Остыловский Анатолий Николаевич Заведующий кафедрой Мысливец С. Г. 201 г рабочая программа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Остыловский Анатолий Николаевич Заведующий кафедрой Мысливец С. 1 327.75kb.
Заведующий кафедрой Мареев Сергей Николаевич 1 35.81kb.
Добросоцкий Виктор Иванович Заведующий кафедрой государственно-правовых... 3 715.65kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «предпринимательское право» 3 437.71kb.
Современная информационная революция 1 213.24kb.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение 5 620.07kb.
Примерная программа дисциплины история зарубежной журналистики 1 236.89kb.
Сведения о научных руководителях аспирантов 1 63.1kb.
Рабочая программа дисциплины «археология» Направление подготовки... 2 488.84kb.
Семинара-тренинга для начинающих предпринимателей «Основы бизнес-планирования»... 1 55.01kb.
Ю. Н. Тазьмин меценатство и благотворительность в россии: к вопросу... 1 138.26kb.
«Автоматизация учебного процесса» 6 413.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Остыловский Анатолий Николаевич Заведующий кафедрой Мысливец С. Г. 201 г рабочая - страница №1/1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФБиБТ

__________/ Сапожников В.А.

«___» _________ 20 __ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина: М3.ДВ3 «Логика и методология науки»
Укрупненная группа 020000 Естественные науки
Направление 020400.68 «Биология»
Магистерская программа  020400.68.03 Биофизика
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Биофизики
Квалификация (степень) выпускника
Магистр


Красноярск
2011
Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки

направление 020400.68 «Биология»

Программу составил: доцент кафедры высшей математики-1

Остыловский Анатолий Николаевич __________________


Заведующий кафедрой ____________ Мысливец С.Г.

«_____»_______________201__г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биофизики

«______» _________________ 201___ г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________ Кратасюк В.А.
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________



(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ИФБиБТ Сапожников В.А. ___________________

1 Цели и задачи изучения дисциплины


    1. Цель преподавания дисциплины

Целью изучения дисциплины является освоение студентами основ логики и методологии науки, усвоение основных понятий и методов формальной и математической логики и их приложений в естественных науках.

Дисциплина «Логика и методология науки» относится к общенаучному циклу М3.ДВ3 Дисциплины по выбору по направлению 020400.68 «Биология» магистерской программы 020400.68.03 “Биофизика”.




    1. Задачи изучения дисциплины

- создание у студента целостного системного представления естественнонаучной картины мира;

- формирование и развитие философского подхода к проблемным вопросам естествознания;

- развитие умения постановки решения общих философско-методологических проблем.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

- ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

- ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

- ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.




    1. Межпредметная связь

Для освоения курса студенту необходимо знать русский язык, математику, биологию в объёме средней школы. Дисциплина «Логика и методология науки» является необходимой и желательной при изучении всех предметов.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,88 (32)

0,88 (32)

лекции

0,28 (10)

0,28 (10)

практические занятия (ПЗ)

0,6 (22)

0,6 (22)

Самостоятельная работа:

1,12 (40)

1,12 (40)

изучение теоретического курса (ТО)

0,56 (20)

0,56 (20)

задачи

0,56 (20)

0,56 (20)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет



3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)


ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)


ЛР

зачетных единиц

(часов)


Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)


Реализуемые компетенции




1. Формальная логика

0,11 (4)

0,22 (8)




0,56 (20)

ОК-1,

ОК-6, ПК-2, ПК-7







2. Математическая логика

0,11 (4)

0,22 (8)




0,28 (10)




3. Методы математического моделирования

0,05 (2)

0,17 (6)




0,28 (10)


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса


п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование лекций,

объем в часах





1. Формальная логика

1. Предмет и задачи формальной логики. Из истории логики. Дедукция, индукция, абдукция, интуиция, откровение, Достоинства и ограниченность дедукции. Принцип единичности Оккама. Фаллибилизм. Истинность и правильность. Мышление и язык. Фетишизация языка. Недостижимость абсолютной точности в языке. Мягкие языки. Жесткий язык биологического кода. Внеязыковая культура философии дзэн. Исихазм. Синтаксис и семантика. Язык и метаязык. Синтаксические и семантические иерархии в языках. Размерность языка и его нелинейность.

2. Понятия и кластеры. Объем и содержание понятия. Классификация понятий. Отношение между понятиями. «Бритва Оккама». Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Определение понятий. Функциональность определения. Правила правильного определения. Аксиоматические системы.

3. Общая характеристика суждения. Структура простого суждения. Классификация суждений по качеству и количеству. Логический квадрат.

(аудиторные часы – 0,11 (4 ч))




2. Математическая логика

4. Элементы и множества. Задание множеств. Парадокс Рассела. Мощность множества. Алгебра подмножеств. Разбиения и покрытия. Бинарные отношения. Эквивалентность. Многоместные отношения.

5. Логика высказываний. Логические связки. Таблицы истинности. Понятие необходимого и достаточного условий. Формулы. Выражение логических форм естественного языка в логике высказываний. Классификация формул. Равносильность. Основные тождества. Логическое следование. Формализация рассуждений. Проблема разрешимости. Функциональная полнота. Аксиоматизация. Истинность и доказуемость.



(аудиторные часы – 0,11 (4 ч))




3. Методы математического моделирования


6. Основные понятия кибернетики. Типовые звенья системы. Помехи (шумы). Обратные связи. Управляемость, наблюдаемость, достижимость, устойчивость. Принцип «черного ящика». Оптимизация. Многокритериальная оптимизация, точка Парето.
(аудиторные часы – 0,05 (2 ч))



3.3 Практические занятия



п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование практических занятий,

объем в часах



11


1. Формальная логика

1. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон (проблема) достаточного обоснования.

2. Непосредственные умозаключения. Силлогистика и круговые схемы. Превращение, обращение и противопоставление предикату.

3. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы. Ограниченность силлогистики.

4. Индуктивные умозаключения. Общее определение индукции. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинных связей. Аналогия. Причинно-следственная связь и корреляция. Понятие взаимодействия факторов; нелинейность. Хаос и самоорганизация. Синергетика.

5. Неклассическая логика. Основные идеи интуиционизма. Многозначная логика. Модальности. Верифицируемость, фальсифицируемость, доказуемость, опровержимость. Логика оценок и логика норм. Сбалансированность, полнота, непротиворечивость. Логика квантовой механики. Паранепротиворечивая логика. Логика причинности. Логика изменения.

6. Вопрос. Предпосылка вопроса. Подмена вопроса. Логически корректные и некорректные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Виды ответов. Парадоксы и логика. Варианты парадокса лжеца. Язык и метаязык. О теории типов Рассела.



(аудиторные часы - 0,22 (8 ч))

12

3


2. Математическая логика

7. Логика предикатов. Предметные переменные. Одноместные предикаты. Многоместные предикаты и отношения. Кванторы. Формулы. Основные тождества. Проблема разрешимости. Семантические таблицы. Языки высших порядков.

8. Неполнота и неформализуемость. Теорема Тарского о невыразимости истины. Неполнота. Вокруг теоремы Геделя. О формализации неформализуемых понятий.

9. Системы аксиом и модели. Требования к системе аксиом. Теорема о существовании модели. Элементарная эквивалентность и изоморфизм. Категоричность. Аксиоматизируемость. Понятие «существование» в физике, математике, философии. Счетные и несчетные множества. Диагональный метод Кантора. Скала мощностей. Континуум-гипотеза. Парадоксы теории множеств. Основы теории определений. Определения в математике. Сокращающие определения. Теорема Крэйга об интерполяции. Теорема Бета об определимости.

(аудиторные часы - 0,22 (8 ч))


13


3. Методы математического моделирования


10. Регрессионные модели. Полиномиальные линейные и нелинейные модели. Метод наименьших квадратов в матричной форме. Взаимодействие факторов. Обратный спектральный анализ. Воспрозводимость. Адекватность. Математизация глупостей.

(аудиторные часы - 0,17 (6 ч))




3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по курсу «Логика и методология науки» включает самостоятельное изучение теоретического материала, решение домашних заданий.

Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1).



пп/п


№ раздела

дисциплины



Самостоятельное изучение

теоретического материала по темам




1

2

3

1

1. Формальная логика

1. Предмет и задачи формальной логики. Из истории логики. Дедукция, индукция, абдукция, интуиция, откровение, Достоинства и ограниченность дедукции. Принцип единичности Оккама. Фаллибилизм. Истинность и правильность. Мышление и язык. Фетишизация языка. Недостижимость абсолютной точности в языке. Мягкие языки. Жесткий язык биологического кода. Внеязыковая культура философии дзэн. Исихазм. Синтаксис и семантика. Язык и метаязык. Синтаксические и семантические иерархии в языках. Размерность языка и его нелинейность.

2. Понятия и кластеры. Объем и содержание понятия. Классификация понятий. Отношение между понятиями. «Бритва Оккама». Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Определение понятий. Функциональность определения. Правила правильного определения. Аксиоматические системы.

3. Общая характеристика суждения. Структура простого суждения. Классификация суждений по качеству и количеству. Логический квадрат.

4. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон (проблема) достаточного обоснования.

5. Непосредственные умозаключения. Силлогистика и круговые схемы. Превращение, обращение и противопоставление предикату.

6. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы. Ограниченность силлогистики.

7. Индуктивные умозаключения. Общее определение индукции. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинных связей. Аналогия. Причинно-следственная связь и корреляция. Понятие взаимодействия факторов; нелинейность. Хаос и самоорганизация. Синергетика.

8. Неклассическая логика. Основные идеи интуиционизма. Многозначная логика. Модальности. Верифицируемость, фальсифицируемость, доказуемость, опровержимость. Логика оценок и логика норм. Сбалансированность, полнота, непротиворечивость. Логика квантовой механики. Паранепротиворечивая логика. Логика причинности. Логика изменения.



(самостоятельные часы - 0,56 (20 ч))

2


2. Математическая логика

9. Элементы и множества. Задание множеств. Парадокс Рассела. Мощность множества. Алгебра подмножеств. Разбиения и покрытия. Бинарные отношения. Эквивалентность. Многоместные отношения.

10. Логика высказываний. Логические связки. Таблицы истинности. Понятие необходимого и достаточного условий. Формулы. Выражение логических форм естественного языка в логике высказываний. Классификация формул. Равносильность. Основные тождества. Логическое следование. Формализация рассуждений. Проблема разрешимости. Функциональная полнота. Аксиоматизация. Истинность и доказуемость.


(самостоятельные часы - 0,28 (10 ч))

3

3. Методы математического моделирования


11. Основные понятия кибернетики. Типовые звенья системы. Помехи (шумы). Обратные связи. Управляемость, наблюдаемость, достижимость, устойчивость. Принцип «черного ящика». Оптимизация. Многокритериальная оптимизация, точка Парето.
(самостоятельные часы - 0,28 (10 ч))


3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

Приведена в таблице (Приложение 2).


4 Образовательные технологии

Помимо посещения лекций и занятий на семинарах, предусматривается самостоятельная работа студентов с возможностью доступа к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd. php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов (сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии - http://bio.sfu-kras.ru/).

Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением, приведенными в п.5 настоящего издания.

К учебно-методическим материалам Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) студенты имеют доступ через официальный сайт института  - http://bio.sfu-kras.ru/, раздел «Образование», учебно-методические материалы в электронном виде – http://bio.sfu-kras.ru/?page=482.

Студентам обеспечен свободный доступ к личному кабинету преподавателя на сайте Института фундаментальной биологии и биотехнологии (http://bio.sfu-kras.ru/?page=498). В личном кабинете размещаются презентации, учебно-методические материалы, промежуточные задания и вопросы к экзамену. Так же в личном кабинете организуется обмен материалами и консультации при самостоятельной работе студентов и выполнении практических заданий и подготовке презентаций.

Активному формированию основных компетенций обучающегося по данной дисциплине способствует:



  • предложение привести примеры из биологии или других естественных наук тех или иных понятий логики. Например, «недоказуемость», «нефальсифицируемость», «аксиоматизируемость» и т.д.;

  • сравнение таких понятий как «доказательство», «существование», «истина», «закон» в различных науках;

  • примеры возможности формального (синтаксического) получения истинных утверждений: причины и критика.


5 Учебно-методические материалы по дисциплине
5.1 Основная литература


  1. Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007 (3 экз.)

  2. Павлов А. В. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие/А. В. Павлов; Тюмен. гос. ун-т. – 2010. - 343 с. (1 экз.)

  3. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник для вузов : рекомендовано Учебно-методическим центром "Классический учебник"/Е. В. Ушаков. – 2008 (1 экз.)

  4. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов/В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич [и др.] ; отв. ред. В. П. Кохановский. – 2007 (4 экз.)

  5. Рассел Б. Введение в математическую философию. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007 (1 экз.)


5.2 Дополнительная литература


  1. А. Д. Гетманова. Логика: учебник для студентов вузов : Рекомендовано Учебно-методическим объединением Министерства образования РФ / А. Д. Гетманова. - 8-е изд. - Москва : Омега-Л, 2005 (32 экз.)

  2. Современная логика: теория и практика [Текст] : монография / А. Н. Шуман. - Минск : Экономпресс, 2004 (1 экз.)

  3. Г.Г.Копылов. Методология: вчера, сегодня, завтра / ред.-сост.: Г.Г. Копылов, М.С.Хромченко - М.: Школа культурной политики, 2005, Т.1,2,3 (7 экз.)

  4. Ивин А.А Логика. Учебное пособие. – М.: Знание, 1997.

  5. Непейвода Н.Н. Прикладная логика: Учеб. Пособие. – Новосибирск, 2000.

  6. Никифоров А.Л. Книга по логике. – М., Гнозис, 1995.

  7. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир 1984.

  8. Остыловский А.Н. Логика высказываний: Учеб. пособие для юридич. ф-та/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1997, 59 с.

  9. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. – Наука, 1979

  10. Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007. – 912 с.

5.3 Электронные издания

1. Методология науки и организация предпринимательства [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / И. С. Багдасарьян [и др.] ; Сиб. федерал. ун-т. - Электрон. дан. (PDF ; 6889 Кб). - Красноярск : СФУ, 2008. - (Электронная библиотека СФУ. УМКД - 2008, Учебно-методические комплексы дисциплин в авторской редакции).

Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&P21DBN=UMKD&I21DBN=UMKD&S21REF=1&S21CNR=5&S21STN=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21P03=I=&S21LOG=1&S21ALL=%28%3C.%3EI%3D-270221%3C.%3E%29

2. Логика : учебник/[С. С. Гусев и др.]; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. – 2011.

Режим доступа:  http://www.book.ru/view/900015/
5.4 Информационные ресурсы

1.     Сайт Института философии РАН http://iph.ras.ru/

2.     Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

3. ЭБС «ИНФРА-М». – Режим доступа : http://www.znanium.com/.

4. Научная электронная библиотека российских научных журналов. – Режим доступа :http://elibrary.ru.

5. Springer, Kluwer. – Режим доступа : http://www.springerlink.com.

6. Oxford University Press (Oxford Journals). – Режим доступа : http://www.oxfordjournals.org.

7. http://newasp.omskreg.ru/tdis

8. http://iph.ras.ru/page50774540.htm

6. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса

по дисциплине в системе зачетных единиц

В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы» организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (з.е.) и балльно-рейтинговой системы (БРС) характеризуется следующими особенностями:



  • использование Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов ECTS) и БРС для оценки успешности освоения студентами учебных дисциплин;

  • использование основных инструментов ECTS: Учебного договора «Learning agreement», программы курсов «Course Catalogue», зачетной книжки «Transcript of Records»;

  • полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах: учебниками, методическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к локальным и глобальным сетевым образовательным ресурсам;

  • вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана и контролирующих регистрацию учебных достижений;

  • личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе большой свободы выбора дисциплин.

Трудоемкость всех видов работы в учебных планах магистров устанавливается в з.е. (кредитах) и, как правило, соответствует 30 часам общей нагрузки. Трудоемкость может корректироваться в ходе мониторинга учебного процесса по особому регламенту.

Таким образом, зачетная единица (кредит) является условным параметром, рассчитываемым на основе реалистичных экспертных оценок совокупных трудозатрат среднего студента, необходимых для достижения целей обучения. Зачетные единицы (кредиты) назначаются всем образовательным компонентам учебного плана.


Рекомендуемые нормативы расчета трудоемкости
дисциплин и видов работы учебных планов




Наименование

Расчет трудоемкости в ЗЕ

Общая трудоемкость;

трудоемкость дисциплины, включающая зачет и трудоемкость курсовых проектов (работ)


1 з.е. = 36 ак.час.




Максимальная недельная трудоемкость;

трудоемкость 1 недели практики,

трудоемкость 1 недели итоговой аттестации

1,5 з.е. = 54 ак. часа



Трудоемкость семестрового экзамена (3 дня подготовки и 1 день на экзамен) при выделении этой трудоемкости в учебном плане

1 з.е.


Общая семестровая трудоемкость

30 з.е.

Общая годовая трудоемкость

60 з.е.



Перевод баллов 100-балльной шкалы в их числовые коэффициенты
и буквенные оценки




Оценка

в 100-балльной шкале



Оценка
в традиционной шкале

Буквенные эквиваленты
оценок в шкале ECTS

(% успешно аттестованных)



84–100

5 (отлично)

А (отлично) – 10%

В (очень хорошо) – 25%

С (хорошо) – 30%

D (удовлетворительно) – 25%

E (посредственно) – 10%


67–83

4 (хорошо)

50–66

3 (удовлетворительно)

0–49

2 (неудовлетворительно)

FX – неудовлетворительно, с возможной пересдачей

F – неудовлетворительно, с повторным изучением дисциплины


Виды контроля



Текущая аттестация – аттестация во время семестра, включающая аттестацию на практических, семинарских занятиях, контрольных неделях, тестирование, защиту курсовых проектов (работ).

Оценка в 100-балльной шкале за выполнение и защиту курсового проекта (работы) может вноситься в ведомость, зачетную книжку и приложение к диплому.



Промежуточная аттестация – аттестация в период сессии включает зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом и действующим в СФУ Положением о промежуточной аттестации. Трудоемкость промежуточной аттестации устанавливается кафедрой в соответствии с п. 3.11 настоящего Положения.

Неучастие в промежуточной аттестации в установленный срок без уважительной причины приравнивается к неудовлетворительной оценке. Если причина неучастия студента в промежуточном контрольном мероприятии является уважительной, преподаватель переносит это мероприятие для данного студента на другое время.



Итоговая аттестация (сдача государственных экзаменов), оценка практик, защита дипломных проектов и работ, предусмотренные учебным планом по направлению (специальности), осуществляются в установленном порядке. В перечисленных видах аттестаций используется 100-балльная шкала и учитываются отведенные учебными планами трудоемкости.

Трудоемкость дисциплины учебного плана представляется суммой трудоемкостей всех оцениваемых видов учебной работы.

Трудоемкости могут выражаться:


  • в зачетных единицах (кредитах);

  • в % и/или долях общей трудоемкости.

Трудоемкости zi определенные в % от общей трудоемкости дают максимальное количество баллов, которое студент может набрать по данному виду учебной работы.

Максимальное количество баллов, которое студент может набрать за текущую и промежуточную аттестации (зачет, экзамен) по дисциплине в семестре распределяется в пропорции:



  • текущая работа – 50 баллов;

  • промежуточная аттестация – 50 баллов.

Допускается решением кафедры изменение пропорции в пределах ±10 баллов, при сохранении 100 баллов по дисциплине в целом.
Средневзвешенная оценка.

Средневзвешенная оценка (b) по дисциплине устанавливается, как сумма оценок (bi), умноженных на трудоемкость (zi) оцениваемых видов учебной работы за период аттестации, деленная на общую трудоемкость дисциплины за период аттестации (округляется до целых, может принимать значения от 0 до 100):




где i = 1, 2,…., m – номера оцениваемых видов учебной работы;

m – количество оценок.

Если общую трудоемкость по дисциплине за период аттестации считать равной 1 (z1+z2+….+zm=1), то трудоемкости zi становятся весовыми коэффициентами оценок bi в расчете средневзвешенной оценки. Произведение весовых коэффициентов на оценки bi дает количество баллов набираемых студентом по данному виду работ, а сумма баллов по всем видам работ и будет средневзвешенной оценкой.

Средневзвешенная оценка может переводиться в традиционную четырехбальную шкалу или буквенную шкалу ECTS и выставляется:


  • за период аттестации по модулю (по видам работы);

  • за период аттестации по дисциплине (по модулям);

  • за текущую работу в семестре по результатам прошедших аттестаций;

  • за семестр в целом с учетом баллов за зачет;

  • за семестр в целом с учетом баллов за экзамен;

  • за учебный год и весь срок освоения основной образовательной программы.

Если по дисциплине имеется несколько средневзвешенных оценок (например, если дисциплина изучается несколько семестров), то итоговая оценка по дисциплине рассчитывается также как средневзвешенная.

Таблица трудоемкости модулей и видов учебной работы в относительных единицах приведена в Приложении 3.

Трудоемкость по модулям распределена равномерно в связи с их равной ролью при формировании компетенций.

По отдельным видам трудоемкость распределена следующим образом:

10% - посещаемость лекционных занятий для обеспечения непосредственного контакта преподавателя при изучении теоретического материала и определения направленности самостоятельной работы;

10% - выполнение заданий в рамках практических занятий по дисциплине, участие в дискуссиях, выступление с докладами и др. в связи с практической направленностью дисциплины;

15 % - выполнение реферата;

15% - промежуточный контроль (тестирование);

50% - сдача зачета.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. интерактивные доски и мультимедиа-проекторы;

  2. персональные компьютеры с выходом в Интернет.

Приложение 1



ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Логика и методология науки»



направления 020400.68 «Биология», Институт фундаментальной биологии и биотехнологии, на 9 семестр


п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

По видам

Недели учебного процесса семестра




Всего

По видам

Всего




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Логика и методология науки

9

32

Лекции – 10

зачёт

40

ТО – 20

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

Практических - 22




РЗ -20




ВРЗ1

СРЗ1







ВРЗ2

СРЗ1







ВРЗ3

СРЗ1




ВРЗ3

СРЗ1


Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания.

Заведующий кафедрой: ____________ Кратасюк В.А.


Директор ИФБиБТ: ______________Сапожников В.А.

«_______» _______________________ 201_ г

Приложение 2

Перечень модулей дисциплины





п/п


Наименование модуля,

срок его реализации



Перечень тем лекционного курса, входящих

в модуль


(Перечень тем в соответствии
с п. 3.2)

Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение

(Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5)



Реализуемые компетенции

Умения

Знания

1

Модуль 1

«Формальная логика»

1-ая неделя –

9-ая неделя



Тема: 1 - 9.


Решение задач

ОК-1,

ОК-6,


ПК-2,

ПК-7



Умение применять полученные знания при моделировании процессов и решении логических задач

Знания по основным понятиям и методам формальной логики, основам модальных логик и их значение в естественнонаучных исследованиях, основным методам логики высказываний и логики предикатов, основным понятия кибернетики и математической теории планирования эксперимента

2

Модуль 2

«Математическая логика»

10-ая неделя –

12-ая неделя.



Тема: 10 - 16.

Решение задач

3

Методы математического моделирования

13-ая неделя –

14-ая неделя.


Темы: 17 - 18

Решение задач

Приложение 3



Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине

«Логика и методология науки»,

ИФБиБТ, на 9 семестр 201__/201_ уч. года


п/п


Название модульной дисциплины

Срок реализации модуля

Текущая работа (50 %)

Аттестация

(50 %)


Итого

Виды текущей работы

Сдача зачета

Сдача экзамена

Посе-щаемость лекций

Выполнение и защита лабораторных работ

Практические и семинарские занятия

Выполнение и защита курсовых проектов

Выполнение и защита РГЗ

Подготовка и сдача рефератов

Решение комплектов задач

Подготовка и представление презентации

Другие виды (по решению кафедры) ТО










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Всего

9 семестр

10




16










24







50




100

1.1

Модуль № 1

1-9 неделя

4




6










11
















1.2

Модуль № 2

10-12 неделя

4




5










8
















1.3

Модуль № 3

13-14 неделя

2




5










5















Приложение 4


Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации


№п/п

Наименование

дисциплины



Ссылка на информационный ресурс

Наименование

разработки в электронной форме



Доступность

1

Логика и методология науки






Свободный доступ


Доступ СФУ, по подписке








Приложение 5


Обеспеченность учебно-методической документацией

по дисциплине «Логика и методология науки»




п/п

Наименование

дисциплины

Наименование

учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

Количество экземпляров

Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)

1

Логика и методология науки
































Расизм — это снобизм бедняков. Раймон Арон
ещё >>