«Определение имени существительного.» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по теме: «Повторение грамматических категорий имени... 1 56.43kb.
Образованных от имени существительного 1 26.95kb.
Кабинет русского языка и литературы №27 1 33.43kb.
Контрольная работа №1 Содержание работы: Словообразование, орфография... 1 21.47kb.
Март, кулики. Определить падеж имени существительного вода 1 32.45kb.
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 69.55kb.
Морфологический разбор имени существительного 1 43.65kb.
Правила приемки методы анализа 1 486.09kb.
Урок русского языка в 6-м классе «Что в имени тебе твоём?» 1 138.86kb.
Com, г. Чита, театр «ЛиК» В. Э. Мейерхольд статьи письма речи беседы 70 10501.01kb.
Контрольная работа №2 по французскому языку для студентов II курса... 1 110.18kb.
Výběr dárků (Выбор подарков) 1 49.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Определение имени существительного.» - страница №1/1

Класс: 3

УМК «Школа 2100»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок- исследование
Тема: «Определение имени существительного.»

Цели:

- деятельностная: - актуализировать знания о существительном, систематизировать их в виде определения,

Задачи:

1. Образовательная.
Закрепить полученные умения и навыки , совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической зоркости.
2. Развивающая.
Обучать выделять в текстах, учебном материале главное. Проводить исследование, обобщать полученные данные, делать вывод .

Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном)



3. Воспитательная.
Осуществлять нравственное воспитание обучающихся,

закреплять умение работать в парах



Форма проведения урока: урок-исследование «Детективное агентство».

Оборудование : мультимедиа, карточки, учебники ,кружочки настроений.

Ход урока.

  1. Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

У.- Начинаем наш урок,

Он пойдет ребятам впрок.

В детективов поиграем,

Детективное агентство открываем.

( появляется слайд «Детективное агентство»)

У.- Кто такой детектив? ( дом. задание -работа с толковым словарем)

(детектив- в капиталистических странах агент сыскной полиции; кинофильм или художественное произведение, где агент раскрывает преступление)

-Какими качествами должен обладать хороший детектив?

( ответы детей)

( Появляется слайд:

1. Иметь зоркий глаз.

2.Уметь слушать и слышать.

3. Быть внимательным.)

У.- Пожелайте друг другу удачи(хлопки руками) и я тоже вам желаю удачи.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и постановка проблемы.

У.- В наше агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.



Появляется слайд ( Часть речи)

Мы с вами должны собрать информацию об этой части речи.



(Появляется слайд: инструкционная карта

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. Как называется?)

_Это и есть цель нашей деятельности.



III. Открытие нового знания.

Ход исследования.

1. Фронтальная работа

У.- Для начала мы составим с вами фоторобот (появляется слайд : фоторобот), а для этого выполним задание: замените словосочетание одним словом.

( Работа в тетради с комментированием и подчеркиванием орфограмм)

Движение воздуха- (ветер)

Буря на море – (шторм)

Сильный ветер со снегом – ( метель)

Порывистый ветер –(вихрь)

Ненастье с громом и молнией- гроза

У.- На какие вопросы отвечают эти слова? (что?)

-Что обозначают? (явления природы)

(Появляется строка на слайде :

что?

Явления природы)

У.- Молодцы детективы, кое-что мы с вами узнали.

2. Работа в парах.

У.- А теперь поработаем в парах. Какое правило работы в парах вы знаете?

( работаем дружно)



Перед вами карточки. Прочитайте слова на карточках.

Дайте название группе (, запишите название группы на листочке ), поставьте вопрос и вставьте пропущенные буквы.

Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3

За…ц жен…ина страх

С…рока к..мандир рад..сть

В…рона муж…ина уныние

Нас…комые т…варищ п…чаль

Л…шадки уч…ник любо…ь

М…дведь х…зяин т…ска

Карточка №4 Карточка №5 Карточка №6

Но… докт…р …пельсин

Ножн…цы ле…чик л…мон

Грабл… плотн…к …гурец

Л…пата к…см…навт р…машка

Т…пор ш…фёр см…родина

Кист…чка пов…р …сина

(Отчет пар и пополнение слайда.)



У. --Прочитайте слова орфографически, назовите группу и вопрос.

Что? Кто?

Чувства животные

Инструменты люди

Профессии

Растения

Вывод.

У.- Мы составили с вами фоторобот .Что же мы можем рассказать о потерявшейся части речи по её фотороботу?( имя существительное)(ответы детей)

3. Работа с учебником.

Цель: развитие умения самостоятельно работать с научным текстом.

У.- Ребята, как вы думаете, почему слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? названы именем существительным?



( предположения детей) И каково главное значение этих слов?

У.-Прочитайте в учебнике 1 ряд на стр.7 упражнение 211, а 2 ряд на странице 8 упр. 212, как ученый- лингвист Лев Успенский объясняет это.(чтение текстов детьми)

211. Прочитай текст. Ты понял, почему имена существительные так называются? Как ты думаешь, почему в этом тексте только один абзац?

На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют, а вот есть или зеленоватый не существуют сами по себе. Есть можно только что-то, а зеленоватым может быть тоже только что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо - существительные.



(Л.Успенский)
Расскажи, на какие вопросы отвечают имена существительные и почему слова этой части речи получили такое название.

212. Прочитай текст. Какова его главная мысль?
Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос кто? или что? и чем они отличаются от других слов?

Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение ПРЕДМЕТА. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о доброте или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

(Л.Успенский)
Попробуй сам рассказать, что же такое имена существительные. Для этого нужно ответить на вопросы:

  1. На какие вопросы отвечают эти слова?

  2. Что они обозначают?

3. Почему существительные получили такое название?

У. - Совпадают ли ваши предположения с объяснениями ученого? Что нового вы узнали из текстов. Что же в грамматике относится к предметам?

(Дети делятся новыми знаниями)



Появляется слово предмет на слайде Фоторобот

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление.

Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

1.Перед вами лежат карточки .Заполните их ,используя опору-схему и слова –подсказки.

2.Попробуйте сами рассказать, что же такое имя существительное по опоре-схеме, выстроенной на доске и на ваших карточках.



Появляется слайд №5

3..Чтение правила на стр.9( а у вас на листочках). Совпали ли наши выводы с правилами учебника?

4 .У.- Что ж, юные детективы, мы продолжаем.

Упражнение 213 на стр. 8.

1.) Чтение задания.

-Что такое пролог? (вступление)

2.)Найдите и прочитайте имена существительные .(Чтение текста, называние имен существительных)

_Как вы думаете, почему же так много имен существительных в этом прологе?(автор знакомит нас с героями, называет их, рассказывает ,где они жили, а для этого нужны существительные).

VII. Самостоятельная работа.

5 .У.- Ребята, посмотрите внимательно по сторонам. Что необычного вы заметили в классе? Какой праздник приближается? Возьмите листочки с ёлочками и на обратной стороне напишите как можно больше существительных на тему Нового года .



VIII. Итог урока. Самооценка.

Всему название дано –


И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –


Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
IX. Рефлексия.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Я благодарю всех за работу. С каким настроением вы уходите с урока? Если у вас радостное настроение- возьмите красный кружок, спокойное- зеленый, печальное- синий.



X. Дом. задание

Домашнее задание трёх уровней.



1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное».



2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».

Инструкционная карта №1

Часть речи

1. На какие вопросы отвечает? (кто? ,что?)

2. Что обозначает?

3. Как называется?

Литература:



  1. Учебник «Русский язык» 3класс, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

  2. Методическое пособие для учителя по русскому языку.

  3. Журнал «Начальная школа плюс До и После» №8. 08г





Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или газеты без правительства, — я бы не раздумывая выбрал второе. Томас Джефферсон
ещё >>