Основные классы неорганических соединений Урок-игра Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 126.17kb.
Урок по теме: основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 97.38kb.
«Основные классы неорганических соединений» 2 292.5kb.
Лабораторная работа №1 «Важнейшие классы неорганических соединений» 1 64.27kb.
Лабораторная работа №2 Важнейшие классы неорганических соединений. 1 104.81kb.
Классы неорганических соединений 1 50.43kb.
В. П. Овчаренко, Е. Н. Егоров общая и неорганическая химия часть... 8 469.58kb.
«Основные классы неорганических соединений» 1 21kb.
Тема «Классы неорганических соединений» 1 74.45kb.
«Основные классы неорганических веществ» 1 111.08kb.
Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. 1 124.03kb.
«Разработка концепции радиационной, химической и биологической защиты... 1 121.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основные классы неорганических соединений Урок-игра Цель - страница №1/1

Основные классы
неорганических соединений


Урок-игра
Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганической химии и уметь их называть;

закрепить понятия о типах химических реакций и умение учащихся составлять уравнения реакций по формулам;

развивать внимание и зрительную память;

продолжить формирование у учащихся логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования (химические опыты), делать на их основе правильные теоретические выводы.



Оборудование и реактивы: волшебные ящики, необходимые реактивы для экспериментальных работ.
Этапы урока

  • Терминологический бой.

  • Третий лишний.

  • Кто больше?

  • Дальше, дальше, дальше...

  • Волшебный ящик.

  • Выберите правильный ответ.

  • «Ау-ау-ау».

  • Лавка химических загадок.

  • Расшифруйте сказку.

ХОД УРОКА

    1. Орг. момент. Объявление цели урока. На доске записана тема урока, девиз урока. Дети записывают тему в тетрадь.

    2. Повторение

Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами не обычный урок: урок – игра, девиз которого: «Что мы знаем, что мы умеем». Этот урок мы с вами проведем по правилам игры «Крестики – Нолики». Как и всякая наука, химия требует к себе самого серьезного и ответственного отношения. Сегодня мы выявим самую находчивую, сообразительную и внимательную команду. Итак, одна команда «Крестики» другая «Нолики» выберите капитана своей команды.

(Дети сидят по командам по четыре человека)

В честь начала нашего урока я зажигаю священный огонь.

(заранее готова смесь веществ KMnO4, H2SO4, добавляю C2H5OH).


Урок объявляю открыт.

У меня пожелание всем участникам: будьте честными, активными, не забывайте, что дружба помогает преодолевать испытания. Но и конечно самое главное условие любой игры «Не обидь соперника».

Познакомимся с правилами игры:



  1. Команда «Крестики» выбирает в поле конкурс. Затем выбирает команда «Нолики» независимо от итогов предыдущего конкурса.

  2. Ответ дают в каждом конкурсе разные игроки команды. За каждый правильный ответ полагается жетон.

  3. Победившая команда ставит свой знак на игровом поле, на клетке сыгранного конкурса. Если обе команды отвечают правильно, я задаю дополнительный вопрос. Кто первый отвечает.

  4. Выигрывает та команда, которая поставит на поле три своих знака в единый ряд в любом направлении или пять знаков – в любом порядке.

Итак, начинаем. На слайде вы видите этапы нашего урока, которые мы должны пройти. Зачитаем.

(Вслух зачитываем)



  • Терминологический бой.

  • Третий лишний.

  • Кто больше?

  • Дальше, дальше, дальше...

  • Волшебный ящик.

  • Выберите правильный ответ.

  • «Ау-ау-ау».

  • Лавка химических загадок.

  • Расшифруйте сказку.

«Терминологический бой»

(Дети по очереди дают определение, если нет ответа, то отвечает другая команда)

Дайте определения терминам:
оксид, кислота, соль, основание, химическая реакция, химическое уравнение.

«Заморочка»: Что такое вещество? Приведите примеры.

(Вещество – это то, из чего состоит тело)
«Третий лишний»

Среди трех веществ, два принадлежат к одному классу, а третье «лишнее» - другому. Назовите это вещество, дайте ему название.



    1. CaO; NaCl; SO2;

    2. K2CO3; HCl; H2SO4;

    3. Na2SO4; HNO3; BaCl2;

    4. NaOH; CO2; MgO.

(Дети отвечают поочереди)

«Заморочка»: В чем отличие кислот: H3PO4 и H2SO4?

(H3PO4 – трехосновная, H2SO4 – двухосновная)
Кто больше?

Приведены схемы реакций. Кто больше составит уравнений химических реакций за две минуты, уравняв их.

Гидроксид цинка (II) + соляная кислота = хлорид цинка (II) + вода

Оксид меди (II) + серная кислота = сульфат меди (II) + вода

Оксид натрия + оксид углерода (IV) = карбонат натрия

Гидроксид железа (II) = оксид железа (II) + вода


Ответ: Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + H2O

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Na2O + CO2 = Na2CO3

Fe(OH)2 = FeO + H2O

(Дети выполняют на листочках)

«Заморочка»: Дайте определение реакции обмена.

(Реакция обмена – это такая реакция, в результате которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями)
Дальше, дальше, дальше...


  1. Кто открыл закон сохранения веществ? (Ломоносов)
    2) Назовите формулу поваренной соли. (NaCl)
    3) Что общего у всех кислот? (состоят из водорода и кислотного остатка)
    4) Сколько кислорода (%) содержится в воздухе? (21%)
    5) Назовите растворимые в воде основания.

(LiOH; KOH; NaOH; Ba(OH)2; Ca(OH)2; Sr(OH)2.
6) Назовите формулу карбоната магния. (MgCO3)
7) Назовите съедобные кислоты. (лимонная, уксусная)
8) В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах? (малиновый)
9) В какой цвет окрашивается лакмус в щелочах? (синим)

10) В каких пищевых продуктах содержится много железа? (яблоко,
11) Нехватка какого элемента приводит к кариесу? (Кальция)
12) В название какого съедобного гриба входит наименование химического элемента? (Боровик)

«Заморочка»: Определите степень окисления у веществ: Mg+2O-2;

C+4O-22;

H2+ S+6O4-2; Na+OH-.

(У доски по одному ученику от каждой команды)



Волшебный ящик.

(Конкурс капитанов)

Даны: FeCl3, КОН, H2SO4.

Получите из Fe(ОН)3 – Fe2(SO4)3.

(Заморочка задается лишь в том случае, если делают правильно и одновременно)

«Заморочка»: Какая реакция в этом случае произошла?

(Обмена)

Выберите правильный ответ.

Тест

Каждая команда выполняет это задание в письменном виде на листочках. После каждого ответа, как поставят дети, проверяем. Дети кладут свой ответ на край стола. Жетон.



1) Определите формулу оксида Мn (VII):
а) МnО2; б) Мn2О7; в) Мn2О3; г) МnО3

2) Если железный гвоздь погрузить в раствор хлорида меди, то он покрывается красным налетом меди. Какая происходит реакция?

а) Обмена;


б) замещения;
в) разложения;
г) соединения.

3) К какому типу реакции относится взаимодействие CuO c H2SO4?

а) Обмена; б) соединения; в) замещения.



4) Силикат – это соль какой кислоты?

а) Серной;


б) соляной;
в) кремниевой;
г) азотной.

5) Какое основание нерастворимо в воде?

а) KOH; б) Ca(OH)2; в) Fe(OH)3; г) NaOH.



6) Какое из перечисленных веществ является солью?

а) НNО3;

б) H2SO4;

в) NH4NO3.



«Заморочка»: Какая реакция называется реакцией разложения?

(Реакция разложения – это реакция,

в результате, которой одно сложное вещество образует два и более новых простых или сложных вещества)
«Ау-ау-ау»

Вещества заблудились. По химической дорожке восстановите недостающие вещества в уравнениях, уравняв их.

(На листочках выполняют задание, затем сравнивают со слайдом)

Zn + ? = ZnCl2 + ?

? + H2SO4 = K2SO4 + ?

Al(OH)3 = ? + ?

BaCl2 + ? = BaSO4 + ?

Al(OH)3 + ? = Al(NO3)3 + ?

AgNO3 + ? = AgCl + ?

Ответы:


Zn + HCl = ZnCl2 + H2

КОН + H2SO4 = K2SO4 + Н2О

Al(OH)3 = Al2O3 + Н2О

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl

Al(OH)3 + НNO3 = Al(NO3)3 + Н2О

AgNO3 + HCl = AgCl + НNO3



«Заморочка»: Какие типы кристаллических решеток вы знаете?

(Ионная, металлическая, ковалентная полярная, ковалентная неполярная)

Лавка химических загадок

В ней предлагают загадки.



1) «Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей».

(Металл окисляется, масса увеличивается.)

2) «Действует как решето, но выглядит иначе, на столе стоит и плачет».

(Фильтр.)

3) «На первой полке я живу и в первом домике сижу. С натрием, с кислородом и даже с азотом разговоры завожу».

(Водород.)

4) «В холод прячется в нору, поднимается в жару».

(Ртутный столбик термометра.)

5) «Две вещи с различным совсем назначением,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
Вторая – сосуд для хмельного вина».

(Колба – бокал.)

6) «Гость из космоса пришел
    И в воде приют нашел».

(Водород.)

«Заморочка»: В чем отличие основания от щелочи?

(Щелочь – это растворимое основание)

Расшифруйте сказку

Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции.

«Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.
– Давай поможем им, – сказала Кислота и задумалась. – А как?
– Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. – Объединим мою ОН - группу и твой водород.
– С удовольствием, – согласилась Кислота.
Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».

(Дети записывают уравнение химической реакции на листок, затем по одному человеку от каждой команды на доске)



«Заморочка»: В желудочном соке человека содержится кислота:

А) фосфорная

Б) азотная

В) соляная
Задания дополнительные:

«Найди родственников»

NO2; CaSO4; Ba(OH)2; Mn2O7; Cr(OH)3; H2SO4; CuO; KNO3; Fe(OH)3; P2O5; LiOH.


«Составь слова»

Из слова «сульфадиметоксин» составьте как можно больше слов, связанных с химией. Выигрывает капитан, написавший большее их количество.




    1. Подведение итогов турнира.





В детстве я хотел стать тапером в борделе или политиком. Разница, по правде сказать, небольшая. Гарри Трумэн
ещё >>