Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
«молдова –cefta –ЕС: диалог, торговля, инвестиции” 29-30 мая 2012... 1 111.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 - страница №2/4


3. Президент Республики

40. Президент Албании является главой государства и представляет весь народ. Он предлагается для избрания парламенту группой, состоящей из не менее 20 депутатов, и избирается парламентом тайным голосованием. Срок его мандата составляет пять лет, и он может быть переизбран только один раз. Для его избрания парламент проводит до пяти туров голосования. Президент считается избранным в первом, втором или третьем туре, если кандидат наберет не менее трех пятых голосов всех членов парламента. В четвертом и пятом турах голосования Президентом избирается кандидат, который набрал более половины голосов всех членов парламента13. Если после пятого тура голосования ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов или если после безрезультативного четвертого тура голосования не выдвинуто новых кандидатов, парламент подлежит роспуску. Выборы нового парламента проводятся в течение 45 дней после его роспуска. Новый парламент избирает Президента Республики большинством голосов всех его членов (статья 87 Конституции). Если Президент Республики не в состоянии какое-то время исполнять свои обязанности или когда его место остается вакантным, Спикер парламента замещает его и пользуется его правами.

41. Что же касается полномочий Президента, то они излагаются в первом базовом документе Албании, являющемся частью докладов государств-участников (HRI/CORE/1/Add.124), а именно в пункте 62 этого документа.

4. Исполнительная власть

42. Совет министров является высшим органом исполнительной власти и состоит из Премьер-министра, заместителя Премьер-министра и министров. Премьер-министр, который является одновременно Председателем Совета министров, назначается Президентом Республики по предложению партий или партийных коалиций, имеющих большинство мест в парламенте. В течение 10 дней с момента его назначения Премьер-министр представляет на утверждение Парламента политическую программу Совета министров с его структурой.

43. Совет министров определяет основные направления общей государственной политики. Этот исполнительный орган издает свои нормативные акты − "постановления" и "распоряжения". Он выносит решения по представлению Премьер-министра или соответствующего Министра. В случае необходимости или чрезвычайных обстоятельств Совет министров может в целях принятия временных мер издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Эти нормативные акты незамедлительно направляются на утверждение парламенту, и, если они не одобрены в течение 45 дней с момента их издания, они утрачивают свою силу.

44. Первичными единицами местного управления являются коммуны, муниципалитеты и округа. Согласно административно-территориальному делению, определенному в соответствии с упомянутыми выше положениями, в Албании 12 префектур, 65 муниципалитетов и 308 коммун. Органы исполнительной власти муниципалитетов или коммун возглавляют мэры и председатели коммун. Совместно с представителями советов муниципалитетов и коммун они избираются на общих и прямых выборах путем тайного голосования.

45. Представительным органом префектуры является совет префектуры. Его возглавляет префект, который является также представителем Совета министров на уровне местного управления. Муниципалитеты и коммуны делегируют своих членов в совет префектуры пропорционально их населению, но в любом случае не меньше одного члена.

46. Местное управление в Республике Албания основано на принципе децентрализации власти и осуществляется в соответствии с принципом обеспечения местной автономии. Исходя из этих принципов, органы местного управления признаются юридическими лицами с самостоятельным бюджетом, который образуется в порядке, предусмотренном законодательством. Полномочия советов префектур, округов, муниципалитетов и коммун включают: регулирование и независимое решение вопросов в пределах их юрисдикции; налогообложение на местах и управление доходами, полученными от местных органов; определение порядка их организации и функционирования и т.д.



5. Судебная власть

Суды

47. Статья 7 Конституции предусматривает, что "система управления Республикой Албания основана на разделении и балансе законодательной, исполнительной и судебной властей", обеспечивая таким образом демократический правопорядок. В соответствии со статьей 42 Конституции свобода, собственность и права, признанные Конституцией, могут быть ограничены только в рамках справедливого судебного разбирательства. Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство независимым и беспристрастным судом в течение разумного срока, установленного законом, всякий раз, когда возникает необходимость в защите его прав и свобод, а также его конституционных и законных интересов или в случае предъявления ему обвинений. Статья 135 гласит, что судебная власть осуществляется Верховным судом, а также апелляционными судами и судами первой инстанции, которые учреждаются согласно закону.

48. С 2004 года Суд первой инстанции по делам, связанным с совершением тяжких преступлений, выполняет свои функции, которые определены в Законе № 9110 от 24 июля 2003 года "Об организации и функционировании судов первой инстанции по делам, связанным с совершением тяжких преступлений". Основаниями для учреждения такого суда были необходимость ведения более эффективной борьбы с организованной преступностью и тяжкими преступлениями, а также необходимость совершенствования процедур судебного разбирательства по этим уголовным делам. Суд первой инстанции по делам, связанным с совершением тяжких преступлений, обладает юрисдикцией на всей территории Республики Албания и осуществляет свою деятельность из города Тирана. В компетенцию Суда входит целый ряд уголовных преступлений, предусмотренных в статьях Уголовного кодекса, даже в тех случаях, когда эти преступления были совершены лицами, подпадающими под юрисдикцию военных трибуналов, или детьми.

49. В статье 145 Конституции установлено, что суды независимы и подчиняются только Конституции и законам. Самостоятельность судебной системы гарантирует также то, что полномочиями назначать, осуществлять переводы и даже смещать судей наделена независимая структура.

50. Высший совет юстиции состоит из Президента Республики, который является одновременно Председателем Совета, Председателя Верховного суда, Министра юстиции, трех членов, избираемых парламентом, и девяти судей всех уровней, которые избираются на Национальной судебной конференции.

51. Важным учреждением в плане защиты прав человека является Конституционный суд, который обеспечивает уважение положений Конституции, дает их окончательное толкование и выносит окончательные решения по индивидуальным жалобам на нарушения конституционного права на справедливое судебное разбирательство, если были исчерпаны все правовые средства защиты.

52. Для обеспечения самостоятельности судебной системы и ее эффективной работы в плане защиты прав человека создана всесторонняя нормативная база, регламентирующая организацию и функционирование судебной власти (судов первой инстанции, апелляционных судов, Верховного суда, Конституционного суда и Суда по делам, связанным с совершением тяжких преступлений).

Прокуратура

53. В соответствии с Конституцией Прокуратура осуществляет уголовное преследование и представляет государственное обвинение в суде. Закон "Об организации и функционировании Прокуратуры Республики Албания" предусматривает, что прокуроры выполняют свои функции, определенные в Конституции и других законах, и осуществляют свои полномочия, уважая принципы справедливого, равного и легитимного разбирательства, а также защищая права, интересы и свободы человека. Прокуроры действуют в рамках судебной системы как централизованный орган. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Президентом Республики с согласия или по представлению парламента.

54. Более подробная информация об организации и функционировании судебной власти (Верховного суда, апелляционных судов, судов первой инстанции, военных трибуналов, Высшего совета юстиции, Прокуратуры и Конституционного суда) содержится в первом базовом документе Албании (HRI/CORE/1/Add.124), а именно в пунктах 66−78.

6. Избирательная система

55. Существующий в Республике Албания порядок избрания в парламент и в органы местного управления определен Конституцией и регулируется Избирательным кодексом Республики Албания. Активное и пассивное право выбирать народных представителей в парламент гарантирует статья 45 Конституции Албании. Лишены избирательного права граждане, которые окончательным решением суда признаны умственно недееспособными. Осужденные, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, могут пользоваться только пассивным правом избирать. Голосование является индивидуальным, равным, свободным и тайным.

56. В Избирательном кодексе в качестве "субъектов выборов" определены политические партии, коалиции и кандидаты, выдвинутые избирателями, а также кандидаты на выборах глав органов местного управления, зарегистрированные на основании упомянутого Кодекса. Выборы в парламент или органы местного управления проводятся периодически и одновременно на всей территории страны. Дата проведения выборов устанавливается декретом Президента Республики.

57. Учреждениями, несущими ответственность за подготовку и проведение выборов, определение и объявление результатов выборов в парламент Албании и органы местного управления, а также итогов референдумов, являются Центральная избирательная комиссия (ЦИК), местные избирательные комиссии (МИК) и участковые избирательные комиссии (УИК). По итогам процедуры подсчета голосов ЦИК принимает решение по каждому избирательному округу и на общенациональном уровне. Это решение может быть обжаловано в Коллегии выборщиков в течение пяти дней с момента объявления ЦИК результатов. По итогам рассмотрения апелляции Коллегия выборщиков принимает решение о закрытии дела, о рассмотрении дела по существу или об обязательном вынесении ЦИК соответствующего решения. После завершения этой процедуры ЦИК объявляет результаты и определяет распределение депутатских мандатов.

58. Пункт 1 статьи 64 Конституции Албании 1998 года ("Парламент. Избрание и срок действия") предусматривает смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выборов. В соответствии с этим положением парламент состоит из 140 депутатов: 100 депутатов избираются непосредственно в одномандатных избирательных округах соответственно числу избирателей, и 40 депутатов избираются по спискам партий и партийных коалиций согласно установленному ими порядку. Политические партии, набравшие менее 2,5%, и партийные коалиции, набравшие менее 4% действительных голосов на всеобщих национальных выборах в первом туре голосования, списочным правом не пользуются.

59. Эта избирательная система применялась на выборах парламента Албании в 2001 и 2005 годах. Поправки, внесенные в Конституцию в 2007 и 2008 годах, установили в Албании другую избирательную систему, которая применялась на последних выборах парламента Албании в 2009 году. Пункт 1 статьи 64 с внесенными в него поправками прямо устанавливает: "Парламент Албании состоит из 140 депутатов, избираемых по пропорциональной системе в многомандатных избирательных округах".



7. Показатели, касающиеся политической системы

60. Статья 9 Конституции Албании и статья 3 Закона № 8580 от 17 февраля 2000 года "О политических партиях" гарантируют свободную демократическую систему в Республике Албания. В соответствии с упомянутым положением Конституции в стране разрешено создание политических партий и других организаций, если эти образования не "строятся на принципах тоталитаризма, не способствуют разжиганию расовой, религиозной, региональной или этнической ненависти, использованию насилия для захвата власти или для изменения политики государства, а также не носят тайный характер". В этих случаях они считаются запрещенными согласно закону.

61. Аналогичные политические гарантии предусмотрены в статье 3 упомянутого закона, где албанские политические партии признаются "частью системы свободного и демократического управления в стране".

8. Некоммерческие организации

62. Конституция Республики Албания гарантирует каждому желающему право организовываться коллективно для какой-либо законной цели (статья 46). Регистрация в суде организаций или ассоциаций осуществляется в рамках процедур, установленных в Гражданском кодексе Республики Албания и в Законе № 8788/2001 "О некоммерческих организациях" с внесенными в него поправками. В Гражданском кодексе организации, ассоциации, компании, фонды и другие образования частного характера определяются как частные юридические лица. Эти юридические субъекты преследуют законные цели, используя свои активы в благородных и общественных интересах. Аналогично Гражданскому кодексу статья 4 упомянутого Закона гарантирует всем физическим и юридическим лицам, будь то албанцы или иностранцы, право создавать некоммерческие организации, быть их членами, входить в их руководящие органы или работать в их административных органах.

63. Ассоциации и фонды приобретают статус юридического лица со дня их регистрации в суде. Такую же процедуру должны пройти отделения иностранных некоммерческих организаций. Если объект и цели некоммерческой организации, ходатайствующей о ее регистрации, противозаконны, то суд вправе отклонить ее ходатайство о регистрации. Заинтересованный субъект может обжаловать это решение в Апелляционном суде Тираны. Если некоммерческая организация, зарегистрированная должным образом, осуществляет антиконституционную или противозаконную деятельность, то суд по представлению компетентного государственного органа может принять решение о ее роспуске (статья 45 Закона № 8789/2001). Создание антиконституционных ассоциаций влечет за собой надлежащие меры наказания, прямо установленные в статье 224 Уголовного кодекса Республики Албания, которая гласит: "Создание или участие в деятельности политических партий, организаций или ассоциаций, стремящихся к насильственному свержению конституционного режима, наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет…". Некоммерческие организации вправе получать доходы в виде членских взносов, фондов, грантов и пожертвований со стороны частных или государственных субъектов, будь то албанцы или иностранцы, а также доходы от экономической деятельности и имущества, находящегося в собственности некоммерческих организаций. Статья 40 Закона № 8788/2001 предусматривает для некоммерческих организаций льготы и освобождение от обязательного налогообложения. В соответствии с этой статьей доходы, полученные в виде пожертвований и членских взносов, исключаются из средств, облагаемых подоходным налогом. В отношении всех иных доходов, полученных вне рамок ее деятельности, организация считается коммерческой, и она обязана платить подоходный налог.

9. Показатели, касающиеся отправления правосудия и борьбы с преступностью

64. Правосудие в Республике Албания отправляют суды, прокуратуры и Государственная полиция, которая является органом, находящимся в ведении Министерства внутренних дел. В соответствии с Законом № 8588/2000 "Об организации и функционировании Верховного суда Республики Албания" в состав Верховного суда входят 17 судей. Согласно декрету № 6265/2009 Президента Республики Албания "О назначении судей судов первой инстанции и апелляционных судов" в состав судов судебных округов и апелляционных судов входят 374 судьи. В соответствии с декретом № 3477/2002 Президента Республики общее число прокуроров, осуществляющих свои функции в судебных округах страны, составляет 330. Кроме того, в структуре прокуратур свои служебные обязанности выполняют 149 сотрудников уголовной полиции, которые имеют юридическое образование и назначаются Генеральным прокурором.

65. Что касается тех показателей борьбы с преступностью, которые основаны на информации, вытекающей из статистических данных Главного управления Государственной полиции за период 2002−2010 годов (первые шесть месяцев), то следует отметить уменьшение числа уголовных преступлений, связанных с "насильственным лишением жизни". Так, количество убийств на 100 000 жителей в 2002 году составило 4,75, в 2006 году этот показатель снизился до 2,8, а за первые шесть месяцев 2010 года − до 1,2. Согласно тому же источнику в течение того же периода имело также место снижение количества лиц, арестованных/лишенных свободы за совершение актов насилия или иных преступлений. Если в 2002 году количество лиц, арестованных за совершение уголовных преступлений, связанных с убийствами, составляло (на 100 000 жителей) 6, то в 2010 году (за первые 6 месяцев) этот показатель снизился до 1,25.

66. Аналогичную тенденцию подтверждают статистические данные, касающиеся совершения в тот же период уголовных преступлений, связанных с хищениями. В 2002 году количество зарегистрированных хищений (на 100 000 жителей) составило 29,08, а в начале 2010 года этот показатель снизился до 22,9.

67. Количество лиц, арестованных за торговлю людьми, снизилось с 6,9 в 2002 году до 0,78 в 2010 году. Что касается количества лиц, арестованных за совершение сексуальных преступлений, то в соответствующих цифровых данных отмечаются колебания: в 2002 году были арестованы (на 100 000 жителей) 2,5 человек, в 2006 году этот показатель вырос до 3,5, а в 2010 году снизился н 0,91.

68. Статистические данные за период 2005−2010 годов, обнародованные Управлением по вопросам защиты детей14 Министерства внутренних дел, указывают на снижение количества детей, пострадавших от уголовных преступлений против личности. В 2005 году количество потерпевших детей составило 388, в 2008 году оно снизилось до 280, а в 2010 году пострадали лишь 96 детей. В расчете на 100 000 жителей этот показатель снизился с 6,5 в 2009 году до 0,3. В течение первых шести месяцев 2011 года от уголовных преступлений против личности пострадали 133 ребенка. Количество лиц, задержанных при попытке нелегального пересечения границы в 2008 году, составило 19 783, а в 2009 году оно снизилось до 18 229. Кроме того, в связи с уголовными преступлениями, связанными с "эксплуатаций женщин в целях проституции, с использованием помещений в целях проституции и с занятием проституцией", в 2008 году была пресечена деятельность 17 преступных группировок, в 2009 году − 9 группировок, а в 2010 году − 6.

69. В период с 2002 года по первые шесть месяцев 2010 года количество сотрудников полиции сократилось приблизительно на 23%. Согласно статистическим данным Главного управления Государственной полиции, в 2002 году на каждые 100 000 жителей приходилось 3,08 сотрудника полиции, в 2006 и 2010 годах этот показатель снизился, соответственно, до 2,54 и 2,2815.

70. Бюджет судебной системы является частью государственного бюджета, его составление и исполнение осуществляется в соответствии с правилами и установленным законом порядком составления и исполнения государственного бюджета. На основе специально разработанной нормативной базы суды, прокуратуры и Государственная полиция (частично) распоряжаются самостоятельными бюджетами. Согласно данным, обнародованным Министерством юстиции, бюджет судов на 2009 год был увеличен приблизительно на 28% по сравнению с бюджетом на 2006 год. За тот же период увеличение бюджета для Государственной полиции составил 11,8%.

71. Конституция Республики Албания (пункт ç статьи 31), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Албания и Закон № 10039/2008 "О юридической помощи" обеспечивают право на получение бесплатной юридической помощи в процессе уголовного судопроизводства. В соответствии с этим законодательством юридическая помощь оказывается на всех стадиях уголовного судопроизводства, начиная с юридических консультаций в полицейском участке и заканчивая юридическим представительством в судах. Согласно статистическим данным, полученным от прокуратур судебных округов, количество лиц, получивших бесплатную юридическую помощь (в процентах от количества подсудимых) составило в 2006 году 8,87%, в 2007 году − 7,87%, в 2008 году − 12% и в 2009 году − 18,17%.

72. Право на реабилитацию или на возмещение в соответствии с законом гарантирует статья 44 Конституции Республики Албания, и это право признается за всеми лицами, пострадавшими в результате противозаконного акта, действия или бездействия государственных органов16. В соответствии со статьей 1 Закона № 8510/1999 "О внедоговорной ответственности государственных административных органов" с внесенными в него поправками государственные административные органы несут ответственность за внедоговорный материальный и нематериальный ущерб, который они причиняют физическим, юридическим или частным лицам, будь то албанцы или иностранцы. Внедоговорная ответственность государственных административных органов регулируется положениями упомянутого закона и Гражданского кодекса Республики Албания. В тех случаях, когда этот ущерб сопровождается посягательствами на физическую неприкосновенность, здоровье, свободу или человеческое достоинство, возмещение предоставляется в денежной форме с обязательным учетом роли пострадавшего в причинении вреда.

73. В соответствии со статьей 13 упомянутого закона в случае смерти, посягательства на физическую неприкосновенность или причинения вреда здоровью, а также в случае противозаконного лишения свободы в результате действия или бездействия государственных административных органов третья сторона, которой пострадавший был обязан оказать услуги дома или по месту его работы, получает денежное возмещение за вред, причиненный вследствие неоказания услуг. В случаях, когда действие или бездействие государственных административных органов приводит к смерти какого-либо лица, они обязаны оплатить те расходы на похороны умершего, которые по закону несут его родственники.

III. Общая основа защиты и поощрения прав человека

А. Принятие международных норм в области прав человека

74. Албания полна решимости последовательно совершенствовать стандарты, связанные с защитой и уважением прав человека и основных свобод. Наглядным выражением решимости Албании стали ратификация большинства принятых в рамках ООН международных конвенций о правах человека и целого ряда международных договоров или присоединение к ним. В Республике Албания международное право обладает верховенством по отношению к национальному законодательству. В статье 5 Конституции закреплено обязательство албанского государства соблюдать международное право. В развитие этого положения в статье 122 Конституции предусматривается, что каждое ратифицированное парламентом международное соглашение становится частью национального законодательства после публикации в "Официальном вестнике". Оно имеет прямое действие, за исключением тех случаев, когда оно невыполнимо и его исполнение требует принятия специального закона. Международное соглашение, ратифицированное в установленном законом порядке, имеет верховенство над противоречащими ему национальными законами. Кроме того, в случаях возникновения коллизии принятые какой-либо международной организацией нормы обладают верховенством над национальными законами, если в соглашении, ратифицированном Республикой Албания для участия в этой организации, прямо предусмотрено прямое соблюдение принятых этой организацией норм.



Международные обязательства в области защиты прав человека

75. Республика Албания ратифицировала или присоединилась к целому ряду международных конвенций о правах человека: Всеобщей декларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; первому Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах; второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни; Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах; Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ); Факультативному протоколу к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенции о правах ребенка; Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах; Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений; Женевским конвенциям; Римскому статуту Международного уголовного суда; Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.

76. Албания подписала целый ряд Конвенций Международной организации труда (МОТ) и ЮНЕСКО. Кроме того, албанское государство является участником Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; Протоколов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13 и 14 к этой Конвенции; Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств; Европейской социальной хартии; Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также других Конвенций Европейского совета.

77. Более подробную информацию о международных договорах, участником которых является Республика Албания, см. в приложении № 2, являющемся составной частью настоящего документа.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Кинозвезда — это человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем. Марлон Брандо
ещё >>