От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Страница Одесская Богословская Семинария 99 2321.47kb.
Новая стратегия роста экономики Японии обеспечит к 2020 году прирост... 1 60kb.
Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов 7 1174.1kb.
А. Чандлер Альфред Чандлер является первым человеком, давшим трактовку... 1 32.17kb.
Vi астанинский экономический форум (аэф). 22-24 мая, г. Астана 1 97.09kb.
Замечания и предложения по Главе 15. («Преодоление территориальной... 4 573.17kb.
Стратегия развития Аэрофлота 1 317.61kb.
Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь Священная Библейская история... 20 2971.62kb.
Исследование синхронности линейного роста байкальского омуля и его... 1 153.9kb.
Священная Библейская История Ветхого Завета 27 3341.25kb.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. 11 2770.27kb.
Пронина Татьяна Сергеевна Религиозность современных россиян: мифы... 1 189.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста - страница №1/13





От зрителей до учеников: библейская стратегия церковного роста.
Как организовать адвентистскую Церковь, выполняющую великое поручение, и руководить ею (Мф. 28:18—20).

Джеймс Закрисон

Ведем Церковь к великому росту

Введение


Самым известным библейским определением миссии Церкви является сформулированное в Мф. 28:18—20 великое поручение Иисуса. На этом библейском отрывке основывается весь предлагаемый вам курс.

Церковь в представлении Иисуса и апостолов создавалась как для духовного роста верующих, так и для увеличения числа обращенных. Во времена Нового Завета христианская Церковь стала новым организмом, в процессе своего роста активно развивающим организационные структуры и стратегию. Церковные структуры, как правило, основывались на раскрытии и использовании духовных даров верующих. Церковная история свидетельствует, что со временем отдельные структуры и направления деятельности отклонились от первоначального плана, причем по двум причинам. Во-первых, нужды церкви менялись в зависимости от обстоятельств, и, во-вторых, укоренились различные идеи и теории относительно места и роли церкви, вооружившие ее всевозможными формами богослужения и руководства.

В современном мире церковь является «старым» установлением, она часто становится жертвой своих собственных традиций. Действительность такова, что большинство церквей, предоставленных сами себе, неизменно будут тратить значительную часть своего времени на заботу о самих себе. Рост, как бы его ни определяли, часто занимает второе место в сравнении с поддержанием status quo. Например, пасторы 90 % своего времени обычно тратят на служение для десятой части их паствы. Советы церквей слишком много времени и энергии расходуют на совещания, посвященные финансовым и другим вопросам выживания. Не все церкви делают это для собственного удовольствия, просто такова церковная жизнь.

Философия служения и методы, изложенные в предлагаемом курсе, обязательно заработают, если вы заставите их работать. Какая-то часть их лучше действует в конкретной обстановке или определенных условиях. Не все перечисленные стратегии работают во всех церквах. Недавно созданные церкви растут быстрее и с меньшими трудностями, чем устоявшиеся, благодаря отсутствию у них укоренившихся «традиций». «Старые» церкви меняются медленно и трудно, иногда они вообще не меняются.

Настоящий курс построен на особенной философии служения, являющейся компиляцией идей Нового Завета, когда Церковь была еще молода и полна энергии. Практическое применение предлагаемой философии описано под рубриками: «Принцип пирамиды» и «Принцип айсберга». Глава «Секта или церковь» описывает разрушительное воздействие времени на служение церкви. В данном разделе исследуется размер церкви. Глава о церковной патологии показывает пути и способы проверки здоровья церкви. Указаны дополнительные источники, подробно раскрывающие отдельные стратегии или содержащие рабочие документы, помогающие в их практическом применении.

Десятки методов и стратегий ведут к росту церкви. Методы — вещь практическая, иные хорошо работают в одном месте, другие лучше действуют в особых обстоятельствах. Используйте то, что срабатывает. Стратегии, описанные в предлагаемом курсе, «адвентизированы», чтобы соответствовать языку и пониманию Церкви АСД. Их обоснованность может быть доказана Библией и/или произведениями Е. Уайт. Ни одна стратегия не нарушает доктринальных положений церкви. Некоторые тем не менее явно нарушают гнездящиеся в умах традиционные установки о том, чем должна заниматься «церковь». Богословие священно, методология же является только путем, которым совершаются какие-либо изменения. Однако непонятным образом оба эти понятия смешались в головах членов церкви. Некоторые церкви вообще не в состоянии решить данную проблему, и в результате не имеют роста.

Возрождение и реформа — любимые адвентистские выражения, они касаются каждого члена церкви в отдельности. Обновление же важно для церкви как тела и для его миссии. Всеобщее обновление ведет к росту общины. Поэтому с радостью читайте книгу «От зрителей к ученикам» и руководствуйтесь ею.
Как использовать предлагаемое руководство
Данное руководство составлено так, что его можно использовать в различных обучающих ситуациях.

— Вы можете изучать его сами.

— Вы можете изучать его в малой группе.

— Вы можете изучать его в больших группах на региональном уровне или на уровне конференций.

— Вы можете пользоваться им как исходным материалом для совета церкви или группы, занимающейся проблемами роста церкви.
Предлагаемое руководство написано в стиле «Информационные схемы»

Вот как оно работает:

— В начале каждого раздела обозначена цель, в одном предложении раскрывается содержание всего раздела.

— Затем следует перечень задач. Это ваш ключ к обучению. Все в разделе направлено на выполнение поставленных задач. Успешно решив задачи, вы освоите информацию раздела.

— Левая колонка содержит ключевые слова и концепции, правая — объяснения и источники, связанные с ключевыми словами и понятиями.

— В разделах помещены параграфы «Задание». Они помогут вам обобщить изучаемый материал.



— В конце раздела есть параграф «Обратная связь», по которому можно проверить, хорошо ли вы освоили материал и правильно ли решили задачи. Вы можете проверить себя даже перед изучением раздела и узнать, на сколько вопросов вы можете предварительно ответить. Запомните вопросы, на которые вы не смогли ответить, и при изучении раздела размышляйте над ними.
Словарь
Следующие ниже термины широко используются при изучении проблем церковного роста. Когда вы будете изучать этот курс, определения помогут вам понять значение терминов и их взаимосвязь.

Великое поручение — последнее повеление Иисуса ученикам. Оно сформулировано в каждом из четырех Евангелий, но если нет ссылки, то относится к Мф. 28:16—20.

Активное богослужение — весь комплекс планирования и управления богослужением; в нем описан такой стиль богослужения, в котором присутствующие — не просто зрители, но активные участники происходящего.

Олицетворенный евангелизм — такой евангелизм указывает на миссионерские качества и подходы, построенные на дружеских отношениях с людьми, а не на простой передаче информации. Он основан на методах Иисуса Христа и на утверждении Павла, что христиане — «живые письма».

Нацеленность на рост церкви — это способность замечать гостей, новообращенных, вообще всех пришедших в церковь людей и умение понимать, насколько элементы церковной жизни соотносятся с евангельским поручением, изложенным Господом в Мф. 28:16—20.

Евангелизм через завязывание дружбы — система евангелизации, основанная на принципах «койнония» и «ойкос», включающая дружеские отношения, умение слушать и передавать информацию о Евангелии и церкви.

Духовные дары — особые духовные качества, данные, согласно Божьей благодати, Святым Духом каждому члену тела Христова для использования в рамках Тела.

Евангелизм — процесс завоевывания душ и вовлечение их в жизнь церкви; в этой части он не ограничен общественным евангелизмом.

Формулировка миссии — записанная декларация, определяющая, почему существует данная церковь, во что верит, какой фронт христианских работ собирается совершить и как намерена выполнять поставленные задачи.

Зритель — человек, в основном наблюдающий за тем, как другие что-то делают.

Инфраструктура — базовые принципы, позиции, организационные системы и методы, на которых основывается программа церкви.

Койнония — означает систему общения и заботы, реализуемую общиной индивидуально и через организационные структуры.

Коэффициент любви и заботы — мера отношения человека к ближним, определяемая по качествам, перечисленным в 1 Кор. 13.

Коэффициент ученичества — степень (уровень) ученичества члена церкви или всей общины.

Малые группы — собрание от 3 до 12 человек, делающих что-либо сообща.

Многоклеточный организм — система церковной организации, в которой большинство прихожан участвует в несении многих видов служения. Пастор оснащает и обучает людей для их служения, вдохновляет и поддерживает многофункциональное служение общины.

Обновление — следующий за пробуждением и реформацией шаг, в котором церковь разрабатывает общую философию служения и сознательно принимает новый подход к служению и своей совместной церковной жизни; этот термин можно применить и к отдельному человеку, но в данном курсе он относится в основном к Телу Церкви в целом.

Одноклеточный организм — система церковной организации, в которой пастор или руководитель сам выполняет большую часть служения, в то время как члены церкви являются зрителями или слабо вовлечены в служение.

Ойкос — означает систему проповедования, основанную на социальных связях и сферах влияния, включающих большие семьи, друзей, родственников, коллег по работе, знакомых и прочие контакты.

Пассивные — любой человек или группа людей, посещающих церковь не регулярно и не вовлеченных в работу церкви.

Принцип пирамиды — организационный принцип, указывающий, что численный рост церкви возможен, если концептуальная и организационная основа расширяются. Пирамида перестает расти, когда пастор или община занимают позицию «больше ничего нельзя сделать» или удовлетворяются уже достигнутым.

Восприимчивость — принцип, признающий, что человек в определенные моменты жизни становится заметно восприимчивым к Евангелию. Человеческие и материальные ресурсы следует направлять к восприимчивым личностям и группам. Другим категориям следует оказывать меньше внимания до того момента, когда они проявят признаки восприимчивости.

Рост — в этом курсе данный термин означает сочетание увеличивающейся духовной зрелости, числа обращенных и количества служений, выполняемых церковью.

Свидетельство — ответственность каждого христианина рассказать другим о том, что Господь сделал в его жизни, и призвать их принять план спасения.

Служение всех верующих — этот термин отражает тот факт, что все христиане призваны к активному служению в церкви, и нет разницы между «рядовыми членами» и «духовенством» с точки зрения активного участия в выполнении великого поручения.

Служение обучения — любая церковная деятельность, преследующая цель научить аудиторию практическому применению чего-либо или передать ей информацию.

Служения — любая коллективная деятельность церкви, направленная на выполнение одного или нескольких элементов роста.

Учебный курс — набор уроков, целенаправленных тем или предметный материал, используемый церковью для обучения.

Ученичество — сознательное посвящение Богу и служение в общине.

Философия служения — осмысление того, что представляет собой служение и как оно функционирует. Ф. с. включает элементы организации, приоритеты и стиль руководства.

Хранители ворот или дверей — люди в церкви, которые противятся переменам, нововведениям и творчеству.

Христианский характер — проявление христианских добродетелей и качеств в жизни отдельного христианина или общего тела христиан.

Церковные коэффициенты — мера эффективности методов и стратегий. Предложенные соотношения и пропорции в предлагаемом курсе основаны на работе американской корпорации по исследованию церковного роста.

Церковная патология — процесс диагностики церковных болезней.

Численный рост — крещения, принятие через исповедание веры или другой рост, добавляющий обращенных к общине.
Часть первая
Построение философии служения, ориентированной на рост Церкви

Раздел 1


Расти или не расти? Вот в чем вопрос!

Раздел 2


Ученичество — это действие. Создание личного и коллективного ученичества в вашей церкви.

Раздел 3


Разработка философии служения.
Раздел 1

Расти или не расти? Вот в чем вопрос!

Цель раздела

Цель этого раздела — изучить и понять миссионерскую природу церкви, исходя из того, как она определена в великом поручении: Мф. 28:16—20.

Церковь по своей природе и предназначению в плане Божьем является живым миссионерским предприятием, охватывающим все население Земли.

Содержание раздела

Этот раздел охватывает 4 темы:

— Миссионерская природа Церкви

— Значение и роль великого поручения в жизни церкви (см. Мф. 28:16—20).

— Место и роль численного роста в жизни церкви

— Процесс обрастания учреждениями и его влияние на церковную жизнь
Задачи раздела

— Сформулировать устно или письменно смысл фразы: «миссионерская природа церкви».

— Сформулировать устно или письменно роль великого поручения в жизни церкви.

— Сформулировать устно или письменно роль создания учреждений в жизни церкви.

— Сформулировать устно или письменно роль обучающего служения в церкви.

Определение роста: рост — это комбинация постоянно возрастающей духовной зрелости и увеличения числа активных членов церкви. Он включает:

— количество новых членов, присоединившихся к церкви

— количество служений, совершаемых церковью для выполнения ее миссии.


Миссионерская природа церкви
«Итак, идите...» Церковь по своей природе и предназначению в плане Божьем является живым миссионерским предприятием, охватывающим все население Земли.
Другой вид обращения

Весной 1910 года президент Генеральной конференции А. Г. Даниэльс получил послание от Елены Уайт, которое, по его словам, «серьезно задело» его. «Когда президент Генеральной конференции обратится, — говорилось в письме, — тогда он узнает, что делать с вестями, посланными ему Богом» (Е. Уайт, письмо 68, к Даниэльсу, 11 августа 1910 г.).

Встревоженный и смущенный, поскольку он полагал, что обратился уже много лет назад, Даниэльс отправился в Калифорнию к Е. Уайт, чтобы узнать, какое «обращение» ему необходимо. Как выяснилось, обращение, о котором говорила вестница Божья, не было религиозным опытом, ассоциируемым с этим словом. Речь шла об обращении для обновленного посвящения на первостепенную работу церкви по евангелизации и приобретению душ. Она соединила отсутствие обращения у Даниэльса с «потерянным временем в прошедшие 9 лет» и с нуждой «идти теперь вперед и работать в наших городах». Как ни странно, сестра Уайт отказывалась встречаться с Даниэльсом лично, пока он не поведет евангелизм таким образом, чтобы вдохновить церковь полностью отдаться приобретению душ. В результате этой беседы Даниэльс поехал в город Нью-Йорк и провел несколько удачных евангельских кампаний.

Задание: Читайте 1-ю главу книги «Сила для свидетельства».
Божья перспектива для человечества

Авраам — первый «официальный» миссионер Ветхого Завета был призван стать благословением для всех людей на земле (см. Быт. 12:3). По этому завету каждый рождающийся имеет право жить в Божьем граде. С точки зрения Бога, даже такие нации, как египтяне, вавилоняне и филистимляне, в действительности «родились» на Сионе (см. Пс. 86:4). Иерусалим, место обитания Господа и дом Его народа, становится местом рождения, родиной как таковой для всего человечества.


Представление Павла

Павел видит, что цивилизация организована таким образом, чтобы направить внимание человечества на Бога: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли — хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян. 17:26, 27). Елена Уайт замечает, что Господь определил такие места обитания народов, чтобы они имели максимальную возможность для близкого знакомства с Богом (см. «Деяния апостолов», с. 238).


Для чего нужна церковь?

В Божьем плане Израиль всегда рассматривался как миссионерский народ, распространяющий Благую весть. «Помилует Господь Иакова, и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы, и прилепятся к дому Иакова» (Ис. 14:1).

Ключевой отрывок о грядущем Мессии свидетельствует, что Он будет послан ко всем народам: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42:1, см. также Мф. 12:18).

Когда наступает время завершить великую борьбу, установить царство и начать вечность с образования нового неба и новой земли (см. Откр. 21:1), Господь еще раз посылает ту же самую весть, какую Он говорил Аврааму и многим другим. Весть, основанную на том же самом завете и направленную к таким же людям: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6). Церковь, независимо от рода деятельности, которой она еще может заниматься, по своей природе и устройству является миссионерским предприятием.


Нацеленность на рост церкви

Два основных события определяют сельскохозяйственный год в Палестине: «ранний» и «поздний» дождь. Ранний дождь вызывает семена к жизни, а поздний помогает урожаю созреть. Библейские авторы используют эту терминологию, символизируя промежуток времени между днем Пятидесятницы, описанный в 1-й главе Деяний святых Апостолов, и событиями накануне Второго пришествия Иисуса. Вы сразу же узнаете здесь «адвентистские слова». Все, изучающие пророчества, включая адвентистов, написали массу книг о том, когда «поздний» дождь будет излит и что в результате произойдет. Чрезмерно горячие проповедники указывают на выдающиеся события современности как на начало «позднего» дождя. Критики церкви часто заявляют, что они будут среди первых, получивших «поздний» дождь, даже если никто другой и не будет знать об этом.

Иисус, тем не менее, использует этот символизм необычным образом. В 4-й главе Евангелия от Иоанна Он показывает ученикам, что они, умея правильно вычислять время между двумя дождями («Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?»), все же просмотрели тот факт, что эти поля уже готовы к жатве, даже перед «поздним» дождем! (См. 35-й стих). Смысл данного стиха заключается в том, что вне церкви есть люди, просто ждущие Благую весть, как самарянка, которую Иисус встретил у колодца Иакова. Проблема заключается в том, что не хватает жнецов, некому собрать людей! Ученики не были нацелены на рост последователей Христа. Они не «видели» ни одного готового для жатвы самарянина. Иисус же «видел» там целые селения. Люди, просто ждущие, чтобы их «увидели», наполняют ваш город или деревню!
Энергичное продвижение употребляющих усилие

Для Иисуса это насущная забота. Мф. 11:12 — это еще один часто не замечаемый текст, иллюстрирующий важность распространения вести: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Ведется много дискуссий о греческой грамматике этого стиха, но очевидно существует в греческом языке так называемый «средний» залог. В Синодальном переводе употреблен пассивный залог: «силою берется», и можно подумать, что Царство подвергается преследованию. Современные переводы используют средний залог, и в таком случае само Царство силой берет мир, а «употребляющие усилие» — это смелые, посвященные ученики, которые несут весть вперед (см. Лк. 16:16).

«Новый Завет в современном переводе — Слово Жизни» переводит Мф. 11:12 так: «Со дней Иоанна Крестителя и до наших дней Царство Божье могущественно продвигается вперед, хотя некоторые и пытаются своей силой остановить его». Один переводчик перевел так: «Со дней Иоанна Крестителя и до сего дня Царство Божье применяет усиленный нажим, и мужественные приобретают его для себя» (Max Meinertz, Teologia del Nuevo Testamento, Madrid: Ediciones Fax, 1956) с. 34, 121).


Комментарий

«С великой истиной, которую мы имели честь получить, мы должны, и с помощью Святого Духа мы можем стать живыми проводниками света. Тогда мы смогли бы приблизиться к престолу благодати и, видя радугу обетования, опуститься на колени с сокрушенными сердцами, и искать Царство Небесное с духовным напором, который вознаградится. Мы взяли бы его силой, как сделал это Иаков. Тогда наша весть была бы силой Божьей ко спасению» (Е. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1089).


Два основных метода

Библия определяет два основных метода распространения вести и приобретения душ. Один действует из мира в церковь, другой — из церкви в мир. Первый метод широко использовался в ветхозаветные времена, второй — со времен Нового Завета по сей день. Оба — ценны, но последний сегодня более эффективен.


Из мира в церковь

Во время Ветхого Завета план предусматривал, чтобы народы группировались вокруг Израиля и наблюдали, как хорошо организована и как прогрессивна эта нация. Затем представители народов совершали путешествие в Иерусалим, чтоб увидеть, почему все эти хорошие вещи происходят именно там. Когда язычники приходили в Иерусалим, кто-нибудь приводил их в церковь. (См. Втор. 4:5—8).


Почему царица Савская пришла в церковь

Так, например, Соломон поступил с Царицей Савской (см. 3 Цар. 10). Царица отправилась в путь, как она сама объяснила, «услышав о славе Соломона во имя Господа», и захотела «испытать его загадками». Соломон показал ей «всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем», и «когда она увидела все это, у нее захватило дух от изумления» (современный перевод). В результате царица Савская вернулась домой с ясным представлением о Господе и о том, что Он может сделать для людей. «Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (стих 9). Столетия спустя один из соплеменников царицы Савской обнаружил связь между религией иудеев и христианством благодаря миссионеру, которого Господь послал ему на пустынной дороге (см. Деян. 8:26—40). Такая система проповеди называется «центростремительной», то есть вы постоянно пребываете в одном месте, а люди приходят к вам. Например, Исаия писал: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2).


Так и Я посылаю вас

В Новом Завете Иисус использовал другой подход. Он высказывался в пользу «посылаемой» вести: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).


Комментарий

Е. Уайт пишет: «Поручение проповедовать Евангелие — это великий миссионерский устав Царства Христова. Ученикам следует ревностно трудиться для спасения душ, возвещая всем милостивый призыв. Им не нужно ждать, пока люди придут к ним; им надо идти со своей вестью к людям» (Деяния апостолов, с. 28).


Модель Нового Завета

Система в основном перестала быть «центростремительной», теперь она стала «центробежной», то есть «бегущей от центра». Она уже не «всасывала» людей в себя, а скорее «выстреливала» их, чтобы они находили других и приводили их в церковь. Центробежная миссионерская система, описанная в Новом Завете, и есть та причина, по которой Иисус сказал, что царство распространяется с силой. Новозаветные ученики — это нечто большее, чем зрители.

На диаграмме показано, как действуют две системы.

Центростремительная миссия — снаружи вовнутрь

Центробежная миссия — изнутри наружу
Центростремительная и центробежная миссия сегодня

Центростремительная модель в сегодняшнем мире обычно формулируется так: «подавать пример» или «пусть ваш свет светит». Это ценно и необходимо, но не достаточно. Вы можете очень долго «светить», пока кто-нибудь вас заметит. Кроме того, идея о сияющем святом слишком часто порождает синдром великого святого, описанный в Ис. 65:5. Такой человек говорит: «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя».


Воинствующие ученики

Настоящие ученики становятся солдатами армии Господа. Церковь становится воинствующей. Она одевает евангельские «доспехи» (см. Еф. 6:11). Она начинает «марш» и «битву». Иисус больше не висит на кресте, а скачет на белом коне, облаченный в военную амуницию (см. Откр. 19). Когда начинается суд, неожиданно замирают маленькие и большие рога, столетиями угнетавшие святых, потому что Божий престол начал пылать и «огненная река выходила» (Дан. 7:9, 10). «Колеса Его — пылающий огонь» взялись за врагов Бога (стих 9), которые получили по заслугам, а Божий народ получил «царство же и власть и величие», данное ему (стих 27).



Источник: Для более глубокого изучения миссионерской природы церкви читайте Johannes Blauw, The Missionary Nature of the Church (New York: McGraw — Hill Book Company, Inc., 1962).
Значение и роль великого поручения в жизни церкви (см. Мф. 28:16—20)
Великое поручение, сформулированное Господом в Мф. 28:16—20, является ключом к церковному росту. Оно представляет собой полный план, состоящий из таких пунктов, как численный рост, духовное совершенство и количество служений, которые несет церковь.
В силе ли оно сейчас?

Есть люди, утверждающие, что великое поручение применимо только к служению ранней Церкви. Когда поколение первых христиан евангелизировало весь известный тогда мир, поручение было выполнено. Мартин Лютер верил в это (T. F. Torrance, Les Reformateurs et la Fin des Temps. Paris: Delachaux & Niestles, S. A. 1955). Жан Кальвин цитировал великое поручение, чтобы опровергнуть утверждение Римско-католической церкви о своей апостольской преемственности и обосновать крещение младенцев вопреки позиции анабаптистов. Позднее им была добавлена мысль о том, что: «Христос желает, чтобы миссия вечного спасения была донесена до всех язычников» (David B. Calhoun, «John Calvin: Missionary Hero or Missionary Failure?» Presbyterion V, No. 1, (Spring), pp. 16—33). Когда Уильям Кэри, отец современного миссионерского движения, на конференции служителей в конце 1790 года выразил убеждение, что великое поручение все еще остается в силе, его обозвали «жалким энтузиастом» и добавили: «Когда Бог захочет обратить язычников, Он сделает это без вашей или моей помощи!» (Harold R. Cook, Highlights of Christian Missions. Chicago: Moody Press, 1967, p. 55.


Мы все еще верим

Адвентисты верят, что великое поручение остается в силе на все времена (Основы вероучения АСД, пункт 11; Церковное Руководство). Е. Уайт писала: «Жизнь Церкви зависит от того, насколько верно следует она указаниям Господа» (Желание веков, с. 825). Хотя великое поручение включает в себя нечто качественно иное, чем просто количество обращенных, оно показывает, что число обращенных есть конечная цель деятельности церкви. Вы можете крестить, учить и делать учениками только теплокровных людей, которые отзовутся. Церковь же должна расти количественно, чтобы выполнить великое поручение.


Великое поручение в четырех измерениях

Евангелия повторяют великое поручение четыре раза. Каждый раз они выделяют в нем что-то особенное. Собрав вместе все высказывания Евангелий по этому поводу, мы можем полнее увидеть картину миссии церкви.


Е. Уайт о великом поручении

Основное утверждение Е. Уайт о великом поручении находится в книге «Желание веков», с. 822: «Поручение Спасителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христа до конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ — дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа».


Текст

Ключевые слова

Уникальность

Мф. 28:16—20

Идите, сделайте учениками, крестите, учите

Обучающая модель

Мк. 16:14—20

Идите, проповедуйте, крестите

Проповедь, прямой приказ, сила и чудеса сопровождают

Лк. 24:44—47

Открытые умы, разумение, покаяние, прощение, свидетельство, облечены силой

Проповедь покаяния и прощения через личные опыты и свидетельство. Наделение силой Святого Духа

Ин. 20:21

Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас

Служение по примеру Христа (см. Лк. 4:18, 19). Власть и наделение силой

Источник: для лучшего ознакомления с великим поручением смотри Mortimer Arias and Alan Johnson, The Great Commission: Biblical Models for Evangelism, (Nashville: Abingdon Press, 1992).

Е. Уайт указывает, что великое поручение дано в каждом веке всем христианам, в том числе и тем, кто выполняет работу для Царства, основываясь на полученных духовных дарах. Великое поручение дано всем расам и классам, сметая при этом национальные границы и предрассудки, собирая верующих в одну церковь, сопровождаясь знамениями и чудесами как подтверждением веры. Оно обладает великой силой, когда осуществляется с верою; открывает двери неистощимых запасов небесных; не включает законов, принятых только церковной властью. Если оно не выполняется, церковь становится замкнутой; поток Божественной энергии перестает изливаться, поскольку Бог разочарован; церковь обрекает себя на духовную слабость и разложение; любовь убывает и вера меркнет (см. Желание веков, с. 818—828).


Место и роль численного роста в жизни церкви
Должны ли церкви расти количественно?

Само понятие «рост» разные люди понимают по-разному. Для одних это список крещаемых для статистического отчета. Все остальное становится второстепенным. Новые члены практически предоставлены сами себе, они могут развивать или не развивать у себя духовную зрелость.

В некоторых кругах «количество» — плохое слово. В ту минуту, когда оно упоминается, кто-нибудь говорит: «Количество без истинного обращения ничего не значит», или что-то в этом роде. «Прежде всего, — обычно добавляют они, — нам нужна приготовленная церковь. Пока существующая церковь не будет иметь правильных отношений с Богом, количество не имеет значения».
В состоянии ли духовная зрелость автоматически производить новых обращенных?

Одна книга, например, имела название «Рост в противовес прогрессу». Намек на то, что невозможно одномоментно иметь то и другое. «Первостепенной целью адвентистского движения, — утверждают авторы, — всегда было развитие христоподобного характера у Остатка, который доказывает, что жертва Христа была не напрасна. Ни одно сообщество святых в истории не настаивало на такой духовной зрелости в жизни» (Robert J. Wieland and Donald K. Short, 1888 Re—Examined: Revised and Updated. The 1888 Message Study Committee, 1987, p. 11). Авторы заявляют, что приобретение душ и завершение всемирной евангельской миссионерской программы — вещи второстепенные, ссылаясь при этом на широко распространенное заблуждение: «Достижение второстепенной цели (завоевание душ) представлено в Писании как практически гарантированное дело, когда первоочередная задача (личное и общее совершенство) будет выполнена».

Для оправдания этой позиции используются три текста: Мк. 4:26—29, Откр. 14:15 и Ин. 13:35. Авторы приводят статистический отчет 1948 года (признавая, что это крайний и устаревший пример) как образец «верхушки айсберга гордости и самодовольства», где количество поставлено выше духовности (там же, с. 11, 12).

Великое поручение требует от церкви сознательного свидетельства миру и приобретения обращенных. Количественный рост является неизбежным результатом евангелизации.


Неправильный контекст

Господь в Евангелии от Марка (4:26—29) говорит о людях, пришедших в церковь в результате сеяния семени.


Откровение (14:15) свидетельствует о последнем суде, а не о числе обращенных; Господь в Евангелии от Иоанна (13:15) говорит о людях, которые ладят друг с другом в церкви. Ни один из этих трех текстов не дает указаний на то, что завоевание душ есть автоматический и естественный результат совершенствования характера.
Удалить омертвелую труху?

Другой автор утверждает, что на самом деле нам следует уменьшать численность церкви до преданного остатка и специально избавляться от мертвой трухи. Тогда, как полагает автор, церковь будет очищена для действия и почти автоматически увеличится численно (Robert, Church Growth Is Not The Point. New York: Harper and Row, Publishers, 1975, p. ix). Эллиот указывает, однако, на отсутствие гарантий, что оставшееся после того, как вы удалите отмертвелую труху, окажется верным остатком! (Ralph H. Elliott Church Growth That Counts. Valley Forge, PA.: Judson Press, 1982, p. 14).


Статистический отчет Луки

Евангелист Лука, добросовестный исследователь (Лк. 1:1—3), дает нам сжатый отчет о развитии ранней христианский церкви. Заметьте для себя использование им точных чисел. По крайней мере для Луки было важно зафиксировать численные достижения церкви.


Текст

Комментарии

Деян. 1:15

120 учеников собрались в верхней комнате

Деян. 2:41, 42

3000 новообращенных

Деян. 4:4

5000 мужчин. Допустим, половина из них были женаты и имели детей. Тогда в церкви было бы до 10000 членов.

Деян. 5:14

«Более и более» присоединялись, как мужчины, так и женщины. Одна из версий Библии использует более точное выражение — «множество».

Деян. 6:1, 7

«Умножались»

Деян. 9:31

Церковь «умножалась».

Деян. 16:5

Церкви увеличивались числом. Церкви насаждались

Деян. 21:20

«Многие тысячи» евреев. Греческое слово означает «мириады», то есть кратное 10000


Количество — не самоцель

Гонка за численностью прямо противоположна стремлению к количественному росту. Она тоже сосредоточивает внимание на количестве, но это количество становится самоцелью. Количественный метод измерения успехов церкви сдвигает приоритет от Святого Духа к статистическим показателям. Это тот же самый умственный процесс, имеющий место, когда люди скатываются от следования воле Божьей через праведность по вере к законничеству. Слова, употребляемые людьми, остаются прежними, а отношение к вере меняется! Гонка за численностью появляется, когда мотивы смещаются от исполнения евангельской миссии к преобладанию таких стилей руководства, которые оценивают эффективность служения, основываясь на одних только числах. Гонка за численностью никогда не станет разумным побуждающим инструментом завоевания душ. Такие действия, как угрозы, запугивание, наем и увольнение людей, основанные только на количествах, никогда не одобряла Библия. Может показаться, что церкви, движимые гонкой за численностью, количественно растут, но они, вероятно, нездоровы в других областях христианской жизни.


Помещая цифры в правильную перспективу

Приобретение новых членов — это первая обязанность церкви, так записано в Библии. Е. Уайт полагает, что в росте состоит самая суть жизни церкви. Если церковь не заботится о численном росте, она тем самым подвергает опасности свое будущее. Однако, если в какой-то момент один человек или группа людей становятся столь ослепленными и до безумия влюбленными в числа, что цифры становятся самоцелью, гонка за численностью побеждает. Эти люди действуют сами по себе, без авторитета и согласия Бога.

Задание

1. Если вы сможете найти эту книгу, почитайте Howard Weeks, Adventist Evangelism in the Twentieth Century (Wash. D. C. Review and Herald Publishing Association, 1969) о случае, происшедшем с А. Г. Даниэльсом на пороге ХХ в. Какие уроки мы можем извлечь из этого материала на пороге XXI в.?



2. Опишите пять методов, которые вы используете в вашей церкви: пять преимущественно центростремительных и пять — центробежных.

3. Изучите Мф. 11:12, напишите проповедь по тексту или проведите в группе обсуждение этого текста и его подтекста.

4. Опишите ваше собственное видение статистики крещений, гонки за численностью, количества как меры успеха церкви и библейское видение численного роста. Суть в том, чтобы прояснить этот момент в вашем сознании как часть вашей личной философии служения.

«...И уча их соблюдать все, что Я повелел вам...»


Рост церкви не прекращается с приобретением обращенных. Местная церковь имеет особую обучающую функцию. Она ответственна за передачу следующему поколению знаний о Господе и плане спасения. Она также ответственна за обучение новых членов и преподавание им здорового образа жизни. Постоянная работа в области религиозного образования членов церкви — тоже часть великого поручения.

Задание


Что говорит Библия об обучающем служении церкви? Втор. 11:18—22; 1 Тим. 4:9—11; 2 Тим. 2:2. Заполните следующую таблицу, касающуюся вещей, составляющих обучающую ответственность церкви.

Прочитайте главы 7 или 13 из книги «Сила для свидетельства».


Текст

Тема, метод или стиль обучения

Езд. 7:25

Пс. 24


Найдите в этом псалме слово «научи»

Рим. 15:4

1 Тим. 1:3

1 Тим. 4:11

Тит. 2:1

Евр. 5:12


Обучение утверждает обращенных

Е. Уайт отмечает: «Есть такие люди, которые желают получить более определенный свет, чем тот, что они получают, слушая проповеди. Кроме того, разным людям требуется разное время, чтобы понять проповеданные части истины. Если проповедуемую истину можно было бы сделать чуточку яснее, они увидели бы ее и ухватились за нее, и она стала бы подобна гвоздю, вбитому в свое место» (Служители Евангелия, p. 407).

«...И се, Я с вами во все дни до скончания века...»

Вести трех ангелов в действительности являются повторением великого поручения с дополнительным эсхатологическим элементом. Одни ангелы в Откровении сходят с неба (см. Откр. 18:1), другие стоят (см. Откр. 7:1), третьи трубят (см. Откр. 8:6), но эти три ангела летят! Эсхатологические часы тикают. Конец века не за горами!


Энтузиазм мобилизует членов церкви
Церкви растут, когда их что-то волнует. Заинтересованность созидает мораль, энтузиазм, единство и центр интересов. Второе пришествие во многих церквах считается устарелым понятием. Однако в соответствии с трехангельской вестью в нем есть что-то волнующее.

Покров греха укутывает землю, улавливая человечество и обрекая его на неизбежную гибель. Евангелие говорит нам, что Иисус проделал дыру в оболочке греха. Евангелие оснащает Его святых космическими скафандрами и реактивными установками и запускает их в новое небо и на новую землю, где грех не возродится вновь (см. Наум. 1:9).


Час Его суда

Евангелие — это спасительная сила, но ее действие не будет продолжаться вечно. То есть его проповедь также привязана к последнему суду, к моменту, когда Господь решит положить конец разрушительному действию греха. Автор Послания к Евреям пишет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27, 28).


Резюме

Весть первого ангела представляет собой универсальный призыв к евангелизации, основанный на безотлагательности вести о суде, для которого уже настало время.


Вавилон нажимает на тормоза

Второй ангел замедляет свое движение до дозвуковой скорости — и этого достаточно, чтобы возвестить падение Вавилона.

Слово Вавилон является символом целого комплекса гигантского воинства сил зла, удерживающих человечество в порабощении. Вавилон соблазнил человечество «яростным вином блуда своего» и почти победил.

Но не совсем! Этот ангел дает святым инфракрасные датчики, которые пронизывают всеобщую мглу, которую Вавилон раскинул над миром, и позволяет им видеть других трех действующих ангелов (см. Откр. 14:14—20). Эти три ангела не летают, они сражаются! Один объявляет, что время жатвы пришло, другой раздает оружие, третий нажимает «красную кнопку». Вавилон никогда не узнает, какая сила сразила его.

Внезапно вино Вавилона попадает в «великое точило гнева Божия» (Откр. 14:19). Весь хлам, который Вавилон собирал веками, попадает в Божью машину для прессования мусора, и она сплющивает его в ничтожный кирпич, выброшенный в мусор гибели и упадка, сожженный в золу. И все это происходит быстро: «в один час», — говорит Библия (Откр. 18:10).

Второй ангел в Откр. 14:8 возвещает срочную весть — пока еще возможно, выйдите из Вавилона!


Вавилон горит

Третий ангел хочет, чтобы все поняли, что такое Вавилон, как он работает и что ожидает вас, если вы остаетесь с ним.

Иоанну и ранним христианам было известно, как римские власти обращались с иноверцами. Римский плебей требовал зрелищ, особенно любил, когда насмерть сражались гладиаторы или когда христиан бросали на съедение львам. Это похоже на футбол по вечерам и Терминатор-2, слитые воедино.

Но в данном случае все происходит по-другому: христиане находятся на трибунах, в то время как люди Вавилона — внизу на арене. Однако ныне они — меченые. Их всех опоили «яростным вином», но теперь они пьют «вино ярости Божией».

Есть разница между гневом и яростью. Вы можете рассердиться, но когда вы разъяритесь, это совсем другое дело. Вино ярости Божьей изливается «цельным», как говорит Библия. Небо разверзается чем-то вроде напалма, неизвестного прежде, и Вавилон исчезает, чтобы никогда больше не беспокоить Вселенную.
Процесс обрастания учреждениями и его влияние на церковную жизнь

Вновь превратим адвентизм в Великое адвентистское движение

Что случилось с огнем?

Забавные вещи происходят подчас с людьми и организациями. Возьмем, к примеру, человека, имеющего большой запас энергии и сил. Он имеет цель в жизни и много работает, начинает свое дело и нанимает к себе на службу таких же энергичных людей. Он воодушевляет людей вокруг себя. Вместе, одной командой этот человек и его служащие хорошо делают свое дело. Бизнес процветает и приносит большие деньги.

Вскоре, однако, люди начинают замечать разницу. Служащие жалуются, что основатель уже не такой терпимый, как раньше. Новые идеи не очень-то приветствуются. Правила и инструкции сначала вырабатываются для решения определенной проблемы, но затем обобщаются и применяются ко всем и каждому, неважно, является это частью исходной проблемы или нет. Хозяин беспокоится о нарушении каких-то незначительных правил и инструкций. Раньше никого особенно не волновало, когда люди приходят и уходят, коль скоро цели достигались и задания выполнялись. Теперь кое-кто замечает, как хозяин смотрит на часы и делает заметки, с кого бы срезать зарплату, если люди хотя бы на пять минут опоздают на работу. Постепенно подчиненные творческого склада начинают искать работу в другом месте, сбыт продукции падает, потому что она устарела, а хозяин и слышать не желает о каких-то идеях насчет «нового». Бизнес заметно ухудшается, а динамичный, новаторский, много работающий, творческий основатель превращается в сварливого старика, у которого главная забота, чтобы «его слово» было законом и средством поддержания статус-кво. Что произошло?
Подъем и упадок творческого начала

Социолог Макс Вебер наблюдал это же самое явление в его стране в середине 1800-х годов (см. Max Weber, The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. New York: Allen and Unwin, 1930). Он видел, как землевладельцы начинали в качестве эффективных администраторов и превращались в самодержавных бюрократов. Они, писал М. Вебер, становились «сельскими капиталистами, которые прибегали к политическому шантажу во имя сохранения своего экономического статуса». Их работники начали переселяться в городские трущобы, потому что, как пишет социолог, «они предпочитали рискованную независимость в городе безмятежности личного подхалимства в сельских поместьях, даже ценой потери дохода». Вебер обнаружил, что любая групповая деятельность в человеческом обществе имеет тенденцию к систематизации. Чем старше организация, тем важнее становятся для ее существования правила и инструкции и тем менее незначительными — изначальные мотивы. М. Вебер пришел к выводу, что организации в своем развитии проходят три этапа, которые можно определить по позиции их руководителей.

1) Харизматическое лидерство, основанное на выдающихся качествах лидера.

2) Традиционное лидерство, основанное на давно установившемся обычае.

3) Узаконенное лидерство, основанное на традиционной системе правил.
То же самое происходит с церквами

Чем старше становится церковь, тем в большей степени она имеет тенденцию сосредоточиваться на собственных обычаях и правилах в ущерб своей изначальной миссии. Возьмем, к примеру, нашу Церковь. В истории адвентизма есть три «большие» даты, о которых постоянно говорят: 1844, 1888 и 1901 (плюс «сегодня», которое всегда сохраняет «большое» значение в наших умах).

1844 год — это наше динамичное начало. Несколько энергичных, полных сил людей подхватили остатки движения, не выдержавшего испытаний в трудное время. Они сохранили его название и в течение всего лишь нескольких лет превратили угасающее движение в мощный евангелистский организм: «Великое движение Второго пришествия!»

Не менее важным, чем богословие в 1888 году, было (и есть) то, что на той конференции произошло настоящее сражение с административной властью. Разногласия вращались вокруг «старых» ориентиров (которым было всего-то по 40 лет) и власти церковной администрации. Е. Уайт отмечала, что отдельные адвентисты оказывали руководителям церкви большее уважение, чем Самому Богу (Рукописи, т. 11, c. 228).

К 1901 году ситуация изменилась так, что даже так называемая «старая гвардия» поняла: надо что-то делать. В результате церковь была реорганизована. Цель реорганизации состояла в том, чтобы вернуться к изначальной миссии церкви. Ваша местная церковь неизбежно пройдет через этот цикл.
Быть сектой не так уж плохо!

Исследователь Эрнст Трольч применил ту же идею немного иначе (Ernst Troeltsch, The Social Teachings of the Christian Church. New York: Macmillan Company, 1931). Он классифицировал религиозные организации следующим образом: церкви, секты и мистические группы.


Церковь

Имея в виду европейскую систему государственной церкви, Э. Трольч определил церковь как «в мире, и от мира». Человек рождается в церкви. Членство скорее наследственное, чем по убеждению. Многие люди в римско-католической церкви и в главных протестантских церквах чувствуют это. Поэтому указанные церкви иногда именуются «светскими клубами».


Секта

Секта же является динамичной организацией, построенной вокруг миссии и вести. Она имеет весть, которую стремится принести в мир. В ее представлении спасение мира зависит от этой вести. Секта «в мире, но не от мира». Она существует прежде всего благодаря вести, вызвавшей ее к существованию. С этой точки зрения становится очевидным, что движение адвентистов седьмого дня есть по сути секта.


Мистическая группа

Мистическая группа решает защитить себя от мира, поэтому удаляется от него. Она более не заинтересована в распространении своей вести и удаляется в монастыри или «ближе к природе».

С течением времени с такими группами происходят две вещи. С одной стороны, они имеют тенденцию двигаться в направлении превращения в «церковь». Так же и «наследие» становится более важным, чем ее весть. Она становится тем, что называется «устоявшейся» сектой. С другой стороны, когда некоторые члены группы осознают это, они призывают оставаться верными «старым» ориентирам и уйти в изоляцию. Они призывают «оставить город» и поселиться в сообществах, состоящих из предположительно «святых», в географически «безопасных» областях, неуязвимых по их мнению для мирского влияния. Главной мишенью их евангелизации становятся другие члены этой же секты, которые «от мира», так как они все еще «в мире». Обе реакции переносят ударение с вести на организацию. Слишком многие адвентистские церкви на словах соглашаются с определенными принципами, в то время как на деле они, возможно, не более чем «церковь» или «мистическая группа», полная решимости защищать «систему» любой ценой.

Новообращенные и многие молодые верующие сосредоточиваются на динамичной религии и ясной вести в духе «секты». Они более заинтересованы в «Великом адвентистском движении», чем в «адвентизме» как системе.


Как вдохнуть новую жизнь

Выход из этой ситуации предполагает два шага: 1) Признать, что организация хороша до тех пор, пока она обслуживает «весть», но когда система становится важнее вести, весть в конечном счете умрет; 2) делать все возможное для восстановления исходного направления адвентистского движения, чтобы распространение вести опять стало главным ориентиром.

Вот что означает двигаться от самосохранения к миссии.

В том значении, в каком мы используем это слово, хорошо быть сектой. Вернем «движение» к «Великому адвентистскому движению»!

Доктор Пол Хиберт, профессор антропологии, считает, что цикл превращения в учреждение длится в течение жизни трех поколений. По мере смен поколений местная церковь (или любое другое учреждение) проходит через цикл, показанный ниже.

Первое поколение

Третье поколение

Готовность дорого заплатить за свое ученичество

Следовать за толпой

Сильное чувство товарищества

Часть бюрократической машины

Неформальное объединение

Формальные, строго определенные роли

Спонтанное решение возникающих проблем

Расписанные роли и уставы

Харизматическое руководство

Бюрократическое руководство

Преимущественно личные взаимоотношения

Обезличенные взаимоотношения

Единство, основанное на доверии и вере друг в друга

Формальные символы веры и письменные формулы
Задание
Эти изменения порождают определенные опасности на стадии третьего поколения:
Первое поколение

Третье поколение

Ориентация на миссию

Шаблоны, стереотипы

Направленность на цель и активная миссия

Самосохранение становится важнее самой миссии

Гибкость

Жесткая фиксированность

Направленность на людей

Направленность на программы

Неизбежность этого процесса иллюстрируется законом Паркинсона для организаций

1. Расходы растут до уровня доходов.

2. Работа заполняет все время, отведенное для нее.

3. Время, затраченное на обсуждение темы в совете, обратно пропорционально ее важности.

4. Учреждения растут со скоростью 5 процентов в год, без увеличения отдачи.

5. Успешная миссионерская работа превращает нас в администраторов.


Ключ: оживление и возрождение

Заключение Хиберта: Институционализация — неизбежное следствие роста. Но учреждение может быть обновлено за счет сознательных и намеренных усилий вновь обрести смысл своей миссии.


Резюме

Церкви растут в атмосфере энтузиазма, который является результатом преданности вести. Чем больше времени и энергии церковь будет посвящать заботам о самой себе, тем меньшей станет ее сосредоточенность на исполнении миссионерской задачи. Все учреждения требуют периодического возрождения и оживления. Церковь — не исключение.


Обратная связь

Насколько хорошо вы усвоили материал этого раздела?

1. Объясните своими словами:

1. Ваше понимание выражения «миссионерская природа церкви».

2. Роль великого поручения в жизни церкви.

3. Влияние институционализации на церковь, и укажите, на каком этапе находится ваша церковь.

4. Ваше понимание обучающей функции церкви.

2. Перечитайте короткое эссе на тему «Вновь превратим адвентизм в Великое адвентистское движение». Объясните, почему ваша церковь попадает в одну или во все категории, перечисленные в эссе, и какие шаги вы могли бы предложить, чтобы повернуть ее в направлении ориентированности на миссию.

3. Разъясните великое поручение, изложенное в Мф. 28:16—20. Вопрос, на который нужно ответить, заключается в следующем: есть ли хронологическая последовательность в призыве «идите», «научите все народы», «крестя их» и «уча их соблюдать все» или все это — часть процедуры, которая в той или иной мере происходит одновременно? (См. также стр. 36).

4. Относится ли закон Паркинсона к вашей церкви? Как он повлиял на вашу церковь и ее организационное устройство?



следующая страница >>



Ухаживая за женщинами, многие, так сказать, подсушивают дрова, которые будут гореть не для них. Оноре Бальзак
ещё >>