Обзор рынка услуг оценки Сибирского Федерального округа Емкость и структура рынка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обзор рынка выставочных услуг 1 159.89kb.
Программа министерства потребительского рынка и услуг 1 208.87kb.
Исследование рынка услуг выделенных каналов 1 18.94kb.
Мати Методика оценки конкурентности рынка 1 316.34kb.
Доходы населения: источники и структура 1 376.67kb.
Тема 10: Рынки факторов производства 1 107.33kb.
Современное состояние рынка ювелирных изделий в России Ганифаев Камран... 1 114.48kb.
Рынок: понятие и структура 1 53.89kb.
«агентство по страхованию вкладов» обзор рынка вкладов физических... 1 88.04kb.
Oбзор Прибалтийского рынка недвижимости за 2002 год 4 572.52kb.
Еженедельный обзор российского рынка лизинговых услуг №32 (178) 1 238.99kb.
Сроки и места 1 56.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Обзор рынка услуг оценки Сибирского Федерального округа Емкость и структура рынка - страница №1/1



Обзор рынка услуг оценки Сибирского Федерального округа

1. Емкость и структура рынка
Емкость сибирского рынка потребления услуг оценки может быть оценена примерно в 10% российского рынка оценки.
При этом емкость рынка оценки в 4-5 раз меньше емкости рынка аудита (табл. 1.1).
Табл. 1.1. Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг России и Сибири


Виды услуг

Доли видов услуг, %

Россия, 2002 г. (ИД «Коммерсантъ», данные по 150 крупнейшим аудиторско-консалтинговым команиям России)

Россия, 2003 г. (ИД «Коммерсантъ», данные по 150 крупнейшим аудиторско-консалтинговым команиям России)

Сибирь, 2002 г., оценка на основании данных АЦ «Эксперт-Регион»*

Сибирь, 2003 г., оценка на основании данных АЦ «Эксперт-Регион»*

Аудит

45,5%

42,4%

45%

40%

Налоговый и юридический консалтинг

19,4%

20,8%

17,6%

16,2%

Услуги в области финансового управления

10,2%

10,1%

1,7%

2,4%

Оценочная деятельность

8,9%

9,0%

10,5%

9,0%

Информационные технологии

7,6%

7,7%

14,9%

18,0%

Услуги в области стратегического планирования и организационного развития

5,1%

6,7%

1,7%

3,0%

Другие

3,3%

3,3%

8,6%

11,4%

Всего

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

* Доля аудиторских услуг предполагается равной 45% в 2002 г. и 40% в 2003 г.


Из приведенных в табл. 1.1 структурирований довольно хорошо видно, что емкость рынка потребления оценки в Сибири в 4-5 раз меньше емкости сибирского рынка потребления аудита. Емкость рынка потребления оценки в Сибири составила в 2003 г. 9-10 млн. долл., из которых 30-40% (меньше, чем на рынке аудита) выплачены московским и иностранным производителям услуг.
Структура сибирского рынка оценки в разрезе видов услуг (как и структура других нестоличных рынков оценки), существенно отличается как от структуры российского рынка оценки в целом, так и от структуры столичных рынков (табл. 1.2).

Табл. 1.2 Структура рынка оценки по видам услуг в 2003 г. (ИД «Коммерсантъ», 100 крупнейших консалтинговых компаний на рынке оценки России, на основании данных Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ)


Услуга

Россия

Москва + Санкт-Петербург

Регионы (кроме Москвы и Санкт-Петербурга)

Сибирь

Оценка стоимости предприятий (бизнеса)

40,0%

44,4%

23,4%

27,7%

Оценка стоимости недвижимого имущества

44,3%

42,9%

49,7%

45,6%

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

15,1%

12,3%

25,8%

25,3%

Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности

Около 1%

Около 1%

1,1%

1,4%

Всего

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

Из приведенной таблицы хорошо видно, что основная часть выручки с сегмента оценки предприятий (бизнеса) поступает в оценочные компании Москвы и Санкт-Петербурга. В самом деле, на региональных рынках оценки доля этого сегмента составляет лишь около четверти емкости рынка продаж, в то время как на столичных рынках оценки доля данного сегмента - почти половина продаж (и 40% российского рынка оценки). Показанное различие структур, скорее всего, означает, что основная масса решений о продажах и покупках предприятий (бизнесов) принимается в Москве и Санкт-Петербурге.



2. Участники рынка
Емкость рынка оценки сравнительно мала, а технология производства оценок в целом не привязана к реалиям конкретного товарного рынка. Условно говоря, все оценщики одного уровня квалификации способны примерно одинаково работать на всех рынках. Поэтому игроки рынка оценки, не выбирают для себя в качестве целевого позиционирование в привязке к какой-либо отрасли.
Даже с учетом того, что оценочные услуги в Сибири предоставляются крупными московскими игроками, лидерами сибирского рынка оценки являются местные компании (табл. 2.1).
Табл. 2.1. Крупнейшие сибирские производители услуг по оценке («Эксперт-Сибирь», N 10, 10-16.05.04; ИД «Коммерсантъ», 100 крупнейших консалтинговых компаний на российском рынке оценки; пустые клетки означают отсутствие информации)


N

Компания (группа)

Выручка от услуг оценки в 2003 г., тыс. руб.

Среднее число оценщиков

Выручка на одного оценщика, тыс. руб.

Число отчетов по оценке в 2003 г.

Выручка на один отчет, тыс. руб.

Выручка от услуг оценки в 2002 г., тыс. руб.

Прирост выручки от услуг оценки за 2003 г.

1

ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Томск

23 665

9

2 629

503

47







2

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

16 978*

9

1 886

680

25




75%

3

Новосибирская областная торгово-промышленная палата

10 000**



















4

«ЭКСО»

7 000**



















5

«Независимая экспертиза «Флагман»», Омск

6 600

1

6 600

660

10







6

«Агентство независимой оценки «Экосервис»», Красноярск

5 090

1

5 090

239

21







7

«Центр профессиональной оценки «Перспектива»», Кемерово

4 560

3

1 520

51

89










Выручка по 7 компаниям

Около 74 млн. руб. (около 2,5 млн. долл.)




Для сравнения: «2К Аудит - Деловые консультации», Москва, в Сибири

5 912













4 850

22%

* Приведена выручка по данным ИД «Коммерсантъ». «Эксперт-Сибирь» - 24 179.



** Оценка.
Из табл. 2.1 видно, что семь ведущих сибирских производителей занимают около 25% сибирского рынка потребления услуг по оценке, или около 40% сибирского рынка продаж этих услуг. Сибирский сегмент рынка (то есть рынок продаж сибирских компаний в Сибири), таким образом, олигополизирован.
Олигополии выбирают для позиционирования сегменты рынка (табл. 2.2-2.3).
Табл. 2.2. Структура продаж по видам услуг крупнейших сибирских производителей услуг по оценке («Эксперт-Сибирь», N 10, 10-16.05.04; ИД «Коммерсантъ», 100 крупнейших консалтинговых компаний на российском рынке оценки)


N

Компания (группа)

Выручка от услуг по оценке в 2003 г., тыс. руб.

В том числе, %

Оценка стоимости предприятий (бизнеса)

Оценка стоимости недвижимого имущества

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности

1

ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Томск

23 665

54%

34%

12%

0%

2

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

16 978

6%

58%

36%

0%

3

Новосибирская областная Торгово-Промышленная Палата

10 000*

Нет информации

4

«ЭКСО»

7 000

Нет информации

5

«Независимая экспертиза «Флагман»», Омск

6 600

12%

40%

48%

0,3%

6

«Агентство независимой оценки «Экосервис»», Красноярск

5 090

Нет информации

7

«Центр профессиональной оценки «Перспектива»», Кемерово

4 560

Нет информации



Табл. 2.3. Лидеры сегментов сибирского рынка продаж услуг по оценке в 2003 г. («Эксперт-Сибирь»)


Сегмент

Лидер

Выручка на сегменте в 2003 г., тыс. руб.

Оценка стоимости предприятий (бизнеса)

ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Томск

12 779

Оценка стоимости недвижимого имущества

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

9 847

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

6 112

При этом, видимо, все лидеры сегментов обладают значительными долями сегментов (табл. 2.4), то есть четко позиционированы.


Табл. 2.4. Доли лидеров сегментов сибирского рынка продаж услуг по оценке в 2003 г. («Эксперт-Сибирь»)


Сегмент

Емкость сегмента, млн. руб. в 2003 г.*

Лидер

Доля на сегменте в 2003 г.

Оценка стоимости предприятий (бизнеса)

Около 84

ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Томск

Около 15%

Оценка стоимости недвижимого имущества

Около 140

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

Около 7%

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

Около 75

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

Около 8%

* Полная емкость сегмента на рынке потребления.


Оценка рыночной силы крупнейших игроков рынка может быть представлена в виде суммы следующих показателей:
- Масштаб компании (выручка в 2003 г., количество произведенных отчетов) - максимум 2 балла за лидерство в каждом из показателей;

- Диверсифицированность (деятельность в составе аудиторско-консалтинговых групп) - максимум 1 балл;

- Лидерство на сегментах - дополнительный 1 балл лидерам;

- Маркетинговая политика - максимум 2 балла;

- Административный ресурс - максимум 2 балла.
Табл. 2.5. Оценка рыночной силы лидеров сибирского рынка продаж услуг по оценке


Компания

Масштаб деятельности

Диверсифици-рованность

Лидерство на сегментах

Маркетинговая политика

Административ-ный ресурс

Всего, баллов

ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Томск

2

1

1

0

2

6

«Сибирское общество оценщиков», Новосибирск

1

1

1+1

2

2

8

Новосибирская областная Торгово-Промышленная Палата

1

1*

0

2

2

6

* В составе ТПП РФ.


Из табл. 2.5 видно, что на сравнительно небольшом сибирском рынке продаж услуг по оценке три крупнейших игрока эффективно использовали все или почти все «рычаги» увеличения рыночной силы.
3. Цены
Диапазоны средних цен сибирских производителей услуг по оценке на услуги различных видов могут быть построены исходя из параметров, приведенных в табл. 2.1 и 2.2.
Фактически, для известных показателей каждого из лидеров рынка можно попытаться решить систему уравнений типа
Xi Ni = Ci;

N1 + N2 + N3 = Количество отчетов лидера;
где X1 - средняя стоимость отчета по оценке предприятий (бизнеса), N1 - количество таких отчетов лидера, X2 и N2 - средняя стоимость отчета и количество отчетов лидера по оценке недвижимости, X3 и N3 - соответствующие показатели лидера на сегменте оценки машин, оборудования и т. п.; Ci - объем продаж лидера на соответствующем сегменте.
Из табл. 2.1 и 2.2 известны структурные показатели продаж в 2003 г. трех лидеров рынка. При этом средние стоимости «сегментных» отчетов по каждому из них должны попадать в расчетные диапазоны цен или быть близкими к этим диапазонам ввиду довольно четкой специализации каждого из исследуемых производителей услуг.
Подбором получены следующие варианты средних цен (табл. 3.1).
Табл. 3.1. Расчет диапазонов средних цен услуг по оценке (стоимостей отчетов)*






Оценка стоимости предприятий (бизнеса)

Оценка стоимости недвижимого имущества

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

Количество отчетов

Объемы продаж лидеров по видам услуг, тыс. руб. в 2003 г.

12779

8046

2840

503

1019

9847

6112

680

792

2640

3168

660

Вариант 1

Стоимости отчетов, тыс. руб.

50

25

6




Расчетные количества отчетов

256

322

473

1051

20

394

1019

1433

16

106

528

649

Вариант 2

Стоимости отчетов, тыс. руб.

100

50

13




Расчетные количества отчетов

128

161

218

507

10

197

470

677

8

53

244

304

Вариант 3

Стоимости отчетов, тыс. руб.

100

40

15




Расчетные количества отчетов

128

201

189

518

10

246

407

664

8

66

211

285




Оценочный диапазон средних цен, тыс. руб. за один отчет

50-100

25-50

6-15



* Первая строка - «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Томск; вторая строка - «Сибирское общество оценщиков»; третья строка - «Независимая экспертиза «Флагман»», Омск. Выделены варианты решения для каждого из лидеров.


Решение описанной системы уравнений, вообще говоря, требует использования или даже разработки специального математического аппарата, однако уже из простого перебора вариантов (табл. 3.1) определенно ясно, что самыми дешевыми являются отчеты по оценке машин, оборудования и транспортных средств со средней стоимостью в диапазоне 6-15 тыс. руб., а самыми дорогими - отчеты по оценке бизнеса со средней стоимостью в десятки тысяч рублей (оценка - более 50 тыс. руб. за отчет).
Стоит заметить, что из исследованных лидеров рынка «Независимая экспертиза «Флагман»» дает самые низкие расчетные цены по всем видам услуг. Видимо, низкие цены компании входят в содержание ее маркетинговой стратегии.
Игру на снижение цен ведут и малые и догоняющие лидеров компании рынка. Так, «Сибирская юридическая компания», пытающаяся выйти на рынок услуг оценки, продает отчеты по оценке стоимости бизнеса по номинальной цене 20 тыс. руб. + 1% стоимости активов предприятия.
В настоящее время крупнейшие сибирские игроки рынка оценки довольно прочно удерживают свои позиции на сибирском рынке потребления, не допуская доминирования на нем московских и иностранных компаний. Скорее всего, это положение сохранится в ближайшие два года ввиду лучшего знания местных реалий местными игроками. Однако уже в конце 2004 г. между местными производителями услуг может развернуться ценовая война (особенно в наиболее «дешевом» сегменте оценки движимого имущества).
Рост емкости рынка и его сегментов продолжится и оценочно составит в 2004 г. 30-40%.

Руководитель ГУП «Сибирский аналитический центр» Орешин Д. А.

Партнер по маркетингу DSO Consulting Дьячков С. А.

03 сентября 2004 г., г. Новосибирск






У нас от мысли до мысли пять тысяч верст. Петр Вяземский
ещё >>