Основы естествознания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету по предмету «Концепции современного естествознания» 1 27.63kb.
Из истории естествознания. Опасные связи: И. И. Иванов и опыты скрещивания... 24 4054.36kb.
"Основы современного естествознания" 1 128.85kb.
А. В. Миронов кандидат философских наук, доцент 1 15.64kb.
Томилин А. К. Основы обобщенной электродинамики 1 145kb.
Концепции современного естествознания 56 7241.75kb.
Программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» 1 226.63kb.
Программа курса «Концепции современного естествознания» 1 166.89kb.
Возникновение естествознания. Преднаука Древнего Востока 1 80.99kb.
Общие проблемы истории естествознания. Этос классической науки: Р. 21 3262.34kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... 3 355.4kb.
Книга первая хромой тимур сергей Петрович бородин 81 16136.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основы естествознания - страница №1/7


Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный технический университет

В.В. Даньшина
основы естествознания
Учебное пособие


Омск 2002

УДК 5(073)

ББК 20 я 75

Д 19


Рецензенты:

М.А. Воронцова, канд. хим. наук, доцент ОмГУ;

В.Л. Теплоухов, канд. техн. наук, доцент ОФ РЗИТЛП

Даньшина В.В.

Д 19 Основы естествознания: Учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 80 с.
Рассмотрены физические и химические основы современного естествознания как теоретический фундамент новых наукоемких технологий, формирующие представление об интегральной картине мироздания, освещена история и роль естествознания в социальном и экономическом развитии общества.

Предназначено для студентов специальностей 061000, 061100, 061500, 062100.

Подготовлено на кафедре «Маркетинг и предпринимательство».

Ó В.В. Даньшина, 2002

Ó Омский государственный

технический университет, 2002


ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ века в обществе произошли радикальные преобразования. Применение электроники, глобальных компьютерных сетей привело к настоящему информационному буму. Это повлекло за собой всесторонние изменения не только в науке и технике, но и в экономической и социальной жизни.

Поэтому логичным шагом стало введение на гуманитарных специальностях курса «Концепции современного естествознания». Рассматриваемая дисциплина - это междисциплинарный синтез физики, химии и биологии на основе историко-философского и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию.

Цель данного учебного пособия состоит в том, чтобы научить специалиста выделять в огромном потоке информации фундаментальные закономерности и универсальные принципы, управляющие окружающим миром, сформировать представление об интегральной картине мироздания, исходя из целостности и многообразия природы. Естественнонаучная подготовка не только закладывает основы научных знаний и эрудиции, но и формирует новый тип рационального научного мышления, творческий метод познания природных и социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодополнении.

Знание концепций современного естествознания поможет будущим экономистам расширить кругозор и овладеть конкретными естественнонаучными знаниями, которые связаны с социально-экономическими проблемами, от решения которых зависит благополучие каждого человека. Специалист, владеющий вопросами естественных наук вместе с теоретическими знаниями экономики, без труда составит экономически обоснованный бизнес-план и решит сколь угодно сложную экономическую задачу.

Практически все руководители в различных отраслях экономики и науки прямо или косвенно участвуют в распределении финансовых ресурсов. Понятно, что только при правильном, рациональном их распределении можно ожидать наибольшего экономического, социального или другого положительного эффекта. Такое оптимальное распределение финансовых ресурсов способны осуществить только специалисты высокой квалификации, профессиональный уровень которых зависит не только от их гуманитарных, но и естественнонаучных знаний.

1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ


    1. Проблема двух культур

Культура - сфера духовной жизни людей. Это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта жизни общества. Понятие «культура» употребляется для характеристики специфических сфер деятельности: культура труда, культура быта, художественная культура, естественнонаучная культура, гуманитарная культура. Естественнонаучная культура изучает то, что существует независимо от человека - природу. Гуманитарная культура исследует знания о человеке, явления духовной жизни общества. Различия между двумя культурами обусловлены самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

Истоки проблем двух культур следует искать в античности, когда возникло два подхода к познанию мира. С одной стороны, это научный подход Евклида и Архимеда, основа которого - числовые закономерности, аксиомы и законы бытия. У древних греков очень высокий статус имела математика, так как, по их мнению, она наиболее причастна к постижению высшего бытия. Платон ставил арифметику на первое место как самую совершенную и логически обоснованную науку. «Бог показал нам число, счету нас научило Небо через смену дней и ночей, т.е. через астрономию, поэтому арифметика связана с самым прекрасным». С другой стороны, это творчество философов и художников, которое средствами художественных образов отражает реальность.

В то время как в природе действуют стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничто не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественнонаучную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью в гуманитарные науки. Такие попытки подверглись резкой критике со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Английский писатель Ч. Сноу сформулировал альтернативу «двух культур», по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга. Именно это привело к современному экологическому состоянию планеты, опасности термоядерной войны, но самое главное к резкому снижению этических и эстетических показателей культуры, к все возрастающему влиянию технократической психологии.

С течением времени расхождение двух интеллектуальных систем: естественнонаучной и гуманитарной – углубилось. В конце концов их стали рассматривать как антагонистические, взаимоисключающие. В нашей печати в 60-х годах велись очень интенсивные дискуссии между «физиками» и «лириками». Они показали как несостоятельность неумеренных притязаний тех и других на монопольное обладание истиной, так и необходимость взаимодействия естественных и гуманитарных наук, более целостного развития культуры как таковой.

В последние десятилетия под влиянием возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования происходит сближение двух культур. С одной стороны, это постоянное проникновение математических методов (например, математическое моделирование в экономике), физических моделей, технического оснащения (компьютеризация, например, «1С Бухгалтерия», разнообразное оборудование психологических лабораторий, использование радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и др.) в гуманитарные науки. Например, художник ХХ века П. Филонов отстаивал принцип «аналитического искусства», основанный на разложении натуры на бесконечно дробящиеся первоэлементы, или К. Малевич использовал комбинирование на плоскости простейших геометрических фигур в соответствии с разработанной им системой «абстрактного искусства». Специалисты-гуманитарии: экономисты, менеджеры, маркетологи, социологи, юристы и другие - начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Тем самым устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными науками, которые тоже заинтересованы в этом.

С другой стороны, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания. Развитие кибернетики, появление в ней принципиально новых технологий обусловили тенденцию к очеловечиванию естественнонаучных знаний. Теперь ЭВМ освободила ученого от логических трудностей, оставив ему лишь чисто творческую деятельность. Компьютеры получают широкое применение в качестве инструмента практически во всех сферах гуманитарной деятельности, заменяя человеческий интеллект или помогая ему. Все большее значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов и философов в сфере этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок.

Указанные формы культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу. В своей общечеловеческой сути, основе культура едина при всем многообразии ее разновидностей. Одни и те же творцы достигли высот и в науке, и в искусстве - Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов (физико-химик и поэт), А.П. Бородин (ученый-химик и композитор), Д.И. Менделеев (ученый-химик и экономист), И.А Ефремов (ученый-палеонтолог и писатель), А.Л. Чижевский (биолог и историк). Профессор-физик и поэт В.Ф. Ноздрев обоснованно считает органической и плодотворной связь между наукой и искусством: «Работа в области поэзии дает сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимыми факторами успешной работы ученого в науке. С другой стороны, творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, значительно повышает общую культуру личности. Поэтому противоестественно отрывать их друг от друга».



    1. следующая страница >>



Невелика заслуга быть счастливым, если ты оптимист. Лео Кампьон
ещё >>