От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Страница Одесская Богословская Семинария 99 2321.47kb.
Новая стратегия роста экономики Японии обеспечит к 2020 году прирост... 1 60kb.
Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов 7 1174.1kb.
А. Чандлер Альфред Чандлер является первым человеком, давшим трактовку... 1 32.17kb.
Vi астанинский экономический форум (аэф). 22-24 мая, г. Астана 1 97.09kb.
Замечания и предложения по Главе 15. («Преодоление территориальной... 4 573.17kb.
Стратегия развития Аэрофлота 1 317.61kb.
Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь Священная Библейская история... 20 2971.62kb.
Исследование синхронности линейного роста байкальского омуля и его... 1 153.9kb.
Священная Библейская История Ветхого Завета 27 3341.25kb.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. 11 2770.27kb.
Пронина Татьяна Сергеевна Религиозность современных россиян: мифы... 1 189.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - страница №13/13

Стили богослужений

Успех церковной программы во многом зависит от стиля богослужения. Исследования показывают, что в растущих церквах богослужения организованы по принципу участия всех. Иными словами, община совершает служение в субботу утром как единое целое.
Богослужение с участием всех членов. Наверно, ничто в современных адвентистских кругах не вызывает больших дискуссий, чем стили богослужений. Просмотрите список отличительных особенностей растущих церквей (на странице 40). Богослужения, основанные на участии всех членов, одна из таких особенностей.

Большинство богослужений в церквах ориентированы на наблюдателей. Люди на кафедре — актеры, все остальные — зрители. Участие присутствующих ограничивается пением нескольких гимнов и преклонением колен для молитвы.

Рассмотрите обычный порядок богослужения в адвентистской церкви. Заполните пропуски в нижеприведенной таблице. Какой процент времени активно участвуют в богослужении находящиеся во святилище?


Составные части богослужения

Кто в них в основном участвует?

Молитва служителей в пресвитерской о богослужении




Призыв к началу богослужения




Начальный гимн




Приветствие




Пасторская молитва




Призыв к пожертвованиям




Специальный музыкальный номер




Проповедь




Заключительный гимн




Заключительная молитва



Что такое богослужение с участием всех? Такое богослужение предполагает участие в нем всех присутствующих. Для этого люди и приходят в церковь! Проповедь играет важную роль, но богослужение не сводится только лишь к ней. Служение в ветхозаветном святилище, конечно же, не было ориентировано на пассивных наблюдателей. Подумайте, насколько тщательно надо было готовиться, чтобы выбрать подходящую жертву и принести ее ко входу во святилище. Праздничные дни и события в течение года включали в себя всевозможные обряды, требовавшие активного участия каждого молящегося и поклоняющегося.


Три главные проблемы. В традиционных адвентистских богослужениях есть три основных недостатка:

                  • Они представляют собой нудную рутину, поскольку заранее расписаны, часто на год вперед, и никто отдельно не планирует каждое богослужение.

                  • В них много длинных пауз из-за того, что присутствующие ищут нужный текст в Библии, ждут, пока все рассядутся по местам или пока кто-то взойдет на кафедру и сойдет с нее.

                  • Музыканты тратят невероятное количество времени на настройку инструментов, хористы шушукаются на подмостках, обсуждая, кто куда должен встать, произносят благочестивые банальности ни о чем перед началом пения, поднимают и опускают крышки пианино, поправляют микрофоны, заставляя их визжать подобно свиньям на бойне, пытаются синхронно включить фонограмму в задней комнате звукозаписи — и так до бесконечности.

Задание. Прочитайте 11-ю главу из книги «Церковь, вступающая в XXI век».

Музыка. Музыка является делом личного вкуса. Есть музыка, совершенно неприемлемая для богослужения. Так называемый «евангельский рок» — это всего лишь подражание языческой музыке, популярной в языческих субкультурах по всему миру, и она не должна звучать на богослужениях. С другой стороны, песни хвалы ничем не отличаются от песен возрождения начала ХХ века, которые до сих пор популярны во многих адвентистских церквах во всем мире.

Не так давно на музыкальном представлении в адвентистской церкви дирижер представил недавно найденный гимн в честь девы Марии, который как будто ни в чем не уступал знаменитой Аве Мария. Музыка была чудесной, но слова абсолютно неприемлемы в богословском отношении. Слушателям, понимающим толк в классической музыке, гимн понравился. Однако та же самая аудитория могла бы выразить неудовольствие, если бы кто сыграл и спел недавно найденную песню хвалы, основанную на фольклорном ритме и тексте из Псалтири. Все это дело личного вкуса и предпочтения!
Главное — тщательно планировать. Секрет динамичного богослужения заключается в тщательном планировании, разнообразии и участии всех присутствующих. Меняйте стили и формат музыки и пения. Пользуйтесь особыми днями и событиями для украшения богослужения. Сделайте служение менее напыщенным и более естественным. Чем непринужденнее протекает богослужение, тем тщательнее оно, по-видимому, планировалось.

К. Реймонд Холмс в книге «Пойте новую песнь» (Berrien Springs, MI.: Andrews University Press, 1984) рекомендует следующее для адвентистских богослужений.

Холмс исходит из предпосылки, что адвентистское богослужение в первую очередь должно отражать три доктрины: субботу, священство Иисуса и Второе пришествие. Все три доктрины должны найти отражение в любом формате богослужения. Богослужение нельзя делать статичным. В нем должно участвовать больше людей. Главная проблема адвентистских богослужений — плохое планирование и нудная рутина. И то, и другое лишает богослужение смысла.

Холмс напоминает нам, что мы возникли как движение возрождения: «Вместе с тем в движении возрождения есть много положительных моментов, которые необходимо сохранить и которые снова всплыли на поверхность в результате современного возрождения литургии. Существенными положительными элементами являются спонтанность или экспромт, необходимость обращаться к слушателям в контексте современных проблем, методы, ориентированные на нужды человека, и простая, доступная для понимания церковная музыка. Мы, адвентисты седьмого дня, все время противились экстатическим элементам в контексте неформальности и экспромта и всегда настаивали на порядке и благочинии. Но поддерживать порядок и благочестие вовсе не означает стоять на одном месте, ничего не менять и оставаться непреклонными в своей старомодности и традиционности» (с. 147, 148).

Модель богослужения в Откр. 4, 5 включает в себя пять словесных элементов:


                  • Непрекращающаяся хвала.

                  • Словословие 24 старцев.

                  • Еще одно славословие живых существ.

                  • Славословие ангелов.

                  • Хвалебный гимн всего мира.

Эти словесные элементы включают в себя громкий голос, громкое «аминь», плач, пение и возвещение. В нем присутствует три активных элемента: воспоминание, благодарение и посвящение.

Богослужение следует сосредоточить на двух моментах: присутствии Бога и победе Христа. Этот акцент призван инициировать соответственно благоговение и веру. Три доктрины неизменно должны присутствовать в кульминационных моментах богослужения. Остальные части богослужения можно разнообразить, как угодно.



                  • Приветствие — суббота

                  • Пасторская молитва — первосвященническое служение Иисуса

                  • Заключительное благословение — Второе пришествие.

Холмс считает, что музыку следует оценивать с позиции людей, а не людей — с позиции музыки. «Предназначение хора — не развлекать собравшихся, а руководить ими в пении гимнов».
Краткая история адвентистских стилей богослужений
Адвентистские стили богослужений, по крайней мере, в западном мире, прошли шесть основных этапов: 1) раннее неформальное, часто экстатическое богослужение; 2) упорядоченное служение в скинии Батл-Крика; 3) адвентистское пятидесятническое движение в начале нынешнего столетия; 4) стили эпохи движения возрождения в 30—40-е годы; 5) склонность к торжественному, высокопарному богослужению в 50—60-е годы; 6) переход к неформальным служениям с участием всех присутствующих с начала 80-х годов. Большинство этапов повторяло тенденции евангелических церквей в окружающем обществе.

В 50—60-е годы сильное влияние на богослужения оказывали факультеты искусства в адвентистских колледжах. Норвал Пиз писал: «Мне кажется, каждому служителю следует выбирать такую музыку для богослужений в своей церкви, чтобы она была выше среднего уровня понимания участников богослужения». (“И поклонитесь Ему», Nashville, TN. Southern Publishing Association, 1967, c. 74.) Для подавляющего числа людей стиль богослужения отражал преобладавшие тогда в обществе культурные ценности. Например, Пиз придавал большое значение благоговению, под которым понимались скорее тишина и молчание, чем активное участие. Харольд Б. Ханнум в книге «Христианский поиск красоты» (Nashville, TN. Southern Publishing Association, 1975) ставил эстетику на видное место в перечне христианских добродетелей. С его точки зрения, слушая мессу Баха «Си минор», люди могли мысленно оторваться от суетной земли и воспарить в небеса (с. 27).

В 50-е годы возник конфликт по поводу использования в адвентистских церквах «разделенного алтаря», то есть двух кафедр вместо одной центральной. В конце концов церковь заявила, что она на стороне «евангельской кафедры», играющей центральную роль в процессе богослужения и находящейся в центре подмостков.

В 60-е годы велись споры по вопросу о том, когда надо делать объявления. Должны ли объявления быть частью богослужения, или их надо делать до начала основного богослужения? Споры вспыхнули в основном по той причине, что в ходе этих объявлений не столько говорилось о событиях в жизни церкви, сколько делалась реклама адвентистской литературы.

На современной сцене доминируют три направления: 1) одни хотят сохранить «традиционное» служение; 2) другие желают экспериментировать с альтернативными стилями богослужения; 3) молодое поколение больше тянется к традиционному стилю богослужения.
Попытка найти оптимальный вариант богослужения

Понаблюдайте за богослужениями в своей церкви в течение нескольких недель, а затем заполните данную анкету. Отметьте буквой «Х» ту точку на каждой из осей, которая полнее всего характеризует богослужения в вашей церкви. Затем соедините все отмеченные точки вертикальной линией, чтобы получить общую картину.


Атмосфера

1_____________2_____________3_____________4_____________5

Как на похоронах Радостная

и заразительная

Музыка

1____________2_____________3_____________4_____________5



Унылая, наводящая тоску Живая и сочная

Приветствие гостей

1____________2_____________3_____________4_____________5

Гостей не замечают Теплое и дружеское

Порядок богослужения

1____________2_____________3_____________4_____________5

Настолько предсказуемый, Равновесие знакомого

что не нужна программка и неожиданного

Тема

1____________2_____________3_____________4_____________5



Нет ясной темы Тема видна во всех

мероприятиях

Программка

1____________2_____________3_____________4_____________5

Выглядит, как Привлекательна,

стандартный атрибут хорошо подготовлена

Объявления

1____________2____________3______________4_____________5

Отвлекают Вписываются в служение

Участие


1____________2____________3_____________4_____________5

Нет возможности для Хороший отклик и

отклика и участия возможность участвовать

Ход


1____________2____________3_____________4_____________5

Разные части не связаны Каждая часть органично

вписывается в целое

Переходы


1____________2____________3_____________4_____________5

Нет четких переходов, Естественный переход

много пауз от одного к другому

Язык


1____________2_____________3_____________4_____________5

Архаичный Понятный людям

религиозный жаргон

Элементы адвентистского богословия

1_____________2______________3_____________4_____________5

Неразличимы Отчетливо звучащая

адвентистская весть
Обратная связь

Насколько хорошо вы усвоили материал этого раздела?


1. Просмотрите план, который вы разработали по заданию на странице 160. Включите элементы численности церкви, ее возраста, стиля богослужения и плана богослужения в свой план.

2. В чем смысл терминов «одноклеточный» и «многоклеточный» организм, и как эти термины влияют на жизнь общины?

3. Если вы пастор церкви, то где вы видите себя в таблице на странице 161? Хорошая ли эта позиция для выполнения текущей пасторской работы? Если нет, то какие шаги вам надо предпринять в дальнейшем, чтобы оказаться в правильной позиции?

Если вы член церкви, примените вопрос 3 к своей церкви.

4. Что такое «Барьер 200»? Заметен ли он в вашей церкви? Если нет, то приближаетесь ли вы к нему или уже благополучно прошли его? Если он заметен или вы приближаетесь к нему, какие шаги вы намерены далее предпринять?

5. Где ваша церковь находится на шкале церковного возраста? Просмотрите статистическую информацию из части 2 раздела 1. Что в ней сказано, если принять во внимание возраст вашей церкви?

6. Как бы вы определили «стиль служения» вашей церкви? Эффективен ли он? Как его можно изменить или улучшить?

7. Кто такие «хранители дверей или врат»? Как быть с ними? Какова ситуация с хранителями врат в вашей церкви и как может быть решена эта проблема? Повторно изучите задание на странице 170.



8. Разработайте стиль богослужения, используя элементы, предложенные Холмсом (см. страницу 185). Поможет ли это вашей церкви? Если нет, то почему?
<< предыдущая страница  



Человек — общественное животное, которое не выносит своих сородичей. Эжен Делакруа
ещё >>