Особенности систем, создаваемых на основе ника технологии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ника-технология построения информационных систем 1 211.42kb.
Case-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных... 10 1889.88kb.
Уч г. Микропроцессорные устройства систем управления 1 44.63kb.
1. Лекция: Современные технологии объектно-ориентированного анализа... 1 209kb.
Концепции и особенности системы «ника-музей» 1 129.33kb.
«Анализ речевых ситуаций, создаваемых на основе наблюдений учащихся» 1 57.36kb.
Вопрос 1: Должно ли наименование объекта учета в Федеральной государственной... 1 46.48kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 338.87kb.
Место проведения 1 39.25kb.
Вступительного испытания собеседования для магистерской программы... 1 55.84kb.
Обзор методов адаптивного использования спектра 1 137.41kb.
Ника-музей: опыт внедрения и рекомендации создания в музеях учетных... 1 80.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Особенности систем, создаваемых на основе ника технологии - страница №1/1

Особенности систем, создаваемых на основе НИКА – Технологии

(на примере системы НИКА – Музей)

Емельянов Н.Е., Ерохин В.И.


В статье проводится анализ особенностей информационных систем, созданных средствами НИКА – Технологии. К таким системам относятся Евфрат – Документооборот и Архив, Статистика учебных заведений, НИКА – Музей, НИКА – Мемориал, НИКА - Больница и др. Статья построена на основе опыта разработки и внедрения музейной информационной системы НИКА – Музей. Рассматриваются основные средства НИКА – Технологии и методы их применения.
НИКА – технология. Основные средства и методы
НИКА – Технология ориентирована на автоматизацию построения информационных систем [1]. Торговый знак технологии xNika образован из двух компонент: х – от XML [2] и Nika от СУБД НИКА [3]. Под технологией мы понимаем набор средств и методов их использования.

Рассмотрим основные средства, предоставляемые НИКА – Технологией :



  • дизайнер электронных форм документов;

  • дизайнер форм выходных документов;

  • администратор системы (генерация схемы БД по комплекту входных форм, управление пользователями и их группами, права доступа);

  • редактор электронных документов;

  • генератор отчетов;

  • система запросов;

  • средства масштабируемости ;

  • электронный архив Евфрат в качестве сервера при клиент-серверной организации информационной системы;

  • средства электронных публикаций (CD/DVD, информационные киоски);

  • средства создания web – сайтов;

  • утилиты;

  • набор драйверов, обеспечивающих, возможно с некоторыми ограничениями, работу системы над другими СУБД – Oracle, SQL, Access и др.

Редактор Документов



Генератор отчетов

8




7





формы

данные

форма

9


Дизайнер форм

НИКА CGI

HTTP сервер

данные



Дизайнер отчетов

1

2

html -документ


Интернет





3




CD





4

5

6

Администратор



Мастер CD

Рис. 1. Архитектура системы (взаимосвязи средств НИКА-технологии)


На рис. 1 представлены взаимосвязи основных компонент НИКА – Технологии. Помеченные стрелки означают следующие операции:

1 – публикация форм отчетов, 2 – публикация экранных форм, 3 – регистрация экранных и отчетных форм для создания конкретной ИС и прав доступа к ним, 4 – запись/восстановление конфигурации, 5 - запись/восстановление архивной копии, 6 – запись компакт дисков как отторгаемых информационных ресурсов, 7 – генерация отчетов по заданной форме и отобранным данным, 8 – запись/чтение пакета документов, 9 – генерация по запросу из интернет «налету» html документа из Хранилища.


Основные методы использования средств НИКА – Технологии:

  • технологичное описание схем информационных объектов, ориентированное на пользователя, по которому автоматически создается схема БД (Хранилища документов);

  • «гибкие формы» - возможность легко создавать новые и изменять старые формы, оперирующие со сложно структурированными данными. (Модификация схемы БД, ввод описаний новых объектов и отображение уже введенных автоматически настраиваются на новые формы, введенные в конфигурацию ИС. При этом каждый объект может быть представлен по многим формам);

  • описание взаимосвязей между информационными объектами,

  • построение ИС на локальном компьютере;

  • построение ИС в клиент-серверном режиме;

  • построение ИС в виде многоуровневой иерархической системы;

  • распределение прав доступа;

  • создание отторгаемых информационных ресурсов;

  • разнообразные средства поиска (по справочникам, формам, всем словам - ассоциативный поиск, сложные запросы);

  • анализ и агрегирование данных, генерация отчетов;

  • соединение средств НИКА – Музей с технологией Евфрат Документооборот.


Система НИКА – Музей


На основе xNika технологии создано много разнообразных систем: Евфрат – Документооборот и Архив, Статистика учебных заведений, НИКА – Музей, НИКА – Мемориал, НИКА - Больница и др. Ниже описаны возможности и особенности систем, создаваемых на основе НИКА – Технологии, на примере опыта разработки системы НИКА – Музей.

Система НИКА-Музей – комплексная информационно-справочная система, которая предназначена для решения широкого спектра задач, возникающих в деятельности любого музея: учет, описание и хранение музейных предметов, создание видео охранного банка изображений музейных предметов, осуществление научно-исследовательской и краеведческой деятельности, экспозиционно-выставочная деятельность, работа с посетителями музея [4, 5, 6].


НИКА-Музей обеспечивает:
- учет приема, выдачи и движения музейных предметов;
- создание необходимой учетно-хранительской документации;
- всестороннее описание музейных предметов;
- создание и поддержание видео охранного банка изображений музейных предметов;
- создание сколь угодно объемной базы данных музейных коллекций, включающую не только описание и изображения музейных предметов, но и описание и хранение связанных с ними исторических событий, исторических лиц, библиографии, географических объектов, видео и аудиоматериалов, выставок и т.п.;
- эффективный поиск предметов и связанных с ними материалов по различным критериям (реквизитам, произвольному описанию) с учетом морфологии русского языка;
- подготовку сопроводительной выставочной документации;
- поддержку современных способов работы с посетителями (посредством Интернет, информационные интерактивные киоски, каталоги и музейные мультимедийные продукты на CD и DVD);
- создание сводных коллекций;
- гибкую настройку под специфику каждого музея.

НИКА-Музей, построенная на xNika технологии, обладает всеми качествами современных открытых технологий: она позволяет не только активно развивать систему (в том числе и руками специалистов музея), но и интегрировать ее с другими программными продуктами, использующимися в музее. Эта особенность также делает возможной гибкую конвертацию данных из уже имеющихся в музее баз данных в НИКА-Музей и обратно.

Основные возможности и особенности НИКА-Музей.
1). Возможности описания музейных коллекций.
НИКА-Музей позволяет описывать любые, даже самые уникальные коллекции. Это возможно благодаря использованию технологии «Гибких форм», позволяющей настроить форму описания музейного предмета с учетом специфики коллекции. При этом можно:
- легко добавить или убрать поле в описание предмета;

- без ограничений использовать количество реквизитов и глубину вложенности подобъектов (структур и массивов) в описаниях объектов. Это важное свойство, так как предметы разбиваются на части1, каждая часть может иметь авторов, время и место создания, вес, размеры, много материалов, про которые нужно хранить такие данные, как вес, проба, количество драгоценных камней и т.д.;


- изменить дизайн формы;
- обеспечить автоматическое заполнение полей – например, генерацию сводного номера из номеров по Книге поступлений, Книге научного инвентаря и других полей2;
- сделать поля зависимыми от значений в других полях;
- делать многостраничные формы, разбивая реквизиты на логические группы;
- создавать поля, имеющие разные форматы – текстовые, числовые, вычисляемые, табличные, даты, изображения, ссылки;
- создавать поля, в которые можно вносить произвольный по объему текст, что очень удобно при неформальном научном описании экспонатов.
Настройка форм описания осуществляется с помощью визуального графического дизайнера, который прост в освоении и не требует навыков программирования. По новым или модифицированным формам автоматически создаются новые описания объектов в схеме БД.
2). Формирование и печать документов.
На основе данных, занесенных при описании предметов, НИКА-Музей позволяет формировать весь необходимый пакет документов как в сфере учетно-хранительской деятельности, так и выставочно-экспозиционной деятельности, с учетом требований Министерства культуры РФ и в соответствии с индивидуальными потребностями музея.
Шаблоны выходных документов также как и формы описания настраиваются с помощью дизайнера и средств MS Word.
Ясно, что учесть все специфические особенности коллекций всех музеев невозможно3, поэтому необходимо предоставлять музеям средства адаптации системы к их потребностям. Пока другие отечественные и зарубежные музейные системы мало продвинулись в этом направлении. Система НИКА-Музей содержит и Дизайнер входных форм, и Генератор отчетов, в системе открыты схема БД, XSL схемы входных и выходных документов, что дает возможность пользователям проводить адаптацию. Ясно, что учесть в

3). НИКА-Музей характерна тем, что позволяет построить на своей основе не просто каталог экспонатов музея, а комплексную информационно-справочную систему, удобную для решения как учетно-хранительских, так и научно-исследовательских и учебных задач. Кроме описания собственно музейного предмета, в НИКА-Музей одновременно можно вести описание любой краеведческой информации – исторических событий, исторических лиц, географических объектов, публикаций, выставок, библиографию и т.п. Типов объектов описания может быть сколько угодно и этот элемент системы НИКА-Музей настраивается так же, как и формы описания музейных предметов.


НИКА-Музей позволяет не только комплексно хранить все эти разные по свойству объекты, но и связывать их друг с другом перекрестными ссылками, например, можно связать экспонаты музея с историческим лицом, которому они принадлежали. Можно ввести объекты – экскурсии, лекции, семинары для поддержки учебной и просветительской деятельности, проводимой в музее [7].
4). Создание и ведение видеоохранного банка изображений музейных предметов.
Кроме фондового и научного описаний музейного предмета, в НИКА-Музей хранится его оцифрованное изображение. Каждый объект описания может хранить при себе несколько изображений, каждое из которых может иметь несколько уровней качества. Это позволяет не только иллюстрировать описание музейного предмета, но и решать задачи описания сохранности и научных исследований.
5). Поиск в НИКА-Музей.
В НИКА-Музей встроены мощные поисковые возможности.
НИКА-Музей обеспечивает:
- автоматическое создание алфавитных указателей и тезаурусов и поиск по ним;
- поиск по избранным заполненным полям формы описания;
- автоматическую полнотекстовую индексацию данных в полях формы и поиск по свободно записанному запросу с учетом морфологии русского языка,

  • гибкий реквизитный поиск с возможностью задания сколь угодно сложных логических условий (скобки, логические операции, реквизиты из БД, константы).

6). Средства работы с посетителями.
НИКА-Музей поддерживает передовые средства работы с посетителями:
- электронные каталоги, альбомы, энциклопедии на CD;
- электронные экспозиции в сенсорных информационных киосках;
- виртуальные экспозиции и каталоги в Интернет;

  • виртуальные экскурсии по залам музея и виртуальным залам с возможностью ориентации на группы посетителей (школьники, студенты, пенсионеры, военнослужащие).

    В НИКА-Музей встроены средства для автоматического создания электронных каталогов и публикаций на диске - CD/DVD с отобранными объектами из базы данных. В итоге музей может оперативно создавать к каждой новой выставке современный удобный для работы и привлекательный для посетителей продукт в качестве отторгаемого информационного ресурса. Этот материал может существенно дополнить текущую экспозицию, т.к. на диск можно поместить информацию о гораздо большем количестве предметов, чем вмещают экспозиционные площади музея. Диск может содержать информацию о предметах, которые хранятся в коллекциях других музеев, или безвозвратно утраченных. Диск может быть приложением к обычным каталогам, изданным типографским способом, что особенно удобно при проведении научных исследований, ввиду исключительных возможностей быстрого поиска в огромном массиве предметов. Важно и то, что на подготовку такого диска уходит минимальное время и на порядки меньше средств, чем в том случае, когда диск заказывается сторонней организации. Кроме того, вся работа по подготовке диска может быть выполнена за счет внутренних ресурсов музея.


    Тот же самый CD/DVD можно разместить в Информационном интерактивном киоске, который дополнит текущую экспозицию. Кроме того, диск можно открыть для доступа в интранет/интернет, так как он содержит http сервер и СУБД, а работа с ним осуществляется средствами стандартных браузеров.

Другие разработчики музейных информационных систем тоже создают диски. Но они принципиально отличаются от дисков, создаваемых в системе НИКА-Музей тем, что содержат наборы html-страниц, а не базу данных и СУБД. Oracle невозможно разместить на один CD, не говоря уже о проблемах, связанных с ценами, расчетами с фирмой Oracle, средствами инсталляции и т.д. Компакт диски, созданные другими средствами, по существу не связаны с музейной БД. БД используется только как источник, из которого извлекается информация для создания (вручную или автоматизировано) статических html-страниц для компакт диска. Компакт диски, созданные средствами НИКА-Музей, содержат настоящую БД, поэтому записанную на них информацию можно влить в другую БД, можно использовать как надежную и технологичную копию данных (XML-документов). Кроме того, такие диски получаются на порядок компактнее по объему и обладают развитыми средствами поиска и навигации. В то же время эти компакт диски являются независимыми информационными ресурсами.

7). CGI интерфейс доступа к базе данных через Интернет. В НИКА-Музей встроены средства, обеспечивающие CGI интерфейс доступа к базе данных экспонатов через Интернет. Такая возможность позволяет представить образцы всей (или части) коллекции музея более широкому кругу посетителей, органично вписав виртуальную экспозицию в Интренет-сайт музея, который может быть построен на любом http сервере (см. рис. 1). Эти же средства дают возможность создавать виртуальные выставки «одного дня» и др.


8). Масштабируемость системы.
НИКА-Музей предоставляет возможность работать как на отдельном компьютере, так и в Интранет/Интернет-сетях. Можно начать работу, например, описывая «свой» фрагмент коллекции музея на отдельном компьютере, не подключенном к сети, а потом всю собранную информацию поместить на сетевой сервер. В реальной жизни музеев часто далеко не все помещения охвачены сетью, и прокладка сети в ближайшие годы не предвидится (пример, удаленные филиалы музея). НИКА-Музей позволяет вести сбор информации, создавать единую базу данных и в таких случаях.
Такая распределенная работа интересна и в тех случаях, когда речь идет о создании объединенных коллекций разных музеев – региональных, тематических, федеральных.
Если в музее есть локальная сеть, то НИКА-Музей может работать в клиент-серверном режиме.
Система обеспечивает информационную безопасность: разграничение прав доступа к информационной базе данных в зависимости от должностных обязанностей сотрудников музея, возможность ограничения по уровню детализации описаний объектов и по качеству изображений при доступе через Интранет/Интернет.
9). Технологичность системы.
В НИКА-Музей встроена отечественная объектно-ориентированная XML СУБД НИКА – ее цена существенно ниже любой западной СУБД и уже включена в стоимость поставки, а с технологической точки зрения она не уступает им по возможностям, особенно эффективна для описания таких специфических и сложных объектов как музейный предмет и соответствует требованиям международного стандарта.
Поддержка XML-стандарта позволяет довольно просто решать задачи смены платформы, например, переход с MS Access на НИКА-Музей, а также задачи организации обмена данными НИКА-Музей с другими системами, используемыми в музее.
СУБД НИКА успешно используется в различных информационных системах, в частности, Евфрат – Документооборот, и надежно поддерживает работу с большими объемами информации.
Важно отметить то, что эксплуатация НИКА-Музей не требует каких-то специфических знаний по СУБД НИКА, и для поддержания работы системы нет необходимости привлекать высокооплачиваемых специалистов по базам данных.
НИКА-Музей имеет простой и интуитивно понятный интерфейс, что позволяет специалистам музея быстро освоить работу с этой программой. НИКА-Музей предъявляет низкие требования к компьютерной технике и имеет невысокую цену.

Сравнение системы НИКА – Музей с другими музейными системами

Музейные информационные системы должны обеспечивать хранение сложно структурированных описаний объектов, поиск объектов по сложным запросам и отображение описаний объектов и их изображений, т.е. специфика музейных систем - быстрая отработка потока заявок на чтение. В музейных системах нет больших потоков транзакций на запись. Ввод описаний новых коллекций - серьезная научная работа, вести которую сотрудникам музея обычно удобнее на локальных компьютерах. Ввод в общую БД подготовленных и проверенных на локальном компьютере описаний естественно осуществлять в пакетном режиме и в свободные часы (например, ночью). Поэтому использование мощных СУБД, ориентированных на большие потоки одновременно запускаемых транзакций на запись, которые требуют высоко квалифицированного сопровождения, не обязательно. Так, например, ADLIB Museum (см. [8] и оценку этой системы ассоциацией MDA [9]) построена на своей постреляционной СУБД. НИКА-Музей также включает встроенную постреляционную XML базу данных - СУБД НИКА, что для подавляющего большинства небольших музеев очень важно, так как привлекать к обслуживанию своих систем высоко оплачиваемых специалистов по БД они не в состоянии. В реализации Музейной Системы стандарта CIDOC [10] на Oracle по проекту ArchTerra интересно посмотреть схему реляционной БД (см. рис. 2 из [11]), которая наглядно показывает сложность БД и, соответственно, SQL запросов.






Рис. 2. Фрагмент схемы музейной БД, реализованной на реляционной СУБД


При сравнении со всеми реализациями на реляционных СУБД можно отметить следующее. БД содержит тысячи реквизитов и более ста таблиц (реляционных отношений). При работе с такими БД (см. рис.2) многие авторы отмечают, что запись объекта (музейного предмета) в такую БД подобна разборке машины при парковке ее в гараж на все составные детали (вплоть до последней гайки), и сборке при выезде из гаража. Что, конечно, требует времени. Но самое тяжелое следствие подобной реализации - это высокие требования к квалификации администраторов БД и программистов, сопровождающих систему. Написать новый нерегламентированный запрос на SQL к такой сложной БД, как и поддерживать ее в эксплуатации, непростые задачи. Соответствующие специалисты на Oracle, например, сейчас получают такие оклады, которые невозможны в музеях. Можно взять молодого специалиста, научить его, но потом (как жаловались нам сотрудники многих музеев) они уходят в соседние банки.

При построении системы на НИКА – Технологии нужно знать только структуру своего объекта, представленного в виде дерева подобъектов и реквизитов. Это проходит через все системы: проектирование схемы объектов (см. рис. 3), описание заполнения электронных входных форм и отчетов (см. рис. 4), формирование запросов (см. рис. 5), написании формул вычислений и проверок (см. рис. 6) и др.


Рис. 3. Разработка модели содержания объектов (схемы БД)


Рис. 4. Описание заполнения полей формы данными из БД при проектировании и корректировке форм



Рис. 5. Формирование запросов



Рис. 6. Описание процедур автозаполнения полей и проверки целостности

НИКА-Музей близка по своей архитектуре к системе ADLIB Museum, но в отличие от нее реализована на русском языке с учетом отечественной практики, предоставляет более выразительные средства поиска (близкие к XQuery), дизайнирования форм, экспорта и импорта XML-документов. Система позволяет формировать различные документы в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ, в частности, паспорт сохранности, передаточная и таможенная ведомости, этикетаж, каталожное и научное описание экспонатов и другие. Кроме того, она на порядок дешевле ADLIB Museum.

По ряду рейтингов система Евфрат-Документооборот [12] занимает 1-е место по пригодности для предприятий малого и среднего бизнеса, и 4-е место в комплексном рейтинге4. В ряде докладов на конференции CIDOC/ADIT 2003 в Санкт-Петербурге в качестве главного направления развития музейных систем определялся весь документооборот музея (включая выставки, работу с посетителями, коммерцию). Ввиду того, что практически все музеи попадают в класс малого и среднего бизнеса (до 1000 компьютеров), то названные выше результаты рейтингов указывают на предпочтение использования для развития музейных систем системы НИКА-Музей в сочетании с компонентами систем Евфрат-Документооборот и Электронная торговля, построенными на той же основе.




Заключение

Рассмотрим требования, выдвигаемые к музейным информационным системам как со стороны вышестоящей организации (Министерства культуры РФ), так и изнутри (от директоров музеев).

Все бизнес процессы в деятельности музеев описаны в проекте Инструкции Министерства культуры РФ [13]. В коробочном варианте системы НИКА – Музей в основных чертах все основные компоненты ее реализованы. Нет никаких проблем реализовать ее полностью, но, во-первых, Инструкция еще не утверждена (пока действует Инструкция 1984 года [14], требования которой реализованы), а, во-вторых, в новой Инструкции есть противоречия, которые, хочется надеяться, будут устранены в процессе ее согласования, и, наконец, Инструкция имеет непонятную направленность – то ли это некоторая поддержка старого бумажного документооборота, то ли движение в сторону электронного.

Директор ГИМ д.и.н. Шкурко А.И. так сформулировал требования к информационной системе музея (смотри статью [15]).

«Музею нужно:

1) Обеспечить юридическую защиту и физическую сохранность экспонатов. ИС должна помочь решить эту задачу. Допустим, что монета вышла в некоем уникальном варианте, скажем, из-за изношенности штампа, и ценность ее превышает обычный тиражный экземпляр на много порядков. Очень важно обеспечить юридическую защиту такой монеты от возможности, например, подмены. Как решить эту проблему? Здесь может помочь видеографический банк музейных предметов – электронное изображение монеты с очень высокой степенью разрешения, когда видны детали, недоступные глазу. Правда, при этом встает непростая задача соединения этого изображения с минимумом информации описательной.

2) Ускорить процесс научной инвентаризации. Сначала – первичный учет, в результате которого происходит формирование записей о предметах и присвоение им номера в Главной Инвентарной Книге и Актах Приема, с приложением описи предметов. Второй этап – научная инвентаризация, когда вещь поступает в соответствующий фондовый отдел, где проводится более подробное изучение и описание. Этот процесс должен занимать до полугода, но сейчас в связи с нехваткой кадров может затягиваться на несколько лет. Результатом изучения является запись о предмете в Книгу Научного Инвентаря, которая тоже имеет юридическую силу. В ней содержится уже 5 миллионов номеров – единиц хранения. Но на каждую такую единицу может приходиться не один, а десятки и даже сотни предметов. И, наконец, получившийся индивидуальный «большой ГИМовский номер» предмета должен вернуться и отразиться в Главной Инвентарной Книге.

3) Работа с посетителями. Меня серьезно волнует вопрос: что мы даем тем, кто к нам приходит? ... Информационная система должна предоставить инструмент, с помощью которого люди смогли бы активно изучать экспозицию музея, вести самостоятельную работу по осмыслению и изучению тех или иных исторических предметов или событий».


Чем системы, созданные в НИКА – Технологии, могут помочь в решении поставленных задач?

  1. По первому требованию А.И.Шкурко отметим, что нужны продуманные и утвержденные Министерством регламенты учета и движения экспонатов, которые пока (как указано выше) далеки от совершенства. Кроме того, необходимо (см. [16]) хранить Банк изображений экспонатов высокого качества весьма защищенным (как Сов. Секретный), потому что он может быть источником подделок и подмен. Торговля высококачественными изображениям ради прибыли, что практикуют некоторые музеи, может, напротив, привести к грандиозным убыткам.

  2. Относительно второго требования к ИС отметим, что в системе НИКА - Музей имеется возможность описывать предметы по нескольким формам, вводить новые формы для специфичных фондов, создавать сколь угодно сложные алгоритмы формирования сводного музейного номера предмета, описывать экспонат как совокупность частей.

3) На вопрос: что мы можем дать посетителю? – ответ представляется очевидным – мы можем ему дать компакт-диски. НИКА - Музей имеет идеальные средств создания компакт дисков. Отобрав нужные экспонаты, можно, буквально нажатием одной кнопки, получить CD с нужной информацией. На диск будут записаны: отобранный фрагмент музейной БД, СУБД НИКА и http-сервер. Если этот диск нужно оформить какими-то логотипами, иллюстрациями, вводными текстами, то для этого представляется набор файлов, подменив которые можно изменить вид первой и следующих страниц, ввести пояснительные тексты, и, если нужно, начало диалога оформить своими html-страницами. Тиражирование дисков обходится музею примерно в 10 рублей, продавать их можно за 100 – 200 рублей. Но почему-то в музеях практически нет дисков. Наши технологии позволяют сотрудникам музея создавать диски к каждой выставке. Если экспонаты описаны, а они должны быть описаны перед отправлением их на выставку (для распечатки передаточных ведомостей, таможенных списков, этикетажа и т.п.), то создание прототипа диска осуществляется очень просто. Диски создаются на порядок – два быстрее и дешевле обычных методов разработки.

Директор Музея истории города Санкт-Петербурга Аракчеев Б.С. ставит, в частности, задачу создания открытого музея, то есть представления в Интернет или на компакт-дисках всей коллекции музея. Создание открытого музея средствами НИКА-Музей осуществляется просто, так как компакт-диски, создаваемые средствами НИКА-Музей, могут быть открыты и в Интранет (локальной сети музея) и в глобальном Интернет. Кроме того, цена внедрения в музее системы НИКА-Музей не зависит от количества рабочих мест, открытых на чтение информации, она определяется только количеством рабочих мест ввода данных и администрирования.

Опыт разработки музейных информационных систем показал, что НИКА – Технология позволяет выполнить все требования как вышестоящей организации (Министерства культуры РФ), так и внутренние. Удивляет одно наблюдение, относящееся ко всем многочисленным музеям, проблемы которых мы обсуждали: ни сотрудники музеев (включая директоров), ни Министерство культуры РФ (см. инструкции [13,14]), не видят важности внедрения единого документооборота как основы построения музейной информационной системы, см. [17].

Литература

[1] Богданов А.С., Емельянов Н.Е., Ерохин В.И., Скорняков В.А., Романов Б.Л. НИКА -технология построения информационных систем // Организационное управление и искусственный интеллект / Сб. трудов ИСА РАН. Под ред. члена-корр. РАН Арлазарова В.Л. и д.т.н. проф. Емельянова Н.Е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 52 – 67

[2] XML (The Extensible Markup Language) - http://www.w3.org/TR/REC-xml

[3] Годунов А.Н., Емельянов Н.Е., Космынин А.Н., Солдатов В.А. Система НИКА // Системы управления базами данных и знаний, под ред. А.Н.Наумова. М., Финансы и статистика, 1991, с. 209–248.

[4] Emelyanov N. & Erokhin V. NIKA-Museum System // Electronic potential of a museum: stimuli and restrictions, achievements and problems / CIDOC/ADIT-2003. Saint-Petersburg. 2003. P. 121 – 122

[5] Емельянов Н.Е. Концепции и особенности системы «НИКА-Музей» // Труды конференции EVA 2003. М., 1-5 декабря 2003. С. 4.1.1 – 4.1.4

[6] Потапенко М.Ю. Информационно-справочная система НИКА-Музей // Материалы 8-й ежегодной конференции АДИТ - 2004. Самара, 31 мая -5 июня 2004. С. 42 – 50

[7] Емельянов Н.Е. Поддержка научной, учебной и просветительской работы в музеях средствами системы «НИКА-Музей» // Материалы 8-й ежегодной конференции АДИТ - 2004. Самара, 31 мая -5 июня 2004. С. 26 – 30

[8] ADLIB Museum (http://www.uk.adlibsoft.com/)

[9] Museum Documentation Association (MDA) (http://www.mda.org.uk/admuse.htm)

[10] CIDOC Conceptual Reference Model (http://cidoc.ics.forth.gr/index.html)

[11] Museum Information Systems: CIDOC data model implementation in Archers project //Bulletin CILEA n.69 September 1999, стр. 26 (http://www.cilea.it/bollettino/b69/artibulgari.pdf )

[12] Система управления документами Евфрат V9 (R2)//

Общее описание -http://www.cognitive.ru/products/euphrates/index.shtml.

Демо версия - http://www.cognitive.ru/products/download/ctl_download.shtml.

[13] Проект инструкции по учету и хранению музейных ценностей в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М. 2004 г. http://www.minkultrf.ru

[14] Инструкция по учету и хранению музейных ценностей в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М. 1984 г. 152 с.

[15] Глинников М. «Экспонаты в компьтере» в журнале // ж. «Директор информационной службы» М. N4. 2001 г.

[16] Емельянов Н.Е. Проблема идентичности описания и изображения объекта // Материалы 8-й ежегодной конференции АДИТ - 2004. Самара, 31 мая -5 июня 2004. С. 25 – 26

[17] Арлазаров В.Л., Емельянов Н.Е. Документооборот и управление организацией // Статья в данном сборнике



1 НИКА-Музей позволяет один раз ввести названия частей предмета. Список частей навсегда присоединяется к предмету, в дальнейшем его можно использовать во всех формах.

2 Инструкция Минкультуры РФ [ ] определяет весьма сложный алгоритм вычисления сводного номера (более 100 операторов на языке Vbasic). Ни в одной из действующих музейных систем (кроме НИКА-Музей) требования Инструкции полностью не реализованы.

3 Сейчас НИКА-Музей использует в описании предметов более 500 реквизитов

4 ж."Экономика и Жизнь" N23, 2003, «Мир ПК» 23 мая 2003, «Компания» 2002г.









Мало попасть в ворота, надо еще промахнуться мимо вратаря. Константин Мелихан
ещё >>