Основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями и дополнениями) на период 2011 2015 годы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 37 8425kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 16 3710.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 21 3811.34kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 3624.8kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 77 14565.38kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 1380.24kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 2892.04kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 54 9994.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 2196.06kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 2195.29kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 41 10602.18kb.
Джура Татьяна Петровна 1 69.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями и - страница №2/29

Цели образования первой (начальной) ступени общего образования


Начальный этап общего образования направлен на реализацию следующих стратегических целей:



  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность

учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных

особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического

мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в

начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-

гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);

  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом

отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


    1. Планируемые результаты начального образования


Общие положения

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания учебного предмета, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для продолжения обучения на средней и старшей ступенях лицея.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:



  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности (формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные

учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) (метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных

предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы определяются их включением в структуру планируемых результатов и призваны дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих

предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели и планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют участников образовательного процесса в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Таким образом, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета вместе с планируемыми результатами, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:



  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных

действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное

чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы православной культуры», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

Планируемые результаты начального образования

Компетентному человеку присущ творческий подход к решению любых встающих

перед ним задач, при котором он может быть независимым от ожиданий своего окружения, контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не быть орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни. Определенный уровень компетентности может быть достигнут в условиях соответствующего обучения уже к концу младшего школьного возраста.

Компетентное поведение предполагает:

  • автономное (независимое, самостоятельное, инициативное, ответственное)

действие;

  • гибкое использование орудий (включая язык и понятия), согласно их

предназначению;

  • функционирование в социально гетерогенных группах.

К концу начального образования в соответствии с данной ООП НОО младший школьник сможет быть социально компетентен (иметь социальный опыт):

- в ориентировке в окружающем пространстве (выборе цели передвижения,

планировании маршрута и др.) и времени (определении времени по часам в часах и минутах, определении времени события, последовательности событий);

- в проведении и организации культурного семейного досуга (досуга с друзьями, в

разновозрастных группах) — спортивных и других игр, совместного музицирования, коллективного чтения и постановки театрализованных представлений, посещения художественных выставок, оценки произведений искусства (выражения собственного мнения), организации семейных и школьных праздников и пр.);

- в проведении индивидуального культурного досуга (подборе художественной литературы для чтения, чтении и понимании художественного текста; подборе музыкальных произведений для прослушивания; самостоятельном сочинении несложных литературных и музыкальных произведений, создании несложных выразительных художественных произведений (графических, скульптурных, поделочных и пр.);

- в получении ответов на возникающие у него вопросы об окружающем мире - определении подходящего способа получения ответа (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках), осуществления своей цели;

- в осуществлении простейших трудовых (бытовых) дел — уборке территории, квартиры; несложном ремонте изделий; изготовлении несложных конструкций из разных материалов для решения собственных задач (в том числе, оценивать величину предметов «на глаз»; пользоваться инструментами; использовать образцы, схемы, эскизы, чертежи; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; решении расчетных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др., в том числе, с применением технических средств);

- в осуществлении ухода за своим телом по мере необходимости — осуществлении поддерживающих гигиенических мероприятий, закаливающих процедур, умения почувствовать и осознать симптомы начинающейся болезни (в том числе, обращении за помощью к взрослому в нужный момент), осуществлении простейшей саморегуляции, самообслуживания;

- в культурном и безопасном поведении в окружающем мире (доме, жилой местности, на природе); ведении культурного диалога в условиях бытового общения;

- в осуществлении учебной работы в школе (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельной учебной работы (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т.д.).

Для приобретения социального опыта особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:

1. В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):

  • умение отличать известное от неизвестного;

  • умение указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

  • умение формулировать предположения о том, как искать недостающий

способ действия (недостающее знание);

  • находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у

взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).

2. В отношении содержательной коммуникации (коммуникативная компетентность):

  • владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при

решении учебных задач;

  • умение презентировать свои достижения (превращать результат своей работы

в продукт, предназначенный для других);

  • умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками

совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);

  • умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них

существенное по отношению к предстоящей задаче;

  • способность воспринимать художественные произведения (литературные,

музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика);

  • способность понимать позиции разных участников коммуникации и

продолжать их логику мышления.

3. В отношении владения информацией (информационная компетентность):

  • правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст

(независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;

  • классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих

и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;

  • представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

  • читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных

и социальных объектах;

        • читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию

об объектах и процессах;

        • находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах

ответ на интересующий вопрос;

        • следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов

и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

        • работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными)

в рамках изученного материала.

4. В отношении саморазвития (учебная, образовательная) компетентность:

        • способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня

трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

        • способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной

работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

        • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим

действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

        • определять последовательность действий для решения предметной задачи,

осуществлять простейшее планирование своей работы;

        • обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным

способом;

        • уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания,

позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

        • предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного

задания в рамках действия освоенными способами;

        • определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки

работы;

        • сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям,

выра ботанным в классе;

        • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя,

одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую — дети. Кларенс Дарроу
ещё >>