От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Страница Одесская Богословская Семинария 99 2321.47kb.
Новая стратегия роста экономики Японии обеспечит к 2020 году прирост... 1 60kb.
Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов 7 1174.1kb.
А. Чандлер Альфред Чандлер является первым человеком, давшим трактовку... 1 32.17kb.
Vi астанинский экономический форум (аэф). 22-24 мая, г. Астана 1 97.09kb.
Замечания и предложения по Главе 15. («Преодоление территориальной... 4 573.17kb.
Стратегия развития Аэрофлота 1 317.61kb.
Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь Священная Библейская история... 20 2971.62kb.
Исследование синхронности линейного роста байкальского омуля и его... 1 153.9kb.
Священная Библейская История Ветхого Завета 27 3341.25kb.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. 11 2770.27kb.
Пронина Татьяна Сергеевна Религиозность современных россиян: мифы... 1 189.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - страница №2/13

Раздел 2

Ученичество — это действие!

Цель раздела

Цель этого раздела — изучить и понять значение ученичества как библейского требования, неотъемлемой части образа жизни всех христиан и основополагающего образа жизни общины.


Содержание раздела

Данный раздел охватывает три темы:



  • Выявление значения ученичества.

  • Взаимная связь ученичества и великого поручения.

  • Выявление значения размаха евангельской работы и ее взаимодействия с концепцией ученичества.

Задачи раздела



  • Сформулировать устно или письменно смысл фразы «Ученичество — это действие».

  • Сформулировать устно или письменно определение ученичества, как оно дано в Писании.

  • Сформулировать устно или письменно исторический фон ученичества в христианской Церкви.

  • Сформулировать устно или письменно определение и роль евангелизации.

Именно за это мы вам и платим!

Ученик — это человек, который родился свыше, присоединился к церкви, определил свои духовные дары, принял на себя ответственность за роль в церкви, совместимую с этими дарами, и взял обязательство выполнять порученную роль без непрерывного внешнего побуждения
Задание

Прочитайте главу 2 из книги «Сила для свидетельства»

Пастор предложил реорганизовать свою общину согласно принципам Нового Завета. Одним из первых его шагов стала серия проповедей об ученичестве. Он указывал, что, согласно Новому Завету, главное дело общины — это рост и что каждый член общины должен способствовать ее росту.

Пастор не очень далеко продвинулся в своем начинании, как вдруг многие члены церкви запротестовали. «Именно за это, — говорили они, — мы вам и платим. Наша забота как членов церкви — приходить и слушать ваши проповеди и заботиться о внешнем виде церкви». Кто прав — прихожане или пастор?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, каково библейское значение и употребление слова «ученик», как оно соотносится со словом «апостол» и как оба эти слова соединяются в понятие, обозначающее действие, — «ученичество».
Первые ученики Иисуса

Обычно мы в первую очередь связываем слово «ученик» с двенадцатью апостолами Иисуса. Наиболее известен Петр, в то же время мы редко слышим о Филиппе и Нафанаиле. Иаков, сын Алфеев, Фаддей и Симон Зилот известны только как имена для запоминания. Иуда Искариот знаменит как предатель. Мы помним Иакова и Иоанна за их дурной характер и политические маневры (см. Мк. 3:17; Мф. 20:20—24), Фому, потому что он на все требовал доказательств (см. Ин. 20:24—28).

Относится ли слово «ученик» только к этим двенадцати? Данное понятие является эквивалентом греческого слова, обозначающего учащегося или студента, ставшего идейным последователем определенного учителя.
Может ли еще кто-нибудь быть учеником?

Петр описывает Божьих людей как «живые камни», построившие «из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:5, 9). Таким образом, согласно Петру, все члены церкви являются учениками. Ученичество — это часть процесса нового рождения. Единственный способ не быть учеником — открыто отказаться быть таковым. Е. Уайт говорит на этот счет так: «Каждый истинный ученик становится миссионером для Царства Божьего» (Желание веков, с. 195).

Петр взял слова из Книги Исход (19:6), где всем израильтянам было назначено быть царством священников. Предполагалось, что они станут народом-миссионером и донесут знание Бога до всех народов (см. Johannes Blauw, The Missionary Nature of the Church. New York, McGraw Hill Book Company, Inc. 1962).
Взаимодействие между «учеником» и «апостолом»

Когда Иисус избрал двенадцать человек своими учениками, он назначил их также «апостолами» (Мк. 3:14).

Слово «ученик» означает того, кто учится. Слово «апостол» означает того, кто послан с миссией. Марк отмечает: Иисус «поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были [ученики] и чтобы посылать их на проповедь [апостолы]» (Мк. 3:14).
Знать и делать

Необходимо рассмотреть два аспекта. Первый касается обучения. Чтобы творить стоящее дело для Царства Божьего, нужны знания и опыт. Достаточно много членов церкви действуют по традиции, а не по Библии, основываясь на лозунгах, а не на знании Библии.

Однако познание царства — это еще не все. Когда человек вверяет себя Богу, это только половина дела. Другую половину составляет «посылающий» аспект. Слишком много общин в церкви состоят из людей, которые собираются каждую субботу под одной крышей, но ни в коей мере не являются «телом» в том смысле, что изложен в 1 Кор. 12:12. Они просто приходят и уходят, но ничего не делают для распространения Царства. Приходить в церковь и возвращаться домой — это не ответ на посылающую весть Нового Завета. «Приход» ради личных духовных благ должен быть уравновешен с «выходом», чтобы делиться этими благами с другими.
Является ли еще кто-нибудь апостолом?

Были ли двенадцать апостолов единственными «посланными»? Многие полагают, что дар и долг апостола перестали иметь место уже в конце периода ранней церкви. Католическая церковь, с другой стороны, верит в апостольскую преемственность, в ту идею, что каждый следующий римский папа есть прямой получатель полномочий первых апостолов, особенно Петра (см. Мф. 16:17—19). Другие группы, такие, как епископальные церкви, верят, что всем епископам, рукоположенным в сан возложением рук, дается апостольская власть аналогично первым апостолам. (Для примера см. Walter E. Elwell, ed. Evangelical Dictionary of Theology. Grand Rapids: Baker Book House, 1984, p. 73).


Апостольство в Новом Завете

Новый Завет характеризует множество людей как апостолов. Павел, Варнава (см. Деян. 14:14), такие менее известные люди, как Андроник и Юния (см. Рим. 16:7) и несколько родственников Павла — все отмечаются как апостолы.

Павел решительно защищал свое право называться апостолом, основываясь на том, что он лично видел Господа (см. 1 Кор. 9:1), получил прямой наказ от Господа (см. Деян. 9), был поставлен Господом (см. 1 Тим. 2:7). Перечень духовных даров в Еф. 4:11 показывает, что другие люди тоже могут быть апостолами.
Великое поручение и ученичество
В великом поручении (см. Мф. 28:16—20) обретение учеников однозначно является повелением распространять весть. (Это задание повторяется, с различными акцентами, во всех Евангелиях. См. Мк. 16:14—20; Лк. 24:44—49; Ин. 20:19—23). Грамматическая конструкция оригинального греческого текста означает: «Идите и обретайте учеников во всех народах». Данное указание порождает понятие ученичества, в котором объединены поручение трудиться и преподавать Евангелие.

В этом отрывке появляются четыре элемента: 1) идите, 2) обращайте все народы, 3) крестите, 4) учите. Все четыре элемента лежат в основе двухшагового процесса всей работы Церкви. Первым делом Господь призывает Церковь: идите. «Идите» — это фундаментальный аспект жизни Церкви. Е. Уайт пишет: «Жизнь Церкви зависит от того, насколько верно следует она указаниям Господа» (Желание веков, с. 825). Второй шаг — комбинация из процессов приобретения учеников, крещения и обучения. Осуществляются ли эти три задачи последовательно или как взаимосвязанный процесс? Исследование компетентно показывает, что мы имеем дело со взаимосвязанным процессом, а не с последовательностью событий и решений (Dennis Oliver, Make Disciples. Unpublished D/ Miss/ Dissrtation, Fuller Theological Seminar, Pasadena, CA. 1973).


Никаких произвольных подразделений

Мы, адвентисты, традиционно делим жизнь церкви на «воспитательную» и «миссионерскую». Но Библия не делает такого различия. Это разделение нарушает процесс обретения учеников и оставляет его незавершенным. Вот почему часто слышишь от новичков жалобы, что до крещения с ними беседовали и изучали Библию. Затем их быстренько выпустили в общину и предоставили самим себе. То же самое верно и относительно деления евангелизма на «общественный» и «личный». Библия не делает такого различия. Независимо от того, большая группа или маленькая, динамика «обретения учеников» остается одной и той же.


Ограничение евангелизма методом

В адвентистских кругах слово «евангелизм» обычно означает «общественные собрания», что является неудачным ограничением динамичной библейской идеи одной-единственной стратегией.


Константин вносит путаницу

Около 300 года по Р. Х. римский император Константин внес путаницу в идею ученичества, точно так же он и его полухристианские союзники изменили идею субботы и другие библейские верования.

Вот как это случилось. В те времена было мало специальных церковных зданий. Люди собирались в частных домах; собрания проводились старейшинами, называемыми епископами. Некоторые из них стали неофициальным «клиром», но они при этом оставались членами местной общины; их уважали за их духовный дар руководства. Уже во время апостолов несколько руководителей вышли из повиновения и захватили слишком много власти (см. 3 Ин. 9, 10). Константин разрешил бывшим языческим священникам становиться пасторами христианских групп. Богато украшенные языческие капища сделались христианскими храмами. Яркие языческие церемонии превратились в христианские литургии, зачастую почти без изменений, разве что изменились некоторые имена и чтение языческих книг было заменено чтением Библии.
Искусственное деление на категории

Константин и его сторонники по сути установили отчетливое деление на клириков и мирян.

Официальные священники вели богослужения, в то время как народу была отведена роль безликой массы. Ученичество, активное участие в приближении Царства Божьего, со скрипом остановилось.
Превращение церковного богослужения в церкви в зрелищный спорт
Кто-то заметил, что сегодня среднестатистическая церковная служба во многом напоминает футбольный матч. Тысячи людей, сидящих на трибунах и отчаянно нуждающихся в физических упражнениях, смотрят на немногих, бегающих по полю и столь же отчаянно нуждающихся в отдыхе! Например, средний пастор произносит в течение жизни две тысячи проповедей. Средний член церкви произносит одну. Где об этом сказано в Библии?
Служение всех верующих

Со временем система, введенная Константином, привела к заметному различию между клиром и миром. Слово «миряне», как мы его сегодня понимаем, появилось в церковном обиходе в средние века. Оно происходит от латинского слова, означающего «народ». Оно стало использоваться в противовес официальному духовенству. Например, Грациан, известный как отец канонического закона Римско-католической церкви, указывал, что фактически существуют два вида христиан: светские, или миряне, и клир. Грациан — итальянский монах, умер в 1160 году (J. D. Douglas ed., The New International Dictionary of the Christian Church. Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1974, p. 427).


Активизируя инструменты ученичества

Ученики наделены инструментами, чтобы делать свою работу. Главными из них являются духовные дары, перечисленные в Рим. 12:6—8; 1 Кор. 12:7—1 и Еф. 4:11. Посредством использования этих даров ученичество из идеи превращается в действие, в реальность.

Все христиане получают призыв к ученичеству. Он сопровождает опыт нового рождения, чтобы стать органичной частью образа жизни каждого христианина. Вот почему ученичество является действием. Это как бы придание ног Евангелию.
Определение ученичества

Ученик — это человек, который родился свыше, присоединился к церкви, определил свои духовные дары, принял на себя ответственность за роль в церкви, совместимую с полученными дарами, и взял обязательство выполнять эту роль, не нуждаясь в непрерывном внешнем побуждении.


Задание
Каков коэффициент ученичества в вашей церкви?

Отметьте на диаграмме, где, по-вашему, находится в настоящий момент ваша церковь. Укажите стрелкой направление, в котором, по-вашему, ваша церковь движется.

1. Понимание членами цели и назначения церкви:

Низкое Высокое

2. Искреннее желание членов видеть церковь растущей:

Низкое Высокое

3. Приверженность членов церкви миссионерской работе и евангелизму

Нет приоритета Высокий приоритет

4. Стратегия церкви

Никакой системы Эффективная система

5. Вовлеченность членов в служение

Меньше 30% с определенным заданием Больше 60% с определенным заданием

6. Эффективность малых групп в служении церкви

Низкая Высокая

7. Роль образовательного служения (включая субботнюю школу) в общем

росте/распространении церкви

Низкая Высокая

8. Уровень библейской подготовки членов церкви (включая время, отведенное на изучение):

Низкий Высокий

9. Уровень любви и заботы, испытываемой членами (особенно новыми):

Низкий Высокий
Забота и питание евангелизма

«Благовествовать — значит представлять Иисуса Христа в силе Святого Духа, чтобы люди через Него уверовали в Бога, приняли Его как своего Спасителя и служили Ему как своему Господу через братство в Его церкви» (классическое определение евангелизма).


«Евангелизм» — неправильно понимаемое слово

Веками слово евангелизм (благовествование) и его производные использовались десятками разных способов для обозначения столь же многих различных вещей. Еще в 1755 г. Самуил Джонсон, составитель словаря английского языка, включил его как «слово, не имеющее общепринятого понимания».


Краткий исторический обзор

Между 33 и 1885 годами по Р. Х. христиане и их церкви предложили 200 разных планов евангелизации мира. Все они провалились в пределах 10 лет после начала их реализации (David B. Barrett, Evangelize! A Historical Survey of the Concept. Birmingham, AL.: New Hope, 1987). После 1886 года были предложены еще более 100 программ, которые просуществовали только 10—20 лет. Почему?


Задание

Прочитайте 12-ю главу из книги «Сила для свидетельства»

У нас, адвентистов, было бесчисленное множество программ и проектов, использующих термин евангелизм. Большинство из них имели очень короткую жизнь, нередко пять лет между сессиями Генеральной конференции. Часть проблемы заключается в том, что мы свели слово «евангелизм» до методологии, не имея, однако, точного определения того, что мы подразумеваем под этим словом. Повсеместное употребление закрепило в адвентистском мышлении ту идею, что «евангелизм» и «общественные собрания» являются синонимами.
Ключи к определению

Слово «евангелизм» (благовествование) происходит от двух греческих слов: «благой» и «нести весть» или что-то возвещать. Отсюда же происходит и слово Евангелие, означающее «Благая весть». «Благая весть» употребляется в Новом Завете 132 раза, но слово благовестник (евангелист), проповедующий Благую весть, появляется только трижды, возможно потому, что оно было также титулом языческих священников, и авторы Библии неохотно его использовали (Barrett, с. 11). В этих трех случаях Филипп (см. Деян. 21:8) и Тимофей (см. 2 Тим. 4:5) именуются благовестниками, а дар евангелиста упоминается как конкретный духовный дар в Еф. 4:11.

Слово «благовествовать» упоминается в Новом Завете 27 раз, чаще всего Лукой и Павлом. Лука использует его как синоним возвещения Благой вести, а Павел использует его для разъяснения миссии и места Иисуса, Который пришел, чтобы принести «благую весть».
Дополнение или стержень?

Является ли благовествование неотъемлемой частью миссии церкви, или это дополнительный элемент, используемый от случая к случаю?

Согласно Библии, благовествование неразделимо с остальной деятельностью церкви. Деяния 14:7, к примеру, говорит, что, когда Павел с собратьями прибывали в определенное место, они непрерывно «благовествовали». Похоже, что в ранней Церкви благовествование было просто тем, что Церковь делала. Неудивительно, что Е. Уайт пишет: «Жизнь церкви зависит от того, насколько верно следует она указаниям Господа» (Желание веков, с. 825).

Благовествование, распространение Благой вести есть, по сути, стержень жизни церкви.


Означает ли благовествование всего лишь «проповедь»?

Почти все переводы Библии каждый случай употребления слова «благовествовать» передают как «проповедовать», и это одна из причин того, что мы, адвентисты, связываем евангелизм почти исключительно с общественными мероприятиями.

Новый Завет, однако, использует 40 синонимов слова «благовествовать». Все они несут идею распространения вести, но не ограничиваются каким-либо одним методом.

Известный автор пишет: «Новый Завет более динамичен и разнообразен в формах выражения, чем мы сегодня... Наше почти исключительное использование слова «проповедовать» для всех этих синонимов является признаком не просто бедности словаря, а потери чего-то, что являлось живой реальностью в раннем христианстве» (Gerhard Friedrich, in Kittel, Theological Dictionary of the New Testament. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1965, vol. 3, p. 703).

Благовествование в период ранней Церкви было широким понятием, охватывающим весь процесс представления Благой вести нехристианам и вовлечения их в церковь. Это было по сути осуществление великого поручения. Это была система, а не уникальная методология. Заметьте, как семь библейских «родственников» слова «благовествовать» связаны с великим поручением и как гармонично они включают в себя обширную систему евангелизации. Благовествовать — означает:

1. «Получить» (Святого Духа)

2. «Идти» (по всему миру)

3. «Свидетельствовать» (об Иисусе)

4. «Провозглашать» (Благую весть)

5. «Делать учениками» (все народы)

6. «Крестить» (людей в церковное братство)

7. «Учить» (всему, что повелел Иисус)

Термином, почти исключительно означающим методологию, слово «евангелизм» стало в конце XIX века, благодаря главным образом произведениям шотландского евангелиста по имени Генри Дрюммонд. Он определил «евангелизм» как трехступенчатую методологию, включающую: 1) содержание проповедуемой вести, 2) методы подхода к западному мышлению и 3) типы проповедей, произносимых на общественных собраниях (Henry Drummond, The New Evangelism. London: Hodder & Stoughton, 1899, 2nd edition).

В 1918 году группа англиканских епископов провела конференцию на тему: «Евангелистская работа церкви». Как часть заключительного отчета участники четко определили понятие «благовествование»: «Благовествовать значит представлять Иисуса Христа в силе Святого Духа, чтобы люди уверовали в Бога через Него, приняли Его как своего Спасителя и служили Ему как своему Господу через братство в Его Церкви» (Barrett, op cit. с. 37). Теперь эта формула известна как классическое определение евангелизма.


Классическое определение и адвентистская Церковь

Могут ли адвентисты воспользоваться этим определением? Возможно, ответить на поставленный вопрос поможет рассмотрение следующей диаграммы. Благовествовать — значит представлять Иисуса силою Святого Духа, так что люди будут верить в Бога, принимать Иисуса как Спасителя и Господа и становиться членами церковного братства.


Адвентистское определение 1974 года

Ближайший к классическому определению текст в адвентистской литературе гласит: «Благовествование есть передача существенных элементов Евангелия Иисуса Христа в контексте трехангельской вести таким образом, чтобы сделать возможным отклик в сердцах слушателей — принятие Божьего обетования спасения от греха и Его средств для победы над грехом» (Evangelism and the Finishing of the Work, Annual Council Report, 1974).


Что случилось с ученичеством?

Вышеизложенное определение сфокусировано на личной святости и духовной зрелости, но оно оставляет в стороне всякое упоминание об индивидуальном ученичестве и о роли корпоративной местной церкви в распространении Евангелия.


Заключение: евангелизм — это стержень, а не дополнение

Евангелизм, таким образом, есть стержень всей программы церкви, а не изолированное случайное событие. Вся остальная деятельность церкви должна быть организована так, чтобы соответствовать этой задаче: нести людям Благую весть и включать их в церковную семью.

Церковь, согласно великому поручению, задумана, чтобы завоевывать и обращать людей, учить их путям Господа, предлагать им дом для духовного и социального общения и, посредством всей системы, готовить людей к вечности.

Нигде в Библии слово «благовествование» не ограничено методологией. Мы нанесли ему ущерб, сделав его в сознании адвентистов синонимом «общественных собраний», ограничивая его таким образом случайным событием вместо того, чтобы считать его неотъемлемой частью жизни как индивидуальных христиан, так и общин.


Евангелисты и свидетели

Это приводит нас к важному различию и к основному принципу. «Евангелисты», то есть люди, деятельность которых мы связываем с общественными мероприятиями, имеют особый духовный дар (см. Еф. 4:11). Не каждый христианин призван быть евангелистом. Евангелистам Бог дает способности быть на переднем крае, атаковать систему доктрин врага, представлять истину убедительным образом и подводить людей к принятию решения, чего никогда не смогут сделать люди, не имеющие этого дара. Суть в том, что не нужно чувствовать себя виновным, если вы не призваны быть евангелистом. Господь решает, кого призвать на эту работу.

В то время как не всякий христианин призван быть евангелистом, каждый христианин призван быть свидетелем (см. Деян. 1:8). Все христиане подпадают под мандат великого поручения. Каждый христианин может и должен учиться просто излагать Евангелие и учиться использовать принципы дружеского евангелизма и другие методы. Это есть «обучающая» часть великого поручения. Именно здесь мы можем найти свое место в евангелистской структуре церкви, даже если у нас нет дара евангелиста.
Основной принцип

Не всякий христианин призван быть евангелистом, но каждый христианин призван быть свидетелем (см. Деян. 1:8).


Обратная связь

Насколько хорошо вы усвоили материал этого раздела?

1. Сформулируйте устно или письменно смысл фразы: «Ученичество — это действие».

2. Рассмотрите следующие моменты, касающиеся ученичества. В какой мере ваша церковь им соответствует? Какие шаги вы можете предпринять, чтобы помочь членам вашей церкви приблизиться к реальному ученичеству в их личной жизни и в общей жизни церкви?


Характеристики ученичества:

1. Ученичество есть прямое участие в жизни вашей местной общины.

2. Ученичество означает развитие особого зрения, позволяющего видеть неохваченных церковью и прочих людей, нуждающихся в Благой вести.

3. Ученичество означает последовательное, сознательное продвижение в познании слова Божьего.

4. Ученичество означает осознанно выделять время в планах и образе жизни для систематического служения местной церкви.

5. Ученичество означает видеть людей не такими, какие они есть, а какими они могли бы стать, преображенные Божьей благодатью.

6. Ученик — это человек, сознательно взявший обязательство вести образ жизни, соответствующий библейской модели.

3. Сформулируйте устно или письменно определение и роль евангелизма.

4. Пересмотрите свое толкование великого поручения (см. Обратную связь раздела 1, вопрос 6) в свете нового понимания, обретенного в разделе 2.
Раздел 3

Разработка философии служения

Цель раздела

Цель этого раздела — изучить и понять тип инфраструктуры, необходимой церкви, чтобы способствовать тому виду роста, который представлен в определении, данном ранее. Данная инфраструктура должна строиться на библейской основе и применяться к жизни церкви через видимый образ бытия, практикуемый индивидуальными членами и общиной в целом.


Содержание раздела

Этот раздел охватывает четыре темы:



  • Обобщает некоторые исследования о том, почему церкви растут или не растут.

  • Обобщает некоторые библейские доктрины относительно организационных схем местной церкви.

  • Рассматривает некоторые адвентистские представления о том, почему церкви растут или не растут.

  • Предлагает программу для местной церкви, ориентированную на рост.

Задачи раздела



  • Уметь устно или письменно сформулировать фундаментальные причины роста церкви и признаки здоровой церкви.

  • Уметь устно или письменно сформулировать библейские принципы организации общины.

  • Уметь устно или письменно сформулировать значение и применение олицетворяющего евангелизма.

Почему церкви растут?

Рост означает сочетание непрерывно растущей духовной зрелости и роста числа активных членов церкви. Сюда входит:


  • Число новых членов.

  • Число служений, которые церковь разрабатывает, чтобы выполнить свое предназначение.

Семь фундаментальных принципов

Есть семь принципов, неизбежно проявляющихся в растущих церквах. Исследования подтвердили, что данные принципы фундаментальны. Некоторые из них большинство церквей считает само собой разумеющимися, но необязательно следует им. Чем осознаннее церкви будут применять эти принципы, тем вероятней их количественный рост.
Принцип 1

Только Бог может заставить что-либо расти. Только Господь может действительно заставить Церковь расти. Павел говорит: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:5, 6).


Принцип 2

Рост ограничен и сложен по сути. Нет простых рецептов последовательного роста. Он означает другой образ жизни церкви. В основе его стратегий лежит определенная инфраструктура, называемая «жизнь тела» или «благовествование образом жизни», основанная главным образом на информации из Деяний (2:41—47) и Послания к Ефесянам, где для описания работы церкви Павел использует в качестве метафоры человеческое тело. Все части и функции одинаково важны, согласованы и работают одновременно. Без этой инфраструктуры отдельные стратегии часто не дают желаемого результата. С другой стороны, если нет совершенного плана работы, в какой-то момент нужно просто начать действовать. Дональд Макгавран пишет: «Лучше использовать несовершенный план, чем продолжать великолепную работу в ожидании появления совершенного плана. Планы в действии — единственные вещи, имеющие значение» (Understanding Church Growth. Grand Rapids, MI.: Wm. B. Eedermans Publishing Company, Third Edition, 1990, p. 287).


Принцип 3

Для роста требуется духовно одаренное руководство. Рост не происходит по воле случая, он осуществляется по воле людей и происходит, потому что пастор и община учатся взаимодействовать с Господом, используя открытые Богом принципы выполнения работы Царства.

Настоящий рост церкви основан на богословской посылке, суть которой в том, что Иисус действует как Первосвященник на небе и Святой Дух — как успешный Посредник, обучающий церковь вести работу Царства и уполномочивающий ее на эту работу. Духовные дары, которые даются вновь рожденным христианам, являются инструментами Святого Духа для ведения работы Царства.

Рост церкви, таким образом, требует знающего, духовно одаренного руководства. Тенденция такова, что руководство местных церквей выбирают, как правило, имея в виду возраст кандидатов и наличие у них свободного времени. Руководство, которое только «имеет время», будет, вероятно, равнодушно к росту церкви и непоследовательно в работе. Руководство, выбранное на основе солидного возраста, имеет тенденцию становиться эгоистичным, это скорее просто подставные лица, чем приносящие какую-то пользу в действительной работе. Церковь, ориентированная на рост, всегда находит способы переместить центр тяжести в процессе выбора руководства с доступности и старшинства на духовную одаренность.


Принцип 4

Рост усиливается, когда церковь знает, в каком направлении она движется. Слишком много церквей имеют в общем-то смутное представление о том, куда они идут и даже зачем существуют. Многие имеют тенденцию разделять взгляды своего нынешнего пастора, у них нет собственной философии служения. Когда подобное происходит, община превращается просто в сообщество людей, которые раз в неделю собираются в определенном месте. Придя в собрание, они ожидают, что пастор будет «выступать» в традиционном духе, — и в этом заключается все их участие.


Принцип 5

Нужно включать как миссионерскую, так и воспитательную работу. Большинство церквей, отдают они себе отчет в подобной ситуации или нет, имеют склонность чрезмерно заботиться о том, что они уже имеют. Это называется «самосохранением» в противоположность «миссии». Чтобы церковь росла и оставалась здоровой, необходима специальная программа внешнего евангелизма, соединенная с высокими требованиями к ученичеству. С другой стороны, церкви, ориентированные на благовествование, должны быть местами, где к людям, как только они становятся членами, проявляют большую заботу. Таким образом, духовное качество и евангельское количество усиливают друг друга.


Принцип 6

Чтобы церковь росла, все ее члены должны быть мобилизованы. Мобилизация включает в себя четыре элемента:



  • Время. Члены типичной церкви не мобилизованы для роста. Исследование показывает, что члены церкви, известные как потребители, проводят от одного до трех часов в неделю в помещениях церкви. Посвященные добровольцы жертвуют дополнительно от одного до семи часов. Только один из двадцати добровольцев тратит более десяти часов в неделю на дела, связанные с церковью (R. Daniel Reeves, Church Growth: American Style, p. 164).

  • Обучение. Большинству добровольцев церкви не хватает интереса и квалификации, то есть качеств, столь необходимых для эффективного служения. Они сами должны систематически, непрерывно учиться.

  • Бывшие члены. Бывшие и отсутствующие члены церкви составляют примерно одну треть типичной общины. Церкви необходимо собрать информацию о бывших членах и научиться работать с ними.

  • Адекватная организационная структура. Растущая церковь имеет три уровня групповой деятельности:

а) динамичные субботние мероприятия

б) многочисленные служения

в) служения в малых группах
Принцип 7

Растущая церковь сама определяет духовные потребности общества и служит им. Растущие церкви сообразуют свои ресурсы и коллективные духовные дары с духовными и социальными запросами того общества, которому она служит. Частью такой работы является преодоление болезни, известной как «слепота к людям». Как это сделать, зависит от контекста и от ситуации.


Задание

Оцените вашу церковь, используя семь принципов, перечисленных выше. Куда бы вы ее поместили на шкале?

Ни одного Все семь

Установите список приоритетов, которые могли бы переместить вашу церковь к правому концу шкалы.


Основное исследование

Исследование, проведенное по всему миру, показывает, что есть определенные принципы, объективно характеризующие все растущие религиозные движения, христианские и нехристианские. Результаты перечислены на диаграмме внизу. Когда вы будете анализировать диаграмму, спросите себя: «Содержит ли церковь адвентистов седьмого дня эти элементы?» (Неважно, все ли они работают эффективно или нет)?


Характеристики растущих религиозных движений

Область религиозной жизни

Характеристики

Верования



  • Уникальная весть. Все без исключения указанные движения проповедуют весть, требующую нового начала.

  • Практические верования, связанные с жизнью. Хотя весть группы может иметь компоненты, сложные для восприятия, в конечном счете она непосредственно связана с реальной жизнью. Весть обращается к людям там, где они живут.

  • Учение группы порождает особенный образ жизни. Учение всеохватывающее, оно включает все стороны жизни.

  • Членов группы объединяет апокалиптическое чувство судьбы. Они верят, что впереди их ждет лучшая жизнь.

Групповая организация

  • Четкие, точно определенные схемы организации. Планы формулируются и исполняются руководителями и людьми, имеющими глубокое ощущение призванности и миссии.

  • Рядовые члены активно участвуют в организованной, дисциплинирующей деятельности. Они чувствуют себя «избранным народом» с определенной задачей. Члены церкви и ее руководители верят, что они с абсолютным авторитетом говорят об основных тревогах человечества.

Богослужение, ритуалы и обряды

  • Участие присутствующих в богослужении и обрядах.

  • Имеет место обостренное сознание конфессиональных особенностей и принадлежности. Они «шествуют на Сион» и желают получить «печать Бога».

  • Наступательные программы пропаганды, основанные на общении лицом к лицу. Сильно развито личное свидетельство.

Семь важных признаков

Питер Вагнер определяет семь важных признаков, характерных для растущих церквей (см. C. Peter Wagner, Your Church Can Grow, Revised Edition. Ventura. Ca.: Regal Books, 1984).

1. Динамичное руководство пастора. Церкви не растут, если ими не руководит пастор, который верой видит открывающиеся возможности и имеет решимость и способность привести всю церковь в действие.

2. Значительное число мобилизованных членов церкви, определивших свои духовные дары и участвующих в служениях, совместимых с этими дарами.

3. Достаточно большая церковь, чтобы вести и поддерживать значительные служения.

4. Правильный способ внутренней организации. Работающие самостоятельно, церкви автоматически разовьют такие схемы организации, которые предназначены для заботы о самих себе. Ради своего роста церковь обязана реорганизоваться, чтобы сосредоточиться на миссии, а не на самосохранении.

5. Служения, разработанные в церкви, должны отражать структуру того общества, которому церковь желает служить.

6. Методы распространения Евангелия, которые обязательно срабатывают. Времена меняются, общества меняются, и методы распространения тоже меняются. Они могут не совпадать даже в разных частях одного города.

7. Приоритеты, расставленные в библейском порядке. Следующие тексты указывают на библейский порядок, обязательный для церкви.



  • Мф. 28:16—20. Великое поручение. «Жизнь церкви зависит от того, насколько верно следует она указаниям Господа» (Желание веков, с. 825).

  • Флм. 6. «Дабы общение веры твоей оказалось деятельным».

  • Премудрость Божию нужно сделать известной миру через церковь (см. Еф. 3:10, 11).

  • Мы имеем служение примирения как посланники Бога (см. 2 Кор. 5:16—20).

  • Семья Бога должна быть группой поддержки для служения друг другу (см. Гал. 6:1—10).

Общее понимание церковного роста

Часто используются определенные штампы и клише для описания причин роста церкви. Пример — «Весть о пришествии всему миру в этом поколении». Другой пример — «рассказать всем о субботе». Эти штампы выражают благородные стремления, но это всего лишь обобщения. Они не описывают, как местная церковь может что-либо сделать для выполнения насущных задач, однако ведут к появлению исходных предпосылок и половинчатых истин, становящихся клише, но мало что дающих для действительного роста.
Половинчатые истины и исходные предпосылки

Философия лисьей норы. «Когда начнутся преследования, тогда церковь будет расти». Может быть, так и случится, но зачем ждать?

Философия сияющей святости. «Если бы все члены церкви были такими, какими они должны быть, работа была бы завершена». Может быть, но Иисус говорил, что доброе семя и плевелы растут рядом, пока ангелы не разделят их (см. Мф. 13:39). Тем временем поля готовы к жатве, даже если мы предполагаем, что до нее еще «четыре месяца» (Ин. 4:35). Церкви необходимо иметь христианский характер, но это обязательное условие часто используется как объяснения того, почему церковь не растет.

Философия биологического роста. «Если нам удастся удержать наших детей в церкви, она будет расти». Верно. Но если рост происходит только биологически, значит, церковь не выполняет поручение Господа. Она обязательно столкнется с очень реальной проблемой: стоимость удержания детей внутри церкви, обычно в форме христианского образования, опередит способность церкви платить по счетам, потому что дети имеют маленький доход или не имеют его совсем, и следующее поколение не настолько быстро растет, чтобы оплачивать счета нынешнего поколения.

Философия перехода. «Если мы сделаем нашу церковь достаточно активной, люди из других адвентистских церквей придут сюда». Чудесно — если в округе имеются другие адвентистские церкви и они охотно поддерживают эту идею. Хотя верно, что овцы идут туда, где их кормят, верно также и то, что простое блуждание адвентистов между церквами не есть истинный рост церкви.

Философия помогающей руки. «Мы здесь, чтобы помогать людям, а не обращать их». В этой философии неправильны две вещи: 1) она не выполняет поручение Господа и 2) она не работает. Помогающая рука должна быть частью каждой программы церкви, а не исчерпывающей сущностью служения церкви.


Библейский план для растущих церквей

Первым шагом в построении философии служения является выявление библейских указаний. Они формулируются в основном из семи ключевых библейских слов и понятий. Каждый стих иллюстрирует принцип роста церкви, содержащийся в значении ключевого греческого слова. Совместно они образуют структуру, определяющую философию и работу церкви.



Керигма

Весть и миссия. Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божьего (см. Рим. 10:17). Церковь Нового Завета не имела сомнений насчет содержания ее вести (см. Рим. 10:17). Ваша церковь не будет расти, если она не понимает, в чем заключается ее весть. Если она тратит силы на постоянные дебаты по поводу вести, ей надо забыть о процветании.



Карпос

Христианский характер. (Бог) дал нам слово примирения. Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас (см. 2 Кор. 5:19).

Карпос переводится как «плод Духа» (см. Гал. 5). Без христианского характера, примером которого являются отдельные христиане, рост прекратится. Церковь должна иметь понятую и принятую модель освящения, которую можно было бы на примерах как объяснить, так и показать ее членам, гостям и заново обращенным.

Аллелон

Жизнь «тела Христова». «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Это слово обычно переводится в Новом Завете как «друг друга». Имеются 26 определенных указаний относительно использования этого слова. Вместе взятые, они образуют работающую модель «жизни тела» для общины; коллективный христианский характер.



Койнония

Общение. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).

Общение принимает многообразные формы для различных групп людей, но это основная человеческая потребность. Растущая церковь должна предоставлять возможность для койнонии.

Дулос и харизмата

Христианское руководство. «Которой [церкви] сделался я [Павел] служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие» (Кол. 1:25). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10).

Оба слова означают «слуга» и «дары» соответственно. Христианское руководство — это служащее руководство (см. Мк. 10:35—45). Руководство нужно выбирать, основываясь на духовных дарах, которые Святой Дух дал церкви (см. Еф. 4:1—13). Это — единственный вид руководства, эффективно способствующий росту церкви.

Ойкос

Методы и средства. «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его; и, приведши их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:33, 34).

Ойкос буквально означает «дом», но обычно это слово используется в смысле «семья в широком понимании» или «домашнее хозяйство в целом». Оно означает сообщество всех людей, окружающих нас. В Новом Завете большинство душ было завоевано через эти сообщества. Сети малых групп являются ключевой стратегией роста церкви.
Задание

1. Проанализируйте вашу церковь в терминах библейских критериев, изложенных выше. Задайте себе следующие вопросы:



  • Есть ли у нас проблемы с нашей вестью? Понимаем ли мы ее? Достаточно ли эффективно мы используем ее в нашем обучении и вообще в церковной жизни?

  • Какую систему жизни тела мы имеем? Функционирует ли она сознательно?

  • Ограничена ли наша система койнония несколькими тесно связанными группировками в церкви или включает и другие?

  • Основано ли руководство церкви на духовной одаренности?

2. Разработайте серию проповедей, основанных на понятии «аллелон».

Схема № 1

Церковь Нового Завета

Деян. 2:41—47

Святой Дух

Заступническая молитва

Текст 41: Они охотно приняли слово

Текст 41: Они крестились

Текст 42: Они наставлялись церковью

Тексты 42—46: Они пребывали в общении с церковью

Текст 47: Они обращались к обществу с вестью

Текст 47: Положительное свидетельство

Текст 47: Они росли числом ежедневно

Схема № 2

Церковь Нового Завета

Деяния 2:41—47

Святой Дух

Заступническая молитва

Текст 41: Они охотно приняли слово

Текст 41: Они крестились

Текст 42: Они наставлялись церковью

Тексты 42—46: Они пребывали в общении с церковью

Текст 47: Они обращались к обществу с вестью

Текст 47: Положительное свидетельство

Текст 47: Они росли числом ежедневно

Керигма (весть)

Дулос и харизмата (руководство)

Койнония (общение), аллелон («друг друга»)

Ойкос (общение в группах)

Карпос (плод Духа)

Глобальный евангелизм: конечный результат
Миссия адвентизма

Откр. 14:6—12

Вечное Евангелие

Благовествовать живущим на земле

Пророческая _________________________ «пал Вавилон»

Богословская ________________________ «Заповеди Бога»

«Верные Иисусу»

Социальная ____________ всякому племени, колену, языку, народу


Карпос: Христианская личность

Гал. 5:22 (Плод Духа)

Любовь

Радость


Мир

Долготерпение

Благость

Милосердие

Вера

Кротость


Воздержание
2 Петр. 1:5—7

Вера


Добродетель

Рассудительность

Воздержание

Терпение


Благочестие

Братолюбие

Любовь
Аллелон: указания относительно «друг друга»
Взаимоотношения


  • Любите друг друга

  • Принимайте друг друга

  • Приветствуйте друг друга

  • Проявляйте одинаковую заботу друг о друге

  • Подчиняйтесь друг другу

  • Будьте терпеливы друг к другу

  • Признавайте свои грехи друг перед другом

  • Прощайте друг друга

Взаимное назидание



  • Укрепляйте друг друга

  • Учите друг друга

  • Увещевайте друг друга

  • Убеждайте друг друга

  • Обращайтесь друг к другу в псалмах, гимнах и духовных песнях

Взаимное служение



  • Будьте слугами друг другу

  • Носите бремена друг друга

  • Будьте радушны друг к другу

  • Будьте добры друг к другу

  • Молитесь друг за друга

Неприемлемые отношения



  • Не судите друг друга

  • Не злословьте друг друга

  • Не сетуйте друг на друга

  • Не «грызите» друг друга

  • Не раздражайте друг друга

  • Не завидуйте друг другу

  • Не лгите друг другу

Характеристики растущих церквей



  • Руководители поняли суть новозаветного определения цели и роли молящейся общины в мире и стараются быть верными этому определению и призыву Господа в данном месте, в местной церкви.

  • Поддерживающее, утверждающее и спасительное общение.

  • Ориентация на сегодня и завтра, а не на вчера.

  • Желание и возможность принимать новых членов.

Олицетворенный евангелизм

Олицетворенный евангелизм, также называемый «жизнь тела», «образ жизни» или «социальный» евангелизм, предполагает, что как отдельные члены церкви, так и община в целом призываются продолжать работу Иисуса как «живые письма» (2 Кор. 3:2, 3). Это означает свидетельствовать самым естественным способом, какой только возможен, чтобы он стал неотъемлемой частью жизни.
Что это такое?

Олицетворенный евангелизм включает несколько богословских и практических соображений: понимание роли церкви в продолжении олицетворенного служения Иисуса; понимание потребностей человека и того, как Господь обеспечивает их; понимание процессов, ведущих к обращению и к ученичеству. Диаграммы, размещенные на последующих страницах, схематически показывают основные богословские принципы евангелизма как образа жизни. Первичные методологии достижения этого образа жизни таковы:



  • Диагноз здоровья церкви

  • Применение духовных даров

  • Концепция организации, именуемая «принцип пирамиды»

  • Система оценки коэффициентов церковного роста

  • Шкала, показывающая развитие процесса роста церкви

  • Разные виды церквей и их характеров

  • Навыки дружеского евангелизма

  • Применение принципа восприимчивости

  • Развитие богослужений с участием всех присутствующих

Мы будем изучать все перечисленные методологии в предлагаемом курсе.
Основные вопросы

Пять следующих вопросов послужат нам отправной точкой:

1. Каких людей церковь хочет посылать в мир?

2. Какого рода церковь делает возможным появление таких людей?

3. Какого рода руководство формирует такую церковь?

4. Какого рода пастор делает возможным такое руководство?

5. Какого рода система поддержки делает возможной деятельность такого пастора?
Олицетворенный евангелизм: библейские перспективы

Деян. 1:6—8. «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».


Точка зрения Елены Уайт

(Деяния апостолов, с. 29, 32)


«Людей не волнует, сколь много вы знаете, пока они не узнали, сколь многое вас волнует» (Флойд Макклинг).

Воплощение Иисуса

Слово стало плотью

Благодать Истина

делают видимой славу Отца

для


мира

Воплощенная миссия церкви

Иисус: Господь и Первосвященник

Питает Лелеет

Церковь

Святой характер



Динамичная весть

делают видимой славу Отца

для

мира
Обратная связь


Насколько хорошо вы усвоили материал этого раздела?

1. Рассмотрите определение роста. Как вы думаете, правильно ли оно? Как можно было бы применить его к вашей церкви? Отличается ли оно от вашего обычного понимания «роста»?

2. Вернитесь к диаграмме. Сравните элементы, перечисленные под номером 7. Какую оценку заслуживает ваша церковь? Сколько указанных элементов эффективно используются в вашей церкви? Каких не хватает? Как бы вы взялись за воплощение отсутствующих элементов?

3. С какими полуправдами и исходными предпосылками из вышеперечисленных вы знакомы? Сколько из них живут и здравствуют в вашей церкви? Как вы можете ответить на них и ликвидировать ущерб, который они, возможно, нанесли системе, ориентированной на рост вашей церкви?

4. Предпримите глубокое изучение греческих слов, использованных при схематическом описании философии служения. Какие дополнительные идеи вы почерпнули?

5. Какое новое понимание появилось у вашей группы? Какие новые стратегические идеи вы разработали в группе?

6. Разработайте вашу собственную схему олицетворенного евангелизма. Разработайте серию проповедей на эту тему. Как бы вы оценили наличие воплощенного евангелизма в программе и образе жизни вашей церкви?


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Кавычки — для идиотов. Михаил Светлов о закавычиван
ещё >>