«Особенности жанра басни. Басни И. А. Крылова» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга «Басни Крылова» 1 66.05kb.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона... 1 40.49kb.
§11. Прописные буквы в начале текста 1 281.95kb.
Этап актуализации знаний. А знакомство с темой урока 1 97.77kb.
Занятие по литературному чтению. Тема: «Басни И. А. Крылова» 1 69.42kb.
Готхольд-Эфраим Лессинг. Басни в прозе 1 184.38kb.
Жанр басни в мировой литературе. Обобщающий урок по басням И. 1 23.44kb.
Басни Ивана Андреевича Крылова 1 99.66kb.
Кокрейн, ты скажи. Какой город послал за ним? Тарент, сэр 1 206.95kb.
Уроки развития речи в 5 классе Вступительное слово учителя 1 54.77kb.
Урок в 5-м классе Цели урока 1 47.28kb.
Приложение 2 Баснописец Эзоп (700г до н э.) 1 7.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Особенности жанра басни. Басни И. А. Крылова» - страница №1/1

МОУ Ермоловская СОШ имени П.Д.Дрогойченко Вешкаймского района Ульяновской области

Урок литературы

Тема:

«Особенности жанра басни.

Басни И.А.Крылова».

6 класс

Учитель: Першонкова Н.Е.

Тема: «Особенности жанра басни. Басни И.А.Крылова»

Цель урока: учить сопоставлять различные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в произведениях разных авторов, анализировать басни Крылова.

Предварительное домашнее задание: прочитать по вариантам басни: 1 вариант – «Волк и ягнёнок», «Мартышка и очки», «Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей»; 2 вариант – «Петух и жемчужное зерно», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука»;

3 вариант – «Демьянова уха», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух». Подчеркнуть в баснях выражения, ставшие крылатыми, сделать закладки.



Примечание: класс делится на 3 группы (по 3-4 человека); ребятам предлагается три варианта заданий (по количеству карточек).

План урока.

I. Организационный момент…………………………………………1 мин

II. Особенности жанра басни (работа по карточкам в группах)……15 мин

III. Особенности басен И.А.Крылова………………………………….12 мин

IV. Герои басен И.А.Крылова ………………………………………….5 мин

V. Проблема отношений сильных и слабых в басне «Волк и ягнёнок: ...5 мин

VI. Итоги урока ………………………………………………………….2 мин
Ход урока

1. Организационный момент
- Ребята, сегодня на уроке мы поближе познакомимся с жанром басни и с некоторыми баснописцами.

2. Особенности жанра басни (работа по карточкам в группах)
Карточка № 1

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.



Эзоп (примерно VIвек до нашей эры), древнегреческий баснописец.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать : уж и велик он, и красив, и мог бы быть получше стать царём над птицами, да и стал бы, будь у него ещё и голос. Ворону захотелось показать ей, что у него есть голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец

ВОРОН И ЛИСИЦА

Дядюшка ворон, сидел на дереве,

Держал в своем клюве сыр

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Также ярок, как ваши перья, -

То вы Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть голосом,

Разинул клюв – и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: «Сударь,

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает, -

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого урока ему не понадобится.



Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец

ВОРОН И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту пору Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лесу остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит;

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.



Примечание.

Феникс – сказочная азиатская «царь-птица», раз в 500 лет сжигающая себя на костре и возрождающаяся из пепла.

Карточка № 2

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.



Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.



Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лис – гасконец, а быть может, лис-нормандец

(разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать ?



Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадой: «Ну, что ж!

На взгляд то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

Карточка № 3

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.



Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец

СТАРИК И СМЕРТЬ

Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Смерть и спросила, зачем он её звал. «Чтобы ты подняла мне эту ношу», - ответил старик.

Басня показывает, что всякий человек любит жизнь, как бы он не был несчастен.



Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.

СМЕРТЬ И БЕДСТВУЮЩИЙ

Каждый день призывал несчастный

Смерть себе на помощь:

«О, смерть! – восклицал он. – Как прекрасна ты моим очам!

Поспеши положить конец моей горькой доле!»

Смерть поверила и вправду за ним пришла –

Стукнула в дверь, вступила, показалась.

Он вкрик: «Что я вижу! Прочь её, прочь!

Как она безобразна

Как вид её вселяет страх и ужас!

Смерть не приближайся! Смерть удались!»

Толковы человек был Меценат.

Он однажды сказал: «Пусть я буду без сил,

Калекой, безруким, безногим, но жив, -

И этого довольно, но я уже рад с избытком.»

Так все мы твердили одно:

«Смерть, не приходи Смерть никогда!»

У Эзопа этот сюжет представлен был иначе, как покажет нижеследующая басня. А я эту написал, понуждая себя представить предмет в самом общем виде. Некто указал мне, однако, что лучше бы следовать подлиннику и что я упустил одно из самых приятных эзоповских свойств; и это заставило меня вернуться к предмету. Опередить древних нам не дано: они ставили нам лишь честь быть их умелыми последователями. Однако, я сохранил при эзоповой басне и свою – не потому, что она того заслужила, а только ради вставленного в неё изречения Мецената, которое столь прекрасно и столь уместно, что я не решился его упустить.

СМЕРТЬ И ДРОВОСЕК

Бедный дровосек, чуть видный из-за хвороста,

Под бременем вязанки и старости,

Согнутый, стонущий, тяжко брел,

Силясь к дымной своей хижине.

Наконец, обессилев от труда и тоски,

Он свалил свою ношу и задумался о своей доле:

Видел ли он в жизни хоть малую радость?

Есть ли на свете беднее, чем он ?

Часто без хлеба, всегда без отдыха;

И жена, и дети, и постой, и подать,

И барщина, и долги –

Полная для него картина его несчастий.

Он зовет свою Смерть – и тотчас явилась Смерть

И спрашивает: «Что надо?»

«Надо, - отвечает тот, - всего лишь помочь

Снова взвалить мне хворост : это совсем недолго»

Кончина – целенье всему:

Но мы с ней не сделаем и шага.

Страданье – лучше, чем Смерть:

Вот правило рода людского.



Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844), русский баснописец

КРЕСТЬЯНИН И СМЕРТЬ

Набрав валежнику порой холодной, зимной,

Старик, иссохший весь от нужды и трудов,

Тащился медленно к своей лачужке дымной,

Кряхтя и охая под тяжкой ношей дров.

Нёс, нёс он их и утомился,

Остановился,

На землю с плеч спустил дрова долой,

Присел на них, вздохнул и думал сам с собой:

«Куда я беден, боже мой!

Нуждаются во всем; к тому ж жена и дети,

А там подушное, боярщина, оброк…

И выдался ль когда на свете

Хотя один мне радостный денек?»

В таком унынии, на свой пеняя рок,

Зовет он Смерть: она у нас не за горами,

А за плечами.

Явилась вмиг

И говорит:» Зачем ты звал меня, старик?»

Увидевши её свирепую осанку,

Едва промолвить мог бедняк, оторопев:

«Я знал тебя, коль не во гнев,

Чтоб помогла ты мне поднять мою вязанку»

Из басни сей

Нам видеть можно,

Что как бывает жить не тошно,

А умирать ещё тошней.



Примечание

Меценат – в XVIII веке до нашей эры в Древнем Риме приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Теперь слово меценат означает щедрый покровитель.



Подушное, боярщина, оброк – виды крестьянских налогов.

Ученики выделяют следующие особенности басен.



  1. Части в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют и люди.

  2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

  3. В басне часто высмеиваются поступки героев.

  4. В конце или начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.




  1. Сравним наши выводы о жанре басни со словарем определением из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квитковского (М.: 1998-С 65)

  2. Басня – жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. Введение в басню диалога придает ей оттенок комедийности.В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающего читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно дается краткое резюме, раскрывающее её замысел и называемое «моралью»… Персонажи басни, помимо людей, чаще всего животные, птицы, рыбы, насекомые, растения… Язык басни всегда простой».

  3. Что нового мы узнаем о басне из определения, приведенного в «Поэтическом словаре»?

  4. (Басня – жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически (иносказательно не прямо) изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трех частей: вступления, описание событий и морали).

3. Особенности басен И.А.Крылова
Работа с текстом по плану.

Определить, чем отличается друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.



  1. Указать, что в них общего.

  2. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.

  3. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети».

Обратитесь к своим карточкам. Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.

Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена ?

(В первой карточке представлены басни «Ворон и лисица».

Сразу бросается в глаза отличие в название крыловской басни «Ворона и лисица». Крылов традиционно изображал Лису хитрой, изворотливой, находчивой, как в народных сказках, делает и ворону особой женского рода, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно её красоте. При этом финальный эпитет царь-птица-свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможности стать «царем над птицами» (об уме вороны лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: всё не впрок, взгромоздясь, близехонько, плутовка, голубушка, пёрушки, носок, светик, в зобу дыханье спёрло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена. Кроме того рифмованная стихотворная форма басни Крылова воспринимается значительно легче, чем проза Эзопа и свободные нерифмованные стихи Лафонтена.

Во второй карточке приведены басни «Лисица и Виноград»

В этой басне Крылова мораль находится не в начале, не в конце, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кукушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных пословиц, поговорок, высказываний: кукушка, глаза загорелись, как яхонты, отколь, хоть видит око, да зуб неймёт, пробившись попусту, оскомину набъёшь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включенную в текст: «Видит око, да зуб неймёт». У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства, Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы – поэтому гордый отказ ему понятней.

В третьей карточке сравниваются басни «Старик и смерть».

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни (смотри названия!) и три точки зрения: автора Мецената и Эзопа. Они несколько отличаются одна от другой. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: подушное, барщина, оброк – все эти социальные беды названы в тексте. Лексика тоже узнаваема: валежник, тащился, лачужка, кряхтя и охая, долой, она у нас не за горами, а за плечами, оторопев, вязанку, тошно.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер).



4. ГЕРОИ БАСЕН КРЫЛОВА.

Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.



Волк и ягненок

Волк на псарне

Стрекоза и муравей

Слон и Моська

Лебедь, рак и щука

Свинья под дубом

Кукушка и петух


Льстивые друзья

Неблагодарный человек

Несговорчивые друзья

Несоизмеримость

Легкомыслие и серьёзность

Коварный человек



Хищник и жертва (сильный и слабый)

5. Отношения сильных и слабых в басне «ВОЛК И ЯГНЕНОК»
1.Выразительное чтение басни:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.
___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое


С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".-

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу".-

"Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!"-

"Помилуй, мне еще и отроду нет году",-

Ягненок говорит. "Так это был твой брат".-

"Нет братьев у меня".- "Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

2. Беседа и анализ басни.

- В чём заключается мораль?

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

- В чём заключаются особенности изображения героев?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.



Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением

  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности

  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом

  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.



- Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

-Какие крылатые выражения использует И.А. Крылов в басне?


  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

  • У сильного всегда бессильный виноват

  • Делу дать хотя законный вид и толк

6. ИТОГИ УРОКА

Чем отличаются басни И .А. Крылова от басен других авторов?

В чём особенности раскрытия персонажей?

Каковы основные темы басен Крылова?



В чём современность басен Крылов?

7. Домашнее задание.

Выучить одну из басен И.А. Крылова.




Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. «Пшекруй»
ещё >>