Отчет по проекту «Общественный контроль за полицией: международное сотрудничество» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по результатам самообследования 43 5774.33kb.
Отчет по результатам самообследования 18 2809.29kb.
Отчет по результатам самообследования 14 1912.56kb.
Отчет по результатам самообследования 9 2054.03kb.
Отчет по результатам самообследования 7 1120.92kb.
Отчет по результатам самообследования 11 1461.16kb.
Отчет по результатам самообследования 10 1364.68kb.
Отчет по результатам самообследования 17 3814.83kb.
Международное сотрудничество (отчет омс за 2007 год) 1 103.38kb.
Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков 1 200.81kb.
3 Международное сотрудничество 1 61.28kb.
Памятка Помощь для иммигрантов при обращении в государственные органы г. 1 257.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отчет по проекту «Общественный контроль за полицией: международное сотрудничество» - страница №1/1


Отчет по проекту

«Общественный контроль за полицией: международное сотрудничество»

Координатор проекта по России



Даниил Мещеряков,

mhg@mhg.ru
эксперты Александр Друк,

Вадим Карастелев,

Дмитрий Макаров



Москва, 2013

Аннотация отчета
Проект «Общественный контроль за полицией: международное сотрудничество» (далее Проект) координировался в России Московской Хельсинкской группой при участии Молодежного правозащитного движения, «Трансперенси Интернешнл – Р» и реализовывался с 15 сентября 2012г. по 15 марта 2013г.

Кампания в России включала три акции: акция №1 – месячник по проверке документов у сотрудников полиции (15 сентября – 15 октября 2012г.); акция №2 – День проверки отделений полиции (26 января 2013г.); акция №3 – мониторинг нарядов патрульно-постовой службы (11-24 февраля 2013г.).

Краткие итоги по каждой акции (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Краткие итоги акций

Наименование

Срок

География

Результаты

Акция №1: Проверка документов у сотрудников полиции

29 сентября – 22 октября 2012г.

Более 30 городов1: Сочи, Калуга, Мурманск, Кандалакша (Мурманская область), Саратов, Москва, Новосибирск и др.



Проверено 211 полицейских

Акция №2: «День проверки отделений полиции»

26 января 2013г.

19 городов: Белгород, Волгоград, Воронеж, Йошкар-Ола, Мурманск, Новороссийск, Саратов, Сочи, Тюмень и др.



Проверено 54 отделения полиции

Акция №3: «Мониторинг нарядов патрульно-постовой службы»

11-24 февраля 2013г.

8 городов: Воронеж, Йошкар-Ола, Киров, Липецк, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи


Проверено 30 нарядов ППС

Для координации акций были сделаны группы в Facebook2, в Twitter3, а в 8 городах в социальной сети Вконтакте4 были образованы сообщества: Белгород, Воронеж, Волгоград, Киров, Москва, Саратов, Сочи, Тюмень.

Проект позволил увеличить эффективность гражданского участия в реальном реформировании МВД.



Преамбула
Проводимая реформа органов внутренних дел началась после издания Указа Президента России от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Данным и последующими указами, постановлениями Правительства Российской Федерации была намечена программа мер по увеличению бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел, кадрового и тылового развития органов внутренних дел, обеспечению жильем сотрудников, проведению комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России, формированию научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел, в том числе на основе автоматизации системы процессов управления и внедрения современных технологий.

На первом этапе реформы основной упор был сделан на создании новой правовой основы деятельности полиции, проведении переаттестации сотрудников, формировании новой системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Как считают в ведомстве, позитивным фактором стало сохранение жесткой вертикали централизованного управления в системе МВД, принятие законодательных актов, соответствующих международным стандартам работы полиции (федеральные законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)5.

В 2011г. в России милиция была переименована в полицию, был принят закон «О полиции». Как утверждают полицейские основными целями закона являются: «закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества»6. Другие комментаторы утверждают, что «завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский период»7.

После назначения в 2012г. министром МВД Владимира Колокольцева появились надежды на проведение реальных реформ, концепция которых изложена в «Дорожной карте» – комплексе первоочередных мер по реформированию МВД.  Одним из пяти важнейших пунктов «Дорожной карты» является восстановление доверия общества. Поскольку эффективно бороться с преступностью без поддержки граждан невозможно, поэтому «Дорожная карта» должна предоставить дополнительные механизмы для организации эффективного взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Речь идет о расширении полномочий общественных советов при подразделениях МВД России, формировании экспертных советов, внедрении практики консультаций подразделений полиции с местной общественностью и населением по наиболее актуальным вопросам8.



В «Дорожной карте» предлагается разработать и принять Концепцию взаимодействия между МВД с институтами гражданского общества.

В России существует как институциональные формы организации гражданского (общественного) контроля9 над полицией, так и неинституциональные10. Гражданский контроль регулируется международными11 и национальными нормами. На разных этапах предпринимались попытки обобщить опыт проведения общественного контроля, который не носит пока массового и системного характера12.

В последнее время появляется все больше не только опросов общественного мнения, но и независимых исследований механизмов работы правоохранительной системы13, которые становятся предметом обсуждения со стороны общественности и представителей МВД.

В целом приходится признать, что полиция все еще является репрессивным институтом, не преодолевшим наследие советского прошлого,14 и не стала полноценным институтом, руководствующимся принципом верховенства права и нацеленным на защиту прав и свобод человека.



1. Обзор правовых норм для осуществления гражданского контроля за полицией
Мониторинг проводился, исходя из следующих правовых норм:

1.2.1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

  • п.5 ст. 25.

...На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции”

  • п.4 ст.5

“При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина”


  • п.5 ст.5

“Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса”

  • п.1 ст 50.

“Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом”

Также использовался подзаконный акт - Приказ МВД от 22 июля 2011 года №868 “Об утверждении нагрудных знаков сотрудников полиции”.



Для проверки ППС использовался ее Устав, который утвержден Приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности".

  • 226. Сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

  • 227. Патрульный (постовой) полицейский при обращении к гражданину обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

  • 228. В случае обращения гражданина патрульный (постовой) полицейский, обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

  • 229. В разговоре с гражданами сотрудники патрульно-постовой службы полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами.


2. Предыстория проекта. «Кампания 5П»
В ходе общественного обсуждения законопроекта “О полиции” в 2010 году силами НПО была организована кампания за принятие пяти простых поправок, которые могли бы защитить простого гражданина от бытового произвола со стороны будущих полицейских и поднять доверие общества к полиции:

  1. Обязательным элементом форменной одежды должна стать нашивка или бейдж с фотографией, именем и фамилией, а также должностью сотрудника полиции и названием отделения, в котором он служит;

  2. Милиционеры должны быть обязаны составлять протоколы об административном правонарушении на месте правонарушения (как это делают сотрудники ГИБДД), прибегая к доставлению в отделение или задержанию лишь в исключительных, строго оговоренных случаях;

  3. Сотруднику полиции должно быть запрещено препятствовать аудио- или видеозаписи при общении с гражданином;

  4. У гражданина должно быть право на самостоятельный телефонный звонок при задержании;

  5. Должна существовать единая федеральная круглосуточная горячая линия по приему жалоб на действия сотрудников полиции.

По результатам обсуждения эти предложения набрали подавляющее большинство голосов.
23 сентября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев на совещании, посвященном итогам общественного обсуждения закона «О полиции», поддержал часть наших предложений. В результате, два ключевых пункта попали в итоговый текст закона:

Право на звонок (Глава 4. Статья 14. Пункт 7.) и Нагрудный знак (Глава 6. Статья 25.).

В то же время было анонсировано введение бейджа с фамилией для постовых полицейских.

Также Президент поддержал идею создания горячей линии:

Нужен общедоступный телефон, чтобы люди могли сообщать в вышестоящие инстанции о бездействии полиции или о том, что не принимается мер, которые необходимо принять, или о нарушении их прав со стороны самих сотрудников полиции. Поэтому я поручаю Правительству и, естественно, МВД и Минкомсвязи проработать вопрос о создании единого колл-центра, звонок в который из любой точки России был бы бесплатным.

Шагом на пути к созданию единой горячей линии является Приказ МВД России от 22.08.2012 N 808 "О создании системы "горячей линии МВД России".



3.Кампания по проекту «Общественный контроль за полицией: международное сотрудничество»
Настоящий Проект был органичным продолжением «Кампании 5П» и позволил осуществить мониторинг наличия нагрудных знаков у полицейских, которые вступают в наибольший контакт с гражданами (дежурные части и ППС). Кроме того проверке подверглась готовность полиции оказывать сервисные функции и обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан.

3.1. Акция №1 «Месяц проверки документов»
3.1.1. День проверки документов 29 сентября 2012г.

В течение месяца, с 22.09.12 по 22.10.12 проходил общероссийский мониторинг соблюдения п.5 ст.25 ФЗ “О Полиции”, который гласит, что “На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции”.

Организаторы мониторинга придерживаются точки зрения, что анонимность полицейских создает условия для превышения ими служебных полномочий. В свою очередь, ношение нагрудного знака, позволяет гражданину идентифицировать конкретного полицейского, повышает доверие граждан к полиции, позволяет предотвратить коррупцию.

В проведении мониторинга участвовали, журналисты СМИ, представители правозащитных организаций и, в большинстве своем, обычные граждане. Общественный контроль полиции предусмотрен п.1 ст.50 ФЗ “О Полиции” и направлен на повышение доверия к полиции со стороны общества.

В рамках месяца было проведено несколько Дней проверки документов (29 сентября и 20 октября). В общей сложности, в мониторинге приняло участие более 150 участников из свыше 30 городов России.

29 сентября в 22 городах России прошел День проверки документов (ДПД), организованный международным Молодежным Правозащитным Движением и Центром «Трансперенси Интернешнл – Р». Ранее, 14 июня 2012 года, министр МВД В.А. Колокольцев поручил обеспечить нагрудными знаками всех сотрудников полиции до 31 июля 2012 года. Таким образом, к моменту проведения ДПД это поручение должно было быть выполнено.

Принцип ДПД, как и прежде, заключался в том, что организованные группы участников ДПД проверяли, носят ли нагрудные знаки полицейские на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Новосибирска, Воронежа, Сочи, Сыктывкара, Мурманска, Томска и других городов. Однако в связи с изменениями Устава ППС, группы мониторинга больше не требовали анонимных сотрудников полиции предъявить удостоверение. В то же время действующее законодательство (п.5 ст.5 ФЗ “О Полиции”, п. 228 Устава ППС) обязывает сотрудника полиции, в случае обращения к нему гражданина, “назвать свои должность, звание, фамилию внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса”. Таким образом, граждане спрашивали у анонимных полицейских причину отсутствия нагрудного знака и рассчитывали, что в ответ сотрудник полиции представится и ответит на поставленный вопрос в пределах своих полномочий.

Как показал мониторинг, в нескольких регионах нагрудные знаки были выданы полицейским незадолго до 29 сентября. Об этом 27 сентября заявило управление МВД по Кировской области, а на следующий день УМВД по Волгоградской области пообещало выдавать знаки в день проведения мониторинга.

Тем не менее, участники мониторинга встретили более 50 сотрудников полиции без новых нагрудных знаков. В ряде случаев полицейские отказывались представляться, прятали знаки в нагрудных карманах, незаконно требовали у проверяющих предъявлять документы и даже пытались убежать. Всего же в городах-участниках ДПД было проверено около 300 полицейских.
3.1.2. День Проверки Документов 20 октября 2012г.
20 октября в 9 городах России прошел второй ДПД в рамках месяца мониторинга. Ряд городов (в частности, Тверь и Иркутск) отказались от проведения ДПД, так как за единичными исключениями все полицейские имели нагрудные знаки.

Некоторые организаторы (например, в Челябинске) заявляли о том, что в этот день в городе в принципе отсутствовали полицейские. В дополнение к последнему, в Комсомольске-на-Амуре за четыре часа мониторинга не было найдено ни одного сотрудника полиции и ни одной патрульной машины. Ситуация повторилась в г. Качканар Свердловской области, где по словам организатора это “обычная практика”.

В четырех городах: Липецке, Уфе, Саранске и Астрахани - не выявлено ни одного нарушения. Незначительные нарушения были найдены в Москве и Новосибирске: в общей сложности - 3 полицейских без нагрудных знаков.

Таким образом, мониторинг показал, что проблема нагрудных знаков не является острой проблемой в тех городах, которые приняли участие на этот раз.

После Дней проверки документов 29 сентября и 20 октября 2012г. мы попросили организаторов в различных субъектах РФ заполнить анкету об итогах мониторинга. В конечную выборку попали 14 городов: Сочи, Калуга, Мурманск, Кандалакша (Мурманская область), Саратов, Москва, Новосибирск, Железногорск (Курская область), Киров, Томск, Волгоград, Петрозаводск, Сыктывкар и Белгород. В мониторинге этих городов приняло участие 97 человек, в том числе представители СМИ, и ими всего проверено 211 полицейских.

Помимо центральной темы, исследования выполнения п.5 ст.25 ФЗ “О Полиции”, в ходе Месяца проверки документов возникали сопутствующая проблематика. Ниже проблемы рассмотрены по отдельности.



3.2. День проверки отделений полиции 26 января 2013г.15
Целью акции было содействие правоохранительным органам в повышении открытости полиции, уровня доверия граждан к полиции, уменьшение количества конфликтов между активными гражданами и полицейскими. Мониторинг прошел в 53 отделениях в 19 населенных пунктах (Белгород, Волгоград, Воронеж, Республика Марий Эл (п. Медведево, г.Йошкар-Ола), Ленинградской обл. (г.Выборг), Кирове, Москве, Московской области (г.Голицыно, г.Звенигород), Мурманске, Новороссийске, Саратове, Сочи, Тюмени, Ростовской обл. (г.Каменск-Шахтинский; г.Новочеркасск, п. Каменоломни; Белокалитвенский район, Литвиновское сельское поселение). Всего в нем приняло участие около 100 человек. МВД отнеслось к акции положительно, сотрудники полиции были вежливы, в некоторых регионах даже предоставляли транспорт для тех, кто осуществлял мониторинг, чтобы перемещаться между отделениями. Организаторы на федеральном уровне подготовили для участников инструкции, правовую базу и анкеты, региональные организаторы занимались координацией активистов в своих регионах.

В ходе мониторинга активисты проверяли простоту нахождения отделений полиции (наличие указателей и т.д.), доступность (возможность свободно войти в отделение) внутреннее информационное обеспечение отделения (наличие корректно оформленного информационного стенда, контактов горячей линии для жалоб на сотрудников полиции, правозащитных организаций и др.), вежливость сотрудников полиции и условия для посетителей отделения. Выяснилось, что только у 22% отделений есть указатели, оценка "Легко ли найти отделение полиции?" - 3,2 балла из 5 с учетом того, что активисты проводили мониторинги в тех городах, в которых сами живут. Также оказалось, что единый подход к информационным материалам, размещенным внутри отделений, отсутствует. Только в трети отделений (33%) есть информация о том, что можно подать заявление через интернет. В трети отделений (31%) отсутствовала информация о правах задержанных и обязанностях сотрудников. Контакты Общественного Совета при МВД отсутствовали в 30% отделений. Контакты Общественной Наблюдательной Комиссии (ОНК) отсутствовали в 43% отделений. Нет также единого подхода к доступу в отделения полиции: 60% отделений оборудованы контрольно-пропускными пунктами, в двух случаях проверяющих не пустили в отделения без предъявления паспорта. Проверяющие также отметили сложности с доступной и безбарьерной средой: только треть (33%) отделов полиции оборудованы пандусами. Что касается условий для посетителей, то в 35% отделений нет писчей бумаги на столах, в 39% отделений нет ручек. Свободный доступ в туалет для посетителей в большинстве случае не представляется возможным.

О мониторинге были уведомлены министерства внутренних дел субъектов, в которых проводилась акция. Целью уведомления была минимизация риска возникновения конфликтов между полицейскими и гражданами. С другой стороны, если о таких акциях предупреждать полицейских заранее, то они успевают подготовиться к проверке, и результаты мониторинга получаются более позитивными, но менее объективными.

Члены общественных советов (ОС) некоторых регионов также устроили “День Проверки Отделений полиции”, но не сообщили об этом федеральным организаторам. Организаторы узнали об этом из средств массовой информации и блогов после проведения акции. Заполненных анкет организаторы от этих ОС также не получили.

Стоит отметить, что одна разовая акция не приводит к системным изменениям, необходима система регулярного гражданского контроля. Возможно и изменение формата мониторинга - проверки в течение какого-то периода (от недели до месяца) или регулярные спонтанные проверки отдельными группами активистов по возможности.
3.3. Мониторинг нарядов патрульно-постовой службы

Целью данного мониторинга было повышение доверия к полиции со стороны населения, вовлечение граждан в гражданский контроль над полицией. Объекты мониторинга: готовность патрульных к охране общественного порядка, идентификация патрульных, оценка уровня их готовности выполнять «сервисные» функции, действия патрульных при задержании людей.

Об этой акции сотрудникам полиции не было известно заранее, поэтому полицейские, в отличие от акции “День Проверки Отделений полиции”, не знали, что за ними наблюдают. Акция проходила с 11 по 24 февраля 2013 г. в 8 городах (Воронеж, Йошкар-Ола, Киров, Липецк, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи). Были получены данные о мониторинге работы 30 нарядов полиции, а также двух казачьих патрулей (Москва, Сочи).

Позитивные результаты: полицейские имеют форму по сезону (100%), достаточно экипированы (табельное оружие, рация, спецсредства), реагируют на правонарушения и носят идентификационные знаки (93%).

Очень трудно было провести мониторинг нарядов ППС на автомобилях. Хотя в Липецке гражданские активисты были приятно удивлены тем, что наряды стали ходить не только по центральным улицам, но и по дворам, чего раньше не замечалось.

Однако в каждом втором наряде ППС полицейские курят и отвлекаются от несения службы, в каждом третьем ведут неслужебные разговоры, в большинстве случаев по нашивкам на форме невозможно определить подразделение (79%), в котором служит полицейский.

В Сочи гражданский активист видел, как человек в полицейской форме взял деньги у человека, который просрочил регистрацию, было отмечено грубое отношение к иностранным гражданам, а дежурившие вместе с патрульными казаки не имели никаких идентифицирующих знаков. На вокзале в Адлере несли службу четверо полицейских без нагрудных знаков, также сотрудники полиции без нагрудных знаков были обнаружены на Киевском вокзале в Москве. На вокзале в Сочи сотрудник ППС курил, жевал жевательную резинку, надувая пузыри, при этом по мобильному телефону ему кто-то объяснял, как пользоваться банкоматом. А на станции метро Курская (кольцевая) полицейские развлекались тем, что “играли в футбол” пластмассовой пробкой.
4. Деятельность, направленная на активизацию участия институтов гражданского общества в реформе полиции
Усилия МХГ были направлены на усиление возможностей граждан влиять на ход реформирования МВД. В этой связи МХГ проводит следующую систематическую деятельность: проводит непосредственные кампании гражданского контроля, обучает активистов и членов общественно-наблюдательных комиссий (ОНК)16, участвует в формировании объективной ситуации в МВД, проводит анализ законов и подзаконных актов, а также мониторинг правоприменения.

МХГ является учредителем фонда «Общественный вердикт», который ежегодно проводит оценку индекса доверия полиции. Последнее исследование показывает, что «россияне не доверяют полиции, а готовность граждан к сотрудничеству с сотрудниками органов правопорядка продолжает снижаться… По состоянию на 1 марта 2013 года «индекс доверия полиции» равен семи пунктам из ста возможных, подчеркивают социологи «Левада-центра», которые провели опрос 1,6 тыс. респондентов в разных регионах страны»17.

Партнер МХГ фонд ИНДЕМ провел глубокое исследование полиции и представил «Результаты социологических исследований исполнения государством правоохранительной функции» 18.

Председатель МХГ Людмила Алексеева наряду с другими правозащитниками входит в Общественный совет при МВД и играет связующим звеном между институтами гражданского общество и полицией. Многие региональные партнеры19 МХГ участвуют в работе общественных советов при органах внутренних дел.

Совместно с Советом Европы и Уполномоченным по правам человека в РФ МХГ осуществляет проект «Россия без пыток. Общественный контроль в местах принудительного содержания»20 проводит регулярные Школы для членов ОНК.

В рамках настоящего Проекта были проведены три публичных мероприятия.



22 октября 2012г. был организован круглый стол "Общественный контроль полиции: успехи, проблемы, возможности", на котором состоялось обсуждение результатов месячника по проверке документов у сотрудников полиции.

10 февраля 2013г. состоялась рабочая встреча гражданских активистов, которые участвовали в «Дне проверке отделений полиции». На встрече были подведены результаты акции, а также была спланирована следующая акция по мониторингу ППС.

28 февраля в НИУ «Высшая школа экономики» прошел круглый стол на тему "Гражданский контроль полиции: методики, результаты, проблемы". Целью данного мероприятия было подведение итогов акций "День проверки отделений полиции" и мониторинга ППС, обсуждение их результатов, получивших широкое освещение в СМИ, а также презентации и обсуждение рекомендаций, направленных на повышение открытости отделений, прозрачности работы полиции и укрепление взаимодействия с общественными объединениями и активными гражданами. В обсуждении участвовали сотрудники МВД России и ГУ МВД по г. Москве, член Общественного совета при МВД России и Общественного совета при ГУ МВД г. Москвы, журналисты, эксперты и гражданские активисты21.

Для привлечения новых активистов широко использовались социальные сети и сайт22. Например, были сделаны группы в Facebook23, в Twitter24, Вконтакте25 и были образованы тематические сообщества в восьми городах: Белгород26, Воронеж27, Волгоград28, Киров29, Москва30, Саратов31, Сочи32, Тюмень33.

Проект позволил привлечь большое число новых активистов и значительно увеличить эффективность гражданского участия в реальном реформировании МВД.
5.Статистика и тенденции

5.1. Наличие/отсутствие нагрудных знаков и использование нагрудных знаков старого образца.
Из 211 сотрудников полиции, подвергнувшихся проверке, все требования закона соблюдены у 174 полицейских (82,5 %). Видна позитивная тенденция, в частности, по крайней мере, в 3-х городах (Саратов, Томск и Петрозаводск) все сотрудники полиции, замеченные на улице во время мониторинга, были с нагрудными знаками.

Участники мониторинга встретили 3 полицейских с нагрудными знаками старого образца и 34 сотрудника без нагрудных знаков, что составляет 17,5 % от общего количества.


5.2. Причины отсутствия нагрудных знаков
Респонденты в анкетах отметили, что в 8 из 14 городов в местное ГУВД были отправлены уведомительные письма о проведении мониторинга. Несмотря на то, что ответы на письма не были получены, по некоторым признакам можно судить о том, что МВД было проинформировано о планах проведения мониторинга:

  • Во-первых, по заявлениям участников ДПД личный состав был предупрежден

  • Во-вторых, управление МВД по Кировской области и УМВД по Волгоградской области опубликовали пресс-релизы о выдачи нагрудных знаков в день проведения мониторинга

Ответы полицейских, записанные участниками мониторинга, позволяют выделить основные причины:

Руководство не выдало”, “Еще делается” и т.д. - наиболее частый ответ на вопрос: “Почему у Вас нет нагрудного знака?”. В 6 из 11 городов, где были найдены полицейские без нагрудного знака, респонденты особенно акцентируют внимание на этом. В Сыктывкаре без нагрудного знака был обнаружен сотрудник изолятора временного содержания, несущего в тот момент службу в общественном месте.

Не нужен”, “На нас не распространяется закон”, “Стажеры” и т.д. - второй по популярности ответ. Подобный ответ затрагивает широкий круг вопросов.

Во-первых, например, в г. Железногорск Курской области мониторинг проходил во время городского праздника, и для охраны правопорядка были привлечены разные подразделения МВД - например, МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) ГИБДД. Один из сотрудников заявил, что федеральный закон “О полиции” и устав ППС на него не распространяется.

Во-вторых, в разных городах в охране общественного порядка замечены стажеры, служащие внутренних войск и дружинники. При этом участники мониторинга в Сочи отмечают, что представители добровольных народных дружин (ДНД) в казачьей форме, пользуясь анонимностью, “отличаются хамским поведением”.

Знак тяжёлый”, “Крепление неудобное, отрывает пуговицу левого нагрудного кармана”, “Не продуман” и т.д. - полицейские прячут нагрудный знак в карман, укрывая либо идентификационный номер, либо полностью весь знак. В Калуге и Белгороде обнаружено 4 сотрудника полиции, спрятавших нагрудный знак в карман. После сделанного замечания полицейские надели знаки.



5.3. Коммуникация с полицейскими при обращении граждан.
Устав ППС гласит:

“226. Сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

227. В случае обращения гражданина патрульный (постовой) полицейский, обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса”

В 6 из 12 городов полицейские представлялись сами или по просьбе граждан. В целом, респонденты отмечали вежливость сотрудников, однако случались и напряженные ситуации. В общей сложности 13 полицейских отказывались общаться, вели себя некорректно, запрещали фото-/видеосъемку, необоснованно проверяли документы у участников мониторинга или даже убегали от контроля. Ответы респондентов показывают, что анонимные полицейские вели себя более настороженно и некорректно, чаще отказываясь представиться и избегая съемки.


4.4. Возможность фото-/видео-фиксации при общении с сотрудниками полиции и наличие полиции на улицах городов России.
С прочими препятствиями участники общественного контроля сталкивались значительно реже, однако нельзя их не упомянуть.

Во-первых, в нескольких городах препятствовали фото-/видео-фиксации, особенно акцентирует на это внимание организатор мониторинга в Волгограде: “... часто препятствовали. Просто отворачивались, убеждали, что их снимать запрещено без согласования с пресс-службой. Очевидно, какие-то их внутренние инструкции противоречат федеральным законам”. Впоследствии был отправлен запрос в УМВД по Волгоградской области с просьбой разъяснить законодательство в этой сфере.

В Кирове участники ДПД заявили, что “... после последней проверки полицейского неизвестный человек в желтой куртке снимал нас на камеру мобильного телефона, впоследствии убежал”.

Во-вторых, неожиданностью стало то, что на улицах города трудно было найти сотрудников полиции: с особыми сложностями сталкивались участники в Саратове, Москве, Томске и Комсомольске-на-Амуре. В Томске, по утверждению участников ДПД, массовое мероприятие (праздничная ярмарка) не охранял ни один полицейский.


6. Заключение
Проведенное в формате Дня проверки документов гражданское исследование соблюдения требований п.5 ст.25 ФЗ “О Полиции” показало неполное выполнение этой нормы. Однако, нельзя не отметить готовность региональных управлений внутренних дел к исправлению ситуации. По сравнению с первым Днем Проверки Документов, последующие проверки показали значительное уменьшение количества случаев, когда не соблюдались требования закона к идентификации полицейских.

В целом, менялось и отношение руководства полиции к общественному контролю со стороны граждан, по крайней мере, в этой сфере. Если накануне первого ДПД ряд региональных управлений полиции высказывались против подобной формы контроля, в последующие разы количество таких высказываний практически сошло на нет. В некоторых регионах, наоборот, отмечалось благожелательное отношение к такой форме контроля. Особенно стоит отметить Москву и Воронеж, где проверки осуществлялись, в том числе и при поддержке руководства региональной полиции.

Проведение мониторинга в формате “День проверки документов” можно признать успешным опытом реализации общественного контроля за соблюдением норм ФЗ “О Полиции”. В основном достигнуты положительные результаты и в подавляющем большинстве субъектов РФ требования п.5 ст.25 ФЗ “О Полиции” начали исполняться.

Однако остаётся ряд пробелов в законодательстве, которые позволяют полицейским или служащим внутренних войск, несущих службу в общественном месте, оставаться анонимными. Решение этих проблем, а также введение нагрудного знака с ФИО патрульного позволит повысить уровень доверия к полиции и ее подотчетность гражданам.


7. Рекомендации




В срочном порядке обеспечить нагрудными знаками всех сотрудников полиции. В последние месяцы, благодаря позитивному отклику МВД на требования общественности, нагрудные знаки появились у полицейских в Москве, Санкт-Петербурге и большинстве других регионов страны. Однако в ряде регионов, особенно на вокзалах, сотрудники полиции до сих пор не обеспечены нагрудными знаками нового образца либо пренебрегают их ношением.

Озвучить дату, когда сотрудники полиции получат бейджи с ФИО. Наилучшим средством идентификации полицейского является не номерной жетон, а бейдж с фотографией, ФИО сотрудника и данными подразделения. Предыдущий Министр, Нургалиев Р.Г., уже несколько лет обещал "в ближайшее время" ввести эти бейджи. В частности, в официальном ответе МВД (http://www.transparency.org.ru/images/stories/police_fio.pdf ) говорится, что издание соответствующего нормативно-правового акта запланировано на 2012 год. Необходимо публично подтвердить эти планы и назвать чёткую дату введения этой нормы.

Ввести идентификацию на бронежилетах, плащах и иных средствах защиты, закрывающих нагрудный знак. В последнее время, благодаря позиции ГУ МВД, в Москве сотрудники полиции, частности подразделений ОМОН, начали носить нагрудные знаки поверх бронежилета. При этом в регионах большинство полицейских надевают бронежилет поверх нагрудного знака, прикрепленного к форменной одежде. Это нейтрализует действие нормы закона и открывает простор для злоупотреблений полномочиями. Необходимо ввести дополнительную идентификацию на бронежилетах, плащах или иных средствах защиты или разработать правила, предусматривающие ношение нагрудных знаков поверх бронежилетов и иных средств защиты.

Ввести идентификацию для служащих внутренних войск, принимающих участие в охране общественного порядка. Они выполняют работу вместе с патрульно-постовыми службами полиции, осуществляют целый ряд обязанностей по поддержанию порядка в общественных местах, а следовательно также должны иметь средства идентификации.

Ввести чёткое наказание за отсутствие нагрудного знака или за его сокрытие. Когда полицейские снимают нагрудный знак или прячут его в карман - они открыто демонстрируют пренебрежение к закону. Этот жест, скорее всего, означает, что данный сотрудник оценивает свои действия как противозаконные и не хочет, чтобы у граждан была возможность его идентифицировать и направить жалобу на его действия. Данное нарушение должно иметь чёткие последствия, вплоть до увольнения за повторное нарушение. Мы считаем, что ведомственные правила, в соответствии с требованиями закона, должны четко запрещать полицейскому нести службу в общественном месте без нагрудного знака34.

Срочные меры:

Обеспечить указателями в отделы полиции, чтобы граждане от ближайших остановок общественного транспорта могли быстро найти кратчайший путь. Это также касается указателей от близлежащих перекрестков для автомобилистов.

Произвести инвентаризацию и включить в текущие расходы средства для оборудования пандусов.

Гражданским активистам без предварительного объявления следует вновь посетить те отделения полиции, где были выявлены недостатки и проверить устранены ли они.

Обеспечить регулярное и более масштабное проведение гражданского мониторинга полиции.

Провести оценку укомплектованности личного состава ППС, особенно сержантского.



Приложение 1
Список национальных документов
Раздел 1


  1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

  2. Устав патрульно-постовой службы полиции (Утвержден Приказом МВД РФ от 29 января 2008г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно‐постовой службы милиции общественной безопасности».

  3. Приказ МВД от 22 июля 2011 года №868 «Об утверждении нагрудных знаков сотрудников полиции».

  4. Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (Приказ МВД от 30 апреля 2012 г. N 389).

  5. Кодекс профессиональной этики сотрудника милиции (Приложение к Приказу МВД России от 24.12.2008 N 1138).


Раздел 2
2.1. Общественная палата РФ

  1. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

  2. Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации
    (принят 14.04.2006).


2.2. Общественные Советы при МВД

  1. Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. N 1027).

2.3. Общественные наблюдательные комиссии

  1. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".


  2. Положение о порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов МВД членами общественных наблюдательных комиссий.

Приложение 2
СМИ и новые медиа об акциях по проекту (избранное)

День проверки отделений полиции. Видео.

http://www.youtube.com/watch?v=ZZ2PCaPg3pU&feature=share&list=LLsP7FUnYbCal67QR4_BUoXQ

Волгоградцы устроят полицейским проверку документов http://v1.ru/text/news/569726.html

День проверки документов. Гражданские активисты по всей стране продолжают преследовать анонимных полицейских http://rusrep.ru/article/2012/10/18/dpd2

Алексей Дымовский: полиция выполняет политические и экономические заказы. Видео. Верхушке власти не нужна честная полиция, а выгодна гражданская война и столкновение граждан с полицией. http://7x7-journal.ru/post/23152

Генпрокуратура выявила повсеместное нарушение прав граждан полицией http://hro.org/node/15085

Активисты проверят полицейские участки. Правозащитники анонсировали всероссийский День проверки отделений полиции


http://mn.ru/society_civil/20130114/335199181.html

Полиция, откройте! 26 января 2013 г. В Йошкар-Оле и еще 14 городах России состоялся День проверки отделений полиции http://hro.org/node/15618

Активисты проверили работу полицейских участков

http://www.yhrm.org/news/network/aktivisty_proverili_rabotu_politseiskikh_uchastkov

Городские полицейские не прошли проверку саратовских общественников. Полицейские патрульно-постовой службы Саратова не прошли проверку, организованную членом КПРФ и активистами молодежного проекта «СоцКонтроль» http://www.4vsar.ru/news/34199.html


28.02.13 Результаты гражданского мониторинга полиции: нагрудные знаки почти у всех, но половина курит и занимается посторонними делами

http://www.mhg.ru/news/14172030

5.03.13 Чего не хватило в полиции правозащитникам.

Правозащитники опубликовали итоги «Дня проверки отделений полиции» и передали в МВД исследования о работе стражей порядка. Некоторые отделения полиции невозможно отыскать, а в других не нашлось ручек, чтобы написать заявление. В министерстве обещают прислушаться к предложениям.

http://rbcdaily.ru/society/562949986035327

5.03.13 Контроль полиции — дело граждан


Логично утверждать, что у нас в стране все плохо. Еще более логично утверждать, что все очень плохо. А вот с алгоритмом дальнейших действий возникают затруднения. Достать чернил и плакать, «валить отсюда», не верить в способность общества менять ситуацию, верить в эту способность. Так в силах ли обычные граждане влиять состояние и качество своей жизни? Если ваш ответ — да, то материал ниже для вас, если — нет, то тогда он тем более для вас.

http://pasmi.ru/archive/74763
Приложение 3
Доклады, обзоры, предложения
Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в период 2006 – 2012 годы.

http://publicverdict.ru/articles_images/10659_57694_docpt.pdf
Доклад «Общественный контроль выполнения закона «О полиции».

http://transparency.org.ru/reforma-politcii/v-niu-vshe-proshel-kruglyi-stol-obshchestvennyi-kontrol-politcii-uspekhi-problemy-vozmozhnosti
Диагностика работы правоохранительных органов РФ и выполнения ими полицейской функции.

http://www.enforce.spb.ru/images/Fond_Kudrina/irl_pravookhrana_part_1_final_31_12_ich.pdf
Российская полиция в сравнительной перспективе: национальные модели и опыт реформ. http://www.enforce.spb.ru/images/Fond_Kudrina/irl_pravookhrana_part_2_final_31_12.pdf

Общественный контроль. Неполитическое участие граждан в публичной политике


http://publicverdict.ru/topics/publications/10719.html

Фонд «ИНДЕМ» представил три доклада для проекта «Реформа правоохранительной функции государства»


http://komitetgi.ru/news/news/272/#.URIFoaUj6So
Практическое пособие МХГ для членов общественно-наблюдательных комиссий

Пособие ориентировано на методическую помощь членам ОНК, а также членам общественных советов, созданным при территориальных управлениях ФСИН и МВД России.

http://www.mhg.ru/files/012/onk2012.pdf

Стикеры и плакаты, которые использовались в кампании


!

1 В конечную выборку попало 14 городов, поскольку не все в итоге заполнили анкеты

2 https://www.facebook.com/groups/dpd.day

3 #ДПО

4 http://vk.com/ctrlpolice

5 «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (проект) http://www.mk.ru/upload/userfiles/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0.doc

6 Режим доступа: Система ГАРАНТ. Барсуков, С. И. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (постатейный) / С. И. Барсуков, А. Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2011 http://all-books.biz/ugolovnoe-pravo-uchebnik/statya-obschestvennyiy-kontrol-deyatelnostyu21918.html

7 Комментарий к Федеральному закону "О полиции" Ю. Е. Аврутин, С. П. Булавин, Ю. П. Соловей, В. В. Черников М. : Проспект, 2012.

8 Состоялось заседание Расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел России, 11 октября 2012г. http://www.mvd.ru/news/show_114533/


9 В данном документе гражданский и общественный являются синонимами.

10 Институциональные, в отличие от неинституциональных форм организации общественного контроля, не требуют специальных полномочий. Национальные нормы для неинституциональных форм организации гражданского контроля приведены в разделе 1 приложения 1. Институциональные формы организации, кроме перечисленного законодательства в разделе 1, регулируются также документами, перечисленными в разделе 2.

11 Международные нормы отражены в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и имеют рекомендательную силу для властей Российской Федерации см. в прил. 1.

12 Бабушкин А. Карманная книжка общественного инспектора http://www.zagr.org/infodown/karmannaya-knizhka-obshestvennogo-inspektora.pdf, Бабушкин А. Наставление по проверке соблюдения прав человека в учреждениях и органах внутренних дел http://www.zagr.org/593.html

13 Результаты исследования, представленные в ноябре 2012г. см. http://enforce.spb.ru/home/novosti/5814-issledovanie-mekhanizmov-raboty-rossijskoj-pravookhranitelnoj-sistemy

14 Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в период 2006 – 2012 годы http://www.memo.ru/uploads/files/871.pdf

15 Изображение представленное на этой странице было использовано в качестве стикера.

16 См. подробности http://www.mhg.ru/projects/EAAC221

17 См. http://publicverdict.ru/topics/index_d/10921.html

18 См. http://www.openpolice.ru/docs/indem-rezultaty-sociologicheskih-issledovanij-ispolneniya-gosudarstvom-pravoohranitelnoj-funkcii/

19 Многие партнеры объединены в учрежденную МХГ ассоциацию независимых наблюдателей http://www.onk-ru.info/

20 См. Официальный сайт http://www.antipytki.ru/

21 http://www.mhg.ru/news/14172030

22 https://askjournal.ru/index.php/category/police

23 https://www.facebook.com/groups/dpd.day

24 #ДПО

25 http://vk.com/ctrlpolice

26 http://vk.com/club48294403

27 http://vk.com/vrndpo1

28 http://vk.com/dpo_vlg

29 http://vk.com/dpd_kirov

30 http://vk.com/dpd_msk

31 http://vk.com/event43440852

32 https://vk.com/dposochi

33 http://vk.com/dpd72

34 Аналогичные рекомендации содержатся в обращении Министру Внутренних Дел Российской Федерации В.А. Колокольцеву, под которым поставили подписи более одной тысячи граждан России. Выполнение данных рекомендаций может стать следующим шагом, направленным на повышение открытости и подотчетности полиции, позволяющим повысить доверие к полиции со стороны граждан.





Вежливость сегодня ценится все дороже, нахальство вообще не имеет цены. М. Шульпин
ещё >>