Открытый просмотр Подготовительная группа «Дорога в школу зверей.» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план название разделов и тем программы Всего часов Из... 1 43.57kb.
Подготовительная к школе группа 1 39kb.
Подготовительная группа. 1 занятие 1 43.23kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию... 1 56.96kb.
Занятие по физкультуре «цирк» Подготовительная группа 1 35.33kb.
Программа для детей к 110-летию со дня рождения Елены Благининой. 1 37.26kb.
Подготовительная группа 1 34.98kb.
Конспект занятия по математическому развитию, подготовительная к... 1 75.96kb.
«Создание макетов «Берлога медведя» и «Дупло белки» подготовительная... 1 54.39kb.
Новогодний карнавал ( Подготовительная группа) Действующие лица 1 195.46kb.
Открытый Форум как внешняя и внутренняя работа 1 214.16kb.
Урок в стране «Здоровье». План страна «Знанье» + страна 1 54.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Открытый просмотр Подготовительная группа «Дорога в школу зверей.» - страница №1/1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 ЗАТО Озерный Тверской области




Открытый просмотр
Подготовительная группа

«Дорога в школу зверей.»
Тема: Использование элементов песочной терапии в процессе психо-коррекционного занятия, направленного на развитие различных сторон мышления в ходе подготовки детей к школьному обучению.
Педагог-психолог: Васильева Юлия Алексеевна


ЗАТО Озерный

2010 год
Цели:

Воспитательная: развить аффективную сферу, нравственную сферу, произвольную сферу.

Образовательная: Знакомство с психологическими качествами, навыками поведения, присущими ученику.

Развивающая: Развитие интеллектуальной сферы, тонкой моторики, крупной моторики, координации движений.
Задачи: развитие основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Развитие основных операций мышления: анализа-синтез, обобщение - конкретизация, сравнение - противопоставление.

Сопутствующие задачи: развитие внимания, воображения, памяти, восприятия, тонкой моторики, креативности, дифференциация тактильных ощущений, крупной моторики.
Предварительная работа:

1. Беседы о правилах работы с песком.

2. Беседы о школе: о правилах поведения в школе, о роли ученика, о роли и функциях учителя, о смыслах и целях обучения в школе и т.д.

3. Обсуждение правил поведения в группе.

4. Коррекционно-развивающие занятия с песком, направленные на развитие когнитивных функций, необходимых для успешного обучения в школе.

5. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной и нравственной сфер.

6. Работа с литературой: анализ различных подходов к определению понятия и развития мышления, знакомство с различными способами работы с песком.


Организация занятия

Занятие проводится с группой, состоящей из 8 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 30 до 35минут.



Материал:

  1. песочницы с промытым, просеянным и прокаленным песком,

  2. промытые камешки, макароны и бобы,

  3. кисточки

  4. фигурки животных,

  5. карточки с картинками,

  6. подносы,

  7. столы


Ход занятия.

Психолог: Здравствуйте дети, я - песочная фея. Я помогаю людям, отправляющимся в путешествие по песочной стране. Я предлагаю вам отправиться в путешествие «Дорога в звериную школу». Вы хотите отправиться со мною в такое путешествие?

Дети: да!

Психолог: Тогда давайте для начала поздороваемся с песком. Потрогайте его, погладьте.

Какой он сегодня на ощупь?

Дети: ласковый, холодный, нежный, шершавый, теплый и т.д.

Психолог: пусть ваши руки расскажут ему о своем настроении. Если оно доброе и веселое, радостное, любопытное, поведайте о нем песку. Если вы раздражены, рассержены, грустите, обижены или устали – тем более расскажите о нем песку. Я открою вам секрет: где-то в вашей песочнице есть местечко, где плохое настроение пропадает и на смену ему приходит успокоение или даже радость. Нужно только как следует поискать.

Дети ищут хорошее настроение.

Психолог: кто уже нашел хорошее настроение?

Дети отвечают.

Психолог: А теперь положите ладошки на песок. Давайте скажем заклинание и отправимся в путешествие.

Дети произносят заклинание:

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться,

и в глаза песком швыряться!

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить!

Психолог: Мы пойдем в звериную школу, поэтому выберите себе животное, которое будет там учиться.

Дети выбирают.

Психолог: А теперь давайте познакомимся. Опишите свое животное, только наоборот. Опишите его внешность и качества, которые характеризуют его как ученика. Если оно большое – говорите маленькое, если у него толстые ноги – говорите тонкие, если длинная шея – говорите короткая. Если сообразительный – говорите думает медленно, если внимательный – говорите невнимательный и т.д. Ясно? Кто начнет?

Дети описывают.

Психолог: Замечательные ученики получились. Перед дорогой нужно как следует позавтракать. Я сейчас приготовлю завтрак для каждого из вас и спрячу его в песок. Вам нужно будет с помощью кисточки раскопать и найти то, что можно съесть на завтрак. Несъедобное нельзя до конца раскапывать, а съедобное нужно раскопать и положить рядом со своим животным.

Дети выполняют задание.

Психолог: (по ходу выполнения): а зачем нужно как следует поесть перед школой, как вы думаете?

Дети: чтобы была энергия, силы и здоровье.

Психолог: Молодцы, позавтракали на славу. Зубы никто не сломал?

Дети: нет

Психолог: Ну а теперь пошли. Ой! А где же дорожка в школу? Наверное, буря ночная занесла. Ой-ой. Придется заново строить. Только я как начинать строительство помню, а как заканчивать забыла. Но вы-то и сами может догадаетесь как строить нужно. Выкладывайте кирпичики слева направо, плотно, без промежутков, чтобы ям не было. Фея диктует последовательность: 1 макарошка, 2 боба, 1 камень, 2 макарошки, 3 боба, 2 камня, а дальше забыла… дальше сами продолжайте.

Дети выкладывают дорожку в школу.

Психолог: А теперь пошли!

Дети проходят по дорожке. Затем убирают ее.

Психолог: И нам пора размяться. Вставайте около стульчиков, сделаем специальную зарядку для мозга.

Дети выполняют движения пересекающие среднюю линию тела, качание головой, симметричные рисунки, повторяя за психологом. перекрестные движения,

Психолог: Ну вот вы и пришли в школу и встретили там двух своих друзей. У вас у троих есть что-то общее, что-то похожее, что-то одинаковое. Найдите своих друзей.

Дети подбирают по 2 зверушки и говорят по очереди, что общего у них троих.

Психолог: А сейчас я вам расскажу про школу, в которую вы пришли. Слушайте внимательно и, если я что-то перепутаю, скажу то, чего в школе не бывает, выкладывайте в песочницу камешек. А потом мы их посчитаем.

История.

Школа – это такое место, куда собираются дети, чтобы как следует побаловаться.

В школе есть директор. Он самый главный. Директор раздает указания. А еще он раздает всем подзатыльники.

Учителя учат детей в школе.

Учитель русского языка учит детей считать.

Учитель математики учит детей писать без ошибок.

Учитель физкультуры учит детей быть ловкими и сильными.

В школе дети учатся. Например, правильно себя вести:


  • Больше подсказывать

  • Выполнять задания самостоятельно

  • Выкрикивать с места

  • На уроке сидеть тихо.

На перемене нужно:

  • Стоять и не двигаться

  • Подставлять друг другу подножки

  • Дергать девчонок за косички

  • Бить мальчишек по голове портфелем

В школу дети ходят, когда захотят.

Дети слушают и выполняют задание.

Психолог. Давайте подсчитаем сколько камешков вы выложили? Сколько ошибок заметили? (11 камешков).

Психолог: А что происходит в школе, я не знаю. Вы мне покажите. Создайте картины на песке на темы:



  • Ответ у доски.

  • Перемена.

  • Урок.

  • Ты забыл учебник.

Дети создают картины и рассказывают о них.

Психолог: наше путешествие подходит к концу. Как вы чувствуете себя? Устали? Было ли трудно? Помните я говорила, что в песке есть местечко, где усталость уходит. Поищите его, найдите успокоение и свое радостное настроение. А пока вы ищете, расскажите, что вам понравилось и что было трудно для вас во время нашего путешествия?

Дети рассказывают о себе.

Психолог. Пришло время прощаться с песком. Положите ладошки на песок и произнесем заклинание.

В ладошки наши посмотри,

Мудрее стали ведь они!

Спасибо милый наш песок,

Ты нам ведь подрасти помог!



Самоанализ занятия.
Методические приемы:

  • Ритуалы «входа» и «выхода».

  • Коррекционно-развивающие упражнения на развитие когнитивных функций.

  • Проективные игры.

  • Игра с элементами психодрамы.

  • Подвижная игра на развитие крупной моторики.

  • Беседа.

Основная цель данного занятия – развитие различных сторон мышления дошкольника в процессе подготовки к школе. Основной упор в выборе упражнений делается на использование и развитие наглядно-образного мышления, как на основной вид мышления дошкольников. Оперирование образами позволяет задействовать основные операции мышления: анализ-синтез, обобщение - конкретизацию, сравнение - противопоставление. Целью именно такой стратегии построения занятия является подготовка к развитию словесно-логического мышления как будущей основы мышления школьника. Поэтому заданий, в которых задействуется непосредственно словесно-логическое мышление немного. Упражнений на развитие наглядно-действенного мышления также немного, поскольку этот вид мышления уже достаточно хорошо развит у детей старшего дошкольного возраста и потому требует лишь закрепления. Также упражнения направлены на развитие такого общего свойства мышления как установление связей между объектами. Векторы этих связей различны: это и причинно-следственные отношения, и отношения взаимозависимости, и установление последовательности. К тому же в процессе выполнения заданий развиваются такие качества мышления как быстрота и сообразительность.

Данное занятие позволяет подспудно развивать и другие когнитивные функции: внимание, воображение, память, а также тонкую моторику и крупную моторику.

Специфика занятия определяется, прежде всего, формой проведения – игрой в песочнице и с песком. Воздействие песка на детей многофункционально. Перенос традиционных психо-коррекционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, а значит растет учебная мотивация.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (мышление, восприятие, внимание, память), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, использование индивидуальной песочницы позволяет развивать у детей ощущение собственных границ и границ другого.

В-шестых, принятие и соблюдение жестких правил поведения в песочницы способствует развитию произвольности детей.

В-седьмых, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, гармонизировать эмоциональное состояние ребенка.
А теперь проведем детальный анализ занятия.


  1. Приветствие феи.

Цель: Определяет тему занятия и создает положительную мотивацию у детей.

  1. Здравствуй, песок.

Цель: Гармонизация эмоционального фона, снятие психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности, самораскрытие, креативность, объединение группы.

  1. Ритуал входа. Заклинание.

Цель: Эмоциональный настрой на занятие, произвольность поведения, развитие памяти.

  1. Выбери животное.

Цель: Осознание проекции своего отношения к роли ученика.

  1. Опиши животное наоборот.

Цель: Развитие операций мышления: анализ-синтез, сравнение-противопоставление.

  1. Завтрак.

Цель: Развитие операций мышление: классификация, систематизация, установление связей между явлениями, произвольность поведения, внимание, умение соблюдать правила.

  1. Дорога в школу.

Цель: развитие логического мышления, умение выстраивать последовательность, тонкая моторика, произвольность поведения, произвольное внимание.

  1. Брейн-джим.

Комплекс упражнений, разработанный американскими дефектологами Паулем и Дейлом Деннисонами, направленный на улучшение работы познавательных систем головного мозга.

Цель: Развитие связей правого и левого полушарий, произвольность, развитие координации движений.



  1. Выбери одноклассников.

Цель: Развитие операций мышления: сравнение, противопоставление, анализ, синтез; наблюдательности, сообразительности.

  1. Небылицы.

Цель: Развитие операций мышления: анализ-синтез, способность к установлению взаимосвязей, понимание причинно-следственных взаимосвязей, сообразительности и быстроты мышления, внимания, умения соблюдать правила, произвольность поведения.

  1. Песочная картина.

Цель: Диагностика и коррекция, самотерапия, символическое разрешение проблемных ситуаций в школе, создание мотивации к учению, развитие способности к умозаключениям.

  1. Прощание с песком. Ритуал выхода.

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, рефлексия, память.
Структура занятия определяется развитием групповой энергии и основывается на создании и сохранении необходимой мотивации. Начало занятия (первые три упражнения: «Приветствие феи.» , «Здравствуй, песок.», «Ритуал входа».) направлено формирование группового интереса к теме занятия, желания заниматься, и тем самым создание положительной учебной и психологической мотивации. Групповая энергия создается и определяется в начале занятия. Основная часть занятия разделена на две части упражнением «Брейн-джим». Упражнения «Выбери животное» и «Опиши животное наоборот» направлены на самораскрытие и подращивают групповую энергию. Самораскрытие осуществляется посредством механизма проекции, который обеспечивает безопасность его для ребенка и укрепляет доверительные отношения в группе. На фоне достаточно высокой групповой энергии дети уже способны выполнить достаточно сложные, энергетически и интеллектуально затратные, упражнения «Завтрак» и «Дорога в школу». Поэтому упражнение «Брейн-джим» удачно вписывается в структуру занятия, меняя вид деятельности (дети двигаются) и взращивая групповую энергию. Далее дети способны выполнить сложные интеллектуально затратные упражнения «Выбери одноклассников» и «Небылицы», которые за счет своей юмористической составляющей снижают групповую энергию незначительно, сохраняя доверие и сплоченность в группе. Упражнение «Песочная картина» погружает детей в их внутренний мир, снижая групповую энергию. Проективный механизм выполнения упражнения гарантирует безопасность и поверхностность переживаний ребенка при столкновении с возможными проблемными ситуациями. Завершение занятия происходит в процессе прощания с песком посредством ритуала выхода из игровой ситуации. Ритуал выхода позволяет максимально снизить групповую энергию и снять возможный негативный эмоциональный фон, накопившийся вследствие утомления либо возникший в процессе разрешения проблемных задач, в конечном счете гармонизируя эмоциональный фон каждого ребенка.
Соблюдены необходимые гигиенические, педагогические и эстетические требования при оформлении занятия: подготовлены материалы и пособия (песочницы с промытым, просеянным и прокаленным песком, промытые камешки, макароны и бобы, фигурки животных, карточки с картинками, подносы, столы).

Данное занятие является частью разработанной нами системы занятий детей подготовительной группы для подготовки к школе.



Проведенный самоанализ подтверждает эффективность использования песка в коррекционно-развивающих занятиях для подготовки детей к школе и помогает достигать поставленных целей: формировать мотивацию к учению, поддерживать интерес на протяжении занятия, развивать мышление и другие когнитивные функции, развивать тонкую моторику, произвольную сферу, снимать негативный эмоциональный фон и гармонизировать эмоциональную сферу в целом.






Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас. Блез Паскаль
ещё >>