Онто-гносеологическое обоснование феномена художественного в философии всеединства в. С. Соловьева - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Идея всеединства от гераклита до бахтина 2 539.5kb.
Понятие трансцендентальной рефлексии в философии И. Канта и его применение... 1 311.19kb.
Проблема сущего и бытия в философии владимира соловьева и в российском... 4 561.01kb.
Литература Емохонова Е. Г. Мировая художественная культура. 1 67.53kb.
Вся жизнь в школе Остапенко Александра Павловна 1 17.45kb.
Обоснование трансцендентности в античной и христианской философии 1 137.79kb.
Литература по программе «Радуга» регулярно пополняется с учётом фгт 1 57.54kb.
Мусульманская архитектура в оценке современных философов 1 57.99kb.
У. К. Абишева между традицией и модернизмом учебное пособие 13 3857.52kb.
Феномен открытой двери в романе А. Белого 1 37.19kb.
Онто гносеологические основания мудрости и истины 4 755.5kb.
Мистерия нового мира 1 208.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Онто-гносеологическое обоснование феномена художественного в философии всеединства - страница №1/1

На правах рукописи




Матсар Майе




ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ФЕНОМЕНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В.С. СОЛОВЬЕВА


Специальность: 09.00. 01 – онтология и теория познания


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Иваново 2007

Работа выполнена в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова.
Научный руководитель кандидат философских наук, доцент

Джагарова Галина Михайловна


Официальные оппоненты доктор философских наук, доцент

Кудряшова Татьяна Борисовна

кандидат философских наук, доцент

Козырев Алексей Павлович


Ведущая организация Ивановский государственный

энергетический университет


Защита состоится «13» апреля 2007 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака 39, ауд. 459.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан « » марта 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д. Г. Смирнов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.

Актуальность выбранной темы определена насущной потребностью в адекватных философских концептах для осмысления процессов, происходящих в современном искусстве; оценки состояния культуры в целом; оптимизации воздействия искусства и философии на развитие культуры.

Феномен художественного обычно ассоциируется с искусством. Составляя сущностную характеристику искусства, художественное отношение не ограничивается этими рамками, налагая особую печать на различные виды человеческой деятельности. Истоки его уходят в глубокую древность, к первым контурам формы, которой предстояло наполниться смыслом, к первым «метам» самоопределения человека в пространстве и времени. Художественное рождается как «жест»1 Я-творящего, подчиняя хаос порядку, наполняя порядок представлением о должном. Древнее искусство – единственное сегодня свидетельство рождения человеческого сознания; художественное как таковое – особое качество бытия, явленность собственно человеческого в материальном мире.

Проблема постижения природы художественного обретает новое звучание в ситуации трансформации оснований культуры. Наше общество, осуществив «деконструкцию» идеологии, отказалось от жесткой регламентации ценностных приоритетов. Это дало возможность освоения закрытого в течение длительного времени культурного пространства и привело к плюральности духовной жизни. Западный мир, в свою очередь, находится в ситуации активного самоопределения: критика установок общества потребления реализовалась в постмодернистской философии и искусстве, которые при этом дистанцируются от важнейших смыслообразующих концептов. Происходит новое осмысление дихотомий единое – многое, время – вечность, фундированное отказом от парадигмы единого и универсального, от иерархических структур и поиска высшего смысла; актуализируются идеи процессуальности, принципиальной нестабильности, номадичности.

С постмодернизмом связан трагический опыт тревожного вопрошания о будущем человечества. Отказ от красоты, утрата способности к ее восприятию находятся в корреляции с исчезновением структурного единства общества, разрывом межличностных связей, выхолащиванием личностно-творческого взгляда на мир. Размывание ценностного базиса искусства и философии лишает человека его сущностной самоидентификации, составляющей, согласно определению Вл. Соловьева, его «метафизическую потребность» 2.

В свете такой «диагностики» становится очевидной необходимость выработки новых подходов к осмыслению феномена художественного, традиционно рассматриваемого в контексте философии искусства; обостряется потребность преодоления сложившихся стереотипов анализа художественных произведений, бытующих в рамках искусствоведения. Удовлетворение этой потребности возможно за счет углубления теоретико-методологических основ осмысления феномена художественного посредством перехода в проблемное поле онтологии и гносеологии. Такой подход требует рассмотрения базовых для философии искусства категорий: красота, художественное, эстетическое в онто-гносеологичес­ком аспекте.

Онто-гносеологическое обоснование феномена художественного не является нововведением: наиболее крупные философы рассматривали искусство в свете онтологии (Шеллинг, Гегель, Хайдеггер, Гадамер), в свете гносеологии (Баумгартен, Кант, Бергсон, Кроче). Рассмотрение в этом ключе философии положительного всеединства Вл. Соловьева представляется особенно перспективным, поскольку его вариант проблематизации феномена художественного осуществлен в контексте систематически разработанной онтологии и гносеологии. Поэтому его подход, во-первых, универсализирует анализ феномена художественного в онто-гносеологической проекции, которая выступает у Вл. Соловьева в качестве системообразующей. Во-вторых, русский философ рассматривает художественное не только как сущностную характеристику искусства, но, прежде всего, как базовое отношение человека к миру, и тем самым выводит рассмотрение феномена художественного за традиционные рамки философии искусства.

Философия Владимира Соловьева оказала колоссальное вли­яние на формирование культуры Серебряного века, и это влияние не изучено до конца. Завершая век XIX, русский философ был устремлен в будущее. Раскрывая «тайну прогресса», он показал, что единственный для человека возможный исход из «блужданий» в настоящем – потрудиться перенести через действительный поток истории «священное бремя прошедшего3.

Соотнося достоинство частных и ближайших целей человеческой жизни с общей и последней целью, русский философ ищет взаимосвязь трансцендентного и имманентного, единого и множественного, утверждая высокий статус красоты в мире посредством онтологического ее обоснования. Его философия положительного всеединства противостоит постмодернистской теории «смерти субъекта», формируя онто-гносеологический базис концепции субъекта творчества. Как субъект творчества человек предстает знающим должное, которое задано триадой Истины, Добра и Красоты, и призванным к ее реализации. Русский философ утверждает оптимизм в качестве формы человеческого существования, подчеркивая роль творческой личности в созидании собственно человеческого мира.

Осуществление целостной реконструкции соловьевской концепции феномена художественного требует привлечения инструментария современной онтологии и гносеологии. Вместе с тем, рассмотрение онто-гносеологического обоснования феномена художественного Соловьевым выявляет парадигмальный потенциал его философии, оптимизируя разработку проблем современной онтологии и гносеологии, находящихся в ситуации перехода к неклассическому этапу развития.



Степень разработанности проблемы. На данном этапе разработки проблемы конституировались два подхода к рассмотрению феномена художественного. С одной стороны, этот феномен рассматривается в рамках прикладного искусствоведения и теории искусства. С другой стороны, феномен художественного рассматривается некоторыми исследователями в контексте их целостных философских систем, но в рамках философии искусства. Исследования, нацеленные на анализ феномена художественного как особого качества бытия, немногочисленны.

Из западных мыслителей следует назвать А.Августина, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Э. Жильсона, из русских – В.С. Со­ловьева, П.А. Флоренского, И.А.Ильина. Ценный материал по исследуемой проблеме содержится в работах по эстетике и теории искусства И. Винкельмана., Р. Арнхейма, Н. Гартмана, У.Эко, Э.Панофски, Х.Зедльмайра, А.Белого (Б.Н. Бугаева), В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, В.В.Кандинского, А.В. Гулыги, В.В.Бычкова, А.Я. Зись, В.Д. Диденко, Д.И. Сарабьянова, Н.В.Махова, Е.Г.Яковлева, М.С.Кагана, В.М. Петрова, В.А. Копцика, В.П. Рыжова, В.С. Грибкова, Р.А. Куренковой, Л.А. Никитич, Л.Ю. Лиманской, О.Н. Кукрак.

Обзор данных источников позволяет сделать вывод, что проблема феномена художественного остается на сегодняшний день дискуссионной, о чем свидетельствует расплывчатость определения самой категории художественного, а также понятий художественного отношения к действительности, художественного творчества, художественной культуры. Парадигма рассмотрения феномена художественного в рамках философии искусства не позволяет дать его всестороннюю характеристику.

Обращаясь к наследию В.С. Соловьева с целью уяснения природы художественного, следует отметить, что вышеуказанная ситуация проецируется и на рассмотрение феномена художественного в контексте изучения творчества Вл.Соловьева.

«Невидимый континент» (М.В. Максимов) соловьевоведения давно и плотно заселен. «Плотность населения» особенно увеличилась в связи с началом работы постоянно действующего Соловьевского семинара – Российского научного центра по изучению наследия В.С. Соловьева при Ивановском государственном энергетическом университете под руководством д-ра филос. наук, проф. М.В. Максимова Благодаря работе семинара создается особое, «соловьевское» пространство в культуре.

Тем не менее, в существующей литературе, охватывающей вековую традицию соловьевоведения, нет ни одного крупного исследования, посвященного всестороннему и детальному изучению особенностей понимания русским мыслителем феномена художественного, несмотря на то, что тема художества является одной из важнейших в его философии всеединства.

Исследователями в той или иной степени рассматривались взгляды философа на искусство как в контексте общего обзора философского и поэтического творчества Соловьева, так и при рассмотрении отдельных аспектов его наследия, прежде всего, эстетики и софиологии.

Среди работ, посвященных общему обзору философии В.С. Соловьева, следует отметить монографии А.А. Никольского, Э.Л. Радлова, Е.Н. Трубецкого, К.В. Мочульского, А.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, Н.В. Мотрошиловой. Большой вклад в исследование поэтического творчества Соловьева внесли такие авторы, как В.Ф. Саводник, А.С. Рождествин, С.М. Лукьянов, В.В.Розанов, В.Я. Брюсов, Г.И. Чулков, В.М. Жирмунский, А.Л. Слонимский, С.М. Соловьев, З.В. Минц, Н.П. Крохина. Особое внимание изучению онтологии Вл. Соловьева и ее аспектов уделяли П.П. Гайденко, И.И. Евлампиев, А.П. Козырев, Е.А. Королькова, М.В. Максимов, А.В. Брагин, М.И Ненашев. Гносеология Владимира Соловьева изучалась в работах таких авторов, как Э.Л. Радлов, В.Ф. Эрн, А.И. Введенский, Т.Б. Кудряшова, О.Б.Куликова, А. Кожев, Т. Немет (T Nemeth), Л. Венцлер (L. Wenzler). Софиология Вл. Соловьева рассматривалась следующими авторами: С.М. Соловьев, А.П Козырев, Н.В. Котрелев, В.В. Кравченко, М.В. Максимов, М.Н. Громов, Г.Ф. Гараева, А.В. Ахутин, М.В.Логинова, Н.П. Крохина, О.С. Мартьянова, Е.А. Королькова. С реконструкцией положительной эстетики связаны работы таких исследований, как: Г.А. Рачинский, Э.Л. Радлов, Н.А. Кормин, В.В.Бычков, Т.Ю. Ля­ховская, Л.С.Ершова, О.В. Осипова, Б.В. Межуев, В.П.Океанский, Е.В. Иванова, К.Л. Ерофеева, Р.А. Гальцева, И.Б. Роднянская, Н.В. Котрелев, Л.Н. Голубева, Л.Н.Зорина, Э. Клюм (E. Klum), М. Тенаш (М. Tenache). Влияние философских идей Владимира Соловьева на культуру Серебряного века рассматривают в своих трудах И.А. Азизян, П.П. Гайденко, В.В. Бычков, И.А. Едошина, Н.В. Дзу­цева, Н.П.Крохина, Э.И.Чистякова. З.Р. Жукоцкая, С.К. Кульюс.

Обзор указанных материалов позволяет сделать вывод о том, что исследователями творчества В.С. Соловьева задача привлечения онтологии и гносеологии мыслителя для обоснования его концепции художественного не ставилась. Но без постановки и решения такой задачи возникает опасность схематизации, упрощенного понимания эстетики и философии искусства Вл. Соловьева. С другой стороны, реконструкция взглядов философа на природу феномена художественного оптимизирует разработку онто-гносеоло­гически обоснованной концепции феномена художественного.

Цель диссертации – выявить онтологический и гносеологический базис понимания феномена художественного в контексте философии положительного всеединства Вл. Соловьева.

Задачи исследования:


1. Выявить истоки концептуализации феномена художественного в философии Вл. Соловьева.

2. Систематизировать онтологические и гносеологические идеи Вл. Соловьева, с целью выявления предельных оснований художественного отношения человека к действительности.

3. Рассмотреть онтологическое обоснование Вл. Соловьевым теургической природы искусства.

4. Обосновать онто-гносеологический характер интерпретации Вл. Соловьевым субъекта художественного творчества.

5. Реконструировать концепцию художественного произведения Вл. Соловьева как модели осуществленного положительного Всеединства.

В рамках данного исследования не ставится задача сравнительного анализа концепции художественного Вл. Соловьева с интерпретациями этого феномена другими авторами: такой анализ должен составить предмет отдельного серьезного исследования.


Объектом диссертационного исследования являются принципы онто-гносеологического обоснования феномена художественного.

Предметом исследования является онто-гносеологическое обоснование феномена художественного русским философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым.


Методологическая основа исследования. Исследование опирается на идеи классической и современной философии. Одной из таких идей выступает идея единства диалектического и герменевтического подходов к изучаемой проблеме, опора на парадигмальный потенциал современной теории познания, признающей «фундаментальность интерпретативной деятельности субъекта понимающего, интерпретирующего, познающего»4.

Исследование базируется на общенаучных принципах объективности, историзма, системности научного анализа, принципе единства исторического и логического. Важными методологическим оснащением диссертационного исследования выступают общетеоретические труды в области онтологии, гносеологии, эстетики и теории искусства. а также результаты исследования отечественных и зарубежных специалистов в области онтологии, гносеологии, софиологии и эстетики Вл. Соловьева.

Формирование взглядов Владимира Соловьева на проблему художественного рассматривается в системной взаимосвязи со всеми элементами его философии положительного всеединства: с онтологией, гносеологией, софиологией, космогонией, антропософией, историософией. Анализ этих взаимосвязей выявляет различные аспекты понимания художественного, которые выражены в определенной системе категорий.

Источниковой базой диссертационного исследования явились опубликованные сочинения Вл. Соловьева, эпистолярное наследие философа. Онто-гносеологический подход к анализу феномена художественного предполагает и расширение источниковой базы, привлечения наряду со специально-эстетическими и литературно-критическими текстами фундаментальных работ мыслителя по теоретической философии. Стала очевидной недостаточность внимания лишь к поздним статьям философа по эстетике. Эти тексты «легко читаются, легко цитируются … но в плане контекстуального понимания и истолкования весьма сложны и неоднозначны»5. С целью воссоздания онто-гносеологического контекста диссертант обращается к таким работам как: «Кризис западной философии (против позитивистов), «София», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал». Обращение к эпистолярному наследию философа, позволяет обнаружить «потаенное», рассмотреть не только основные идеи мыслителя, но и «цель его мышления», реконструировать его «философскую личность»6.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней на основе детального анализа философской системы положительного всеединства Вл. Соловьева, ее онтологических и гносеологических идей была осуществлена целостная реконструкция его концепции художественного. В ходе проведенного исследования на материале ряда оригинальных источников были сформулированы следующие обобщения.

1. Выявлено зарождение конституирующих идей концепции художественного Вл. Соловьева в раннем трактате Вл. Соловьева «София»; на основе всестороннего анализа концепта София определены истоки понимания феномена художественного Соловьевым.

2. Осуществлена направленная систематизация онтологических и гносеологических идей Вл. Соловьева, выступающих основанием его трактовки феномена художественного, а также понимания соотношения категорий эстетическое и художественное, красота и прекрасное, красота и безобразие.

3. Обоснована правомерность понимания категории художественного как обозначающей особое качество бытия и тем самым выявлена теургическая природа искусства и определено его место в жизни человека и человечества.

4. Осуществлена реконструкция целостной концепции субъекта творческого процесса Вл. Соловьева в онто-гносеологическом аспекте, дано онтологическое обоснование двух различных моделей художественного творчества: «Богочеловеческой» и «человекобожеской», проведен анализ мистического познания как условия художественного творчества.

5. Реконструирована концепция художественного произведения Вл. Соловьева как модели осуществленного положительного Всеединства, и тем самым обоснована правомерность рассмотрения художественного произведения как целостности, имеющей особую структурную организацию, к анализу которой применим метод органической логики Вл. Соловьева.

Новизна исследования конкретизируется автором в следующих положениях, выносимых на защиту:

1 «Тайной и истинным истоком» концептуализации феномена художественного Вл. Соловьевым являются софиологические идеи, заявленные в трактате «София»; основой соловьевской концепции художественного выступает концепт София в единстве трех ее аспектов: мифологемы, философемы и теургемы.

2. На основе систематизации онтологических и гносеологических идей Вл. Соловьева можно утверждать, что в контексте философии Всеединства софиология претворяется в учение о Красоте как воссозданной целостности мира; теургийный аспект концепта Красоты становится как онтологическим, так и гносеологическим обоснованием особенностей понимания им эстетики и ее основных категорий.

3. Феномену художественного, составляющему сущностную характеристику искусства, в теургическом преображении действительности принадлежит своя специфическая роль (наряду с преображением мистическим); онто-гносеологическим обоснованием этой роли выступает концепция развития всечеловеческого организма.

4. В основе учения Вл. Соловьева о субъекте художественного творчества лежит принцип положительного Всеединства в его онтологической (представление о человеческой душе как части мировой души, атрибут которой есть свобода) и гносеологической (концепция мистического познания, проясняющая вопрос об источнике вдохновения художника, особенностях его экстатического состояния) проекциях.

5. Вл. Соловьевым была создана целостная концепция художественного произведения, разработаны критерии его оценки. В свете философии положительного всеединства художественное произведение рассматривается как модель Всеединства осуществленного, следовательно, система категорий органической логики может стать методологической основой анализа художественного произведения.



Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и библиографического списка.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Рассмотрение концепции художественного в философии Вл. Соловьева в онто-гносеологическом аспекте помогает прояснить методологическую основу анализа художественных произведений, в частности, способствует выработке критериев этого анализа. С разработкой этой концепции связано приобщение к тайне художественного творчества и постижение основ преподавания художественного мастерства.

Результаты исследования используются при составлении учебников и пособий по курсу «Философия», «Эстетика»; разработке и чтении спецкурса «Теория познания» для аспирантов; спецкурса «Метафизические основания искусства» для студентов творческих специальностей.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры философии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова; а также прошли апробацию в процессе регулярного участия диссертанта в работе постоянно действующего Соловьевского семинара при Ивановском государственном энергетическом университете (Иваново, 25 – 26 ноября 2005; Иваново, 27– 29 апреля 2006; Иваново, 13 – 14 октября 2006; Иваново, 24 – 25 ноября 2006) и были опубликованы в статьях. Всего по теме диссертации было опубликовано 5 работ, общим объемом 2, 16 п.л. Из них лично диссертанту принадлежит 2, 16 п.л.

Результаты исследования использованы в учебном процессе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в разработке и преподавании курса «Философия», спецкурса «Онтологические и гносеологические проблемы искусства», спецкурса для аспирантов: «Развитие теории познания в русской философии второй половины XIX века».



2. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации и ее актуальность; характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, раскрываются методологические основания и научная новизна.


В первом разделе диссертации «Истоки концептуализации феномена художественного в творчестве В.С. Соловьева» осуществлен анализ генезиса проблемы художественного и онто-гносеологических оснований ее постановки русским философом. Установлено, что первым произведением, в котором находит свое проявление процесс зарождения конституирующих идей концепции художественного Вл. Соловьева является трактат «София». В разделе дается его характеристика, проясняется значение, вкладываемое философом в концепт «София», и выявляется круг исходных идей, определяющих онто-гносеологическое обоснование художественного Вл. Соловьевым.

В рукописи «София» проявлено стремление философа к преодолению односторонности методологии позитивизма и постижению бытия в его целостности, соединению эмпирико-рационального способа познания с мистико-художественным, интуитивным. Это – текст-вдохновение и классический философский трактат одновременно. Рукопись отражает процесс и результат духовного самоопределения автора, ощущающего себя находящимся на стыке времен (как в проекции реально-исторической, так и надвременной). Философ нацелен на будущее воссоздание мира по законам Красоты, на поиск путей изменения статуса человека и человечества, что требует нового способа постижения бытия и взаимодействия с миром.

В ходе реконструкции софиологии Вл. Соловьева рассмотрены истоки этого учения: античная философия, христианство, гностицизм, новоевропейская мистика и личный мистический опыт философа. София предстает полифункциональным концептом, сущностная основа которого – со-единение, «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего»7. В разделе обоснована правомерность рассмотрения концепта Софии в учении Соловьева как единства трех ее аспектов. Так, София-мифологема есть олицетворение проявленности божества, Абсолюта посредством его женской ипостаси. Олицетворяя божественное знание о должном бытии для мира и человека, София предстает философемой. София как теургема выступает олицетворением возможности «соработничества» Бога и человека, Только в единстве этих трех аспектов учение русского философа обретает свою полноту, связывая устремленность человека к постижению Абсолюта с поиском средств преображения данной реальности в идеальную.

Второй раздел «Учение Вл. Соловьева о бытии и познании и его роль в становлении положительной эстетики», отражая претворение софиологических идей мыслителя в стройную философскую систему, нацелен на выявление концепции художественного посредством анализа онто-гносеологических идей философии положительного всеединства.

Решение исследовательской задачи потребовало обращения не только к общефилософским и специально-эстетическим текстам Вл. Соловьева, но и к его поэтическому творчеству. Поэтому в текст исследования наряду с теоретическими построениями философа включены строки из его стихотворений. Такая параллель способствует полноте раскрытия соловьевской концепции цельного знания, наглядно проявляет присущий русскому философу художественный стиль философствования.

В разделе прослеживается становление философии положительного всеединства, рассматривается учение о трех мирах, развернутое в «Софии» в контексте прочтения более поздних работ философа, прежде всего «Философских начал цельного знания», «Критики отвлеченных начал», «Красоты природы», «Общего смысла искусства». Благодаря осуществленному онто-гносеологи­ческому анализу установлена взаимосвязь категории Красоты с такими категориями философии Соловьева, как: Всеединство, Абсолютно сущее, бытие, сущность, а также с категориями Истины и Блага (исходя из целостности постижения человеком Всеединства как явленной идеи) и тем самым выявлена полнота смысла, вкладываемая философом в этот концепт. Владимир Соловьев связывает учение о Красоте с субстанциальным единством всех элементов Абсолютного как Всеединого и с теургией, воссозданием целостности мира. Теургический акт есть процессуальное самоосуществление Абсолютно сущего, полагающего мир природный и человеческий как свое Другое и соединяющегося с ним, объединяя при этом противоположные начала высшей любовью. Таким образом, в концепции Абсолюта Вл. Соловьевым намечается стремление расширить субстанциальный подход, дополняя его подходом, который можно было бы назвать энергийным, развитым впоследствии русскими религиозными философами, прежде всего, П.А. Флоренским.

Рассматривая Красоту как Всеединство осуществленное, как софийность мира, философ выстраивает и эстетику как учение о сфере отношения творческого чувства к Абсолютно сущему. Такое понимание эстетики определяет своеобразие трактовки Соловьевым соотношения таких категорий, как эстетическое и художественное, красота и безобразие, красота и прекрасное. Категория эстетического, обозначая Красоту в ее отличии от других динамических форм идеального бытия, фиксирует полноту воплощения идеи и тем самым ее данности человеческому чувству. Категория художественного, с одной стороны, выступает ее конкретизацией, обозначая воплощенность идеи средствами искусства. С другой стороны, она предстает как фиксирующая качественно иную степень воплощенности, воплощенности уже явленной идеи, воспринятого человеческим чувством всеединящего смысла мира, добытого сознанием из хаоса впечатлений. Положительная эстетика Вл. Соловьева, расставив смысловые акценты, дистанцируется от субъективной концепции красоты, зафиксированной понятием прекрасного, утверждая Красоту как реальную силу, преобразующую и преображающую мир.

Определяя эстетику в предлагаемой им классификации наук как философию искусства8, русский философ задает ей, по сути, статус философии творчества. Отсюда вытекает и задача следующего раздела исследования: анализ проблемы соотношения искусства и творчества, художества и теургии в философии Вл. Соловьева.

В третьем разделе, «Онтологическое обоснование Вл. Соловьевым теургической природы искусства» определяется место и роль, отводимые философом художественному творчеству в бытии мира и человека. В связи с этим рассматривается концепция развития всечеловеческого организма, изложенная Вл. Соловьевым в «Философских началах цельного знания». В результате выявлены особенности трактовки философом корреляции понятий «искусство» и «теургия» (зачастую отождествляемые впоследствии), а также понятий «теургия» и «свободная теургия», «искусство» и «художество», «художество» и «мистика», «художество изящное» и «художество техническое». Художество есть один из способов взаимодействия с трансцендентным человека, приобщенного к реализации принципа Всеединства, оно рассматривается Соловьевым как составная часть действа теургического. Им вводится понятие «свободная теургия» как обозначающее такой этап в развитии творческой сферы, когда изящное художество (наряду с техническим художеством и мистикой) выполняет присущими ему средствами свою собственную миссию в деле преображения действительности. Прояснение онтологического обоснования русским философом феномена художественного, его теургической природы утверждает постулат о бытийственной значимости художественного отношения человека к действительности.

В разделе уделено особое внимание вскрытому Владимиром Соловьевым механизму преображения действительности силами художества. Теургическая роль художества имеет две составляющие. Преодоление косности материала приводит к изменению качества бытия материального: материя становится носительницей смыслового, идеального содержания. Растождествлением человеческой души с негативными состояниями достигается изменение качества бытия душевного. Душа человека, открытая восприятию мирового смысла, становится способной к трансляции духовного начала в материальный мир. Художество выполняет, подготовительную работу, предваряя мистическое преображение, тогда как Абсолютная Красота мыслится философом как неподвластное времени воплощение идеального, как нерасторжимая связь материального и духовного.

Сопоставление результатов анализа онто-гносеологического обоснования феномена художественного в философии Соловьева с материалом его литературно-критических статей позволило уточнить понимание философом категории художественного. Обозначая особое качество бытия, воплощенность явленной человеку идеи, категория художественного фиксирует и специфику способа воплощения; художественность есть красота, воплощаемая человеком в системе взаимосвязанных формальных средств. Благодаря реконструкции взглядов Соловьева на феномен художественного становится возможным уточнить понимание этого феномена и этой категории. Можно утверждать, что художественное – это категория, обозначающая особое качество бытия - воплощенность в системе взаимосвязанных формальных средств человеческого представления о должном, встречи человеческого чувства с Красотой и воплощения ее в красоте художественного произведения.

Опыт приобщения к Красоте позволяет человеку стать личностью, сочетающей в себе уникальное и универсальное. Но путь трансцендендирования, а затем - воплощения постигнутого смысла мира есть путь индивидуальный, путь единственный и единственного. Анализ концепции художественного Владимира Соловьева выявляет проблему субъекта художественного действа.



Четвертый раздел «Субъект художественного творчества в интерпретации Вл. Соловьева: онто-гносеологический аспект» нацелен на реконструкцию учения о субъекте художественного творчества в контексте философии положительного всеединства, утверждающей свободу частного бытия в пространстве всеобщего, обосновывая тем самым роль и место человека в космическом универсуме. В соответствии с целью диссертации поставленная философом проблема соотнесенности человека, «единичного» с Абсолютом конкретизируется: рассматривается один из способов реализации метафизической потребности человека – художество.

Представляя художественную красоту в виде реально значимой силы, преображающей действительность присущими ей средствами и предваряющей будущее совершенство мира, русский философ подчеркивает значимость позиции художника как про-видческой и про-роческой. В разделе анализируются способы обоснования Владимиром Соловьевым этого утверждения.

Тема человека, субъекта, созидающего мир и самого себя, базируется на представлении о человеческой душе как части мировой души, атрибут которой есть свобода. Владимир Соловьев актуализирует тему свободы человека по отношению к Божественному началу, определяющему человека только идеально: становление, реализация идеального начала имеет свое основание не в Божестве, отрешенном от всякого процесса, а в себе самом. Человек сам выступает основанием своего бытия. Акцент на волевой аспект души, противопоставление софийного начала души началам антибожественным, является онтологическим обоснованием разграничения двух «моделей» художественного творчества: «Богочеловеческой» и «человекобожеской», что непосредственно связано с актуализацией проблемы личной ответственности художника за проецируемые им в мир духовные состояния.

Вл. Соловьев связывает свободу с приятием божественного принципа, свобода творчества мыслится им как свобода души художника от всего чуждого и противного воздействию идеально-духовного начала, обусловливающего особый подъем души над обыкновенным состоянием ее пребывания в посюсторонности. Таким образом, способ решения проблемы свободы творчества проецируется и в ответе на вопрос об источнике вдохновения.

В разделе обосновано, что русский философ связывает вопрос о природе вдохновения, об особенностях экстатического состояния художника с мистическим познанием. Только открытие в единстве акта веры и воображения взаимосвязанности себя и всего мира, укорененности бытия своего собственного и бытия познаваемых предметов и явлений в одном, едином, первоначальном, порождает и особую форму взаимодействия – взаимодействие нашей собственной метафизической сути и метафизической сути других предметов. Постигнутая таким образом идея воплощается в материале ощущений благодаря творческому акту сознания. Концепция мистического познания проясняет и представление Соловьева о задачах критики, призванной вскрывать «корни» творчества того или иного автора. Соприкосновение с высшими смыслами бытия, а через это – постижение мира своей собственной души, порождает особую форму видения, в котором сочетается способность узреть в единичном универсальное и стремление «навеки закрепить это единичное явление». Тогда индивидуальность художника проявит себя как способ связи, соединения идеального с материальным, способ воплощения средствами искусства «существенной красоты мировых явлений». Владимир Соловьев называет поэзию «откровением внутренней красоты души человеческой». Воплощенное им пред-видение будущего совершенства, становясь художественным произведением, становится зримым, постигаемым Другим и другими. Художественное произведение, цель и результат творческого действа его создателя, обретает собственную действительность. Предположение, что такая действительность рассматривалась в контексте онтологии Соловьева, представляет собой и задачу для последующего исследования.

Пятый раздел «Художественное произведение как модель осуществленного положительного Всеединства» посвящен реконструкции концепции художественного произведения Владимира Соловьева. Осуществление этой задачи обусловлено необходимостью создания целостной концепции художественного произведения, выработки критериев его оценки. В разделе прослеживается, как заданное изначально понимание художественного произведения в контексте философии Всеединства претворяется в целостную концепцию. Произведение искусства предстает как единичное воплощение в отдельно взятом сегменте пространства-времени и на уровне формальном результата личностного постижения трансцендентной идеи, при этом как решенная здесь и сейчас - теургическая задача. Таким образом, тезис о том, что Владимир Соловьев отводит особую роль художественной красоте как сущности, преобразующей материал действительной жизни, получает дополнительное подтверждение. Идея со-единенности миров конкретизируется философом в литературно-критических статьях как соединение реального и мистического.

Учитывая роль индивидуальности автора в решении теургической задачи, Соловьев соотносит осуществление художественной красоты, предваряющей будущее совершенства всего мира с особенностями различных видов искусства. Виды искусства рассматриваются им, исходя из двух критериев. Во-первых, он выявляет различение художественного, исходя из способа осуществления предварения. Во-вторых, виды искусства различаются исходя из степени соотношения идеального и материального элемента. Но, рассматривая художественное произведение как «место встречи» трансцендентного с имманентным, философ показывает, что различие в количественном соотношении материального и идеального элемента предполагает, соответственно, и различную степень «участия» человека и Бога в совместном теургическом действе. В разделе уделяется особое внимание принципу положительного Всеединства Вл. Соловьева в качестве его использования как универсального принципа анализа художественных произведений. Предпосылкой к такому анализу выступает предложенное Соловьевым понимание способа самореализации целостности как полагающей свои элементы. В разделе обоснована возможность выявления в художественном произведении нескольких семиотических слоев исходя из принципа положительного Всеединства. Оно предстает как сложная целостность, организм, составляющие элементы которого можно рассмотреть посредством системы категорий органической логики Вл. Соловьева. В художественном произведении присутствует особый элемент софийности, выражающий предварение Абсолютной Красоты, и тем самым подчиненность хаотического начала космическому. Выявлены критерии оценки художественного произведения: общеидеальный (фиксирующий степень проявленности высшего смысла мирового бытия), специально-эстетический (фиксирующий характеристику воплощенности идеи в данном материале).

Проведенное исследование позволяет утверждать, что Владимиром Соловьевым была сздана концепция художественного произведения как воплощенного Всеединства; художественное произведение есть сопряжение Всеединства Абсолюта и всеединства человека.

В заключении подводятся общие итоги исследования, намечаются перспектива и основные направления дальней разработки проблемы.

Основные результаты опубликованы в следущих научных работах:

1. Матсар М. Владимир Соловьев о задачах искусства. // Вестник Ивановского государственного энергетического университета, Вып. 1, Иваново, 2007. 0,08 п.л.

2. Матсар М. Онтологическое обоснование теургической природы искусства в трактате Вл. Соловьева «София» // Вестник Ивановского государственного энергетического университета, Вып. 1 (приложение) Иваново, 2007. 0,2 п.л.

3. Матсар М. Значение трактата «София» Владимира Соловьева в становлении его положительной эстетики.// Соловьевские исследования: Период. сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Максимов; Иван. гос. энерг. ун-т.. Вып. 13. Иваново, 2006. 1 п.л.



  1. Матсар М. Соотношение эстетического и художественного в положительной эстетике

Владимира Соловьева. //Соловьевские исследования: Период. сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Максимов; Иван. гос. энерг. ун-т.. Вып. 12. Иваново, 2006. 0,8 п.л.

5. Матсар М. Обозначение эмоционального предпочтения // Эмоции, творчеств искусство. Материалы международного симпозиума. Пермь. 16 – 19 сентября 1997г.// Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, Д. Леонтьева, Дж. Капчика, В. Петрова, П. Махотки. Пермь, 1997. 0,08 п.л.



Матсар Майе




ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ФЕНОМЕНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В.С. СОЛОВЬЕВА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Подписано в печать 12 марта 2007 г.

Формат 60 х 84 1/16. Бумага писчая. Печать плоская

Усл. печ. л. 1, 2. Уч.-изд. л. 1, 0. Тираж 100 экз.

Ивановский государственный университет,

153025 г. Иваново, ул. Ермака, 39



1 См. например: Флоренский П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественных произведениях // Священник Павел Флоренский. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии М.: Мысль, 2000. С. 113.

2 Соловьев В.С. София // Соловьев В.С. Полн. собр. сочинений и писем. В 20 Т. Т.2. М.: Наука, 2000. С. 9.

3 Соловьев В.С. Тайна прогресса //Соловьев В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С. 149.

4 Микешина Л.А. Философия познания: полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 377.

5 Рашковский Е.Б. Три оправдания. Стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890х гг. // Рашковский Е.Б. Осознанная свобода: материалы к истории мысли и культуры XVIII –XXвв. М.: Новый хронограф, 2005 С. 119.

6 Добешевский Я. Зачатки идеи богочеловечества в философии Владимира Соловьева// Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева СПб., 2003. С. 13 -17.

7 Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Собр. соч. В 2Т. М.: Правда, 1989.Т. 1., С. 5.

8 Соловьев В.С. Классификация наук // Соловьев В.С. Собр. соч. В 20 т. Т. 3. М.: Наука, 2001 С. 392.






Очень часто мужчины своим успехом обязаны своей первой жене, а своей второй женой обязаны своему успеху. Джим Бакус
ещё >>