет назад была сложена кирпичная водонапорная... 1 257.21kb.
Формы использования экранных пособий и других дидактических средств 1 25.09kb.
Вопросы к экзамену по курсу «история беларуси» 1 47.81kb.
О порядке расчета пособий в связи с материнством в 2013 году 1 20.37kb.
Система автоматизации библиотек 35 3875.61kb.
Приложение 4 Яков Петрович Кульнев происходил из псковских дворян 1 11.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Патриотическая тематика краеведческих библиографических пособий областных библиотек - страница №1/1

Волчек Мария Викторовна

аспирантка БГУ культуры и искусств

Научный руководитель: А.В. Предеина

кандидат педагогических наук, доцент


Патриотическая тематика краеведческих библиографических пособий областных библиотек Беларуси
Одним из направлений воспитания молодежи является воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание молодежи – это систематическая, целенаправленная деятельность семьи, учреждений образования и культуры, общественных организаций и объединений, органов власти и управления, направленная на «привитие молодежи любви к Беларуси, формировании у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов» [4, с. 115]. В содержании патриотического воспитания исследователи патриотизма (Н.А. Абрамова, Н.В. Задруцкая, Г.Н. Мусс, В.Г. Паутов и др.) выделяют следующие компоненты: когнитивный (интеллектуальный), ценностный и деятельностный. Некоторые специалисты (Е.В. Лисецкая, И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова и др.) также включают потребностно-мотивационный и волевой компонент. «Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения» [2].

Анализируя направления патриотического воспитания (гражданско-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, героико-патриотическое, военно-патриотическое), которые отмечены в Концепции патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь, мы можем выделить следующие патриотические знания [4, с. 118-119]:



  • знания исторического прошлого;

  • знания о национальных традициях, обычаях, культуре, религиях народов Беларуси;

  • знания государственной символики, Конституции Республики Беларусь;

  • знания о достижениях в области науки, культуры, спорта;

  • знания о современном состоянии промышленности, сельского хозяйства, экономики страны;

  • знания о природе и экологическом состоянии страны;

  • знания о Вооруженных Силах Республики Беларусь;

  • знания о здоровом образе жизни;

  • знания о выдающихся личностях Беларуси;

  • знания сущности патриотизма.

Библиотека как социальный институт выполняет немаловажную роль в формировании патриотических знаний. Педагогическая задача библиотеки – помочь сформировать человеку понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь осмыслить высшие человеческие ценности [3, с. 249].

«Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы. Поэтому главным принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание ими своей малой Родины» [5, с. 216]. Многие библиотеки, прежде всего публичные (в нашем случае – областные библиотеки), различные формы своей деятельности по патриотическому воспитанию осуществляют в рамках краеведческой деятельности. Ценностное отношение к своей Родине начинает закладываться с любви к месту, где родился, прошло детство. Изучение истории, современного состояния малой родины способствует формированию чувства любви, преданности, бережного отношения к ней. Не владея краеведческими знаниями невозможно стать истинным патриотом. И «чем ярче и содержательнее знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных наших задач – воспитание патриота своего Отечества» [1, с. 17]. Таким образом, особое место в системе патриотических знаний занимают знания краеведческого характера, которые, на наш взгляд, включают:



  • знания исторического прошлого края;

  • знания о национальных традициях, обычаях, культуре, религии жителей края;

  • знания о достижениях в области науки, культуры, спорта края;

  • знания о современном состоянии промышленности, сельского хозяйства, экономическом состоянии малой родины;

  • знания о природе и экологическом состоянии края;

  • знания о выдающихся уроженцах и жителях края.

Одним из источников краеведческих знаний являются краеведческие информационный ресурсы, составной частью которых являются библиографические пособия. Сегодня в подготовке информационных ресурсов библиотеки отдают приоритет электронным формам, в то же время библиотеки продолжают создавать библиографические пособия и в традиционной печатной форме.

Проведенный нами анализ библиографических пособий областных библиотек Беларуси за 2005-2011 гг., анализ сайтов областных библиотек позволяет выделить тематические направления печатных краеведческих библиографических пособий патриотического характера областных библиотек Беларуси.

Особую роль в воспитании патриотизма выполняют исторические знания. В процессе изучения истории формируется ценностное отношение к родине, отечественной культуре. Здесь можно назвать библиографический указатель «Міншчына: дзень за днём, год за годам» (Минск, 2007), который дает возможность познакомиться с историческим прошлым Миншчины и современным состоянием области. Также можно отметить библиографический список «Магілёўшчына ў складзе Вялікага княства Літоўскага» (Могилев, 2010).

В воспитании чувства любви к Родине, по мнению О.И. Урядовой, особая роль принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, человек приобщается к подвигу народа, учится слежению Отечеству на героических примерах из жизни великих людей своей страны [8]. Так как события Великой Отечественной войны стали неиссякаемым источником патриотического воспитания, то тематика большинства пособий различных форм и видов посвящена событиям этой войны. Все областные библиотеки активно раскрывают данную тематику, в особенности, в связи с юбилейными датами. Областные библиотеки составляют библиографические пособия, посвященные Великой Отечественной войне на территории в целом, отдельным событиям. Примером может служить библиографическое пособие «Вайна ў азерным краі: Віцебшчына у гады вайны» (Витебск, 2009). Заслуживает внимания библиографический указатель «И помнить страшно, и забыть нельзя» (Витебск, 2009), в котором, стоит отметить, содержатся сведения о документах по патриотическому воспитанию молодежи: его важность в современном мире, методические рекомендации, опыт.

Удивительные примеры мужества и героизма проявили советские люди в годы Великой Отечественной войны. Учитывая, что патриотическое сознание лучше всего формируется на реальных примерах, составители рекомендуют литературу, которая рассказывает о героизме, подвигах защитников Отечества, чья жизнь является ярким образцом высокого служения Родине. Литературу о героях и их героических поступках раскрывает библиографическое пособие «Освобождение Витебщины: путь мужества и славы» (Витебск, 2005). Изумительную храбрость в годы войны проявили и дети в борьбе с врагом. Для подрастающего поколения Витебская областная библиотека им. В.И. Ленина подготовила библиографический список «Маленькие солдаты великой войны» (Витебск, 2009), который включает два раздела: «Белорусские дети военного времени», «Юные герои Витебщины». Эти пособия включают литературу о тех, кто показывал образцы героизма, с кого молодежь должна брать пример.

Военный подвиг увековечен в памятниках и мемориальных ансамблях, сооруженных по всей территории Республики Беларусь. Материал о мемориальных памятниках также может служить средством патриотического воспитания молодежи. Так, Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина подготовила и издала библиографический указатель «Вечна ў памяці народнай» (Минск, 2009), в котором представлена информация об участниках Великой Отечественной войны и памятниках, посвященных им.

Кроме того, областные библиотеки составляют библиографические пособия, которые посвящены событиям других войн. Так, в 2012 г. Витебская областная библиотека им. В.И. Ленина подготовила библиографический список «Афганистан болит в душе моей» (Витебск, 2012) ко Дню памяти воинов-интернационалистов. В нем представлена информация о воинах-интернационалистах, уроженцах Витебщины.

Основой патриотического воспитания является привитие уважения к культурному наследию, традициям, обычаям, которые складывались на протяжении многих веков на основе формирования знаний о культуре жителей региона. Данную задачу культурно-патриотического воспитания помогут выполнить пособия, посвященные различным направлениях развития культуры и искусства родного края. Так, был подготовлен библиографический справочник «Лепшы ў Еўропе тэатр» (Могилев, 2008), посвященный деятельности Шкловского театра С.Г. Зорича, а также актерскому составу этого театра. Развитию музейного дела посвящены библиографические пособия «Музейная справа вобласці ў друку» в двух частях (Гомель, 2004-2006), «Веткаўскі музей народнай творчасці» (Гомель, 2007), «Культурны набытак Магілёва» (Могилев, 2010).

Вместе с тем, важную роль в патриотическом воспитании играет формирование у молодежи бережного отношения к родной природе. Витебской областной библиотекой им. В.И. Ленина был подготовлен библиографический указатель «Природа ошибок не прощает: экологическое состояние Витебщины» (2011). Среди экологической тематики актуальна тема Чернобыля: «Четверть века под знаком Чернобыля» (Могилев, 2011), «Белы бусел – чорны цень» (Витебск, 2011).

Особое значение в патриотическом воспитании выполняют пособия, посвященные выдающимся деятелям и уроженцам региона: общественным деятелям, героям, писателям, художникам, музыкантам и др. Предоставляя информацию о роли и месте известных личностей в истории края, библиотека помогает читателю идентифицировать себя с конкретным историческим деятелем. Отдельным направлением можно выделить биобиблиографические пособия, посвященные героям Великой Отечественной войны: «К. Заслонаў» (Витебск, 2005), «Они освобождали Могилевщину. Герои Союза, принимавшие участие в освобождение Могилевской области от немецко-фашистских захватчиков (1943-1944)» (Могилев, 2009). Герою Отечественной войны 1812 года посвящен указатель «Яков Петрович Кульнев» (Витебск, 2008). Среди пособий, посвященных белорусским писателям, деятелям культуры и искусства, ученым, можно отметить «Выдатныя дзеячы музычнага мастацтва Магілёўшчыны» (Могилев, 2005), «Аркадий Михайлович Подлипский» (Витебск, 2006), «Дзеячы тэатра і кінамастацтва Магілёўшчыны» (Могилев, 2007), «Натхнёны сын Палесся (да 80-годдзя Г.Х. Вашчанкі)» (Гомель, 2008), «Татьяна Викторовна Котович» (Витебск, 2009), «Уладзімір Караткевіч у творах мастацтва» (Витебск, 2010), «Слова стала сэнсам яго жыцця: да 70-годдзя да дня нараджэння Мікалая Васільевіча Абабуркі» (Могилев, 2011) и др.

Таким образом, можно выделить следующие тематические направления краеведческих библиографических пособий областных библиотек Беларуси патриотической тематики:


  • историческое прошлое малой родины;

  • развитие культуры и искусства;

  • природа и экологическое состояние малой родины;

  • выдающиеся уроженцы и жители края.

Отдельным направлением необходимо выделить библиографические пособия, посвященные героическому прошлому. Здесь, краеведческие библиографические пособия можно разграничить по следующим тематическим направлениям:

  • Великая Отечественная война на территории в целом;

  • отдельные события периода Великой отечественной войны;

  • участники и герои войны;

  • увековечение памяти о войне;

  • другие войны, в которых участвовали уроженцы края.

Среди областных библиотек, раскрывающих данную тематику в создаваемых библиографических пособиях, необходимо выделить Витебскую областную библиотеку им. В.И. Ленина, которой издано наибольшее количество библиографических пособий посвященных Великой Отечественной войне. И это, наверное, неслучайно. Ведь именно Витебская область понесла самые тяжелые людские и материальные потери в годы войны.

Следует отметить, что за рассматриваемый период отсутствуют тематические пособия, раскрывающие современное состояние промышленности, сельского хозяйства, экономическое развитие региона. Данная тема отражается в библиографических пособиях типа «Литература об … области», «Календарь знаменательных и памятных дат». Также не имеется библиографических пособий, которые раскрывают культурные традиции, обычаи жителей края, спортивные достижения региона.



Необходимо обратить внимание на тот факт, что составители краеведческих библиографических пособий не акцентируют внимание на использование краеведческих материалов в воспитании патриотических качеств личности. Важную роль в патриотическом воспитании выполняют краеведческие библиографические пособия. Это не только пособия, посвященные Великой Отечественной войне. Это пособия, которые могут помочь в изучении природы родного края – тем самым привить бережное отношение к ней. Пособия, которые популяризируют белорусскую литературу – раскрывают красоты белорусского языка, знакомят с национальными традициями и обрядами – таким образом прививают глубокое уважение к национальной культуре. Пособия, которые расскрывают экономическое состояние малой родины, что способствует привитию чувства гордости и заботы об интересах страны в целом.
Список использованных источников:

  1. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность : пособие / В.В. Буткевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.

  2. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Ипполитова // Научно-педагогический центр «Непрерывное педагогическое образование». – Режим доступа: http://www.ippolitova.info/index.php?option=com_content&view=article&id=153:2011-03-16-04-37-32&catid=39:articles&Itemid=67. – Дата доступа: 01.05.2012.

  3. Каменкова, Л. Как воспитать патриота / Л. Каменкова // Народное образование. – 1999. – № 5. – С. 246–250.

  4. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2003. – № 3. – С. 113–119.

  5. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы : учебн. пособие / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д. : МарТ, 2002. – 320 с.

  6. Лисецкая, Е.В. Актуальные проблемы формирования патриотизма в современном педагогическом пространстве [Электронный ресурс] / Е.В. Лисецкая // Интерактивное образование : электронная газета. – Вып. № 11. – июнь 2007. – Режим доступа: http://io.nios.ru/old/releases.php?num= 11&div=02&art=02. – Дата доступа: 01.05.2012.

  7. Паказальнік бібліяграфічных дапаможнікаў Беларусі : дзярж. бібліягр. паказ. / М-ва інфарм. Рэсп. Беларусь, Нац. кн. палата Беларусі – Мінск : НКП Беларусі, 2006–2011.

  8. Урядова, О.И. Не потерянное поколение / О.И. Урядова // Библиотека. – 2005. – № 3. – С. 8–11.








За деньги нельзя купить любовь, но можно улучшить исходные позиции для торга. Лоренс Питер
ещё >>