Олейникова О. Н. Детективный приключенческий роман Майна Рида Отрывок из диссертации “Жанр приключенческого романа и творчество Тома - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература Роды художественной литературы 1 29.53kb.
Слайд 1 Элементы романа воспитания и приключенческого романа в произведениях... 1 35.84kb.
Коды Рида-Соломона с точки зрения обывателя 1 178.73kb.
Гилберт К. Честертон в защиту “дешевого чтива” 1 75.91kb.
Постановление 05 июля 2012г. № Экз. № р п. Майна 1 20.26kb.
Тов «Центр з реалізації проблемних активів» оголошує про проведення... 34 4295.91kb.
Задание № Прочитайте отрывок из романа С. Бородина «Дмитрий Донской» 1 48.07kb.
Право на образование в порядке обсуждения Прочитайте отрывок из романа... 1 249.65kb.
Романтическая дорога Германии а/п до Мюнхена 1 36.7kb.
С ростом использования электроники и компьютеров, растет потребность... 1 367.19kb.
Президент обама: один год в белом доме 1 193.22kb.
Специфика жанра «сенсационного романа» в английской литературе 1 85.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Олейникова О. Н. Детективный приключенческий роман Майна Рида Отрывок из диссертации - страница №1/1

Олейникова О. Н.
Детективный приключенческий роман Майна Рида

Отрывок из диссертации “Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида”

<…>

В романе “Всадник без головы” отразились элементы детективной литературы, бурно развивающейся в конце XIX века.


Детективным жанрам значительно больше повезло в литературоведении, чем приключенческой литературе в целом. За последние десятилетия появилось множество работ, посвященных традициям, истории, поэтике детектива [Адамов А. О приключенческой и детективной литературе. // Поединок. Вып.1. М: Моск. рабочий, 1975, с.3-14; Бритиков А. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров. // Русская советская повесть 20-30х годов. Л: Наука, 1976, с.408-453; Кузьменко Л. Повести и новеллы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмса (к проблеме детективного жанра). Диссертация… канд. филол. наук. М.: 1978; Francois F. Les romans policiers. Paris, 1964; Holtsmark E. Tarzan and tradition. L., 1981; Howarth P. Play up and play the game. L., 1973]. Они позволили определить специфику детективной литературы, назвать дату ее рождения.

Несмотря на то, что определенные элементы, характерные для детективной литературы, существовали в литературе с древнейших времен, как особый жанр детектив оформляется лишь в середине XIX века. На зарождение и формирование детективного жанра большое влияние оказал романтический роман, в свою очередь вобравший многие черты готического романа ХVIII века, о чем пишет 3.Гражданская: “Романтическая литература обязана ‘готическому’ роману усложнением сюжетной схемы, введением тайны как обязательного организующего момента, рядом эффектных приемов, возбуждающих интерес и волнение читателей” [Гражданская 3. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация… канд. филол. наук. М., 1945, с. 115]. Рождение детектива обычно датируется 40-ми годами XIX столетия и связывается с появлением рассказов Эдгара Аллена По “Убийство на улице Морг” (1841), “Тайна Мари Роже” (1842), “Украденное письмо” (1845).

А.Наркевич дает следующее определение детективной литературе: “Литература, посвященная раскрытию методом логического анализа сложной, запутанной тайны, чаще всего связанной с преступлением” [Наркевич А. Детективная литература. // Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974, c. 66]

Л.Чернавина оценивает детективный жанр с несколько иной стороны, видя в нем “рассказ о сыщике, ведущем расследование совершенного преступления”. Такое определение жанра, пишет Л.Чернавина, “позволяет оставить вне поля зрения рассказ о тайне, приключении, сенсационный рассказ, как не имеющий отношение к детективу” [Чернавина Л. Английский сенсационный роман XIX века. // Очерки по зарубежной литературе. Вып.2. Иркутск, 1972].

В последние годы детективная литература усложняется глубоким психологическим анализом, изображением социальных проблем, что несколько отодвигает на второй план тайну, раскрываемую в романе. Но несмотря на многие изменения, которые претерпевает детектив в наши дни, тайна и приключения сохраняются в нем как необходимые элементы, даже если это тайна мотивов преступления, а приключения – лишь приключения человеческой мысли в поисках верного решения, в поисках истины. Именно этот путь человеческого сознания от загадки к разгадке объясняет чрезвычайную популярность детективной литературы.

С.Эйзенштейн, признавая за детективом “невероятную действенность”, делает вывод, что именно в разгадывании загадки “воспроизводится тот культурно-исторический сдвиг, который делало человечество, переходя от стадии пралогического мышления к мышлению логическому, – тот самый сдвиг, который, вечно повторяясь, проделывает вновь каждое поколение в развитии каждого отдельного человеческого сознания” [Приключенческий фильм. Пути и поиски. Сб. научных трудов. М. 1980, с. 145].

С.Эйзенштейн называл детективный роман приключенческим романом, начатым с конца. Действительно, разгадывая тайну преступления, сыщик как бы прокручивает события назад, восстанавливая логику обстоятельств.
Роман Томаса Майна Рида “Всадник без головы” нельзя однозначно назвать детективным романом, но в этом произведении отрабатывается схема, которая в дальнейшем станет канвой детективной литературы. Мы не должны забывать, что и “Лунный камень” У.Коллинза и рассказы о Шерлоке Холмсе А.Конан Дойля появились уже после “Всадника без головы”, следуя традициям не только Э.По, но и Майна Рида.

Весь роман “Всадник без головы” окутывает атмосфера тайны. Великолепно написанный пролог вводит читателя в нее.

Олень при виде злейшего своего врага - человека, готов бежать, но инстинктивный страх сменяется паническим ужасом при виде всадника без головы.

Описание всадника без головы спокойно, несколько даже торжественно. Таинственность его подчеркивается сравнениями: “молчаливый, как звезды, мерцающие над ним”; “лязг сбруи и стремян словно гром в белом облаке пара”; и исчезает эта фигура “в таинственных сумерках лунного света” [Майн Рид. Сочинения в 6 томах. М.: Детгиз, 1956-1958. Т. 6, с. 425].

Дальнейшее повествование будет неоднократно прерываться вновь и вновь описанием всадника без головы, и всегда его фигура возвращает читателя в атмосферу страшной тайны. Если в прологе Майн Рид пишет об обыкновенном всаднике (если только такое определение можно отнести к человеку без головы), то в дальнейшем таинственная фигура превращается в великана на гигантском коне, сверхъестественное существо. Первое впечатление людей при виде всадника без головы такое, как перед зияющей пропастью, внезапно открывшейся глазу.

Пейзаж, в который писатель включает эту фигуру, подчеркивает ее необычность. “Солнце уже заходило, его огненный диск почти касался травы, и красные лучи били в глаза, ослепляя и не давая ничего рассмотреть” [Там же, с 653].

И хотя не трусливые люди оказались перед всадником, а привыкшие “в дикой глуши бороться с самыми суровыми и неожиданными капризами природы”, но все же “черный силуэт на золотом фоне неба” приводит их в трепет. Сам автор не верит в сверхъестественность этого явления и говорит о преломлении солнечных лучей через колеблющийся воздух над раскаленной равниной, но своим героям он не дает времени ни на какие рассуждения. Для них он “дьявол на лошади”. Это подчеркивается эффектной концовкой описания: “Всадник без головы помчался прямо к солнцу и вскоре скрылся из виду, словно въехал в сверкающий диск” [Там же, с. 660].

Все описания всадника без головы создаются Майном Ридом гиперболизированно, по принципу: у страха глаза велики.

Образ всадника продолжает наводить ужас и тогда, когда тайна его разгадана. Даже больше –именно в этот момент описание достигает кульминации. Рид рисует совершенно невероятную картину. “Теперь всадник выглядел совсем иначе. Очертания были те же, но он стал в десять раз больше прежнего. Это уже был не человек, а великан, и не лошадь, а животное с контурами лошади, но высотой с башню – огромное, как мастодонт. И это было не все. В его облике произошла более значительная перемена, еще более необъяснимая. Он ехал уже не по земле, а по небу; и лошадь и человек передвигались вверх ногами. Копыта коня были отчетливо видны на верхнем крае пелены, а плечи всадника почти касались линии горизонта” [Там же, с. 895].

И хотя разгадка дана тут же – мираж, это необыкновенное видение ускоряет развязку повествования. Всадник без головы – это постоянное напоминание о преступлении, требующее разгадки его тайны.

Кроме тайны всадника без головы в романе есть еще и тайна прошлой жизни мустангера, тайна чувства Луизы к Морису, о которой говорится, что “это была тайна, которую не могла разгадать даже она сама, несмотря на свой незаурядный ум” [Там же, с. 513].

Но тайна преступления является главной. Обычно детектив и начинается с факта преступления, У Майна Рида само преступление отодвигается, время после пролога как бы поворачивает вспять, повествование начинается задолго до убийства, но зловещий пролог настраивает читателя на ожидание страшных событий.

Уже в первых главах не только определяются главные действующие лица (семья плантатора Пойндекстера, их родственник Колхаун и молодой мустангер Морис Джеральд), но и складываются отношения между ними. Морис и Луиза полюбили друг друга с первого взгляда, самоуверенный Колхаун испытывает ревность, желание унизить неизвестно откуда взявшегося соперника. И если Морис спокойно-иронически разговаривает с плантатором, то Пойндекстер не может скрыть своего пренебрежительного отношения аристократа к человеку низших слоев общества.

Мастером диалога выступает автор в этом романе. Краткий диалог после прощания с мустангером раскрывает характеры его участников. Странным молодым человеком называет Мориса старый плантатор, удивленный его бескорыстием. Самодовольным франтом показался Морис Колхауну, который сразу заподозрил молодого человека в грехах, присущих ему самому. Открытый, великодушный Генри Пойндекстер видит Мориса образованным джентльменом, вполне достойным носить самое знатное имя.

Итак, сюжетные линии определены, намечен и неизбежный конфликт между соперниками, Рид прерывает повествование, чтобы дать живописную зарисовку прерий Техаса. Писатель связывает богатство этих мест с тем, что “цивилизованный человек еще не поселился здесь”. После мексиканской войны, которая решила судьбу Техаса, прошло только полтора года, городок, описываемый в романе, находится на границе штата, “на самой окраине цивилизации”. Выбор именно этого городка местом действия романа позволяет Майну Риду обратиться к наиболее интересовавшим его вопросам: “граница Техаса” – значит обязательное изображение новых хозяев этого штата после мексиканской войны (Пойндекстер, Колхаун); “окраина цивилизации” – это столкновение белых и индейцев, буржуазного образа жизни с естественной жизнью природы.

Рассказ о южанине-плантаторе Пойндекстере дает Майну Риду возможность вернуться к теме рабства. Совсем не идиллическую картину рисует писатель: рядом с легкой каретой, фургонами еле ковыляют черные рабы “на покрытых волдырями ногах”, женщины с младенцами. Рид не хочет умиляться патриархальностью отношений негров и хозяина, которого его рабы “любили меньше, чем бога, но боялись больше. Они считали Пойндекстера источником своего счастья или несчастья – всемогущим, почти как бог” [Там же, с. 442]. Вероятно, эту веру подкрепляет и надсмотрщик, не расстающийся с плетью.

Говоря о пограничном форте, о поселке, из которого в будущем вырастет большой город, Рид рисует тех, из кого состоит его население: маркитанта, “на складе которого хранятся припасы, не числящиеся в военном пайке; хозяина гостиницы и бара, привлекающего бездельников...; кучки профессиональных игроков; двух десятков черноглазых сеньорит сомнительной репутации”.

Новым хозяином этих мест становится и Кассий Колхаун. Этот образ дополняет галерею отрицательных героев произведений Рида. Портрет обычен для подобных образов: “лицо его можно было бы назвать красивым, если бы не печать порочности, которая выдавала в нем негодяя”. Но сам образ более раскрыт, логически завершен, показан в отношениях с самыми различными людьми. Вот он с человеком, которого считает ниже себя, – грубость, нежелание выслушать доводы другого. С дядей, который материально зависит от него, он самодоволен и самоуверен. Но в момент опасности, когда надо принимать решение, самодовольная уверенность переходит в мрачное уныние, он молчит, “у него не хватает смелости”. О прошлом Колхауна известно, что он был участником мексиканской войны. Но Рид говорит, что его чаще видели в игорном доме, чем в казармах. У него репутация дуэлянта, пьяницы и задиры. “Всю жизнь он любил щеголять своей наглостью и верховодить в любой компании, которая собиралась около него” [Там же, с. 581].

Жестокость, наглость Колхауна Рид объясняет и его принадлежностью к “благородным южанам, истязающим рабов”. Кассий пытается добиться руки Луизы, используя при этом зависимость от него ее отца. Даже в момент, когда Луизе грозит смертельная опасность, Колхаун думает о себе, а не о ней. Ревность, сразу определившая отношение Кассия к Морису, постепенно подавляет в нем все остальные чувства. Колхаун труслив и подл. Охваченный желанием отомстить Морису, он готов убить его, но не своими руками. Он вкладывает оружие в руки Генри, в руки наемных убийц.

Рид постоянно сравнивает Кассия с хищным зверем и логически (редкость в творчестве Майна Рида) доводит этого героя до преступления. Пожалуй, Кассий Колхаун наиболее убедительный отрицательный образ в творчестве Майна Рида.

Противником Колхауна, его соперником в любви становится Морис-мустангер. Этот благородный, бескорыстный, красивый человек, “так сильно отличающийся от заурядных людей, составляющих так называемое избранное общество” [Там же, с. 513], безусловно, достоин любви Луизы Пойндекстер, Мы мало знаем о нем. В его жилище несколько неожиданны книги, почтовые принадлежности. Прошлое Мориса покрыто тайной, которая раскроется лишь при развязке романа.

Этот образ в романе мало активен, схематичен, что отчасти объясняется отсутствием мустангера во многих главах романа. Весь образ Мориса, все его действия подчинены любви к Луизе. Но Рид рисует своего героя и как защитника ирландского народа: с этим, вероятно, связана и эмиграция из Ирландии, это подтверждает и то, как горячо он отвечает на оскорбление Колхауном ирландского народа.

Роман, начавшийся, как и другие приключенческие романы Майна Рида, с любовной интриги, с описания различных приключений героев, вскоре меняет характер.

Логикой повествования автор приводит нескольких героев к возможности совершить преступление, убить человека. Преступниками могут быть трое: Морис, Генри и Кассий.

Рид блестяще рисует картину, предшествующую преступлению. Рукой мастера подготавливается загадочность, таинственность преступления. Рид следит за тремя всадниками, едущими друг за другом. Читатель может лишь догадываться, кто есть кто. Каждый из всадников будто собрался путешествовать: плащи скрывают их фигуры, шляпы затеняют лица. Но вот все трое скрылись в темноте лесных зарослей. Читатель не знает, что там происходит. Прошел долгий час, и “вот лесные голоса снова замолкли; на этот раз они оборвались все сразу и надолго. Звук, заставивший их умолкнуть, не был похож ни на топот лошадиных копыт, ни на шорох шагов человека, ступавшего по мягкой траве. Это был сухой треск ружейного выстрела” [Там же, с. 640].

Итак, преступление совершенно, роман меняет свой характер: повествование продолжается теперь с установкой на раскрытие преступления и дальше развивается уже по законам детектива.

Как и положено в этом жанре, возникает несколько версий, сменяющих одна другую, которые должны ответить на вопрос, кто убийца. Но долгое время неизвестно и кто убит. Этот вопрос крайне редко возникает в детективе. С.Эйзенштейн называет такой прием перевернутой традицией [Приключенческий фильм. Пути и поиски. Сб. научных трудов. М. 1980, с. 153]. В романе исчезают Генри Пойндекстер и Морис-мустангер. Описывая раненого молодого человека в лесу, Майн Рид долгое время не называет имени, оставляя читателя в неведении, кто из двоих остался живым.

Но вот имя названо. Морис Джеральд, несмотря на все испытания, выпавшие на его долю, жив, но теперь ему грозит суд Линча по обвинению в убийстве Генри.

Итак, подозреваются в убийстве сначала индейцы, затем Морис Джеральд.

Находятся в романе и умудренные опытом “детективы”, которые пытаются раскрыть тайну преступления. Один из них не только обнаруживает место убийства, но и на основании характера следов, окурков делает вывод, что двое всадников довольно долго оставались в седлах и спокойно разговаривали.

В детективном романе более значительной становится роль детали. И окурок, и пуля, и лист бумаги, и сломанная подкова уже не просто следы человеческого существования, но обязательно следы, ведущие к раскрытию преступления, тайны. Деталь в детективе не может быть случайной, так как тогда она бы нарушила логический путь от загадки к разгадке. Казалось бы, рассказ об убийстве Колхауном ягуара – лишь вставной эпизод, охотничий рассказ, которых так много в романах Майна Рида, Но здесь этот эпизод играет иную роль, он в скором времени даст следствию очень важную улику – меченую пулю.

Деталь, однако, может быть ложной (следы индейцев в романе “Всадник без головы”), но в этом случае анализ ложной детали помогает приблизиться к разгадке через отбрасывание ложных версий.

Как часто бывает в детективе, официальное следствие заходит в тупик, к тут на сцене появляется сыщик-любитель.

Сыщик-любитель, сыщик-энтузиаст в детективе всегда воплощение добра, благородства, честности, великодушия и бескорыстия. Он не связан с государственными органами, не ограничен законами права, он нередко сам решает судьбу человека по законам совести, чести и человеколюбия.

У Майна Рида таким сыщиком становится охотник Зеб Стумп. Образ Зеба Стумпа создан в традициях Фенимора Купера, он во многом повторяет образ Катти Бумпо. Это наиболее симпатичный герой ридовских романов. Именно он становится защитником Мориса, решая найти преступника самостоятельно.

“Перед Зебом Стумпом раскрылась картина страшного сцепления обстоятельств или, вернее, какое-то нагромождение событий. Происшествия без видимых причин, причины без видимых следствий, преступления, совершенные по непонятным побуждениям. Необъяснимые, сверхъестественные явления” [Майн Рид. Сочинения в 6 томах. М.: Детгиз, 1956-1958. Т. 6, с. 737]. Восстановить логику “странного сцепления обстоятельств”, увидеть связь между происшествиями и причинами – цель любого детективного произведения.

Зебу Стумпу сделать это помогает прерия, “эта большая интересная книга, по которой только надо уметь читать”. И старый охотник находит убийцу и припасает последнее доказательство к развязке романа.

Правда, Майн Рид охотно предоставляет свидетельства, которые заставляют читателя придти к выводу, что убийца – Кассий Колхаун, задолго до конца романа. И все-таки завершает расследование, т.е. отвечает не только на вопрос “кто”, но и на вопрос “как”, именно Зеб Стумп.

Образ Зеба Стумпа является в романе одним из центральных. Это наиболее целостный и живо показанный характер. Зеб беден, скромен, неприхотлив в своих желаниях, он ни от кого не зависит. Зеб бескорыстно вступает в борьбу, выступая против всех, рискуя своей жизнью, – вступает в борьбу со злом. Характерный для приключенческого романа конфликт между добром и злом в детективе выражается в отношениях сыщика и преступника, а в романе “Всадник без головы” – в отношениях Зеба Стумпа и Колхауна. Зеб Стумп – защитник добра, все приключения, через которые он должен пройти, ведут к победе добра над злом, т.е. наказанию преступника.

Майн Рид постоянно изыскивает новые ситуации, новые испытания, необычные препятствия. Зеб Стумп должен разгадать основную загадку и отвергнуть как ложные предложенные ему версии об индейцах, о Морисе-убийце. Действия Зеба Стумпа заставляют Колхауна волноваться, торопиться и делать новые ошибки. Борьба между Зебом и Колхауном не сухо логична, а развертывается на широком и многоплановом фоне. Мастерски Майн Рид доводит эту борьбу до последней сцены, в которой убийца разоблачается полностью.

Раскрытие тайны преступления является естественным концом детективного повествования. Но для приключенческого романа Майна Рида, в котором большую функциональную роль играет сюжетная любовная линия, наказание преступника не является концом: писателю необходимо довести именно эту сюжетную линию до ее логического завершения в духе жанра – до свадьбы и семейного счастья героев.

Несмотря на несомненное влияние развития детективной литературы на характер романа “Всадник без головы”, назвать его чистым детективом неправомерно. Риду мало показать расследование преступления, ему нужно еще провести своих героев через различные испытания и приключения. Так, раненому юноше надо сначала, превозмогая боль, найти ручей, затем отбиться от койотов. И только тогда, когда “несчастный потерял последнюю надежду и продолжал защищаться, движимый только отчаянием” [Там же, с. 727], на помощь ему приходит Зеб Стумп.



<…>
[1984]

Олейникова О. Н.

Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида
Год: 1984

Автор: Олейникова, Ольга Николаевна

Тема диссертации: Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида

Ученая степень: кандидат филологических наук

Место защиты диссертации: Москва

Код специальности ВАК: 10.01.05

Специальность: Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

Количество страниц: 191


Оглавление:

Введение ... 3

Глава I. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида ... 17

Глава II. Поэтика приключенческого романа Майна Рида … 55

Глава III.

§ 1. Антиколониальный приключенческий роман Майна Рида ... 96

§ 2. Исторический приключенческий роман Майна Рида ... 134

§ 3. Детективный приключенческий роман Майна Рида ... 157

3аключение … 170

Библиография ... 172


[Доступный в интернете неполный текст § 3 Главы III диссертации соответствует страницам 158-169. Ввиду того, что сканирование и оцифровка текста оставляют желать много лучшего, в нем возможны ошибки и неточности].

http://zexy-999.ru/item/items14294.html



http://www.dissland.com/catalog/zhanr_priklyuchencheskogo_romana_i_tvorchestvo_tomasa_mayna_rida.html




Самый серьезный изъян телевизора в том, что у него нет второй страницы. Арт Бухвальд
ещё >>