Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
Современный суицидный терроризм: происхождение, течения, пути предотвращения 1 70.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 - страница №2/3


В. Национальная нормативная и институциональная основа защиты прав человека

28. В соответствии со своими международными обязательствами в области прав человека Марокко осуществляет процесс дальнейшего укрепления своих нормативных и институциональных рамок защиты прав человека, который начался в 1990-е годы. Темпы реформ в стране ускорились в результате внесения конституционных поправок, введения в действие новых законов и согласования национального законодательства с международными договорами, к которым присоединилось Марокко. Также были созданы правительственные структуры и независимые национальные институты для гарантирования защиты и продвижения прав человека.



Конституционные гарантии в области прав человека

29. Новая Конституция 2011 года закрепляет основы, принципы и гарантии конституционной защиты прав человека, подтверждая в преамбуле приверженность Королевства Марокко универсально признанным правам человека, принципам, правам и обязанностям, содержащимся в международных конвенциях, защите и продвижению прав человека и международного гуманитарного права, а также содействия их развитию с учетом их неделимости и универсальности. В Конституции также содержатся принципы запрещения и борьбы против всех форм дискриминации на основе пола, цвета кожи или вероисповедания, культурной или социальной или региональной принадлежности, языка или инвалидности или любого личного статуса. В Конституции также закрепляется верховенство международных конвенций, ратифицированных Королевством, над национальным законодательством немедленно после их опубликования, а также необходимость согласования такого законодательства после их ратификации.

30. Другие главы Конституции содержат другие права и свободы отдельных лиц или групп людей, как это обстоит в случае с принципами равенства, равных возможностей, отсутствия у закона обратной силы, управления, подотчетности, свободы мысли, выражения, мнений, ассоциаций и собраний, мирных демонстраций, творчества, печати и журналистики, инициативы и предпринимательства и свободной конкуренции, а также в отношении права на личную безопасность и безопасность семьи, защиту собственности, доступа к информации, права на забастовку, права голосовать и быть избранным, права на образование и подготовку, здравоохранение, жилье и занятость, владение собственностью и развитие. Конституция также запрещает жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, которое является вызовом человеческому достоинству; арест, задержание, судебное преследование или признание виновности любого лица вне рамок закона; она запрещает дискриминацию, ненависть, расизм и насилие; криминализирует произвольный арест, тайные насильственные исчезновения, пытки, преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и грубые нарушения прав человека. Конституция содержит принципы справедливого судебного разбирательства, прав сторон в судебном процессе и нормы справедливости. В ней также закреплено равенство между женщинами и мужчинами и обеспечение соблюдения принципа паритетности между ними путем создания организации для обеспечения паритетности и борьбы против всех форм дискриминации, а также провозглашаются права меньшинств в отношении детей и молодежи, инвалидов, иммигрантов и беженцев.

Укрепление институциональных рамок защиты прав человека

31. В течение последнего десятилетия в Марокко были реформированы и укреплены институциональные рамки для защиты и продвижения прав человека в соответствии с международными обязательствами страны и событиями на международном и национальном уровне и изменениями в сфере прав человека. Так, в 2001 году был создан Королевский институт берберской культуры, которому были поручены задачи вынесения заключений по мерам, направленным на сохранение и развитие берберской культуры во всех ее проявлениях, а также участие в сотрудничестве с государственными органами и институтами в осуществлении политики, направленной на содействие охвату берберов системой образования и обеспечение их влияния на социальные и культурные сферы, национальные средства массовой информации, а также на региональном и местном уровнях.

32. В том же году (2001 год) в соответствии с Законом о свободе цен и конкуренции был учрежден Совет по конкуренции, который должен высказывать мнения в отношении свободы конкуренции, создания монополий, прав на монополизацию, введения количественных ограничений на занятие профессиями или вхождение на рынок, а также введения стандартной практики в отношении ценообразования и условий продажи. Помимо этого, в 2002 году была создана Верховная комиссия по аудиовизуальным средствам информации для содействия защите прав и свобод, воплощенных в Конституции, в частности права на получение информации, которое является ключевым элементом свободного обмена идеями и мнениями. В рамках переходной системы правосудия в 2004 году была создана Комиссия по вопросам справедливости и примирения, круг ведения которой относился к имевшим место в прошлом грубым нарушениям прав человека и обеспечению их неповторения. В 2005 году был создан Королевский консультативный совет по делам Сахары для оказания содействия во всех случаях, касающихся защиты территориальной целостности Королевства, обеспечения экономического и социального развития южных провинций и сохранения их культурной идентичности.

33. В 2007 году был создан Совет по делам марокканской диаспоры за рубежом для представления своих заключений по вопросам миграции, особенно вопросам, касающимся марокканцев, проживающих за рубежом. В том же году была создана Центральная комиссия по предупреждению взяточничества, которой была поручена задача координации и надзора за политикой в области предупреждения взяточничества, отслеживания результатов ее осуществления и сбора и распространения информации в этой области. В 2008 году был учрежден Национальный комитет по международному гуманитарному праву, которому была поручена задача оказания содействия государственным органам в осуществлении международного гуманитарного права, сбора и распространения информации о нем, работа по согласованию национального законодательства с положениями международного гуманитарного права и присоединения к международным конвенциям в этой области. В 2009 году была создана Национальная комиссия по вопросам защиты персональных данных, которой было поручено осуществление положений Закона № 09/08 о защите физических лиц в отношении обработки личных данных, а также положений, принятых для его применения, и обеспечивать его соблюдение. Помимо этого, были выполнены конституционные требования в отношении создания Экономического и социального совета, инаугурация которого состоялась в 2011 году. Совету на основании конституционного мандата было поручено консультирование правительства и парламента по всем экономическим и социальным вопросам1.

34. Более чем через 20 лет после создания Консультативного совета по правам человека в качестве национального института с общим мандатом в области прав человека и в целях укрепления институциональных рамок для защиты и продвижения прав человека статус этого Совета, учрежденного в 1990 году и реорганизованного в 2001 году, был повышен в соответствии с Парижскими принципами. С 1 марта 2011 года Консультативный совет был преобразован в Национальный совет по правам человека с широкими полномочиями в области защиты и продвижения прав человека, с широкой представленностью в его составе ассоциаций гражданского общества, представителей парламента и университетов, экспертов в области прав человека и лиц, известных своей компетентностью, принципиальностью и приверженностью делу прав человека. Полномочия этого Совета были усилены путем предоставления ему новых средств для защиты прав человека на уровне механизмов урегулирования споров, получения жалоб, подготовки докладов, вынесения рекомендаций и предоставления консультативных заключений, инициативного вмешательства и рассмотрения нарушений. Кроме того, по инициативе Совета были созданы и укреплялись региональные комитеты по защите прав человека, которым была поручена задача отслеживания и контроля за ситуацией в области прав человека на региональном уровне, получения направляемых им жалоб в отношении возможных нарушений прав человека, их расследования и выявления сопутствующих обстоятельств, а также подготовки рекомендаций по ним. Эти комитеты также осуществляют программы проектов Совета на региональном уровне, и им поручено оказание содействия созданию региональных наблюдательных пунктов по правам человека для регулирования деятельности ассоциаций и отдельных лиц, работающих в области прав человека. Следует отметить, что Международный комитет по координации деятельности национальных правозащитных учреждений присвоил в 2001 году Национальному совету по правам человека статус категории "А", который был возобновлен на период 2010−2015 годов.

35. С той же целью 17 марта 2011 года было учреждено Управление Уполномоченного по правам человека для замены Совета по рассмотрению споров, созданного в декабре 2001 года, в качестве национального института, занимающегося улаживанием споров между администрацией и петиционерами, ответственными за защиту прав, что способствует укреплению правопорядка, распространению принципов справедливости и равенства и пропаганде ценностей честности и открытости при управлении государственными предприятиями. Оно обеспечивает эффективную коммуникацию между населением и государственной администрацией, местными органами власти и государственными институтами и органами, осуществляющими государственную власть, а также другими учреждениями и органами, подлежащими финансовому контролю со стороны государства. Управление Уполномоченного по правам человека несет ответственность за рассмотрение всех ситуаций, в которых людям был нанесен ущерб в результате каких-либо действий со стороны администрации, которые оказались незаконными, особенно если они произошли при злоупотреблении или неправильном использовании власти и противоречат принципам справедливости и равенства. Поэтому Уполномоченный по правам человека делает все возможное для обеспечения посредничества и применения с целью отыскания справедливых и сбалансированных решений споров между сторонами на основе верховенства права и принципов справедливости и равенства.

36. На основе применения такого же подхода, направленного на обеспечение для Марокко последовательной, современной и эффективной национальной системы прав человека, 11 апреля 2011 года была создана Межведомственная группа по правам человека, которой были поручены подготовка и координация правительственной политики в области защиты, охраны и продвижения прав человека и международного гуманитарного права, выдвижение мер для гарантирования применения международных конвенций по правам человека и инструментов международного гуманитарного права, сторонами которых является Марокко, и осуществление мер и инициатив по продвижению уважения прав человека в рамках осуществления государственной политики.

С. Национальная основа защиты прав человека

Меры и действия по защите прав человека

37. В целях осуществления конституционных принципов и норм в области прав человека в рамках национального законодательства, согласованного с международными стандартами в области прав человека, в Марокко в течение последнего десятилетия ускоренным образом велась работа по укреплению защиты и продвижения прав человека путем принятия новых законодательных положений и внесения поправок в уже действующие.

38. В этой связи равенство между мужчинами и женщинами было закреплено в Семейном кодексе 2004 года, права ребенка были гарантированы изданием Закона о попечении о детях 2002 года, защита мигрантов и иностранцев − введением в действие Закона о въезде и проживании иностранцев 2002 года, Трудового кодекса 2003 года, Закона о гражданском статусе и Хартии общин 2002 года, Закона о гражданстве Марокко 2007 года; защита индивидуальных и коллективных свобод была гарантирована внесением поправки в Закон об общественных свободах 1958 года, а также изданием Закона о политических партиях 2006 года, в который в 2011 году были внесены поправки в свете положений новой Конституции, а также гарантирована обеспечением справедливого судебного разбирательства путем введения в действие Уголовно-процессуального кодекса в 2003 году с последующим внесением поправок и дополнений, а также Законом о регулировании парламентского иммунитета 2004 года и Законом того же года, упраздняющим Специальный суд. Эти меры были дополнены усилением защиты физической и моральной неприкосновенности путем внесения поправок в Уголовный кодекс с целью криминализации пытки в 2006 году, борьбы с терроризмом в 2003 году, борьбы с отмыванием денег в 2007 году и криминализации насилия в семье и сексуальных домогательств в 2003 году, а также путем издания в 2003 году Закона о доступе [инвалидов].

39. Также в рамках обеспечения согласованности национальных законов с международными стандартами был принят ряд других законов, связанных с защитой прав, в частности законы о защите потребителей, свободном установлении цен и конкуренции, о защите жертв, свидетелей, экспертов и лиц, заявляющих о правонарушениях, связанных с подкупом и использованием служебного положения в личных целях; а также обязательная декларация о наличии собственности для некоторых старших должностных лиц и сотрудников государственных учреждений. Следует также отметить, что процесс согласования законодательства с требованиями новой Конституции и международными нормами в области прав человека продолжается, в частности посредством внесения ряда проектов законов о системе уголовного правосудия, печати, праве на получение информации, домашней прислуге, регулировании права на забастовки и т.п.

40. Осуществление эксперимента в отношении переходной системы правосудия путем создания в 2004 году Комиссии по вопросам справедливости и примирения является заметным шагом вперед в деле защиты прав человека, поскольку этот эксперимент значительно способствует защите и продвижению прав человека, предусматривая индивидуальную или коллективную компенсацию за вред, причиненный в результате совершенных в прошлом серьезных нарушений прав человека, или путем раскрытия истины или представления предложений в отношении реформы и обеспечения гарантий неповторения в будущем.

41. При осуществлении рекомендаций Комиссии по вопросам справедливости и примирения в отношении культуры прав человека в 2007 году при участии всех заинтересованных сторон была подготовлена Гражданская платформа по продвижению культуры прав человека. Этот проект в области прав, культуры и педагогики, направленный на оказание позитивного влияния на позиции и поведение, является национальным по своему масштабу и основанным на участии всех заинтересованных сторон. Платформа имеет три взаимозависимых и взаимодействующих вектора: образование, подготовка и повышение осведомленности специалистов в качестве ключевых отправных точек для создания в обществе динамики, при которой различные компоненты общества приобретали бы ценности и культуру в области прав человека.

42. Исходя из решимости Королевства Марокко заниматься продвижением прав человека в качестве стратегического направления деятельности государства, использовалось стратегическое планирование для формирования всего поля деятельности в области прав человека, выразившееся в инициировании подготовительного процесса по разработке Национального плана действий в области демократии и прав человека. На рабочих совещаниях в рамках осуществления Плана формируются различные направления национальной политики, программы и планы в области защиты и продвижения прав человека, призванные обеспечить Марокко национальной стратегией, которая поставила бы продвижение и защиту прав человека во главу угла государственной политики путем обеспечения последовательных рамок, обеспечивающих координацию различных процессов и мер, призванных повысить уровень понимания проблем и распространять культуру прав человека и гражданское самосознание, которое обеспечивало бы их уважение. В конце 2011 года этот процесс привел к подготовке обновленного варианта Плана, который был официально принят правительством Марокко. Проект национального плана включает ряд мер и рекомендаций, охватывающих четыре главные стратегические линии: управление и демократия; экономические, социальные, культурные и экологические права; права особых групп; и правовые и институциональные рамки. В Марокко также существует ряд секторальных планов в сфере прав человека в их гражданском, политическом, экономическом, социальном, культурном и экологическом аспектах.

43. Что касается средств массовой информации и печати, то правительство Марокко опубликовало в Официальном вестнике и на официальных вебсайтах международные конвенции по правам человека и международному гуманитарному праву и протоколы к ним, которые были ратифицированы Марокко. Административные структуры, центры, работающие под контролем правительственных органов, и национальные институты также внесли вклад в распространение широкого круга международных конвенций по правам человека и протоколов к ним, а также международных деклараций и кодексов поведения.

44. В ряде секторов государственной власти распространялись в бумажной и электронной форме учебные пособия, листовки и документы по правам человека во многих областях, таких как правосудие, вопросы внутренних дел страны, социальное развитие, женщины, семья, дети и молодежь, образование и занятость, а также проводилась работа в области включения принципов и культуры прав человека в государственную политику в области образования, повышения осведомленности и коммуникаций, особенно на уровне системы образования, подготовки, непрерывного обучения и аудиовизуальных коммуникаций. Национальные институты в области прав человека также содействуют национальным усилиям по продвижению культуры прав человека и по ее распространению как через свои публикации, так и семинары, которые они организуют, или же путем включения аспекта прав человека в процесс подготовки и в программы непрерывного образования, в осуществлении которых они участвуют. Так обстоит дело с Национальным советом по правам человека, Королевским институтом берберской культуры, Центральной комиссией по предотвращению взяточничества, Королевским консультативным советом по делам Сахары, Верховным советом по вопросам образования, экономическим и социальным советом, Верховным советом по делам марокканской диаспоры за рубежом, Национальным комитетом по международному гуманитарному праву и другими институтами.

45. Организации гражданского общества в свою очередь способствуют распространению культуры прав человека и информированности о вопросах прав человека и международных договорах по правам человека, а также подготовке периодических национальных докладов, представлению параллельных докладов и отслеживанию осуществления рекомендаций договорных органов. Университеты и некоторые школы и государственные институты способствуют подготовке, непрерывному обучению и образованию в области прав человека путем разработки специальных учебных планов и программ, а также путем заключения и осуществления соглашений о партнерстве с другими заинтересованными участниками в области продвижения культуры прав человека.

46. Печатные, аудиовизуальные и электронные средства массовой информации также играют ключевую роль в распространении культуры прав человека и повышении осведомленности по вопросам прав человека путем подготовки программ по данному вопросу, а также освещая в средствах массовой информации семинары, занятия, практикумы и мероприятия по случаю проведения международных дней, связанных с правами человека.

Роль участников, вовлеченных в продвижение прав человека

47. Вопросы прав человека стали приоритетными и вызывающими особую заинтересованность всех вовлеченных участников на национальном уровне − от соответствующих правительственных секторов, парламента, национальных институтов в области прав человека и судебных органов до университетов и организаций гражданского общества, − при этом отмечается существенное развитие взаимодействия между этими органами в отношении защиты и продвижения прав человека, особенно в результате роста масштабов и углубления партнерского сотрудничества между ними и увеличения числа консультаций и усиления обмена мнениями между заинтересованными сторонами, а также расширение сферы применения подхода на основе участия в области управления и обработки досье и случаев, относящихся к защите и продвижению прав человека.

48. Подход на основе участия стал центральным при регулировании вопросов прав человека для правительственных секторов, особенно в отношении работы Межведомственной группы по правам человека по координации правительственной политики в области прав человека, и в частности по подготовке национальных докладов, требующихся в соответствии с международными обязательствами в области прав человека, при этом Группа принимает меры для вовлечения в подготовку таких докладов всех заинтересованных сторон и для отражения в докладах их мнений и рекомендаций. Группа также способствует предоставлению поддержки и содействия для осуществления проектов и программ по продвижению прав человека, осуществлением которых руководят другие участники.

49. Национальные институты в свою очередь содействуют национальным усилиям по продвижению прав человека, особенно путем осуществления своих прерогатив в отношении защиты и продвижения прав человека, а также предупреждения, посредничества, упреждающего вмешательства и развития теоретического осмысления и диалога в этой области.

50. Организации гражданского общества играют центральную роль в продвижении прав человека как путем вынесения соответствующих рекомендаций и предложений, так и участия в осуществлении программ, планов и деятельности, относящихся к защите и продвижению прав человека. Некоторые организации также играют ведущую роль в подготовке программ и разработке деятельности в соответствующих областях. Также следует подчеркнуть вклад и содействие со стороны международных межправительственных и неправительственных организаций в национальные усилия по продвижению прав человека.

51. Подготовка Гражданской платформы для продвижения культуры прав человека, проекта Национального плана действий в области демократии и прав человека, осуществление рекомендаций Комиссии по вопросам справедливости и примирения в отношении коллективной компенсации принадлежат к числу наилучших видов практики по принятию и применению подхода на основе участия к подготовке и завершению проектов в области прав человека, так же как и участие и сотрудничество всех субъектов, принимающих участие в деятельности по повышению статуса прав человека.



D. Представление национальных докладов

52. Правительство Марокко работало над выполнением своих международных обязательств в отношении подготовки и представления национальных докладов путем возложения на соответствующие государственные органы задачи подготовки докладов согласно их секторальной специализации. Однако вследствие задержек, происшедших при подготовке некоторых докладов, в ответ на рекомендации национальных институтов в области прав человека и по просьбе организаций гражданского общества, а также с целью применения на практике содержания Национального плана действий в области демократии и прав человека, 11 апреля 2011 года была учреждена Межведомственная группа по правам человека, которая была наделена полномочиями осуществлять координацию правительственной политики в области прав человека и международного гуманитарного права, и в частности принимать меры и осуществлять инициативы по продвижению уважения прав человека, вносить предложения о любых мерах, направленных на осуществление международных конвенций по правам человека и международному гуманитарному праву, стороной которых является Марокко. Эти задачи должны выполняться путем проведения работы по содействию ратификации или присоединению к международным договорам по правам человека, а также контроля за их эффективным осуществлением, подготовки обзоров оговорок, национальных периодических докладов, контроля за осуществлением рекомендаций, вынесенных международными органами, и регистрации сообщений, поступающих от правительств и международных организаций. На Группу также была возложена ответственность за развитие сотрудничества с национальными и международными организациями, действующими в области прав человека, принятие участия в развитии потенциала национальных организаций гражданского общества, действующих в этой области, и содействие их участию в международных форумах по правам человека, в дополнение к даче заключений и поддержке деятельности правительства по согласованию национального законодательства с международными нормами по правам человека, координации работы правительства по продвижению культуры прав человека и обеспечению образования и подготовки в этом отношении.

53. В контексте решимости правительства Марокко выполнить свои международные обязательства, в частности положить конец задержкам в представлении докладов к концу 2012 года, Группа будет принимать меры, направленные на обеспечение представления последующих докладов в установленные сроки в соответствии с подходом на основе участия и консультаций со всеми сторонами, вовлеченными в процесс подготовки национальных докладов, − парламентом, правительственными департаментами, национальными институтами и неправительственными организациями − и участвовать в их представлении и обсуждении в Национальном совете по правам человека и в договорных органах, а также в контроле за осуществлением вынесенных впоследствии рекомендаций.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Там, где двое дерутся, сразу оказываются трое героев и десять заслуженных ветеранов. Владислав Гжещик
ещё >>