Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными гарантиями реализации права на образ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Кировской области от 04. 12. 2012 n 222-зо(с изм от 05. 3 685.02kb.
Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения... 1 59.43kb.
Программа социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и детей... 1 273.35kb.
Название раздела, темы, занятия 1 86.04kb.
Закон рязанской области об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот... 1 78.48kb.
Сведения о руководителях организации для детей-сирот и детей, оставшихся... 3 449.6kb.
Урок По теме: «Лесная Зона» 1 35.63kb.
Постановление Правительства Хабаровского края «О порядке назначения... 1 37.8kb.
Законом «Об опеке и попечительстве» 1 31.25kb.
Закон о государственном обеспечении и социальной поддержке 1 254.21kb.
Закон о защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без... 1 37.4kb.
Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое... 4 650.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными - страница №1/1

L.V. PROKHOROVA,

candidate of philosophical sciences,

associate professor of department domestic and yuvenal is right

Russian state social university



FEATURES OF REALIZATION OF RIGHT TO EDUCATION

CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN, REMAINING WITHOUT CARE OF PARENTS, RESIDENT IN INTERNATNYKH ESTABLISHMENTS

Absence of paternal anxiety and education resulted in the necessity of providing the additional guarantees of realization of right to educations of children-orphans and children, remaining without the care of parents. Features of realization of right to education of children, remaining without the care of parents, the devices of such children, basic from which, depend on different forms is adoption (adopting), transmission under guardianship, in waiting room family, apartment in organization for children-orphans and children, remaining without the care of parents.


Key words: right to education, obligatory basic universal education, state guarantees, active voice of personality in public, production and cultural life.

Л.В. ПРОХОРОВА,

кандидат философских наук,

доцент кафедры семейного

и ювенального права

Российского государственного социального университета
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

НА ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ

В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными гарантиями реализации права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенности реализации права на образование детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от различных форм устройства таких детей, основные из которых – усыновление (удочерение), передача под опеку, в приемную семью, помещение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Ключевые слова: право на образование, обязательное основное общее образование, государственные гарантии, активное участие личности в общественной, производственной и культурной жизни.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно.

Статья 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. А воспитание – это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни1.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными гарантиями реализации права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии на образование установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-Ф3 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1.

Согласно ст. 6 указанного Закона «дети, оставшиеся без родительского попечения, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; они вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование; они зачисляются в государственные и муниципальные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; помимо полного государственного обеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее, чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендий, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении»2.

В части 2 ст. 7 названного выше Закона изложены дополнительные гарантии в области охраны здоровья школьников: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно»3. В качестве дополнительной гарантии реализации права на образование для детей, утративших попечение родителей, действует норма п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, в соответствии с которой решение об исключении таких детей из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия органов опеки и попечительства.

Для правильного применения льгот и дополнительных социальных гарантий в области образования для детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо руководствоваться определениями правовых понятий, закрепленных в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:



  • дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;

  • полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – предоставление им за время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Особенности реализации права на образование детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от различных форм устройства таких детей, основными из которых являются усыновление (удочерение), передача под опеку или попечительства, передача в приемную семью, помещение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ также реализует принцип приоритета семейного воспитания, в соответствии с которым дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству прежде всего в семью, так как только она одна способна наилучшим для ребенка образом обеспечить индивидуальный подход к нему и индивидуальное воспитание (ч. 1 ст. 123 СК РФ).

При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон предписывает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть учреждения, организованные в системе образования (детский дом, детский дом-школа, школа-интернат, специальный (коррекционный) детский дом, специальная, коррекционная, школа-интернат), в системе социальной защиты (приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) и здравоохранения (дома ребенка), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, почти 152 тыс. детей воспитываются в специальных учреждениях – детдомах и интернатах1.

Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка.

В соответствии со ст. 149 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в специализированных учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.


В своей деятельности образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны руководствоваться целями создания благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечению социальной адаптации воспитанников; освоению образовательных программ, обучению и воспитанию в интересах личности общества и государства; обеспечению охраны и укреплению здоровья; охране прав и интересов воспитанников2.

Права и обязанности воспитанников детских учреждений определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного, общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Организация обучения и воспитания в этих учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

В деятельности школы-интерната особую актуальность приобретают принципы учета индивидуальных особенностей детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, давая им начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное, спортивное образование.

Дети дошкольного возраста, оставшиеся без попечения родителей, могут посещать обычные дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1.

Наилучшим устройством среди государственных образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является возможность обучения и воспитания в детском доме семейного типа. Деятельность такого учреждения осуществляется в соответствии с Правилами организации детского дома семейного типа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более 10 детей с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10-летнего возраста – только с их согласия. Общее число детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек, что оптимально для целей обучения и воспитания. Дети, переданные в детский дом семейного типа, обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях, имея льготы и преимущества, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Для всех перечисленных воспитательных учреждений наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска воспитанника детского интернатного учреждения. В исключительных случаях администрация учреждения имеет право разрешать временно, до одного года, бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения (п. 35 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676).

Важное место в судьбе выпускников интернатных учреждений занимают их профессиональная ориентация и трудоустройство. Эти вопросы относятся к компетенции местных органов труда и занятости. Так, например, с 1 января 2000 г. действует Положение «О порядке осуществления в Москве социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания ими интернатных учреждений»1, в соответствии с которым в области профессиональной ориентации и трудоустройства Комитет труда и занятости г. Москвы решает задачи обеспечения рабочих мест и совместно с Комитетом образования организует работу по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному обучению детей, оставшихся без попечения родителей.


Актуальна проблема устранения неодинаковой, вследствие социально-экономических условий, мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа выпускников общеобразовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях. В Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 15 марта 2000 г. № 51-ФЗ, в качестве основных направлений развития государственных и социальных гарантий названы расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского образования с реализацией дополнительных гарантий права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждений среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов (абзацы третий и четвертый п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»).

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правом на внеконкурсный прием в вузы не пользуются.

В сфере послевузовского профессионального образования лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют льгот при поступлении, что является справедливым, так как поступать в аспирантуру с целью защиты диссертации должны наиболее подготовленные выпускники вузов, имеющие способности к научной работе. Но граждане этой категории не имеют дополнительных гарантий и на увеличение стипендии, первоочередное предоставление общежития. Далеко не все высшие учебные заведения имеют общежития для проживания иногородних студентов. Поэтому реализация права на обучение в очной аспирантуре лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ограничена.



В целом нормативные акты в области реализации права на образование направлены на создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую значимость представляет совершенствование законодательства для улучшения социальной защищенности усыновленных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших школы, для обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Библиографический список:

  1. Большая советская энциклопедия. М.: Издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.

  2. Социальная защита детства. Выпуск 8. Серия «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. ред. Л.К. Селявина. М.: Центр «Школьная книга», 2002.



1 Большая советская энциклопедия. М.: Издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.

1 СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

2 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

3 Там же. Ст. 7.

1 www.usynovite.ru/offline/news/9602u93n19/review_2008.10.09.docю

2 Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п. 2. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.



1 Там же. П. 16.


1 Социальная защита детства. Выпуск 8. Серия «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. ред. Л.К. Селявина. М.: Центр «Школьная книга», 2002.





Польские литераторы не читают меня — а я не читаю их. Их приговор единодушен? Мой тоже. Кароль Ижиковский, писатель
ещё >>