Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
Михаил Делягин 34 9283.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 - страница №1/4




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/BEL/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

3 January 2013

Russian

Original: French



Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников

Бельгия*

[2 октября 2012 года]

Содержание

Глава Пункты Стр.

I. Общая информация о представляющем доклад государстве 1−113 3

А. Демографические, экономические, социальные и культурные
особенности государства 1−16 3

В. Конституционная, политическая и правовая структура


государства 17−113 5

II. Общие рамки защиты и поощрения прав человека 114−178 18

А. Принятие международных норм в области прав человека 114 18

В. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне 115−116 23

С. Рамки поощрения прав человека на национальном уровне 149−167 28

D. Процесс подготовки докладов на национальном уровне 168−177 34

Е. Другие сведения о правах человека 178 35

III. Сведения о недискриминации и равенстве, а также об эффективных


средствах правовой защиты 179−224 35

A. Недискриминация и равенство 155−164 35

B. Борьба с расизмом, экстремизмом, ксенофобией и
антисемитизмом 165−169 38

C. Права лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов


в Бельгии 170−173 39

D. Равенство мужчин и женщин и борьба с дискриминацией


по признаку пола 174−193 40

E. Права инвалидов 194−199 43

Приложение

Схематическая пирамида судебных органов в Бельгии



I. Общая информация о представляющем доклад государстве

А. Демографические, эконом≤ические, социальные и культурные особенности государства

1. Общие сведения

1. Бельгия, территория которой составляет 30 519 км2, граничит на севере с Нидерландами, на востоке − с Германией и Великим Герцогством Люксембург, а на юге − с Францией.

2. Бельгия расположена не только в одном из наиболее густонаселенных и оживленных торговых районов мира, но и в центре крупнейшей экономической зоны городских агломераций. Речь идет о весьма насыщенной городами зоне, которая простирается от Лондона до Милана, охватывая половину крупных европейских городов, т.е. более 80 городских агломераций с населением более 200 000 человек, а также является основной осью коммуникаций и торговли в Европе.

3. Таким образом, Бельгия находится на перекрестке между европейской полосой высокоразвитых экономических и городских структур и важным прибрежным поясом, который проходит вдоль берега Северного моря, от Гавра до Гамбурга. На территории Бельгии созданы разнообразные и развитые системы коммуникаций, которые связывают всю страну, а также соседние страны, облегчая внутренние перемещения и международные контакты.

4. Благодаря своему географическому положению Бельгия на протяжении всей своей истории всегда была местом встреч и контактов, а также страной, в которой люди находили убежище и где осуществлялись различные начинания.

5. Уже давно страна открыта для международного сотрудничества. Еще в 1921 году, подписав с Великим Герцогством Люксембург соглашение о снятии ограничений в отношении торговли, о введении единого таможенного тарифа и об общей финансовой и торговой политике, Бельгия заложила основы для будущего строительства Европы. В 1951 году она стала одним из основателей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое планировало ввести свободное перемещение этой продукции между шестью странами − участниками Объединения. В Брюсселе находятся штаб-квартиры целого ряда европейских учреждений, Организации Североатлантического договора (НАТО), а также около 850 международных неправительственных организаций.

6. В рамках Бельгийско-люксембургского экономического союза (БЛЭС) у Бельгии, в расчете на душу населения, самый высокий в мире объем экспорта. На БЛЭС приходится 3,4% от общего объема мирового экспорта, что соответствует девятому месту среди промышленно развитых стран мира. В рамках БЛЭС, торговый оборот внутри которого равен приблизительно 2/3 ВНП, доля экспорта в другие промышленно развитые страны составляет 90%, в том числе 75% − в государства − члены Европейского союза. При этом экспортируется самая различная продукция: транспортное оборудование, недрагоценные металлы, машины и электрооборудование, химическая и фармацевтическая продукция, пластмассы, текстиль, драгоценные камни и т.д.

2. Население

7. В 2005 году численность населения Бельгии превысила 10,5 млн. человек. Столетие назад в стране было около 6 млн. жителей, и население стабильно увеличивалось на 1% в год.

8. В настоящее время население страны составляет приблизительно 10,8 млн. человек. Согласно последним прогнозам Бюро по вопросам планирования, в 2020 году население Бельгии составит 11,5 млн. человек, а к 2050 году может возрасти до 12,6 млн. Эволюция численности населения будет в значительной степени зависеть от количества иммигрантов.

9. На протяжении всего прошлого века доля иностранцев среди населения росла быстрыми темпами. В 1920 году она составляла не более 2% от общей численности населения. Сейчас доля иностранцев превышает 9%, и можно предположить, что она еще возрастет. В течение последних 10 лет годовой миграционный поток увеличился в пять раз: с приблизительно 11 700 человек в 1998 году до 63 900 в 2008 году.

10. Однако еще более важными, чем рост населения, будут изменения в его структуре. В середине прошлого века доля жителей в возрасте 65 лет едва составляла десятую часть населения (11%); сегодня она равна одной пятой (17%), а к 2050 году может превысить четверть (26%).

11. Это явление называют "старением населения". Оно отмечается почти во всех промышленно развитых странах. Вместе с тем в Бельгии оно находится на весьма продвинутой стадии. Согласно докладу Организации Объединенных Наций о старении населения, применительно к доле жителей в возрасте 60 лет и старше Бельгия входит в число первых стран мира с наиболее старым населением (23,0%).

12. Причины старения населения общеизвестны: снижение уровней смертности и рождаемости. В течение прошлого века в Бельгии резко снизился уровень младенческой смертности среди детей в возрасте до одного года − с более чем 150 детей на 1 000 живорождений в 1900 году до менее 10 детей на 1 000 живорождений в 2010 году (8/1 000 для мальчиков и 6/1 000 для девочек). Одновременно существенно возросла продолжительность жизни − со среднего показателя в 45 лет в начале века до 79 лет сегодня (77 лет − для мужчин и 82 года − для женщин).

13. Другой причиной старения населения является снижение уровня рождаемости. Как и в большинстве промышленно развитых стран, с 60-х годов ХХ века в Бельгии рождаемость снизилась до уровня менее двух детей. С 2,64 ребенка в среднем на одну женщину в период 1960−1964 годов за несколько лет рождаемость сократилась до лишь 1,6 ребенка в 1980−1999 годах. В настоящее время рождаемость несколько выросла приблизительно до уровня 1,8 ребенка. Согласно прогнозам, через несколько лет этот уровень возрастет до 1,85 ребенка, но, как и в большинстве других промышленно развитых стран, по крайней мере до 2050 года он останется, весьма вероятно, ниже порога смены поколений (2,1 ребенка).

14. Внесем несколько уточнений о количестве жителей по регионам и происхождению иностранцев. На 1 января 2010 года население Бельгии насчитывало 10 839 905 человек, из которых 5 527 684 − женщины и 5 312 221 − мужчины. Этот цифровой показатель учитывает всех бельгийцев и постоянно живущих в стране иностранцев, за исключением международных и имеющих аналогичный статус сотрудников, а также иностранных военнослужащих, расквартированных на территории страны.

15. В 2010 году во Фландрии проживали 6 251 983 человека, в Валлонии, включая немецкоговорящий регион, − 3 498 380 человек, а в Брюссельском столичном регионе − 1 089 538 человек.

16. На 1 января 2006 года численность проживающих в Бельгии выходцев из стран Европейского союза составляла 625 000 человек, т.е. 65% от всех иностранцев. Что же касается иностранцев из других стран, то больше всего выходцев из следующих пяти стран: Марокко, Турции, Соединенных Штатов, Демократической Республики Конго и Алжира. Выходцы из стран Магриба и Турции составляют 29% от общего числа иностранцев. 37% иностранцев, обосновавшихся в Бельгии, живут во Фландрии, 35% − в Валлонии и 28% − в Брюссельском столичном регионе.

B. Конституционная, политическая и правовая структура государства

1. Общие сведения

17. В 1831 году Конституция Бельгии провозгласила демократическое государство, основанное на гибком разделении властей и имеющее форму парламентарной монархии и унитарного децентрализованного государства (государство, провинции, коммуны).

18. Это государственное устройство претерпело изменения вследствие образования федерального государства, состоящего из сообществ и регионов.

19. Распределение государственных полномочий основано главным образом на делегировании предметной и территориальной компетенции, которую осуществляют федеральные органы власти, сообщества и регионы.

20. Сообщества и регионы не являются, по примеру провинций и коммун, подчиненными административно-территориальными образованиями, а находятся на том же уровне власти, что и федеральные органы. В рамках своей компетенции эти образования располагают такой же властью, что и федеральные органы, поскольку законодательные нормы, которые они разрабатывают − декреты и постановления − имеют статус, тождественный закону.

21. Конституция 1994 года гласит, что Бельгия состоит из:

a) трех сообществ: французского, фламандского и немецкоязычного;

b) трех регионов: Валлонии, Фландрии и Брюссельского столичного региона;

c) четырех языковых регионов: франкоязычного, нидерландскоязычного, двуязычного Брюссельского столичного и немецкоязычного. Каждая коммуна Королевства входит в состав одного из этих языковых регионов.

Сообщества и регионы являются федеральными субъектами, обладающими политическими органами. Языковые регионы − просто политические образования на территории Бельгии.

22. Компетенция федеральной власти не распространяется лишь на те вопросы, которые официально определены как таковые Конституцией и принятыми в соответствии с Конституцией законами. Они обладают также компетенцией, которой однозначно не наделены сообщества и регионы.

23. Институциональное соглашение от 11 октября 2011 года, заключенное между восемью политическими партиями, из которых шесть входят в нынешнее правительство, предусматривает проведение масштабной реформы государственного управления, которая должна повысить эффективность федерального государства и самостоятельность его субъектов. Федеральные полномочия, касающиеся рынка труда, здравоохранения и социальной помощи, семейных пособий и сферы правосудия, будут переданы на уровень сообществ и регионов. Система финансирования сообществ и регионов также будет радикально пересмотрена с целью увеличения финансовой ответственности федеральных субъектов и обеспечения надлежащего финансирования брюссельских учреждений. Кроме того, было найдено решение проблемы избирательного округа Брюссель-Аль-Вильворд. На данный момент (июнь 2012 года) законопроекты, предусматривающие передачу указанных полномочий, в парламент еще представлены не были.



2. Федеральная законодательная власть

24. Эта власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом.

25. Депутаты обеих палат представляют всю нацию, а не только тех, кто их избрал. В случаях, определенных в Конституции, избранные члены каждой палаты образуют в установленном законом порядке французскую и нидерландскую языковые группы.

26. Согласно закону палаты собираются ежегодно на сессии продолжительностью не менее 40 дней. О закрытии сессии объявляет Король. В установленном Конституцией порядке он может отсрочить заседания палат или распустить их. Любой член парламента, которого Король назначил министром, не участвует после этого в работе палаты, и его мандат возобновляется лишь после сложения им функций министра.

27. Правом законодательной инициативы обладает каждая из ветвей федеральной законодательной власти [внесение в одну из палат проектов (текстов, подготовленных исполнительной властью) и предложений (подготовленных по инициативе парламента)].

28. За исключением бюджета, а также законов, для принятия которых необходимо наличие специального большинства, действует так называемый механизм "звонка тревоги", направленный на предотвращение принятия проекта или предложения закона, положения которых могут нанести серьезный ущерб отношениям между языковыми группами. В этом случае парламентская процедура приостанавливается на 30 дней до получения мотивированного заключения Совета министров.

29. Палата представителей состоит из 150 членов, избираемых путем прямых всеобщих выборов. Чтобы быть избранным, необходимо удовлетворять следующим критериям:


  • быть бельгийцем,

  • пользоваться гражданскими и политическими правами,

  • быть старше 21 года и постоянно проживать в Бельгии.

30. Срок мандата депутата составляет четыре года, и мандат не совместим, в частности, с мандатом советника на уровне региона или сообщества, а также с выполнением функций министра.

31. Палата представителей осуществляет полный политический контроль за политической деятельностью федерального правительства (с использованием инвеституры и вотума недоверия). Кроме того, она имеет исключительную компетенцию в вопросах бюджета, поскольку принимает закон о выполнении бюджета и утверждает бюджет. Палата располагает также исключительной компетенцией, в том что касается натурализации, уголовной и гражданской ответственности министров и установления численности вооруженных сил.

32. В состав Сената входит 71 член:


  • 40 сенаторов, из которых 25 избираются путем прямых выборов нидерландскоязычными избирателями, а 15 − франкоязычными избирателями;

  • 21 сенатор, назначаемый советами сообществ из числа их членов: 10 − Советом фламандского сообщества, 10 − Советом франкоязычного сообщества и 1 − Советом германоязычного сообщества;

  • 10 кооптируемых сенаторов, избираемых двумя предшествующими категориями: 6 − нидерландскоязычными и 4 − франкоязычными членами Сената;

  • сенаторы по праву, к которым относятся дети королевской семьи, становящиеся членами Сената в 18 лет и приобретающие право решающего голоса лишь по достижении возраста 21 года.

33. Структура Сената призвана удовлетворять одновременно трем принципам: демократической законности (избрание членов части Сената путем прямых выборов); представительства федеральных субъектов (назначение членов Сената советами сообществ); символического паритета (равное количество членов, назначенных советами сообществ).

34. Возраст лиц, имеющих право быть избранными в Сенат, составляет не менее 21 года.

35. В определенных вопросах Сенат наделен полномочиями, аналогичными полномочиям Палаты представителей (принцип двухпалатности парламента): он вправе объявлять о пересмотре Конституции и внесении в нее изменений; принимать определенные законы, которые, как считается, затрагивают основополагающие структуры и интересы государства; рассматривать некоторые вопросы, касающиеся международных отношений (законы о присоединении к международным договорам); решать вопросы, касающиеся организация судов и трибуналов, а также законодательных актов о Государственном совете; принимать законы об утверждении соглашений о сотрудничестве, заключенные между государством, сообществами и регионами.

36. Сенат наделен исключительной компетенцией в том, что касается урегулирования конфликтов интересов между федеральными и региональными представительными органами. Кроме того, проекты о ратификации международных договоров, которые должны приниматься обеими палатами, вносятся правительством сначала в Сенат, а затем в Палату представителей, что должно позволить Сенату играть более важную роль в вопросах международного характера.



3. Федеральная исполнительная власть

37. Федеральной исполнительной властью в том виде, в котором она закреплена в Конституции, обладает Король. На практике исполнительная власть по своей структуре разделена, поскольку ее осуществляет и Король, и министры. Конституция признает за Королем несколько прав, сфера действия которых со временем эволюционировала, хотя текст Конституции не менялся.

38. Особа Короля неприкосновенна:


  • с гражданско-правовой точки зрения − против него не может быть возбужден никакой иск, за исключением вопросов, касающихся его наследства, когда его интересы представляет администратор его цивильного листа;

  • с уголовно-правовой точки зрения − против него не может быть возбуждено никакое преследование;

  • с политической точки зрения − ответственность несет лишь министр, который скрепляет подписью акт Короля или дает на него свое согласие. Эти привилегии предоставляются лишь самому Королю и не распространяются на членов его семьи.

39. Король вступает на трон лишь после присяги, принесенной на совместном заседании обеих палат. Король назначает и отзывает министров, функции которых могут выполнять только лица, имеющие бельгийское гражданство.

40. В состав Совета министров входят максимум 15 членов: равное число франкоязычных и нидерландскоязычных министров (принцип паритета) с возможным исключением для Премьер-министра.

41. Министры подотчетны Палате представителей. Никто из министров не может быть подвергнут преследованию или привлечен к ответственности на основании тех мнений, которые он мог высказать при исполнении своих функций.

42. Правонарушения, совершенные министрами при исполнении их функций, рассматриваются исключительно Апелляционным судом. Аналогичным образом дело обстоит с правонарушениями, которые совершили министры вне рамок исполнения их функций и за которые они привлекаются к судебной ответственности во время исполнения своих функций. Порядок разбирательства их дел как во время преследования, так и при вынесении судебных решений определяется законом.

43. Король назначает и отзывает федеральных государственных секретарей, которые, являясь заместителями министра, входят в состав федерального правительства, но не являются членами Совета министров.

44. Король присваивает звания военнослужащим, а также назначает на должности в общие административные органы и на дипломатическую службу, за исключением должностей, определенных законом.

45. Король издает нормативные акты и декреты, необходимые для выполнения законов. Он утверждает и обнародует законы.

46. Король назначает судей и обеспечивает выполнение постановлений и судебных решений, а также обладает правом помилования. Кроме того, в соответствии с законом он обладает правом чеканить монеты, наделять дворянскими титулами, не увязывая их с какими-либо привилегиями, и награждать военными орденами, соблюдая соответствующие предписания закона.



4. Сообщества

47. В каждом сообществе и регионе действуют парламент и правительство.

48. Органы фламандского сообщества наделены полномочиями по фламандскому региону. Таким образом, обеспечивается единство учреждений фламандского сообщества и фламандского региона. Иначе обстоит дело в других административных единицах, каковыми являются французское сообщество, германоязычное сообщество, валлонский регион и Брюссельский столичный регион.

a) Парламенты

49. Фламандский парламент насчитывает 124 депутата, из которых 118 избираются путем прямого голосования во фламандском регионе, и 6 − назначаются Брюссельским региональным советом из числа депутатов-фламандцев парламента Брюсселя.

50. Парламент французского сообщества насчитывает 94 депутата, из которых 75 − члены парламента валлонского региона и 19 − избраны французской языковой группой парламента Брюссельского регионального совета.

51. Парламент германоязычного сообщества состоит из 25 депутатов, избираемых путем прямого голосования.

52. Мандат депутата парламента в принципе не совместим с мандатом члена Палаты представителей или Сената, за исключением тех членов Сената, которые представляют свое сообщество в федеральном Сенате. Запрещение совмещения двух мандатов касается лишь федеральных парламентских функций и парламентских функций регионов или сообществ. Таким образом, по Конституции сохраняется возможность совмещения членства в Совете региона и в Совете сообщества.

53. В определенных пределах три парламента (фламандский, французского сообщества и валлонского региона) обладают правообразующей автономией, т.е. декреты, которые они принимают специальным большинством, могут регламентировать вопросы, касающиеся выборов, состава и деятельности советов и их правительства.

54. Члены парламентов сообществ и регионов избираются на пятилетний срок. Парламенты полностью обновляются раз в пять лет и не могут быть распущены до окончания срока их полномочий.

b) Правительства

55. Члены каждого из правительств региона или сообщества избираются их парламентом и необязательно из числа депутатов парламента. Члены правительства дают присягу в присутствии председателя избравшего их парламента. Политические и судебные полномочия членов этих исполнительных органов аналогичны тем, которые закреплены на федеральном уровне.



c) Предметная компетенция сообществ

56. Эта компетенция охватывает перечисляемые ниже сферы.

57. Сфера культуры. В Конституции не приводится подробный перечень вопросов, относимых к "сфере культуры". Исходя из закона, принятого специальным большинством, законодательный орган отнес к этой сфере 17 вопросов, таких как защита языка, изобразительное искусство, культурное наследие, поддержка прессы, молодежная политика, организация отдыха, интеллектуальное, нравственное, художественное и социальное воспитание.

58. Образование. Почти все вопросы, касающиеся образования, начиная с начальной школы и заканчивая университетами, были переданы в ведение сообществ, полномочия которых касаются как организации учебного процесса, так и выделения и распределения субсидий на образование, направляемых другими заинтересованными органами.

59. В этой области полномочия федеральной власти ограничиваются определением рамок обязательного школьного обучения и минимальных условий для выдачи дипломов, а также установлением порядка выделения стипендий.

60. Использование языков. В статье 30 Конституции говорится, что использование языков носит факультативный характер; оно может регламентироваться только законом и касаться лишь функционирования государственных органов и судов.

61. Французское и фламандское сообщества имеют право регламентировать использование языков в трех сферах: в административной области; в преподавании в учреждениях, созданных и субсидируемых государственными органами; в общественных отношениях между работодателями и их работниками, а также в тех актах и документах предприятий, которые предписаны законом и нормативными актами.

62. Эти полномочия на уровне сообществ осуществляются лишь на более ограниченной территории по сравнению с другими полномочиями. Федеральный парламент полномочен решать вопросы, которые касаются двуязычного Брюссельского столичного региона, германоязычного региона, органов, чья деятельность выходит за рамки языкового региона, где они находятся, определенных законом федеральных и международных учреждений, действующих в нескольких сообществах, а также коммун с особым языковым режимом.

63. Сообщества осуществляют также международные полномочия в затрагивающих их интересы вопросах.

64. Территория Бельгии состоит из четырех языковых регионов:

a) региона нидерландского языка, состоящего из пяти фламандских провинций;

b) региона французского языка, состоящего из пяти валлонских провинций, за исключением девяти коммун региона немецкого языка, которые в то же время входят в состав провинции Льеж;

c) двуязычного Брюссельского столичного региона, состоящего из девятнадцати коммун одноименного округа;

d) германоязычного сообщества со специальным статусом.

65. Конституция наделяет германоязычное сообщество такими же полномочиями, какими располагают два других сообщества, но эти полномочия определяются законом, принимаемым простым большинством.

66. Это сообщество может также осуществлять определенные полномочия в отношении валлонского региона в соответствии с соглашениями, заключенными между правительствами этих двух административных единиц.

67. Во избежание увеличения числа инстанций Конституция оставила за законодательным органом право поручать германоязычному сообществу некоторые задачи, обычно входящие в компетенцию других административных органов.

68. Парламент германоязычного сообщества состоит из 25 депутатов, избираемых путем всеобщего голосования, и административное управление осуществляет правительство сообщества, которое состоит из четырех членов, избираемых Советом.

69. Законодательный орган наделил специальным статусом в форме определенных языковых "льгот" коммуны, которые прилегают к границам языковых регионов и расположены вокруг Брюсселя и имеют более или менее многочисленные языковые меньшинства.

70. Личностные вопросы. Под этим термином понимаются те вопросы, которые по своему характеру тесно связаны с индивидуальным и общественным развитием личности.

71. Специальный закон подразделяет личностные вопросы на две категории:

а) политика в области здравоохранения, которая охватывает организацию медицинских услуг, санитарное воспитание и профилактические мероприятия;

b) помощь конкретным лицам, под которой понимаются политика на уровне семьи, социальная помощь, прием и интеграция иммигрантов, политика в отношении инвалидов, престарелых, молодежи и социальная помощь заключенным.

72. Эти полномочия на уровне сообществ сопровождаются исключениями, в отношении которых сохраняется компетенция федеральной власти. В компетенцию этой власти входят страхование на случай болезни или потери трудоспособности в рамках политики в области здравоохранения, а также некоторые вопросы гражданского права, уголовного права и судопроизводства в сфере, касающейся молодежи. Кроме того, компетенция сообществ затрагивает также осуществление права любого лица на получение социальной помощи, в частности через посредство государственных центров социальной помощи (ГЦСП).

73. На своем уровне сообщества наделены также полномочиями в сфере научных исследований, сотрудничества в целях развития и административного контроля за деятельностью подотчетных административно-территориальных образований (провинций и коммун).

5. Регионы

74. Бельгия состоит из трех регионов, отличающихся от трех сообществ: фламандского региона, валлонского региона и Брюссельского столичного региона. У первых двух регионов соответствующие полномочия и компетенции идентичны, а для Брюссельского столичного региона характерны особые механизмы, обусловленные, в частности, фактом совместного проживания на его территории франкоговорящего и фламандскоговорящего населения, а также его столичным статусом.

75. Во Фландрии региональные полномочия осуществляются парламентом и правительством фламандского сообщества.

76. В валлонском и Брюссельском столичном регионе действуют особые, свойственные только им органы (парламент и правительства).

77. Региональные полномочия охватывают следующие вопросы (за исключениями в пользу федерального уровня):

а) обустройство территории, включая охрану памятников и ландшафтов;

b) основные полномочия, связанные с окружающей средой и водными ресурсами;

с) развитие сельских районов и сохранение природы;

d) жилищное строительство и надлежащий ремонт жилищ, которые представляют опасность с точки зрения гигиены и здоровья жителей;

е) различные вопросы, касающиеся сельскохозяйственной политики и морского рыболовства;

f) полномочия экономического характера, такие как экономическая политика, региональные аспекты политики в области кредитования, политика в области рынков сбыта и экспорта, а также природные богатства. В этой связи следует отметить, что регионы должны осуществлять свои полномочия в рамках экономического и валютного союза, гарантом которого остается федеральное государство и принципы которого закреплены в законодательстве и международных договорах (в рамках Европейского союза). Федеральная власть обладает, в частности, исключительной компетенцией в следующих областях: денежно-кредитная политика, финансовая политика и защита сбережений, политика в области цен и доходов, право в области конкуренции и право в сфере коммерческой практики, торговое право и право в области акционерных обществ, условия доступа к профессиональной деятельности, промышленная и интеллектуальная собственность, квоты и лицензии, право на труд и социальное обеспечение;

g) политика в области энергетики;

h) важные прерогативы в отношении местных административно-территориальных образований (финансирование, организация и помощь);

i) полномочия в области занятости (трудоустройство рабочих, разработка программ по сокращению безработицы, осуществление правовых норм, касающихся иностранцев);

j) общественные работы и транспорт (дороги, водоканалы, порты, общественный транспорт), оборудование и эксплуатация государственных аэропортов, за исключением Национального брюссельского аэропорта;

k) в рамках их компетенции, как и в случае с сообществами, научные исследования, включая исследования, проводимые в соответствии с международными и межрегиональными договорами или соглашениями, а также сотрудничество в целях развития;

l) международные отношения в том, что касается свойственной только им компетенции.

78. Следует напомнить о том, что в нынешней ситуации сообщества и регионы имеют лишь распределительные полномочия, рамки которых были определены специальным законом. Кроме того, они наделены правом собирать налоги и обладают дополнительными полномочиями, которые позволяют им, в частности:

а) принимать меры в отношении инфраструктуры, необходимой для осуществления их полномочий;

b) создавать децентрализованные службы, учреждения и предприятия или выступать в роли акционеров;

c) принимать декреты для квалификации в качестве нарушений случаев невыполнения их решений и в определенных рамках выносить наказания за подобные нарушения;

d) осуществлять государственную экспроприацию.



а) Особый статус Брюссельского столичного региона

79. Брюссельский столичный регион, который состоит из 19 коммун и является федеральной столицей страны, имеет такие же полномочия, как и два других региона, и на его территории действуют парламент и правительство (состоящее из пяти членов). Вследствие его двойственного характера Брюссельский столичный регион не наделен конститутивной автономией. Поэтому парламент не может изменить ни своего состава, ни принципа своего функционирования, ни статуса своих членов.

80. Организационная структура парламента основана на принципе представительства двух языковых групп, которые осуществляют свои собственные полномочия и распределяют между собой ответственность в различных органах парламента. В состав парламента входят 89 депутатов (72 − от французской языковой группы и 17 − от нидерландской языковой группы). За исключением Председателя, состав правительства определяется на паритетной основе: два франкоязычных и два нидерландскоязычных члена. К этим пяти министрам следует добавить трех не входящих в состав правительства государственных секретарей, из которых по крайней мере один принадлежит к нидерландской языковой группе.

81. Ответственность за осуществление полномочий сообществ на территории двуязычного Брюссельского столичного региона несут официально созданные учреждения. К ним относятся Комиссия французского сообщества, Комиссия фламандского сообщества и Общая комиссия сообществ.

82. Вопросы, которые касаются одного из двух сообществ − либо французского, либо фламандского, называются "внутренними" и решаются Комиссией либо французского, либо фламандского сообщества под контролем соответствующего сообщества.

83. Личностные вопросы, которые не могут быть увязаны исключительно с одним конкретным сообществом, называются "общеличностными" и решаются Общей комиссией сообществ, которая, кроме того, обладает компетенцией в вопросах, представляющих общий интерес для сообществ.

84. Вопросы культуры, которые не касаются одного конкретного сообщества, относятся к "общекультурному" сектору, управляемому федеральной властью (крупные инфраструктуры для мероприятий в области искусства).

b) Сотрудничество внутри федеральной системы Бельгии и урегулирование
конфликтов

85. В Конституции Бельгии закреплен принцип федеральной лояльности, который заключается в том, что ни федерация, ни субъекты федерации не должны при осуществлении своих полномочий наносить ущерб сбалансированности системы в целом. Для реализации этой цели, которая обусловливает конструктивные отношения между учрежденными в Бельгии многочисленными институциональными органами, создана весьма густая сеть механизмов и процедур.

86. Созданы, в частности, три механизма для предотвращения и урегулирования, при необходимости, конфликтов интересов между этими органами. Конфликты такого рода возникают вследствие различного в политическом плане подхода административных органов (внесение элемента, ущемляющего интересы другого или нескольких других органов), а не в результате нарушения какой-либо правовой нормы:

а) Согласительный комитет, состоящий из 12 членов, из которых шесть представляют федеральное правительство, а остальные шесть − правительства Сообщества и Региона. Этот орган, полномочия которого определяются законом, принимает решения на основе консенсуса;

b) 15 межминистерских комиссий, которые являются гибкими структурами для достижения согласия и налаживания диалога, а также эффективными форумами для ведения переговоров на предмет заключения соглашений о сотрудничестве;

c) соглашения о сотрудничестве, которые государственные органы полномочны и в некоторых случаях даже обязаны заключать и которые могут, в частности, касаться создания общих служб и учреждений и совместного управления ими, совместного осуществления полномочий или совместной разработки инициатив. Так, например, в области международных отношений между различными органами заключены соглашения о представительстве Бельгии в международных организациях и о порядке заключения международных договоров.

87. Конституционный суд, в частности, уполномочен выносить решения относительно коллизий компетенции. Этот Суд, состоящий из 12 членов (шесть франкоязычных и шесть нидерландскоязычных членов, причем половина − профессиональные юристы, а другая половина − представители парламентских кругов), выносит решения в виде постановлений, если какая-либо законодательная инстанция нарушила юридические нормы распределения компетенции или некоторые конкретные статьи Конституции, касающиеся, в частности, соблюдения принципа недискриминации и защиты меньшинств, придерживающихся различных философских убеждений и идеологических взглядов.

88. В Конституционный суд могут обращаться различные правительства и председатели парламентов по просьбе двух третей их членов. Кроме того, решения Суда могут быть обжалованы любым частным лицом, доказавшим свою личную заинтересованность, в течение шести месяцев после официального извещения о рассмотрении соответствующей правовой нормы.



6. Судебная система

89. В соответствии с Конституцией организация бельгийских судов и трибуналов относится к федеральной компетенции.

90. Задача "магистратов" − так называют судей трибуналов и советников судов − заключается в урегулировании споров. Судебный кодекс определяет, сколько профессиональных магистратов − один или три − входят в состав судебных органов. Непрофессиональные магистраты входят в состав трибуналов по трудовым спорам, коммерческих трибуналов, трибуналов по вопросам исполнения наказаний, судов по трудовым спорам и судов присяжных.

91. Прокуратура и прокуроры обеспечивают соблюдение законов и интересов общества и призваны осуществлять преследование правонарушителей в целях обеспечения применения закона судьями. Споры, касающиеся гражданских прав, относятся к исключительной компетенции трибуналов.

92. Споры, касающиеся политических прав, относятся к компетенции трибуналов за исключением случаев, определенных в законе. Судебный орган может быть создан лишь на основании закона. Заседания судебных органов являются в принципе открытыми. Любое судебное решение должно быть мотивированным. Оно выносится на открытом заседании.

а) Статус магистратов

93. Магистраты назначаются Королем. Конституция предусматривает, что назначения магистратов и руководителей подразделений производится по мотивированному представлению Высшего судебного совета. Высший судебный совет является sui generis независимым органом с тройственным мандатом:



  • осуществлять внешний контроль за финансированием судебной системы, включая рассмотрение жалоб;

  • давать заключения для политических руководителей в целях улучшения функционирования судебных органов;

  • играть определяющую роль в политике назначения сотрудников судебных органов и действовать при этом объективно.

94. В соответствии с Судебным кодексом магистраты назначаются в один или несколько трибуналов первой инстанции, в один или несколько трибуналов по трудовым спорам, в одну или несколько прокуратур либо в одну или несколько коллегий аудиторов по трудовым спорам. Возможное назначение дополнительных судей относится к компетенции апелляционных судов или судов по трудовым спорам. Есть три возможности стать магистратом:

а) сдать вступительный экзамен для прохождения судебной практики, предназначенный для юристов, имеющих по крайней мере однолетний опыт работы. Продолжительность судебной практики, предоставляющей одновременно прямой доступ к работе в судебных органах или прокуратуре, составляет три года. Продолжительность практики, предоставляющей лишь прямой доступ к работе в прокуратуре, составляет 18 месяцев;

b) сдать экзамен на профессиональную пригодность, который предназначен для опытных юристов и открывает прямой доступ для работы в судебных органах, если кандидат представляет доказательства наличия профессионального опыта, накопленного в течение того количества лет, которое определено в Судебном кодексе. Речь, в частности, идет о десятилетнем адвокатском опыте, чтобы стать магистратом, и о пятилетнем адвокатском опыте, чтобы работать в прокуратуре;

с) сдать устный квалификационный экзамен, предназначенный для адвокатов, которые осуществляли свою профессиональную деятельность на постоянной основе в течение по крайней мере 20 лет или которые занимались ею в течение 15 лет и, кроме того по крайней мере в течение 5 лет выполняли функции, требующие углубленных знаний в области права.

95. Эти экзамены организуются Высшим судебным советом.

96. Конституция Бельгии гарантирует независимость магистратов при исполнении ими судебных полномочий. Прокуратура независима при проведении индивидуальных расследований и преследований без ущерба для права компетентного министра инициировать преследование или принимать принудительные меры уголовного характера, в том числе в отношении процедур расследования и преследования. Конституция также предусматривает, что статус сотрудников судебных органов, а также их пенсионный возраст должны определяться законом. Магистраты могут быть отправлены в отставку или отстранены от должности лишь по судебному решению. В зависимости от судебного органа, в котором работают магистраты, компетенцией увольнять их Судебный кодекс наделяет апелляционные суды, суды по трудовым спорам или Кассационный суд. Перевод какого-либо судьи на другое место работы может производиться лишь посредством его нового назначения и с его согласия.



b) Магистраты и судебные органы

97. Судебные инстанции образуют целую иерархическую систему. Ее высшим звеном является Кассационный суд. Он не рассматривает дела по существу, но обеспечивает строгое осуществление норм права. Затем следуют судебные органы, рассматривающие споры по существу со всеми их фактическими и правовыми элементами. Различают судебные органы первой ступени, которые изначально рассматривают дела, и судебные органы второй ступени или апелляционные органы, которые занимаются разбирательством дел, уже рассмотренных в первой инстанции.



c) Схематичная пирамида судебных органов в Бельгии

[См. приложение.]

98. Судебными органами первой ступени являются трибуналы первой инстанции, трибуналы по трудовым спорам, коммерческие трибуналы, мировые суды и полицейские трибуналы. Судебными органами второй ступени являются апелляционные суды и суды по трудовым спорам.

99. Трибунал первой инстанции разделен на палаты по гражданским делам, по уголовным делам и по делам молодежи. Палаты, называемые "трибуналом по исполнению наказаний", созданы при трибуналах первой инстанции Антверпена, Брюсселя, Гента, Монса и Льежа. Помимо председателя и заместителя либо заместителей председателя, в состав трибунала первой инстанции входит один или несколько судей по делам молодежи, следственных судей и судей по делам, связанным с арестом имущества. Асессоры по вопросам исполнения наказаний − один специализируется на пенитенциарных вопросах, другой − вопросах социальной реабилитации − назначаются в трибуналы по исполнению наказаний для совместной работы с судьями трибунала по исполнению наказаний.

100. Гражданский трибунал и коммерческий трибунал рассматривают, с учетом особенностей конкретных дел, в апелляционном порядке решения, вынесенные мировым судьей и полицейским трибуналом. Исправительный трибунал рассматривает в апелляционном порядке решения, вынесенные полицейским трибуналом.

101. Территория Бельгии разделена на пять крупных судебных округов: Антверпен, Брюссель, Гент, Монс и Льеж. В каждом округе есть апелляционный суд и суд по трудовым спорам. Эти округа разбиты на 27 судебных районов. В каждом районе есть трибунал первой инстанции, трибунал по трудовым спорам и коммерческий трибунал. Трибуналы по трудовым спорам сгруппированы в 21 судебный орган, а коммерческие трибуналы − в 23 судебных органа.

102. Непрофессиональные магистраты, назначаемые на пятилетний срок с учетом их соответствующей профессиональной категории, работают вместе с профессиональными магистратами в судебных органах по трудовым спорам (судьями и социальными советниками) и в коммерческих трибуналах (судьями коммерческих трибуналов).

103. В каждом судебном кантоне есть мировой суд. Всего таких судов 187. В каждом судебном районе есть, по крайней мере, один полицейский трибунал. Всего таких трибуналов 31.

104. В каждой из десяти провинций, а также в административном округе Брюссельского столичного региона действует суд присяжных. Суд присяжных учреждается всякий раз, когда перед ним предстают обвиняемые. Он состоит из трех профессиональных магистратов (председателя и двух асессоров) и двенадцати присяжных, а также одного или нескольких заместителей, избираемых среди жителей по жребию.

105. Кассационный суд, являющийся гарантом соблюдения норм прав судами и трибуналами, имеет три палаты: палату по уголовным делам, палату по делам, касающимся права на труд, и палату по гражданским и коммерческим делам.



d) Прокуратура

106. Прокурорские функции выполняют магистраты, которые состоят в штате прокуратуры (обладающие компетенцией по вопросам уголовного права) или в штате коллегии аудиторов (обладающие компетенцией по вопросам трудового права) и которые при исполнении своих функций выполняют свои служебные обязанности в суде или трибунале соответствующего округа.

107. В каждом трибунале первой инстанции прокурорские функции выполняют Королевский прокурор, его первые заместители и заместители. Есть заместители, специализирующиеся на фискальных вопросах, заместители, специализирующиеся на коммерческих делах, заместители, назначенные для исполнения прокурорских функций при трибунале по делам молодежи, а также заместители, специализирующиеся на вопросах исполнения наказаний, в Антверпене, Брюсселе, Генте, Монсе и Льеже.

108. В апелляционных судах функции генеральной прокуратуры выполняют генеральный прокурор, который следит за исполнением указаний в области уголовной политики в рамках его округа, а также направляет и контролирует работу магистратов генеральной прокуратуры и генеральной коллегии аудиторов по трудовым спорам. Ему помогают главный генеральный адвокат и генеральные адвокаты, а также заместители генерального прокурора.

109. Коллегия аудиторов по трудовым спорам, создаваемая при трибуналах по трудовым спорам, состоит из аудитора по трудовым спорам, его первых заместителей и заместителей.

110. Генеральную коллегию аудиторов, создаваемую при суде по трудовым спорам, возглавляет генеральный прокурор при апелляционном суде. Ему помогают главный генеральный адвокат, генеральные адвокаты и их заместители.

111. Прокурорские функции в суде присяжных выполняет генеральный прокурор при суде присяжных, который может делегировать свои функции.

112. В Кассационном суде прокурорские функции выполняет генеральный прокурор при Кассационном суде, которому помогает главный генеральный адвокат и генеральные адвокаты. Он не возбуждает публичные иски, а выполняет роль консультанта при Суде.

113. Функции федеральной прокуратуры выполняют федеральный прокурор и федеральные магистраты. В случаях, определенных законом, федеральный прокурор выполняет все прокурорские функции при рассмотрении уголовных дел в апелляционных судах, судах присяжных, трибуналах первой инстанции и полицейских трибуналах.

II. Общие рамки защиты и поощрения прав человека

A. Принятие международных норм в области прав человека

1. Ратификация основных международных договоров о правах человека

114. В этом разделе использованы следующие сокращения:



  • МКЛРД − Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

  • МПЭСКП − Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • ФП-МПЭСКП − Факультативный протокол к МПЭСКП;

  • МПГПП − Международный пакт о гражданских и политических правах;

  • ФП1-МПГПП − первый Факультативный протокол к МПГПП;

  • ФП2-МПГПП − второй Факультативный протокол к МПГПП, направленный на отмену смертной казни;

  • КЛДЖ − Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

  • ФП-КЛДЖ − Факультативный протокол к КЛДЖ;

  • КПП − Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

  • ФП-КПП − Факультативный протокол к КПП;

  • КПР − Конвенция о правах ребенка;

  • ФП-КПР-ВК − Факультативный протокол к КПР, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;

  • ФП-КПР-ТД − Факультативный протокол к КПР, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;

  • МКПТМ − Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов из семей;

  • КПИ − Конвенция о правах инвалидов;

  • ФП-КПИ − Факультативный протокол к КПИ;

  • КНИ − Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.

Основные международные договоры
о правах человека


Дата ратификации,
присоединения или
правопреемства


Заявления/оговорки

Комментарии

МКЛРД

7 августа 1975 года

Заявление (статья 4)




МПЭСКП

21 апреля 1983 года

Заявление (статья 2)




ФП-МПЭСКП







Подписан в 2009 году

МПГПП

21 апреля 1983 года

Оговорка (статьи 10, 14, 19, 21, 22)

Заявление о толковании (статьи 20 и 23)






ФП1-МПГПП

17 мая 1994 года







ФП2-МПГПП

8 декабря 1998 года







КЛДЖ

10 июля 1985 года







ФП-КЛДЖ

17 июня 2004 года

Заявление




КПП

25 июня 1999 года







ФП-КПП







Подписан в 2005 году

КПР

16 декабря 1991 года

Заявление (статьи 2, 13, 15, 40 и 14)




ФП-КПР-ВК

6 мая 2002 года

Обязывающее заявление по статье 3: 18 лет




ФП-КПР-ТД

17 марта 2006 года

Заявление




МКПТМ










КПИ

2 июля 2009 года

Заявление




ФП-КПИ

2 июля 2009 года







КНИ

2 июня 2011 года







2. Ратификация других документов Организации Объединенных Наций по правам человека

Другие договоры Организации Объединенных Наций
о правах человека


Дата ратификации, присоединения или правопреемства

Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 года

5 сентября 1951 года

Конвенция о рабстве 1926 года с поправками, внесенными в 1955 году

23 сентября 1923 года

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года

22 июня 1965 года

Конвенция о статусе беженцев 1951 года

22 июля 1953 года

Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года

8 апреля 1969 года

Конвенция о статусе апатридов 1954 года

27 мая 1960 года

Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года

Нет

Римский статут Международного уголовного суда 1998 года

28 июня 2000 года

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее

11 августа 2004 года

3. Конвенции Международной организации труда

Конвенции Международной организации труда

Дата ратификации, присоединения или правопреемства

Конвенция 1921 года (№ 14) о еженедельном отдыхе в промышленности

19 августа 1926 года

Конвенция 1930 года (№ 29) о принудительном труде

20 января 1944 года

Конвенция 1947 года (№ 81) об инспекции труда

5 апреля 1957 года

Конвенция 1948 года (№ 87) о свободе ассоциаций и защите права на организацию

23 октября 1951 года

Конвенция 1949 года (№ 97) о трудящихся-мигрантах

27 июля 1953 года

Конвенция 1949 года (№ 98) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров

10 декабря 1953 года

Конвенция 1951 года (№ 100) о равном вознаграждении

23 мая 1952 года

Конвенция 1952 года (№ 102) о минимальных нормах социального обеспечения

26 ноября 1959 года

Конвенция 1957 года (№ 105) об упразднении принудительного труда

23 января 1961 года

Конвенция 1958 года (№ 111) о дискриминации в области труда и занятий

23 марта 1977 года

Конвенция 1964 года (№ 122) о политике в области занятости

8 июля 1969 года

Конвенция 1969 года (№ 129) об инспекции труда в сельском хозяйстве

8 сентября 1997 года

Конвенция (пересмотренная) 1970 года (№ 132) об оплачиваемых отпусках

2 июня 2003 года

Конвенция 1973 года (№ 138) о минимальном возрасте

19 апреля 1988 года

Конвенция 1978 года (№ 151) о трудовых отношениях на государственной службе

21 мая 1991 года

Конвенция 1981 года (№ 155) о безопасности
и гигиене труда

28 февраля 2011 года

Конвенция 1999 года (№ 182) о наихудших формах детского труда

8 мая 2002 года

4. Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам, образования, науки и культуры

Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры


Дата ратификации, присоединения или правопреемства

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года

Нет

5. Конвенции, принятые Гаагской конференцией по международному частному праву

Конвенции, принятые Гаагской конференцией по международному частному праву

Дата ратификации, присоединения или правопреемства

Конвенция об урегулировании коллизий между правом гражданства и правом проживания 1955 года

2 мая 1962 года

Конвенция о праве, применимом к обязательствам по содержанию детей 1956 года

26 августа 1970 года

Конвенция о признании и приведении в исполнение решений, касающихся обязательств по содержанию детей, 1958 года

19 ноября 1961 года

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международных похищений детей 1980 года

9 февраля 1999 года

Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 года

26 мая 2005 года

6. Женевские конвенции и другие договоры в области международного гуманитарного права

Женевские конвенции и другие договоры о международном
гуманитарном праве


Дата ратификации, присоединения или правопреемства

Первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года

3 сентября 1952 года

Вторая Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, претерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года

9 сентября 1952 года

Третья Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года

9 сентября 1952 года

Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года

9 сентября 1952 года

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) 1977 года

20 мая 1986 года

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II) 1977 года

20 мая 1986 года

Оттавская конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных наземных мин и их уничтожении 1987 года

4 сентября 1998 года

7. Ратификация региональных документов по правам человека

Конвенции Совета Европы

Дата ратификации, присоединения или правопреемства

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года

14 июня 1955 года

Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 года

14 июня 1955 года

Европейская социальная хартия 1961 года

16 октября 1990 года

Четвертый Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых иных прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и в первый Протокол к ней 1963 года

21 сентября 1970 года

Шестой Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни 1983 года

10 декабря 1998 года

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года

23 июля 1991 года

Тринадцатый Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни при любых обстоятельствах 2002 года

23 июня 2003 года

Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 года

2 марта 2004 года

Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года

27 апреля 2009 года

В. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне

1. Конституционные положения о правах человека

115. В части II "О бельгийцах и их правах" (статьи 8−32) Конституции Бельгии провозглашен целый ряд основных гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

116. Гарантируемые Конституцией права предусматривают, в частности:


  • равенство перед законом (статья 10) и пользование признанными за бельгийцами правами и свободами без дискриминации (статья 11);

  • равенство мужчин и женщин с поощрением, в частности, их равного доступа к избираемым и государственным должностям (статья 11-бис);

  • личную свободу (статья 12);

  • право на установленную законом судебную защиту (статья 13);

  • вынесение наказаний только на основании закона (статья 14);

  • отмену смертной казни (статья 14-бис);

  • неприкосновенность жилища (статья 15);

  • право обладать собственностью (статья 16);

  • свободу мысли, совести или вероисповедания и свободу выражения мнений (статьи 19 и 20);

  • уважение высших интересов ребенка (статья 22-бис);

  • право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, из которого вытекает право на труд, на социальное страхование, на достойное жилище, на здоровую окружающую среду и на культурное и социальное процветание (статья 23);

  • свободу образования (статья 24);

  • свободу прессы (статья 25);

  • право собираться "мирно и без оружия" (статья 26);

  • право на объединения (статья 27);

  • право обращаться к государственным властям с петициями (статья 28);

  • тайну переписки (статья 29);

  • свободу пользования языками (статья 30);

  • защиту иностранцев наравне с гражданами (статья 191).

2. Инкорпорация международных договоров о правах человека во внутригосударственное право

117. Юридическое действие норм какого-либо международного договора зависит также от статуса, который за ними признается в иерархии внутригосударственного правопорядка в случае коллизии с нормами национального происхождения. В Бельгии при внесении изменений в Конституцию было совершено несколько попыток закрепить законодательно общий принцип согласования действия международных договоров и действия положений внутригосударственного права. До настоящего времени все эти попытки не увенчались успехом. Поэтому соответствующее решение было принято Кассационным судом в его постановлении, вынесенном 27 мая 1971 года по делу АО "Фромажри франко-сюис Ле Ски". Суд подтвердил примат норм международных договоров, имеющих прямое действие во внутригосударственном праве, над нормами национального законодательства, даже если они приняты позже. Таким образом, бельгийские судьи могут применять лишь те национальные нормы, которые совместимы с нормами международных договоров, имеющих прямое действие во внутригосударственном праве.



3. Компетентные органы в области прав человека

118. При исполнении своих функций все бельгийские власти правомочны применять права человека, провозглашенные в международных договорах, ратифицированных Бельгией, а также права человека, закрепленные в Конституции и законах Бельгии.

119. Контроль за уважением прав человека возложен на описываемые ниже судебные органы.

а) Конституционный суд

120. Специальным законом от 9 марта 2003 года о внесении изменений в Специальный закон от 6 января 1989 года об Арбитражном суде (М.Б., 11/04/2003) был изменен круг полномочий Арбитражного суда, который после конституционной реформы 7 мая 2007 года был преобразован в Конституционный суд.

121. Конституционный суд рассматривает ходатайства об отмене вынесенных решений и преюдициальные вопросы, касающиеся, в частности, соответствия нормативных положений (законов, декретов и постановлений) определенным положениям Конституции1.

122. В то время как раньше такой контроль проводился на соответствие лишь статьям 10, 11 и 24 Конституции, сейчас в этот перечень также включены:




Коммунизм — это скачки, где все получают первое место, но без приза. Лорд Инчкейп
ещё >>