Основные принципы и решения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон кыргызской республики 1 82.07kb.
Программа политической партии «Свобода и Народовластие» 7 1128.35kb.
Вопросы к экзаменам 1 152.8kb.
Принципы коррекционного обучения 5 436.92kb.
Принципы деятельности адвокатуры в России 1 32.44kb.
Схема территориального планирования сузунского района новосибирской... 9 725.09kb.
1. Основные принципы воспитания. Принципы воспитания 1 18.28kb.
Принципы обучения это исходные положения, определяющие деятельность... 1 31.83kb.
Инициативный проект Российского семинара по оценке методов информационного... 1 145.98kb.
Основные положения 1 255.34kb.
Тезисы по работе: «Принципы регулирования российской банковской сферы... 1 51.01kb.
Статья «Костюм для сцены. О, желатин!» 1 38.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основные принципы и решения - страница №1/1

Будникова Л.В.,

зам. директора по науке МБОУ « СОШ №23» г. Норильск,

кандидат искусствоведения

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕШЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ СЦЕНОГРАФИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОСТАНОВОК ЗАПОЛЯРНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА)

Начало ХХI века особый этап развития искусства сценографии, который характеризуется формированием инновационной системы оформления сценического действия. Пережив сложнейший эволюционный процесс в контексте всего искусства XX века, сценография на современном этапе, вышла к совершенно иному пониманию своей творческой задачи. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что зачастую сценография раскрывает суть спектакля, а сценографический образ несет установку на создание мировоззренческого решения всей постановки. Процесс глобализации в сфере художественного творчества упорно разрушает традиционные образные стереотипы, привычные представления о старых театральных формах. Если к началу ХХ века критерием сценографического творчества являлось адекватное отражение среды, правдоподобность, которую предполагает сюжет, то к середине ХХ века камерность сценографических решений, реалистичная жизнеописательность, все чаще уступает место метафизическому плану, отсюда интерес к условности в театральной сценографии, к включению в сценографическое пространство таких видов художественного творчества как реди-мейд объекты, инсталляции, энвайроменты, акции и другие формы. Решению этой проблемы способствуют новые технологии, которые позволяют увидеть художественный синтез в сценографических решениях. В связи с этим актуальными становятся слова В. Полевого о развитии современного искусства: «…В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового… Это старое и новое не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающим глобальное пространство и обширное историческое время.»1

По мере развития художественного мышления человечества меняются способы, подходы, принципы отражения действительности в искусстве. Как отмечает А. Михайлова в своей статье о ситуации перелома в искусстве сценографии мысль отнюдь не новая, но верная и справедливая по отношению не только к сценографии, но и к живописи, литературе, музыке. «…Относительно же «предмета познания» в сценографии, … то он вообще не нов…». К середине ХХ века возникают споры вокруг темы «развитие современного искусства сценографии». Искусствоведы и театроведы в публикациях, посвященных театру и сценографии говорят об увлечении театральных художников «…живописно-перспективной декорацией…», или напротив о «…необходимости возвращения к реалистичному оформлению…»2.

Современный театр многофункционален, это меняет взгляд и на проблему сценографических поисков и на сцене Заполярного драматического театра. Центральным звеном в построении художественно- стилистического образа спектакля для сценографии современных постановок Заполярного драматического становится художественное пространство, которое обладает своей спецификой в системе сценографического искусства. «Пространство - одна из главных категорий современной сценографии и, возможно, современного театра вообще»3. «Художественное пространство - специфическое явление. Оно осуществляется в произведении искусства и означает не только какое-либо место, ландшафт, панораму, но указывает на особое качество Бытия…»4. Все эти тезисы воплотились в практическом опыте художников сценографов на норильской сцене в таких современных постановках как:



«Любоff» комедия американского писателя-драматурга Мюррея Шизгала (2002г.) постановка и сценографическое решение в стиле комедии дель арте. Премьера спектакля сначала прошла в Швейцарии (Женеве, Лозанне) и Санкт-Петербурге, а затем состоялась в Норильске. Спектакль, по мнению жюри фестиваля « Театральная весна», был признан лучшей постановкой сезона 2002 года и обладателем «Хрустальной маски».

«Школа с театральным уклоном» трагифарс Дмитрия Липскерова (2003г.) Данная постановка - яркий пример включения в сценографию реди-мейд объектов, как героев сценического действия. Сценограф М. Мокров вводит в систему персонажей пьесы героев-фантомов, становящиеся в спектакле артефактами- визуальным пространственными объектами. Сценическое действие приобретает оттенок перфоманса: вещи одухотворены, они живут самостоятельной жизнью, иногда даже сопротивляются воле людей. На сцене не просто декорационная конструкция, а акция. Банальные вещи в декорационной композиции становятся самостоятельными объектами

«Татарин Маленький» комедия Алексея Пояркова (2005г.) еще одна постмодернистская постановка в репертуаре Заполярного драматического театра Комедия «Татарин маленький» была признана одной из лучших современных пьес на «рождественском параде» в Санкт- Петербурге и на фестивале «Московские дебюты», но после первых премьер, отвергнута многими театральными критиками, как пьеса «туманная», «схематичная», не пригодная к постановке. В интерпретации пьесы А. Пояркова Заполярным театром драмы исчезает схематичность, возникает констуктивная композиция, прослеживается идея образного решения средствами инсталляций.

Постановка 2009 года «Оркестр Титаник» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева один из интереснейших примеров современного сценографического творчества на сцене Заполярного драматического театра. Идея сценографа и режиссера - создание визуальной иллюзии. Каждый предмет в дизайнерском решении сцены становится фантом своего реального предмета-двойника. Это не просто контрастное сочетание предметов - симулякров, а, скорее, поединок реального и ирреального миров.

Таким образом, основная тенденция в современном художественном творчестве Заполярного театра драмы – основополагающее значение сценографии в раскрытии образа спектакля. Это выражено в продолжении линии поисков построения пространства современного спектакля, в разработке основных принципов сценографических решений.



(фото материалы в приложении-презентации к докладу)

1 Полевой В. Искусство XX века 1901-1945. М., 1991. С. 7.


2 Михайлова А. Ситуация перелома. / Сценография: теория и опыт. М., 1990. С. 35.

3 Кузнецов Э. К характеристике сценографического пространства. М., 1983. С. 288.

4 Шехтер Т. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. Спб., Астерион, 2005. С.118





Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами. Шарль Монталамбер
ещё >>