От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Страница Одесская Богословская Семинария 99 2321.47kb.
Новая стратегия роста экономики Японии обеспечит к 2020 году прирост... 1 60kb.
Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов 7 1174.1kb.
А. Чандлер Альфред Чандлер является первым человеком, давшим трактовку... 1 32.17kb.
Vi астанинский экономический форум (аэф). 22-24 мая, г. Астана 1 97.09kb.
Замечания и предложения по Главе 15. («Преодоление территориальной... 4 573.17kb.
Стратегия развития Аэрофлота 1 317.61kb.
Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь Священная Библейская история... 20 2971.62kb.
Исследование синхронности линейного роста байкальского омуля и его... 1 153.9kb.
Священная Библейская История Ветхого Завета 27 3341.25kb.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. 11 2770.27kb.
Пронина Татьяна Сергеевна Религиозность современных россиян: мифы... 1 189.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - страница №12/13

Возраст церкви


Критический Критический Критический

момент А момент В момент С

Начало обрастания Равновесие Кончина

учреждениями


Движется от миссии к самосохранению, если не будут предприняты сознательные усилия для сохранения/обновления миссии

0 ________10_________20_________30_________40________50

Возраст
Ефесский цикл
Деяния, 19 Откровение, 2 Критическая

Драматическое Призыв к точка С

начало обновлению: Кончина

— добрые дела

— терпение

— упорный труд

— доктринальная чистота

— выносливость во время гонений

«Твори прежние дела»

Все эти изменения произошли за 30 лет, с 60 по 90 гг. по Р. Х.


Церковные стили

Церкви отличаются по стилю. Адвентистские церкви по всему миру схожи с точки зрения формы богослужения и общих организационных моделей, выстроенных вокруг календаря всемирных пожертвований. Однако помимо этого существуют различные церковные стили.


Задание. Прочтите 3-ю главу из книги Лейта Андерсона «Церковь, вступающая в XXI век». Часть материала данного раздела основана на этой главе. К какому стилю можно отнести вашу церковь? Имеет ли ваша церковь лучший стиль для того служения, которое она намерена совершить? Какие перемены могут понадобиться, чтобы развить новый стиль?
Организационные модели. Большинство адвентистских церквей организуются и осуществляют свое служение в рамках стиля, который развивался на протяжении многих лет для удовлетворения потребностей институциональной церкви и ее программы всемирной миссии. Церковные стили не вписываются в определения «хороший» или «плохой». Все они или большинство полезны, если исполняют свое предназначение и оправдывают себя.
Основополагающий вопрос: «Подходит ли стиль служения или организационная модель нашей церкви для осуществления наших целей?»
Типичная адвентистская система. Традиционная адвентистская церковная система выглядит примерно так:

Замкнутая система.



                  • Этические границы четко очерчены.

                  • Крепкие семейные связи во всей системе. Койнония, построенная на базе всемирной адвентистской учебной системы, тесная и крепкая.

                  • Командная цепь хорошо понятна. Большинство адвентистов знакомы с потоком ресурсов и информационным обменом по каналу: местная конференция — унионная конференция/миссия — дивизион — Генеральная конференция.

Выбор руководства

Форма представительной демократии, основанной на сочетании модели правительства США и методизма XIX века. Видоизменялась и приспосабливалась на протяжении долгих лет, чтобы стать полезной в международном плане.
Основополагающая мотивация


                  • Наставление и вдохновляющие вести.

                  • Богослужение состоит из субботней школы и второй части.

                  • Сборник адвентистских гимнов и песнопений.

                  • Единый всемирный дом. «Куда бы в этом мире я ни отправился, в адвентистской церкви я всегда чувствую себя, как дома».

Наша система имеет много положительных черт. Смотрите таблицу на странице 40. Однако ее можно модифицировать, особенно на уровне местной церкви, чтобы она стала еще более эффективной.
Стратегии

                  • Склонность ориентироваться на одно-единственное решение: «Если мы все это сделаем, Господь придет».

                  • Краткосрочность. Обычно программы изживают себя через год, максимум два. Например, уроки субботней школы лежат на полке всего три месяца.

                  • Склонны становиться самоцелью.

                  • Измеряются немедленными результатами или отсутствием таковых.

                  • Немедленные результаты (или отсутствие таковых) становятся показателями эффективности и даже показателями духовности участников этих программ — если вы не участвуете в их осуществлении, значит, ваши взаимоотношения с Господом нарушены.

                  • Склонность делать методологию такой же важной, как и богословие.

Первоисточники. Лайл Е. Шаллер, «Это другой мир» (Nashville: Abington, 1987).

Карл Ф. Джордж, «Готовьте свою церковь к будущему» (Grand Rapids, MI: Fleming H. Revell, 1991).

Дэн Дей, «Путеводитель по распространению адвентизма» (Boise, ID.: Pacific Press Publishing Association, 1990).

Реймонд Дж. Баак и Сэмюэл Робертс, «Расширенная миссия старых первых церквей» (Valley Forge, PA: Judson Press, 1986).

Джеймс Х. Руц, «Открытая церковь» (Auburn, Maine: The Seedsowers, 1992).


Иллюстрация церковных стилей. Некоторые из нижеприведенных стилей хороши только в недавно созданных церквах. Например, очень трудно преобразовать традиционную церковь в церковь искателей.

Воодушевляет возрождение у молодого поколения интереса к традиционным церквам. Избавьте их от занудной и скучной рутины, сделайте богослужение более привлекательным, добавьте служение в малых группах, и традиционная церковь оживет без больших травм и потрясений. Однако это заявление исходит из предпосылки, что церковь богословски едина. Если в церкви ведется много доктринальных споров или дискуссий по практическим вопросам, связанным с образом жизни, изменения в любом направлении будут даваться намного труднее.




Название стиля

Характеристики

Мегацерковь

Огромных размеров. Церковные здания известны как «территория» церкви. Знаменитый старший пастор. Многочисленные служения.

Метацерковь

Построена на базе небольших групп. Главным событием является еженедельное богослужение, однако реальное служение осуществляется в небольших группах/ячейках, из которых состоит церковь.

Домашняя церковь

Собирается в частных домах. В некоторых странах мира церковь только так и может функционировать.

Телевизионная церковь

Люди считают своим «пастором» известного телепроповедника. Их церковный дом — это телеканал, по которому проповедник выступает большую часть времени.

Дружественные сельские церкви

Созданные по типу больших магазинов со скидками на товары в дружественном стиле, эти церкви обслуживают обширную сельскую местность.

Традиционные церкви

Традиционные церкви с органной музыкой и возвышенной церковной литургией — это новая волна, за которой будущее. Продуманное построение богослужения и все более активное участие в них прихожан являются ключом к росту.

Церкви по типу торговых центров

Эти церкви предлагают разнообразные программы и служения. Они создаются на базе совершаемых служений. Все служения способствуют росту церкви.

Церкви искателей

Рассчитанные на то, чтобы завоевывать невоцерковленных людей, эти церкви имеют разнообразные программы и богослужения, каждое из которых нацелено на конкретную группу населения.

Церкви со специальным служением

Многонациональные церкви. Христианские мечети. Мессианские синагоги. Церкви для разных языковых групп. За ними будущее в городских кварталах.

Церкви, работающие семь дней в неделю

Имеют множество малых дверей, через которые люди могут войти в церковь. Мероприятия идут в них во все часы дня и во все дни недели. Все эти малые двери питают большую церковь.

Стратегии обновления местной церкви

Следующий материал адаптирован из книги Монте Салина «Как делиться своей верой с друзьями, не теряя ни то, ни другое» (с. 189—206). В ней описаны несколько способов, с помощью которых адвентистские церкви добивались обновления.
Шесть возможностей обновления. Поскольку множество местных церквей претерпевали процесс изменения, несколько вариантов встречаются достаточно часто. Их можно охарактеризовать как: 1) перемена ориентации церкви, 2) оживление церкви, 3) пасторский евангелизм, 4) превращение в евангельский центр, 5) перемещение на окраины и 6) насаждение новой церкви. У каждого варианта есть свои сильные и слабые стороны, свои возможности и опасности. Каждый из них требует посвященности и упорного труда для достижения роста. Некоторые варианты более предпочтительны для работы с юными бунтарями и невоцерковленными людьми, другие менее предпочтительны.
Вариант с переменой ориентации. В этом случае пастор и основные руководители из числа рядовых членов контактируют с небольшой частью членов церкви, готовых внести серьезные изменения в стиль богослужения и изменить направленность служения церкви, начав работу с новой, принципиально отличной целевой аудиторией, чем та, с которой церковь работала раньше. Акцент здесь делается на развитие человеческих ресурсов. Все усилия пастора будут направлены на создание качественного общения и коллективного свидетельства в нескольких интенсивно работающих малых группах, на развитие духовных даров тех членов, которые примут решение участвовать в новой работе, а затем начать движение в сторону целевых служений.

Кого-то вы потеряете! В первые два года осуществления предложенной стратегии церкви надо быть готовой к тому, что она потеряет значительную часть своих членов. Многие уйдут, потому что нетрадиционная программа нарушит рутину, с которой они свыклись; или же им не понравится новый стиль богослужения и служения обществу, необходимый для того, чтобы донести весть до сознания новой целевой аудитории. На третий или четвертый год членство церкви может значительно увеличиться за счет вливания новых людей. Положительные моменты такого подхода: отчетливая видимость нового стиля богослужений, качество свидетельства рядовых членов, быстрый рост сильного ядра крайне преданных членов, способствующих воспитанию себе подобных, и ликвидация пораженческих настроений прошлого. Отрицательными последствиями могут быть негодование некоторых членов и даже уменьшение численности членов на первых порах. Чтобы данная стратегия имела хоть какой-то успех, церкви необходимо заручиться пониманием и одобрением со стороны руководства конференции и пастора, который должен быть знатоком человеческих взаимоотношений, готовым взять на себя роль сильного руководителя.


Вариант с оживлением. В этом случае пастор вовлекает большую часть общины в мероприятия больших групп и рабочие комитеты на протяжении длительного периода времени, формируя у членов менее глубокое, но более единодушное сознание миссии и общественного служения. Акцент делается на том, чтобы вдохнуть новую жизнь в ту же основополагающую модель миссионерской работы и внутреннего духовного воспитания, которая в прошлом успешно действовала в церкви. При этом обслуживается тот же «рынок». Развитие и подготовка руководителей — главный приоритет в церковной программе. Вместо того чтобы излагать особое видение миссии церкви, пастор воодушевляет общину почаще собираться, высказываться и составлять собственное заявление о миссии. Символическим центром такого процесса может стать здание церкви, когда почти все включатся в его ремонт и обновление. Если это красивое здание, представляющее собой историческую ценность, оно может стать тем материальным средством, которое пробудит общественное сознание и будет способствовать миссионерской работе.

Если церковь выбирает предложенное направление, то рост происходит очень медленно, но верно и неуклонно и производит сильное впечатление. Положительные стороны данного подхода заключаются в том, что он дает возможность исправить ухудшающуюся ситуацию, не усугубляя ее еще больше, усилить поддержку членами церкви программ конференции и адвентистских учреждений, таких, как укрупненная церковная школа, а также сохранить существующие ресурсы. Отрицательными сторонами варианта можно считать огромные расходы, связанные с реставрацией старого здания, отсутствие численного роста и евангельского импульса, а также тот факт, что для незначительных приобретений требуется длительный период времени (от четырех до шести лет).


Вариант пасторского евангелизма. Эту стратегию издавна любят адвентисты, когда они реанимируют церкви, «умирающие на лозе». При таком подходе пастор большую часть своего времени тратит на личный евангелизм, регулярно проводит «жатвенные» собрания и работает в основном самостоятельно, чтобы как можно быстрее увеличить число крещений. Он не пытается добиться энергичной деятельности от рядовых членов, хотя часть членов церкви восторженно реагирует на этот план, предлагая добровольную помощь и выполняя некоторые необходимые задания. Многие члены церкви почти ничем не помогают, за исключением того, что просят пастора посетить и обратить бывших членов и своих родственников. Фактически во многих случаях большая часть общины цинично взирает на происходящее и тихо сетует, что пастор якобы игнорирует их проблемы. Отдельные вновь крещенные люди становятся активными и динамичными членами, несколько оживляющими остальных. Общее членство почти сразу же вырастет на 1 или 2 процента в год, однако темпы роста не будут меняться на протяжении многих лет, и пасторы редко остаются в такой церкви надолго. Положительными сторонами этого варианта является немедленный и хорошо понимаемый всеми акцент на «евангельскую работу», благоприятное воздействие самого факта приобретения новых душ и отсутствие конфликта, возникающего всякий раз, когда речь заходит об активном участии членов церкви в церковных программах, как это предусмотрено в других вариантах. К отрицательным сторонам следует отнести большое количество отпадших от церкви, выходящих через «запасной выход», отсутствие целостности и единения среди членов церкви, а также накопление долгосрочных проблем.
Перемещение на окраины. Решение продать старое здание и построить новое в недавно заселенном районе или поблизости от него часто рассматривается как способ вдохнуть в общину новую жизнь и способствовать ее росту. Многие так и поступали в последние десятилетия. Обычно возникают некоторые трения и противоречия, когда отдельные члены церкви выясняют, как далеко новое место отстоит от их дома, хотя почти всякое местоположение, выбранное в результате демократического голосования, будет находиться на вполне приемлемом расстоянии для большинства членов. Но если церковь и станет расти в результате переезда в новое здание, то это должна быть не просто перемена адреса и здания церкви. Местоположение и оснащение церкви, конечно, имеют определенное значение, но для большинства людей это далеко не самое главное. Если новички найдут в новом здании «ту же старую программу», они вскоре потеряют всякий интерес.

Хотя в результате переезда поначалу можно ожидать значительного притока новых людей, активных членов не станет больше, если вместе со зданием не будет изменено содержание церковной жизни. Положительными моментами в данном варианте являются следующие: 1) легче собрать деньги для приобретения нового здания, чем на ремонт старого; 2) традиционной моделью успеха среди адвентистских церквей считался переезд в новое здание. Главным отрицательным моментом становится то, что остается несделанным: решение о целевой аудитории, служении, миссионерской стратегии собрания. Этот вариант связан в основном с переменой учреждения, а не миссии, что само по себе не может обеспечить роста.


Вариант с созданием евангельского центра. В послевоенное десятилетие многие руководители разных вероисповеданий разработали понятие «постоянно действующих евангельских центров» в больших городах. Эта стратегия и сегодня может быть жизнеспособной. Совсем недавно ее предложили в виде служения медиацентра на базе церкви. При этом надо нанимать на работу значительно больше людей, чем обычно (помощники пастора, библейские работники, литературные евангелисты и т.д.); а конференция (а может быть и унион) должны субсидировать местную церковь. В этом случае пастор, как правило, игнорирует местную общину, поручая заботу о ней своему помощнику, и все свое время планирует и проводит евангельские кампании. Устанавливается стабильный график библейских занятий и утверждается программа оповещения и рекламы. Это преимущественно институциональный евангелизм, не основанный на межличностных отношениях.

Успех подобной стратегии зависит от решения главного вопроса: сможет ли пастор найти дополнительный источник финансовых поступлений и заручиться поддержкой добровольцев из общины, не обеспечивая их в то же время программами или пасторской опекой? Если за год не удастся крестить 100 — 200 человек, то высокие затраты на эту стратегию и дополнительный персонал не поддержат большинство местных конференций. Однако во многих случаях такой успех маловероятен. Положительными сторонами данного варианта являются результат евангелизации и потенциальное влияние на большой город.


Вариант с насаждением церквей. Иногда лучший способ добиться существенного роста означает сосредоточиться на том, чтобы заново создать новую общину. Утвержденная церковь становится церковью-матерью, а ее члены, заинтересованные в новом стиле богослужения и церковного служения, образуют костяк новой общины. Церковь-мать «растет» за счет того, что опекает «дочернюю» церковь. Таким образом удается избежать конфликта с членами церкви, закосневшими на старых путях и приверженными старому порядку вещей, и вместе с тем предоставляется возможность действовать тем, кто хочет перемен. Они получают перспективу реализовать свои идеи в новой общине.

Местная конференция может организовать в городском районе пасторскую группу, которая будет нести ответственность за малые церкви и планировать новые церкви. В городах с населением в один миллион жителей или больше при таком подходе вполне можно утроить численность адвентистских общин за десятилетие. Учитывая опыт других конфессий, шестилетняя стратегия по созданию восьми новых общин абсолютно реалистична. По мере открытия новых церквей характер старых общин изменится, потому что часть членов перейдет в новые церкви в своих населенных пунктах. Если старые церкви примут сильные программы, они не прекратят существование, хотя и потеряют некоторых членов. Можно ожидать, что общее членство АСД на территории города будет расти со скоростью пять процентов в год или еще быстрее в том случае, если предложенная стратегия достигнет совершенства.

Положительными сторонами этого варианта являются хорошие темпы роста, относительно «безболезненный» метод вовлечения большего числа рядовых членов в служение, нехитрые средства социального сближения для более тесного общения, естественное приспособление к адекватным формам работы для разных культур, участвующих в воспитательной и миссионерской работе и сравнительно невысокая стоимость. Отрицательными сторонами можно считать сложность и новизну вводимых понятий; ощущение того, что у некоторых членов“ почва уходит из-под ног», когда центр тяжести переместится с больших церквей на малые; и трудности в организации группового служения.
Задание. Познакомившись со столь разными вариантами, определите, какой из них наиболее подходит вашей церкви. Разработайте план внедрения наиболее жизнеспособного варианта. Добавьте к нему другие планы, которые вы разработали в течение этого курса. Объясните, почему вы выбираете тот или иной вариант. Какие из них были бы радикальными и революционными для вашей церкви? Почему? Могли бы они, тем не менее, иметь успех? Определите возможные последствия их внедрения?


Стратегия

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Переориентация







Оживление







Пасторский евангелизм







Перемещение на окраины







Евангельский центр







Насаждение церквей







<< предыдущая страница   следующая страница >>



Порнофильм: уже через 10 минут хочется уйти домой и заняться этим; а еще через 10 минут хочется уйти и никогда в жизни этим не заниматься. Эрика Джонг
ещё >>