Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
Большая Берестовица и Берестовицкий район, Беларусь 1 17.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 - страница №1/5




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/POL/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

4 March 2013

Russian

Original: 



Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников

Польша*

[21 ноября 2012 года]

Содержание

Глава Пункты Стр.

I. Территория и население 1–15 3

II. Экономика 16–25 4

III. Реформы 26–36 7

A. Административная реформа 26–27 7

B. Реформа социальной сферы 28–36 7

IV. Политическая система 37–65 9

A. Законодательная власть 38–39 10

B. Исполнительная власть 40–46 10

C. Судебная власть 47–65 12

V. Общеправовая основа защиты прав человека 66–94 15

A. Конституция страны и статус международных соглашений


в польском законодательстве 69–72 16

B. Средства защиты прав и свобод 73–83 17

C. Уполномоченный по защите прав человека 84–87 20

D. Уполномоченный по защите прав детей 88–92 21

E. Уполномоченный по защите прав пациентов 93 22

F. Международные конвенции о правах человека 94 23

VI. Права человека в Конституции Польши 95–142 31

A. Общие принципы 96–103 31

B. Личные права и свободы 104–127 33

C. Политические права и свободы 128–133 38

D. Экономические, социальные и культурные свободы
и права 134–142 40

VII. Поощрение и преподавание прав человека в Польше 143–145 42



I. Территория и население

1. Республика Польша расположена в Центральной Европе на побережье Балтийского моря. Она граничит с Российской Федерацией, Литвой, Беларусью, Украиной, Словакией, Чешской Республикой и Германией. Протяженность ее границ составляет 3 511 км, в том числе 440 км морской границы и 1 295 км границы по рекам. Площадь ее территории составляет 312 679 кв. км, т. е. по размерам Польша занимает девятое место в Европе.

2. Численность населения страны – 38,1 млн. человек. Государственный язык – польский. Денежная единица – злотый (PLN).

3. Национальными праздниками являются 3 мая – День Конституции (празднование принятия Конституции 1791 года) и 11 ноября – День независимости (празднование восстановления независимости в 1918 году).

4. В административном отношении страна разделена на 16 воеводств.

5. Государственный герб представляет собой изображение белого орла с короной на голове, повернутой направо, с золотыми клювом и лапами, на красном прямоугольном щите, сужающемся книзу. Государственный флаг представляет собой две горизонтальные параллельные полосы белого и красного цвета, из которых белая расположена сверху, а красная снизу.

6. Бόльшую часть территории страны занимают низменности: на долю районов, высота которых не превышает 300 м над уровнем моря, приходится 91,3% всей территории (ниже уровня моря расположено 0,2% территории страны); средний показатель высоты над уровнем моря составляет 173 м (в среднем
по Европе – 330 м). Высшей точкой является гора Рысы в Высоких Татрах (2 499 м), а самая низкая расположена на 1,8 м ниже уровня моря. Рельеф территории Польши характеризуется понижением в направлении с юга на северо-восток.

7. Польша богата природными ресурсами. В стране добываются свыше 70 различных минералов, 40 из которых имеют ключевое значение для ее экономики (на долю антрацита приходится 40%, песка и гравия – 35%, лигнита и известняка – по 8%). Важнейшим видом топлива является антрацит, но заметную роль играет также бурый уголь. Основными добываемыми химическими продуктами являются самородная сера и каменная соль, а из металлов Польша обладает богатыми залежами меди, цинка и свинца.

8. Климат Польши характеризуется резкими колебаниями погоды и значительным непостоянством сезонных изменений на протяжении последних лет. По территории Польши проходит граница между теплым и дождливым умеренным климатом и умеренно-холодным климатом лесных зон с обильными снегопадами (по классификации Коппен-Гейгера). В силу особенностей рельефа и географического расположения Польши над ней происходит взаимодействие различных воздушных масс, что оказывает влияние на ее погоду и, соответственно, ее климат.

9. Согласно результатам национальной переписи населения и жилищ,


проведенной в 2002 году, общая численность населения Польши
составила 38 230 080 человек, из них 19 713 677 (51,6%) – женщины,
а 18 516 403 (48,4%) – мужчины. В 2002 году польское гражданство имел
37 529 751 житель страны, причем для 37 084 821 жителя оно являлось единственным. 40 185 человек заявили о наличии у них другого гражданства,
а 659 668 человек не дали на вопрос о гражданстве никакого ответа.

10. Согласно результатам национальной переписи населения и жилищ, проведенной в 2002 году, этнический состав населения Польши достаточно однороден. Наиболее крупными национальными меньшинствами среди польских граждан являются немцы (147 094 человека), белорусы (47 640 человек) и украинцы (27 172 человека). В число других меньшинств входят цыгане (12 731), русские (3 244), русины (5 850), литовцы (5 639), словаки (1 710), евреи (1 055), армяне (262), чехи (386), татары (447) и караимы (43). Кроме того, 52 665 опрошенных лиц (Поморское воеводство) заявили, что они говорят на кашубском языке (местный язык в Польше).

11. Наибольшее сосредоточение лиц, принадлежащих к национальным и этническим меньшинствам, отмечается в Опольском, Подляском и Силезском воеводствах.

12. Результаты переписи также показали, что на польском языке говорит примерно 97,8% населения Польши и что 96,5% населения изъясняется дома только на этом языке. Лишь 1,47% от общего числа опрошенных лиц заявили, что они пользуются в кругу семьи другими языками, помимо польского. Большинство из них (1,34%) указали, что пользуются другим языком наравне с польским, и только 0,14% ответили, что изъясняются дома исключительно на других языках, но не на польском. В целом были выявлены 87 языков и диалектов, однако лишь на 20 из них говорят свыше 1 000 человек.

13. В 1990-х годах отмечался устойчивый прирост численности населения
и уровня рождаемости. В период с 2002 по 2005 год прирост численности
населения был отрицательным, в особенности в 2003 году, в котором
число умерших превысило число родившихся на 14 000 человек. Начиная
с 2006 года прирост численности населения вновь стал положительным, повышается также и уровень рождаемости. Показатель прироста численности населения (на 1 000 жителей) снизился с 4,1 в 1990 году до 0,4 в 2003 году и составил 0,9 в 2010 году.

14. Начиная с 1992 года показатель средней ожидаемой продолжительности жизни для мужчин и женщин в Польше неуклонно возрастает. К 2001 году показатель средней ожидаемой продолжительности жизни увеличился на 3,7 года для мужчин и на 2,9 года для женщин. В последующие годы этот показатель увеличивался более медленными темпами и в 2010 году составил 80,6 лет для женщин и 72,1 года для мужчин.

15. Значительный прогресс был достигнут в деле борьбы с младенческой смертностью. Показатель младенческой смертности на 1 000 живорождений снизился с 19,3 в 1990 году до 8,1 в 2000 году и до 5,0 в 2010 году.

II. Экономика

16. В результате продолжающихся процессов интеграции и глобализации польская экономика составляет неотъемлемую часть мировой экономики. Ее развитие в предстоящие годы будет определяться как внутренним выбором на уровне польской политики, так и действием независимых внешних факторов. Ожидается, что процессы дальнейшей интеграции мировой экономики продолжатся и рынки товаров, услуг, информации и рабочей силы будут расширяться. Процессы глобализации будут приводить к более значительному усилению роли оборота внутри различных экономических систем, чем между ними. В связи с этим отношения Польши в сфере торговли и движения капиталов будут сфокусированы в первую очередь на Европейском союзе, однако важное значение для польской экономики будут иметь и другие рынки.

17. Экономические преобразования были развернуты в Польше с проведением радикальных реформ в начале 1990-х годов. В последние годы в польской экономике произошли фундаментальные изменения. Страна перешла от экономики с централизованным планированием, управляемой с помощью спускаемых сверху директив, к системе, основанной на рыночных правилах. Цель перестройки польской экономики сводилась к построению социально-экономической системы, аналогичной системе, существующей в странах с современной рыночной экономикой. В настоящее время какие-либо существенные угрозы для проведения в жизнь государственной экономической политики отсутствуют. Могут быть отмечены хорошие экономические показатели: рост ВВП остается сравнительно высоким, несмотря на глобальный финансовый кризис, положение на рынке труда улучшается, польская валюта сохраняет устойчивость и является сравнительно сильной, несмотря на повышенные темпы инфляции и дефицит платежного баланса.

18. В 2010 и 2011 годах польская экономика постепенно восстанавливала свой потенциал после спада, отмеченного в 2009 году. В сравнении с другими государствами – членами Европейского союза показатели польской экономики были весьма неплохими, и в силу этого Польша вошла в группу стран, в которых отмечен рост. В 2011 году ВВП вырос на 4,3% вследствие увеличения частного потребления на 3,1% и роста инвестиций на 8,7%. Основным фактором, стимулирующим экономический рост, оставался внутренний спрос, при этом объем чистого экспорта возрос на 0,5% . В последующие кварталы прирост ВВП сохранялся на аналогичном уровне. Согласно статистическим данным, в 2010 году польский ВВП составил 469,44 млрд. долл. США.

19. Начиная с 2000 года польский экспорт увеличивался более быстрыми темпами, чем импорт, тем самым стоимость чистого экспорта оказала
положительное влияние на рост ВВП. В 2004 и 2005 годах экспорт был одним
из основополагающих факторов, определяющих экономический рост.
В 2006 и 2007 годах стоимость импорта возрастала более быстрыми темпами, чем стоимость экспорта, что повлекло за собой увеличение дефицита торгового баланса. По данным Центрального статистического управления, в 2007 году стоимость экспорта, выраженная в евро (в текущих ценах), увеличилась на 15,8% по сравнению с 2006 годом и составила 101,8 млрд. евро, тогда как стоимость импорта возросла на 19,5% и составила 120,4 млрд. евро. Дефицит торгового баланса достиг 18,6 млрд. евро. В структуре экспорта возросла доля товаров с высокой степенью переработки (электромеханическая продукция), несмотря на одновременное увеличение экспорта продукции металлургической и добывающей промышленности. Изменения такой же направленности произошли в товарной структуре импорта (увеличилась доля продукции электромеханической, металлургической, горнодобывающей, сельскохозяйственной и пищевой отраслей). По предварительным данным, в 2011 году стоимость экспорта составила 135,8 млрд. евро, а стоимость импорта – 150,5 млрд. евро. Дефицит торгового баланса достиг, таким образом, 14,7 млрд. евро (при 13,8 млрд. евро в 2010 году). По сравнению с 2010 годом стоимость экспорта возросла на 12,8%, а стоимость импорта – на 12,1%. В товарной структуре экспорта увеличилась доля транспортного оборудования и химических продуктов, а в структуре импорта – доля продуктов минерального происхождения и неблагородных металлов.

20. С 2002 года отмечались позитивные изменения на рынке труда, вызванные экономическим ростом, что получило отражение в показателях участия в рынке труда и уровня безработицы. Начиная с 2008 года польский рынок оказался затронут негативными последствиями глобальной экономической рецессии. Данные за 2011 год отражают относительно небольшой рост уровня безработицы по сравнению с предшествующими годами. Другим позитивным индикатором является уменьшение за последние годы числа хронических безработных. Это снижение отражает не только позитивные тенденции в экономике страны, но и широкий спектр мер по стимулированию рынка труда, реализуемых службами занятости.

21. Важной проблемой остается безработица среди молодежи, хотя с 2007 года ее уровень заметно снизился. Трудности с поиском работы испытывают также люди в возрасте старше 50 лет.

Таблица 1


Основные статистические данные (за IV квартал)




2007 год

2008 год

2009 год

2010 год
















Численность экономически активного населения, тыс. чел.

16 986

17 159

17 357

17 724

Участие лиц в возрасте от 15 до 64 лет в рынке труда, % (данные Евростата)

63,6

64,3

64,9

65,7

Уровень безработицы среди лиц в возрасте
от 15 до 64 лет, % (данные Евростата)

8,6

6,8

8,6

9,4

Таблица 2
Фонд рабочей силы




2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Всего

5 367,2

5 753,1

11 245,0

12 376,4

Пособия по безработице и другие пособия

2 267,8

1 911,0

4 504,1

5 013,7

Активные меры по борьбе с безработицей

2 709,6

3 362,4

6 204,8

6 746,9

22. Согласно предварительным данным Национального банка Польши, состояние платежного баланса страны за период с января по декабрь 2011 года улучшилось по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году объем поступлений от прямых иностранных инвестиций был на 47% выше, чем годом ранее.

23. Уровень инфляции, рассчитанный по ИПЦ, составил в 2011 году 4,3%. Стоимость транспортных услуг возросла на 7,7% (в том числе стоимость топлива на 13,7%), расходов на содержание жилья и оплату энергии – на 6,2%. Эти цены росли опережающими темпами. Цены на продукцию промышленного сектора возросли за тот же период на 7,6%, а цены строительно-монтажных работ – на 1,0% (в годовом исчислении).

24. Основную группу предприятий представляют микропредприятия с численностью работающих до девяти человек. Они составляют 95,9% от общего количества предприятий. На долю малых фирм (с численностью работников от 10 до 49 человек) приходится 3,0%, на долю средних компаний (с численностью работников от 50 до 249 человек) – 0,9%, а крупные компании (с более чем 250 работниками) составляют приблизительно 0,2% от всех предприятий.

25. Экономический рост в стране вызвал желаемые качественные и структурные сдвиги в экономике. Производительность возрастает, а энерго- и материалоемкость производства снижается, повышая конкурентоспособность.



III. Реформы

A. Административная реформа

26. В 1990–2002 годах в Польше была проведена реформа системы государственного управления. В рамках этой реформы была введена система местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Польша и Европейской хартией местного самоуправления, принятой Советом Европы в 1985 году и ратифицированной Польшей в 1994 году. Была создана следующая трехуровневая структура местного самоуправления:



  • гмина – базовая единица местного самоуправления, отвечающая за решение всех вопросов местной значимости, которые не отнесены законом к компетенции других структур и органов власти;

  • повят – отвечает за решение всех вопросов местной значимости, которые не относятся к компетенции гмины;

  • воеводство – отвечает за осуществление региональной политики и решение задач, относимых к уровню повятов, но не входящих в компетенцию центральных органов власти и не распространяющихся на всю страну. Характер и реализация этих задач станут для Польши одним из основных вызовов в XXI веке.

27. В результате децентрализации многие функции и полномочия перешли от центрального правительства к воеводствам, а от уровня воеводств – к повятам и гминам, обеспечивая тем самым центральным органам власти возможность сосредоточиться на решении стратегических вопросов. Если территориальная организация государства и структуры местного самоуправления будут адаптированы к стандартам Европейского союза, это позволит задействовать правовые и экономические механизмы, разработанные ЕС, относящиеся в первую очередь к региональному и местному развитию, а также к региональному сотрудничеству.

B. Реформа социальной сферы

28. Начиная с 1 января 1999 года Польша приступила к проведению двух крупных социальных реформ: реформы системы здравоохранения и реформы социального обеспечения.



1. Реформа здравоохранения

29. Порядок функционирования польской системы здравоохранения регулируется законом от 27 августа 2004 года "Об услугах здравоохранения, финансируемых из государственных средств". Этот закон регулирует объемы услуг медико-санитарной помощи, финансируемые из государственных средств. В соответствии со статьей 2 застрахованные лица имеют право на получение услуг, гарантированных законом. Кроме того, право на получение соответствующих услуг предусмотрено законом не только для застрахованных, но и для всех польских граждан, которые не застрахованы, но проживают в Польше и соответствуют требованиям, изложенным в законе от 12 марта 2004 года "О социальной помощи (получатели)", а также для тех, кто не отвечает вышеупомянутым требованиям, но не достиг восемнадцатилетнего возраста, для женщин в период беременности, во время родов и в послеродовой период. Обе категории лиц имеют право на получение услуг медико-санитарной помощи, финансируемых государством. Застрахованные лица имеют право на получение услуг, финансируемых Национальным фондом здравоохранения, тогда как другие категории получателей имеют право на получение услуг, финансируемых из государственного бюджета.

30. В настоящее время единственным учреждением в Польше, финансирующим для застрахованных лиц услуги медико-санитарной помощи, является Национальный фонд здравоохранения. Польская система здравоохранения основывается главным образом на схеме медицинского страхования. Национальный фонд здравоохранения является единственным сторонним плательщиком в рамках польской схемы медицинского страхования. Фонд и его региональные отделения обеспечивают предоставление услуг медико-санитарной помощи на основе контрактов с поставщиками медицинских услуг. Лица, подпадающие под обязательный охват (т. е. наемные работники, лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность, получатели пособий по безработице, пенсионеры, военнослужащие, государственные служащие и т. д.), выплачивают страховые взносы, составляющие определенный процент их дохода. Лица, добровольно страхующиеся по линии Национального фонда здравоохранения, выплачивают единовременную разовую сумму, которая дает им право на получение услуг медико-санитарной помощи, финансируемых за счет средств Фонда и гарантируемых законом.

31. Польская система медицинского страхования основана на принципе равноправия, социальной солидарности, равного доступа к системе социального обслуживания и свободного выбора поставщика медицинских услуг.

32. Управомоченные лица имеют право на получение услуг медико-санитарной помощи и услуг по профилактике заболеваний, а также прохождение контрольных обследований и сестринский уход. Они получают следующие привилегии и услуги: диагностические обследования, первичную медико-санитарную помощь, амбулаторное лечение у специалистов, отдельные стоматологические услуги, стационарное лечение, узкоспециализированные услуги, услуги медицинских спасательных служб. Они также имеют право на частичное возмещение стоимости санаторно-курортного лечения, а также приобретенных лекарственных препаратов, медицинских средств и устройств. Привилегии и услуги, гарантируемые системой медицинского обслуживания (так называемые пакеты услуг), определяются Министром здравоохранения.

33. Основным актом, регулирующим работу организаций здравоохранения, является принятый в 2011 году закон "О медицинской деятельности". Частная и групповая медицинская практика регулируется законом от 5 декабря 1996 года "О профессиях врача и стоматолога" (с поправками, внесенными в 2011 году), и законом от 15 июля 2011 года "О профессиях медсестры и акушерки". Все организации, занимающиеся предоставлением медицинских услуг, должны быть зарегистрированы в реестре юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность. Что касается поставщиков медицинской помощи, то органом, ведущим соответствующий реестр, является орган на уровне воеводств, в компетенцию которого входит регистрация юридического адреса или местонахождения поставщиков медицинской помощи; что касается медицинской практики, то это – окружной медицинский совет, в компетенцию которого входит предоставление врачам места для осуществления медицинской деятельности; для медицинских сестер и акушерок это – окружной совет медицинских сестер и акушерок, в компетенцию которого входит предоставление медицинским сестрам и акушеркам места для осуществления своей профессиональной деятельности.

34. Законом "О медицинской деятельности" (от 2011 года) введен термин "независимый публичный поставщик услуг здравоохранения" (SPZOZ). Данный термин относится ко всем тем структурам, предоставляющим услуги медико-санитарной помощи, которые "осуществляют лечение". В соответствии с законом, медицинские услуги могут предоставляться следующими структурами с соблюдением принципа равного доступа к государственным средствам: частными предприятиями, SPZOZ, бюджетными организациями, научными учреждениями, фондами и ассоциациями, церквами и союзами, а также физическими лицами в рамках частной или групповой практики.

2. Реформа социального обеспечения

35. 13 октября 1998 года Сейм принял закон "О системе социального обеспечения", а 17 декабря 1998 года – закон "О пенсиях по старости и пенсиях по инвалидности из Фонда социального обеспечения". 28 августа 1997 года Сейм принял резолюцию "Об организации и функционировании пенсионных фондов". Указанные законы реформировали существовавшую систему социального обеспечения. Они гарантировали следующие формы социального страхования: пенсии по старости и по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пособия по болезни, пособия по беременности и родам, а также выплаты в случае производственных травм и профессиональных заболеваний.

36. В период с 2007 по 2011 год в сфере социального страхования произошли многочисленные изменения. Наиболее важными являются три из них. В январе 2009 года были введены так называемые дополнительные пенсии, заменившие систему пенсионных пособий при досрочном выходе на пенсию. Цель реформы состояла в повышении возраста выхода на пенсию в связи с ухудшившейся демографической ситуацией. С 1 января 2009 года, в соответствии с законом "О финансировании пенсий по старости", пенсии из обязательных открытых пенсионных фондов были выплачены лицам, родившимся после 31 декабря 1948 года и принявшим участие во втором компоненте (пенсионных фондах, находящихся под частным управлением). Новые пенсии связаны с пенсионными пособиями из Фонда социального обеспечения. В мае 2011 года часть взносов в пенсионный фонд, переводимая из Фонда социального обеспечения в находящиеся под частным управлением отрытые пенсионные фонды, была уменьшена с целью снижения существенного бремени на государственные финансы, связанного с финансируемым компонентом пенсионной системы.


следующая страница >>



Мужья, как правило, хороши в постели, когда изменяют женам. Мэрилин Монро
ещё >>