Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
«Характер и развитие сотрудничества в атомной энергетике России с... 6 792.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 - страница №6/7


4. Дискриминационные положения Конституции, в частности в отношении женщин

176. Пункт 4 раздела 27 Конституции сводит на нет многие из положений Конституции о равноправии, внося ряд исключений в связи с запрещением дискриминационных законов. Например, в пункте 4 d) раздела 27 утверждается, что положение о равноправии неприменимо "в отношении законов, касающихся семьи, таких как законы о браке, разводе, усыновлении, захоронении, переходе имущества после смерти или о других имущественных правах в рамках персонального права". В рамках процесса конституционного надзора и правительством в целом был проведен обширный анализ законодательства в целях сбалансирования формулы равноправия и отмены всех дискриминационных положений, в частности о дискриминации в отношении женщин.

177. Женщины сталкиваются с дискриминацией в образовании, занятости, социально-экономической среде и семье. Право (как обычное, так и статутное) дискриминирует женщин и девочек, в частности в сфере брака, развода, наследования, прав собственности, насилия в семье и участия в политической жизни. Кроме того, право не обеспечивает достаточной защиты женщин от насилия.

5. Брак, развод и собственность

178. В Сьерра-Леоне существует четыре типа брака: христианский, мусульманский, гражданский и основанный на обычном праве, причем каждый из них имеет различные правила. Законы о браке, основанном на обычном праве, различаются по степени, в которой они защищают права человека; они весьма неопределенны и в основном являются неписаными. По традиции уплата выкупа за невесту при заключении браков, основанных на обычном праве, и мусульманских браков означала, что муж получает абсолютный контроль над женой. Хотя в брачном союзе женщины находятся в дискриминированном положении, принятые парламентом в последнее время законы постепенно улучшают правовое положение женщин в браке.

179. Закон 2009 года о регистрации браков и разводов, основанных на обычном праве, обеспечивает определенность и защиту в основных рамках брака, в то же время предусматривая возможность региональных различий вне этих базовых правил. Его положения включают:

a) повышенную защиту женщин от практики полигамного брака. В соответствии с новым законом, если мужчина заключает с женщиной христианский, мусульманский или гражданский брак, ему затем не будет разрешено сочетаться еще с одной женщиной браком, основанным на обычном праве. Точно так же, если мужчина вступает с одной женщиной в брак, основанный на обычном праве, он затем не будет иметь права заключить христианский, мусульманский или гражданский брак с другой женщиной, если только он не разведется с первой женщиной. Однако, если пара решит заключить брак, основанный на обычном праве, муж впоследствии сможет вступить в такой же брак еще с одной женщиной и в результате иметь полигамный брак;

b) введение минимального возраста для вступления в брак, основанный на обычном праве. В соответствии с международными нормами женщины теперь должны достичь возраста 18 лет, чтобы выйти замуж. В соответствии с законом при определенных обстоятельствах лицо может вступить в брак и в возрасте моложе 18 лет, но лишь при получении согласия родителей или опекунов и при согласии лица, вступающего в брак;

c) обязательное согласие невесты. Закон вводит согласие невесты в качестве существенного условия действительности брака, тогда как ранее при вступлении в брак, основанный на обычном праве, согласия женщины не требовалось;

d) узаконение отношений партнеров, сожительствующих более пяти лет. По новому закону партнерам, живущим вместе как муж и жена более пяти лет, будет предоставляться такая же защита, что и парам, состоящим в браке, основанном на обычном праве, при условии, что ни одна из сторон не состоит при этом в браке с другим лицом. Уязвимой стороне предоставляется повышенная защита, аналогичная той, которой пользуются лица, состоящие в браке, основанном на обычном праве;

e) право замужних женщин на владение имуществом. Новый закон предусматривает, что женщины, состоящие в браке, основанном на обычном праве, могут оставлять себе и распоряжаться своим собственным заработком и имуществом так же, как и мужчины, тогда как прежде женщины не могли пользоваться своим имуществом без разрешения мужей. Женщины не могли заключать контракты, получать ссуды и участвовать в современной экономике. В браке, основанном на обычном праве, муж больше не имеет права владеть и распоряжаться имуществом и заработками своей жены. Однако закон не касается вопросов раздела имущества при разводе. Эти вопросы будут затронуты в законопроекте о бракоразводных процессах, работу над которым сейчас завершает Юридическое управление;

f) 22;

g) регистрацию браков и разводов. Новый закон требует, чтобы все браки и разводы, основанные на обычном праве, регистрировались. Браки, заключенные до вступления закона в силу, тоже могут быть зарегистрированы. Цель этого – дать женщинам возможность доказать факт развода, что важно, если они хотят подать заявление о своем содержании или повторно выйти замуж.



6. Участие в государственной службе

180. В состав нынешнего правительства входят 2 женщины-министра (Министерство морских ресурсов и Министерство иностранных дел и международного сотрудничества) из 25 министров и 2 заместителя министров из 20, что составляет соответственно 8 и 10% лиц, назначенных в правительство.

181. Во время президентских и парламентских выборов 2002 года (как и во время президентских выборов 1996 года) среди кандидатов в президенты была женщина, а в кабинете из 21 министра, назначенных после этих выборов, появились 3 женщины-министра (Министерство торговли и промышленности, Министерство здравоохранения и санитарии и Министерство социального обеспечения, гендерного равенства и по делам детей), что составляет 14,3%, а доля заместителей министров увеличилась до 30%. Этот неуклонный рост в числе назначений женщин на министерские посты – еще одно свидетельство приверженности правительства политике равноправия и недопущения дискриминации.

7. Гражданство

182. Дискриминационные законы также существуют в отношении гражданства, причем это обнаруживается как в Конституции, так и в национальных законах.

183. Как отмечается в докладе Сьерра-Леоне, направленном в КЛДОЖ, до 2006 года законы Сьерра-Леоне дискриминировали женщин в отношении права передавать гражданство своим детям. Закон о гражданстве Сьерра-Леоне 1973 года предусматривает, что для передачи гражданства своим детям женщина должна быть гражданкой Сьерра-Леоне, а не просто быть рожденной в Сьерра-Леоне. Так, в соответствии с этим Законом лицо, рожденное от матери-сьерралеонки и отца-иностранца, не может претендовать на сьерра-леонское гражданство, даже если это лицо рождено в Сьерра-Леоне.

184. Кроме того закон предусматривает, что женщины-иностранки могут получить сьерра-леонское гражданство посредством натурализации через брак с мужчиной-сьерралеонцем. Для мужчин-иностранцев же, напротив, нет соответствующего условия получения сьерра-леонского гражданства посредством натурализации через брак с женщиной-сьерралеонкой. Следовательно, в принципе только мужчины-сьерралеонцы могут передавать сьерра-леонское гражданство своим женам-иностранкам, тогда как женщины-сьерралеонки не могут передать гражданство своим мужьям-иностранцам.

185. Далее, в разделе 2 Закона о гражданстве Сьерра-Леоне 1973 года утверждается, что "каждое лицо, родившееся в Сьерра-Леоне до 19 апреля 1971 года или постоянно проживавшее в Сьерра-Леоне 18 апреля 1971 года и не являвшееся подданным какого-либо другого государства, 19 апреля 1971 года считается гражданином Сьерра-Леоне по рождению" при условии, что a) его отец или дед родился в Сьерра-Леоне; и b) он является лицом негроафриканского происхождения. Это положение также является дискриминационным в отношении тех, кто родился в Сьерра-Леоне, но не соответствует критерию "негроафриканского происхождения". В Законе 1973 года также утверждалось, что никакое лицо не должно иметь одновременно сьерра-леонское и какое-либо иное гражданство.

186. В ответ на вышеуказанные дискриминационные положения Закон о поправках к Закону о гражданстве Сьерра-Леоне (Закон № 11 от 2006 года) внес изменения в Закон 1973 года, предоставив право двойного гражданства. Далее, вносящий поправки Закон 2006 года теперь разрешает передачу гражданства ребенку в силу факта рождения его матери в Сьерра-Леоне. Другие упомянутые выше случаи дискриминации еще предстоит устранить.

187. Регистрация рождений, которая предоставляет людям право на гражданство, производится главным образом в городских районах, когда женщины рожают в медицинских учреждениях. Однако женщины, рожающие детей с помощью традиционных акушерок, редко официально регистрируют дату рождения своих детей.

8. Образование

188. На протяжении многих лет намного меньше женщин, чем мужчин, смогли получить доступ к руководящей работе. Более низкий уровень грамотности среди женщин по-прежнему лишает их доступа к высокооплачиваемым социально защищенным рабочим местам. Женщины исторически были лишены основательного и качественного образования, которое нередко является необходимым условием получения надежной работы в профессиональной организации и стабильного продвижения на управленческие и руководящие уровни. Еще одним сдерживающим фактором является распространенная среди девочек и женщин тенденция проходить курсы и получать квалификацию по низкооплачиваемым специальностям, часто считающимся второстепенными и неприоритетными.

189. Пункты 1 и 2 a) раздела 9 главы II Конституции 1991 года предусматривают гендерное равенство в образовании и излагают государственные директивы, направленные на обеспечение права женщин на равный доступ к образованию.

190. Для дальнейшего укрепления конституционных гарантий парламент принял в 2004 году Закон об образовании, который послужил бы основой усилий по достижению целей многочисленных политических инициатив, включая всемирную программу "Образование для всех" (ОДВ), к 2015 году. Закон предусматривает обязательное начальное образование, устанавливает меры наказания для тех, кто этому препятствует, и подтверждает конкретную обеспокоенность в отношении целей 4 и 5 ОДВ по увеличению числа учащихся и ликвидации гендерного неравенства в образовании для девочек и женщин.

191. Программа неформального начального образования. В 1992 году правительство в тесном сотрудничестве с ЮНИСЕФ и Министерством развития и экономического планирования (МРЭП) учредило Программу неформального начального образования (ПННО). Данная инициатива включает учитывающие гендерные аспекты меры, ориентированные на девочек школьного возраста от 14 лет и старше, живущих в полугородских общинах и отдаленных деревнях, почти или совсем не имеющих доступа к формальному школьному образованию. Особенности данной инициативы и меры стимулирования включают бесплатное обучение, устройство/зачисление в школы, расположенные недалеко от домов учащихся, и гибкое расписание с укороченными занятиями. Инициатива стимулировала общины к тому, чтобы освободить девочек от их обычных занятий – работы по дому или уличной торговли, с тем чтобы они могли посещать эти не совсем обычные школы.

192. Национальная образовательная политика. В целях закрепления успехов, достигнутых в ходе реализации ПННО, в 1995 году была принята Национальная образовательная политика (НОП). Центром тяжести политики было внедрение девятилетней "системы базового образования", которая предусматривала расширенный диапазон предметов для увеличения доступа к высшему образованию политехнической или университетской направленности. Учитывая существующее стремление достичь гендерного равенства и обеспечить потребности в образовании для всех, в политике изложены заявленные государством цели в сфере обеспечения гендерного равенства: увеличить прием в учебные заведения, сократить процент отсева и увеличить долю учащихся, окончивших учебные заведения всех уровней, наметив минимальный процент учащихся, окончивших школу, в размере 70% для девочек на уровне базового образования и достичь 30-процентного уровня грамотности среди женщин к 2000 году. Предпринять необходимые действия, способствующие культурным, социальным и психологическим изменениям в пользу улучшения социального положения женщин через образование.

193. Национальный план действий в области базового образования. Во исполнение НОП правительство приступило к разработке Национального плана действий в области базового образования (НПДБО). При координации со стороны Комиссии по базовому образованию этот пятилетний план (1995–2000 годы) послужил основой и эталоном для расширения объектов базового образования для всех детей (в возрасте 6–9 лет) независимо от пола. Кроме того, в рамках НПДБО были разработаны стратегии содействия образованию женщин, в частности в отношении увеличения охвата образованием девочек и женщин, что на сегодняшний день уже дало положительные результаты.

194. Национальный план действий. Для ускорения продвижения страны к достижению целей Всемирной программы ОДВ был вновь введен Национальный план действий (НПД). План подтвердил приверженность страны делу обеспечения бесплатного обязательного базового образования как для мальчиков, так и для девочек; в нем также предусмотрены меры по развитию консультирования и просвещения в области семейной жизни в качестве стратегии предупреждения ранней беременности.

195. В дополнение к НОП были введены и другие меры поддержки, в том числе:

a) введение в 1993 году гибкой системы образования 6-3-3-4 в целях расширения трудовых ресурсов среднего уровня квалификации, необходимых для национального развития, и укрепления профессионально-технического образования в Сьерра-Леоне. В результате в стране действует около 240 учреждений и центров профессионально-технического образования20;

b) введение правительством бесплатных экзаменов на начальном и среднем уровне в 2000 году. Это способствовало сокращению процента отсева и увеличению доли закончивших школу учащихся среди девочек и мальчиков;

c) принятие в 2001 году двух взаимосвязанных политических документов: Национальной политики достижения гендерного равенства (НПДГР) и Национальной политики по улучшению положения женщин (НПУПЖ). Эти документы подтверждают права женщин на образование на всех уровнях как в академической, так и в технической областях и право выбирать любую область специализации и проходить ту же программу обучения, что и мужчины.

196. В целях успешного внедрения системы образования 6-3-3-4 в Колледже образования и технологии имени Милтона Маргая (КОТММ) была создана кафедра профессиональной ориентации и консультирования. Согласно Национальной образовательной политике 1995 года "подразделение профессиональной ориентации и консультирования должно быть действующим в школе механизмом, обеспечивающим, чтобы при прохождении учащимися учебной программы у них не было отставаний ни в одной области". К настоящему времени подготовлено более 200 консультантов по выбору учебной специализации для оказания помощи в профессиональной ориентации и внесения существенного вклада в общее развитие учащихся. Это помогло многим женщинам, поскольку сегодня стало обычным участие женщин в традиционно мужских областях, таких как инженерное дело, медицина и сельское хозяйство. Например, благодаря внедрению Программы доступа, предусматривающей дополнительные курсы по естественным наукам для тех, кто не справляется с минимальными требованиями к поступающим на программу получения степени, зачисление женщин по специальностям "теоретические и прикладные науки" выросло с 2001/02 по 2003/04 учебный год с 14,1 до 24%. Женщин и девочек также побуждают изучать естественные науки, инженерное дело, сельское хозяйство и медицину, а иногда им предоставляются льготы в виде грантов или стипендий, а также перспектив трудоустройства.

197. В 2002 году в целях изменения положения в области доступа к начальному образованию затронутых войной детей в возрасте 10–15 лет, чье обучение было нарушено или кто вообще не посещал школу, была принята послевоенная программа ускоренного обучения по программе начальной школы, получившая название "Дополнительное ускоренное обучение на уровне начальных школ" (ДУОНШ). В программе ДУОНШ, ставшей связующим звеном в образовании, шестилетняя программа обучения была сжата до трех лет, а те, кто ею воспользовался, получали возможность по ее окончании вернуться в систему формального образования. К 2004 году на долю девочек приходилось 40% зарегистрированных участников программы ДУОНШ.

198. Конкретные элементы документа 2005 года о стратегии сокращения нищеты (ДССН) в Сьерра-Леоне служат средствами осуществления статьи 10 КЛДЖ. В рамках компонента 3 ДССН под названием "Содействие развитию человеческого потенциала" особое внимание уделяется расширению инфраструктуры высококачественного базового образования и оказывается содействие мероприятиям в области образования женщин. ДССН также предполагает полное покрытие расходов на образование девочек на уровне младшей средней школы в Северной и Восточной провинциях и предусматривает подготовку молодых женщин-учителей. Кроме того, в соответствии с Законом о местном управлении 2004 года ДССН перенес контроль и надзор за образованием в сферу компетенции местных советов.

199. Расширение сотрудничества между правительством страны и учреждениями Организации Объединенных Наций, организациями гражданского общества и религиозными и частными организациями способствовало реализации соответствующих положений КЛДЖ. На первом месте среди этих заинтересованных сторон в области образования на национальном уровне находятся женские организации, такие как Ассоциация молодых христианок, Сьерра-Леонская ассоциация женщин с университетским образованием и Форум африканских женщин-педагогов (ФАЖП). Сьерра-Леонское отделение Форума африканских женщин-педагогов (ФАЖП) совместно с ЮНИСЕФ разработало и распространило популярную рекламную фразу на креольском языке "Sen you girl pikin na school", которая переводится как "отправьте свою дочку в школу". Эта пропаганда через средства массовой информации немало способствовала изменению отрицательных взглядов и позиций среди значительного числа родителей в бедных пригородных и сельских общинах, которые все еще лишают своих дочерей возможности получить базовое образование.

200. Кроме того, многие женские организации учредили премии, призы и стипендии для девочек, показывающих отличные результаты на уровне начального и высшего образования. Эти группы также внедрили благотворительные программы школьного питания. Программа стимулирования для удержания девочек в школах, реализованная Всемирной продовольственной программой (ВПП) и Министерством образования, науки и технологии (МОНТ) в семи районах, также послужила мотивирующим фактором, для того чтобы девочки продолжали обучение в школе.

9. Работа

201. Сьерра-Леоне ратифицировала Конвенцию МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности в 1968 году и Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий в 1966 году.

202. Конституция 1991 года предоставляет всем гражданам равные права на трудоустройство. В пунктах 3 a), c) и e) раздела 8 Конституции 1991 года устанавливается, что государство должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы: a) каждый гражданин без дискриминации на каких бы то ни было основаниях имел возможность получить адекватные средства к существованию, а также адекватные возможности получить соответствующую занятость; c) здоровье, безопасность и благополучие всех лиц в сфере занятости охранялись и не подвергались опасности или злоупотреблениям и, в частности, чтобы были введены особо оговоренные условия для работающих женщин с детьми; и e) существовала равная плата за равный труд без дискриминации по признаку пола и чтобы всем лицам в сфере занятости выплачивалось адекватное и удовлетворительное вознаграждение.

203. В дополнение к этим конституционным положениям правительство приняло конкретные положения о труде, направленные на обеспечение того, чтобы женщины пользовались правами на трудоустройство наравне с мужчинами. Одним из примеров такого положения о труде является Закон о Национальном фонде социального обеспечения и страхования (НФСОС), результатом принятия которого стало введение механизма социального обеспечения, гарантирующего права работников на социальное обеспечение, в частности в случаях выхода на пенсию, болезни, инвалидности, престарелого возраста и нетрудоспособности по иным причинам. Однако фонд покрывает расходы только на наемных работников, работающих за плату, и не предусматривает никаких отчислений в случае работы без официального вознаграждения и в неформальном секторе, где заняты главным образом женщины. Кроме того, хотя пункт 1 раздела 45 Закона о НФСОС от 2005 года устанавливает, что 40% пенсии застрахованного лица должны выплачиваться вдове или вдовцу, данное положение не распространяется на неформальный сектор. Специальные меры по привлечению женщин в качестве вкладчиков в программу НФСОС, с тем чтобы они получили возможность на равных воспользоваться этой системой социальной защиты, в значительной мере отсутствуют.

204. В дополнение к конституционным положениям и положениям о труде, касающимся женщин и занятости, в 2001 году была принята Национальная политика по улучшению положения женщин. Данный документ гарантирует в числе прочего право женщин работать на любом уровне государственного управления, от сельского до центрального, и право на равные возможности трудоустройства, оплату, продвижение по службе, назначения и профессиональную подготовку.

205. Дискриминационной практики, мешающей женщинам воспользоваться возможностями и благами трудоустройства, юридически не существует. Однако в настоящее время существует множество видов дискриминационной практики, коренящихся в традиционных предубеждениях и предрассудках, лишающих женщин равных возможностей в области занятости. Эти виды дискриминационной практики либо являются результатом низкого уровня образования, тяжелого бремени домашних обязанностей, недостаточной подготовки и минимального стажа работы и профессионального опыта, либо приводят к таким последствиям. В целом в экономической области по сравнению с мужчинами женщины находятся в менее выгодном положении: они работают на более низких должностях и зарабатывают меньше, чем мужчины, для них характерна неустойчивая занятость. На государственной службе большинство женщин работают в числе персонала низшего звена, такого как секретари, канцелярские служащие и прочие вспомогательные сотрудники.



10. Семейные обязанности

206. Хотя детские дошкольные учреждения и существуют, их число ограниченно, они находятся в частном владении, а их услуги нередко дороги. Зачастую эти учреждения бывают чрезмерно дорогими и в общем недоступными для женщин, живущих за пределами городов. Государство не предоставляет социальные услуги или финансовую помощь родителям, пытающимся совместить работу с семейными обязанностями. Поэтому существует тенденция к тому, что родители забирают старших детей (в особенности девочек) из школы, чтобы те присматривали за своими младшими братьями и сестрами.

207. В частности, работающие на гражданской службе в Сьерра-Леоне женщины, которые живут с родителями или растят маленьких детей, во многих случаях отказывались от перевода со своего места службы, теряя при этом возможность получить опыт работы, необходимый для продвижения по служебной лестнице. Отсутствие систем обеспечения, таких как детские сады или ясли, является преградой для полноценного участия женщин как в государственном, так и в частном секторе. Вследствие гендерного разделения труда матерям приходится заниматься главным образом уходом за малышами. Двойная нагрузка в виде служебной карьеры и ведения домашнего хозяйства в значительной мере препятствует участию женщин в трудовой деятельности и их продвижению по службе.

11. Сексуальные домогательства

208. Сексуальные домогательства в отношении женщин на рабочем месте встречаются почти повсеместно, при этом государственная политика защиты женщин от сексуальных домогательств отсутствует. В Законе о сексуальном насилии 2004 года ничего не говорится о сексуальных домогательствах к женщинам на рабочем месте.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Она отдалась ему, но не хотела взять себя обратно. Станислав Ежи Лец
ещё >>