Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки Сестрица Алёнушка и братец Иванушка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1 58.49kb.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка 1 24.76kb.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1 101.27kb.
Естественые права и права человека 1 102.64kb.
Ii класс Для уроков внеклассного чтения. Фольклор 1 51.82kb.
Русский народный костюм 1 59.69kb.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Ведущий 1 44.03kb.
Веселые потешки /фольклорный праздник для детей младшего школьного... 1 115.6kb.
Пёстрый ковёр 1 109.75kb.
Исследовательская работа «Расскажи, Снегурочка, где была…» 1 365.74kb.
Азбука бабы-яги в отрывок из русской народной сказки дополнить слово... 1 33.51kb.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1 101.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки Сестрица Алёнушка - страница №1/1

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе.

Тема: « Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и колорит картины В.Васнецова

Задачи:

1.Выявить признаки волшебной сказки.

2.Показать неразрывную связь между литературой и живописью на примере русской народной сказки.

3.Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.

4.Продолжить развитие интереса к русскому народному творчеству и живописи.

5.Развивать умение «читать» настроение картины, сопоставлять настроение и колорит.


Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.

-Ребята, давайте вспомним с, каким произведением мы познакомились вчера? ( Мы познакомились со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

-Напомните мне, что было задано на дом? (Прочитать сказку и нарисовать простым карандашом рисунки к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-Что вам понравилось в этой сказке?

-Ребята, а эта сказка народная или авторская? Почему? (Эта сказка народная, и относится к жанру устного народного творчества).

-Что значит устное народное творчество? (Сказки сочиняли люди и передавали из уст в уста).

-Дома вы еще раз читали эту сказку. Были ли моменты, когда вы переживали, волновались за героев сказки? И за кого? ( Да. Когда Аленушке надели на шею камень и утопили в реке… Братец Иванушка превратился в козленочка… Иванушка бегал к реке и звал Аленушку на помощь).

-Какая это сказка волшебная или сказка про животных? ( Волшебная)

-Что вам подсказало, что это сказка волшебная? (В сказке присутствуют признаки волшебной сказки)

-Перечислите признаки волшебной сказки. (Признаки волшебной сказки вывешиваются на доску:

- волшебное число три

- волшебный цвет: золотой, серебряный

- волшебный мир

- чудеса: Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее утопили в реке;

- волшебные герои: ведьма)

-Какие герои присутствуют в этой сказке? (положительные и отрицательные).

-Какое качество характера несут положительные герои?( Качество доброты).

-Вы сказали, что в русских народных сказках есть добрые герои, а кто является олицетворением зла в этой сказке? ( Ведьма).

-Если бы вы были художниками, смогли бы вы всю сказку написать одним цветом? (Нет)

-А почему? ( В сказке происходят разные события)

-На сколько частей можно разделить сказку? (выслушиваем мнения детей)

-Давайте попробуем разобраться.(Постановка проблемного вопроса)
3.Открытие нового знания. Работа над структурой сказки. (Работа в группах)

-Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо разделить сказку на части. Найти начало и конец каждой части. И подумайте, какими красками нарисуете эту часть.

( Представители каждой группы зачитывают начало и конец каждой части по очереди)

-Что узнали из первой части?( Мы узнали о главных героях сказки)

-Какими красками изобразите эту часть? Какой колорит? (Теплыми).

-Прочитайте слова, с которых начинается 1 часть.(Жили – были старик да старуха…)

-Чем является это предложение в сказке? (Зачином) (Вывешивается структура сказки)

-Прочитайте начало и конец 2 части.

-Какие события происходят в этой части? ( Козленочек три раза пытается напиться водицы из разных копытцев).

-Какими красками изобразим вторую часть? Какой колорит? (Более холодными)

-Прочитайте слова, с которые вас насторожили в этой части. (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца…..)

-Чем является это предложение в сказке? ( Завязкой.)


4.Физминутка для глаз (ВИДЕО)
-Прочитайте начало и конец 3 части.

-В чем отличие 3 части от предыдущей ( Она большая по содержанию, есть повторы, песни)

-Сколько повторов? ( Три.)

-Зачитайте их.

-Что выражает песня Аленушки и козленочка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, тревогу)

-Почему купец не смог распознать ведьму, а только козленочек узнал ее? ( Потому что он находится в волшебном мире вместе с ведьмой).

-Раньше народ верил в то, что люди не умирают, их душа переселяется в животных. Эти животные обладают сверхъестественной силой. А находясь в волшебном мире, они видят, что происходит в реальном и волшебном мирах. Человек награждал животного способностью говорить, как будто это говорил человек, которого нет в реальном мире. Поэтому и козленочек наделен речью, и он видит ведьму в отличие от самого купца.

-Как вы думаете, каких красок будет больше темных или светлых?(Светлых, потому что добро побеждает зло).

-Вы, наверное, обратили свое внимание, что в конце этой части идет быстрое развитие событий. Как называется быстрая смена событий?

(Кульминацией)

-Прочитайте предложение, которое у нас осталось. Мы можем отнести его к 3 части? ( Нет.)

-Почему? ( Это предложение ставит точку в развитие сюжета. Это концовка сказки).

-Какими красками изобразим конец сказки? Почему? ( Теплыми, чистыми, светлыми. Добро всегда побеждает зло)

-Чему же учит нас эта сказка? ( Зло всегда будет наказано)


5 Анализ картины В. Васнецова (на проекторе).

-А сейчас давайте рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова «Аленушка». Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)

(Нет. В сказке нет эпизода, в который изображен на картине Васнецова).

(Есть. Одни и те же герои. Аленушка.)

-А может, это ведьма переоделась в Аленушку? ( Нет, такого быть не может. Аленушка плачет. А зачем ведьме плакать? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется).

-Я с вами согласна. Конечно, это Аленушка! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца… Аленушка печальна, но красива. Какие краски использовал Васнецов? ( Краски темны, унылые, много черного. Холодные краски. И вода темная.)

-Можем ли мы предположить, что Васнецова эта сказка вдохновила на создание этой картины. Тогда почему он изобразил героиню у темной воды?

( Васнецов изобразил ее у воды, потому что вся жизнь Аленушки связаны с водой. Она тонет в речке, ее оживляют живой водой, и братец Иванушка превратился в козленочка, испив воды из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду. И даже желтые листики не привлекают ее взгляда.

-Какое настроение вызвала картина? ( Грустное, печальное).

-Посмотрите, как грозно надвигаются ели, как темно и страшно в лесу Аленушке. Но в тоже время на картине есть и свет, надежда на то, что добро победит зло.

-А какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали? (грустное, печальное, волновались за героев).
6.Физкультминутка.
На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

7. Рисование иллюстрации к сказке. Звучит классическая спокойная музыка.

-Ребята, а сейчас, мы выполним свои рисунки в цвете. Нам нужно учитывать то, что как разное настроение присутствует в сказке, так и колорит наших рисунков должен быть разным.
8. Подведение итога урока.

- Итак, что же роднит картину Васнецова и русскую народную сказку?

(Их роднит настроение…Грустное и печальное… сказка «Аленушка..» грустная и печальная и картина печальная.

-Правильно, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

8. Домашнее задание

-Дома прочитайте понравившиеся эпизоды сказки, которые можно было бы изобразить, используя теплые краски.



http://www.artvek.ru/vasnecov/vasnecov01.jpg




Развод — предохранительный клапан в супружеском котле. Адриан Декурсель
ещё >>