Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
Современный суицидный терроризм: происхождение, течения, пути предотвращения 1 70.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 - страница №3/3


III. Информация о недискриминации, равенстве и эффективных средствах правовой защиты

A. Недискриминация и равенство

54. Равенство и недискриминация, особенно между мужчинами и женщинами, принадлежат к числу основных вопросов, на которые обращают внимание государственные органы, национальные институты и организации гражданского общества. В этой связи работа Марокко по введению в действие нового Семейного кодекса в 2004 году сопровождалась осуществлением параллельных мер по обеспечению его оптимального воздействия путем организации отделов по вопросам семейного правосудия в судах первой инстанции и путем укрепления потенциала работающего в них персонала, назначения специальных судей, добавления специального курса по семейному праву в Высшем институте подготовки сотрудников судебных органов, разработки практического руководства по осуществлению Кодекса и организации семинаров для оценки его применения. Кроме того, были подготовлены учебные материалы для повышения осведомленности по вопросам равенства и борьбы против дискриминации по гендерному признаку. В 2001 году для оказания помощи нуждающимся разведенным женщинам был создан Фонд семейной солидарности. Статья 19 новой Конституции закрепляет принцип равенства между мужчинами и женщинами, требует от государства добиваться соблюдения принципа паритетности и предусматривает создание комиссии по паритетности и борьбе против всех форм дискриминациии.

55. В этих же рамках начиная с 2006 года Марокко работает над подготовкой и введением в действие национальной стратегии по паритетности и равенству между полами путем применения гендерного подхода к разработке политики и программ. Эта стратегия получила политическую поддержку, проявившуюся в 2007 году в виде распоряжения Премьер-министра, в котором внимание всех секторов правительства было обращено на необходимость задействования гендерного подхода в планах, программах работы и проектах и которое привело к началу процесса широкого внедрения гендерных принципов в нескольких секторах государственного управления. Была организована сеть для проведения консультаций между министерствами в целях применения принципа равенства при управлении людскими ресурсами, и был создан Национальный наблюдательный центр по гендерному подходу на государственной службе, при этом были уточнены планы секторальной деятельности по широкому внедрению аспекта равенства в секторах коммуникаций, государственной службы, финансов, занятости, профессиональной подготовки, национального образования и правосудия.

56. В этой связи Министерство социального развития, по делам женщин, семьи и солидарности в качестве органа, осуществляющего надзор за подготовкой и координацией осуществления национальной стратегии по паритету и равенству между полами, организовало координационные центры по гендерным вопросам на уровне правительственных секторов. Министерство также подготовило в 2005 году первый обзор по гендерным вопросам в трех секторах государственного управления, а в дальнейшем в 2008 году − второй обзор, сосредоточенный на социальных вопросах.

57. В осуществлении этой стратегии был задействован сектор коммуникаций, который способствовал подготовке и осуществлению Национальной хартии, призванной улучшить образ женщин в средствах массовой информации, которую в 2005 году подписали заинтересованные участники, что сделало возможным создание Национального наблюдательного пункта для улучшения передачи образа женщин в средствах массовой информации и наделения женщин возможностями для участия в процессе принятия решений и обеспечения доступа к ответственным должностям в секторе коммуникаций.

58. Финансовый сектор, в свою очередь, также был вовлечен в осуществление Национальной стратегии по обеспечению равной представленности и равенства путем учета гендерной тематики при составлении бюджетов после 2002 года в целях обеспечения равенства и повышения эффективности и последовательности государственной политики. Этот сектор способствовал подготовке национального доклада по гендерным вопросам и с 2005 года подготовил доклад по гендерным вопросам, который включен в приложение к Закону о финансах. Что касается повышения статуса женщин на экономическом уровне, то осуществлялись многообещающие инициативы в интересах женщин в области предпринимательства и повышения статуса сельских женщин путем учета затрагивающей их проблематики при разработке и осуществлении программ развития в сельских районах. Кроме того, особое внимание уделялось женщинам, престарелым, инвалидам и бедным в программах Национальной инициативы по развитию человеческого потенциала, направленных на борьбу с бедностью, маргинализацией и социальной изоляцией.

59. Аналогичным образом в национальном секторе образования ведется работа по пересмотру школьных учебников в соответствии с принципами гендерного равенства, а в секторе занятости и профессиональной подготовки составлен обзор положения в области профессиональной подготовки под углом гендерных проблем и разработан проект для актуализации гендерной проблемы в секторе занятости. Также подготовлены материалы с разбивкой по гендерному признаку в составе профессиональных администраторов по вопросам выборов 2009 года.

60. С 2002 года был принят ряд мер по улучшению доступа женщин на директивные должности и должности с политической ответственностью, а также по улучшению политической представленности женщин, включая принятие национального списка на выборах в законодательные органы в целях улучшения представленности женщин в парламенте, что дало возможность увеличить число мест, выделенных для женщин с 35 в 2002 году до 34 в 2007 году и затем до 67 в 2011 году. Кроме того, в ряде законов, включая Закон о политических партиях, Общинную хартию и Закон об организации выборов, принят во внимание вопрос о подготовке гендерного подхода и об усилении позиций женщин в управленческом аппарате партий, вводятся в действия дополнительные списки женщин на коммунальных выборах, создается фонд для поддержки представительства женщин в местных органах власти, создается консультативный комитет по вопросам справедливости и равных возможностей в советах этих общин и гендерный подход включается в планы местного развития. Одним из результатов этих мер является то, что число женщин, избранных в местные органы власти, возросло с 127, или 0,56%, в 2003 году до 3 428, или 12,8%, в 2009 году.

61. Для борьбы с насилием в отношении женщин правительство приняло ряд мер, в том числе в 2003 году разработало национальную стратегию по борьбе с насилием в отношении женщин. За этим в 2004 году последовало принятие плана действий по осуществлению, содержащего широкий круг мер, включая расширение сети консультативных центров на национальном и региональном уровнях, создание институциональной компьютеризированной системы в секторах правосудия, здравоохранения, национальной безопасности, солидарности, вопросов женщин, семьи и социального развития, а также в королевской жандармерии в целях сведения воедино данных и протоколов о насилии в отношении женщин, что привело к созданию 360 убежищ и пунктов оказания помощи. Кроме того, выделен телефонный номер для женщин и девочек, ставших жертвами насилия (345), организован координационный центр в Управлении судебной полиции, а также организовано подразделение судебной полиции, которому поручена задача борьбы с насилием в семье, а во всех департаментах полиции были выделены сотрудники, которым поручено выполнение такой же задачи. Кроме того, в 2008 году было начато осуществление программы Tamkine ("Дать возможность"), направленной против гендерного насилия и предусматривающей создание убежищ и многодисциплинарных центров на региональном уровне, повышение качества обслуживания на местах в борьбе против насилия в отношении женщин и ухода за жертвами, поддержка приоритизации гендерных вопросов в национальной политике и программах развития, а также формирование министерского комитета для подготовки конкретного закона о борьбе против насилия в отношении женщин и девочек.

В. Эффективные средства правовой защиты

Возмещение ущерба в судебном порядке

62. Жертвы, права которых нарушены, могут обращаться за возмещением в суд. Это возможно в случае нарушения прав, закрепленных в Конституции, конвенциях, стороной которых является Марокко, и договорах, которые признаны на основании закона. В таких случаях можно обращаться в гражданский, уголовный или административный суды в зависимости от характера нарушенного права.

63. Судоустройство в Марокко регулируется Законом-указом от 15 июля 1974 года об организации судов в Королевстве с поправками и изменениями. Судебная система состоит из Кассационного суда (ранее Верховный совет), апелляционных судов, судов первой инстанции, Постоянного трибунала Королевских вооруженных сил, административных судов и окружных судов (ранее суды коммуны и округа).

Конституционная юрисдикция

64. Конституционный совет осуществляет полномочия, возложенные на него в соответствии с Конституцией и положениями Закона об учреждении Совета. Соответственно, Совет проверяет законность избрания членов парламента, законность референдумов, а также конституционность исполнительных законов и обычных законов, а также правил процедуры двух палат парламента впредь до создания Конституционного суда, предусмотренного действующей Конституцией. Конституционный суд будет состоять из двенадцати членов, включая Председателя, и выносить решения относительно законности выборов членов парламента, референдумов и исполнительных законов до их промульгации изданием указа об их осуществлении, правил процедуры Палаты представителей и Палаты советников до начала их применения, а также о конституционности обычных законов до промульгации указов об их осуществлении. Совет также рассматривает любые аргументы в отношении неконституционности какого-либо закона, выдвинутые в ходе рассмотрения какого-либо дела, если одна из сторон утверждает, что закон, применяемый в споре, нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией.



Кассационный суд

65. Кассационный суд был учрежден Законом № 58/11 о Кассационном суде, промульгированным Королевским указом 1.11.170 от 25 октября 2011 года, дополняющим Королевский указ № 1.57.223 от 27 сентября 1967 года о Верховном суде. Кассационный суд выступает в качестве апелляционной инстанции в отношении решений Апелляционного суда, рассматривает законность решений судей первой инстанции и сводит воедино судебную практику, вытекающую из решений различных судов Королевства. Суд состоит из первого Председателя, палат, Генерального прокурора, заместителей прокурора и судебного секретаря. Кассационный суд заменил бывший Верховный совет в национальной судебной пирамиде.



Суды первой инстанции

66. Каждый суд первой инстанции состоит из председателя, судей, обвинителей и секретаря суда. Судам первой инстанции подсудны все дела, касающиеся любых сторон в деле, за исключением тех, которые по закону должны представать перед другим судебным органом. Поэтому они обладают общей юрисдикцией во всех гражданских, имущественных, уголовных, социальных делах и делах, связанных с личным статусом. В рамках национальной судебной системы эти суды рассматривают мелкие правонарушения и правонарушения в сфере уголовного правосудия, в то время как палата первой инстанции Апелляционного суда имеет юрисдикцию в отношении тяжких уголовных преступлений. Суды первой инстанции также рассматривают дела, связанные с заключением брака, разводами и наследованием через механизм семейного правосудия, имеют компетенцию в делах, связанных со спорами в вопросах найма, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в социальной сфере, и обладают полномочиями рассматривать дела, связанные с гражданскими сделками купли-продажи, аренды и залога имущества, за исключением коммерческих сделок, которые подпадают под юрисдикцию коммерческих судов.



Апелляционные суды

67. Эти суды состоят из председателя, судей, обвинителей и секретаря суда и рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции и апелляции на постановления председателей этих судов. Через свои палаты первой инстанции они также рассматривают тяжкие уголовные преступления и заслушивают апелляции, касающиеся решений следственных судей и других должностных лиц.



Постоянный военный трибунал

68. Этот суд компетентен выносить решения по преступлениям, совершенным военнослужащими в ходе выполнения ими своих обязанностей, в соответствии с Законом о военной юстиции (дезертирство, мятеж и т.д.) и преступлениям, предусмотренным Уголовным кодексом (убийства, кража и т.д.), а также уголовным преступлениям, совершенным гражданскими лицами в отношении военнослужащих Королевских вооруженных сил или против внешней безопасности государства.



Административные суды

69. Административные суды были созданы в 1993 году в соответствии с законом № 41-90 для рассмотрения жалоб, связанных с отменой неправомерных административных решений, исков о компенсации за ущерб, нанесенный коммунальными предприятиями, споров в отношении административных договоров, налоговых споров, споров в связи с местными выборами и споров, возникающих в результате применения положений о пенсиях и компенсации за смерть государственных служащих, дел, касающихся местных общин, государственных институтов и администрации Палаты представителей. Создание этих специальных судов в рамках усиления правопорядка ставит правосудие ближе к сторонам в споре и обеспечивает лучшее уважение прав человека. Эти суды являются коллегиальными и состоят из председателя, судей, королевского уполномоченного и секретаря суда. Каждый суд поделен на специализированные отделы; в настоящее время существует семь административных судов. В 2007 году в соответствии с законом № 80-03 были созданы апелляционные административные суды, которые были наделены полномочиями заслушивать апелляции в отношении решений административных судов и распоряжений их председателей. Апелляционные административные суды состоят из первого председателя, председателей палат, советников, королевского уполномоченного по вопросам соблюдения закона и секретаря суда. Административное прецедентное право выиграло от применения международных конвенций по правам человека, ратифицированных Марокко, в частности борьбы против злоупотребления властью, защиты от вреда, нанесенного деятельностью коммунальных предприятий, уважения законности административных решений, касающихся гражданских служащих, и требования обоснованности административных решений.



Местные суды

70. В 2011 году местные суды заменили коммунальные и районные суды в соответствии с Законом № 42.10 об организации местных судов и определении их полномочий. Они представляют одну из категорий судов первой инстанции и обладают юрисдикцией по гражданским делам на суммы до 5 000 дирхамов, за исключением споров, подпадающих под действие Семейного кодекса и Кодекса о недвижимости, дел, относящихся к социальной сфере, и арендных платежей. Окружные суды также обладают юрисдикцией в уголовных делах, однако назначаемое ими наказание не может превышать штрафа в размере 1 200 дирхамов. Местные суды выносят окончательное решение в течение 30 дней; апелляция не применяется, если только в особых случаях судебное решение не отменяется председателем суда первой инстанции.

71. Следует указать, что с 2009 года Марокко с использованием основанного на участии и комплексного подхода проводит обсуждение реформы, призванной укрепить систему возмещения ущерба. Речь идет о реформе судебной системы, направленной на усиление защиты и обеспечение пользования правами человека через промульгацию законодательства, относящегося к Высшему совету магистратуры и Статуту судей, продолжение модернизации правовой системы и приведение ее в соответствие с международными обязательствами Марокко в области прав человека, совершенствование инфраструктуры и судебных административных и людских ресурсов, твердое следование принципам неподкупности и транспарентности, а также обеспечение того, чтобы судебные органы служили интересам граждан, поддерживая гарантии должного судопроизводства, эффективности, качества, действенности и доступности судебных органов, совершенствование и стандартизация судебных процедур, обеспечение для участвующих в споре сторон доступа к судам, улучшение условий работы и приема на работу, улучшение коммуникаций и подход на основе надлежащего управления при отправлении правосудия, укоренение профессионализма и специализации судебных органов, а также распространение правовой и юридической информации.

Другие средства правовой защиты

Жалобы в Национальный совет по правам человека

72. На основе Парижских принципов, регулирующих функционирование национальных институтов в области прав человека, и в соответствии с положениями национальной Конституции, на основе Закона о создании Национального совета по правам человека и с учетом наилучшей практики бывшего Консультативного совета по правам человека в области защиты прав человека Национальному совету по правам человека в качестве национального плюралистического и независимого института поручена защита и продвижение прав человека. Совет наделен полномочиями по получению жалоб, относящихся к нарушениям прав человека, и их рассмотрению по просьбе заинтересованной стороны или по своей собственной инициативе путем изучения, рассмотрения и расследования жалоб, контроля за их рассмотрением и его результатами, по представлению рекомендаций компетентным органам власти, а также вынесению рекомендаций, оказанию консультационной и иной помощи подателям жалоб. Следует напомнить, что ранее существовавший Консультативный совет осуществлял полномочия в области защиты, получения жалоб и рассмотрения их содержания в пределах своей юрисдикции и представлял данные и статистику о своей работе в этом отношении в своих ежегодных докладах о положении прав человека. Во исполнение своего статута Национальный совет также уполномочен посещать места содержания под стражей и исправительные учреждения, контролировать существующие в них условия и режим содержания заключенных, а также посещать центры для защиты детей и реинтеграции, медицинские учреждения для лечения психических расстройств, а также места, в которых содержатся иностранцы, не имеющие законных оснований на пребывание в стране. Национальный совет по правам человека вправе получать жалобы, касающиеся нарушений прав человека и всех других нарушений в гражданской, политической, экономической, социальной, культурной и природоохранной областях, за исключением нарушений в административной области, рассматривать которые поручено Уполномоченному по правам человека, а также дел, находящихся на рассмотрении судов.

73. Принимая во внимание принцип приближенности к гражданам, региональные механизмы по защите прав человека создаются в форме региональных комитетов по правам человека, действующих под руководством Национального совета по правам человека. Существует 13 региональных комитетов, которые, в дополнение к председателю и региональному делегату Института по развитию коммуникации между гражданами и администрацией, состоят из рекомендованных региональными органами членов, представляющих судей, адвокатов, врачей, научных работников и профессиональных журналистов, региональные ассоциации защиты прав человека и наблюдательные пункты, выдающихся деятелей, активно занимающихся защитой и продвижением прав человека в их политическом, гражданском, экономическом, социальном, культурном или экологическом аспектах, или прав женщин, детей и инвалидов, либо прав потребителей.

Жалобы в Управление Уполномоченного по правам человека

74. На основе положений Конституции и с учетом накопленного опыта Совета по жалобам, а также в соответствии с требованиями Указа об учреждении Управления Уполномоченного по правам человека в качестве независимого национального института это Управление вправе получать заявления и жалобы, касающиеся всех случаев, в которых физическим или юридическим лицам, марокканским или иностранным, был причинен ущерб в результате какого-либо действия администрации, противоречащего закону, особенно действий, связанных со злоупотреблением или неправомерным использованием властных полномочий или противоречащих принципам справедливости и равенства.



75. В Указе, регулирующем деятельность Управления Уполномоченного по правам человека, особое внимание уделяется получению, обработке и расследованию жалоб и заявлений, поскольку это связано с реализацией основного права всех пострадавших сторон и участников взаимоотношений между лицами и группами, с одной стороны, и государственными институтами − с другой. В этом контексте Указ предусматривает права потерпевших сторон подавать жалобы, условия приемлемости, ответственные за них учреждения, рабочие механизмы и меры урегулирования и средств защиты, имеющиеся в распоряжении Управления Уполномоченного по правам человека. В целях обеспечения эффективности политики доступности в Указе предусматривается региональный и местный компоненты деятельности Управления Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения ему возможностей для рассмотрения жалоб и заявлений через уполномоченных по правам человека на местах и также создаются три специальные группы: по доступу к информации; доступу к государственным службам; и отслеживанию осуществления судебных решений в отношении администрации.



* * В соответствии с информацией, направленной государствам-участникам в отношении оформления их докладов, настоящий документ до его передачи в службы письменного перевода Организации Объединенных Наций официально не редактировался.

1  В Конституции 2011 года именуется Советом по экономическим, социальным и экологическим вопросам.

GE.12-46437 (R) 201112 221112

<< предыдущая страница  



Если вы думаете, что женщины не взрываются, попробуйте бросить одну из них. Джералд Либерман
ещё >>