Обзор источников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткий обзор литературы и источников, степень изученности данной... 1 211.42kb.
Историографический обзор 9 Обзор источников 28 Глава I. На пути к... 1 175.59kb.
Краткий обзор и анализ источников в качестве источников используются... 1 262.05kb.
Краткий обзор последних новостей по ndc 1 159.61kb.
Доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных... 1 79.81kb.
1. тематики обзоров персональный обзор для ао «Самрук-Қазына» 1 83.09kb.
Обзор источников и литературы (к историографии вопроса) 1 116.55kb.
Обзор источников 1 159.13kb.
Обзор российского рынка электротехнической стали 1 188.77kb.
Программа по Истории Русской Церкви для учащихся 4 класса 1 35.71kb.
Указания и руководящие принципы по категориям источников: Категории... 7 951.91kb.
Формирование и развитие института 1 357.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Обзор источников - страница №1/1


Материалы предоставлены интернет - проектом br />


Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Обзор источников...10

Отечественная литература...30

Обзор чилийской и латиноамериканской литературы...43

Североамериканская и европейская литература...58

Глава I. Режим военно-террористической диктатуры в 1980-е гг...63

§ 1. Основные черты режима и его периодизация...63

§ 2. Характеристика Конституции 1980 г. и основанной на ней системы

государственного управления...80

§ 3 Армия, спецслужбы и диктатура...88

§ 4. Контроль над СМИ и системой образования...117

Глава II. Особенности социально-экономического и партийно-политического развития Чили в конце в 1980-х - начале 1990-х гг...125

§ 1. Экономическая политика диктатуры...125

§ 2. Политические партии и движения Чили, их борьба за демократизацию

общества...137

§ 3. Внешнее влияние на чилийскую оппозицию...160

§ 4. Повстанческий террор как ответ на репрессии чилийской хунты...163

§ 5. Чилийская католическая церковь и ее взаимоотношения с диктатурой...181

Глава III. Формирование нового демократического режима в Чили...189

§ 1. Основные черты чилийской избирательной системы...191

§ 2. Плебисцит 1988 года о продлении полномочий Пиночета...204

§ 3. Президентские выборы 1989 года...209

§ 4. Парламентские выборы 1989 года...220

§ 5. Проведение муниципальных выборов 1992 года...242

Заключение...248

ПРИЛОЖЕНИЯ

Аугусто Пиночета Угарте: солдат, ученый, диктатор

Биография...255

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники...266

Литература...273

Графики и диаграммы...287

Введение

Чили - сравнительно небольшая южно-американская страна в течение нескольких десятилетий привлекает внимание мирового сообщества. Причиной тому послужили неординарные социально-политические процессы, вызвавшие резкое неприятие одних и восхищение других людей. Чили - страна глубоких демократических и конституционных традиций с развитой партийно-политической системой, латиноамериканская Англия, как ее часто называли, наиболее последовательно испробовала на себе за сравнительно короткий период (1960 — 1990 гг.) три типа модернизации: реформистский, революционный и правоавторитарный.

В начале 1970-х гг. страна встала на путь мирного, конституционного перехода к социализму, а потом испытала на себе одну из самых одиозных диктатур. В конце XX в. Чили продемонстрировала экономический взлет, выдвинувший ее на одно из первых мест по темпам и уровню экономического развития и политической стабильности в Латинской Америке, что снова заставило заговорить о Чили и вновь вернуться к вопросу о роли режима Пиночета1 в исторических судьбах страны.

Репрессии военной хунты, нарушение основных прав человека вызвали неприятие и возмущение мирового сообщества. В 1970-х - 1980-х гг. режим Пиночета сфокусировал на себе пристальное внимание в разных частях планеты, а процесс его эволюции и перехода к демократии, имевший свои особенности, стал предметом изучения, что породило совершенно разные оценки. Одна из них, особенно распространенная среди сторонников Пиночета, сводится к тому, что это было логическим завершением эволюции самого ре-

жима, справившегося со своей "черной работой" по предотвращению гражданской войны, сползания страны к пропасти, что позволило, в конечном итоге, осуществить переход к демократии и конституционному режиму. Исходя из такой оценки, Пиночет сам, выполнив миссию по спасению страны и обеспечив условия для последующего консолидированного экономического и демократического развития и процветания Чили, добровольно передал власть новым, демократическим, конституционным силам, выполнил миссию спасителя Чили, "отца" "экономического чуда" и демократического возрождения Чили2.

На наш взгляд более близка к истине оценка эволюции режима и ухода Пиночета от власти, которая рассматривает восстановление демократического, конституционного порядка как результат борьбы широких оппозиционных и народных сил и международной изоляции режима Пиночета. Другими словами, его либерализация были отражением кризиса диктатуры под давлением выше названных факторов. Следовательно, уход Пиночета от власти был вынужденным и явился поражением диктатора и его сторонников и победой демократической оппозиции. Есть и другие точки зрения. Одна из них, покоится на том, что диктатор был вынужден уйти под давлением армии и представителей крупного бизнеса, разочаровавшихся в тиранозавре.

Пример Чили — это образец «управляемой сверху» экономической и политической модернизации, завершившейся демократизацией. Особенность этой политической модернизации — жесткие рамки либерализации и демократического перехода, разработанные и навязанные Пиночетом. «Фактор Пиночета» наложил отпечаток на весь

1 Биографию Пиночета см. в приложении.

процесс демократизации и действовал до 2001 г. С этим были вынуждены считаться и все политические партии и демократические правительства.

Актуальность темы исследования

Чили 1980-х - начала 1990-х гг. представляет большой интерес для историков, политологов и экономистов. Политическое развитие Чили в 1980-е гг. было одним из ключевых звеньев и завершением общего процесса кризиса и схода в целом со сцены военно-диктаторских режимов в Латинской Америке. Поэтому изучение его необходимо не только для осмысления опыта Чили, но и для выявления общих черт данных процессов в регионе.

Исследование перехода от авторитарного режима к демократии, использования неолиберальной экономической модели, путей интеграции в мировое сообщество чрезвычайно актуально в условиях, когда многие страны сталкиваются со сходными проблемами.

Опыт Чили, накопленный при Пиночете, вызвал большой интерес в современной России. Наша страна настойчиво ищет новые способы модернизации и увеличения темпов экономического роста. Многим российским общественным, военным и политическим деятелям, соскучившимся по "железной руке", "сильной власти", Пиночет представляется "спасителем отечества" и демократии, "умеющим делать выводы солдафоном с мозгами историка", "чилийским цезарем"3, "интеллектуалом, эрудитом, прирожденным солдатом"4, "диктатором, принесшим народу процветание"5, "тираном с головой

2 В соответствии с этой концепцией был создан фильм Александра Хабарова "Формула Пиночета, или народное счастье", продемонстрированный российскому зрителю 15-16 января 2001 г. 3XXL, 1998,№11. C.I, 15-18.

4 Профиль http://www.profil.orc.ru/win/archive/nl06/arcMve/n85/history.html 'Деловые Люди. Всероссийский экономический журнал, март 2000 г., №108. С.28.

мыслителя", "удачливым генералом Корниловым"6, "чилийским генералом Ярузельским"7. Успехи в экономическом и политическом развитии этими авторами слишком прямолинейно связывались с "шоковой терапией" Пиночета, с его деятельностью. Для них8 диктатура Чили в 1990-е гг. - пример для подражания, а его режим -тернистый путь, необходимый в условиях всеобщего хаоса и развала страны, единственно способный предотвратить гражданскую войну и обеспечить порядок и предпосылки для экономического и демократического возрождения нации.

Для других Пиночет - одиозный кровавый диктатор9 - палач, генерал, предавший Альенде10, "главарь хунты"11, "гений предательства"12, "чилийский Сталин", "второй С. Милошевич"13, приход к власти в России аналогичного политика означает скатывание в отдаленное, но еще не забытое прошлое (1920-е - 1930-е гг.)14. Некоторые авторы утверждают, что чилийский "военный режим был тормозом экономического развития"15. Однако есть еще один вектор оценки диктатуры: при общем негативном к нему отношении многие исследователи все же признают позитивной его экономическую политику, утверждая, что Пиночет вывел Чили из экономического кризиса, обеспечил модернизацию экономики, создал условия для экономического взлета Чили.

6 Новое время, 30 апреля 2000 г.

7 Газета, 2 марта 1999 г. http://gazeta.msk.ru/dossier/02-03- 1999_pinochet.html Русская Мысль, 14 января 1999 г.

8 К числу российских почитателей чилийского диктатора относятся такие известные политики, как В.В. Жириновский, трагически погибший генерал А. Лебедь, бывший депутат Государственной Думы М. Бочаров, олигарх П. Авен, советник президента Путина А.Илларионов, телеведущий МЛеонтьев.

9 Новые Известия, 2 марта 1999 г. С.З.

10 Новое Время, 1998 г., №52. С.40. " Итоги, 27 октября 1998 г. С.42.

12 Профиль http://www.profil.orc.ru/win/arcliive/nl06/archive/n85/history.html

13 Информационный портал Форум http://fonim.msk.ru/files/990901161412.gb.html

14 Итоги, 27 октября 1998 г. С.44.

15 Советская Россия, 11 сентября 2000 г.

Нередки сравнения экс-президента Чили с первым президентом РФ, причем черты сходства находят и в экономическом курсе, который проводили в наших странах ("шоковая терапия"), и в расстреле Ла-Монеды и российского парламента16.

Самому Пиночету приписывают слова, которые он якобы произнес по поводу краха СССР: "Я никогда не сомневался, что семена, которые мы посадили в Чили 20 лет назад, взойдут в России "П. А архитектор пиночетовской экономики Хосе Пиньера, приглашенный на инаугурацию второго президента России В.В. Путина в 2000 г., опубликовал статью под названием "Чилийская модель для России"18.

Эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы. Одновременно хочется подчеркнуть, что, несмотря на то внимание, которое приковано к событиям в Чили в российской журналистике, и появление ряда околонаучных статей, в исторической научной литературе отсутствует какое-либо комплексное исследование, посвященное демократизации Чили в 1987-1992 гг. Одна из целей данной работы - восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования

В работе мы старались определить, оправданно ли было применение "шоковой терапии", подстегиваемое прямыми репрессиями, насколько они были необходимы и эффективны в условиях Чили, какие параметры они задали для последующего развития Чили, насколько можно говорить об актуальности чилийского опыта социального и экономического реформирования и форм его использования, а также опыта мирной демократизации.

16 Деловые люди, март 2000 г., №108. С.ЗО; Советская Россия, 11 сентября 2000 г.

17 Информационный портал Alyona.nns http://alyona.nns.ru/press-file/chronicle/pinochet

Основной целью данной работы является определение характера политического режима Пиночета в Чили, в том числе в период либерализации (1987-1989 гг.), анализ его трансформации в демократический режим (1989-1992 гг.), определение составляющих его компонентов, структуры, позиций основных политических сил страны в отношении режима в эти годы. Мы выделяем 1987-1990 гг. в отдельный период новейшей истории Чили, основываясь на том, что диктатура, сохраняя свою репрессивную сущность, попыталась на данном этапе предпринять шаги к институциализа-ции, добиваясь придания демократического фасада режиму. Он начался принятием драконовской конституции 1980 г. и завершился провалом планов институциализации диктатуры на плебисците 1988 г., проигрышем ставленника диктатуры на президентских выборах в 1989 г. и передачей власти новому демократическому президенту Чили в 1990 г.

В связи с этим автор ставил перед собой следующие задачи:

Определить характер режима Пиночета 1973-1990 гг. в целом, дать периодизацию его развития и показать в ее рамках место периода 1987-1990 гг., рассмотреть главные факторы, влияющие на обстановку в стране и на политику власти в эти годы;

Изучить структуру органов власти в 1987-1990 гг., выяснить роль и значение различных компонентов режима: правовой базы диктатуры, армии, полиции, спецслужб, подконтрольных государству СМИ;

Проанализировать расстановку политических сил в конце 1980-х - начале 1990 гг. и их позиции по отношению к режиму в динамике;

18 Jose Pifiera. A Chilean Model for Russia // Foreign Affairs. 2000, September-October. P. 62.

Проанализировать модель либерализации режима и перехода к режиму представительной демократии в 1987-1992 гг.

Методологическая основа исследования

Приступая к исследованию, мы осознавали, что объективная историческая реальность, обладающая множеством присущих ей свойств и связей, не может быть до конца отражена во всей ее многогранности и глубине в одной работе. Тем не менее, автор стремился к достижению максимальной полноты и объективности при анализе исторической реальности. Для решения этой задачи диссертант работал над выявлением скрытой информации источников, используя методы критического анализа и многомерного статистического анализа, основанных на изучении широких пластов социологических данных, а также методы компаративистики - сравнительного изучения различных диктаторских режимов для выявления частного и общего, и, как следствие, выявления уникальных черт пиночетиз-ма на основе изучения обширного фактологического материала.

При работе над диссертацией также были использованы общефилософские методы - индукции и дедукции.

Научно-практическая значимость диссертации.

Диссертация может быть использована в научной и педагогической работе. Содержание и выводы диссертации могут найти применение:

В дальнейшем изучении проблемы трансформации диктатуры Пиночета в Чили и перехода к демократии в данной стране, и в целом - при исследовании путей демократизации диктаторских режимов.

В преподавании общих курсов по истории новейшего времени и сравнительной политологии и конфликтологии.

При чтении специальных курсов по истории Латинской Америки, в частности, по истории стран Южного конуса.

При чтении основного курса по истории и политологии стран Латинской Америки в университетах на исторических факультетах, а также в практике проведения семинарских занятий.

Апробация работы

Материалы диссертационного исследования отражены в пяти публикациях19. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 16 декабря 2003 г. и рекомендована к защите (Протокол № 5 от 16 декабря 2003 г.).

Обзор источников

При разработке источниковой базы приходится сталкиваться с рядом трудностей, прежде всего, со сложностью разграничения источников и литературы, так как авторы ряда работ подчас являлись свидетелями или участниками происходивших событий, непосредственно откликающимися на них. Поэтому надо принимать во внимание, что грань между источниками и литературой по теме очень размыта.

Имеющиеся источники можно классифицировать следующим образом:

|9Зайонц А.А. Избирательное законодательство Чили // Латинская Америка. М., 2003, № 4. Зайонц А.А. Режим Пиночета в Чили 1981-1989. Либерализация реальная или мнимая. // Вестник Московского университета. Серия 8 история., 2003, № 5. Зайонц А.А. Генералы Деникин и Пиночет: двойники или антиподы? // Первые открытые исторические чтения «Молодая наука», сборник. М., 2003.

Зайонц А.А. Интеллигенция и диктатура Пиночета в 1980-е гг. // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2003». История, сборник. М., 2003.

1. Правительственные документы, документы спецслужб;

2. Документы различных партий и организаций, в том числе опубликованные в прессе;

3. Речи, выступления, статьи, работы видных политических деятелей, мемуары, репортажи, интервью;

4.Пресса разных направлений;

5. Нелегальные издания (листовки);

6. Статистические материалы.

Правительственные документы позволяют оценить степень развитости правового устройства страны, особенность политического устройства, помогают сравнить декларирование правовых норм с их практическим действием. Главное, что они дали — это конкретный документальный материал, свидетельствующий о сущности режима, о политике, деятельности правительства.

Например, чилийская конституция 1980 г. явно отображает антидемократизм чилийской хунты, авторитарность и произвол режима Пиночета, показывает отрицание самого основного постулата представительной демократии - принципа разделения властей . При ее оценке надо учитывать и то, что введение в действие основных статей было отложено до конца 1980-х гг., так что ее текст во многом не соответствовал реальной практике и сути режима в 1980-е гг. В то же время она свидетельствует о попытках придания диктатуре "конституционного, демократического" фасада.

Чтобы лучше понять репрессивную и антидемократическую сущность режима, следует обратиться к публикациям законов, законопроектов и декретов хунты. Четкие юридические формулировки делают более высокой точность восприятия явлений террористиче-

Зайонц А.А. Диктатура Пиночета и левый терроризм //Латинская Америка. М., 2004, № 3 20 La Constitution politica de la Republica de Chile. S., 1980.

ской диктатуры21, внося значительные поправки и ограничения в демократические процедуры, например, нарушение анонимности го-лосования на плебисците , необходимость участия в нем под угрозой штрафов23, сокращение финансирования университетов для подавления их оппозиционности режиму24.

Рассекреченные летом 2000 г. документы ЦРУ и Пентагона25 проливают свет на функционирование режима, давление на него оппозиционных сил, деятельность террористических организаций внутри Чили. Документы силовых структур помогают определить реакцию армии на перемены в стране26, им свойственна глубокая всесторонняя оценка ситуации, наличие весомых аналитических выводов, ссылка на источник получения информации.

Администрация У. Клинтона разработала специальный проект по рассекречиванию документов, посвященных режиму Пиночета (Chile Declassification Project)27, первая партия документов была опубликована в феврале 1999 г., но она не включала ни одного документа ЦРУ или Министерства обороны. Вторая серия появилась в октябре того же года (были рассекречены только документы Госде-па). В сентябре 2000 г. правительством США были рассекречены ещё 22 тыс. ранее секретных документов. Это предоставило исследователям пиночетизма много свежих и никем не изученных материалов, часть из которых приводится в настоящей работе.

21 El proyecto de la ley sobre votaciones // Mensaje, agosto de 1987, №361.

22 Mejor que hablar de democracia es saber de ella. El Gobierno quiere que usted sepa // Opinion, 7-13 de agosto de 1988, №6.

23 Ley de Registro electoral // Cauce, 31 de marzo - 1 de abril de 1987, №101.

24 Plan de desarollo de la Universidad Catolica // El Mercurio, 2 de febrero 1988.

25 Сайт Федеральной организации США архивов информации http://foia.state.gov/vSearch.PCIA.asp

26 Separata especial del Ercilla. Respuesta del Ejercito al Informe de Comision Retting. P. vii // Ercilla, 3-9 de abril de 1991, №2905.

27 Kornbluh P. The US SECRECY SYSTEM. As much as has been declassified on Chile, much more remains, http://www.oikos.orp/ecology/secrecvsvstem.htm; Clinton 'Tasks' Release of Chile Secrets Информационный портал Ойкос http://www.oikos.org/ecology/pinmay5.htm

Материалы партий и организаций позволяют определить их позицию, проследить и оценить степень и характер влияния той или иной из них на политическую жизнь страны, эволюцию взглядов в партии и в обществе в целом в связи с изменением ситуации и ходом политической борьбы, выявить различия в их позициях.

При анализе материалов по теме диссертации, мы уделили больше внимания левым и центристским партиям и организациям, нежели правым. Это связано с тем, что, во-первых, левые и центристские партии сыграли ключевую роль в расшатывании режима Пиночета и в последующей демократизации (правые же не принимали активного участия ни в модернизации существующего режима, ни в попытках его либерализации); во-вторых, в нашей стране практически полностью отсутствует источниковая база по правым партиям и движениям, и, в-третьих, мы учитывали наличие уже осуществлен-ного анализа роли правых в работе Е.М. Федяковой , созданной на основе материалов, изученных ею во время командировки в Чили.

В ходе работы удалось изучить документы Компартии, Соц-партии, ХДП, правых партий. Например, к данной группе источников относятся документы под названием "Текст Национального договора для перехода к Полной демократии"29, "Единство. Пять ликов оппозиции"30. В создании последнего документа принимал участие 21 представитель от сил правого центра и левой оппозиции. Этот источник помогает понять выработку политического компромисса оппозиции в середине 80-х гг. Договор был подписан такими известными чилийскими политиками, как Патрисио Эйлвин , Карлос

28 Федякова Е.М. Правые силы Чили: путь к неолиберализму. Канд. дис. М., 1993.

29 Texto de acuerdo national para transition a la plena democracia // El Pais 27.08.1985.

30 Unidad. Los Cinco rostros de la oposici6n // Analisis, 4-10 de febrero, 1986, №128.

31 Один из лидеров Христианско-демократической партии Чили в 1958-1989 гг., будущий президент Чили.

Брионес32, Патрисио Филлипс33 и Габриэль Вальдес34, что свидетельствует о его значимости.

Информация о попытках объединения чилийской оппозиции перед плебисцитом 1988 г. содержится в документах "Основы для программы развития университетской системы"35, "Договор "НЕТ"36.

Недостаток этого вида источников заключается в их декларативности37. Он фиксирует основную линию политической организации, ее лозунги и призывы, поэтому исследователь нередко сталкивался с затруднениями при объяснении внутренней логики политического развития38, так как эти документы были предназначены для изложения конкретной позиции партий в строго определенный момент, из них мы не можем почерпнуть информацию об осуществленном данной партией анализе тех или иных долговременных проблем чилийского общества.

Все документы, относящиеся к данному виду - субъективны и созданы в условиях острой политической борьбы. Этот вид источников таит в себе опасность преувеличения заслуг той или иной организации. Так, в документе октябрьского пленума КПЧ 1988 г.39 всячески акцентировалось значение движения "Объединённая Ле-

32 Известный чилийский писатель и журналист, критиковавший режим Пиночета. В 1974-1992 гг. находился в эмиграции в Германии, сторонник ХДП.

33 Чилийский политический деятель. В 1969-1973 гг. -депутат Парламента Чили от Национальной партии (Partido Nacional), в 1973 - кандидат в сенаторы, в 1973-1981 гг. избран сенатором, но прервал свою законотворческую деятельность в связи с военным переворотом, активист Национальной партии.

37 Например, это свойственно документу Oposicion se define (Analisis, 25 de junio - 2 de julio de 1985), призывающему к единству оппозиции, но не указывающему конкретные пути достижения данной цели или «Национальному манифесту в защиту политических заключенных» (Opinion, 7-13 de agosto, 1988, № 6).вая" ("La Izquierda Unida") для завоевания демократии в стране. Направленность такого источника на призыв к быстрому достижению политических успехов, присутствие черт популизма рождает необходимость проверки и дополнения информации через другие источники, в том числе через сопоставление с документами других партий и течений.

Многие партийные документы создавались в ходе полемики с деятелями других партий или общественных движений, следовательно, они помогают посмотреть на одну и ту же проблему с разных позиций40. Ряд партийных документов был обращен непосредственно к народу. Такие документы позволяют судить о характере и методах той или иной организации, партии. Степень влияния партий на народ41 можно определить при изучении конкретных фактов, народных акций протеста.

При анализе партийных документов важно учитывать политическую направленность "правых" и "левых", то есть исходные позиции их авторов. Правые партии - апологеты режима. Им свойственна прорежимная тенденциозность, демагогия, часто грубые искажения действительности и натяжки, нападки на левых, стремление оправдать диктатуру. Соответственно материалы левых оппозиционных партий концентрируются на обличительных оценках режима и своих политических противников. Но такой материал помогает определить подлинные позиции разных сил по отношению к режиму. Он позволяет выявить конкретную идеологическую и политическую платформу той или иной партии (организации), позицию по

тому или иному вопросу, действия этой партии в соответствии с их собственными документами.

Существенно дополняют и конкретизируют декларации и другие документы партий и организаций: речи, выступления и работы политических деятелей, лидеров и активистов разных политических партий и течений. Такие работы писались непосредственными участниками событий, и поэтому налицо их хорошая осведомленность о происходящем. Одновременно данные материалы дают представление о позициях тех или иных политиков и соответствующих политических сил. Речи, выступления и работы политических деятелей существенно дополняют материал партийных документов, с точки зрения выяснения позиций партий и их лидеров по самым разным вопросам, содержат сведения о функционировании тех или иных партий или течений. Естественно, при этом следует учитывать влияние политической принадлежности на характер содержания этих источников, равно как и партийных документов.

Наиболее интересными источниками данного раздела являются произведения самого диктатора. В них мы можем проследить эволюцию взглядов автора от очень близких к фашистским42 до концепции "охраняемой авторитарной демократии"43. Сборник его речей "Пиночет: Родина и демократия" позволяет судить (вместе с другими работами) о позиции диктатора по разным вопросам, интересующим нас, о ее изменении в связи с эволюцией обстановки в стране и мире (конец франкизма, критика режима и его изоляция, рост оппозиционности в стране, осознание утопичности корпора-

тивно - гремиалистского44 (профсоюзного) проекта и прочие). Данным работам свойственно преувеличение заслуг автора, который представляет себя в роли "мессии", "спасителя Чили" от сил мирового коммунизма, "отцом нации". Следует отметить, что в публикациях, вышедших до государственного переворота 1973 г., явно видна симпатия автора к тотальному контролю, железной и всеохватывающей дисциплине авторитарной власти, в более поздних книгах -авторитаризм предстает как необходимая защита, спасение от гражданской войны, происков международного красного террора. В них Чили называлась "рабой и жертвой политических партий", Пиночет призывал к настоящей демократии , которая не зависела бы от количества политических партий и их произвола. Сравнив положение дел в стране с данной концепцией, можно уверенно утверждать, что под "настоящей демократией" подразумевалась система неограниченного произвола со стороны всемогущих властей по отношению к лишенному прав чилийскому народу. Публикации Пиночета искажали реальное положение дел в стране, в них не упоминались или затушевывались проблемы, свойственные Чили, выпячивались и гиперболизировались отсутствующие угрозы46. Но эти работы необходимы и важны для понимания взглядов Пиночета и сторонников его режима, их идеологии, их позиции, их аргументации в сопоставлении с объективными данными по развитию страны, почерпнутыми из других источников.



Выступления и труды видных политиков, принадлежавших как к правым, так и к левым партиям, дают возможность проследить отношения между различными политическими силами (сотрудниче-






Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить. Ингмар Бергман
ещё >>