Опыта: «Развитие экономического мышления и социализация личности школьников через формирование экономических понятий на уроках общес - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания... 1 148.8kb.
Формирование конкурентоспособности, креативности и творческих качеств... 1 85.54kb.
Активные методы обучения в доу муниципальное дошкольное образовательное 1 69.02kb.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда... 10 1867.41kb.
Формирование у школьников общелогических умений на уроках математики... 1 106.56kb.
Лучшие страницы британской литературы 1 70.56kb.
Обобщение опыта 4 588.18kb.
Урок экономики в 11 классе «Реклама» представляет учитель экономики... 1 81.8kb.
Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской... 2 415.13kb.
Ларина наталия васильевна развитие образного мышления как одна из... 1 103.05kb.
Тема 10: Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и 1 100.48kb.
Демократия при Перикле. Афины в Vв. До н э 1 65.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Опыта: «Развитие экономического мышления и социализация личности школьников через - страница №1/2



Управление образования и науки муниципального района

Алексеевский район и г. Алексеевка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4 г. Алексеевка Белгородской области
Развитие экономического мышления и социализация личности школьников через формирование экономических понятий на уроках общественного цикла


Автор опыта:

ГОЛОВИНА

ОЛЬГА ИВАНОВНА, учитель истории и обществознания


г. Алексеевка

2004 год
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Информация об опыте …………………………………..2




  1. ТОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА опыта………………………………6




  1. технология опыта………………………………………...9




  1. результативность опыта………………………………21




  1. б иблиографический список…………………………22


Описание опыта работы
Тема опыта: «Развитие экономического мышления и социализация личности школьников через формирование экономических понятий на уроках общественного цикла»
Сведения об авторе опыта:

Головина Ольга Ивановна, история, обществознание, экономика, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4

г. Алексеевка Белгородской области


Условия возникновения, становления опыта
В современных условиях в связи с развитием рыночных отношений процесс формирования экономических понятий наполняется новым содержанием. Социализация личности требует хотя бы элементарной экономической грамотности, которая включает усвоение основных понятий рыночного механизма и осознание себя субъектом рынка.

На уроках обществознания, всемирной и отечественной истории учащиеся знакомятся с большим количеством историко-экономических понятий – таких, как первоначальное накопление капитала, формы производства и формы собственности, промышленная революция, конкуренция, индустриализация и т.д. Эти конкретные понятия наполняют общее понятие рынок.

Но формирование понятий неразрывно связано с развитием мышления школьника. Именно тогда, когда в познавательно-коммуникативной деятельности ученик сам превращается в субъект процесса обучения, его знания, умения и навыки становятся наиболее прочными, укрепляется активная личностная позиция. Однако исследования показали, что учащиеся в процессе обучения не усваивают значение многих экономических понятий.

В 2003-04 учебном году я сделала выпуск учащихся 11-А класса. Это был класс математической направленности, в котором из 20 учащихся 5 (25%) обучались на «отлично», качество знаний составляло 80%. В 1999-2000 учебном году, когда эти дети перешли в 7 класс, мы с ними начали апробацию курса экономики. В процессе освоения содержания этого курса выяснилось, что учащиеся совершенно не владеют простейшими экономическими понятиями, неспособны инициативно и критически прогнозировать результаты своей жизнедеятельности и самостоятельно вносить в неё коррективы с учётом поставленной цели, и не имеют сформированных устойчивых взглядов и убеждений.

Предварительная диагностика по критерию «сформированность социально-адаптированной личности школьника», выявила следующее:


Уровни сформированности социально-адаптированной личности

Высокий

Оптимальный

Допустимый

Недопустимый

10%

40%

40%

10%

Таким образом, возникла необходимость посредством формирования экономических понятий и становления экономического мышления на уроках общественного цикла обеспечить развитие качеств социально-адаптированной личности. В течение последующих лет средствами дисциплин общественного цикла я решала задачи экономического образования, последовательно развивая умения, лежащие в основе социально-адаптированной личности. Большое внимание уделялось созданию условий для формирования способностей не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать и созидать новые, для осознания собственной значимости для других людей и ответственности за результаты своей деятельности и стремления обосновать выбор внутри своего «Я».

Определяющим фактором решения данной проблемы явилась готовность учителя к обучению учащихся основам экономики, к педагогическому руководству и организации предпринимательской деятельности школьников. Значимую роль играли: эрудиция, высокий интеллектуальный уровень педагога, создание системы творческо-поисковых методов и приёмов, способствующих развитию экономического мышления и социализации учащихся.
Актуальность опыта
В последние десятилетия в России появился и продолжает формироваться новый слой общества – предприниматели, который сегодня выступает в качестве реально действующего социального субъекта преобразования социальной действительности. Вместе с ним формируется и новый социальный тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях командной экономики. Специфические черты личности предпринимателя, выявленные И. Шумпетером и Ф. Хайеком, - готовность к риску, личная ответственность за свои поступки, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре - и есть ориентиры для формирования жизнеспособного подрастающего поколения.

Сегодня статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части молодежи, которая в лице предпринимателя видит образец для подражания и в какой-то мере собственную перспективу в жизни. По данным исследований, в 1995 году свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 45% старшеклассников, то в 2000 году таких школьников стало 78% . При этом учащиеся понимают важность занятий по основам экономики и предпринимательства. Становление предпринимательства как нового социального слоя имеет существенное значение в экономическом, политическом и социальном аспекте.

Однако, как свидетельствуют результаты социально-экономического анализа, причины медленного развития России напрямую связаны со слабыми темпами формирования необходимого уровня экономических знаний и предпринимательских навыков у населения. При этом М.Спарс, П.Макколог, В.Травин, В.Дятлов указывают на единственно возможный выход - совершенствование подготовки частных собственников - предпринимателей. Данное обстоятельство является актуальной проблемой современного общества, решением которой является экономическая подготовка подрастающего поколения, направленная на формирование экономического мышления и навыков предпринимательства в условиях рыночной экономики.

В современной педагогической науке проблемы экономического образования стали одними из самых востребованных, их решением занимаются как ученые, так и практики.

В последнее время особое значение уделяется процессу преподавания экономики в 10-11 классах и значительно меньше в школах I-II ступеней. Если выпускники средней школы в основном нацелены на дальнейшее обучение, то большая часть выпускников основной школы по различным причинам не имеют возможности продолжить образование, поэтому по мнению автора представляемого опыта, акцент в организации экономического образования в школе необходимо несколько изменить, предоставляя возможность всем ученикам познакомиться хотя бы с базовыми экономическими понятиями, чтобы облегчить процесс их социализации.

Данную проблему мы решаем в ходе организации непрерывного экономического образования в рамках общественных дисциплин, выделяя этапы и устанавливая на каждом этапе конкретные цели и структуру содержания курса. Социализация представляет единство двух процессов развития личности - типизации и индивидуализации. С педагогической точки зрения социализация - это организация особым образом построенного образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно осваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности и осознаёт своё отличие от других, т.е. осваивает собственный путь вхождения в общество.

Системообразующим фактором процесса социализации выпускника школы является, по мнению автора, экономическое образование. Соотнесение целей социального самоопределения выпускника школы (усвоение определенной системы знаний, выработка системы отношений и способов деятельности) и основных целей экономического образования (привитие функциональной экономической грамотности, формирование системы ценностей и развитие индивидуальности, воспитание экономической культуры, выработка навыков хозяйственной деятельности, формирование способностей к развитию и саморазвитию) показывает четкую двустороннюю взаимосвязь звеньев системы, поэтому экономическое образование в настоящее время – главный фактор социализации личности учащихся.

Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении развития у школьников качеств социально-адаптированной личности посредством формирования у них экономических понятий и становления экономического мышления на уроках общественного цикла. При этом показателями социально-адаптированной личности являются следующие характеристики:


  • способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

  • осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности; 

  • стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;

  • способность инициативно, критически и инновационно прогнозировать результаты деятельности и отношений;

  • способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели;

  • устойчивость взглядов, убеждений, смыслов, мотивов и их коррекция.

 
Новизна опыта
Новизна обобщённого опыта состоит в 1) рационализации традиционных и нетрадиционных форм и методов изучения экономических понятий на уроках общественного цикла в комбинации элементов технологий и методик А.Т.Кинкулькина, Н.Г.Дайри, В.О.Пунского, И.В.Липсица, Е.В.Савицкой, Л.Л.Любимова, способствующих развитию экономического мышления и социализации личности учащихся, 2) мониторинге динамики проявления основных показателей критерия «сформированность социально-адаптированной личности».
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 1999 года, когда учащиеся перешли в 7 класс, по 2004 год – год выпуска их из школы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен дидактической системой работы учителя, направленной на развитие экономического мышления учащихся и создание условий для формирования социально-адаптированной личности.
Теоретическая база опыта

Условия формирования любого из понятий сформулированы в трудах психологов и дидактов А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, А.В.Усовой и др. Одним из условий усвоения понятий, по мнению А.В.Усовой, является «правильный выбор способов формирования понятий, методов и приемов, которые обеспечивают быстрейшее выделение его существенных признаков, связей и отношений с другими понятиями».

Формирование экономической культуры посредством определённых понятий и умственных действий соответствует теории Гальперина-Талызиной, основанной на убежденности великого отечественного психолога Л.С.Выготского в том, что «эффективное обучение требует введения такого содержания, которое отвечает зоне ближайшего уровня развития учащихся, а не существующему уровню этого развития, т.е. такое обучение основывается не на выявлении и развитии врожденных способностей личности, а на овладении ею такими видами и способами познавательной деятельности, которые являются приобретением общества и которые позволяют личности стать членом этого общества». Именно это положение легло в основу развивающей тенденции формирования мышления, которая базируется на усвоении понятий. Чем шире понятийный аппарат, тем выше уровень процесса мышления.

Экономическая наука, как и другие общественные дисциплины, имеет своим предметом человеческое поведение. Специфика экономической науки как науки о поведении индивидуума была осознана не сразу. Так, же как и в педагогической науке, в экономике можно выделить материальное и формальное определение. Начиная с А.Смита господствовало материальное определение экономической науки как науки о «природе и причинах» материального богатства или благосостояния или об отношениях людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Д. Рикардо к предмету политэкономии, с точки зрения человеческого поведения, относил специфику поведения отдельного класса – капиталистов, так как именно им присуще «неугомонное стремление к достижению больших прибылей». Что же касается рабочих, то Рикардо считал, что их поведение подчинено привычкам и инстинктам, землевладельцы – праздные получатели ренты, не властные над своим экономическим положением.

В школьном экономическом образовании важным является вывод Дж. Милля о том, что к предмету экономики мы относим человеческое поведение с токи зрения обладания богатством и способности оценивать эффективные способы достижения богатства.

Вопреки указанным выше политическим экономистам, историческая экономическая школа, представленная Б. Гильдебрандом, К. Книсом, считала объектом анализа экономичекой науки народ. Согласно их концепции, мы должны были бы изучать экономику в школе, опираясь на тезис Б. Гильдебранда о том, что «потребности, образования и отношение человека к вещественным ценностям никогда не остаются одними и теми же, а географически и исторически беспрерывно меняются и развиваются вместе с образованностью человека».

Немецкий экономист А.Вагнер осуществил попытку соединить «классиков» с «историками» и явился основателем социально-правовой школы. По Вагнеру, экономической деятельностью людей управляют как эгоистические, так и неэгоистические мотивы.

Предметом экономики по И. Бентаму является потребление.

Следующие наиболее популярные определения экономической науки и изучения ее предмета связаны с изучением причин материального благосостояния Э. Кеннаном,

А. Маршаллом, В. Парето. У А. Маршалла «экономическая наука занимается исследованием норм жизнедеятельности человеческого общества и изучает атмосферу индививидуальных и общественных действий, связанных с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

Критический анализ такого материалестического определения экономической науки предприняли Л. Роббинс и Ф. Уикстид, назвавшие предметом экономической науки определенный аспект любого человеческого действия, определенный способ мышления. Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядится редкими ресурсами, составляет, по Л. Роббинсу и Г. Беккеру, единый предмет экономической науки. Ограниченность ресурсов носит универсальный характер, потому что ограничено время, которым человек может распоряжаться. Поэтому вся человеческая деятельность относится к предмету экономической науки.

Следовательно, введение экономики как отдельного предмета в школьные программы позволяет принимать оптимальные решения. Таким образом, экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различные употребления. На это определение экономической науки автор опирается, исследуя проблемы содержания экономического образования учащихся.

В контексте школьного экономического образования и его целей поведение человека и общества является предметом изучения других школьных дисциплин - истории, географии правоведения, обществознания.

Рассмотрение предмета экономической науки с точки зрения поведения человека в системе общего образования необходимо в связи с личностно ориентированным, развивающим образованием. Рассмотрение, изучение, анализ моделей поведения человека в его жизнедеятельности заслуживает внимания потому, что оно отражает идеологический и мировоззренческий контекст времени. По мнению нашего современника В.С Автономова, экономика – «единственная из общественных дисциплин, претендующая на звание точной науки, которая обнаруживает законы, не зависящие от воли и сознания людей».

Данный вывод является основополагающим для обоснования места экономического образования в общем и экономической науки в частности в контексте содержания образования в современной школе, концепции воспитания в ней грамотного, рационально и разумно мыслящего гражданина. Определения предмета экономической науки позволяет уточнить понятие содержания экономического образования а школе: «содержание экономического образования в современной школе – это личностно ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств для их решения.

Рис.1. Соотнесение целей социального самоопределения выпускника с экономическим образованием


Социализация






Социальное самоопределение выпускника школы







Усвоение определенной Выработка системы Выработка способов

системы знаний отношений деятельности


Привитие Формирование Воспитание Выработка Формирование

функциональной системы экономической навыков способностей к

экономической ценностей культуры хозяйственной развитию, в том

грамотности и развитие деятельности числе к самораз-

индивиду- витию

альности




Экономическое образование
Таким образом, экономика – системообразующий фактор социализации личности выпускника школы.
Технология опыта
Основой учебно-воспитательного процесса, важным элементом образовательного процесса в целом является урок. Под образовательным процессом автор понимает совокупность трёх составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя, учебно-познавательный и самообразовательный процесс-деятельность учащегося. Таким образом, в основе образовательного процесса лежит целенаправленная деятельность. По теории А.Н.Леонтьева, всякая деятельность состоит из отдельных действий, а каждое действие можно разложить на операции, способы, приёмы. Исходя из этого, можно схематически представить их основу:
деятельность действие операции

теория методика технология


критерии показатели оценка результата

эффективности эффективности деятельности

Итак, теория описывает мотивы, цели, задачи, принципы; методика характеризует выполнение определённых действий в русле поставленной цели, а технология - конкретные приёмы, их этапы и последовательность.

В педагогике существуют различные достаточно эффективные механизмы формирования экономического мышления. В ходе учебного процесса есть возможность реализовать потребности экономической и предпринимательской подготовки учащихся на основе методики организации учебно-предпринимательской деятельности, которая может послужить не только формой, но и средством экономического обучения.

Экономическое образование в сочетании с деятельностным подходом к обучению является главным фактором и средством развития экономического мышления и процесса социализации личности выпускника.

Рассмотрим используемые автором опыта условия и средства социализации по ступеням обучения в школе.

Рис.2. Условия и средства процесса социализации учащихся

Условия и средства процесса социализации учащихся

II ступень



III ступень


7-9 классы ступень



10-11 классы



















Экономический модуль – технология, общество – знание



Педагогический мониторинг, разработка профессиограмм










Уроки налоговой грамотности 7-9 кл.




Уроки экономики

7-9 кл.





Экономика

2-го уровня

10-11 кл.

Деятельностный подход к обучению - одно из основных средств развития экономического мышления, экономического образования и социализации личности. При этом все виды деятельности делятся на урочную и внеурочную:



Деятельность







Урочная


Корректировка и Разработка и защита

апробирование Деловые и бизнес- планов и

учебных планов, ролевые проектов

программ, учебников игры




Программа курса Программа курса Программа курса

« Экономика» «Экономика» «Экономика»

7-8 кл. 9 кл. 10-11 кл.







Интеграция курса «Экономика» с предметами «История» и «Обществознание»




Деятельность



Олимпиады по экономике, истории, основам предпринимательства и потребительских знаний,

обществознанию





Внеурочная


Научно-


Интеллектуальные экономические игры, конкурсы.

Выход на городской, районный, областной уровень

Выход на городской, районный, зональный, областной уровень

Интеграция курса «Экономика» с базовыми предметами

Написание и защита рефератов
исследовательская













Оказание методической помощи

Разрабатывая методическую систему изучения вопросов эко­номики, автор исходила из принципов современной педагогиче­ской науки, учитывая достижения в методике обучения истории и экономики (работы А. А. Вагина, Ф. Д. Горелика, Н. Г. Дайри, А. И. Купцова, В. О. Пунского, И. В. Липсица, В.с. Автономова, Е. В. Савицкой, Л. Л. Любимова, В. В. Овчинникова, П.С. Лейбенгруба, А. Т. Кинкулькина, Ф. П. Коровкина).

Автор представляемого опыта считает, что одним из главных условий эф­фективности формирования экономических знаний учащихся яв­ляется сочетание показа живой картины развития производства с ее объяснением.

Методика формирования экономических понятий строится в соответствии с логикой истории как учебного предмета. Историко-экономические понятия находятся в сложной логической взаимосвязи. Не зная содержания понятия «производительные силы», учащиеся не могут правильно представить себе, в чем состоял общественный характер производства при капитализме и почему такое производство требовало общественной собственности. Для понимания экономической основы буржуазных революций необходимо, чтобы учащиеся предварительно овладели теоретическими знаниями о взаимосвязи и взаимовлиянии между производительными силами и производственными отношениями.

При введении новых для учеников научных понятий автор формулирует их четкое определение, учитывая, что это обеспечивает правильное усвоение учащимися содержания поня­тия, его признаков, исключает возможность ошибочного толко­вания и смешения с другими понятиями. Введение определений создает основу для успешной работы над умением оперировать понятиями. Необходимо четкое выделение всех звеньев работы по формированию умения применять теоретические обобщения как средства познания. Таких звеньев автор выделяет три:

Первое звено — подготовительное, когда учитель вводит уча­щихся в круг фактов, признаков, которые потом обобщаются в понятие. Например, в процессе формирования понятия «производственные отношения» на первом, подготови­тельном этапе формируются понятия «раб», «рабовладелец», «фео­дал», «крепостной крестьянин», «феодальные повинности» и др. Обобщая эти знания, учитель подведет учащихся к пониманию признаков понятия «производственные отношения».

Второе звено — непосредственное обобщение способа деятель­ности, заключенного в понятии. В ряде случаев научное опреде­ление не вводится, а для правильного оперирования ученикам предлагается логическая схема, план, памятка с пе­речнем вопросов для характеристики того или иного обществен­ного явления. Роль памятки часто выполняет графа текстовой таблицы с вопросами для характеристики или сопоставления яв­лений, например, классов, производства, общественного строя.

В школьном обучении определение понятия или вывод об ис­торической закономерности не всегда формулируется в том виде, как их дает наука. Поэтому необходима адаптация с учетом возраста и развития учеников. Примером такой адаптации может служить вывод о том, что развитие экономики влияет на все другие стороны жизни общества, который формулируется в VII классах.

Третье звено — тренировка в применении способа деятельности. Уровень самостоятельности школьников здесь бывает различным. Иногда необходима репродукция т. е. воспроизведение, сделанного учителем, разбор фактов, пользуясь плана­ми, памятками или анализ под непосред­ственным руководством учителя, самостоятельное оценивание фактов в свете усвоенных понятий. В ходе трени­ровки идет обогащение понятий. В сознании ученика каждое историко-экономическое по­нятие связывается со все большим числом конкретных фактов.

При разработке методики изучения экономических вопросов автор уделяет особое внимание ряду моментов.

В работе с фактами учитывается, что для полноценного рас­крытия процесса экономического развития необходимо создание ярких картин производства, характера труда на разных этапах исторического процесса.

Привлечение ярких фактов важно также для создания личностного отношения учащихся к фактам, повышения интереса к выяснению причин появления факта и его значения для людей. Например, вводя в урок факт появления прялки «Дженни», рассказы­ваем об усовершенствовании ее Харгривсом, о последствиях для его семьи, преследовании изобретателя прядильщиками, их жела­нии впоследствии приобрести механическую прялку, разорении кустарей. Рисуя картину первого экономического кризиса в Англии в 1825 г., даем яркое описание расстройства экономиче­ской жизни страны и огромных бедствий для семей рабочих, ос­тающихся без средств к существованию.

В системе работы по формированию умения оперировать тео­ретическими знаниями существенное место занимает обращение к первоисточникам.

Большое внимание уделяется межкурсовым связям. Эти связи осуществляются путем систематического повторения ранее изу­ченного, а также выполнения учениками заданий, требующих при­влечения для анализа материала разных курсов или использо­вания приобретенных в этих курсах умений. Межкурсовые связи заключаются в корректировке отбора исторических фактов и обобщений в более ранних курсах, с тем чтобы лучше подготовить учеников к усвоению содержания материала на последующих этапах обучения.. Автор считает целесообраз­ным в VII классах уделить больше внимания умению анали­зировать экономические явления с точки зрения взаимовлияния между отдельными отраслями экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля) или ее чертами (разделение и про­изводительность труда, формы эксплуатации). Без этого этапа работы затруднен переход в VIII классе к системе социологиче­ских понятий. Требуется также более тщательная отработка уме­ния подходить к анализу экономических явлений всесторонне, т. е. находить в них не только прогрессивные, но и консерватив­ные стороны.

Для совершенствования методической системы автор предлагает бо­лее тщательно продумывать функциональное назначение учебных пособий. Наглядные средства привлекаются им не только в ка­честве источника знаний, но и для обобщения, а также проверки знаний и умений. Одно и то же пособие таким образом включается в процесс обучения многократно. Так рисунки с изображением ремесленного и мануфактурного производства в средние века. демонстрируются при изучении истории развития хозяйства, затем во время анализа с целью выявления различий между ремеслом и мануфактурой и, наконец, для тре­нировки и проверки усвоения учениками признаков этих типов производства. То же самое следует сказать о документах и тек­стовых познавательных задачах. Предусматривая разнообразие приемов работы с учебными пособиями, учитель специально оста­вляет для закрепления и проверки знаний и умений ряд рисунков, текстов, статистических таблиц.

Особое место уделяется работе по формированию умений ана­лизировать экономические явления и процессы. В этой работе учитываются требования программы и обеспечивается преемст­венность в использовании, обогащении и возрастании сложности умений.

Уже V классе в основном вырабатываются следующие умения:


  • умение давать характеристику орудий труда, оценивать их значение, сравнивать;

  • вскрывать связь между отдельными элементами производ­ства: занятиями людей и усовершенствованием орудий труда, между различными отраслями производства (хозяйства);

  • выявлять воздействие природных условий на трудовую дея­тельность людей на основе понимания зависимости древних людей­ от окружающей природы;

  • умение оперировать понятиями «первобытнообщинный», «рабовладельческий строй», при анализе конкретных описаний распознавать наличие признаков каждого строя; оперировать понятиями «рабы», «рабовладельцы», «крестья­не», «ремесленник», выделять признаки этих понятий, проводить сравнение по логическому плану и без него;

  • сравнивать различные типы общественного производства, на основе сопоставления производства при рабовладельческом­ и первобытнообщинном строе;

  • мысленно реконструировать картины производства на ос­нове различных источников: текста учебников, документов, фотографий,­ рисунков;

  • читать карту, на которой отражены природные условия, экономические процессы.

Пятиклассники постепенно учатся давать все более полную характеристику уровня развития экономики (хозяйства). Внача­ле они указывают на орудия труда и занятия людей. Затем учи­тель приучает их отмечать такие моменты, как улучшение каче­ства изделий, рост количества изготовленной продукции (т. е. рост производительности труда), а также наличие обмена. .

Вместе с тем в V классе закладывается основа целого ряда более сложных умений, которые формируются и развиваются в VI и VII классах:



  • умения выделять этапы развития в рамках каждого способа­ производства;

  • находить связи (прямые и опосредствованные) между тру­довой деятельностью людей и другими сторонами общественной жизни: классовой борьбой, политическим строем, культурой;

  • видеть в развитии хозяйства один из главных показателей общественного прогресса..

Эти умения очень важны для последующего изучения .вопро­сов экономики в VII - VIII классах. Умение оперировать понятия­ми о первобытнообщинном и рабовладельческом строе, классах, формах эксплуатации способствует овладению системой понятий о феодальном строе, феодальном производстве, отношениях клас­сов в феодальном обществе, а в дальнейшем облегчает усвоение признаков капиталистического производства.

Большое внимание в курсе VI класса уделяется формированию умения видеть проявления экономического прогресса. .

Автор считает целесообразным уже с VI класса приучать учащихся к оценке прогресса в производстве по следующим показателям:

- появление новых орудий труда, технических новшеств, разде­ление труда, специализация, совершенствование трудовых навыков; рост количества предприятий и произведенной продукции, рас­пространение земледелия на новые территории.



Все перечисленные выше умения закрепляются и отрабатыва­ются в VII классе. Новыми моментами в развитии умений в VII классе являются следующие:

  • у школьников формируется обобщенный подход к анализу предусмотренного программой понятия «общественный строй».
    Это достигается путем составления плана для харак­теристики любого общественного строя. В нем сравнительно пол­но охватываются главные компоненты общественных отношений. Таким образом, школьники подготавливаются к овладению си­стемой основных историко-экономических понятий , которые начинают вводиться с VIII класса:

  • объясняется термин «экономика», который объединяет це­лый комплекс отдельных (уже известных ученикам) понятий: «орудия труда», «занятия людей», «формы собственности и экс­плуатации», «обмен»;

  • особое значение имеет умение вскрывать противоречия в хозяйственной жизни;

  • в свете понятий «экономика» и «экономический прогресс» убедительнее для учащихся становится вывод о том, что сфера материального производства составляет основу жизни общества. Постепенно приучаем школьников искать в экономике истоки важнейших общественных процессов;

  • более полно, чем раньше, раскрываем в VII классе влияние на экономику других факторов: политики государства (дается по­нятие «экономическая политика»), классовой борьбы, сдвигов в области культуры. Таким образом, у учащихся начинает выраба­тываться умение рассматривать сложные взаимосвязи явлений. Тем самым предупреждается упрощенный подход к определению роли экономики в жизни общества;

  • на основе знаний о главных этапах развития экономики периода феодализма (генезиса, развития, разложения) вырабатывается умение правильно соотносить во времени экономические явления, связывать их с соответствующими этапами.

В VIII классе учащиеся приобретают следующие умения:

  • умение оперировать понятиями «производительные силы», «производственные отношения», правильно соотносить их с фактическим­ материалом и прослеживать развитие явлений, обоб­щаемых этими понятиями;

  • находить связи между отдельными компонентами этих по­нятий, выявлять их взаимовлияние;

  • прослеживать связь и взаимовлияние между производи­тельными силами и производственными отношениями, оперировать знаниями о «законе соответствия», устанавливать причины про­гресса и застоя в хозяйстве, раскрывать конфликт в производстве как экономическую основу буржуазной революции;

  • оперировать знаниями о признаках капиталистического про­изводства;

  • устанавливать на фактах наличие связи между материаль­ным производством и другими сферами общественной жизни, в частности определять классовую сущность экономических требо­ваний, преобразований, проводимых отдельными классами и со­циальными слоями.

Умение владеть понятиями означает, что у учащихся успешно формируется экономическое мышление, способность осмысливать их, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, законы в их взаимосвязи с реальностью, соответствующим образом ориентироваться в эко­номической жизни.

Систематическая работа по формированию указанных умений, позволяет учителю формировать у учащихся умения, нужные для всестороннего экономического анализа, развивать экономическое мышление.

Формирование соответствующего уровня экономического мышления предполагает готовность выпускника школы включиться в систему рыночных отношений. Этому способствуют логические задачи, ставшие системой в педагогической практике. Чаще всего в виде логической задачи решается проблема, выдвинутая в начале урока и призванная активизировать познавательную деятельность учащихся.

Например, рассмотрим изучение процес­са формирования рыночных отношений в Западной Европе. Данный процесс на­чинает изучаться впервые на уроках в VII классе. Считаем целесообразным начать его с повторения ранее усвоенных общеэко­номических понятий: производительность труда, средства производства, натураль­ное хозяйство, товар, конкуренция. Далее следует вопрос: что Вы знаете о рынке?, Учитель, обращаясь к словарю С. И. Ожегова, предлагает определение рынка: «Рынок — сфера товарного обра­щения, товарного оборота». Учитель рас­ширяет и углубляет это определение, под­черкивает, что рынок — это сложная сис­тема товарно-денежных отношений, ос­нованных на конкуренции, где спрос рож­дает предложение .

Определение рынка будет не обоснованным логически, если не дать его формулу: Д-Т-Д`, где Д — деньги, Т — товар, Д` - прибыль..

У учащихся возникает вопрос: «Где же взять деньги, если при феодальных отношениях господствует на­туральное хозяйство, а товарные отноше­ния развиты очень слабо?».

Для того чтобы найти ответ на этот во­прос, учитель предлагает ученикам решить логическую задачу: почему аграрная цивили­зация, а вместе с ней и феодальные отноше­ния пришли в период позднего средневеко­вья в состояние кризиса?

Решение задачи проходит в три этапа. На первом этапе необходимо свести все неиз­вестное к известному т.е. записать исходные данные.

Дано:1) аграрная цивилизация

Истощение ресурсов

/ \


следующая страница >>



Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав. Лоренс Питер
ещё >>