«Откуда пошла Русь» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сергей Яковлевич Парамонов Откуда ты, Русь? Сергей Лесной Откуда... 18 3792.88kb.
«откуда есть пошла земля ржевская?» (топонимы Ржевского района) 1 176.32kb.
Термины (понятия) по истории 1 63.72kb.
«Откуда есть пошла славянская письменность…» 1 133.48kb.
Заочное путешествие, посвященное Дню славянской письменности «Откуда... 1 180.54kb.
Урок-дискуссия «Откуда пошла есть русская земля» 1 91.28kb.
Внеклассное мероприятие 4 класс «Откуда пошла грамотность на Руси» 1 76.36kb.
Откуда есть пошла благотворительность на руси 1 136.71kb.
Из истории естествознания. Опасные связи: И. И. Иванов и опыты скрещивания... 24 4054.36kb.
«Откуда есть пошла славянская письменность» 1 140.31kb.
Стал первым княжить и kak возникла русская земля поход Олега на Царьград 1 58.96kb.
Проект «Чистые ручьи чистые реки!» 1 101.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Откуда пошла Русь» - страница №1/1

Тема: «Откуда пошла Русь»

Цель: Познакомить детей с жизнью наших предков славян.
Задачи:

_закрепить понятия: род, племя, вождь; исторические источники;

_ повторить изученное о том, где строили древние города наши предки и как их защищали, какие воинские доспехи имели;

_ познакомить с племенами, образовавшими Древнюю Русь, с её первой столицей_ Великим Новгородом;

_ раскрыть происхождение восточных славян;

_ дать характеристику личностных качеств древних славян, познакомить с внешним видом;

_ развивать интерес к прошлому своего Отечества;

_ продолжить развитие умения пользоваться исторической картой;

_ воспитывать уважительное отношение к прошлому своего государства.
Оборудование. Карточки с вопросами кто? как? откуда? Где? Какие?; карточки с заданиями; набор деталей для моделирования, карта, карта-схема.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1мин)
2. Сообщение темы и целей урока.(5мин.)
Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории. Вспомните что- же изучает наука- история.(История – это наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошлые события, жизнь и занятия людей, культура.)

Для того чтобы лучше понять смысл названия раздела, нужно выяснить значение входящего в него ключевого слова.

С этой целью выполним ряд заданий.
Задание1.Сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

Предки


Современники

Потомки


(Предки - это люди, которые жили перед нами,

современники - это люди, которые живут с нами в одно время.

А потомки, это люди , которые будут жить после нас.)

Задание2. На линии времени обозначьте год, в котором мы живём. Обозначьте скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
Задание3. Внимательно прочитайте три высказывания, записанные на доске, и найдите среди них ложные. Объясните свою позицию.
Наши предки живут в далёком будущем.

Наши потомки жили в далёком прошлом.



Наши предки жили в далёком прошлом.
! Действительно, истинным является только последнее высказывание. Это и есть название курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: «Наши предки в далёком прошлом»

Давайте запишем на доске и в тетради тему урока: «Откуда пошла Русь»


! Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: Кто? Как? Откуда? Где? Какие? (Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были?)

! Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока.


3. Изучение нового материала. (15мин.)
Мы ответим на некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.

Задание. Внимательно прочитайте текст. (У каждого ученика.)


Наши предки жили по берегам рек Днепр, Ока, Волга, Десна.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов- богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.


Что вы скажите о выделенных в тексте словах?( Они однокоренные, у них общий корень и общее значение слав)
Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.

Славяне.


Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.

Прочитаем текст в учебнике стр. 36 -первый абзац.

! Жили славяне племенами. На карте вы видите названия славянских племён: поляне, дреговичи, кривичи, радимичи и другие.

Рассмотрите карту на стр.41 учебника и карту-схему, где изображены реки.

На какие вопросы мы ответили, прочитав текст и рассмотрев карту?
Работа в парах. Нанесите названия славянских племён на карту- схему

Учащиеся, обучающиеся по программе 7 вида, опираясь на описание, моделируют типичный вид славянина на доске, из набора представленных деталей. (Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, роста они были высокого, широки в плечах.)

Учащиеся, обучающиеся по программе 8 вида, читают текст, рассматривают рисунки славян и дорисовывают недостающую деталь в их одежде. (Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста. В холода надевали на голову шапки из сваленной шерсти или меха .На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.)
Повторите, какие племенные союзы были на территории нашей страны в древние времена.
Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне.
Учитель читает текст, дети называют качество, которым обладали славяне.

!

Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно назвать подводными десантниками. Как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на другом берегу реки. (Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.)



- Итак, назовите качество, которым обладали славяне?

(сообразительность)

Запишите слово в тетради.

-О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини-сценку.



Сценка.

Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты): Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все эти продукты, мы ведь уходим на сенокос надолго?

- Предположите, что ответил отец сыну?(Версии учащихся)

Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин своему сыну.

Отец:

Авось какой-нибудь путник зайдёт, погреется и нас добрым словом помянет.

- Итак, каким же качеством славились наши предки?

( гостеприимство)

Запишите слово в тетради.

- Дополните предложения.

! В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой никакого… (насилия)

! Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, а каждый воин…(действовал самостоятельно)

! Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив отработать их несколько лет,…(отпускали домой)

Запишите в список такое качество славян, как свободолюбие.
А сейчас Андрей и Аня прочтут нам стихотворение Константина Бальмонта «Славяне, вам вечная слава»

Учащийся читает стихотворение К.Бальмонта «Славяне, вам вечная слава»



Физкультминутка.(3 мин.)
Славяне любили плясать, петь песни и водить хороводы. Давайте встанем и выйдем к доске. Ребята, которым я раздам карточки, будут по очереди изображать виды деятельности славян, а вы будете называть эти занятия. Правильно, а теперь будем водить хоровод.

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтоб до небес дорос,

Матушка- рожь,

Чтоб встала стеной сплошь!
Женщина шьёт.

Женщина лепит посуду.

Женщина готовит еду.

Женщина доит корову.

Женщина кормит птиц.

Мужчина ловит рыбу.

Мужчина рубит дрова.

Мужчина охотится с помощью лука.

Мужчина пашет землю.

4. Как защищались наши предки. (15мин.)

Вступительное слово учителя.


! -Славянские племена разрастались. Один род жил богаче, другой - беднее. Часто более сильный род нападал на слабый и становился ещё богаче, отняв у него часть земли. Иногда несколько родов объединялись и селились в одном месте, которое так и называлось - селенье. Чаще дома старались устроить на высоком берегу реки. Селенья огораживались – от диких зверей, которые могли из леса заходить и разорять дворы, таскать скот. И от недобрых людей. С течением времени небольшие селенья разрастались, укреплялись стеной или валом, и получался город крепость.

Несколько родов, объединившись, собрали дружины для охраны своей земли. Дружины выбирали вождя, как правило, самого опытного и талантливого воина.


Чтение текста учебника на стр.32.
_Как строили города наши предки?

_Какое оружие они имели?

Выполняется задание 1 в рабочей тетради стр.14. и задание 2.
5. Подведение итогов урока.(5мин.)
_От какого слова происходит название славяне?

_Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?

_Перечислите основные занятия древних славян.
Закончить наш урок я хотела бы словами А.С.Пушкина: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие!»

Желаю вам всем быть любознательными и неравнодушными в изучении истории! В добрый путь!


Домашнее задание. (2мин) Учебник(с. 36-39); рабочая тетрадь задание5,6 на с.15. Сделать макет поселения древних славян.

Учащимся 8 в. нарисовать оружие древних славян.


- Какие моменты вам запомнились?

- Что огорчило?


Спасибо за работу! Урок закончен.

Аннотация урока.

На данном уроке проводится изучение нового материала.
Формы работы, применяемые на уроке:
Фронтальная

дифференцированная

индивидуальная

коллективная

групповая
Метод: Частично-поисковый.

Технология: Проблемно-развивающая.


Как?
Кто?


Откуда?
Где?
Какие?
Наши предки
живут в
далёком
будущем.
Наши
потомки
жили в
далёком
прошлом.
Наши предки
жили в
далёком
прошлом.

ПРЕДКИ


СОВРЕМЕНН

ИКИ


ПОТОМКИ

Наши предки жили по берегам рек Днепр, Ока, Волга, Десна.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.
Наши предки жили по берегам рек Днепр, Ока, Волга, Десна.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.


Наши предки жили по берегам рек Днепр, Ока, Волга, Десна.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.

Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, роста они были высокого, широки в плечах.
Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста. В холода надевали на голову шапки из сваленной шерсти или меха .На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

Женщина шьёт.

Женщина лепит посуду.

Женщина готовит еду.

Женщина доит корову.

Женщина кормит птиц.

Мужчина ловит рыбу.

Мужчина рубит дрова.



Мужчина охотится с помощью лука.

Мужчина пашет землю.




Снятую голову не награждают пощечинами. Кароль Бунш
ещё >>