Отчет о проведении открытой лекции Л. И. Алешина Тема лекции: «Новый взгляд на автоматизацию публичной библиотеки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, бесплатно... 1 172.13kb.
Лекции по философии истории перевод А. М. Водена Гегель Г. В. 32 6268.35kb.
№ лекции Тема лекции 1 История спбгпу 2 Развитие техники первобытного... 1 15.58kb.
Название лекции: Первая тема лекции: Разделение людей на группы по... 3 404.84kb.
Д-р богословия Роман Дехтяренко Одержимость и изгнание бесов Библейский... 8 1693.08kb.
Лекции 2 в категория mimd распалась на 1 146.03kb.
Статья является изложением публичной лекции, прочитанной Ядринцевым... 1 576.58kb.
Лекции по аюрведе (1994) Бхакти Вигьяна Госвами Лекции по «Нектару... 1 59.1kb.
Лекции Содержание лекции Курсовая работа 1 01. 09 1 0 3 1 77.35kb.
Лекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки План лекции 1 210.39kb.
Власть и общество 3 451.15kb.
Семинаре на базе лаборатории «Механотроника» 1 26.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отчет о проведении открытой лекции Л. И. Алешина Тема лекции: «Новый взгляд на автоматизацию - страница №1/1

Отчет

о проведении открытой лекции Л.И. Алешина

Тема лекции: «Новый взгляд на автоматизацию публичной библиотеки»
31 октября 2012 г. в ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова» состоялась открытая лекция Л.И. Алешина, которая была организована в режиме видео-моста с Новосибирской государственной областной научной библиотекой, Национальной библиотекой Чувашской Республики, Пензенской областной библиотекой им. М.Ю. Лермонтова, Центральной городской библиотекой им. А.П. Чехова (г. Таганрог Ростовская обл.), Центральной городской библиотекой им. А.П. Платонова (г. Воронеж) и транслировалась в прямом эфире на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород» (www.bibliogorod.ru).

Лекцию открыла заместитель заведующего научно-методического центра координации и развития публичных библиотек г. Москвы (БИС «БиблиоГород») ЦУНБ им. Н.А. Некрасова Татьяна Михайловна Грекова. Она обратилась с приветствием к аудитории, собравшейся в конференц-зале ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, а также к коллегам из регионов.



Леонид Ильич Алешин, кандидат педагогических наук, доцент, главный специалист Центра дополнительного профессионального образования ЦУНБ им. Н.А. Некрасова начал лекцию с эпиграфа: «Автоматизация библиотек стала у нас уже довольно избитой темой и об автоматизации библиотек как в них самих, так и вне библиотек не рассуждает разве что ленивый» (Я.Л. Шрайберг).

В первой части лекции Л.И. Алешин привел терминологические характеристики основных процессов модернизации библиотечной сферы: информатизация, автоматизация, компьютеризация, технические средства. По мнению лектора, в большей мере в библиотечно-информационной деятельности используется понятие «автоматизация библиотек». Главная задача автоматизированных библиотечно-информационных систем состоит в том, чтобы охватить максимально возможное количество библиотечных технологических процессов.

Л.И. Алешин выделил несколько этапов внедрения средств автоматизации в общедоступные (публичные) библиотеки. Лектор отметил, что к середине 80-х гг. АБИС за рубежом превратились в массовое явление, а в России этот процесс набирает силу лишь в последнем десятилетии XX в.

Несколько слайдов презентации были посвящены развитию и деятельности межведомственной сети РФ – «ЛИБНЕТ» (1997 г.), основным проектом которой является Сводный каталог библиотек России (СКБР). Около 400 библиотек входят в этот проект на разных правах. В основу этого проекта легла попытка «уйти от тотальной автоматизации каждой библиотеки, при условии, что они абсолютно разные по уровню, задачам, возможностям» с «кооперацией по созданию неких централизованных ресурсов. Т.е., с одной стороны, кооперация, с другой стороны создание централизованных ресурсов общего пользования… Ясно, что совершенно невозможно реализовать всю полнофункциональную модель в каждой библиотеке».

Обзорно лектор представил ряд отечественных и зарубежных разработок программных комплексов АБИС и их форматов, а также рассмотрел отечественные автоматизированные библиотечно-информационные системы и привел их характеристики. Особое внимание Л.И. Алешин уделил АБИС: «Библиотека», «Библиотека-5», «MARC», «MARC-SQL», «Руслан», «OPAC-R», «OPAC-Global» и др. Отметил, что зарубежные АБИС применяются в библиотеках в меньшей степени (например, «Liber» (Франция), «ALEPH» (Израиль) и др.). По мнению лектора, адаптация этих систем связана с трудностями, касающимися не только конвертации правил и кодировок, но и с изменением выходных форм, отчетно-статистических и управленческих схем и многим другим.

Рассмотрев основные преимущества отечественных АБИС, Л.И. Алешин подчеркнул, что они изначально ориентированы на российские библиотечные традиции, языки, стандарты, правила и технологии. К их достоинствам следует отнести гораздо более низкие цены, а также то, что их производители живут в России и смогут обеспечить поддержку их внедрения и непрерывного развития.

Современному этапу развития автоматизации публичных библиотек в рамках реализации Государственной программы развития информационного общества до 2020 года, была посвящена вторая часть лекции Л.И. Алешина. В программе определенны контрольные показатели для библиотечной системы: доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна составлять 50% к 2015 году и не менее 75 % к 2020 году; доля библиотечных фондов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна составлять 100% к 2015 году.

Лектор подробно ознакомил слушателей с технологией создания «Web 2.0», которая предоставляет пользователям «свободу самовыражения» (Тим О’Рейли), активизируя при этом деятельность пользователей Интернета, ориентированную на участие в создании контента ресурса и взаимодействия друг с другом. К технологии, «Web 2.0» принято относить и социальные сети.

Основываясь на представлении о технологии «Web 2.0», Л.И. Алешин рассмотрел библиотечный феномен, который получил широкое распространение в библиотечной среде определения модернизированных форм библиотечных услуг для читателей, отражающего преобразование пути их предоставления – «Библиотека 2.0». Основная идея заключается в возможности пользователей участвовать в создании и изменении контента и сообществ. Концепция «Библиотеки 2.0» заимствована у «Web 2.0» и имеет схожую философию. В неё входят онлайн-сервисы, например, электронные каталоги и увеличение потока информации обратно от пользователя к библиотеке.

«Библиотека 2.0» – это библиотека, чьи сервисы ориентированы на «Web 2.0», то есть на контент, генерируемый пользователями и создаваемый в результате диалогового взаимодействия пользователя с библиотекой (в том числе через Интернет). Движение к «Библиотеке 2.0» – это изменения, ориентированные на пользователя.

Появление технологии «Web 3.0» было отмечено в концепции развития интернет-технологий, сформулированной 10 марта 2007 года руководителем Netscape.com Джейсоном Калаканисом, как продолжение концепции «Web 2.0».

«Web 2.0» является только технологической платформой, позволяющей практически бесплатно создать ряд сервисов, а «Web 3.0» позволит силами профессионалов создавать высококачественный новый, интересный и полезный контент и сервисы.

Более кратко лектор охарактеризовал новое явление, распространившееся в библиотечной среде - «облачные сервисы» и «облачные технологии», обозначающие различные услуги, предоставляемые с помощью Интернета, как правило, специализированными организациями. «Облако» − техническое решение, системные процессы и программное обеспечение, функционирующие не непосредственно на различных компьютерах, а виртуально – в Интернете.

Подытоживая сказанное, Л.И. Алешин привел цитату известного библиотековеда В.А. Минкиной: «… автоматизация библиотек скорее заострила многие проблемы библиотечной профессии, чем способствовала их решению, а также показала, что эти проблемы лежат скорее в области философии и психологии, чем управления».

В заключение выступления лектор обозначил ряд существенных негативных последствий использования Интернета и ответил на вопросы присутствующих, а также коллег из регионов.

В ходе лекции было проведено анкетирование специалистов публичных библиотек г. Москвы с целью изучения эффективности мероприятий, проводимых ЦУНБ им. Н.А. Некрасова. На лекции присутствовали 64 специалиста, из них: 41 – специалисты публичных библиотек г. Москвы, 23 – сотрудники ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова».



Главный библиотекарь Е.Н. Тимошкина




Темные очки защищают от солнца, но не от мужчин. Янина Ипохорская
ещё >>