Оценка профессиональной деятельности учителя Н. Стихина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерные критерии и показатели оценки результативности профессиональной... 1 70.78kb.
Мпгу, г. Москва Поощрения за труд в сфере общего образования 1 77.77kb.
Обучение иноязычной профессиональной речи будущего учителя иностранного... 1 41.78kb.
«правовое регулирование профессиональной деятельности в спорте» 1 72.25kb.
2011 папка профессиональных достижений для осуществления всестороннего... 8 1444.32kb.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников специальности... 1 46.26kb.
Кодекс учителя моу ивановской сош. Преамбула 1 45.45kb.
3 1 Творчество педагога норма профессиональной деятельности 5 2 Взаимосвязь... 1 183.81kb.
О мониторинге профессиональной деятельности и рейтинговой оценке... 1 142.01kb.
Учреждения по профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников... 1 265.83kb.
Программа (производственной, научно-исследовательской, педагогической) 1 56.79kb.
Второй этап аттестации 1 373.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Оценка профессиональной деятельности учителя Н. Стихина - страница №1/1

Оценка профессиональной деятельности учителя
Н. Стихина, директор гимназии № 39, г. Екатеринбург

Объективная оценка профессиональной деятельности учителя, не зависящая ни от настроения проверяющего и личного отношения к нему, ни от бывших заслуг самого педагога, - дело, что тут скрывать, сложное. Особенно актуальна эта проблема в связи с проведением аттестации.

Мой педагогический стаж - 24 года, из них вот уже 1 5 лет работаю управленцем. С проблемой объективной оценки сталкивалась и как педагог (пережила пять завучей, из которых каждый оценивал деятельность учителя по-своему), и как управленец (хотелось иметь единые объективные способы оценки «урочной» и «внеурочной» деятельности учителя, чтобы никто не мог обвинить меня в субъективности). Стараясь быть объективной и оказывать целенаправленную помощь коллегам, я пришла к необходимости определения содержания и olk'hkh профессиональной деятельности учителя.

В процессе долгих поисков, проб и ошибок родилась система такой оценки, которой хотелось бы поделиться со своими коллегами, как молодыми, так и опытными.

В таблице 1 представлены основные направления информационно-аналитической и оценочной деятельности по выявлению объективного уровня профессиональной деятельности. Они объединены в три основные сферы: урочная деятельность; внеурочная деятельность; персональная результативность учебно-воспитательного процесса (УВП).

Оценка деятельности по всем направлениям производится по балльным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности учителя (критический, достаточный, оптимальный). В балльных шкалах используются два типа балльных оценок: простые условные балльные оценки, которые не требуют специальных формул для расчета; сложные балльные оценки с использованием таблиц и формул.

В графе «Тип балльной шкалы» цифрами показано, по какому типу оценивается каждое из направлений.


Таблица 1. Опенка профессиональной деятельности учителя (в баллах)

Рассмотрим подробно каждое из направлений оценивания, представленных в таблице.
I. Сфера урочной деятельности
1.1. Направление: собеседование по учебным программам включает в себя проверку знания педагогом содержания своего предмета, подходов к его преподаванию, типов традиционных и инновационных программ, умения выбрать ту или иную программу с учетом психологических возможностей учащихся, умения правильно составить учебно-тематический план, навыки правильного распределения содержательной нагрузки по урокам и т.п.

1 тип балльной оценки. Используется трехбалльная система:

«1» - низкий уровень программно-методических знаний, умений и навыков (ЗУН);

«2» -средний уровень программно-методических знаний, умений и навыков (ЗУН);

«3» - высокий уровень программно-методических знаний, умений и навыков (ЗУН);

Собеседование проводится в начале и в конце учебного года.



1.2. Направление: оценка урока администрацией (директор, завуч, руководитель МО). По данному направлению могут применяться самые разнообразные методики оценки урока. Методика, применяемая нами, позволяет оперативно оценить качество урока с привлечением самоанализа учителя. Данная методика основывается на подходе, предложенном в работах В.П. Симонова.

Администрация школы при посещении уроков использует таблицу 2 математической оценки качества урока.


Каждый параметр оценивается от «О» до «2» баллов

«0» - не выполняется

«1» - частично выполняется

«2» - полностью выполняется



Пояснения к таблице 2. По каждому из видов деятельности используется различное количество параметров (от 11 п организационной деятельности до 6 - по воспитательной).
Таблица 2. Математическая оценка эффективности урока (составлена на основе подходов В.П. Симонова)


Содержание параметров оценки урока


Организационная деятельность учителя

1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учащих на достижение поставленных целей.

2. Достижение целей и выполнение задач урока. Оформление документации по уроку.

3. Знание учебного предмета, уровень педагогического мастерства.

4. Качество организации урока.

5. Наличие эффективности обратной связи со всеми учащимися.

6. Реализация основных психологических требований к уроку.

7. Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО.

8. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

9. Рациональность использования времени.

10. Реализация основных санитарно-гигиенических требований к уроку

11. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.


Максимальная оценка по данному виду деятельности: 22 балла (11 параметров, максимальный балл «2»).

Оценка вида деятельности получается от суммирования опенок, выставленных администратором по каждому параметру (см. Пример в таблице 2).

Процент качества вида деятельности рассчитывается последующей формуле:

Обучающая деятельность учителя

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных стандартов.

2. Правильный выбор технологии обучения, ее соответствие возрасту и развитию учащихся.

3. Реализация принципа научности обучения.

4. Соблюдение принципа доступности и посильности в обучении.

5. Осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой.

6. Развитие общеучебных умений и навыков.

7. Оптимальность объема домашнего задания и эффективность методики его доведения до учащихся.



Максимальная оценка по данному виду деятельности: 14 баллов (7 параметров, максимальный балл «2»).

Процент качества рассчитывается аналогично первому виду деятельности.
Воспитательная деятельность учителя

1. Аксиологическая направленность урока.

2. Духовно-нравственная направленность урока.

3. Эстетическая и этическая направленность урока.

4. Создание ситуации успеха в обучении.

5. Использование воспитательных возможностей словесной и балльной оценки.

6. Позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного стиля руководства учащимися.
Максимальная оценка по данному виду деятельности: 12 баллов (6 параметров, максимальный балл «2»).

Процент качества рассчитывается аналогично первому виду деятельности.

Требования к деятельности учащихся

1. Уровень познавательной активности.

2. Степень самостоятельности действий учащихся.

3. Актуализация знаний, опора на жизненный опыт учащихся.

4. Уровень аналитических и общеучебных умений и навыков.

5. Развитие устной, письменной речи, специальных умений и навыков.

6. Участие в коллективных формах работы.

7. Организованность и дисциплинированность.



Максимальная оценка по данному виду деятельности: 14 баллов (7 параметров, максимальный балл «2»).

Процент качества рассчитывается аналогично первому виду деятельности.

Процент качества урока в целом рассчитывается по формуле:


В таблицу 2 заносятся результаты в соответствии со следующей шкалой:

85 % и более (3 балла) - оптимальный уровень;

84-65 % (2 балла) - достаточный уровень;

64-45 % (1 балл) - критический уровень;

44 % и ниже (0 баллов) - недопустимый уровень.

Серия уроков одного учителя может быть занесена в диагностическую карту учителя (таблица 3), которая позволяет провести отслеживание динамики изменения качества урока.

Результаты оценивания уроков по желанию могут быть представлены в виде графиков и диаграмм. Например, на рисунке 1 представлены диаграммы организационной деятельности педагога на двух уроках (10 сентября и 11 октября). (Рис.1.)



Рисунок 1.

По оси ОХ:

1 - тот или иной параметр не соблюдается (неудовлетворительный уровень).

2 - эпизодически соблюдается (критический).

3 - систематически соблюдается (достаточный).

4 - выполняется при творческом подходе учителя (оптимальный уровень).

По оси ОУ:

Параметры оценки урока, см. выше в разделе "Организационная деятельность учителя".


Таблица 3. Диагностическая карта учителя

1.3.Направление. Открытые уроки. По данному направлению оценивается не качество самих уроков (опенка урока относится к направлению 1.2), а факт подготовки и проведения учителем открытого урока на уровне школы, района, города, области. По данному направлению используется простая система оценивания. За каждый проведенный открытый урок ставится определенное количество баллов, возрастающих с возрастанием уровня (5 баллов за школьный урок, 10 баллов - район и т.д.).
1.4. Направление. Взаимопосещение уроков коллегами.

В процессе взаимопосещения учителя-специалисты заполняют схему-отзыв в форме, представленной в таблице 4. Оценка коллег производится в словесной форме.


Таблица 4. Схема-отзыв учителя, посетившего урок

В таблицу 1 заносится оценка за общее количество уроков, посещенных данным педагогом по следующим соотношениям: 1 балл за 3 урока.

Данное соотношение может быть изменено в зависимости от возможностей и активности педагогов.


1.5. Направление. Оснащение и использование материалов кабинета оценивается по следующей шкале:

«1» - низкий уровень оснащения и использования материалов кабинета;

«2» - средний уровень оснащения и использования материалов кабинета;

«3» - высокий уровень оснащения и использования материалов кабинета.


II. Сфера внеурочной деятельности
2.1. Направление. Собеседование по индивидуальным картам развития учащихся предполагает анализ знания педагогом особенностей развития контингента учащихся, с которыми он работает.

Знание педагогом особенностей учащихся оценивается по следующей шкале:

«1» - низкий уровень знания особенностей учащихся;

«2» - средний уровень знания особенностей учащихся;

«3» - высокий уровень знания особенностей учащихся;

2.2. Направление. Теоретические выступления на педсоветах, методобьединениях, педагогических чтениях и т.п. Оценка данного направления оценивается по факту участия в теоретическом мероприятии. Оценка за факт теоретического выступления - 2 балла.

2.3. Направление. Внеклассные мероприятия в школе, районе (выставки, смотры и др.). Данное направление оценивается аналогично направлению 1.7.

III. Сфера персональной результативности учебно-воспитательного процесса
3.1. Направление. Насколько деятельность педагога, включенная в систему аттестации педагогических кадров, соответствует оценке ее учащимися.

Результаты могут оказаться субъективными примерно на 20-40 %. Поначалу учителя критично воспринимали результаты рейтингов, анкетирований, но после неоднократного их проведения многих стали интересовать результаты: «А какой класс дал мне меньше или больше баллов?». Ответы были разные: «А я знаю, почему этот класс дал мне мало, сама виновата...». Как же проводится анкетирование?

Технология проведения опросов следующая: ученикам вы даются листочки с перечнем предметов, изучаемых в данном учебном году, и предлагают поставить знак «+» в одну из колонок «очень нравится», «нравится» и «не нравится».

Аля получения результата опроса первыми суммируются;

результаты «очень нравится» и «нравится», а отрицательны» результат - «не нравится» - вычитается. Полученный результат заносится в колонку «итоговая оценка».

Рейтинг предмета рассчитывается по формуле:



Результаты опроса и подсчетов заносятся в сводную таблицу 5.
Таблица 5. Сводная таблица ответов учащихся одного класса

Итоги опроса учащихся заносятся в таблицу I в соответствии со следующей шкалой:

Рейтинг:


100-85% - 3 балла, 84-65 % - 2 балла, ниже 64 % - 1 балл.

3.2. Направление. Результаты срезов знаний учащихся рассчитываются по отдельной методике. Приведение данной методики мы считаем ненужным, потому что в каждой школе складывается своя система опенки качества знаний учащихся.

3.3. и 3.4. Направления оцениваются по аналогии с направлением 1-3, то есть количество баллов зависит от уровня олимпиады или НПК (школа, район, город и т.д.) и от занятого школьником места.

Использование приведенного в статье рейтинга позволяет объективно оценить деятельность учителя по многим направлениям, а информирование педагога о его результатах является, на наш взгляд, хорошим стимулом для повышения своей квалификации.



На основе анализа рейтинга администрация может варьировать формы и методы поощрения педагогов, формировать индивидуальные программы их развития.


© «Экспресс-опыт», Дополнение к журналу «Директор школы» № 3, 1999 год




Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди. Ромен Роллан
ещё >>