Описание педагогического опыта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Описание педагогического опыта Кутузовой С. Н. Алгоритм описания 1 81.86kb.
Тема инновационного педагогического опыта 3 450.5kb.
Методические рекомендации по изучению передового педагогического... 1 65.71kb.
Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического... 3 407.99kb.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования Сидуковой... 1 95.33kb.
«интегрированная технология обучения» 6 1412.69kb.
Мини стажировка «Школа педагогического опыта» в «Детском саду комбинированного... 1 26.06kb.
Концептуальные основы педагогического опыта 1 101.94kb.
Публичное представление собственного инновационного педагогического... 1 61.66kb.
Программа Форума включала торжественное открытие, конкурсы инновационного... 1 136.16kb.
Программа обучения педагогических кадров «Подходы к презентации педагогического... 1 160.58kb.
Недельный отчет. 7-я неделя. 11. 02. 2008 17. 02. 2008 1 35.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Описание педагогического опыта - страница №1/2


ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №7»

Ново-Савиновского района г.Казань


Григорьевой Эльзы Рафаиловны.

Тема опыта:

«Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности».

Содержание:

I. Информационный раздел .

II. Технологический:

  1. Актуальность опыта.

  2. Педагогическая технология применения проектного метода познавательной деятельности при изучении физики.

  3. Роль проектных технологий в образовательном пространстве школьника.

  4. Проекты в урочной деятельности.

  5. Организация проектной деятельности учащихся во внеурочное время.

  6. Проектная деятельность в работе НОУ.

  7. Проекты как зачетные работы по окончанию элективных курсов.

  8. Педагогические проекты учителя.

III. Внедренческий раздел.

Публикации учителя.

РАЗДЕЛ 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Тема опыта: Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности.

Цель: Организовать проектную деятельность учащихся с применением информационных технологий, межпредметного интегрирования и пропедевтики предпрофильного образования, сформировать у учащихся навыки самообразования и самопознания.

 Основополагающими принципами данного опыта являются: Научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование диалога и проектного метода как инструмента обучения, компетентностный и личностно-ориентированный подход к обучению.



Автор опыта: учитель первой квалификационной категории, присвоенной в 2004 году и подтвержденной в 2008, педагогический стаж работы 20 лет. Имеет награды: Грамота Министерства образования и науки РТ, Благодарственные письма ректоров КГУ, КГТУ ,

2005 г - победитель городского и республиканского конкурсов "Лучший учитель ПДД";

2008 г -победитель городского и республиканского конкурса "Учитель года РТ" в номинации "Практикоориентированное обучение";

2010 г -победитель городского конкурса "Учитель года" в номинации "Классный руководитель";

2010 г -победитель республиканского конкурса научно-исследовательских и творческих работ, посвященных Году учителя;

2011 г -победитель гранда РТ «Лучший учитель»

Эльза Рафаиловна Григорьева, 1969 года рождения, образование высшее, окончила Казанский государственный педагогический институт в 1992 году. Последняя курсовая переподготовка 2012 год по теме: «Использование Электронных Образовательных Ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности».

В течение последних лет велась опытно - экспериментальная работа по данной теме «Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности», разрабатывались методы и приемы, внедрения проектной методики образовательного процесса, которые бы позволили эффективно осуществлять пропедевтику профильного образования учащихся среднего звена школы, эффективно осуществлять подготовку к экзамену по предмету на начальном этапе обучения в 7-9 классе и в дальнейшем завершить подготовку на профильном уровне.



Использование методов проектного обучения в урочной и внеурочной деятельности учащихся, в совокупности с применением ИКТ, является опытом внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в практику учебной деятельности гимназистов, расширения возможности использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.) и в конечном итоге методом самореализации учеников.

Единый государственный экзамен по физике призван оценить подготовку выпускников 11 классов образовательных учреждений с целью государственной итоговой аттестации и отбора выпускников для поступления в высшие учебные заведения. Содержание экзаменационной работы определяется следующими документами:

-«Обязательный минимум содержания среднего образования по физике (Приказ министерства образования России от 30 июня 1999 г №56)»;
-«Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (Приказ минобразования России от 19 мая 1998 г №1236)»;
-«Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (Приказ минобразования от 5 марта 2004 г №1089)».

В экзаменационной работе проверяется знания и умения из всех разделов школьного курса физики, поэтому подготовку к данному экзамену необходимо вести на протяжении всех лет обучения. Особенностью ЕГЭ по физике последних лет является введение в уровне «С» теоретического задания, требующего у учащихся глубокого осмысления не только теоретического материала, но и практического использования данной закономерности, закона, явления на практике, поэтому применение проектных методик обучения позволяет приблизить учащихся к наилучшему пониманию явлений окружающей жизни, физических закономерностей и особенно парадоксальных явлений.



Проанализировав итоги научных исследований в учебной работе, проектной деятельности учеников, конкурсных работ учащихся, учитель разработал методы и приемы обобщения материала проектной деятельности школьников, использования его для подготовки к итоговой аттестации школьников на разных ступенях образования, более полному раскрытию потенциальных возможностей учащихся, осознанному выбору дальнейшего профиля высшей ступени обучения. У учителя появилась возможность подлиться опытом работы в этом направлении.
Раздел 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

1. Актуальность опыта.

ФГОС второго поколения формулирует следующие цели изучения физики:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
В соответствии с этим основным личностным результатам обучения физике являются:
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Главный метапредметный результат обучения физике:
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами являются:
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике, на которых основываются общие результаты, являются:
•овладение разнообразными способами получения знаний на основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Современное содержание образования ориентировано на успешное поступление школьников в ВУЗы, профильное продолжение образования. ЕГЭ проводится с 2003 года. Возникает много вопросов касающихся содержания образования и содержания экзамена. Какие новые методы и технологии надо применить, чтобы добиться хороших результатов.

В соответствии с новыми ФГОС до 40% учебного времени отводится на внеурочную познавательную деятельность учащихся, проектную и исследовательскую деятельность. Данное внедрение позволяет решить противоречие вызванное введением ЕГЭ (уровень «С» предполагает углубленное изучение физики) с уменьшением количества часов, отводимых на изучение физики, что создало дополнительные трудности педагогам.

Задачи опыта: показать на примере конкретного педагогического опыта, как построить работу с учащимися , добиться положительных результатов применения проектного метода обучения.

Теоретическая база опыта. Теоретической базой опыта являются теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова о системно-деятельностном подходе к обучению, В.В. Гузеева об интегральных технологиях обучения, А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики, Е.С. Полат и Г.К. Селевко о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностномb личностно-ориентированном подходе к обучению учащихся.

Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность. Основная часть работы по формированию знаний, умений и навыков ведется на уроках, начиная с 7 класса. Основные принципы, которыми руководствуется учитель, начиная обучение:

Высокий научно-теоретический уровень, грамотная систематизация теоретического материала. Так при изучении любого закона требуется от учащихся четко знать словесную формулировку закона и его математическое выражение, видеть причинно-следственные связи между величинами, уметь интерпретировать закон различными способами, уметь иллюстрировать закон своими примерами и применять его на качественном и расчетном и уровне.


Закрепление теоретического материала проводится с использованием деятельностного подхода.

Учащиеся обучаются следующим видам деятельности:

1.Обосновать свои научные представления в виде научных докладов, индивидуальных и групповых проектных работ.

2.Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.

3. Выполнять чертежи и разработку научных приспособлений, самостоятельно изготавливать измерительные приборы.

3. Уметь применять знания в быту технике и экстремальных ситуациях.


4. Выдвигать гипотезы и уметь подтверждать или опровергать их на основе опытно-экспериментальной работы.
Заключительная работа по усвоению теоретического материала имеет целью довести умение до автоматизма, чему способствуют самостоятельные, лабораторные, контрольные работы. На всех этапах работы используются различные формы и приемы: традиционные: рассказ, беседа, лекция, фронтальный и индивидуальный опрос, а также большой арсенал новых педагогических технологий.

Заключительная работа по применению полученных знаний имеет целью выполнение самостоятельного проекта по различным направлениям .

Для организации учебной деятельности широко используются игровые технологии, групповые формы, метод индивидуальных образовательных траекторий (для одаренных учащихся).
2. Педагогическая технология применения проектного метода познавательной деятельности при изучении физики.

Проектный метод обучения является одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельностью. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. 

    Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование  педагогических технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким технологиям   могут быть отнесены проектные методы обучения, которые используют учителя – предметники на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.  С моей точки зрения метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют только что обозначенным положениям. Я изучаю и анализирую результаты экспериментальной работы коллег- педагогов, попытаюсь организовать и провести подобную работу на уроках физики и во внеурочной деятельности.

С годами метод проектов, т.е. способ познавательной деятельности, инструмент познания, был, как это часто водится в практике преподавания, подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности.  Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата.


               Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же, как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так именовать запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

Классификация метода проектов

по доминирующему виду деятельности:

              Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

              Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)

               Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли,  обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть  имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д.  Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

               Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио. фонд, СМИ, базы данных), ее  обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад,  публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).

              Практико – ориентрованные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный  социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

              В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности - они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому-то и возникла педагогическая проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне и таким образом при совместной в дальнейшем проектной деятельности (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

         Основные требования к использованию метода проектов:

               На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

               Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема бездомных животных в мегаполисе, национальная проблема в государствах различного социального устройства и пр.).
            2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий).
            3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
            4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
            5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций и пр.).

    В коллективном творчестве помощь учителя должна быть очень тонко дозирована. По словам замечательного специалиста в области педагогики А.И.Мещерякова: «Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат»



3. Роль проектных технологий в образовательном пространстве школьника.

Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Традиционно образование в естественнонаучной области прежде всего связывалось с получением учащимися определенного объема знаний. Охватывая фундаментальные отделы физики, биологии, химии и т.д., программа не дает представления о тех проблемах, которыми живет наука сегодня. В результате накопленные знания остаются чаще всего пассивными. С другой стороны, социально-экономические перемены в стране привели к изменениям социального запроса к обучению и воспитанию в условиях общего и дополнительного образования. В школе осознан и принят социальный заказ на формирование личности, способной к вхождению в социум, где сосуществуют различные социальные общности и экономические системы. Один из способов психодидактического проектирования образовательной технологии школьника обозначаемый как развивающее образование ориентирован на :



  • создание образовательной среды (условий), создающей возможность для раскрытия еще непроявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и творческим потенциалом;

  • на комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

В нашей гимназии, как одно из условий развития индивидуального творческого потенциала ученика, создана открытая Лаборатория Эйнштейна- зоновая территория предметов естественнонаучного цикла, оснащенная современным демонстрационным и лабораторным оборудованием, цифровыми экспериментальными датчиками и специализированным оборудованием для практикума по физике, химии, биологии и экологии. Данная лаборатория предназначена в большей мере для самостоятельной работы учащихся над образовательными проектами.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт - проект, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся. Проектная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор осуществляется на различных этапах и может быть и внешним, и внутренним. Важно помнить, что возможность осуществления последовательных выборов учащихся является основой для формирования индивидуальной траектории обучения.


следующая страница >>



Тот, кто смотрит на дело с обеих сторон, обычно не видит ни одной из них. Оскар Уайльд
ещё >>