страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Основные данные - страница №1/1
![]() Основные данные
СодержаниеВведение
Основная часть: 1 Вопросы к зачету 2 Темы контрольных работ Список литературы ВведениеЦель изучения курса «История экономических учений» - дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений, понять сущность экономических теорий и выявить значимость для практики хозяйственной жизни наследия экономистов, способствовавших возникновению и развитию теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. процессе изучения курса «История экономических учений» необходимо решение следующих задач: формирование, углубление и расширение системы знаний о мировой и отечественной экономической мысли, о сущности основных категорий и понятий; сравнение и выявление отличительных признаков методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли; вырабатывание системного подхода к анализу влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ хозяйственной жизни; формирование навыков самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли и выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики;. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: место истории экономических учений в системе экономических наук; основные этапы развития экономической мысли (начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки. уметь: свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной экономической теории; применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ; использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ. Основная часть1. Вопросы к зачету
2 Темы контрольных работ1 Предмет и метод курса истории экономических учений. Экономическая мысль Др.Индии и Др.Китая. 1 Предмет и метод курса истории экономических учений. 2 Экономическая мысль Др.Индии. 3 Экономическая мысль Др.Китая. 2 Структура курса история экономических учений. Экономическая мысль Вавилона, Др. Китая 1 Структура курса история экономических учений. 2 Экономическая мысль Вавилона. 3 Трактат «Гуань-Цзы». 3 Этапы становления экономической науки. Экономическая мысль Др.Греции 1 Этапы становления экономической науки. 2 Экономическая мысль Др.Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
1 Экономическая мысль Др.Рима. 2 Экономическая мысль античного христианства. 3 Классическая политэкономия во взглядах П.Буагильбера. 5 Экономические учения средневековья. Школа физиократов. 1 Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве. 2 Экономическая мысль Востока в средние века. Учение Ли Гоу. 3 Ф.Кенэ и его концепция «естественного порядка». 6 Экономическая мысль Востока в средние века. 1 Учение Ибн-Хальдуна. 2 Экономическая мысль западноевропейского средневековья.
1 Возникновение и развитие меркантилизма. 2 Ранний и поздний периоды меркантилизма. 3 Экономические взгляды П.Прудона. 8 У.Петти – родоначальник английской классической политэкономии. Экономические взгляды А.Смита. 1 У.Петти – родоначальник английской классической политэкономии. 2 Теория стоимости, рента, процент, заработная плата, деньги и капитал по Петти. 3 «Экономический человек» и «невидимая рука» А.Смита. 9 П.Буагильбер и французская политическая экономия. 1 Социально-экономические зарождения классической политэкономии, ее общие характерные признаки. 2 Теория стоимости, деньги у Буагильбера. 3 Проблема налогообложения, отношение к меркантилизму. 10 Физиократы Ф.Кенэ и министр Тюрго. Немецкая историческая школа. 1.1 «Экономическая таблица» Ф.Кенэ. 1.2 Реформатор А.Тюрго. 1.3 Ф.Лист: наука о национальном хозяйстве. 11 Шотландский мудрец: Адам Смит. Работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Закон Сэя. 1.1 Методология Смита. Учение о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о классах и распределении доходов. 1.2 Теория «невидимой руки» и политика «laissez faire». 1.3 Суть «закона Сэя». 12 «Начала политической экономии и налогового обложения» Д.Рикардо. Теория трех факторов производства Сэя. 1 Работа Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». 2 Суть концепции распределения доходов у Д.Рикардо. 3 Теория трех факторов производства Сэя. 13 Влияние учения Смита и Рикардо в Англии и Франции. 1 Давид Рикардо – экономист эпохи промышленного переворота. 2 Гений из Сити: Давид Рикардо. 3 Вклад Смита и Рикардо в развитие классической политэкономии. 14 С.Сисмонди и П.Прудон – первые критики постмануфактурного периода. Экономическая теория благосостояния (А.Пигу). 1 Экономические взгляды С.Сисмонди. 2 Экономические взгляды П.Прудона. 3 Экономическая теория благосостояния (А.Пигу). 15 Работа Г.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Экономическая теория Н.Сениора. 1 Работа Г.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». 2 Экономическая теория Н.Сениора.
1 Закон Сэя и классическая денежная теория. 2 Теория услуг и экономических гармоний Ф.Бастиа.
1 Особенности экономической теории в США. 2 Вклад А.Курно в экономическую науку.
1 Политическая экономия с позиций исторического метода (В.Рошер, К.Книсс, Б.Гильдебрант). 2 Новая историческая школа (Г.Шмоллер, М.Вебер, В.Зомбарт).
1 Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк). 2 Английский вариант теории предельной полезности (У.Джевонс).
1 Кембриджская школа. Проблема равновесности (А.Маршалла). 2 Американская школа. Экономическое учение Дж.Б.Кларка.
1 Экономическое учение Дж.Б.Кларка. 2 Спор кардиналистов и ординалистов. 3 Экономическая теория благосостояния А.Пигу. 22 Неолиберализм в ФРГ (В.Ойкен). Теория социального рыночного хозяйства (Л.Эрхард). 1 Неолиберализм в ФРГ (В.Ойкен). 2 Экономическая реформа Л.Эрхарда.
1 М.Фридмен: монетаристские рецепты оздоровления экономики. 2 Монетарное правило. 3Два периода развития меркантилизма – первой школы политэкономии. 24 Экономическая теория предложения (А.Лаффер, Г.Стейн). 1 Экономические взгляды А.Лаффер. 2 Экономические взгляды Г.Стейн.
1 Экономические взгляды Р.Лукаса. 2 Экономические взгляды Дж.Мут. 3 Экономические взгляды Н.Уоллеса. 26 «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М.Кейнса – основа развития макроэкономической теории. 1 Исторические условия возникновения кейнсианства. 2 Работа Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». 3 «Эффективный спрос» и мультипликатор Кейнса. 27 Неокейнсианство. Две тенденции в послевоенной эволюции кейнсианства. Теории и модели экономического роста. 1 Неокейнсианство. Две тенденции в послевоенной эволюции кейнсианства. 2 Теории и модели экономического роста. Модель Р.Харрода, Е.Домара. 3 «Неоклассический синтез» (Д.Хикс, Э.Хансен, П.Самуэльсон). 28 Левое кейнсианство. Кембриджская школа. Теория монополистической конкуренции. 1 Левое кейнсианство. 2 Кембриджская школа. 3 Теория монополистической конкуренции. 29 Эволюция кейнсианства в современных условиях. Политика «laissez faire» А.Смита. 1 Эволюция кейнсианства в современных условиях. 2 Посткейнсианство. 3 Политика «laissez faire» А.Смита. 30 Возникновение американского институционализма и его эволюция. 1 Возникновение институционального течения в экономической науке. Социально-психологический институционализм (Т.Веблен). 2 Социально-правовой институционализм (Дж.Коммонс). 3 Коньюнктурно-статистический институционализм (У.Митчелл). 31 Развитие институционально-социального направления в послевоенный период (50-80 годы). 1 Развитие институционально-социального направления в послевоенный период (50-80 годы). 2 Вклад институционализма в развитие экономической науки.
1 Теория техноструктуры Дж.Гэлбрейта. 2 Новая институциональная теория. 3 Вклад неоинституционализма в развитие экономической теории. 33 Возникновение и развитие утопического социализма. 1 Предпосылки возникновения утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла). 2 Утопический социализм в Западной Европе в начале 19 века (А.Сен-Симон, Р.Оуэн, Ш.Фурье). 3 Влияние взглядов социалистов-утопистов на историю экономики. 34 Современные теории социализма. 1 Главный представитель социализма – Й.Шумпетер. Его работа «Капитализм, социализм, демократия». 2 Социализм на стадии зрелости.
1 Понятие номадизма. 2 Сущность номадизма. 3 Структура «Капитала» К.Маркса. 36 Экономические взгляды М.И.Туган-Барановского. Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова. 1 Экономические взгляды М.И.Туган-Барановского. 2 «Длинные волны» Кондратьева. 3 Экономические взгляды Чаянова. 37 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон. 1 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. 2 Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.
1 Экономические взгляды К.Маркса. 2 Экономические учения Дж.Милля. 3 Вклад Ленина в развитие экономической науки. 3 Методические указания для выполнения контрольных работСтуденты заочной формы обучения в соответствии с требованиями программы по «Истории экономических учений» обязаны выполнить контрольную работу. Целевая функция контрольных работ заключается в том, чтобы дать представления об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. Выполнение контрольной работы является одной из важных форм учебного процесса при изучении дисциплины «История экономических учений». Выбор темы контрольных работ определяется по последней цифре зачетной книжки.
После выбора темы подбирается необходимая литература. Успешному выполнению контрольной работы будет способствовать широкое использование учебной литературы. Облегчит поиск литературы тематический каталог в библиотеках. Задание может содержать вопросы нескольких тем курса. Необходимо рассмотреть все предложенные вопросы. При затруднении в составлении плана и подбора литературы студенты-заочники могут обратиться за консультацией на кафедру СЭиГД и к преподавателю указанной дисциплины. В введении необходимо указать цель работы, основные задачи, взаимосвязь рассматриваемых тем. Следующим этапом работы над контрольной является изложение темы в соответствии с планом. Здесь должны быть подготовлены из избранной литературы, графики, таблицы и собственные конспекты источников. Излагаемые разделы работы должны быть озаглавлены в соответствии с вопросами плана работы. В заключении кратко изложить вклад данных школ и концепций в развитие экономической науки. Контрольная работа должна быть написана на 11-15 страницах печатного текста. Контрольная работа должна содержать ряд ключевых вопросов, обязательных к рассмотрению. Структурно контрольная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников (не менее 7). Работа должна оформляться в соответствии с предъявленными требованиями и согласно срокам предоставляется в учебную часть для регистрации и рецензирования. После успешной защиты студент допускается к зачету по курсу “История экономических учений”. Список литературы
|
ещё >> |