Памятка для гитаристов 165 советов о технике гитарной игры. Некоторые из них применимы для преподавателей и учеников дмш - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Директор гбоу спо ски и. В. Герасимова 1 39.46kb.
Игры нашего детства I. Во дворе 1 186.83kb.
Праздники, что мы о них знаем? 8 1059.05kb.
Сачков Евгений Михайлович (6 ноября 1946 – 11 декабря 2003) 1 48.12kb.
«Хочу всё знать»- интеллектуальная игра для учеников 1-х классов 1 22.25kb.
«Интеграция ритмики и основных дисциплин дмш». Ритмика. 1 класс 1 146.25kb.
Семинар для преподавателей дмш и дши республики Марий Эл по специализации... 1 45.13kb.
Памятка соискателю ученой степени кандидата наук 7 498.75kb.
Рабочая программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство... 1 80.9kb.
Книга включает несколько рубрик, в которых представлены игры, развивающие... 14 692.64kb.
«Гандбол: техника игры, классификация техники игры. Общая последовательность... 1 218.06kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление... 3 390kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Памятка для гитаристов 165 советов о технике гитарной игры. Некоторые из них применимы - страница №1/1

Вербицкий Сергей Степанович

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 5», г.Южно-Сахалинск

Применение советов Дэвида Рассела в обучении детей в детской музыкальной школе

Дэвид Расселл родился 1 июня 1953 года в г. Глазго, шотландский гитарист-виртуоз. Много лет прожил в Испании. Первые навыки игры на гитаре получил от отца, страстного почитателя таланта Андреса Сеговии и собирателя его музыкальных записей.

В период учебы в Королевской консерватории в Лондоне Расселл дважды становился обладателем Гитарной премии Джулиана Брима, являлся стипендиатом "Ральф Воган Уильямс Траст". В дальнейшем он выиграл несколько международных конкурсов, в числе которых конкурсы им. Андреса Сеговии, Хосе Рамиреса и проводимый в Испании престижный конкурс гитаристов им. Франсиско Тарреги.

В 1997 году, в признание величайшего таланта Дэвида Расселла и творческих заслуг музыканта, он был принят в действительные члены лондонской Королевской Академии музыки. Андрес Сеговия, слышавший выступление Д. Расселла в Лондоне, отметил высокую исполнительскую технику и мелодичность игры гитариста.

Дэвиду Расселу уже в годы его молодости было посвящено несколько произведений известными современными композиторами (Гвидо Санторсола, Хорхе Морель, Карло Доменикони, Серджио Ассад и др.). Рассел много гастролирует, часто выступая в крупнейших городах мира: Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Лос-Анджелесе, Мадриде, Торонто и Амстердаме. Участвует во множестве музыкальных фестивалей. Дэвидом Расселлом на разных студиях записано несколько дисков, куда вошли транскрипции сочинений Баха, Генделя, Доменико Скарлатти, произведения Франсиско Тарреги, парагвайского гитариста и композитора Агустина Барриоса, испанского композитора Федерико Морено-Торробы, концерты для соло гитары Хоакина Родриго и др.

С 1992 по 1997 год Дэвид Расселл ведет ежегодные семинары в Севилье. Тогда-то и возникли интересные тезисы – своего рода сводка идей, памятка для гитаристов – 165 советов о технике гитарной игры. Некоторые из них применимы для преподавателей и учеников ДМШ.



*Каждый день следует отдельно упражняться в технике. Отрабатывая технические приемы в музыкальных произведениях, мы рискуем превратить их в «бег с препятствиями».

В работе с учащимися первого класса после теоретического минимума, как и многие преподаватели, я даю упражнение на открытых струнах (6,3,2,1) «pima» по названию аппликатуры правой руки. Объясняю, что в дальнейшем это упражнение определяет постановку правой руки, направление удара пальцами, является базовым, элементы которого могут усложняться и будут встречаться в произведениях на протяжении всего обучения. Затем упражнение на открытых струнах (1,2,3) аппликатурой «m, i» и «p» на всех струнах с названием строя гитары. Более сложные упражнения по полутонам в первой позиции с открытой струны (1,2,3,) до четвертого лада аппликатурой «m,i» тирандо и апояндо. Цель – развитие подвижности, в дальнейшем смена позиции, растяжка пальцев, укрепление пальцев (особенно 3,4-го) левой руки, отработка силы и направления удара пальцами правой руки.

*советы Дэвида Расселла

Следует добиваться того, чтобы руки всегда вставали на свое место…

На раннем этапе обучения у ребенка еще нет четкой определенной постановки рук. Играя в первой позиции, большой палец левой руки за грифом пытается ползать за остальными пальцами. Правая рука, отвечающая в большей степени за звукоизвлечение, гуляет от грифа до подставки. Большое значение имеют физиологические особенности ребенка – строение рук, кисти, пальцев. Тяжело детям с узкой, слабой кистью, короткими пальцами. Постановка левой руки долгий, скрупулезный процесс. Ребенок ставит руки так, как ему удобно. К сожалению, дети дома занимаются бесконтрольно, и на уроках приходится много внимания уделять постановке рук. Следует постоянно поправлять ученика, требуя правильной постановки, объяснять родителям как контролировать ребенка дома, учитывать физиологические особенности детей при приеме в ДМШ.



Заниматься кое-как – все равно, что попытаться подобрать упавшую монетку, не слезая с велосипеда: можно хоть сто раз проехать мимо нее, все равно не дотянешься. Нужно остановиться, слезть с велосипеда, подобрать монетку и тогда уже можно ехать дальше.

На каждом уроке следует объяснять ученику или напоминать о целях, задачах и способах их выполнения. Нельзя чтобы ребенок играл неосмысленно, автоматически пьесы, гаммы, упражнения. В любом исполнении есть размер, темп, метр, развитие, сложные технические моменты и т.д. При разборе произведений можно выделять сложные места ритмического, технического или другого характера и работать над ними отдельно не только в классе, но и дома. Только после исправления и отработки всех неточностей, технически сложных моментов, выполнения динамики, штрихов и т.д. можно выходить на публичное исполнение (концерт, зачет, конкурс). Д. Расселл пишет в своих советах, что нужно научиться вырабатывать хорошие привычки.



Переходя в другую позицию, не акцентируйте первую ноту (конечно, если этого не требует текст пьесы). Зачастую мы акцентируем те или иные ноты механически, не задумываясь, в самых неподходящих местах.

Здесь большое значение имеет знание и понятие о метре, т.е. чередование сильных и слабых долей. При смене позиции ученику нужно объяснить, что сильные и слабые доли сохраняются в соответствии с размером. Привожу пример на словах с изменением ударения: лампочка – лампочка, замок – замок и т.д. Объясняю, что изменение ударения не только искажает слово, но и меняет смысл. Провожу аналогию с музыкальным текстом. Беру для примера популярную, известную ребенку мелодию, песню. Заниматься этим желательно с первых уроков, чтобы ребенок учился «говорить» на музыкальном языке без акцента.



Трудности приема баррэ не в том чтобы сильно нажать, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. Если вы научитесь контролировать давление в каждом конкретном месте, можете считать, что вы овладели этим приемом.

Баррэ – один из самых сложных приемов игры на гитаре на всем этапе обучения. Иногда кажется, что это дано или не дано. Но практика показывает, что учащиеся даже со слабой рукой при правильной постановки кисти, приложив усердие, добиваются положительных результатов. На уроках я даю упражнения, начиная с баррэ, на трех струнах, перемещаясь по полутонам, постепенно увеличивая нагрузку. Главное объяснить ученику, что качество звучания баррэ зависит не от силы нажатия, а от правильного, равномерного расположения пальцев. Нельзя привыкать к напряжению во время исполнения сложных приемов.



В арпеджио старайтесь не двигать рукой вдоль струн по круговой траектории с центром в локте.

Это объясняется слабым и более коротким по отношению к среднему, безымянным пальцем «а». Это проблема практически всех учащихся и не только в классе гитары, но в классах баяна, фортепиано, особенно в обучении на струнно-смычковых инструментах. При ознакомлении с арпеджио можно придерживать правую кисть ученика. Постепенно пальцы ребенка укрепляются. Большое значение имеет координация движений ребенка. Дети с хорошей координацией в большинстве случаев правильно сидят с инструментом, у них меньше проблем с постановкой рук.



Наиболее распространенная атака – tirando (от исп. «тянуть»), однако оттягивать струну следует не в сторону ладони и не параллельно деке, а в сторону деки, под небольшим углом к ней.

Добиться правильного направления угла удара крайне тяжело. Опять же здесь большое значение имеют физиологические особенности правой руки. Только постоянный контроль со стороны преподавателя, самоконтроль ученика могут привести к положительному результату. В большинстве случаев ученики неправильно исполняют атаку tirando, что сказывается на развитии техники.



Что выбрать – apoyando или tirando? Главное – найти такое положение руки, при котором легко исполнить обе атаки, причем с одинаковыми тембральными характеристиками, при apoyando звук достигает большей полноты и выразительности и может прозвучать громче.

В зависимости от произведения выбираем атаку apoyando или tirando . Пьесы кантиленного характера, одноголосные часто исполняются apoyando. Гаммы, многие этюды полезно играть разными приемами как упражнения. Значение имеет общая фактура, где сложности аппликатуры не позволяют играть тем, или иным приемом.



Хорошо продумайте план расстановки динамических оттенков на протяжении всей пьесы или ее части. Тщательно распределите громкость, дозируйте ее.

Гитара камерный инструмент, где очень маленькая динамическая градация. В связи с этим следует очень тонко распределять развитие исполнения и приучать с первых уроков ученика к динамическим оттенкам. Я объясняю и показываю на уроках, как звучат p, f и иные динамические оттенки на гитаре в сравнении с другими музыкальными инструментами (баяне, фортепиано). Добиваюсь достижения динамического развития. Большое значение имеет самоконтроль ученика. Следует научить ребенка слушать каждый звук, фразу, произведение в целом. Полезно при изучении гамм в 1 классе отрабатывать cresсendo в восходящем движении и, соответственно, diminuendo в нисходящем движении.

Причем начинать с самого тихого звучания и достигать предельно громкого.

Чтобы усилить звучание ноты, увеличьте нажим пальца на струну при неподвижной кисти: палец должен увлечь за собой струну в сторону деки.

За редким исключением ученикам удается при сильном ударе сохранить неподвижность кисти, часто у детей со слабой рукой кисть движется по направлению удара пальца. По поводу движения пальца в сторону деки. Ученики в большинстве случаев делают удар параллельно деке, а иногда от деки особенно при атаке tirando. Это проблема начального обучения и на уроках следует постоянно контролировать и поправлять ученика.



Звук на самом деле формируется при отделении струны от кончика ногтя.

В идеале да. Но это не всегда так. Строение ногтей, подушечек пальцев очень индивидуально. Поэтому не всегда ученики играют ногтевым способом. Большинство детей играют подушечками пальцев. В дальнейшем, (ст. классы, музыкальное училище и т.д.) когда формируется постановка, сила пальцев и кисти возможен переход на ногтевой способ звукоизвлечения. На начальном этапе обучения, в возрасте 8-10 лет, это может травмировать ногти, изменить их строение, структуру.



Чтобы создать ощущение, что мы играем быстрее, чем это происходит на самом деле, исполняйте немного staccato

Штрих staccato в темпе сложен для исполнения на любом музыкальном инструменте, особенно на гитаре. Прежде всего, ученика следует научить играть non legato, используя гаммы, упражнения, специально подобранные этюды и пьесы. Самое сложное при исполнении staccato на гитаре, когда встречаются открытые струны в мелодическом построении или пассаже. Здесь с опытом приобретаются незаметные приемы приглушения струн как левой, так и правой рукой. Хорошо поиграть в первом классе гаммы до, соль мажор с открытыми струнами, чередуя различные штрихи, объясняя их предназначение в дальнейшей работе.



Большинство гитаристов, к несчастью, пускает ритм на самотек. Например, в быстрых арпеджио, где повторение одного и того же движения правой рукой невольно приводит к ускорению каждой группы. В итоге вместо четкого ритма мы имеем какое-то волнообразное качание.

Обычно мы играем соло, и нам не надо подстраиваться под аккомпанемент. Именно поэтому надо уделять ритму особое внимание. Счет, тактирование, ощущение пульса, эпизодическая работа с метрономом, понимание размера, метра – все это неотъемлемые детали при работе над ритмом. Для исполнения арпеджио в быстром темпе надо много заниматься, контролировать каждое движение пальцев, слушать каждый звук. Немаловажны и такие качества ученика как реакция и координация.



Чтобы создать ощущение виртуозности в быстрых гаммах, начните медленнее и ускорьте к концу.

Может быть, если музыкант состоялся как исполнитель. Я не согласен с этим в обучении детей младших классов. Подобное исполнение может привести к нехорошей привычке постоянно ускорять, во встречающихся в произведениях, гаммообразных движениях. Как упражнение, думаю, можно применять с объяснением цели и задачи исполнения.



Уделяйте особое внимание метру, в котором написана пьеса

Метр, чередование сильных и слабых долей, неотъемлемая часть обучения музыканта. Приучать детей к правильной метрической основе, постоянно ощущать и слышать чередование долей в соответствии с размером следует с первых уроков. Объясняя смысл метра, я провожу аналогию с ударением в словах, фразах. Привожу примеры искажения слов и даже изменения смысла при неправильном ударении. Некоторые преподаватели чересчур выделяют сильные доли в работе над произведениями в каждом такте. Это приводит к статичности исполнения, дроблению фраз, предложений и произведения в целом, а также может изменить характер произведения. Большое значение при распределении сильных и слабых долей имеет знание стиля и формы произведения. Например, аллеманда обычно исполняется на две вторых, а не на четыре четверти, сарабанда начинает звучать намного интересней, если делать акцент на вторую долю, в марше первая и третья доли сильные. В трехдольных размерах разнообразие чередования долей. В основном первая доля сильная, вторая и третья слабые. При исполнении эстрадных произведений надо учитывать пульсацию оркестра, особенно инструментов ритмгруппы: ударных, гитары, бас гитары, рояля и др. В эстрадном исполнении наряду с первой сильной часто акцентируются вторая и четвертая доли в размере четыре четверти, слабая «и» в размере две четверти, вторая доля каждого второго такта в джаз-вальсе.



Смотрите на гитарные пьесы как на оркестровые концертные произведения: «сольные» партии можно исполнять свободнее и тише.

С изучения первых двухголосных пьес ученику следует объяснять значение основной мелодии, аккомпанемента, нижнего голоса. Полезно поиграть с учеником в ансамбле, чередуя верхний и нижний голос, объясняя значение и роль каждого из них, какой бы инструмент сыграл эти голоса в симфоническом, народном или др. оркестре. Слушая при игре главный голос, нельзя забывать о качестве исполнения других голосов, аккомпанемента. Очень важно соблюдение динамического баланса так же как и при исполнении на фортепиано, баяне, аккордеоне. Это сложно, но при скрупулезной работе, постоянном контроле обязательно появятся результаты.



Не ждите того момента, когда пьеса выучится «сама собой». Сядьте и разучите ее, заставьте себя сделать это сознательно.

Есть ученики с хорошей памятью и чтением нот. У них нет проблем с разучиванием произведений на протяжении всего обучения. С учениками, у которых готов текст, намного быстрее и качественнее можно подготовиться к выступлению, экзамену и т.д. С учениками, которые до последнего не выучивают текст невозможно выполнить весь объем требований подготовки к сдаче произведения: динамика, метр, ритм, штрихи, фразировка и т.д. Сложные моменты: такты, аккорды, пассажи, скачки требуют отдельного внимания. При ежедневных занятиях полезно начинать работу над произведением именно с них. Иначе при публичных выступлениях любое неотработанное сложное место может оказаться «подводным камнем».



После того как вы разучили пьесу, запишите на магнитофон ваше исполнение, потом с нотами в руках разберите вслух собственные ошибки (как будто вы на уроке разбираете ошибки вашего ученика) и отметьте эти места прямо в нотах.

Сейчас у каждого ребенка есть телефон с функцией диктофона. На уроках я часто использую этот метод прослушивания исполнения ученика с анализом и указанием ошибок и неточностей. Иногда записываю ребенку на диктофон свое исполнение, как образец, для домашней работы. Я не сторонник копирования чужого исполнения. Но на начальном этапе, особенно для осознания ритма, единого темпа, ощущения размера и метра, думаю, иногда можно использовать подобный метод.



При разучивании пьесы играйте поначалу только солирующий голос или только аккомпанемент.

Есть ученики с хорошей читкой нот с листа и могут свободно охватить при разборе всю фактуру. Разучивание или игра по голосам полезно, особенно при разборе полифонических произведений и на самом начальном этапе обучения при знакомстве двухголосных пьес.



Чтение с листа очень полезно. Два золотых правила для чтения с листа:

  1. «играй, что видишь» - не пытайся исполнить сразу все написанное, но не останавливайтесь и сохраняйте единообразный пульс.

  2. Краешком глаза забегайте вперед на полтакта или такт от того места, где находитесь.

В программе детской музыкальной школы есть один из предметов по выбору - чтение нот с листа. К сожалению, преподаватели зачастую используют это время для работы над произведениями по специальности. При обучении чтению нот с листа ученика надо научить, во-первых, предварительно сделать простейший анализ (просмотр) произведения. В него может входить: название, автор, темп, знаки, тональность, штрихи, аппликатура, прием исполнения, динамические и другие обозначения. Постараться при чтении выполнять их. Во-вторых, выбирать оптимальный темп, при котором будет минимум ошибок, остановок. В-третьих, никогда не смотреть на такт, который уже играешь. Учить чтению нот надо с первых уроков. Впоследствии ученик будет более самостоятельно разбирать и выучивать произведения.

Невозможно сыграть концерт без единой ошибки – научитесь связывать сложное место, в котором вы ошибаетесь, с дальнейшим текстом пьесы.

Двухчасовой концерт – да, а, играя одно-два произведения на экзамене, зачете или в открытом концерте, исполнитель должен тщательно готовиться к выступлению и стараться не допускать текстовых ошибок. Обучая детей и готовя их к публичному исполнению, преподаватель ориентирует их на безукоризненное выступление. Любой музыкант должен слышать, переживать и исправлять в дальнейшем свои ошибки. Я всегда говорю своим ученикам, что волнуются все исполнители, любого уровня, а хорошо играет тот, кто хорошо готов. Нельзя выходить на сцену, не имея технического запаса, пусть самого минимального. Играя на пределе технических возможностей, любой исполнитель подвержен срыву.




Культурный человек не тот, кто не матерится при женщинах, а тот, кто не замечает, когда это делают женщины. Геннадий Степаненко
ещё >>