«Основные классы неорганических соединений» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 126.17kb.
Лабораторная работа №1 «Важнейшие классы неорганических соединений» 1 64.27kb.
Лабораторная работа №2 Важнейшие классы неорганических соединений. 1 104.81kb.
Урок по теме: основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 97.38kb.
В. П. Овчаренко, Е. Н. Егоров общая и неорганическая химия часть... 8 469.58kb.
Классы неорганических соединений 1 50.43kb.
«Основные классы неорганических соединений» 1 21kb.
Основные классы неорганических соединений Урок-игра Цель 1 108.68kb.
Тема «Классы неорганических соединений» 1 74.45kb.
«Основные классы неорганических веществ» 1 111.08kb.
Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. 1 124.03kb.
Цемент марки 42. 5 Мкр (1 тн.) Цемент марки 42. 5 в мешках 50 кг. 1 14.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Основные классы неорганических соединений» - страница №1/2

ГБОУ СПО «СТУПИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Рассмотрено на заседании ЦМК «Утверждаю»

Председатель ЦМК Заместитель директора

___________/________________ по учебной работе

подпись Фамилия, инициалы ____________Киселёва Г.М.

«_____»_____________20____г. «_____»___________20___г.



Методическая разработка

(для преподавателей)

по дисциплине «Общая и неорганическая химия»



тема: «Основные классы неорганических соединений»
специальность: «Фармация»

преподаватель:

Беленькая А.М.
фасад училища

2011 г.


Тип занятия: изучение нового учебного материала

Цели занятия:

  • Образовательные: Сформировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений. Рассмотреть состав, название, классификацию, свойства и способы получения основных классов неорганических соединений.

  • Развивающие: развитие коммуникативных навыков; Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний, ответственности за результаты учебного труда.

Задачи занятия:

Для преподавателя:

  • научиться работать в группе, где из 15 учащихся 10-8 одновременно говорят, то есть научиться слушать и слышать сразу несколько пар;

  • направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.

Для учащихся:

  • научиться работать в шуме;

  • отрегулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал;

  • слушать товарища и слышать его;

  • научиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом: повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить по другому книгу…

Формы работы: в парах сменного состава

Метод изучения темы: использование методики взаимообмена заданиями (ВЗ) технологии коллективного способа обучения

Дидактический материал:

  • Лист преподавателя, в котором указано все содержание темы, как оно разбито на задания;

  • Карточки –«раздатки» на бумаге разного цвета.;

  • Ведомость учета;

  • Алгоритм работы по ВЗ

План проведения занятия.

I этап. Организационный этап.

  • приветствие учащихся, фиксация отсутствующих по сообщению старосты группы;

  • проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;

  • организация внимания учащихся;

II этап. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

  • сообщение темы занятия

  • сообщение целей

  • сообщение структуры занятия

  • ознакомление с алгоритмом работы по ВЗ

III. Изучение нового учебного материала 

Преподаватель раздаёт учащимся каточки с заданиями разных цветов, наблюдает за работай в группе, координирует действия учащихся, оказывает необходимую помощь. Учащиеся работают в группах переменного состава



IV. Оценка действий, знаний и умений 

  • Подведение итогов

  • Выставление оценок и их аргументирование

  • Анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий


Приложение

Лист преподавателя




Задание А ( Синий )

Задание В

Задание С

1

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оксидов (смотри выданный дидактический материал)

Составь по три формулы основных и кислотных оксидов, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксидов, одно из них составь в ионном виде:

Na2O + HCl →

SO3 + NaOH →





Задание А ( розовый )

Задание В

Задание С

2

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения кислот (смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислот, первое составь в ионном виде:

NaOH + H2SO4 →

Zn + H3PO4 →





Задание А (фиолетовый )

Задание В

Задание С

3

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оснований(смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы щелочей и нерастворимых оснований, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + H2СO3 →

Zn(OH)2 + HNO3 →





Задание А ( желтый )

Задание В

Задание С

4

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения солей (смотри выданный дидактический материал)

Составь по одной формуле солей известных тебе кислот , назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + Na2СO3 →

FeCl3 + KOH →



Инструкция для учащихся


Алгоритм работы по ВЗ

1 Получите карточку определенного цвета и поставьте точку в листок учета напротив своей фамилии.

2. Выполните задание А . Убедитесь в готовности передать его партнеру, мысленно проверив себя.

3. Выполните задание Б. Поставьте в листке учета плюс, если уверены, что задание выполнено.

4. Найдите по цветовому сигналу партнера.

5. Объясните товарищу задание А, одновременно делая ему запись в тетрадь.

6. Ответьте на вопросы товарища и задайте ему вопросы. Если возникли затруднения, обратитесь к учителю.

7. Выслушайте партнера по первой части его карточки, ответьте на его вопросы.

8. Обменяйтесь карточками и выполните задание Б из карточки партнера.

9. Сверьте второе задание. Если оно выполнено одинаково, то поблагодарите друг друга за совместную работу. Если возникли разногласия, то обсудите этот вопрос или обратитесь к учителю.

10. В листке учета обведите плюс кружочком, отмечая ту карточку, которую передали товарищу, и поставьте точку, обозначая карточку, которую получили от партнера.

11. Работайте с новой карточкой по алгоритму с п.2 (если что–то хотите доделать) или с п.4 (если материал вы усвоили)



Ведомость учета



ФИ

1

2

3

4

А

В

А

В

А

В

А

В






















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Раздатка 1»





Задание А ( Синий )

Задание В

Задание С

1

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оксидов (смотри выданный дидактический материал)

Составь по три формулы основных и кислотных оксидов, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксидов, одно из них составь в ионном виде:

Na2O + HCl →

SO3 + NaOH →






Задание А ( Синий )

Задание В

Задание С

1

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оксидов (смотри выданный дидактический материал)

Составь по три формулы основных и кислотных оксидов, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксидов, одно из них составь в ионном виде:

Na2O + HCl →

SO3 + NaOH →






Задание А ( Синий )

Задание В

Задание С

1

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оксидов (смотри выданный дидактический материал)

Составь по три формулы основных и кислотных оксидов, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксидов, одно из них составь в ионном виде:

Na2O + HCl →

SO3 + NaOH →






Задание А ( Синий )

Задание В

Задание С

1

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оксидов (смотри выданный дидактический материал)

Составь по три формулы основных и кислотных оксидов, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксидов, одно из них составь в ионном виде:

Na2O + HCl →

SO3 + NaOH →


«Раздатка 2»




Задание А ( розовый )

Задание В

Задание С

2

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения кислот (смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислот, первое составь в ионном виде:

NaOH + H2SO4 →

Zn + H3PO4 →







Задание А ( розовый )

Задание В

Задание С

2

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения кислот (смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислот, первое составь в ионном виде:

NaOH + H2SO4 →

Zn + H3PO4 →







Задание А ( розовый )

Задание В

Задание С

2

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения кислот (смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислот, первое составь в ионном виде:

NaOH + H2SO4 →

Zn + H3PO4 →







Задание А ( розовый )

Задание В

Задание С

2

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения кислот (смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислот, первое составь в ионном виде:

NaOH + H2SO4 →

Zn + H3PO4 →


«Раздатка 3»




Задание А (фиолетовый )

Задание В

Задание С

3

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оснований(смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы щелочей и нерастворимых оснований, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + H2СO3 →

Zn(OH)2 + HNO3 →







Задание А (фиолетовый )

Задание В

Задание С

3

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оснований(смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы щелочей и нерастворимых оснований, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + H2СO3 →

Zn(OH)2 + HNO3 →







Задание А (фиолетовый )

Задание В

Задание С

3

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оснований(смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы щелочей и нерастворимых оснований, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + H2СO3 →

Zn(OH)2 + HNO3 →







Задание А (фиолетовый )

Задание В

Задание С

3

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения оснований(смотри выданный дидактический материал)

Составь по две формулы щелочей и нерастворимых оснований, назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + H2СO3 →

Zn(OH)2 + HNO3 →


«Раздатка 4»




Задание А ( желтый )

Задание В

Задание С

4

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения солей (смотри выданный дидактический материал)

Составь по одной формуле солей известных тебе кислот , назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + Na2СO3 →

FeCl3 + KOH →







Задание А ( желтый )

Задание В

Задание С

4

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения солей (смотри выданный дидактический материал)

Составь по одной формуле солей известных тебе кислот , назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + Na2СO3 →

FeCl3 + KOH →







Задание А ( желтый )

Задание В

Задание С

4

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения солей (смотри выданный дидактический материал)

Составь по одной формуле солей известных тебе кислот , назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + Na2СO3 →

FeCl3 + KOH →







Задание А ( желтый )

Задание В

Задание С

4

Выучи состав, название, классификацию, свойства и способы получения солей (смотри выданный дидактический материал)

Составь по одной формуле солей известных тебе кислот , назови их

Составь уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей, второе составь в ионном виде:

Сa(OH)2 + Na2СO3 →

FeCl3 + KOH →


Список используемой литературы

  1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2009.-336с.

  2. Дъяченко В.К. Коллективный способ обучения.- М.: Народное образование. 2004

  3. Мкртчян М. А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. – Красноярск, Гротеск, 2005.

  4. Ерохин Ю.М. Химия: Учебник.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-384 с.

  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001

  6. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».



Дидактический материал
Оксиды

Определение и классификации.

Оксиды-это сложные вещества, в состав которых входят атомы кислорода и другого элемента(Э) – металла или неметалла.


Оксиды

несолеоброзующие

Солеобразующие

K2O, MgO, ZnO, Al2O3, SO3,P2O3, PbO2, PbO, Mn2O7



N2O, NO, CO, SiO

Основные

K2O,MgO, CuO



Амфотерные

ZnO, Al2O3, PbO



Кислотные

SO3, P2O5, Mn2O7,



Соответствуют

основания



Соответствуют

Амфотерные

гидроксиды


H2SO4,H3PO4,

HAlnO4



Соответствуют

кислоты


Zn(OH)2 Al(ОH)3

H2O

H2ZnO2 H3AlO3

HAlO2



KOH, Mg(OH)2

Cu(OH)2



Э2+2On-2 – Общая формула оксидов

n–степень окисления элемента

-2 – степень окисления кислорода


Химические свойства

Оксидов.

Основные оксиды.

Кислотные оксиды.

1)Основной оксид’ + вода щелочь 1) Кислотный оксид + вода кислота

K2O + H2O 2KOH, SO3 + H2O H2SO4

BaO + H2O Ba(OH)2 Cl2O7 + H2O 2HClO4

SiO2 + H2O нет реакций (исключение)

2) Основной оксид + кислота соль + вода
CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O 2) Кислотный оксид + щёлочь соль + вода
3)Основной оксид + кислотный оксид соль So3 + 2NaOH Na2SO4 + H2O
MgO + CO2 MgCO3 3) Кислотный оксид + основной оксид соль

3CaO + P2O5 Ca3(PO4)2 SiO2 + CaO CaSiO3

P2O5 + 3K2O 2K3PO4

Амфотерные оксиды

С кислотами реагируют как основные оксиды
ZnO + H2SO4 ZnSO4 + H2O

С основаниями (щелочам) реагируют как кислотные оксиды
ZnO + 2NaOH Na2ZnO2 + H2O
H2ZnO2


*Только оксиды металлов Iи частично II группы главных подгрупп (IAи IIA) периодической системы элементов.
Получение оксидов.

Оксиды образуют почти все химические элементы. Не получены до настоящего времени только оксиды трех элементов – гелия, неона и аргона.



Способ лучения

Примеры

1)Металл + кислород оксид

Неметалл + кислород оксид



2Mg +O2 2MgO

4P +5O2 2P2O5



2)Нерастворимое основание t оксид + вода

Cu(OH)2 t CuO +H2O

2Fe(OH)3 t Fe2O3 +3H2O



3)Соль t оксид + оксид

CaCO3 t CaO + CO2

4) Кислота t оксид + вода

H2CO3 t CO2+H2O

H2SiO3 t SiO2 +H2O



5) Сложное вещество + кислород оксид + + оксид

2H2S +3O2 2H2O + 2SO2

CH4 + 2O2 2H2O +CO2

C2H5OH + 3O2 3H2O +2CO2

По схеме соль t могут идти и более сложные реакции. Например:

(NH4)2 t Сr2O + N2 + 4H2O

4FeSO4 t 2Fe2O3 + 4SO2 + O2

2Cu(NO3)2 t 2CuO + 4NO2 + O2

Дидактический материал
Основания.

Определение и классификация.

Основания- это сложные вещества в состав который входят атомы металла и гидроксогруппы OH.

Исключением является основание NH4OH(гидроксид аммония), которое не содержит атомов металла.



Основания

Растворимые

В воде-щёлочи



Амфотерные

Нерастворимые

в воде-нерастворимые

основания

LiOH, KOH, NaOH,

RbOH, CsOH, Ca(OH)2,

Sr(OH)2, Ba(OH)2

Be(OH)2, Zn(OH)2,

Sn(OH)2,Pb(OH)2,

Al(OH)3, Cr(OH)3

Cu(OH)2 – гидроксид

меди(II)


Fe(OH)2 – гидроксид

Железа(II)

Fe(OH)3 – гидроксид

Железа(III)



Me+n(OH)n – Общаяформула оснований

Me – металл,

n – степень окисления металла



Химические свойства

Оснований.

Щелочи

Нерастворимые основания

1)Действие на индикаторы:

Фенолфталеин – металлический цвет,

Метилоранж – жёлтый цвет,

Лакмус – синий цвет


-


2)Основание + кислота соль+ вода
2KOH + 2HCl 2KCl +H2O

1)Основания + кислота соль + вода
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + 6H2O

3)Щёлочь + кислотный оксид соль + вода
Ba(OH)2 + CO2 BaCO3 + H2O
Щелочь + соль 1 соль 2 + основание

P* H*
2KOH + CuSO4 K2SO4 + Cu(OH)2

P H


2)Основание t оксид + вода
2Fe(OH)3 t Fe2O3 + 3H2O
Cu(OH)2 t CuO +H2O

Амфотерные оксиды

1)Амфотерные гидроксиды + кислота соль + вода

Zn(OH)2 + 2HCl ZnCl2 + 2H2O


2)Амфотерные гидроксиды + щёлочь соль + вода

Zn(OH)2 + 2NaOH Na2ZnO2 + 2H2O

P – растворимая соль, H – нерастворимое основание

У амфотерных гидроксидов в кислой среде равновесие смещается в сторону образования солей, а в щелочной – в сторону образования гидрокомплексов

CAl3+ + 3OH Al(OH)3 = Al(OH)3 + 3H2O [Al(OH)4(H2O)2] + H.

Щёлочи – едкие вещества; они разъедают кожу, ткани. Поэтому со щелочами нужно обращается осторожно! При попадании на кожу смыть большим количеством воды.



Получение оснований.

Способ получения

1)Активный металл + вода щёлочь + водород

(только металлы Li, Na, K, Rb, Cs, Ca, Sr, Ba,)

2)Основной оксид + вода щёлочь

(только оксиды Li, Na2O, K2O, Rb2O, Cs2O, CaO, SrO, BaO)


3)Соль 1 + щёлочь соль 2 + нерастворимое основание

P P P H
4)Электролиз растворов солей


Примеры

1)2Na + 2H2O 2NaOH +H2 ,

Ba+ 2H2O Ba(OH)2 + H2
2)K2O + H2O 2KOH,

BaO+ H2O Ba(OH)2


3)CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

P P P H
FeCl3 + 3KOH 3KCl + Fe(OH)3



P P P H
Sn(NO3)2 + BA(OH)2 BA(NO3)2 + Sn(OH)2

P P P H
По способу 4 технике обычно получают щёлочи путем электролиза водных растворов солей соляной кислоты:

2NaCl +H2O электорлиз 2NaOH + H2 +Cl2.

Растворы щелочей образуются также при действии воды на пероксиды натрия и калия, а также при расположении водой алкоголятов металлов:

2Na2O2 +2H2O 4NaOH + O2

C2H4OK + H2O C2H4OH + KOH



Дидактический материал

Кислоты.

Определение и классификация.


Кислоты
Кислоты – это сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода, способные замещаться на металл, и кислотный остаток.


HmXm – общая формула

Xm – кислотный остаток



По основности

Одно-, двух-, трех-

Четырехосновные.

Основность

Определяется числом

Атомов водорода в кислоте, способных замещаться металлом



кислородосодержащие

бескислородные

HCl, HBr,HF, Hl – одноосновные

H2S, H2Se, H2Te - двухосновные




HNO3, HNO2 ,HClO4 – одноосновные

H2CO3, H2SO4 – двухосновные

H3PO4, H3AsO4

Трехосновные





Химические свойства кислот

Химические свойства

Примеры

1)Действие на индикаторы: метилоранж – розовый цвет, лакмус – красный цвет

HCl + лакмус красный цвет

2)Кислота + основание соль + вода

H2SO4 + Ca(OH)2 CaSO4 + 2H2O

3)Кислота + основной оксид соль + вода

2HNO3 +Ag2O 2AgNO3 + H2O

2HCl + CuO CuCl2 + H2O



4)Кислота + активный металл соль + водород кислота + неактивный металл

2HCl + Mg MgCl2 + H2 .

HCl+Cu


5)Кислота 1 + соль 1 кислота 2 +соль 2 (если образуется осадок. Газ, слабый электролит)

2НС + СaCO3 CACl2 + H2O + CO2

H2SO4 + 2NaCl Na2SO4 + 2HCl

(конц.) (сух.соль.)
Ba(NO3)2 + H2SO4 BaSO4 + 2HNO3


6)Разложение некоторых кислот при нагревании

H2SiO3 t SiO2 + H2O

H2SO4 t SO2 + H2



следующая страница >>



Россия должна кормить своих крестьян. Александр Заверюха, министр
ещё >>