Основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями и дополнениями) на период 2011 2015 годы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 37 8425kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 16 3710.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 21 3811.34kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 20 3624.8kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 77 14565.38kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 1380.24kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 2892.04kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 54 9994.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 2196.06kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 2195.29kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 41 10602.18kb.
Джура Татьяна Петровна 1 69.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями и - страница №1/29

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 28





Утверждено

приказом по МАОУ лицею №28

от «___»___201__ №____





Рассмотрено

педагогическим советом

МАОУ лицея №28

(протокол от «___»___201__ №___)



Рассмотрено и принято

Управляющим Советом МАОУ лицеем №28

(протокол от «___»___201__ №___)



Основная образовательная программа

начального общего образования



(с изменениями и дополнениями)

на период 2011 - 2015 годы

г.Таганрог

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ





  1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

II. Содержательный раздел:

2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5. Программа коррекционной работы.

III. Организационный раздел:


3.1. Учебный план начального общего образования.

3.2. План внеурочной деятельности.

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы основного

начального образования.

3.3.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ООП НОО.

3.3.2. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

3.3.3. Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования.

3.3.4. Учебно-методические, учебно-дидактические и информационные pecypcы.

3.3.5. Финансово-экономическое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка


Образовательное учреждение начинает свою историю с 1 июля 1934 года, как школа новостройка в городке комбайностроителей. После освобождения г.Таганрога от немецких захватчиков школа возобновила свою работу в январе 1944 года.

В 1958 году было построено по оригинальному проекту новое четырехэтажное здание школы по адресу: переулок Трудовых резервов, №1.

С 1990 года школа реализует профильное обучение на старшей ступени, опробовав и реализовав несколько его организационных форм — профильные классы, система спецкурсов, технология обучения по индивидуальным учебным планам.

15 января 2010 года после аккредитации школа получила статус лицея.

Лицей — активный участник ПНП “Образование”.

В 2006 трое учителей, 2007 году - двое и 2010 году один учитель стали победителями конкурса «Лучшие учителя».

В 2007 году лицей стал победителем в конкурсе «Лучшие школы».

Пять раз учащиеся ОУ становились лауреатами премии по поддержке талантливой молодёжи в рамках ПНПО.

Среди учителей лицея лауреат премии Главы администрации области (Губернатора), победитель конкурса «Учитель года Таганрога», призеры и победители конкурсов регионального и федерального уровней «Учитель профильной школы», конференции «ИТО-Ростов», фонда Д.Зимина «Династия», фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес», Занковские чтения, «Открытый урок» и других.

В лицее 1135 учащихся, 43 класса, из них 18 классов начальной школы, работает 85 учителей.

Традиционно, как ступень, обеспечивающая пропедевтику лицейского образования, начальная школа реализует развивающие образовательные программы и технологии. Среди них Прогрессивная развивающая система Л.В.Занкова, Школа-2100, Школа-2000.

Основная образовательная программа начального общего образования разработана рабочей группой педагогического коллектива муниципального автономного учреждения лицея № 28, рассмотрена и принята на заседании Управляющего совета лицея (протокол от 20 мая 2011 года № 4).


Программа разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года), примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, а также муниципального и социального заказа.

Лицей, как и любое образовательное учреждение, (на основании ст. 14, п. 5, и ст. 32, п. 5, 16, 23 закона «Об образовании») самостоятельно в выборе используемых учебников и пособий, применяемых методик и образовательных технологий, разработке рабочих программ по предмету, осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Именно поэтому необходимо строить образовательный процесс, начиная со ступени начального общего образования, на принципах постоянного самостоятельного получения и обновления знаний и навыков, обеспечивающих успешную учебную и внеучебную деятельность, формирование готовности к освоению требований основного и полного среднего образования, обоснованный профессиональный выбор.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования лицея как фундамента лицейского образования. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с

переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия

ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,

выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты

адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером

сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При составлении ООП НОО учтены характерные для младшего школьного возраста

(в лицей поступают дети от 6,5 лет и заканчивают начальную ступень обучения в 11 лет), центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования - словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учтён существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями.

Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является:



  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником

начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых,

через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию исследовательской и общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей ДДТ и других учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-

технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей),

педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутрилицейской социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных

технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при

поддержке тьюторов, других педагогов и специалистов;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной

социальной среды (микрорайона, города, области и т.д.) для приобретения опыта реального управления и действия.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ лицея № 28 содержит следующие разделы:



  • пояснительную записку

  • основные термины и понятия ООП НОО;

  • цели первой образовательной ступени;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • учебный план первой образовательной ступени лицея;

  • план внеурочной деятельности;

  • систему условий реализации основной образовательной программы основного

начального образования;

  • модель психолого-педагогического сопровождения реализации ООП НОО;

  • описание материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

  • кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебно-методические, учебно-дидактические и информационные pecypcы;

  • финансово-экономическое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Основные термины и понятия основной образовательной программы
Качество образования

Под качеством образования понимается степень соответствия образовательного уровня требованиям, предъявляемым семьёй, обществом, государством, отражающим социализацию и успешность обучающихся и выпускников.



Социализация – совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта.

Успешность – уровень социальных достижений, признаваемый достойным в стране и культуре в сочетании с самоощущением человека, проявленным в результате высокой самооценки собственных достижений (личностных, социальных, финансовых, профессиональных и др.).
Результаты образования (образовательные результаты)

Результаты образования – измеряемые достижения обучающихся, отражающие соответствие результатов образования требованиям, предъявляемым со стороны государства через Федеральные государственные образовательные стандарты образования.

В качестве результатов образования могут выступать степень развития образовательной самостоятельности, инициативы, ответственности обучающихся, степень овладения ими компетентностями (внепредметными и предметными), социальным опытом, индивидуальный прогресс обучающегося, сохранение здоровья обучающихся, другие измеряемые характеристики.



Сквозные образовательные результаты – базовые результаты образования, отражающие достижения обучающихся на всех уровнях образования, ступенях обучения. Сквозные образовательные результаты могут измеряться через:

  • образовательную самостоятельность, подразумевающую умения обучающегося

создавать и использовать средства для собственного личностного развития;

  • образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную

траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

  • образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о

готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.

Ключевые (внепредметные) компетентности – универсальные общие способы действия, средства, формы мышления, формы кооперации и коммуникации, необходимые человеку для осуществления успешной деятельности в современном мире.

Предметные компетентности – набор предметных средств и способов действий, позволяющих обучающемуся успешно решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях образования.

Внеучебные достижения – образовательные результаты обучающихся, полученные в разных видах деятельности за пределами реализации основных образовательных программ школьного образования.

Социальный опыт обучающегося – опыт, приобретенный обучающимся в ходе взаимодействия с окружающим миром, включая опыт по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций, позволяющий одновременно осознавать и действовать в той или иной сфере.

Индивидуальный прогресс обучающегося – динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям.
Обеспечение результативности и качества образования

Обеспечение результативности и качества образования – процесс формирования и реализации психолого-педагогических, правовых, экономических, финансовых, информационных, социальных, кадровых и иных механизмов и условий, обеспечивающих наиболее полное соответствие образования требованиям граждан, общества, государства.



Образовательный стандарт – совокупность требований к результатам, условиям и структуре образовательной программы, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Мониторинговые исследования в сфере образования – исследования, направленные на диагностику результатов и качества образования, проводимые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в установленном порядке субъектами и структурами системы образования и внешними по отношению к ней институтами.

Финансовые механизмы, стимулирующие повышение качества образования – финансовое обеспечение реализации образовательной программы (в том числе на конкурсной основе), механизмы расчета стоимости образовательных программ, нормативно-подушевое финансирование, система оплаты труда, зависящая от результативности деятельности педагогического работника, выраженной в качестве и результатах образования учащихся.

Система аттестации педагогических работников – совокупность средств и способов определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации, предполагающая обязательное участие педагогической общественности в определении такого рода соответствия.

Условия, необходимые для реализации образовательной программы – совокупность факторов, оказывающих влияние на эффективность и результативность образовательной программы.
Объекты системы оценки результатов и качества образования

Объекты системы оценки результатов и качества образования – явления, подвергающиеся оценке, в качестве которых выступают:



  • совокупность основных образовательных программ, включающих условия и

реализации (экономические, финансовые, кадровые, учебно-методические, информационно-коммуникационные и иные);

  • результаты и деятельность образовательных учреждений (в том числе

результаты и деятельность персонала), обеспечивающие эффективность и доступность образования;

  • индивидуальные образовательные достижения (включая внеучебные),

социализация и успешность обучающихся.

Образовательная программа – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, определяющий содержание образования и порядок (план) действий участников образовательного процесса, которые необходимо выполнить для получения образования определенного уровня.

Программа развития образовательного учреждения – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, включающий комплексную систему целевых ориентиров деятельности образовательного учреждения и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Индивидуальная образовательная программа обучающегося – персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося, который обеспечивается выбором обучающимися (совместно с педагогами и родителями) содержания учебных дисциплин (курсов), своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, способов предъявления и оценки результатов, а также разные виды внеурочной деятельности и способы их оценки.

Деятельность образовательной организации – процесс и результат его реализации, осуществляемый организацией, реализующей одну или несколько образовательных программ.

Индивидуальные образовательные достижения обучающихся – совокупность учебных и внеучебных результатов, полученных в образовательных учреждениях (организациях) обучающимися за определенный период времени.

Условия реализации образовательных программ:

Кадровые условия – совокупность требований к кадровому составу соответствующего

образовательного учреждения, включающих требования к укомплектованности образовательного учреждения квалифицированными педагогическими, руководящими и иными работниками, к уровню их квалификации, а также к организации непрерывного профессионального развития через систему повышения квалификации и самообразование;



Финансовые условия – совокупность требований к финансовым условиям реализации

образовательных программ, включая соответствующие нормативы расходов на реализацию указанных программ;



Материально-технические условия – совокупность требований к обеспечению

учебного процесса оборудованием, помещениями и иными видами имущества;



Учебно-методическое обеспечение образовательной программы – совокупность

требований, перечень необходимой учебной и методической литературы, информационных баз, иных ресурсов, необходимых для эффективного и качественного образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.



Информационное оснащение и обеспечение реализации образовательной программы

– совокупность требований, направленных на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации в сети Интернет.



Психолого-педагогические условия – совокупность требований к содержанию, способам и формам образовательного процесса, соответствующих возрастным возможностям обучающихся, целям и задачам определенной ступени образования.

Правовое обеспечение – совокупность нормативных правовых актов, локальных актов соответствующей образовательной организации, обеспечивающих качественную реализацию основных образовательных программ.
Показатели оценки результатов и качества образовательной программы

Показателем оценки результатов и качества образовательной программы может выступать информация, отражающая преемственность, результативность, эффективность, адаптированность, доступность, инновационность образовательной программы, а также иная информация, дающее представление о результатах и качестве образования.



Результативность – совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения, которые могут быть достигнуты в ходе реализации образовательной программы;

Эффективность – комплекс мер, направленных на минимизацию (оптимизацию) временных затрат педагогических и детских действий для достижения конечных результатов реализации образовательной программы;

Адаптированность – сформированный комплекс рабочих учебных и внеучебных программ, разработанных и используемых ОУ с учетом возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся и воспитанников.

Доступность – качественный показатель образовательных программ, устанавливающий соответствие их уровня и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, а также возможностей освоения образовательной программы в разных формах (очной, заочной, экстернат, семейной с дистанционной поддержкой).

Инновационность – качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач, содержания образовательных программ прогнозируемым результатам инновационных направлений и программ развития образовательного учреждения;

Ресурсность – оптимальный комплекс условий, необходимых для достижения основных образовательных результатов.
Показатели оценки результатов и качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Интегративность – соотношение разных аспектов образовательных результатов (предметные, компетентностные (универсальные способы деятельности), социальный опыт (внеучебные и внешкольные достижения) при оценке индивидуальных образовательных достижений школьников и качества образования (социализация, успешность);

Динамизм – учет индивидуального прогресса при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;

Инициативность и ответственность – возможность учащихся предъявлять результаты своего труда на оценку другому (взрослому, одноклассникам) по собственной инициативе;

Презентационность – наличие специального места (натурального или(и) виртуального) для публичного предъявления учащимися своих образовательных достижений;

Технологизм – наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

Открытость – возможность участия всех субъектов образовательного процесса в оценке индивидуальных результатов и качества образования школьников.
Показатели оценки условий реализации образовательных программ

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды - соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамического расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство; состояние здоровья учащихся;

Кадровый потенциал – наличие педагогов, способных реализовать ООП (по квалификации, по опыту, повышение квалификации, наличие званий, победители профессиональных конкурсов, участие в проектах, грантах и т.п.;

Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение ИКТ-технологиями педагогогами) в образовательном процессе;

Правовое обеспечение реализации ООП – наличие локальных нормативно-правовых актов и их использование всеми субъектами образовательного процесса;

Управление образовательным процессом – наличие баланса между внешней и внутренней оценкой (самооценкой) деятельности всех субъектов образовательного процесса при реализации ООП, участие общественности (в том числе родительской) в управлении образовательным процессом;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованность использования помещений и оборудования для реализации ООП.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса – обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне.
Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации

Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации складываются из совокупности показателей по отдельным направлениям: оценка образовательной программы, оценка программы развития учреждения, оценка учебных достижений школьников, оценка труда педагогов учреждения и оценка условий реализации образовательных программ в учреждении.
Субъекты и инструменты оценивания результатов образования

Инструменты оценивания результатов образования – способы определения степени соответствия образования требованиям, предъявляемым государством через ФГОС.

В качестве инструментов оценивания результатов образования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применяются: стартовая диагностика, олимпиады, международные и мониторинговые исследования, экспертиза оценки формирования ключевых компетентностей у обучающихся, публичный доклад, внешний мониторинг состояния здоровья обучающихся, и иные способы.

В качестве субъектов оценивания результатов образования могут выступать заказчики и потребители образовательных услуг.



Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся на переходе с одной ступени образования на другую.

Олимпиада – форма независимого публичного состязания учащихся, требующая предъявления ими своих образовательных достижений, предполагающая очный или дистанционный формат участия.

Международные исследования – одна из форм оценочных процедур, которая используется странами для проведения сравнительных оценок и определения тенденций в мировом образовательном пространстве.

Мониторинговые исследования – оценочные процедуры, направленные на отслеживание основных механизмов и результатов образовательной политики на разном уровне (федерации, региона, муниципалитета и образовательного учреждения) с определенной периодичностью.

Потребители образовательных услуг – организации или граждане, получающие образовательные услуги на возмездной или безвозмездной основе.
Субъекты и инструменты оценивания качества образования

Инструменты оценивания качества образования – способы определения степени социализации и успешности учащихся и выпускников образовательных учреждений (организаций).

В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяются: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка.

В качестве субъектов оценивания качества образования могут выступать потребители образовательных услуг, институты внешней оценки качества.



Институты внешней оценки качества – потребители образовательных услуг и организации, не являющиеся частью структуры системы образования, проводящие оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования по заказу участников образовательных отношений.

Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

Экспертная оценка – одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению;

Формативная оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дадтнейшей коррекции своей педагогической деятельности.

Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.


следующая страница >>



Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, Диоген ответил: «Народу много, а людей немного». Диоген Лаэртский
ещё >>