Памятные даты по искусству июль, август, сентябрь июль 6 июля 70 лет со дня рождения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сокеркин Борис Николаевич Г. Кострома Место рождения 30 июля 1925 1 26.27kb.
Сказка в обр. С. Маршака Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? 1 100.33kb.
Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных... 1 67.42kb.
Дни памяти: Июль 5, Июль 7, Сентябрь 25 1 59.32kb.
Важнейшие календарные даты 2013-2014 учебный год М 1 68.5kb.
Dolce Vita! Экскурсии: Вена Флоренция Рим Ватикан отдых на море Венеция 1 25.83kb.
Памятные даты по искусству апрель, май, июнь 2014 года Апрель 6 апреля... 1 122.56kb.
N 7-8 (июль-август) Образец заполнения требования на книгу 4 415.4kb.
Памятные даты исторические памятные события и даты сентябрь 1721... 1 66.73kb.
Новые книги 2013 г. N 7-8 (июль-август) Образец заполнения требования... 6 546.84kb.
Календарь знаменательных и памятных дат 5 832.2kb.
Тест Чтение 6 1093.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Памятные даты по искусству июль, август, сентябрь июль 6 июля 70 лет со дня рождения - страница №1/1

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ПО ИСКУССТВУ

ИЮЛЬ, АВГУСТ, СЕНТЯБРЬ

ИЮЛЬ
6 июля

70 лет со дня рождения оперной певицы Тамары Ильиничны Синявской (род. 1943 г.)

Тамара Синявская – российская певица (меццо-сопрано), Народная артистка СССР. Стажировалась в Италии. С 1964 года солистка Большого театра, на сцене которого исполнила партии из опер М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, а так же зарубежных и современных отечественных композиторов.

Т. Синявская много гастролировала по нашей стране и за рубежом. В программы своих концертов включала не только оперные арии, а так же романсы, неаполитанские и популярные эстрадные песни (среди них знаменитая «Катюша» и «Черноглазая казачка»). Выступала в дуэте со своим мужем Народным артистом СССР Муслимом Магомаевым (1942–2008 г.г.), с которым ее связывала настоящая любовь, общие интересы и одно дело. Дуэт Т. Синявская и М. Магомаев с успехом гастролировал в нашем городе.

В 1970 году на IV Международном конкурсе им. П. Чайковского была удостоена Первой премии в номинации «Сольное пение».

Литература:

Гусев, А. Тамара Синявская [Текст] : творческий портрет / Гусев А., Хачатурова Н. – М., 1986. – 32 с.

Игнатьева, М. Тамара Синявская [Текст] // Певцы советской эстрады / сост. М. Успенская. – М., 1991. – Вып. 3. – С. 6-20.

Оперная царица Тамара [Текст] : Синявская Тамара Ильинична // Герои вдохновенного труда / под ред. А. Левина. – М., 2011. – С. 28-29.

Синявская Тамара Ильинична [Текст] // Кто есть кто в современной культуре : эксклюзивные биографии / гл. ред. С. Семенов. – М.. 2006. – Вып. II. – С.589 – 592.

18 июля

80 лет со дня рождения поэта, писателя Евгения Александровича Евтушенко (род. 1933 г.).

Е. Евтушенко – всемирно-известный русский поэт. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Его поэзию всегда отличала социальная направленность, гражданственность и в то же время она лирична и очень личностна.

Один из первых поэтов-шестидесятников вышел на эстраду (выступал в Политехническом музее, на стадионах).

На его стихи выдающийся отечественный композитор Д. Шостакович написал Тринадцатую симфонию, поэму для баса и симфонического оркестра «Казнь Степана Разина».

В начале 60-х начал писать песни. К поэзии Е. Евтушенко обращались популярные отечественные композиторы Э. Колмановский, А. Бабаджанян, А. Эшпай (среди самых известных: «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «Вальс о вальсе», «Не спеши», «Чертово колесо»). Песни на его стихи звучали и в отечественных кинофильмах «Карьера Димы Горина», «И это все о нем», «Ирония судьбы, или С легким паром»

Литература:

Кузнецова, О. Евтушенко Евгений Александрович [Текст] // Эстрада России. ХХ век. Лексикон / под ред. Е. Уварова. – М., 2000. – С. 191.

Нехорошев, Ю. Лауреат Государственной премии СССР Е. А. Евтушенко [Текст] // Кто есть кто в современной культуре : эксклюзивные биографии / гл. ред. С. Семенов. – М.. 2006. – Вып. II. – С. 65–110.

Луковников, А. Хотят ли русские войны [Текст] // Эхо прошедшей войны / авт.-сост. А. Луковников / Луковников, А.. – М., 1983. – С. 52-54.
19 июля

120 лет со дня рождения поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893 – 1930 гг.).

В. Маяковский - русский поэт. Для него союзницей в поэзии в борьбе за переустройство мира была музыка. Он ценил революционные, студенческие, народные песни, а так же романсы, арии из опер отечественных и зарубежных классиков.

Автором первого музыкального сочинения на слова М. Маяковского был композитор В. Щербачев. К его поэзии обращались С. Прокофьев, Д. Шостакович (музыка к комедии «Клоп»), В. Шебалин (музыка к «Бане»). На стихи и сюжеты М. Маяковского написано около 300 музыкальных произведений, среди них самое знаменитое - «Патетическая оратория» Г. Свиридова.

К творчеству поэта обращались композиторы Болгарии, Румынии, Германии, Франции.

Литература:

Маяковский в музыке [Текст] : справочник / сост. Г. Иванов. – М. : Советский композитор, 1978. – 91 с.

Платек, Я. По мандату долга [Текст] / Я. Платек // Верьте музыке. – М.., 1989. – С. 7–66.

21 июля

75 лет со дня рождения певицы Нани Георгиевны Брегвадзе (род. 1938 г.).

Н. Брегвадзе – грузинская эстрадная певица, Народная артистка СССР.

Окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано. Ее первое выступление в качестве певицы на большой эстраде состоялось в Москве в 1957 году во время проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. С 1964 года начала выступать с вокально-инструментальным ансамблем «Орэра», который определил творческое своеобразие певицы и сформировал ее сценический образ.

Н. Брегвадзе поет грузинские песни, популярные романсы («Калитка», «Отрада»), эстрадные песни («Ах, эта красная рябина», «Снегопад», «Караван»). В 1980 году впервые дала сольный концерт на сцене Театра эстрады в Москве. Много гастролирует по нашей стране и за рубежом. Вместе с ансамблем «Орэра» выступала в нашем городе.

Литература:

Гуляева, Г. Нани Брегвадзе [Текст] / Г. Гуляева // Певцы советской эстрады / сост. М. Успенская. – М., 1985. – Вып. 2. – С. 44–55.

Кузнецова, О. Брегвадзе Нани Георгиевна [Текст] / О. Кузнецова // Эстрада России. ХХ век. Лексикон / ред. Е. Уварова. – М., 2000. – С. 82–83.

Скороходов, Г. Семеро певцов и одна певица [Текст] / Г. Скороходов // Звезды советской эстрады : очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни. – 2-е изд. – М., 1986. – С. 112–117.



28 июля

105 лет со дня рождения певца, уроженца Орловского края Владимира Александровича Нечаева (1908 – 1969 гг.).

В. Нечаев родился в селе Новомалинове (ныне Новосильский район) Орловской области.

В конце 20-х годов В. Нечаев приехал в Москву, работал на одной из новостроек столицы, участвовал в художественной самодеятельности и был направлен учиться в Оперную драматическую студию. В 1942 году стал солистом Всесоюзного радио. В этом же году познакомился с В. Бунчиковым.

Началом их совместной 25-летней работы (последний концерт состоялся в 1969 году) стала песня В. Соловьева-Седого «Вечер на рейде». В годы Великой Отечественной войны они почти ежедневно выступали по радио и нередко выезжали с концертными бригадами в действующую армию. Дуэт В. Бунчиков и В. Нечаев дал долгую жизнь песням А. Новикова, Т. Хренникова, Ю. Милютина, А. Лепина, первым песням А. Пахмутовой.

У каждого из артистов был так же и свой большой сольный репертуар. В. Нечаев много и плодотворно работал над песнями композитора Б. Мокроусова («Зажглась заря вечерняя», «Сормовская лирическая», «Мы с тобою не дружили») и композитора М. Блантера («Черемуха», «Моя любимая». В его репертуаре было так же много русских народных песен.

В послевоенное время В. Нечаев выступал со своими концертами в Орле и в Новосильском районе.

Литература:

Сафошкин, В. Друзья по песням [Текст] : [о дуэте В. Бунчикова и В. Нечаева] / В. Сафошкин // Когда весна придет, не знаю. Жизнь и песни Алексея Фатяьнова. – М., 2005. – С. 190–203.

Сизов, П. [о В. Нечаеве] [Текст] / П. Сизов // Музыкальные были Орла. – Тула, 1985. – С. 99-105.

Тендора, Н. Великие исполнители России ХХ века [Текст] : [о Владимире Нечаеве] / Н. Тендора // Работница. – 2007. - № 1. – С. 61.

Уварова, Е. Бунчиков В. и Нечаев В. – вокальный дуэт [Текст] / Е. Уварова // Эстрада России. ХХ век. Лексикон / ред. Е. Уварова. – М., 2000. – С. 90.

29 июля

140 лет со дня рождения выдающейся певицы, педагога Антонины Васильевны Неждановой (1873 – 1950 гг.).

А. Нежданова – русская певица (лирико-колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы, Народная артистка СССР.

Окончила Московскую консерваторию, но еще до выпускных экзаменов блестяще дебютировала на сцене Большого театра, где более 30 лет продолжалась ее артистическая деятельность.

Высокая культура, музыкальность, потрясающая вокальная техника помогали певицы в создании галереи образов в операх М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Дж. Верди, Дж. Россини, Р. Вагнера и др.

А. Нежданова много концертировала. С 1943 года была профессором Московской консерватории.

Литература:

Киселев, В. Антонина Васильевна Нежданова [Текст] / В. Киселев // Мастера Большого театра : народные артисты СССР / сост. М. Яковлев. – М., 1976. – С. 4–23.

Поляновский, Г. А. В. Нежданова [Текст] : популярная монография / Г. Поляновский. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1976. – 144 с.

Подольская, В. А. В. Нежданова и ее ученики [Текст] : заметки концертмейстера / В. Подольская. – 2-е изд., доп. – М. : Музыка, 1964. – 120 с.

АВГУСТ
5 августа

110 лет со дня рождения певца Бориса Романовича Гмыри (1903 – 1969 гг.).

Б. Гмыря – украинский певец (бас). Окончил Харьковскую консерваторию. Работал в Харьковском оперном театре, а затем солистом Киевского оперного театре им. Т. Шевченко, на сцене которого трех десятилетий пел ведущие оперные партии.

Б. Гмыря был одним из наиболее выдающихся камерных певцов своего времени. Особого успеха певец достиг в трактовке романсов и песен М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Литература:

Борис Гмыря. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания [Текст] / сост. В. Гмыря и А. Принц. – М. : Музыка, 1988. – 238 с.
6 августа

75 лет со дня рождения композитора, педагога Игоря Михайловича Лученка (род. 1938 г.).

И. Лученок – белорусский композитор, Народный артист СССР, ученик Т. Хренникова.

И. Лученок автор инструментально-симфонических и вокальных произведений, сочинений для фортепиано, а так же музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам студии «Беларусьфильм», музыки для Белорусского радио и телевидения.

Но современному любителю музыки И. Лученок больше известен как автор популярных песен: «Если б камни могли говорить», «Хатынь», «Олеся», «Майский вальс», «Письмо из 45-го», «Память сердца», «Вероника», которые знают и любят не только в Белоруссии, но и во многих уголках нашей страны и стран СНГ. Плодотворно работал с популярным ансамблем «Песняры».

В 80-е годы был ректором Белорусской консерватории.

Литература:

Лученок, И. Избранные песни [Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано / И. Лученок. – М. : Советский композитор, 1988. – 62 с.

Лученок, И. Память сердца [Ноты] : сборник песен с сопровождением баяна / И. Лученок. – М. : Воениздат, 1978. – 112 с.

Ауэрбах, Л. Игорь Лученок [Текст] / Л. Ауэрбах // Белорусские композиторы. – М., 1978. – С. 217-278.

Петрушанская, Р. Солнце в капле росы [Текст] : [о композиторе И. Лученке] / Р. Петрушанская // Советские композиторы – лауреаты премии Ленинского комсомола. – С. 45-54.




13 августа

100 лет со дня рождения композитора Модеста Ефимовича Табачникова (1913 –1977 гг.).

М. Табачников – композитор, заслуженный деятель искусств РФ. Он автор нескольких оперетт и около 300 песен, среди них: «У Черного моря», «Одессит Мишка», «Цветочница Анюта», «Нет, не забудет солдат». А одной из самых популярных стала «Давай закурим», которая навсегда вошла в песенную антологию Великой Отечественной войны.

Литература:

Табачников, М. Песни [Ноты] : для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна) / М. Табачников. – М. : Советский композитор, 1985. – 88 с.

Табачников, М. Песни в театре [Ноты] : для голоса с фортепиано (баяном) / М. Табачников. – М. : Советский композитор, 1963. – 107 с.

Табачников, М. О друзьях-товарищах [Ноты] : сборник песен с сопровождением баяна / М. Табачников. – М. : Воениздат, 1965. – 112 с.


15 августа
135 лет со дня рождения поэтессы Раисы Адамовны Кудашевой (1878 – 1964 гг.).

Р. Кудашева родилась в Москве, в семье обрусевших немцев. После окончания женской гимназии служила гувернанткой, затем работала учителем, а в советское время – библиотекарем.

Она с детства писала стихи. Первое ее сочинение появилось в печати в 1896 году. С тех пор стихи и сказки стали появляться на страницах детских журналов. Всего Р. Кудашева опубликовала около 200 песенок, рассказов и сказок. А известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей исполнилось 70 лет.

В 1903 году в одном из детских журналов были опубликованы стихи Р. Кудашевой «Ёлка», два года спустя, после первой публикации, Леонид Бекман написал на это стихотворение легкую запоминающуюся мелодию. Так родилась новогодняя песенка «В лесу родилась ёлочка», ставшая настолько популярной, что ее долго считали народной.

Литература:

Бекман-Щербина, Е. [История создания песни «В лесу родилась елочка»] [Текст] / Е. Бекман-Щербина // Мои воспоминания. – 2-е изд.. – М., 1982. – С. 75 -76.

Ткачев, А. «В лесу родилась елочка...» [Текст] / А. Ткачев // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 12. – С. 43-44.


17 августа

215 лет со дня рождения поэта Антона Антоновича Дельвига (1798 – 1831 гг.).

А. Дельвиг был близким другом А. Пушкина. Они оба были самым тесным образом связаны с Царским селом, Петербургом, русской поэзией и литературой.

За свою творческую жизнь А. Дельвига написал всего около 170 стихотворений. Он славился как автор лирических сочинений – элегий, романсов, русских песен, которые составили славу отечественной литературе. Вероятно поэтому, творчество А. Дельвига было привлекательно для современных ему выдающихся музыкантов. В числе первых к его поэзии обратились композиторы М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Яковлев.

А одним из самых популярных вокальных произведений на стихи поэта стал романс «Соловей» на музыку А. Алябьева, который до сих пор считается шедевром классической музыки.

Литература:

Дельвиг, А. Соловей [Ноты] : русские песни и романсы на стихи Антона Дельвига : для голоса в сопровождении фортепиано / А. Дельвиг ; сост. Б. Сергеев. – СПб. : Союз художников, 2011. – 56 с.

Алексеевский, Н. Дельвиг Антон Антонович [Текст] / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2004. - № 5. – С. 33

Дельвиг Антон Антонович [Текст] // Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года) : справочник / сост. Г. Иванов. – М., 1966. – Вып. 1. – С. 114-116.

Халабузарь, П. Друзья-лицеисты прощаются [Текст] / П. Халабузарь // Искусство в школе. – 1998. - № 2. – С. 60-64.


18 августа

80 лет со дня рождения певицы, солистки ГАБТ (1973 – 1988) Бэлы Андреевны Руденко (род. 1933 г.).

Б. Руденко – российская певица (колоратурное сопрано), Народная артистка СССР. Творческая биография певицы началась в Одесской консерватории. С 1956 года пела в Киевском театре оперы и балета. С 1972 по 1988 – солистка Большого театра. Ее репертуар составляли партии в операх М. Глинки, М. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Дж. Верди, Дж. Россини и др.

С полной самоотдачей она работала и над камерным репертуаром и за исполнение концертных программ была удостоена Государственной премии СССР. География творческих поездок Б. Руденко была обширна. Она гастролировала в США, Бразилии, Мексики, Франции, Швеции, Японии.

С 1991 года Б. Руденко - профессор Московской консерватории.

Литература:

Омельчук, Л. Бэла Руденко [Текст] / Л. Омельчук // Певцы Большого театра СССР / сост. Д. Сергеева. – М., 1978. – С. 145-159.

Страженкова, И. Бэла Андреевна Руденко [Текст] / И. Страженкова // Мастера Большого театра : народные артисты СССР / сост. М. Яковлев. – М., 1976. – С. 668-679.

Швачко, Т. Бэла Руденко [Текст] : творческий портрет / Т. Швачко. – М. : Музыка, 1982. – 32 с.




25 августа

120 лет со дня рождения певца Максима Дормидонтовича Михайлова (1893 – 1971 гг.).

М. Михайлов – певец (бас), Народный артист СССР. С 1929 года был солистом Всесоюзного радио, а с 1932 по 1956 – солист Большого театра.

С особым успехом выступал в операх русских композиторов. Особо любимой была партия Ивана Сусанина в одноименной опере М. Глинки.

Заметная страница в творческой биографии М. Михайлова - концертные выступления. Особенно широко концертировал он в годы Великой Отечественной войны, выезжая в боевые части.

Во многих городах нашей страны большой интерес у ценителей вокала вызывали его сольные вечера, в которых звучали романсы и песни отечественных и зарубежных классиков, а так же русские народные песни: «Славное море – священный Байкал», «Из-за острова на стрежень», «Степь, да степь кругом», «Вдоль по Питерской».

Творчество Д. Михайлова снискало широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Он с успехом выступал в Индии, Франции и других странах Европы.

Литература:

Кузнецова, А. Максим из Кольцовки [Текст] / А. Кузнецова. – Чебоксары : Чувашское книжное изд-во, 1983. – 320 с.

Соколов, Н. Максим Дормидонтович Михайлов [Текст] / Н. Соколов // Мастера Большого театра : народные артисты СССР / сост. М. Яковлев. – М., 1976. – С. 316-339.

Спектор, Г. На родине великого баса [Текст] / Г. Спектор // Музыкальная жизнь. – 2006. - № 4. – С. 36.



25 августа

95 лет со дня рождения американского композитора, дирижера, пианиста Леонардо Бернстайна (1918 – 1990 гг.).

Л. Бернстайн как дирижер работал с многими оркестрами. Несколько лет был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра. Гастролировал по всему миру, в том числе был в СССР.

Как пианист Л. Бернстайн был первым исполнителем многих сочинений современных американских композиторов.

Как композитор писал оперы, балеты, симфонии, музыку для кино. Он автор 4 мюзиклов, среди которых знаменитый «Вестсайдская история».

Литература:

Бернстайн, Л. Концерты для молодежи [Текст] / Л. Бернстайн ; вступит. ст. Е. Бронфин. – Л. : Советский композитор, 1991. – 228 с.

Бернстайн, Л. Музыка – всем [Текст]| / Л. Бернстайн ; вступит. ст. Е. Бронфин. – М. : Советский композитор, 1978. – 258 с.


27 августа

110 лет со дня рождения режиссера, организатора Московского детского музыкального театра Натальи Ильиничны Сац (1903 – 1993 гг.).

Н. Сац – русский режиссер, драматург, музыкально-общественный деятель.

Она была неутомимым пропагандистом музыкального искусство для детей. В 1964 году по ее инициативе в Москве был создан первый в мире Музыкальный театр для детей, бессменным директором и главным режиссером которого она была до последних дней жизни. Ныне театр носит ее имя.

В этом театре были поставлены детские оперы М. Красева, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, В. Рубина. В театре регулярно проходят симфонические концерты для детей, различные театральные концертные программы. Театр с успехом выступал во многих городах страны и за рубежом.

Н. Сац была автором пьес и либретто детских опер и балетов, а так же многочисленных книг и статей об эстетическом воспитании детей.

Литература:

Сац, Н. Новеллы моей жизни [Текст] / Н. Сац. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1984.

Кн. 1. – 496 с.

Кн. 2. – 384 с.

Сац, Н. Всегда с тобой [Текст] : страницы жизни / Н. Сац. – М. : Детская литература, 1978. – 224 с.

Н. Сац и ее творческая деятельность [Текст] : сборник / сост. В. Викторов. – М. : Советский композитор, 1977. – 364 с.

СЕНТЯБРЬ
3 сентября

210 лет со дня рождения русского композитора Александра Львовича Гурилева (1803 – 1858 гг.).

А. Гурилев – русский композитор, скрипач, пианист и педагог. Музыке обучался у отца крепостного музыканта Л. С. Гурилева. В 1831 году получил вольную и поселился в Москве. И сразу же приобрел известность среди профессионалов и любителей музыки.

Ведущий жанр творчества А. Гурилева – вокальная лирика. Его лирические романсы и песни (всего около 100) получили признание еще при жизни и до сих пор украшают репертуар многих певцов. Особой популярностью пользуются – «Однозвучно гремит колокольчик», «Сарафанчик», «Матушка-голубушка», «Вьется ласточка», «Не шуми ты рожь…» и др.

А. Гурилев собирал и обрабатывал русские народные песни. Составленный им сборник «47 русских народных песен: для голоса и фортепиано», до сих пор, является ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику.

Большое место в наследии А. Гурилева занимали произведения для фортепиано: вариации на темы песен, романсов и опер, танцевальные миниатюры, бытовые танцы.

Литература:

Гурилев, А. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано / А. Гурилев ; сост. Е. Стемпневская. – М. : Музыка, 1983.

Т. 1 – С. 138.

Т. 2 – С. 142.

Александр Львович Гурилев [Текст] // Русские композиторы : история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. Л. Серебрякова. – Челябинск, 2001. – С. 81-83.

Левашева, О. А. Л. Гурилев [Текст] / О. Левашева // История русской музыки / ред. Ю. Келдыш, О. Левашева, А. Кандинский. – М., 1988. – Т. 5 : 1826-1850. – С. 169-184.

Мусский, С. Александр Львович Гурилев [Текст] / С. Мусский // Самые знаменитые композиторы России. –

М. : Вече, 2003. – С. 48-54.

Николаев, А. У истоков русского романса [Текст] / А. Николаев // Музыкальная жизнь. – 2003. – № 8. –

С. 39-40.

Овчинников, М. А. Л. Гурилев [Текст] / М. Овчинников // Творцы русского романса. – М., 1988. – Т. 1. –

С. 40-48.

3 сентября

85 лет со дня рождения композитора, дирижера, руководителя Государственного симфонического оркестра России Евгения Федоровича Светланова (1928 – 2002 гг.).

Е. Светланов музыкальное образование получил в Московской консерватории в классе по композиции у Ю. Шапорина, в классе по дирижированию у А. Гаука.

В 1960-е годы работал в Большом театре. С 1963 по 1965 был главным дирижером. Под его руководством были поставлены многие оперы русских композиторов. С 1965 года он главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра, который теперь носит его имя.

Е. Светланов являлся пропагандистом и интерпретатором русской классической музыки. В репертуаре оркестра были все симфонические произведения М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, А. Скрябина и нашего земляка композитора Василия Калинникова. Он создал уникальную «Антологию русской симфонической музыки» в грамзаписи.

В репертуаре оркестра было не мало произведений современных композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, Г. Свиридова, Р. Щедрина и других.

С большим успехом проходили гастрольные выступления оркестра во многих городах нашей страны и за рубежом.

Е. Светланов был блестящим публицистом. Его статьи, очерки, рецензии, выступления собраны в книгу «Музыка сегодня», которая выдержала уже несколько изданий и до сих пор пользуется спросом среди современных любителей классической музыки.

Литература:

Светланов, Е. Музыка сегодня [Текст] : сборник статей, рецензий, очерков / Е. Светланов. – Изд. 3-е. – М. : Советский композитор, 1985. – 272 с.

Евгений Светланов [Текст] : дирижер, композитор, пианист / сост. П. Лукьянченко. – М. : Музыка, 1987. –

159 с.

Капустин, М. Евгений Светланов [Текст] : буклет / М. Капустин. – М. : Советский композитор, 1986. – 56 с.



Крылова, Л. Евгений Светланов [Текст] : популярная монография / Л. Крылова. – М. : Музыка, 1986. – 207 с.
9 сентября

90 лет со дня рождения аварского поэта Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003 гг.).

Р. Гамзатов – аварский советский поэт, общественный деятель, народный поэт Дагестана.

Поэзию Р. Гамзатова всегда отличал лиризм и национально-фольклорный колорит. Циклы романсов на его произведения написаны композиторами Д. Кабалевским, М. Кажлаевым, хоровые произведения В. Салмановым, Ш. Чалаевым.

На его стихи писали песни М. Блантер, «Горская песня», С. Агабабов «По горным дорогам», П. Аедоницкий «Берегите друзей», П. Аедоницкий «Сыновьям», П. Бюль-Бюль Оглы «Долалай».

Но одной из самых популярных стала песня Я. Френкеля «Журавли» в исполнении М. Бернеса, которая, по мнению многих, является одной из лучших песен о Великой Отечественной войне.

Литература:

Кажлаев, М. Романсы и песни [Ноты] : на стихи Расула Гамзатова : для голоса и фортепиано / М. Кажлаев. – М. : Музыка, 1969. – 39 с.

Любовь всего превыше на Земле [Ноты] : песни на стихи Расула Гамзатова : для голоса в сопровождении фортепиано (баяна) / сост. Ю. Олизаров. – М. : Советский композитор, 1983. – 82 с.

Романсы и песни на стихи Расула Гамзатова [Ноты] : для голоса с фортепиано / сост. М. Якубов. – М. : Музыка, 1973. – 76 с.

Луковников, А. Журавли [Текст] : [о песне Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова] // Эхо прошедшей войны / сост. А. Луковников. – М., 1983. – С. 112-115.


9 сентября

185 лет со дня рождения русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 гг.).

Музыка для Л. Толстого была одним из важных средств духовного общения людей. Он всегда утверждал, что подлинное искусство должно быть правдивым, простым, понятным и ценил музыку, которая отвечала этим требованиям. Его любимым композитором был Ф. Шопен. Писатель так же любил сочинения П. Чайковского, русские народные песни, увлекался цыганским пением. Он сам играл на фортепиано и написал несколько фортепианных пьес.

Музыка Л. Бетховена навеяла сюжет «Крейцеровой сонаты». Произведения Л. Толстого всегда привлекали как отечественных, так и зарубежных композиторов. Написаны оперы «Война и мир» С. Прокофьевым, «Воскресенье» словацким композитором Я. Циккером, балет «Анна Каренина» Р. Щедриным.

Литература:

Лев Толстой и музыка [Текст] : хроника. Нотография. Библиография / сост. З. Палюх, А. Прохоров. – М. : Советский композитор, 1977. – 327 с.

Моисеев, Н. Яснополянские визиты [Текст] / Н. Моисеев // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 8. – С. 36-37.

Яруллина, Л. Лев Николаевич Толстой и музыка [Текст] : посвящается 180-летию со дня рождения / Л. Яруллина. – Музыка в школе. – 2008. - № 5. – С. 48-49.

26 сентября

115 лет со дня рождения американского композитора, пианиста Джорджа Гершвина (1898 – 1937 гг.).

Д. Гершвин с 15 лет начал сочинять лирические песни, эстрадные танцевальные пьесы, в которых удачно сочетал принципы симфонической и джазовой музыки.

Мировую известность ему принесли сочинения «Рапсодия в стиле блюз», симфоническая поэма «Американец в Париже». А в 1935 году состоялась премьера оперы «Порги и Бесс», которая стала первой национальной американской оперой. Одним из самых популярных ее номеров стала «Колыбельная Клары», которая до сих пор входит в репертуар известных зарубежных и отечественных исполнителей.

А. Гершвин писал сочинения для фортепиано (Первый концерт для фортепиано с оркестром, прелюдии), вокальные произведения (песни «Хлопай в такт», «Мой верный друг», «Лиза», «Чарующий ритм»), музыку для ревю и музыкальных комедий.

Творчество А. Гершвина стало одной из вершин американской национальной классики.

Литература:

Волынский, Э. Джорж Гершвин [Текст] : популярная монография / Э. Волынский. – Л. : Музыка, 1980. – 96 с.

Конен, В. Рождение эстрадного джаза. Джорж Гершвин [Текст] / В. Конен // Пути американской музыки : очерки по истории музыкальной культуры США. – Изд. 3-е. – М., 1977. – С. 206-263.

Шнеерсон, Г. [Текст] Джордж Гершвин / Г. Шнеерсон // Портреты американских композиторов : очерки. – М., 1977. – С. 163-200.
30 сентября

105 лет со дня рождения крупнейшего скрипача ХХ века, педагога, дирижера Давида Федоровича Ойстраха (1908 – 1974 гг.).

Д. Ойстрах один из самых выдающихся мастеров отечественной исполнительской школы. Более 40 лет успешно концертировал как солист по всему миру. Много лет продолжалась его творческое сотрудничество с пианистами Л. Обориным, С. Рихтером, виолончелистом С. Кнушевицким.

Его игра отличалась совершенством стиля и одухотворенностью. Многие современные композиторы-классики (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, А. Хачатурян) посвятили ему свои скрипичные сочинения.

С 1934 года Д. Ойстрах преподавал в Московской консерватории. Был ее профессором. Среди его учеников: сын Игорь, Л. Исакадзе, Г. Кремер, В. Климов, В. Пикайзен и др.

С конца 1950-х годов выступал как дирижер.

Литература:

Ойстрах, Д. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма [Текст] / Д. Ойстрах ; сост. В. Григорьев. – М. : Музыка, 1978. – 288 с.

Маркиз, Л. Давид Ойстрах [Текст] : творческий портрет / Л. Маркиз. – М. : Музыка, 1977. – 24 с.

Юзефович, В. Давид Ойстрах [Текст] : беседы с Игорем Ойстрахом / В. Юзефович. – М. : Аграф, 2008. – 304 с.

Ямпольский, И. Давид Ойстрах [Текст] / И. Ямпольский. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1968. – 144 с.











Пытливый мальчишеский ум начинает работать, едва мальчишка проснется, и работает до тех пор, пока не начинается первый урок. «Закон Фроста» в расширенном
ещё >>