Пажи и кадеты в войнах россии начала XX века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Народы Юга России в отечественных войнах 1 60.23kb.
Е. С. Сенявская Противники России в войнах XX века (Эволюция «образа... 34 5275.31kb.
48. Русская газета конца XIX – начала XX века 1 165.86kb.
Учебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению... 1 375.52kb.
Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. 12 2311.56kb.
Кадеты возвратились с практики 1 11.39kb.
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала... 1 287.43kb.
Демографическая ситуация в России 1 179.36kb.
I. Россия в начале XVI века (5 часов) 2 414.32kb.
I. Россия в начале XVI века (5 часов) 2 373.59kb.
Переплетные руководства конца XIX – начала XX века как источник по... 1 130.26kb.
Темы контрольных работ по истории экономики Основные черты экономики... 1 45.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пажи и кадеты в войнах россии начала XX века - страница №1/1

А.Ф. Коновалов

Военно-исторический музей

артиллерии, инженерных войск

и войск связи,

Филиал «Музей кадетских корпусов»

мл. научный сотрудник


ПАЖИ И КАДЕТЫ

В ВОЙНАХ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

(к истории кадетских корпусов в России)
Начало XX века было ознаменовано рядом таких важных событий в военной и политической истории, как русско-японская война 1904-1905 гг., первая революция в России 1905-1907 гг., Первая мировая война 1914-1918гг., которые коренным образом изменили ход российской истории.

Для России Русско-японская война 1904-1905 годов, как и Первая мировая война 1914-1918 годов, были проиграны в силу многих объективных и субъективных причин. Спустя столетие наша задача: показать эти исторические события, а также место и роль участников этих событий, оценить их историческое значение. «Трудно для России забыть то горькое и постыдное, что дала нам несчастная, неподготовленная и незаконченная война (русско-японская война – авт.). Но пора России вспомнить и то великое, достойное вечной памяти, что в отдельных случаях она дала нам. Среди поражений были примеры истинного героизма. Были среди сынов России бившиеся с мужеством и павшие с честью за свою родину. Они заслуживают того, чтобы Россия их не забыла» 1.

Русско-японская война 1904-1905 годов привела к резкому ослаблению вооруженных сил России. Сухопутная армия потерпела тяжелое поражение, были уничтожены основные силы ВМФ. Война выявила серьезные недостатки в организации, боевой подготовке рядового и офицерского состава, особенно высшего звена, в техническом оснащении и снабжении войск. «Эта война (русско-японская – авт.) оказалась несчастливой для России. Потерпев ряд поражений, как на суше, так и на море, тем не менее, армия и флот явили миру множество примеров беззаветной храбрости и верности воинскому долгу» 2.

Если после русско-японской войны остались некоторые братские могилы и мемориальные кладбища погибших и умерших в плену русских офицеров и солдат, правда, в основном на территории Японии, о чем стало известно относительно недавно, то в советские времена о Первой мировой войне в нашей стране почти не вспоминали, ее героев попросту забыли; если в память об участниках и героях русско-японской войны в разное время были созданы отдельные памятники культуры и монументы 3, то после окончания Первой мировой войны, к сожалению, многие памятники уничтожили.

Начало третьего тысячелетия было отмечено важными событиями в истории России и российских военно-учебных заведений, в частности двумя большими событиями: в 2002 году - празднование 200-летия Пажеского Его Императорского Величества корпуса 4 и в 2007 году – 275-летие Первого кадетского корпуса 5.

2012 год в начале января объявлен президентом РФ «Годом истории России». Согласно указу, это делается «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе»6. В этом году исполняется 1150 лет русской государственности – венчание на княжение Рюрика в 862 году в Ладоге, а затем в Великом Новгороде; 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского, 280-летие открытия Первого (Корпус кадетов шляхетных (дворянских) детей (1732-1743), Сухопутный шляхетный кадетский корпус (1743-1766) кадетского корпуса (1732-1918); 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года.

Как уже отмечалось, начало создания системы образования в России, а позже и история кадетских корпусов России имеют точкой отсчета 25 января 1701 года (по нов. стилю – авт.), когда император Петр Великий подписал Указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В работах Н.А.Милешиной7, В.В.Чернакова8, В.Н.Бенды9 и ряда других авторов дана довольно обширная историография по кадетской тематике за три века существования кадетской системы воспитания и образования.

Многое в деле организации системы обучения и воспитания кадет зависело от руководящего состава кадетских корпусов, их директоров, а также от того, кто руководил в стране военно-учебными заведениями, т.е. был начальником Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ). Обо всех директорах корпусов прошлого невозможно даже коротко рассказать в рамках одной статьи, да в этом вероятнее всего и нет такой необходимости, т.к. в мемуарах и юбилейных статьях о них имеется довольно обширная информация.

Выпускников же кадетских корпусов, как правило, отличало перед другими офицерами, грамотное отношение к военному делу, преданность этому делу, хорошие знания в различных областях наук. Этому во многом способствовала проводимая в корпусах воспитательная работа10. Одним из существенных средств воспитательной работы являлась воинская символика 11.

Особенно велико воспитательное значение воинской символики (знаков отличий, различий, эмблем). Она в яркой, образной форме выражает исторический опыт, традиции предшествующих поколений и героические страницы военной летописи. Именно в ней заключена неразрывная связь героики прошлого с романтикой сегодняшних дней.

Традиции сопровождали и сопровождают человека всю жизнь. Традиции в нашей стране – это краткая летопись всех народов России. Все они буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались – другие постепенно теряли свое значение и отмирали. Воинские традиции 12 являются частью национально-государственных традиций. Традиционно в среде русских воинов воспитывались такие качества как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма, как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Несмотря на, казалось бы, строгую систему казарменного воспитания, иногда довольно жесткую воинскую дисциплину, в императорских кадетских корпусах была заложена система воспитания военных кадров, отвечающая духу времени, многим зарубежным аналогам, а порой и превосходящая их. Показательно в этом отношении признание известного царского генерала П.Н.Краснова: «оплотом армии был офицерский состав, воспитанный в кадетских корпусах» 13.

Очень многое для развития системы кадетских корпусов сделал за почти 15 лет пребывания в должности Главного начальника и Главного инспектора военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович. О его многогранной деятельности я писал в сборнике 11-х Константиновских чтений 14. Но еще несколько штрихов к его портрету. «…Я люблю молодежь и детей. Теперь под моей командой тысячи молодых существ, от 10-летнего возраста и до 20-летнего. Все они так весело смотрят прямо в глаза, приветливо улыбаются, чувствуешь их доверие…» 15.

Он прошел различные командные должности и поэтому знал, что надо давать кадетам для их образования и воспитания. Великий князь часто посещал кадетские корпуса и военные училища и, обладая изумительной памятью, помнил имена многих кадет и юнкеров. Военная летопись сохранила немало случаев, когда он по-отечески помогал попавшим в беду кадетам. Ласковость, внимание и душевная чуткость к ребятам были неизменными качествами Великого князя. Он как бы сразу становился товарищем, другом и отцом каждого кадета. Молодежь это ценила, глубоко его уважала и называла «отцом всех кадет». Его любили в кадетских корпусах, как воспитанники, так и педагоги. И он отвечал им тем же. Из его переписки видно, что он, став Главным начальником военно-учебных заведений в 1900г., не хотел ничего ломать в системе кадетских корпусов, а просто вникал в жизнь кадет и их руководителей, хотел принести тем и другим пользу. Память о нем передавалась из поколения в поколение вплоть до ликвидации корпусов в 1918г.

В результате многолетнего опыта и неустанных забот великого князя (1900-1915гг.) была создана непревзойденная система воспитания военной молодежи, основанная на преемственности заветов и традиций предшествующих поколений. «Только та страна сильна, которая свято чтит заветы родной старины».16 Великий князь Константин Константинович призывал молодежь жить и служить во имя доблести, добра и красоты; для нее, перед назначением его Главным начальником военно-учебных заведений, он создал «заветное, чарующее слово».

НАШ ПОЛК
Наш полк. Заветное, чарующее слово

Для тех, кто смолоду и всей душой в строю.

Другим оно старо, для нас – все также ново

И знаменует нам и братство и семью.

О, знамя ветхое, краса полка родного,

Ты бранной славою венчанное в бою,

Чье сердце за твои лоскутья не готово

Все блага позабыть и жизнь отдать свою!

Полк учит нас терпеть безропотно лишенья

И жертвовать собой в пылу святого рвенья.

Все благородное: отвага, доблесть, долг,

Лихая удаль, честь, любовь к отчизне славной

К великому Царю и Вере православной

В едином слове том сливается: наш полк.


31 мая 1899г. Красное Село 17.
У великого князя Константина Константиновича была большая дружная семья. Он был женат на принцессе Саксен-Альтенбургской Елизавете Маврикиевне. Константин Константинович серьезно относился к воспитанию своих детей. В семье было больше мальчиков - шесть сыновей и три дочери. Поэтому для мальчиков был введен особый распорядок дня. Они вставали в 6.30 утра и «после утреннего туалета, молитвы и чая выходили гулять по парку». Затем с 8.00 были занятия. 18 Сыновей великий князь определял в кадетские корпуса по очереди, причем не только в столичные .19
Фото № 1. Семья великого князя Константина Константиновича
В 1881г., когда из военных гимназий, по указу императора Александра III, были вновь воссозданы кадетские корпуса, но с измененной структурой, отвечающей требованиям времени, именно великий князь настоял перед императором о возвращении корпусам их знамен, сданных ранее в архив. Более того, по его распоряжению знамена стали выносить в строй на парад «как наивысшую воинскую святыню и лучшее украшение кадетского строя»20. С тех пор эта традиция укоренилась в воинских частях и императорских кадетских корпусах (до 1918 г.), а также в зарубежных кадетских корпусах (20-60 гг. XX в.). Позже она была продолжена в советских спецшколах и подготовительных училищах (1937-1955), в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах (СВУ и НВМУ) (с 1943г. по настоящее время) и с 1991 года - в современных кадетских корпусах России.

В ходе русско-японской войны и Первой мировой войны многие из выпускников, ставшие к этому времени младшими и старшими офицерами, а также генералами, проявили себя геройски. На деле выпускники Пажеского корпуса и многих кадетских корпусов показали лучшие качества русского человека такие, как воля, смелость и решительность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, сметливость и умение преодолевать невзгоды, товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь, самоотверженность и самопожертвование. Эти и другие качества характера, как известно, с юных лет формировались у юношей в процессе их обучения и воспитания в Пажеском и кадетском корпусах. Юношей готовили к войне, их детство и юность были посвящены закалке как меч для боя, к тяжелым испытаниям. Пажи и кадеты выдержали их в ходе этих войн с достоинством и честью, многие стали Георгиевскими кавалерами 21.

Георгиевские кавалеры – это та часть ее защитников, которая стала символом мужества и чести. Военные события той поры, происшедшие столетие назад, вновь и вновь убеждают нас в том, что бывшие пажи и кадеты проявили себя в ходе их как герои, за что и были награждены. Но это явление исследовано и показано, на наш взгляд, сегодня еще недостаточно.

Научные сотрудники Музея истории кадетских корпусов России – филиала Военно-исторического музея уже более десяти лет заняты сбором и анализом музейных предметов и фото-материалов по кадетской тематике, этой огромной по объему и крайне важной по своему значению работой. Они готовят комплексную тематическую экспозицию по более чем 310-летней истории кадетской системы образования и воспитания, охватывающей ее основные четыре этапа: царский, зарубежный, советский и современный.

Старейший в России Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагает богатыми материалами по кадетской тематике22. Они хранятся в основном в исторических фондах, историческом архиве и библиотеке музея, а также часть их экспонируется в ряде экспозиционных залов. Это - музейные предметы: вещественные и художественные памятники, изобразительные и фоно-материалы, письменные источники XIX - XX веков и др. Часть из них – книги и газеты, они хранятся в научной библиотеке музея. В ней представлены очерки и исторические справки многих кадетских корпусов царской России, другие источники, которые характеризуют разные стороны учебы, быта и досуга воспитанников кадетских корпусов, их дальнейшие судьбы. Большая часть книг, очерки и исторические справки легли в основу сводных списков выпускников Пажеского и кадетских корпусов, ставших героями русско-японской войны 1904-1905 гг. и Первой мировой войны 1914-1918 гг.

К сожалению, научная библиотека ВИМАИВиВС не располагает полным списком всех очерков и исторических справок о создании и развитии кадетских корпусов, которые вышли в свет до 1917г. Помогли обращения в другие архивы и библиотеки. В фондах Государственной Национальной библиотеки удалось отыскать ряд необходимых материалов по кадетской тематике, касающихся русско-японской войны 1904-1905 гг. и Первой мировой войны 1914-1918гг. Среди этих изданий Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших питомцах Николаевского кадетского корпуса23. В брошюре впервые после учреждения Екатериной Великой ордена Святого Георгия в 1796г. была дана краткая история жизни и подвигов Святого Георгия Победоносца, характеристика появления ордена, его описание, список имен героев, удостоенных награждения, включая участников русско-японской войны 1904-1905 годов. Для нас примечательна вступительная часть Памятки: «Всякий воин каждую минуту должен быть готов отдать свою жизнь, этот величайший дар Божий, на пользу Престола и родины. Готовность эта есть проявление высшей любви на земле: «никто не может иметь большей любви, как тот, кто жизнь свою положит за ближних своих». Почетно и высоко поэтому звание воина, а выдающиеся подвиги мужества, беззаветной храбрости, всегда вызывали и будут вызывать восторженное восхищение современников и благоговейную память потомства. Всякий воин, совершивший подвиг, получает высокую награду в сознании свято исполненного долга, но, кроме того, всегда и везде военная доблесть награждалась особыми знаками отличия, орденами.

Ежегодно 26 ноября, в день праздника Св. Георгия, вся русская армия, с Державным Вождем во главе, чествует своих Георгиевских кавалеров, вспоминает их подвиги. Каждая воинская часть гордится своими Георгиевскими Кавалерами, гордится ими и военно-учебное заведение, воспитавшее героев. Будем же и мы вспоминать с гордостью и благодарностью своих Георгиевских кавалеров, вышедших из стен всем нам дорогого и родного Николаевского корпуса»24.

В историческом архиве Военно-исторического музея также хранятся многие документы по кадетской тематике. Среди них - список кадетских корпусов, выпускники которых стали Георгиевскими кавалерами в период русско-японской войны 1904 - 1905 годов25, а также поименный список выпускных кадет Первого кадетского корпуса, ставших Георгиевскими кавалерами в этот период. Он лег в основу Памятки, изданной в 1913 г.26

Как продолжение этих Памяток, были составлены справочные пособия27, в которых отражены итоги составления сводных списков выпускных пажей и кадет Георгиевских кавалеров, героев русско-японской и Первой мировой войн. Цели и задачи исследования: поиск имен выпускников Пажеского корпуса и кадетских корпусов Российской империи в разных источниках, выделение их из общего списка участников и героев русско-японской войны и Первой мировой войны, ставших Георгиевскими кавалерами, размещение их имен в пособиях в рамках Пажеского корпуса и отдельно каждого кадетского корпуса, обобщение собранного материала в виде сводных списков героев с описанием их подвигов в тех или иных эпизодах этих войн.

Эти пособия характеризуются научной новизной исследований: впервые сделана попытка практического рассмотрения примеров патриотизма и героизма конкретно среди выпускников Пажеского корпуса и кадетских корпусов Российской империи, ставших Георгиевскими кавалерами в период русско-японской войны 1904–1905гг. и Первой мировой войны 1914-1918 гг., показаны их места и роли в армии, на флоте и в обществе, а также историческое значение их подвигов, обобщение и представление этих материалов в виде справочных пособий.

Таким образом, на основании исторических справок и очерков о Пажеском корпусе и кадетских корпусах, а также благодаря сличению списков выпускных пажей и кадет из этих документов с именными списками

Георгиевских кавалеров из Биобиблиографического справочника 28, а также Кадетского биографического справочника С.М. Даркова 29, и сравнительному

анализу их, были выявлены фамилии, имена и отчества большинства бывших пажей и кадет - Георгиевских кавалеров, героев русско-японской войны 1904-1905гг., а также Первой мировой войны 1914-1918 гг., из имен которых были составлены сводные списки.

В итоге отметим, что в процессе поиска и изучения документальных источников, нами найдены и идентифицированы 14 имен бывших пажей, 88 имен сухопутных кадет и 58 имен морских кадет, участников русско-японской войны 1904 - 1905 годов, ставших ее героями и удостоенных знаков отличия – Георгиевских наград 3-й и 4-й степеней. Всего 161 человек. «Следует отметить, что всего за русско-японскую войну этой награды было удостоено 344 генерала и офицера»30. Сравнивая эти цифры, можно утверждать, что среди награжденных офицеров и генералов за подвиги в этой войне, доля бывших пажей и кадет большинства сухопутных кадетских корпусов составляет почти половину, а среди морских кадет - практически все. За период Первой мировой войны 1914-1918 годов нами также найдены и идентифицированы 45 имен бывших пажей, 242 имени сухопутных кадет и 69 имен морских кадет, участников Первой мировой войны 1914 - 1918 годов, ставших ее героями и удостоенных знаков отличия – Георгиевских наград. Всего 356 человек. Эти данные сведены в сравнительную таблицу.



Число пажей и кадет, награжденных

Георгиевскими знаками отличия за период

русско-японской войны 1904 -1905 гг. и

Первой мировой войны 1914 -1918 гг.

Наименование войн



Продолжительность

войн

Общее


кол-во награжденных

Пажеский корпус


Сухопутные кадетские корпуса


Морской кадетский корпус



Всего

награжденных пажей

и кадет


Русско-японская война

1904-1905 гг.



1 год



344


14


88


58


161


Первая мировая война

1914-1918 гг.



4 года



10975


45


242


69


356

Из таблицы видно, что количество участников этих войн, ставших ее героями и удостоенных знаков отличия – Георгиевских наград, значительно выросло в период Первой мировой войны по сравнению с русско-японской войной в силу ряда обстоятельств:

- расширения состава стран-участников Первой мировой войны,

- роста числа театров военных действий войны,

- роста технической оснащенности армии и флота для ведения боевых действий,

- создание новых родов войск в армии и на флоте,

- большей продолжительности самой войны,

- увеличением общего числа участников боевых действий, в том за

счет офицеров и генералов - выпускников Пажеского корпуса, прежних и вновь созданных кадетских корпусов до 1913г.

Таким образом, мы видим, что традиции патриотизма и героизма среди пажей и кадет, привитые им во время учебы, в зрелые годы в условиях боевых действий соблюдались осознанно и в массовом масштабе.

Наряду с выпускниками Пажеского корпуса, Первого и других кадетских корпусов, принявших участие в русско-японской войне 1904-1905 годов в качестве офицеров и генералов за подвиги и героизм, удостоенных георгиевских наград, были и воспитанники Пажеского корпуса и ряда кадетских корпусов. Расскажем о них несколько подробнее.

Приведем высказывание по оценке действий юных героев войны одного из исследователей кадетского образования в России полковника А.Ю.Голубева: «С самой лучшей стороны проявили себя кадеты и во время боевых действий на фронте. В русско-японскую войну (1904-1905) во время летних каникул (!) несколько кадет из различных корпусов, отцы которых в это время воевали, добровольцами отправились на фронт. За храбрость, проявленную в боях, паж Верховский, кадет Первого кадетского корпуса Сергей Селезнев и Хабаровского корпуса – Роман Троянович-Пиотровский были награждены Георгиевскими крестами, а остальные – Георгиевскими медалями. К началу занятий прямо с фронта кадеты Троянович и Селезнев вернулись в корпуса»31. Более подробно об участии кадет в русско-японской войне можно ознакомиться в указанном справочном пособии и в работе «Юные герои русско-японской войны 1904-1905 гг.»32.

Трудно выделить всех героев, когда страна в едином патриотическом порыве в начале XX века встала на защиту своей независимости. Героизм в годы этих войн был массовым. Этому способствовали обращение к истории побед русского оружия в прошлом, пропаганда примеров героизма и патриотизма в ходе этих войн, награждение героев орденами и медалями, золотым оружием императорской России.

Навсегда в памяти народной останется легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Благодарная Россия высоко оценила доблесть и мужество героев русско-японской войны: 28 частей были награждены Георгиевскими знаменами и Георгиевскими трубами «За отличие 1904-1905гг.», 75 воинских формирований были отмечены особыми отличительными знаками; 610 отличившимся в боях воинам было вручено золотое Георгиевское оружие 33.

Примеры героизма и отваги проявлялись также на фронтах Первой мировой войны. Имена героев Первой мировой войны - одно из «белых пятен» нашей истории. Тем не менее, ряд имен героев войны дошли до нас и хорошо нам известны. Один из них штабс - капитан П. Нестеров (15/27 февраля 1887 – 26 августа /8 сентября 1914) 34, выпускник Нижегородского кадетского корпуса (1904), Константиновского артиллерийского училища (1906) и Гатчинской авиашколы (1912) – автор знаменитой «мертвой петли». Он прожил всего 27 лет, его яркая биография военного летчика составляет всего три года, однако имя великого аса осталось в пантеоне русской славы на века. Он погиб в неравном бою, применив один из первых в мире воздушный таран (1914г.). В считанные годы он вырос из провинциального артиллерийского офицера в национального героя. П.Нестеров, как герой, посмертно был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.


Фото (№ 2) П. Нестерова
В августе 1914 года после объявлением войны с Германией жизнь в кадетских корпусах, регламентируемая привычными правилами и документами, внешне не претерпела значительных изменений.

Но «уже в первые месяцы военного лихолетья, - отмечал А.В.Беляев - педагогический процесс в военно-учебных заведениях для подростков и юношей школьного возраста стал претерпевать серьезные изменения. Прежде всего, это выражалось в переосмыслении педагогическими коллективами, руководством Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) места и роли патриотического воспитания кадет в новых условиях. Упор делался на усиление морально-психологической подготовки воспитанников к перенесению трудностей военного времени, что в свою очередь потребовало активного вовлечения учащихся в деятельную причастность к происходящим рядом с ними событиям» 35.

Вот еще одна страничка из неформального отношения Главного начальника военно-учебных заведений к судьбам милых его сердцу кадет. У сыновей великого князя Константина Константиновича, также как и у других членов Августейшей семьи, горькая судьба. Его четвертый сын Олег, родившийся в 1982г., закончил Полоцкий кадетский корпус (1903-1905) и Александровский лицей (1910-1913). Он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, и, будучи участником Первой мировой войны, смертельно раненый под Владиславовом скончался от ран 12 октября 1914г. в г. Вильно. На смертном одре родители посетили умирающего сына и отец за несколько минут до смерти Олега успел его наградить орденом Св. Георгия IV степени. Это была первая пролитая кровь Дома Романовых в начале XX века36. Боль от невосполнимой утраты ухудшила здоровье великого князя Константина Константиновича, 2/15 июня 1915 года он скончался.
Фото ( 3) князя Олега
«Порыв патриотических чувств увлек некоторых кадет на фронт, - отмечает Самович А.Л., - и они стали участниками боевых действий. Некоторые из них получили боевые награды – солдатские Георгиевские кресты. Кадет из шестого класса Николаевского корпуса Сергей Марков с разрешения родителей и военного министра «вступил добровольцем в Крымский конный полк, в строю которого заслужил два Георгиевских креста, после чего был отправлен в военное училище», - можно прочитать в одном из современных изданий. В другом документе извещается, что из трех выпусков(1916–1918) Одесского кадетского корпуса, насчитывавших 203 воспитанника, солдатскими Георгиевскими крестами были отмечены 9 человек» 37.

Во время каникул кадеты с разрешения начальства и родителей принимали участие в строительстве оборонительных сооружений, удостоившись за это похвальных отзывов из действующей армии.

Имели случаи и несколько иного рода. «Так, некоторые начальствующие отцы, - отмечает исследователь А.В.Беляев, - брали сыновей в дело, выводя их на позиции ради получения награды. Но, в общем, повсеместно проявлялось гуманное отношение военной власти к воспитанникам. Оно выражалось в беспокойстве за здоровье подростков и юношей, в стремлении уберечь их от ненужной опасности, что нашло отражение в приказе военного министра по армии. Документ был издан в сентябре 1916 года в целях пресечения уже отмечавшейся порочной практики, когда иные кадеты посещали действующие войска, где служили их отцы, с корыстной целью. Именно после такого «геройства» появились ходатайства о представлении «побывавших на фронте» воспитанников кадетских корпусов к награждению Георгиевскими медалями».

«Главной целью воспитания будущих офицеров с объявлением (Первой мировой – авт.) войны, - далее отмечает А.В. Беляев, - стало утверждение национального самосознания и национальной гордости, любви к Родине, уважения к ее героическому прошлому» 38.

Характерной особенностью организации патриотического воспитания в кадетских корпусах в военное время было стремление педагогических коллективов вызвать у воспитанников прилив глубоких нравственных чувств (сострадания, милосердия, уважения к солдату), создавать условия для совершения нравственного поступка, без которого немыслим настоящий патриотизм.

Для усиления патриотического воспитания военное ведомство принимало специальный комплекс мер, - отмечает А.В.Беляев. - Это выразилось в присвоении 1-й роте Полоцкого кадетского корпуса имени погибшего князя Олега Константиновича, Одесскому кадетскому корпусу – имени великого князя Константина Константиновича, в учреждении именных стипендий. Правительство постановило иметь в кадетских корпусах 200 вакансий для содержания и воспитания малолетних детей, чьи отцы находились в действующей армии, а также открыть сверх штата 325 вакансий для сыновей, погибших на фронте офицеров, чиновников, священников, врачей и нижних чинов. Распространялся циркуляр, предписывающий вывешивать в корпусах приказы о героической смерти бывших воспитанников, офицеров и преподавателей, о подвигах Георгиевских кавалеров. Учреждались нагрудные знаки кадетских корпусов в целях объединения и «установления наружной корпоративной связи их бывших питомцев».

Война, нарушившая налаженный порядок семейного и школьного воспитания, оказывала сильное морально-психологическое воздействие на еще не окрепшие сознание и души детей. Обеспокоенное сохранением духовного здоровья подрастающего поколения, министерство народного просвещения выступило в печати с обращением ко всем педагогическим коллективам, советам средних учебных заведений, где ставилась задача сохранять спокойствие, энергию, создавать в учебных заведениях такую внутреннюю атмосферу, «чтобы ни на минуту не забывать, что… накопление духовных ценностей имеет сугубо большое значение и помогает с избытком возместить те материальные потери, которые приходится нести России» 39.

«Но война, а затем последующие революционные события, вооруженные столкновения в гражданском противостоянии, военная интервенция в страну из-за рубежа, не позволили «взвесить и учесть» накопленный ранее опыт и сопутствующие ему ошибки и упущения в мировой обстановке. Вся Россия, можно сказать, была призвана под ружье. Но уроки истории остались. Они требуют внимательного и всестороннего исследования» 40.

В заключении отметим. Мы постарались показать историю воинских подвигов десятков бывших пажей и сотен кадет - участников и героев этих войн на фоне наиболее ярких эпизодов, их оценку в виде награждений знаками отличия военного ордена Святого Георгия и других Георгиевских наград.

По-разному сложились их судьбы, но их всех объединяло одно: воинская служба и служебный долг, это то, чему они посвятили свои молодые и зрелые годы. Но это тема для отдельного разговора, который может стать дополнением к данной статье. «Предваряем читателей, - отмечалось в упомянутом сборнике «Наши герои на Дальнем Востоке», вышедшем в 1908 году, - что собранные нами в эту книжку примеры доблестных подвигов наших героев на Дальнем Востоке представляют собою лишь каплю в море таких же подвигов. Не обо всех… подвигах нам пришлось слышать или читать; многие из них станут известными лишь по времени, а несравненно большее количество их видел только Бог, и они так и останутся лишь в памяти скромных героев, их совершивших, или тесного кружка близких им людей. А о скольких геройских подвигах совершители или свидетели их уже никому ничего не поведают: смерть запечатала уста их» 41. «Пусть же эти герои и подвиги, совершенные ими, - отмечается в Памятке Первого кадетского корпуса, - будут для вас, нынешних воспитанников, светлыми примерами преданности Престолу и Родине, примерами исполнения воинского долга и проявления мужества. Изучайте подвиги героев и в них вы найдете тайну русских побед!» 42.

Надеюсь, что данная статья и этот материал будут полезны исследователям и заинтересованным лицам.



1 Наши герои на Дальнем Востоке. Примеры их доблестных подвигов. Изд. второе, значительно дополненное. - СПб. 1908. С. 55.

2  Судостроение. № 2, 2004. С. 61-63.

3 Гладких С.А. О влиянии русско – японской войны 1904 -1905 годов на русскую культуру. – Котлас, Архангельская область. http.// www.booksite.ru /fulltext /suda/kov/7_01.htm.

4  Двухсотлетие Пажеского корпуса 24-29 декабря 2002г. // БоковВ.Н., МаксимовА.С. Наследники русской славы. – СПб, СВУ, 2005. С. 104-109.

5  Труды Государственного Эрмитажа XXXVII. Первый кадетский корпус во дворце Меншикова.

К 275-летию основания. Материалы научной конференции. – СПБ. Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. 204с.;

Труды Государственного Эрмитажа. Первый кадетский корпус во дворце Менщикова. К 275-летию

основания. Каталог выставки. – СПб. Изд. Государственного Эрмитажа «Историческая иллюстрация».



2007. 176с.

6 Год российской истории / Указ президента РФ Д.Медведева от 10. 01. 2012г. – пресс-служба Кремля.

7 Милешина Н.А. Кадетское образование в России: исторические традиции и современные перспективы. – М. Изд-во МГОУ. Вестник №3. 2010. С.54-57. vestnik-mgou.ru /index.php?optio.

8 Чернакова В.В. Историко-педагогические аспекты создания и развития системы кадетских корпусов России как непременного условия совершенствования довузовского военного образования молодежи. СПб, 2002. 144 с.

9 Бенда В.Н. Создание и развитие системы подготовки военных кадров в России в конце XVII – первой половине XVIII вв. (монография). – СПб. 2008. 206 с.; Бенда В.Н. особенности воспитательного процесса в военно-учебных заведениях России XVIII в./ Война и оружие. Новые исследования и материалы. Вторая международная научно-практическая конференция 18-20 мая 2011 г. С. 28-41.

10 Чернаков В.В. Указ. соч. С. 62.

11 Воинская символика имеет глубокие исторические корни, разветвленную систему значений и выразительных средств (Боевые знамена, форма одежды и снаряжение, воинские звания, нагрудные знаки и награды, памятники культуры и монументы, традиции и воинские ритуалы), глубоко разработанную теоретическую базу. Воинские символы во многом способствовали укреплению патриотического сознания и морального духа воинов, формированию сплоченности и стойкости воинских коллективов.

12 Под термином «воинские традиции» понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией службы и воинского быта.


13 Cм.: Краснов П.Н. Памяти императорской Русской армии. В кн. Какая армия нужна России ? – М. , 1995. С.221 // Чернаков В.В. С. 63.

14 Коновалов А.Ф. Юные герои русско-японской войны 1094 - 1905 годов (к истории кадетских корпусов в России). // Константиновские чтения - 2011. 160 лет со дня рождения великой княгини и греческой королевы Ольги Константиновны. Сборник материалов научной конференции. 26 октября 2011г. - Санкт-Петербург – Стрельна: Летопись. С. 116 -117.

15 Из письма Великого князя своей сестре Ольге Константиновне. 25 марта 1901г./ Меньшов В.М. Российские кадеты. Т.1. – СПб. Береста. 2003. С. 201.

16 Меньшов В.М. Российские кадеты. Т.1. – СПб. Береста. 2003. С.201.

17 Романов К.К. Наш полк./ Меньшов В.М. Российские кадеты. С. 202

18 Княжна Вера Константиновна. К 100 - летию со дня рождения. – Санкт- Петербург. 2007. С. 22.

19 Меньшов В.М. Указан. соч. С. 204.

20 Чернаков В.В. Указан. соч. С. 59.

21 Коновалов А.Ф. Юные герои русско-японской войны 1904 - 1905 годов (к истории кадетских корпусов в России). // Константиновские чтения - 2011. 160 лет со дня рождения великой княгини и греческой королевы Ольги Константиновны. Сборник материалов научной конференции. 26 октября 2011г. - Санкт-Петербург – Стрельна: Летопись. 2011. С. 113.

22  Маковская Л.К. Архивные документы о кадетских корпусах в фондах Военно-исторического музея

артиллерии, инженерных войск и войск связи. – См. Бомбардир. 1995, №1, с. 66.;

Маковская Л.К. Документы о Первом кадетском корпусе и его выпускниках в фондах Военно-исторического

музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. - / Труды Гос. Эрмитажа XXXVII. Первый кадетский

корпус во дворце Меншикова. – СПб, 2007. С. 101-105.


23  Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших питомцев Николаевского кадетского корпуса. –

СПб,1912.- 23 с.



24 Там же.

25  Коновалов А.Ф. Кадеты - Георгиевские кавалеры, герои Русско-японской войны 1904-1905 гг. -

СПб. ВИМАИВи ВС. 2008.



26  Федоров И.К. Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших кадетах 1-го кадетского корпуса. -

СПб. 1913. С. 35.



27  Коновалов А.Ф. Кадеты - Георгиевские кавалеры, герои Русско-японской войны 1904-1905 гг. -

СПб. ВИМАИВиВС. 2008; Коновалов А.Ф. Кадеты - Георгиевские кавалеры, герои Первой

Мировой войны 1914-1918 гг. - СПб. ВИМАИВиВС. 2010.


28  Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. составитель В.М. Шабанов. – М.: Русский мир. 2004. - 928с.: ил.

29  Дарков С.К. Кадетский биографический справочник 1701-1918. – М. 2007. – 554 с.

30  Чернухин В.А. Полевой инспектор артиллерии при Штабе Верховного Главнокомандующего

М.В. Ханжин (1871-1961). - Бомбардир, № 19, 2007. С. 68.



31  Голубев А.Ю. К вопросу о кадетском образовании в России. – Военная мысль № 7, 2008. С. 74.


32  Коновалов А.Ф. Юные герои русско-японской войны 1904 -1905 годов (к истории кадетских корпусов

в России). С. 119 - 123.



33 Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7. – М. 2005. С. 273 - 274.

34 «previons entr / next entry» февр. 29, 2012. Крутова М. Слово русского офицера. К 125 – летию со дня рождения военного летчика Петра Нестерова.

35  Беляев А. В. Кадетские корпуса в годы Первой мировой войны. – Молодежный военно -

исторический журнал. № 6, 2008. С. 78.



36 Эту историю в 1997 г. поведал покойный кадет зарубежья Николай Николаевич Протопопов собравшимся на его доклад в помещении Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге кадетам./ Меньшов В.М. Указан. Соч. т.1, С. 204.

37  Самович А.Л. Военная школа России в 1914-1920гг.: кадетские корпуса. - М.: Спутник, 2002, С. 27.

38  Беляев А.В. Указ. Соч. С. 79.

39  Новый циркуляр гр. П.Н.Игнатьева. – Педагогический сборник. 1915. № 10. С 356.

40  Беляев А.В. Указан. соч. С. 80.

41  Наши герои на Дальнем Востоке». Примеры их доблестных подвигов. Изд.второе, значительно дополненное. - СПб. 1908. С. 5.

42  Федоров И.К. Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших кадетах 1-го кадетского корпуса. –

СПб. 1913. С. 35.







«Парсифаль» относится к разряду тех опер, которые начинаются в шесть вечера; через три часа после начала вы смотрите на часы, и они показывают 6.20. Дэвид Рандолф
ещё >>