Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Программа дисциплины «Отношение Европейский союз-Россия» 1 258.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 - страница №1/3




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/LUX/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

22 February 2013

Russian

Original: 






Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников

Люксембург*

[17 декабря 2012 года]

Содержание

Пункты Стр.

Глава

I. Исторический обзор 1−8 3

II. Территория и население 9−18 4

III. Политическая и общая структура 19−142 5

А. Государство 19−127 5

В. Коммуны 128−142 23

IV. Нынешняя политическая структура 143−150 26

V. Экономические, социальные и культурные показатели 151−196 26

А. Экономические показатели 151−166 26

В. Социальные показатели 167−190 29

С. Культурная жизнь 191−196 33

VI. Общеправовые рамки защиты прав человека 197−246 34

А. Основные конституционные гарантии прав человека


и основных свобод 198−204 34

В. Сфера действия договоров, пактов и протоколов 205−206 36

С. Судебные санкции 207 36

D. Нынешнее положение 208−210 37

E. Независимые органы и учреждения 211−228 37

F. Другие сведения 229−246 40

VII. Информирование о пактах и докладах и их пропаганда 247−248 44

I. Исторический обзор

1. Великое Герцогство, государство с более чем тысячелетней историей, расположено в самом центре Европы – между Францией, Бельгией и Германией.

2. На нынешней территории страны остались многочисленные следы миграции кельтских племен и пребывания римлян, а история современного Великого Герцогства берет начало с 963 года: именно тогда на территории нынешней столицы по приказу графа арденнского Зигфрида, основателя Люксембургского дома, был возведен замок. Позднее этот замок, расположенный на пересечении двух главных путей римлян, положил начало строительству города, а затем – знаменитой крепости, ставшей предметом зависти из-за своего стратегически выгодного положения.

3. Люксембургскому дому было суждено сыграть важную историческую роль: в эпоху позднего Средневековья он дал миру четырех императоров Германии, четырех королей Богемии, одного короля Венгрии и целую плеяду курфюрстов. Имена Генриха VII, Яна Люксембургского, Вацлава, Карла IV и Сигизмунда напоминают о той великой эпохе, завершившейся с наступлением XV столетия; тогда для Люксембурга начался долгий период иностранного господства, окончившийся лишь в XIX веке. Этот период был отмечен бесконечными кровопролитными сражениями за право владения Люксембургской крепостью, в которых участвовали бургундцы, испанцы, французы, австрийцы и пруссаки. За четыре столетия она более 20 раз подвергалась осаде и опустошению.

4. В 1815 году Люксембург получил, наконец, национальную независимость: судьба страны была решена в ходе Венского конгресса, который постановил, что бывшее Герцогство Люксембург, возведенное в ранг Великого Герцогства, будет передано в личном порядке королю Нидерландов. Таким образом, Великое Герцогство просуществовало на основе личной унии с Нидерландами под властью одного суверена (короля и Великого Герцога) вплоть до 1890 года, после чего началась новая эпоха укрепления политической независимости Люксембурга на внешнем уровне, осознания национальной идентичности и развития демократии внутри страны.

5. Одной из важнейших дат в национальной истории Люксембурга является 11 мая 1867 года – дата заключения Лондонского договора. Этот договор подтвердил территориальную целостность и политическую независимость Великого Герцогства, которые уже были закреплены Лондонским договором 1839 года; кроме того, по этому договору Люксембург был объявлен государством постоянного нейтралитета, гарантами которого выступили великие державы.

6. После смерти в 1890 году Вильгельма III, короля Нидерландов и Великого Герцога Люксембургского, права на герцогский престол перешли к старшей ветви дома Нассау (Нассау-Вайльбургов); с тех пор Люксембург имеет собственную правящую династию. Нынешний правитель страны, Великий Герцог Анри, вступил на престол в 2000 году, сменив на нем своего отца, Великого Герцога Жана, отрекшегося в его пользу после 36 лет правления.

7. Экономическое развитие страны сопровождалось ее политической эволюцией, которая, однако, была прервана второй мировой войной: несмотря на свой нейтральный статус, Великое Герцогство, как и в 1914 году, было оккупировано немецкими войсками и освобождено войсками союзников в 1944−1945 годах.

8. В 1948 году Люксембург отказался от своего нейтралитета и решительно взял курс на сотрудничество и интеграцию как в европейском, так и в мировом масштабах, присоединившись к различным экономическим, политическим и военным организациям регионального и международного уровня. Люксембург является, в частности, одним из членов − основателей Организации Объединенных Наций (ООН), Европейского союза, Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

II. Территория и население

9. После заключения 19 апреля 1839 года Лондонского договора площадь территории Великого Герцогства Люксембург составляет 2 586 км2. Территория Люксембурга, которая граничит на востоке с Германией, на западе – с Бельгией и на юге − с Францией, в административном плане разделена на 106 коммун, распределенных по трем округам и 12 кантонам.

10. По состоянию на 1 января 2012 года, общая численность населения Великого Герцогства, согласно оценкам, составляла около 524 900 человек, включая 229 900 иностранных граждан (43,8%). Среди жителей Люксембурга есть представители более 170 различных национальностей. За последние десятилетия страна превратилась в мультикультурное государство, в котором ежедневно взаимодействуют представители народов всего мира; проявления нетерпимости и расизма в стране являются редкостью.

11. Национальный язык страны – люксембургский, официальные языки – французский, немецкий и люксембургский.

12. Вплоть до 2009 года гражданство Люксембурга приобреталось либо по рождению, т.е. по принципу права крови, либо путем оптации, когда лицо, не являющееся люксембургским гражданином, своим происхождением было связано с Великим Герцогством, либо, наконец, путем натурализации при предварительном соблюдении ряда условий.

13. С 1 января 2009 года в соответствии с новым законодательством о люксембургском гражданстве у лиц, которые стремятся подтвердить свою связь с Люксембургом и свое желание интегрироваться, есть возможность приобрести гражданство Люксембурга, не теряя связи с родиной и культурой своих предков благодаря сохранению гражданства страны происхождения.

14. Новый закон вводит принцип двойного гражданства: тому, кто хочет приобрести люксембургское гражданство, больше не нужно отказываться от своего гражданства в стране происхождения при условии, что это разрешено законодательством, действующим в его стране.

15. Различия между приобретением гражданства путем натурализации и путем оптации больше не существует. Новым законодательством предусмотрена только одна процедура приобретения гражданства – путем натурализации. Эта процедура носит административный характер и предусматривает возможность обжалования в административном трибунале.

16. Законодателем был введен элемент права почвы: ребенок, который родился в Люксембурге и один из родителей которого также рожден в Люксембурге, независимо от его гражданства, автоматически считается гражданином Люксембурга.

17. Усыновленные/удочеренные дети теперь могут автоматически приобретать люксембургское гражданство.

18. Новое законодательство позволяет восстанавливаться в гражданстве Люксембурга лицам, которые ранее имели это гражданство, но были вынуждены отказаться от него из-за невозможности иметь двойное гражданство.

III. Политическая и общая структура

A. Государство

19. Действующая Конституция страны, определяющая ее политическое устройство, стала итогом процесса эволюции, который начался 12 октября 1841 года с вступлением в силу первой Конституции Люксембурга. Ей на смену приходили конституции 1848, 1856 и 1868 годов. Конституция 1868 года оставалась неизменной вплоть до окончания первой мировой войны. Для отражения социально-экономических изменений после первой и второй мировых войн в Конституцию регулярно вносились поправки, благодаря которым в Люксембурге были закреплены положения, являющиеся базовыми для современного государства. Независимость трех ветвей власти − законодательной, исполнительной и судебной − осуществляется в рамках представительной демократии, действующей в форме конституционной монархии.

1. Исполнительная власть



a) Великий Герцог

20. Великий Герцог является главой государства. Он и правительство образуют конституционный орган исполнительной власти. Для его правового статуса характерны такие особенности, как конституционность его полномочий, неприкосновенность его личности и освобождение от любой ответственности, а также наличие особых положений о наследуемых правах и цивильном листе. Великий Герцог представляет нацию при осуществлении значительной части функций суверенного государства. Он обладает лишь теми полномочиями, которыми он официально наделен согласно Конституции и принятым в соответствии с ней конкретным законам. Конституция ставит главу государства вне и выше политических групп и тем самым гарантирует его беспристрастность.

21. Неприкосновенность личности Великого Герцога означает невозможность предъявить ему обвинение или привлечь к ответственности, его абсолютную личную неподсудность и неподотчетность в действиях. Принцип неприкосновенности предполагает, что Великий Герцог ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности, причем это отсутствие ответственности носит общий и абсолютный характер как по уголовному праву, так и с политической точки зрения. Противовесом отсутствию политической ответственности Великого Герцога является принцип ответственности министров: любой акт, принимаемый Великим Герцогом в порядке осуществления своих политических полномочий, должен быть скреплен подписью члена правительства, который несет за него всю полноту ответственности. Прерогативы Великого Герцога определяются Конституцией, в частности ее положениями об осуществлении исполнительной власти, королевских правах, внешних сношениях и участии в осуществлении законодательной власти.

22. Осуществление исполнительной власти как таковой включает, в частности, исполнение законов, исполнение судебных решений, руководство органами государственного управления и верховное командование вооруженными силами. Законодатель не может возложить меры по исполнению законов ни на Государственный совет, ни на какого-либо министра или другие органы. Тем не менее при этом все правительственные акты Великого Герцога скрепляются подписью того или иного ответственного министра. Великий Герцог устанавливает правила и процедуры для исполнения законов, но ни при каких обстоятельствах не может приостанавливать исполнение самих законов или освобождать от их исполнения. Законность устанавливаемых им правил и процедур контролируют суды: они применяют общие и местные правила и процедуры, если таковые соответствуют законодательству. К числу действий по осуществлению исполнительной власти следует добавить право Великого Герцога формировать правительство и назначать гражданских и военных должностных лиц. В целях обеспечения условий для поддержания порядка и защиты безопасности страны Конституция возлагает на Великого Герцога командование вооруженными силами. Силовые структуры Люксембурга включают в себя собственно армию и полицию Великого Герцогства.

23. Кроме того, Конституция предоставляет Великому Герцогу право помилования, т.е. право отсрочивать или смягчать наказания, вынесенные судьями, право чеканить монету во исполнение закона, право жаловать дворянские титулы без предоставления каких-либо привилегий, а также право присваивать почетные звания гражданским должностным лицам и военнослужащим. В функции Великого Герцога входит представление страны за рубежом и обеспечение охраны прав и интересов государства, равно как и защиты подданных от посягательств иностранных государств. В этой связи он осуществляет активное и пассивное право дипломатических сношений, аккредитуя дипломатических представителей при главах иностранных государств, а также принимая дипломатических представителей, направляемых иностранными государствами. Конституция предоставляет ему право заключать договоры с иностранными государствами, но ни один договор не вступит в силу без предварительного одобрения Палатой депутатов.

24. Сессии Палаты депутатов открывает и закрывает лично Великий Герцог или от его имени – уполномоченное им на то должностное лицо. Наконец, Великий Герцог может распустить Палату депутатов, однако, согласно конституционной оговорке, в случае использования этого права в течение трех месяцев после роспуска Палаты должны состояться новые выборы. Великий Герцог может, например, воспользоваться своим правом на роспуск Палаты депутатов для проведения в стране референдума, если расстановка политических сил не позволяет ему сформировать правительство большинства. Великий Герцог может вносить в Палату депутатов законопроекты для обсуждения и дальнейшего принятия. Таким образом, он обладает правом законодательной инициативы.

25. Отправление правосудия осуществляется судами и трибуналами от имени Великого Герцога; судебные решения и постановления исполняются от имени Великого Герцога.

26. Великий Герцог промульгирует законы в течение трех месяцев после их принятия Палатой депутатов. Промульгация – это акт, которым Великий Герцог подтверждает содержание закона и отдает распоряжение о его опубликовании и осуществлении.



b) Правительство

27. В соответствии с Конституцией Великий Герцог полностью свободен в выборе министров, осуществляющих вместе с ним исполнительную власть. Однако на практике его выбор существенно ограничен демократическим принципом, согласно которому члены правительства должны пользоваться доверием не только Великого Герцога, но и большинства членов Палаты депутатов. Фактически по давно устоявшейся традиции Великий Герцог выбирает только Премьер-министра − либо после предварительного назначения информирующего лица, либо после назначения лица, формирующего кабинет. Это лицо самостоятельно подбирает себе сотрудников и занимается формированием правительства, которое должно получить поддержку большинства членов Палаты.

28. Членом правительства может быть только гражданин Люксембурга. Выполнение функций министра несовместимо с функциями судьи, члена Счетной палаты, государственного советника, депутата и коммунального советника. Сроки пребывания в должности министра не оговариваются. Причины отставки могут носить либо личный (например, когда министр не согласен с председателем правительства), либо общий характер (например, когда после проведения новых выборов большинство в Палате депутатов переходит к другой политической силе).

29. Если ни одной из политических групп, представленных в Палате депутатов, не удается получить абсолютное большинство мест, формируется коалиционное правительство. Политические партии, которым предстоит войти в состав правительства, согласуют между собой общую правительственную программу и распределение министерских портфелей. Учитывая разнообразие и количество министерств, а также ограниченное число членов правительства, которые призваны их возглавить, каждому министру приходится совмещать руководство несколькими министерствами.

30. Премьер-министр представляет результаты этих согласований Великому Герцогу, который утверждает кандидатуры, внесенные Премьер-министром, и производит назначение министров. Затем Премьер-министр представляет программу правительства в форме торжественного заявления в Палате депутатов.

31. В состав правительства входят Председатель, именуемый Премьер-министром, и несколько членов, именуемых министрами. Некоторые члены правительства могут иметь ранг министра-делегата или государственного секретаря.

32. Великий Герцог поручает Премьер-министру как государственному министру сформировать правительство, обеспечивать руководство его работой, координировать его общую политику и следить за согласованием деятельности между министерствами.

33. Каждый министр возглавляет как минимум одно министерство. Государственному секретарю может быть поручено руководство одним или несколькими министерствами, причем полностью или частично – на основе полномочий, делегированных ему с согласия Великого Герцога министром того министерства, в которое он назначен.

34. Принцип ответственности министров неотделим от принципа неответственности Великого Герцога. Любой акт Великого Герцога вступает в силу только после того, как он будет скреплен подписью министра, который несет за него всю полноту ответственности. По Конституции члены правительства, как правило, являются ответственными должностными лицами. Применительно к действиям, имеющим прямое или косвенное отношение к исполнению обязанностей министра, их ответственность носит общий характер. Она может быть как юридической, т.е. уголовной или гражданской, так и политической. Министры несут либо индивидуальную, либо коллективную ответственность за совершенные ими действия. Ответственность за любую меру, принятую Советом министров, распространяется на всех членов правительства, занимавшихся реализацией этой меры. При этом министр, выразивший в ходе голосования особое мнение, которое официально занесено в протокол, освобождается от ответственности.

35. Правительство в целом и каждый министр в отдельности несут перед Палатой депутатов политическую ответственность за свои действия. Если Палата не одобряет политику одного или нескольких министров или правительства в целом, она выражает свое несогласие либо голосованием против определенной повестки дня, предложенной правительством, либо отклонением представленного правительством законопроекта. Отказавшись голосовать за годовой бюджет, Палата депутатов может поставить правительство в такое положение, что ему практически станет невозможно управлять государственными делами. Политическая ответственность министров заключается в обязанности прекратить выполнение своих функций в случае, если Палата откажет им в доверии. Обычно министры уходят в отставку после первого негативного голосования депутатов.

36. Ни устное, ни письменное распоряжение Великого Герцога не может освободить того или иного министра от ответственности. В самом деле, если бы Великий Герцог мог прикрывать министров благодаря собственной неподсудности, их ответственность приобрела бы иллюзорный характер и не сопровождалась бы никакими санкциями.

37. В соответствии с Конституцией только Палата депутатов вправе выдвигать обвинения против министров. Прерогатива обвинения министров закреплена за Палатой для недопущения того, чтобы неуместные или оскорбительные преследования, возбужденные простыми гражданами, не препятствовали ведению государственных дел. Признанные обоснованными обвинения в адрес министров за действия, совершенные ими при исполнении своих функций, рассматриваются на пленарном заседании Верховного суда. Чтобы уголовная ответственность не приобрела иллюзорный характер, Конституцией предусмотрено изъятие из права помилования, которым облечен Великий Герцог: она гласит, что министр, осужденный по приговору Суда, может быть помилован только по ходатайству Палаты депутатов.

2. Законодательная власть

38. Палата депутатов – это представительный орган страны, который вместе с Великим Герцогом осуществляет законодательную власть. Кроме того, Конституция возлагает на нее некоторые финансовые функции и предоставляет ей право контролировать действия правительства. Наконец, в сфере международных отношений согласие Палаты необходимо для того, чтобы какой-либо договор вступил в силу на территории Великого Герцогства.

39. Депутаты избираются народом. Общий порядок проведения выборов определяется Конституцией, а подробная процедура – основанным на ней законом о выборах. Согласно Конституции, установленное число депутатов составляет 60 человек, избираемых на пятилетний срок.

40. Периодичность проведения выборов позволяет поддерживать общность идей и взглядов между электоратом и представителями нации. Очередные выборы проводятся в соответствии с законом каждые пять лет. Специальные положения предусматривают, что если национальные выборы совпадают по сроку с выборами в Европейский парламент, оба голосования могут проводиться в один день. В случае роспуска Палаты депутатов новые выборы должны быть проведены в течение трех месяцев с даты ее роспуска.

41. Выборы являются прямыми − избиратели путем голосования непосредственно заполняют вакантные места в парламенте, а не назначают выборщиков − и тайными. Голосование носит обязательный характер. Тем не менее от данного принципа предусмотрены отступления, а осуществлению избирательного права способствует голосование по почте. Депутаты избираются на основе всеобщего и равного избирательного права. Всеобщее избирательное право позволяет участвовать в выборах депутатов всем гражданам Люксембурга – мужчинам и женщинам, которые удовлетворяют условиям, предусмотренным в законодательстве. Всеобщее и равное избирательное право, т.е. право, предоставляемое независимо от имущественного, сословного или должностного положения, обеспечивает всем избирателям абсолютно равные условия для реализации своего права голоса. Выборы проводятся по спискам. Участвующие в выборах политические группировки должны составить список своих кандидатов по каждому избирательному округу, причем число кандидатов не должно превышать общего числа депутатов, избираемых в данном округе. Любая кандидатура, выдвинутая отдельно, рассматривается как образующая самостоятельный список. Мандаты распределяются по правилам пропорционального представительства и в соответствии с принципом минимальной избирательной квоты.

42. Избирателями на национальных парламентских выборах могут быть граждане Люксембурга обоих полов, достигшие 18-летнего возраста, пользующиеся гражданскими и политическими правами и проживающие в Великом Герцогстве. В отношении пассивного избирательного права предусмотрены те же исключения, что и для активного избирательного права.

43. Каждый избиратель имеет число голосов, равное числу депутатов, избираемых по его округу. Голосование может производиться либо списком, либо поименно. Избиратель, голосующий за список, не может больше участвовать в голосовании − в противном случае его избирательный бюллетень будет признан недействительным; исключение составляют случаи, когда в выбранном им списке число кандидатов меньше числа депутатов, избираемых по данному округу. Избиратель, голосующий поименно, может выбирать кандидатов из одного или из разных списков, но должен при этом следить, чтобы число поданных им голосов не превысило числа имеющихся депутатских мест.

44. Голосование на выборах проходит под наблюдением избирательных комиссий, но при этом только Палата депутатов может подтвердить легитимность выборов. С этой целью ей передаются все материалы по выборам.

45. Государство предоставляет каждой партии или политической группировке дотацию для покрытия части расходов на проведение предвыборной кампании в связи с парламентскими выборами, если эта партия/группировка представит полные списки своих кандидатов по всем избирательным округам и получит хотя бы одно место в Палате депутатов. Аналогичным образом проводятся выборы в Европейский парламент, если политическая партия или группировка представит полный список кандидатов по единому избирательному округу и получит как минимум 5% поданных голосов.

46. Под политической партией или политической группировкой по смыслу закона о выборах понимается объединение физических лиц, имеющее или не имеющее статус юридического лица, которое в условиях соблюдения основных демократических принципов борется за голоса избирателей и волеизъявление народа в соответствии со своим уставом или программой.

47. Согласно Конституции обладание мандатом депутата несовместимо, в частности, с выполнением обязанностей члена правительства, члена Государственного совета, судьи, члена Счетной палаты, окружного комиссара, сотрудника налоговой службы, работника государственных финансовых органов или действующего кадрового военного. Согласие на исполнение обязанностей депутата подтверждается принятием присяги. Законом предусмотрены и другие случаи несовместимости: аналогичным образом обстоит дело со статусом государственного чиновника, служащего или рабочего, труд которых оплачивается государством, каким-либо учреждением под контролем правительства, коммуной, коммунальным профсоюзом или государственным учреждением под контролем коммуны, как, например, оплачиваемого работника Национальной железнодорожной компании Люксембурга.

48. Безусловно, все лица могут выдвинуть свою кандидатуру на выборах, но в случае избрания и принятия депутатского мандата им придется по закону оставить свою должность, место работы или функции. Принятие мандата скрепляется присягой депутата. Верно и обратное: член Палаты, принявший назначение на какую-либо должность, место работы или выполнение функций, которые не совместимы с его депутатским статусом, по закону лишается своего мандата в связи с таким назначением.

49. Депутаты не могут являться родственниками или свойственниками до второй степени родства и не могут быть связаны между собой узами брака. В случае их совместного избрания проводится жеребьевка.

50. Личный статус депутатов и механизм, с помощью которого Палата депутатов выполняет свои функции, определяются соответствующими положениями Конституции, которые призваны гарантировать право на свободное выражение мнений и независимость избранных населением представителей, а также эффективную работу парламента.

51. Конституция гарантирует депутатам парламентскую неприкосновенность. Ни один депутат не может быть подвергнут аресту или преследованию за свои выступления в здании Палаты, даже если его слова представляют собой нарушение уголовного законодательства, например за оскорбления, клевету, призывы к неповиновению и т.п. Такой принцип освобождения от ответственности действует постоянно, благодаря чему депутату обеспечивается защита во время проведения сессий и в промежутках между ними. Действие этого принципа распространяется и на бывших депутатов в связи с мнениями, которые выражались ими в период осуществлении своего мандата. Депутат, совершивший преступление, правонарушение или проступок, не может быть подвергнут аресту или уголовному преследованию во время сессии без разрешения Палаты депутатов, за исключением случаев задержания с поличным. В период сессии по требованию Палаты депутатов содержание под стражей или преследование депутатов приостанавливается на весь период ее проведения. В межсессионный период принцип неприкосновенности не применяется.

52. Функционирование Палаты депутатов регулируется рядом положений Конституции и внутренним регламентом, разработанным самой Палатой. Заседания Палаты являются открытыми. Для принятия решения необходимо присутствие большинства ее членов (т.е. как минимум 31 депутата). Любое решение принимается абсолютным большинством голосов; при равенстве голосов предложение, которое поставлено на голосование, отклоняется. Каждый год Палата собирается на очередную сессию.

53. В соответствии с регламентом Палаты депутаты имеют право объединяться в политические группы. Для получения такого статуса политическая группа должна включать в себя не менее пяти членов. Депутаты, не принадлежащие ни к одной из политических групп, могут примкнуть к любой группе по своему выбору с согласия бюро этой группы.

54. Депутаты, не принадлежащие и не примкнувшие ни к одной из политических групп, могут образовать техническую группу, которая для получения официального статуса также должна состоять как минимум из пяти членов. Эти депутаты назначают координатора, который будет являться их официальным представителем по всем административным вопросам и представлять их в составе Рабочей комиссии. Для обеспечения функционирования политических и технических групп Палата предоставляет в их распоряжение необходимые помещения и оборудование, а также кредитование и компенсирует часть расходов на оплату труда персонала.

55. Для упрощения и упорядочения работы парламента регламент Палаты предусматривает учреждение рабочей комиссии, а также создание постоянных и специальных комиссий. Эти комиссии рассматривают не только законопроекты, но и поправки и предложения, передаваемые председателем Палаты. Они имеют право самостоятельно выдвигать предложения и поправки.

56. Каждый депутат может присутствовать в качестве наблюдателя на заседаниях всех комиссий, членом которых он не является, не участвуя при этом ни в обсуждениях, ни в голосовании.

57. В состав Конференции председателей входят председатель Палаты и по одному делегату от каждой политической или технической группы. В ней каждый делегат имеет число голосов, равное числу членов группы, которую он представляет в составе комиссии. Поэтому Конференция председателей была определена как "Палата в миниатюре", которая призвана оказывать Председателю помощь в управлении делами парламента и особенно в согласовании с политическими группами оптимального пути выполнения работы Палаты. Она дает свое заключение о порядке работы Палаты и при необходимости устанавливает время выступлений, а также крайний срок проведения голосования. Кроме того, в ее функции входит выражение одобрения указов Великого Герцога, если такое одобрение является официально необходимым согласно какому-либо законодательному положению.

58. Постоянные комиссии – это комиссии, которые обладают общей компетенцией в определенных областях. Они формируются внутри Палаты в начале каждого созыва, т.е. после каждого полного обновления состава Палаты, а не в начале каждой ее сессии. Палата определяет количество, наименования и полномочия таких комиссий. Постоянные комиссии включают не менее пяти и не более 13 членов, назначаемых Палатой в начале каждой сессии. При формировании каждой комиссии учитывается принцип пропорционального представительства политических групп. На срок проведения сессии каждая комиссия абсолютным большинством голосов ее членов избирает своего председателя и двух заместителей председателя. В качестве примеров можно привести Комиссию по петициям, Комиссию по контролю над исполнением бюджета (возглавляемую одним из членов парламентской оппозиции), Комиссию по иностранным и европейским делам, по вопросам обороны, сотрудничества и иммиграции, Комиссию по финансам и бюджету, Комиссию по делам семьи, равенства возможностей и молодежи, Комиссию по делам учреждений и пересмотру Конституции и Комиссию по правовым вопросам.

59. Специальные комиссии могут создаваться Палатой или по ее просьбе – председателем Палаты с соблюдением условий состава, которые предусмотрены для постоянных комиссий. Специальные комиссии занимаются рассмотрением определенных законопроектов или предложений. Как правило, их деятельность прекращается после представления ими доклада о законопроектах и предложениях, которые были переданы им на рассмотрение.

60. Постоянные и специальные комиссии вправе создавать подкомиссии и определять их состав и полномочия. Кроме того, они могут консультироваться с лицами или органами вне парламента и получать от них документацию. По каждому возложенному на них вопросу комиссии назначают одного или нескольких докладчиков, которые будут являться их официальными представителями в Палате.

61. Личный статус депутатов и механизм выполнения Палатой своих функций оговорены в конституционных положениях, цель которых – обеспечить защиту свободы выражения мнений и независимость избранных представителей нации, а также гарантировать эффективность парламентской деятельности.

62. Палата депутатов, как и Великий Герцог, обладает правом законодательной инициативы. Инициатива Палаты, или парламентская инициатива, называется законопредложением, а инициатива Великого Герцога, или правительственная инициатива, − законопроектом. Предварительная процедура рассмотрения варьируется в зависимости от того, что будет рассматриваться – законопроект или законопредложение. Палата депутатов изучает и рассматривает внесенные в нее проекты и предложения, а затем путем голосования одобряет или отклоняет их.

63. В случае правительственной инициативы центральная администрация разрабатывает законопроект, который после его одобрения Советом министров направляется для дачи заключения в Государственный совет. Как правило, проект сопровождается обоснованием, в котором профильный министр поясняет мотивы, легшие в основу проекта, а также комментарием к статьям проекта. Заключение Государственного совета препровождается правительству в виде мотивированного доклада с изложением выводов, а в соответствующих случаях – с текстом встречного проекта. Правительство представляет окончательную редакцию проекта Великому Герцогу и просит его дать разрешение на передачу проекта от его имени в Палату депутатов.

64. Если правительство считает, что тот или иной законопроект требует безотлагательного представления, Палата может приступить к его рассмотрению до его передачи для заключения в Государственный совет. Если Палата согласна с доводами правительства о безотлагательном характере законопроекта, его обсуждение может быть начато даже до вынесения заключения Государственным советом, но до получения заключения Государственного совета Палата депутатов не может проводить окончательное голосование по проекту. В настоящее время правительство обычно направляет проект в Палату депутатов, или одновременно с его передачей на рассмотрение Государственному совету, или хотя бы до получения заключения Государственного совета. Такая процедура позволяет, в частности, обеспечить публичный характер обсуждения проекта, давая заинтересованным кругам возможность составить мнение о проекте, опубликованном в виде парламентского документа, и такое обсуждение может продолжаться в течение всего периода, предшествующего даче заключения Государственным советом и рассмотрению проекта в Палате депутатов.

65. После получения правительством запрошенного разрешения Великого Герцога законопроект, как правило, представляется профильным министром на открытом заседании Палаты. Текст проекта и приложений к нему распространяется среди депутатов, и председатель Палаты дает распоряжение о препровождении проекта на рассмотрение одной или нескольких комиссий.

66. Каждый депутат имеет право на внесение законопредложений. Депутат, желающий внести законопредложение, должен подписать его и передать президиуму Палаты. На основе предложения Конференции председателей Палата решает вопрос относительно приемлемости внесенного законопредложения. Затем законопредложение препровождается правительству, которое может вынести свое заключение, после чего Конференция председателей направляет его в одну из комиссий. Законопредложение включается в повестку дня заседания комиссии, а затем в течение шести месяцев после его внесения – в повестку дня одного из открытых заседаний. В рамках законотворческого процесса законопредложение представляется и обсуждается на открытом заседании. После проведения обсуждения Палата проводит голосование по вопросу о продолжении законотворческого процесса.

67. Если Палата примет решение продолжить законотворческий процесс в связи с внесенным законопредложением, Конференция председателей передает это предложение на рассмотрение одной из комиссий. Кроме того, законопредложение препровождается Государственному совету и соответствующим профессиональным палатам для дачи заключения. Если Палата примет решение прекратить законотворческий процесс в связи с внесенным законопредложением, это предложение окончательно отклоняется. Предложения, которые были окончательно отклонены или не были приняты Палатой, не могут вноситься повторно в течение той же сессии.

68. В любом докладе относительно предложения, которое внесено в рамках парламентской инициативы и предполагает прямое или косвенное увеличение бюджетных расходов или снижение поступлений, должны − если в докладе выражена поддержка этого предложения, − указываться источники ресурсов или способы сокращения расходов, позволяющие покрыть издержки или снижение поступлений, которые должны явиться результатом принятия предложения.

69. Каждый депутат имеет право отозвать внесенное им законопредложение до проведения голосования по вопросу о продолжении законотворческого процесса. Палата депутатов информируется об отзыве предложения.

70. Вопрос об отзыве законопредложения после голосования по вопросу о продолжении законотворческого процесса решается Палатой по предложению Конференции председателей.

71. Законопредложение не может быть изъято из реестра после первого конституционного голосования.

72. Законопроекты и законопредложения направляются председателем Палаты либо в одну из парламентских комиссий, либо в созданную для этой цели специальную комиссию, либо двум или нескольким постоянным комиссиям, которые будут проводить совместные заседания. С момента направления в комиссии процедура рассмотрения законопроектов и законопредложений становится аналогичной.

73. Комиссия, на рассмотрение которой был передан законопроект, в краткие сроки принимает решение и представляет свой доклад, если она не решит направить Государственному совету для дачи (дополнительного) заключения поправки к этому проекту. Доклад распространяется среди членов Палаты и представляется докладчиком комиссии на открытом заседании Палаты. Заслушав доклад, Палата приступает к открытому обсуждению принципиальных сторон проекта, его содержания в целом, его отдельных статей и возможных поправок.

74. Автор инициативы и докладчик комиссии отстаивают свои соответствующие точки зрения. Каждый член Палаты может выступить в ходе дискуссии. В процессе обсуждения депутаты могут предлагать поправки к проекту. Эти поправки должны передаваться в письменной форме председателю Палаты. Содержание поправок должно получить поддержку как минимум пяти депутатов. Если Палата решит, что поправки целесообразно направить в Государственный совет или в одну из парламентских комиссий, обсуждение может быть приостановлено до тех пор, пока Государственный совет не вынесет свое заключение и пока комиссия не составит свой дополнительный доклад. Голосование проводится либо поименно, либо с помощью системы электронного голосования, либо поднятием руки, однако по проекту в целом всегда проводится поименное голосование. При наличии сомнений в отношении легитимности голосов, поданных через электронную систему, председатель всегда имеет право назначить проведение поименного голосования с ответом вслух. По просьбе как минимум пяти депутатов перед голосованием по законопроекту в целом может проводиться голосование по одной или нескольким его статьям.

75. Если обсуждение законопредложения или законопроекта проводилось до получения заключения Государственного совета, заключение этого учреждения должно быть передано Палате депутатов до проведения голосования по этому законопредложению или законопроекту в целом. Если Палата депутатов провела голосование по одной или нескольким статьям на основании статьи 65 Конституции, не имея возможности провести голосование по законопроекту в целом из-за того, что в результате внесения поправок или отклонения статей этот закон претерпел изменения, по которым Государственный совет не давал своего заключения, Совет должен вынести заключение по проголосованным Палатой положениям в течение не более трех месяцев с даты препровождения ему этих положений. Если в указанный срок заключение не будет вынесено, Палата может проводить голосование по законопроекту или законопредложению в целом.

76. Непосредственно после проведения голосования по проекту в целом Палата решает вопрос о целесообразности проведения второго конституционного голосования. Эта процедура, которая также предполагает последующее участие Государственного совета, представляет собой особенность законотворческого процесса в Люксембурге. Действительно, в странах с двухпалатным парламентом голосование по законопроекту в целом окончательно закрепляет решение каждой из двух палат и ставит окончательную точку в их участии в процессе законотворчества. Иначе обстоит дело в Великом Герцогстве, где национальное представительство обеспечивает лишь одна ассамблея – Палата депутатов и где, следовательно, отсутствует тот сдерживающий элемент, который обеспечивала бы вторая палата, избираемая, вероятно, в два уровня. Авторы Конституции стремились исправить этот недостаток путем введения процедуры второго конституционного голосования.

77. После проведения голосования по законопроекту в целом Палата − по крайней мере теоретически − должна по истечении установленного периода размышления вторично выразить свою позицию по этому проекту. Однако Конституция дает Палате возможность не проводить второе голосование при условии согласия со стороны Государственного совета. Поэтому на практике после голосования по законопроекту в целом Палата в большинстве случаев выносит решение о том, что второе голосование не является целесообразным, и проект направляется Государственному совету, который в свою очередь в открытом заседании решает вопрос об отмене второго голосования.

78. Если Государственный совет поддержит решение Палаты, законопроект будет окончательно освобожден от проведения второго голосования. С другой стороны, если Государственный совет откажет в отмене второго голосования − в частности, чтобы привлечь внимание к расхождениям между проголосованным текстом и общеправовыми принципами, конституционным порядком и нормами международного права, − Палата будет обязана провести второе конституционное голосование не ранее чем через три месяца после проведения первого голосования по законопроекту в целом. Таким образом, законотворческий процесс Палаты завершается либо отменой второго голосования, либо проведением второго конституционного голосования через три месяца после первого. Однако законотворческий процесс на этом не кончается: закон может вступить в силу только после его промульгации и опубликования в "Мемориале". Введение закона в действие посредством промульгации и опубликования относится по сути к функциям исполнительной власти. Промульгация закона производится Великим Герцогом, который ставит под текстом закона, снабженного необходимой промульгационной формулировкой, свою подпись. В этой связи следует напомнить, что закон должен визироваться членом правительства, несущим за него всю полноту ответственности.

79. Конституция предоставила в распоряжение Палаты депутатов − органа законодательной власти − ряд средств воздействия на правительство, являющееся органом исполнительной власти. Палата осуществляет свой контроль как в финансовой, так и в политической и административной областях. В сфере финансов контрольные функции Палаты по отношению к правительству заключаются в ежегодном утверждении бюджета и налогов, в праве на ежегодное закрытие счетов государства и в принятии определенных мер контроля за управлением государственным имуществом. Согласно Конституции законодательная власть может разрешить правительству взимать налоги и осуществлять расходы или отказать ему в этом праве. Предоставление такого разрешения обычно сводится к ежегодному утверждению бюджета. Бюджет составляется в форме закона по правилам законодательной процедуры, применяемым к законодательным инициативам правительства.

80. Право палаты закрывать счета государства является следствием его права утверждать бюджет. Помимо ежегодного контроля за текущим управлением государственными финансами, Конституция предоставляет законодательной власти право принимать решения по ряду вопросов, выходящих за рамки обычного управления государственным имуществом. Например, вводить налоги можно только законодательным путем. Разрешение о взимании обычных налогов содержится в законе о бюджете; чрезвычайные налоги должны вводиться специальным законом.

81. Без принятия специального разрешающего закона правительство не может заимствовать средства, принимать от имени государства крупное финансовое обязательство, отчуждать государственную недвижимую собственность, приобретать в интересах государства крупные объекты недвижимости или осуществлять в интересах государства крупный инфраструктурный или строительный проект. При этом общее законодательство определяет пороговую величину, ниже которой специального разрешения Палаты депутатов не требуется. Без принятия специального закона нельзя принимать расходные обязательства по бюджету более чем на один финансовый год.

82. Счетная палата консультирует Палату депутатов по ее запросу. Так, например, по просьбе Палаты депутатов она дает заключение по положениям закона о бюджете, а также по законопредложениям и законопроектам, касающимся финансовой отчетности государства и государственных юридических лиц. Парламент может обращаться к Счетной палате за консультациями в связи с законопредложениями и законопроектами, имеющими существенные финансовые последствия для государственной казны. Наконец, Палата депутатов может в любое время поручить ей представить специальные доклады по конкретным сферам финансового управления, распространив исполнение своих контрольных функций на несколько финансовых лет.

83. Деятельность Палаты депутатов в отношении действий правительства проявляется не только в финансовой сфере, но и в механизмах контроля и надзора в политической и административной областях, которыми она наделена в соответствии со своим внутренним регламентом, Конституцией и рядом специальных законов.

84. Согласно регламенту Палаты каждый депутат имеет право задавать вопросы членам правительства. Формулировка этих вопросов должна ограничиваться терминами, которые необходимы для краткого отражения сути вопроса без каких-либо комментариев. Приемлемость вопросов зависит от общих интересов, значимости и актуальности их тематики. Какой-либо вопрос, на который профильным министром был дан ответ, нельзя задавать повторно на аналогичных условиях в ходе той же сессии. Депутат, желающий задать вопрос правительству, передает его содержание в письменном виде председателю Палаты, который единолично решает вопрос о приемлемости вопросов. Как правило, письменный ответ профильного министра направляется председателю Палаты в течение одного месяца. Если какой-либо депутат желает задать вопрос одному из министров в срочном порядке, он должен направить его в письменном виде председателю Палаты, который принимает решение относительно его приемлемости. Если председатель соглашается с безотлагательностью вопроса, то после получения согласия министра он может быть задан в момент, назначенный председателем, или же – в случае отсутствия заседания – министр представит свой в ответ в недельный срок.

85. Часть открытого заседания отводится Палатой для "вопросов с обсуждением". Председатель Палаты направляет вопросы правительству как минимум за две недели до его проведения. Кроме того, каждый вторник в начале заседания предусмотрен "час вопросов", проводимый в те недели, когда депутаты Палаты задают правительству вопросы по темам, которые представляют общий интерес и определены в заявлении о программе правительства или в основных направлениях, отраженных в заявлении о внутреннем положении или в заявлении о внешней политике, на которые депутаты должны ссылаться. Подготовленные вопросы должны направляться в письменной форме председателю Палаты как минимум за три часа до начала "часа вопросов". С другой стороны, в те недели, кода проходит сессия Палаты, каждый вторник проводится "час обзора новостей".

86. Каждый депутат имеет право обратиться к правительству с письменным заявлением, в котором излагаются элементы, составляющие предмет обращения, и которое он передает Председателю. Ответ на такое обращение обычно поступает в течение шести месяцев после его передачи.

87. Наряду с этим Палата может проводить "консультативные прения" − по инициативе правительства или по инициативе как минимум пяти депутатов, и "ориентировочные прения" по определенным темам, представляющим общественный интерес; она также ежегодно проводит "прения по вопросам внешней политики правительства".

88. Каждый депутат может представлять "предложения" правительству и "резолюции" − Палате депутатов. Если эти предложения и резолюции получают поддержку как минимум пяти депутатов, они ставятся Палатой на обсуждение и голосование. В момент их представления они должны быть обоснованы и могут преследовать самые разные цели. Они могут побуждать Палату депутатов выразить свое отношение к определенным действиям правительства, предлагать правительству выступить с какими-либо инициативами, высказать порицание, выразить одобрение, заявить о поддержке правительства или отказать ему в поддержке и т.д.

89. Палата депутатов может отказать правительству в доверии посредством принятия вотума недоверия или путем отклонения любого поставленного на голосование положения, при обсуждении которого правительство поставило вопрос о доверии. Решение Палаты, принятое вопреки явно выраженной воле правительства, ставит его в положение меньшинства и заставляет отказаться от выполнения своих функций.

90. Палата депутатов имеет право на проведение расследований. Она может заслушивать свидетелей и давать поручения экспертам, чтобы выработать позицию по некоторым делам сомнительного характера, вынесенных на ее рассмотрение. Палата осуществляет это право либо самостоятельно, либо силами комиссий, которые учреждаются внутри Палаты. Эти комиссии наделяются полномочиями следственного судьи по уголовным делам. Парламентское расследование имеет форму состязательного процесса. Любое лицо, которому в ходе расследования может быть нанесен ущерб, имеет право быть заслушанным и право потребовать проведения следственных действий.

91. Петиции, поступающие в Палату депутатов, рассматриваются Комиссией по петициям. Члены правительства обязаны давать разъяснения по существу этих петиций всякий раз, когда этого требует Палата депутатов.

92. По предложению Палаты Великий Герцог производит ряд назначений. Так, например, председатель, заместитель председателя и три советника Счетной палаты выбираются Великим Герцогом из списка, в котором Палатой депутатов предложено по три квалифицированных кандидата на каждую вакантную должность. Каждое из должностных лиц, назначенных по такой процедуре, может быть отстранено от должности только по предложению Палаты депутатов, в заключении которой будет испрашиваться мнение Счетной палаты. С другой стороны, что касается заполнения вакансии государственного советника, то назначение на каждую третью такую должность производится посредством выбора одного из трех кандидатов, представленных Палатой депутатов. Наконец, Палата депутатов имеет право выдвигать обвинения против членов правительства в связи с действиями, которые совершены ими при исполнении служебных обязанностей. Обвинения в адрес министров, которые Палата признает обоснованными, рассматриваются на пленарном заседании Верховного суда.

3. Судебная власть

93. В соответствии с Конституцией суды и трибуналы призваны осуществлять судебную власть и применять только те общие и местные постановления и правила, которые не противоречат законодательству. В частности, Конституционный суд уполномочен выносить в преюдициальном порядке решения о соответствии законов Конституции страны. Закрепленный в Конституции принцип разделения властей находит свое отражение в том, что суды и трибуналы независимы в выполнении своих функций, сфера их деятельности имеет ограничения, определена их юрисдикция и предусмотрен ряд процессуальных гарантий.

94. К органам судебной власти относятся суды общей юрисдикции, суды по административным делам и Конституционный суд. Они призваны выносить решения по спорам, затрагивающим личность, имущество и свободу граждан. Главным условием беспристрастности, которая должна главенствовать при осуществлении этой исключительно важной миссии, является обеспечение как можно более полной независимости судов. Поэтому Конституцией и специальными законами предусмотрен ряд положений, цель которых – сделать судей свободными от вмешательства органов исполнительной или законодательной власти, а также независимыми от участников судебного разбирательства.

95. Личный статус судей определен конституционными нормами в отношении их назначения и несменяемости, а также факторов, не совместимых с исполнением их функций. Все судьи, независимо от их уровня в судебной иерархии, назначаются указом Великого Герцога. Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются непосредственно Великим Герцогом. Советники Верховного суда, советники Административного суда, а также председатели и заместители председателей окружных и административных трибуналов назначаются Великим Герцогом по представлению соответствующего судебного органа.

96. Действительно, при появлении вакантной должности председателя Верховного суда, советника кассационного суда, председателя палаты, первого советника или советника апелляционного суда, председателя, первого заместителя председателя или заместителя председателя окружного суда Верховный суд по ходатайству Генерального прокурора проводит пленарное заседание, в ходе которого тайным голосованием выбираются три кандидата на каждую вакантную должность. Наряду с этим свое заключение дает Генеральный прокурор. Аналогичным образом для заполнения каждой вакансии в составе Конституционного суда составляется список из трех судей-кандидатов на каждую вакансию, который представляется совместно Верховным судом и Административным судом. Действительные члены и кандидаты в члены Административного суда, а также председатель и заместители председателя административного трибунала назначаются Великим Герцогом по простому ходатайству Административного суда.

97. Мировые судьи, судьи трибуналов и советники какого-либо суда являются несменяемыми. Они могут быть временно отстранены или сняты с должности только по решению своего суда. Ни один судья не может быть переведен на другое место работы без его согласия. Перевод судьи должен производиться на основании нового назначения. Конституционное положение о том, что размеры вознаграждения судей определяются законом, обеспечивает судьям защиту от возможного воздействия со стороны исполнительной власти в виде угрозы снижения или обещаний повышения размера их вознаграждения. Установленный возрастной предел для членов судов и трибуналов составляет 68 лет. Решение о выходе судьи в отставку принимается соответствующим судом.

98. Функции судьи не совместимы с полномочиями депутата, с занятием любой оплачиваемой должности в государственном или частном секторах, с функциями нотариуса, судебного пристава, военной службой или церковным саном, а также с профессией адвоката, за исключением случаев, когда адвокат выполняет функции помощника судьи или судебного исполнителя.

99. Члены Верховного суда, окружных и мировых судов, а также работники органов прокуратуры не могут занимать должность бургомистра, эшевена или коммунального советника.

100. Аналогичным образом обстоит дело с судьями административных судебных органов, которые также не могут являться членами Государственного совета.

101. Судьям (кроме помощников мировых судей) запрещается, даже под именем своего супруга или при посредничестве какого-либо третьего лица, заниматься любой коммерческой деятельностью, являться торговым агентом или членом правления, администрации или наблюдательного органа любой компании, промышленного или финансового учреждения. Судьи не могут вступать в особые отношения со сторонами или их защитниками в связи со спорами, находящимися на их рассмотрении. Стороны в свою очередь не могут обращаться с поручением о ведении защиты и даже за консультацией к действующим судьям, к работникам прокуратуры или судебным секретарям, даже если их дело рассматривается не в том суде, где эти лица выполняют свои функции.



следующая страница >>



Красивым кажется все, на что смотришь с любовью. Кристиан Моргенштерн
ещё >>