страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Определение имени существительного.» - страница №1/1
![]() УМК «Школа 2100» Предмет: русский язык Тип урока: урок- исследование Тема: «Определение имени существительного.» Цели: - деятельностная: - актуализировать знания о существительном, систематизировать их в виде определения,
Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном) 3. Воспитательная. Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, закреплять умение работать в парах Форма проведения урока: урок-исследование «Детективное агентство». Оборудование : мультимедиа, карточки, учебники ,кружочки настроений. Ход урока.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. У.- Начинаем наш урок, Он пойдет ребятам впрок. В детективов поиграем, Детективное агентство открываем.
У.- Кто такой детектив? ( дом. задание -работа с толковым словарем) (детектив- в капиталистических странах агент сыскной полиции; кинофильм или художественное произведение, где агент раскрывает преступление) -Какими качествами должен обладать хороший детектив? ( ответы детей)
1. Иметь зоркий глаз. 2.Уметь слушать и слышать. 3. Быть внимательным.) У.- Пожелайте друг другу удачи(хлопки руками) и я тоже вам желаю удачи.
У.- В наше агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Появляется слайд ( Часть речи) Мы с вами должны собрать информацию об этой части речи. (Появляется слайд: инструкционная карта 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. Как называется?) _Это и есть цель нашей деятельности. III. Открытие нового знания. Ход исследования. 1. Фронтальная работа У.- Для начала мы составим с вами фоторобот (появляется слайд : фоторобот), а для этого выполним задание: замените словосочетание одним словом. ( Работа в тетради с комментированием и подчеркиванием орфограмм) Движение воздуха- (ветер) Буря на море – (шторм) Сильный ветер со снегом – ( метель) Порывистый ветер –(вихрь) Ненастье с громом и молнией- гроза
( работаем дружно) Перед вами карточки. Прочитайте слова на карточках. Дайте название группе (, запишите название группы на листочке ), поставьте вопрос и вставьте пропущенные буквы. Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3 За…ц жен…ина страх С…рока к..мандир рад..сть В…рона муж…ина уныние Нас…комые т…варищ п…чаль Л…шадки уч…ник любо…ь М…дведь х…зяин т…ска
Но… докт…р …пельсин Ножн…цы ле…чик л…мон Грабл… плотн…к …гурец Л…пата к…см…навт р…машка Т…пор ш…фёр см…родина Кист…чка пов…р …сина (Отчет пар и пополнение слайда.) У. --Прочитайте слова орфографически, назовите группу и вопрос. Что? Кто? Чувства животные Инструменты люди Профессии Растения Вывод. У.- Мы составили с вами фоторобот .Что же мы можем рассказать о потерявшейся части речи по её фотороботу?( имя существительное)(ответы детей) 3. Работа с учебником. Цель: развитие умения самостоятельно работать с научным текстом. У.- Ребята, как вы думаете, почему слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? названы именем существительным? ( предположения детей) И каково главное значение этих слов? У.-Прочитайте в учебнике 1 ряд на стр.7 упражнение 211, а 2 ряд на странице 8 упр. 212, как ученый- лингвист Лев Успенский объясняет это.(чтение текстов детьми) 211. Прочитай текст. Ты понял, почему имена существительные так называются? Как ты думаешь, почему в этом тексте только один абзац? На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют, а вот есть или зеленоватый не существуют сами по себе. Есть можно только что-то, а зеленоватым может быть тоже только что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо - существительные. (Л.Успенский) Расскажи, на какие вопросы отвечают имена существительные и почему слова этой части речи получили такое название. 212. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос кто? или что? и чем они отличаются от других слов? Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение ПРЕДМЕТА. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о доброте или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. (Л.Успенский) Попробуй сам рассказать, что же такое имена существительные. Для этого нужно ответить на вопросы:
3. Почему существительные получили такое название? У. - Совпадают ли ваши предположения с объяснениями ученого? Что нового вы узнали из текстов. Что же в грамматике относится к предметам? (Дети делятся новыми знаниями) Появляется слово предмет на слайде Фоторобот V. Физминутка. VI. Первичное закрепление. Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию. 1.Перед вами лежат карточки .Заполните их ,используя опору-схему и слова –подсказки. 2.Попробуйте сами рассказать, что же такое имя существительное по опоре-схеме, выстроенной на доске и на ваших карточках. Появляется слайд №5 3..Чтение правила на стр.9( а у вас на листочках). Совпали ли наши выводы с правилами учебника? 4 .У.- Что ж, юные детективы, мы продолжаем. Упражнение 213 на стр. 8. 1.) Чтение задания. -Что такое пролог? (вступление) 2.)Найдите и прочитайте имена существительные .(Чтение текста, называние имен существительных) _Как вы думаете, почему же так много имен существительных в этом прологе?(автор знакомит нас с героями, называет их, рассказывает ,где они жили, а для этого нужны существительные).
5 .У.- Ребята, посмотрите внимательно по сторонам. Что необычного вы заметили в классе? Какой праздник приближается? Возьмите листочки с ёлочками и на обратной стороне напишите как можно больше существительных на тему Нового года . VIII. Итог урока. Самооценка. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено словами. - К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам? IX. Рефлексия. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности Я благодарю всех за работу. С каким настроением вы уходите с урока? Если у вас радостное настроение- возьмите красный кружок, спокойное- зеленый, печальное- синий. X. Дом. задание Домашнее задание трёх уровней. 1 уровень: Составить кроссворд по теме «Имя существительное». 2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Инструкционная карта №1 Часть речи 1. На какие вопросы отвечает? (кто? ,что?) 2. Что обозначает? 3. Как называется? Литература:
|
ещё >> |