Организация акмеологического пространства урока в начальной школе - страница №1/1
Организация акмеологического пространства урока в начальной школе
Лецких Людмила Арнольдовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов в учебном процессе. Напомню, акмеология – это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся. Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологичеекое пространтво? Для этого надо рассмотреть три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока, психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный - влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.[7] Говоря об эколого-психологическом подходе к созданию развивающей среды урока, мы имеем ввиду следующие компоненты: пространственно - предметный, технологический, социальный. Поясним, что означает каждый компонент.[6] Пространственно – предметный - уютный кабинет, эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, символическая насыщенность. Технологический – деятельная структура урока, партнерский стиль преподавания, личностно ориентированные формы обучения, гибкость и развивающий характер программ. Социальный - авторитетность учителя, взаимопонимание всех субъектов, позитивные установки на деятельность и взаимодействие, участие всех субъектов в управлении уроком, качественная результативность взаимодействия. Т.о., можно сказать, что подготовка к уроку в начальной школе – это самый волнующий момент.
При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы.
Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.[8]
-
Очень часто в практике использую один из доступных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка – «фоновую музыку». Она помогает мне при создании благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей; активизации мыслительной деятельности, повышению качества усвоения знаний.
-
Наряду с музыкой часто использую произведения изобразительного искусства, которые в сочетании с музыкой, делают уроки живыми и увлекательными.
-
Прием «Согласование». Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучиваю согласованный вариант.
-
Задай вопрос. Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Используется при систематизации знаний учащихся. Наиболее эффективен во время проведения обобщающего урока.
-
Лечение слабого места в слове. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, учатся находить ответ в решении ряда орфографических задач, затем согласовывать полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант. Используется при организации работы на уроках русского языка в начальных классах во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Мы "лечим " слабые места в словах. Ученики с удовольствием "лечат" слова, находят "рецепты лечения" (проверочные слова). Предлагают свои варианты и после обсуждения выбирается подходящий.
-
"Ромашка" - на листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и отвечаем. Этот прием дает возможность ответить слабым детям.
-
Триз-педагогика . «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Дается задание сочинить новую сказку по различным предложенным алгоритмам, соответствующим типовым приёмам разрешения противоречий ТРИЗ – происходит индивидуальное изучение нескольких простейших из них (дробление, объединение, инверсия, динамичность, копирование, принцип предварительного действия, принцип «обратить вред в пользу»). После этого, работая в парах, слушатели закрепляют изученные приёмы, перенося их на новую, общую, так сказать, коллективную сказку.
-
Орфографическое проговаривание. Опрашиваемый ребёнок должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно. Количество слов, предлагаемых во время орфографического проговаривания, соответствует возрастным нормам слов в словарном диктанте. Используется в качестве устной разминки, а также среди закрепительно-тренировочных упражнений. Позволяет развивать орфографическую память, стимулирует запоминание словарных слов; способствует повышению грамотности; даёт возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.
-
Взаимопроверка. Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время сдают выполненные работы. Для проверки работы раздаются учащимся того же варианта, но не владельцу тетради. Проверяющие очень внимательно сверяют ответы с ключом, помечают неверные ответы карандашом, ставят отметку в соответствии с озвученными критериями и одновременно понимают, где допустили ошибки сами, и как надо было ответить. Затем проверенные работы сдаются и проверяются учителем. Используется для быстрой проверки знаний и включает ребят в процесс взаимодействия. Применяется при проверке овладения определенным материалом.
-
Верю - не верю. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.
-
А вы знаете, что…Ученики должны закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся. Применяется на повторительно - обобщающих уроках.
-
Ералаш. Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами. Использование этого приема направлено на закрепление изучаемых признаков.
-
Удивляй. Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Сообщения могут готовить как учитель, так и обучающиеся. Включаются в ход урока на этапе усвоения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предотвращения утомляемости).
-
Невозможное становится возможным. Суть приема в постановке перед ребятами задач по устранению того, что позволит невозможные изображения превратить в реальные. Выполнение задания требует от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях и использования умений и навыков моделирования. Возможны вариации. Например, предлагаются разные изображения (реальные и невозможные) и учащиеся определяют их по определенным признакам.
-
На кого это похоже? Прием направлен на формирование ценностно-смысловых и учебно-познавательных компетенций. Суть приема состоит в том, что каждому ребенку предлагается чистый лист, на который они приклеивают выбранный каждым кусок цветной бумаги (остатки от других занятий). Далее ребенок смотрит на лист с разных сторон, пока не придумает какой-нибудь образ. Далее при помощи фломастера линиями дети дорисовывают изображение так, чтобы всем стало понятно, на кого это похоже. Используется прием в первом классе на уроке изобразительного искусства и способствует формированию образного мышления.
-
Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. РК может иметь различные формы: табличную
-
автомобиль
|
?
|
карандаш
|
пенал
|
самолет
|
?
|
и ступенчатую
-
человек
|
голова
|
затылок
|
?
|
глаз
|
зрачок
|
-
Получи бонус. В ходе урока любого типа ученик принимает участие
в разных видах работы: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус - цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей - получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться. Используется как фрагмент урока или на протяжении всего урока. Хорошо зарекомендовал себя на открытых уроках.
-
Ассоциация. При знакомстве с новым понятием учащимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с этим понятием, которые позволят легче усвоить новую тему. Может быть использован при изучении новых понятий.
-
Были и небылицы. Учитель даёт задание придумать быль или небылицу (это могут быть и простые факты, реальные или вымышленные) по теме (тема может быть любой) затем учащиеся читают вслух свою небылицу, а остальные пытаются отгадать правда это или нет и объяснить почему они так думают. Ученик , придумавший небылицу комментирует ответы одноклассников. Приём используется при обобщении и повторении, закреплении пройденного материала. Приём способствует поддержанию естественной мотивации, обоснованной детской любознательностью, к выполнению всех предложенных заданий, потребностью в самоактуализации. Позволяет задействовать даже самых не активных учеников.
А использование новых информационных технологий делает каждый прием более интересным, технологичным, рациональным.
Ведение многопланового мониторинга личностных изменений школьника делает учебный процесс эффективным. Для отслеживания результатов использования акме-приемов использовала карту успешности (развития) ученика.
Карта успешности
Фамилия ученика ________________________________
Класс___________
|
Тема (по любому предмету)
|
Факторы
|
|
|
|
|
|
Активность, работоспособность
|
|
|
|
|
|
Старательность, добросовестность
|
|
|
|
|
|
Теоретические знания
|
|
|
|
|
|
Практические умения и навыки
|
|
|
|
|
|
Скорость выполнения заданий
|
|
|
|
|
|
Общительность, сотрудничество
|
|
|
|
|
|
Вежливость, взаимопомощь
|
|
|
|
|
|
Поведение, ответственность
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность, инициативность
|
|
|
|
|
|
Аккуратность, точность, красота
|
|
|
|
|
|
Максимальный балл – 10
Благодаря диагностике можно установить, как влияют разнообразные акмео-приемы и технологии на достижение учеником своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии. Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения.
Литература.
-
Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006
-
Аксенов А.А. Особенности диагностики и оценки детей в условиях личностно-ориентированного обучения. // Тамбов, 2002.
-
Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы// Школьные технологии.№6, 2003.
4.Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007
5. Глинский А. С. Акмеология учащегося и учителя // Омский научный вестник. – 2006. – № 7(43). – С. 288–290.)
4.Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
5. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч.
2004., №3,6,7,8.
6. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Спб.: ЛОИРО, 2002.
7. Степанова Н.А Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ», Выпуск 2,2009
8. Чернобровкина Г.П. Интернет – проект. Творческая лаборатория педагога-экспериментатора.
9. Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности.- ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
Акмеологический подход состоит в следующем:
- в изучении растущего человека как целостного феномена в системе его реальных связей и отношений с действительностью;
- в ориентации каждого ученика на достижение жизненной вершины, на стремление к совершенствованию своих качеств личности, к успеху, к развитию культуры достоинства и качества жизни в процессе саморазвития и самосознания на основе приоритета духовно-нравственных ценностей;
- в организации созидательной деятельности, интересной и продуктивной, раскрывающей способности каждого ученика и обеспечивающей ему ситуации успеха, общественное признание, чувства самодостаточности и полноценности, коммуникативные умения сотрудничества в творческих группах, в социальной практике.
Использование акмеологического подхода позволяет
- успешно решать задачу обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом повышается качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.
Для успешной реализации акмеологического подхода в условиях средней общеобразовательной школы от участников образовательного процесса требуется способность рассматривать все процессы во взаимосвязи; способность видеть проблему и находить пути ее решения, анализировать результаты действий; способность не останавливаться на достигнутом, постоянно самосовершенствоваться.
Таким образом, целью школы, развивающейся в акмеологическом режиме, является целостное развитие человека как условие его духовности и совершенства; социальная зрелость выпускника, его готовность к личностному и профессиональному самоопределению. Обучение в современной образовательной среде должно дополняться формированием акмеологического пространства, в котором личность имеет возможность развиваться, самосовершенствоваться, где учащиеся могут достигать своих вершин.
Таким образом, идеи акмеологического подхода к обучению младших
школьников по УМК "Перспективная начальная школа" актуальны и
открывают большие возможности в совершенствовании личности младшего
школьника и способствуют разработке эффективного содержания обучения на
современном этапе развития педагогической науки.
Список литературы
1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании// Школьные
технологии. 1997, № 1.
2. Гузеев В.В. и др. Консультации:метод проектов//Педагогические
технологии.2007, № 1.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2005.
4. Морозова М.М. Метод проектов как феномен образовательного процесса в
современной школе// Новые ценности образования. Продуктивное учение для всех. 2007,
№ 2.
5. Акмеологическая модель развития творческого потенциала учащихся. М.:
МАИ, 2001.
6. Акмеологические критерии, показатели и уровни развития творческого
потенциала учащихся. М.: МААН, 2002.
7. Система дополнительного образования школьного учреждения как
педагогическое средство развития творческого потенциала учащихся //Акмеология,
2006, № 3.
8. Формирование школьного информационного пространства как условие
развития творческого потенциала учащихся //Акмеология, 2006, № 4.