Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
Современный суицидный терроризм: происхождение, течения, пути предотвращения 1 70.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 - страница №1/3




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/MAR/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

10 October 2012

Russian

Original: 



Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников

Марокко*

[6 августа 2012 года]

Содержание

Пункты Стр.

I. Общая информация 1–23 3

A. Демографические, экономические, социальные
и культурные характеристики 2–14 3

B. Конституционная, политическая и правовая структура 15–23 5

II. Общие рамки защиты прав человека 24–53 7

A. Принятие международных норм в области прав человека 24–27 7

B. Национальная нормативная и институциональная основа
защиты прав человека 28–36 10

C. Национальная основа защиты прав человека 37–51 14

D. Представление национальных докладов 52–53 17

III. Информация о недискриминации, равенстве и эффективных


средствах правовой защиты 54–75 18

A. Недискриминация и равенство 54–61 18

B. Эффективные средства правовой защиты 62–75 20

I. Общая информация

1. Королевство Марокко является исламским государством, расположенным в Северной Африке между 21 и 36 градусами северной широты. Территория страны составляет 710 850 квадратных километров и омывается на севере водами Средиземного моря, а на западе − Атлантического океана. На востоке Марокко граничит с Алжиром, а на юге − с Мавританией. Страна отличается разнообразием проявлений национальной самобытности, обусловленным смешением ее арабо-исламского, берберского и сахарско-хасанийского наследия, а также богатством ее африканских, андалузских, иудейских и средиземноморских традиций. Марокканская самобытность также определяется важной ролью ислама на фоне стойкой приверженности марокканского народа таким ценностям, как открытость, умеренность, терпимость, диалог и взаимопонимание между всеми человеческими культурами и цивилизациями. Двумя официальными языками государства являются арабский и берберский.



А. Демографические, экономические, социальные и культурные характеристики

2. По оценкам 2011 года, население Марокко насчитывало 32,2 млн. человек (58,3% − городское население и 41,7% − сельское), женщины составляли 50,7%, а мужчины − 49,3% всего населения, тогда как, согласно статистическим данным за 2004 год, население составляло 29,7 млн. человек. Согласно тем же оценкам 2011 года, общие темпы роста населения составляют 10,9%, и общий коэффициент рождаемости − 18,6%, при общем коэффициенте смертности в 5,1%. Продолжительность жизни равняется 74,8 года (73,9 года для мужчин и 75,6 года для женщин), по сравнению с 70 годами − в 2001 году и 65,5 года − в 1988 году. Значительная доля всего населения приходится на молодежь: 27% населения − это молодые люди в возрасте до 15 лет, а доля лиц трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет) составляет 64,3%. Опять же по данным за 2011 год, 8,1% населения имеет возраст в 60 лет и более. Согласно статистическим данным за 2004 год, в Марокко на законном основании проживает 51 435 иностранцев, из которых 95% живут в городах. Кроме того, статистические данные Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций за 2011 год показывают, что 723 беженцам, включая 189 детей и 228 женщин, был предоставлен статус беженца в Марокко.

3. Согласно оценкам 2010 года, трудовые ресурсы Марокко составляют 11,6 млн. человек, около 4,5% от общей численности трудоспособного населения имеют на национальном уровне статус безработных, а доля безработных среди трудоспособного населения составляет 9,1−13,7% в городах и 3,9% − в сельских районах, по сравнению с 11% в 2005 году.

4. Со времени начала осуществления политики планирования семьи коэффициент рождаемости снизился до 2,19 ребенка на одну женщину в 2010 году против 2,47 ребенка в 2004 году и 4 детей − 1990 году.

5. Материнская смертность понизилась с 227 на 100 000 живорождений в период 1994–2003 годов до 112 на 100 000 живорождений в 2010 году, а младенческая смертность уменьшилась с 42 на 1 000 живорождений в 2004 году до 30,2 на 1 000 в 2010 году, тогда как смертность детей в возрасте до пяти лет составляет, согласно оценкам, 36,3 на 1 000 живорождений.

6. Государство продолжает прилагать усилия для облегчения доступа всех граждан к услугам здравоохранения, и на сектор здравоохранения приходится 5,5% ассигнований по линии государственного бюджета. В стране также созданы две комплексные системы базового здравоохранения. Одна из них является системой обязательного страхования на случай болезни, которая была введена в действие в 2002 году и основана на принципах и методах социального обеспечения в интересах лиц, занимающихся приносящей доход деятельностью, пенсионеров, бывших участников движения сопротивления и членов освободительной армии, а также студентов. Вторая система (RAMED) была введена на всей территории страны в 2011 году на основе принципов социальной помощи и национальной солидарности в интересах нуждающихся и, как ожидается, сможет обеспечить доступ 8 млн. граждан к услугам здравоохранения в государственных больницах и государственных учреждениях здравоохранения как в неотложных случаях, так и при прохождении лечения в больницах.

7. Особое внимание в рамках национальной политики уделяется образованию и подготовке кадров, и в этой связи девять лет назад было инициировано принятие Национальной хартии в области образования и подготовки. Она позволила заметно повысить количественные показатели охвата образованием, но оказала ограниченное влияние на качественные показатели, в том что касается посещаемости. По этой причине в 2008/09 учебном году государство приступило к осуществлению чрезвычайной программы мер в целях достижения задач и целей Национальной хартии в области образования и подготовки, а также для уменьшения отсева из школ, обеспечения всеобщего начального образования, увеличения доли девочек в школах и посещения школ в сельских районах в период 2009−2012 годов.

8. В этой связи для сектора образования и подготовки в 2009 году было выделено 24% государственного бюджета и 6,4% ВВП, что привело к повышению охвата школьным образованием на национальном уровне до 90,5%, по сравнению с лишь 52,4% в 1991 году. Посещаемость в системе начального образования для детей в возрасте от 6 до 11 лет, являющейся обязательной по закону, достигла уровня в приблизительно 94,8% в 2009/10 учебном году по сравнению с 85,2% в 2004/05 учебном году. Показатели посещаемости в системе среднего образования для детей от 12 до 14 лет ниже: они составляли 75,4% в 2009/10 году против 68,2% в 2004/05 учебном году. Кроме того, в систему национального образования был введен берберский язык путем его повсеместного преподавания на начальном уровне в объеме 17 360 уроков в 2009/10 учебном году, что позволило охватить 15% учащихся.

9. В 2011 году уровень поступления в высшие учебные заведения достиг 16%, а общее количество студентов составило 427 832 человека по сравнению с 13% и общим количеством студентов, насчитывающим 318 884 человека, в 2007 году.

10. Согласно оценкам 2011 года, уровень неграмотности составляет около 30% по сравнению с приблизительно 32% в 2010 году и 45% в 1994 году, причем сокращение неграмотности в основном достигнуто благодаря проведению национальной стратегии по борьбе с неграмотностью. Женщины составили 85,3% лиц, охваченных мерами по борьбе с неграмотностью в 2010 году. Следует отметить, что меры по борьбе с неграмотностью одинаково охватывают как городские, так и сельские районы и что организации гражданского общества являются основными субъектами деятельности в этой области, направляя на учебу 48% лиц, поступивших в классы по обучению грамоте.

11. Несмотря на глобальный экономический кризис и замедление темпов роста экономики большинства стран, национальная экономика относительно успешно преодолела последствия спада экономики в зоне евро − главном торговом партнере Марокко. Так, в 2011 году национальная экономика выросла на 4,8% по сравнению с 3,7% в 2010 году. Этот результат объясняется мерами, принятыми государственными органами в первой половине 2011 года, и особенно пересмотром расходов на поддержку потребительских цен и повышение заработной платы, в силу чего замедление, как предполагается, не затронет некоторые виды экономической деятельности, как, например, металлургию и перерабатывающую промышленность, а деятельность в секторе туризма наблюдается оживление. Доля лиц, живущих на менее чем два доллара в день, уменьшается: в 2008 году она составляла 8,1% по сравнению с 20,2% в 2001 году. Это объясняется государственной политикой в социальной области и в сфере развития и особенно усилиями по осуществлению Национальной инициативы по развитию человеческого потенциала, которая направлена на борьбу с бедностью и маргинализацией и обеспечила возможность завершения 23 000 проектов в области развития в период с 2005 по 2010 год.

12. В 2010 году ВВП составил 90,5 млрд. долл. США, или 2 841 долл. США на душу населения.

13. Основным видом экономической деятельности в Марокко является сельское хозяйство, в котором занято почти 40% активного населения и которое дало в 2011 году 14% ВВП. "Зеленый план Марокко" на период 2010−2015 годов представляет собой комплексный национальный проект сельскохозяйственного развития, направленный на завершение 1 500 инвестиционных проектов, мобилизацию финансовых ресурсов в размере 150 млрд. дирхамов с целью содействия борьбе против бедности и маргинализации в изолированных районах. Промышленный сектор, включая традиционный сектор, обеспечивает работу для приблизительно 12% всего занятого активного населения.

14. Марокко обладает богатым культурным разнообразием, и марокканская культура состоит из различных культурных компонентов, включая арабский, андалузский, сахарско-хасанийский, берберский и иудейский. Кроме того, в дополнение к исламу, который исповедуют большинство марокканцев, в стране в соответствии с положениями Конституции и действующих законов свободно практикуются иудаизм и христианство.



В. Конституционная, политическая и правовая структура

15. Система государственного управления Марокко представляет собой конституционную монархию, парламентскую и социальную демократию. Последняя конституционная поправка была одобрена на референдуме 1 июля 2011 года. В соответствии с действующей Конституцией конституционная система Королевства основана на разделении, сбалансированности и сотрудничестве ветвей власти, демократии и участии граждан, а также на принципах надлежащего управления, увязывающего ответственность с подотчетностью. В территориальном отношении Королевство организовано как децентрализованная система на базе развитой системы административного деления.

16. В соответствии с Конституцией народ осуществляет свой суверенитет непосредственно через референдумы и косвенно через своих представителей. Народ избирает своих представителей в выборные органы посредством свободного, справедливого и организованного голосования. Закон является верховным выражением воли народа, причем все равны перед законом и обязаны соблюдать его. Политические партии, которые могут свободно образовываться и свободно осуществлять свою деятельность на основе уважения Конституции и закона, работают над политическим просвещением и обучением граждан, способствуют их вовлечению в политическую жизнь и участию в делах государства, способствуют выражению воли избирателей и участвуют в осуществлении власти на основе плюрализма и ротации демократическим образом в рамках конституционных институтов. Профсоюзы, профессиональные ассоциации и профессиональные организации способствуют процессу защиты и продвижения прав и интересов социальных и экономических групп, которые они представляют, и могут свободно создаваться и играть свою роль, соблюдая в свою очередь Конституцию и законы. Конституция также гарантирует статус парламентской оппозиции, наделяя ее соответствующими правами, с тем чтобы она имела возможность выполнять свои обязанности в рамках парламентской деятельности и политической жизни.

17. Король − Повелитель правоверных, защитник религиозного сообщества и религии и гарант свободы отправления религиозных культов. Он также является главой государства и его верховным представителем, символом единства нации, гарантом ее нерушимости и целостности, а также верховным арбитром в отношениях между ее институтами. Он обеспечивает уважение Конституции, бесперебойную работу конституционных институтов, сохранение демократического выбора, права и свободы граждан и групп и уважение международных обязательств Королевства.

18. Законодательную власть осуществляет Парламент. Он состоит из двух палат − Палаты представителей и Палаты советников, и его члены наделены своими полномочиями от имени народа. Члены Палаты представителей избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок, а члены Палаты советников избираются непрямым всеобщим голосованием на шестилетний срок, причем три пятых (3/5) их числа представляют территориальные общины, состоящие из советов регионов, префектур, провинций и общин, а оставшиеся две пятых (2/5) членов избираются в каждой провинции коллегией выборщиков, состоящей из лиц, избранных профессиональными ассоциациями и наиболее представительными организациями трудящихся, а члены, избираемые на национальном уровне, выбираются коллегией выборщиков, состоящей из штатных представителей трудящихся, получающих жалование.

19. Правительство состоит из главы правительства и министров, осуществляющих исполнительную власть. С этой целью правительство под руководством Премьер-министра работает над выполнением правительственной программы, обеспечивает применение законов и руководит административным процессом. Правительство также осуществляет надзор над государственными институтами и подрядчиками, а глава правительства обладает распорядительными полномочиями и правом делегировать часть своих полномочий министрам.

20. Судебная ветвь является независимой от законодательной и исполнительной ветвей власти. Судьи назначаются Королем по предложению Верховного совета судей, который обеспечивает возложенное на него обеспечение гарантий. Судьи защищают права, свободы и судебные гарантии лиц и групп, применяют закон и могут отрешаться от должности или переводиться с места на место только в соответствии с законом. Запрещено любое вмешательство в рассмотрение дел судами. Высший совет магистратуры возглавляется Королем и состоит из Полномочного председателя, который является Председателем Кассационного суда, и двенадцати судей, представляющих различные уровни судебного разбирательства, а также Уполномоченного по правам человека, Председателя Национального совета по правам человека и пяти деятелей, известных своей компетентностью, беспристрастностью и приверженностью независимости судебной власти и правопорядку. В соответствии с законом создаются обычные и специализированные суды, причем запрещено создание чрезвычайных судов. Судебная система также включает Конституционный суд, состоящий из двенадцати членов, назначаемых на невозобновляемый девятилетний срок.

21. В территориальном отношении Королевство делится на регионы, префектуры, провинции и коммуны, а также любые другие территориальные единицы, созданные в соответствии с законом. Органы управления территориальных единиц представляют собой юридических лиц и избираются в соответствии с обычным правом и выполняют свои обязанности на демократической основе. Советы областей и коммун избираются прямым всеобщим голосованием.

22. С целью обеспечения более современной регионализации в территориальном отношении Королевство Марокко поделено на области, состоящие из провинций и районов, которые в свою очередь поделены на административные округа, подразделяющиеся на дополнительные административные территории и племенные территории. Что касается территориальных органов власти, то по состоянию на 2011 год в Королевстве было 16 регионов, 75 префектур и провинций, а также 1 503 коммуны, из которых 221 находилась в городах и 1 282 − в сельской местности.

23. Национальная Конституция и Закон об общественных свободах 1958 года с дополнениями и поправками гарантируют свободу создания организаций гражданского общества и неправительственных организаций и свободное осуществление их деятельности в рамках уважения Конституции и законности. В этом отношении правовая система Марокко является исключительно заявительной, так что каждый имеет право свободно создавать ассоциации без предварительного разрешения, при условии, что в административный орган представляется заявление об учреждении ассоциации, в котором указывается место расположения штаб-квартиры ассоциации, прилагается ее устав, указываются цели и адрес и прилагаются копии удостоверений личности членов ее руководящего бюро.



II. Общие рамки защиты прав человека

А. Принятие международных норм в области прав человека

24. Представляется полезным напомнить, что со времени приобретения независимости в 1956 году Марокко активно участвовало в разработке международного права в области прав человека и международного гуманитарного права, содействуя подготовке некоторых конвенций и протоколов, а также путем подписания и ратификации или присоединения к большинству международных конвенций и протоколов к ним, а также выполняя международные обязательства, вытекающие из них, путем согласования национального законодательства с международными стандартами, представления докладов в договорные органы и выполнения их рекомендаций. Кроме того, с 1992 года национальная Конституция обеспечила приверженность правам человека, пользующимся универсальным признанием. Эта тенденция была закреплена в Конституции 2011 года, которая является основным документом, гарантирующим всеобщую и комплексную защиту прав человека и осуществление международного гуманитарного права в соответствии с международными нормами. Марокко неуклонно работает над приведением своей конституционной и правовой системы в соответствие с международными нормами в области прав человека и демократии, итогом чего является приверженность страны международной системе прав человека и международного гуманитарного права.



25. В связи с этим следует напомнить, что Марокко ратифицировало или присоединилось к большинству международных договоров в этой области:

Международный договор

Дата ратификации/
присоединения








Конвенция о статусе беженцев

7 ноября 1956 года

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

26 июля 1956 года

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

26 июля 1956 года

Женевская конвенция об обращении с военнопленными

26 июля 1956 года

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны

26 июля 1956 года

Конвенция Международной организации труда о равноправии (в области возмещения при несчастных случаях) 1925 года (№ 19)

13 июня 1956 года

Конвенция Международной организации труда о праве на объединение (в сельском хозяйстве) 1921 года (№ 11)

20 мая 1957 года

Конвенция Международной организации труда о принудительном труде, 1930 года (№ 29)

20 мая 1957 года

Конвенция Международной организации труда о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров 1949 года (№ 98)

20 мая 1957 года

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

24 января 1958 года

Конвенция Международной организации труда о дискриминации (в области занятий и труда) 1958 года (№ 111)

27 марта 1963 года

Конвенция Международной организации труда о политике в области занятости 1964 года (№ 122)

11 мая 1979 года

Конвенция Международной организации труда об упразднении принудительного труда 1957 года (№ 105)

1 декабря 1966 года

Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования

30 августа 1968 года

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

18 декабря 1970 года

Протокол, касающийся статуса беженцев

20 апреля 1971 года

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами

19 июня 1973 года

Конвенция Международной организации труда
о равном вознаграждении 1951 года (№ 100)

11 мая 1979 года

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

3 мая 1979 года

Международный пакт о гражданских и политических правах

3 мая 1979 года

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

21 июня 1993 года

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

21 июня 1993 года

Конвенция о правах ребенка

21 июня 1993 года

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

21 июня 1993 года

Конвенция Международной организации труда о минимальном возрасте 1973 года (№ 138)

19 мая 2000 года

Конвенция Международной организации труда о наихудших формах детского труда 1999 года (№ 182)

26 января 2001 года

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии

2 октября 2001 года

Конвенция Международной организации труда о представителях трудящихся 1971 года (№ 135)

5 апреля 2002 года

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

22 мая 2002 года

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности

19 сентября 2002 года

Конвенция о правах инвалидов

8 апреля 2009 года

Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов

8 апреля 2009 года

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности

5 марта 2011 года

Конвенция Международной организации труда
об охране материнства 2000 года (№ 183)

27 апреля 2011 года

26. В дополнение к этому Марокко подписало большинство других относящихся к правам человека конвенций, таких как Римский статут Международного уголовного суда, Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений и ряд протоколов к ней, а также первый и второй протоколы к четырем Женевским конвенциям и третий [sic] протокол к Конвенции о правах ребенка. В период после сентября 2011 года Королевство Марокко ввело в действие процедуры присоединения к Факультативному протоколу к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Факультативному протоколу к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и первому Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах. Королевство также завершает процедуры ратификации Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений после ее одобрения парламентом.

27. Помимо этого, Королевство Марокко сняло свои оговорки в отношении пункта 2 статьи 9 и статьи 16 Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, поскольку эти оговорки были сведены на нет реформами законов о гражданстве и Семейного кодекса. Королевство также сотрудничает с системой прав человека Организации Объединенных Наций на уровне содействия осуществлению Конвенции в рамках конструктивного и серьезного диалога с Советом по правам человека и договорными органами, обеспечивая представление периодических докладов, путем выполнения рекомендаций, вынесенных в ходе рассмотрения этих докладов, и реагируя на общие замечания договорных органов, а также принимая посещения специальных процедур.



следующая страница >>



Если я иногда краснею, то только от удовольствия. Натали Клиффорд Барни
ещё >>